Тесты для составления идеального коллектива. Тестирование коллектива на сплоченность

1. Двое или более лиц, взаимодействующих и имеют взаимное влияние друг на друга — это:
а) Коллектив.
б) группа. +
в) Трудовой коллектив.

2. Форма социальной организации, которая формируется на основе совместной работы и в рамках которой реализуются основные функции личности — это:
а) группа.
б) Коллектив.
в) Трудовой коллектив. +
г) Все ответы не является верными.

3. К основным функциям личности, реализуемых в трудовом коллективе, относятся:
а) Трудовая функция.
б) Познавательная функция.
в) Общественная функция.
г) Все ответы верны. +

4. По стадиям развития трудовые коллективы бывают:
а) коллективов, формируется.
б) стабильный коллектив.
в) коллектив, распадаются.
г) Все ответы верны. +

5. По степени подчиненности трудовые коллективы бывают:
а) производственными и непроизводственными.
б) Постоянными и временными.
в) первичные и вторичные. +
г) коллектив, формируются и стабильными.

6. Информационное и эмоциональное сплочение коллектива заложено:
а) В познавательную функцию.
б) функцию общения. +

г) В регулятивную функцию.

7. Влияние на представителей трудового коллектива и координировать поведение индивида заложено:
а) В познавательную функцию.
б) функцию общения.
в) В коммуникативную функцию.
г) В регулятивную функцию. +

8. Формирование общеколлективного эмоционального состояния представителей трудового коллектива заложено:
а) В познавательную функцию.
б) функцию общения.
в) В коммуникативную функцию. +
г) В регулятивную функцию.

9. К внешним факторам, которые обуславливают динамику трудового коллектива относятся:
а) Организационные изменения.
б) Изменение качественных характеристик представителей трудового коллектива.
в) Материальную базу предприятия.
г) Верные ответы «а» и «в».+

10. Условия, влияющие на развитие трудового коллектива:
а) Уровень взаимодействия с другими коллективами.
б) Сходство состава трудового коллектива.
в) Количество участников трудового коллектива.
г) Все ответы верны. +

11. Социально-психологический климат трудового коллектива — это:


в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий пра-ков коллектива. +

12. Социальный климат трудового коллектива — это:
а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива.
б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач. +

г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе.

13. Моральный климат трудового коллектива — это:
а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива. +
б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач.
в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий работников коллектива.
г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе.

14. Психологический климат трудового коллектива — это:
а) Моральные ценности, принятые большинством представителей коллектива.
б) Уровень осознанности представителями коллектива поставленных целей и задач.
в) Характер ценностных ориентаций, личностных отношений и взаимных ожиданий работников коллектива.
г) Характер неофициальной атмосферы в коллективе. +

15. Типы социально-психологического климата бывают:
а) Благоприятный и неблагоприятный. +
б) Благоприятный и неустойчивый.
в) Неустойчивый и неблагоприятный.
г) Все три типа.

16. Какая из социальных позиций личности направлена на удовлетворение личностных интересов при безразличии к общественному или даже с возможностью ущерба для них:

б) Позиция социальной инертности.
в) Потребительская позиция. +
г) Антиобщественная позиция.

17. Какая из социальных позиций личности характеризуется слабым чувством коллективизма, ответственности
а) Позиция социальной активности.
б) Позиция социальной инертности. +
в) Потребительская позиция.
г) Антиобщественная позиция.

18. Организованность, как параметр оценки развития коллектива, определяет:
а) Цель деятельности трудового коллектива, а также коллективистскую или эгоистическую позицию его представителей.
б) Способность сохранять целостность трудового коллектива. +
в) Общность межличностных отношений, позитивный характер эмоциональных установок.
г) Все ответы не является верными.

19. Совокупность групп, формируемых по определенным признакам (пол, возраст, стаж) — это:
а) Производственно-функциональная структура трудового коллектива.
б) Социально-организационная структура трудового коллектива.
в) Социально-демографическая структура трудового коллектива. +
г) Социально-психологическая структура трудового коллектива.

20. Трудовая адаптация бывает:
а) Первичной.
б) Вторичной.
в) Прерывистой.
г) Верные ответы «а» и «б».+

21. Психофизиологическая адаптация — это:
а) Включение работника в систему взаимоотношений представителей трудового коллектива.

в) Приспособление действующих на предприятии санитарно-гигиенических норм и условиями организации труда. +

22. Социально-психологическая адаптация — это:
а) Включение работника в систему взаимоотношений представителей трудового коллективу. +
б) Принадлежность к определенному уровню овладения профессиональными навыками и умениями.
в) Приспособление действующих на предприятии санитарно-гигиенических норм и условиям организации труда.
г) Развитие устойчивого позитивного отношения к своей профессии.

23. Хронология осуществления стадий трудовой адаптации работников является следующей:
а) 1 — стадии ассимиляции; 2 — стадия ознакомления; 3 — стадия приспособления.
б) 1 — стадия ознакомления; 2 — стадии ассимиляции; 3 — стадия приспособления.
в) 1 — стадия ознакомления; 2 — стадия приспособления; 3 — стадии ассимиляции. +
г) 1 — стадия приспособления; 2 — стадия ознакомления; 3 — стадии ассимиляции.

24. Идентификация личности и трудового коллектива происходит на стадии:
а) Ассимиляции. +
б) Ознакомление.
в) Приспособление.
г) Всех стадиях.

25. На стадии приспособления наблюдается:



г) Полное неприятие корпоративной культуры предприятия.

26. На стадии ознакомления наблюдается:
а) Получение информации о нормах поведения и о ситуации в трудовом коллективе в целом.
б) Идентификация личности и трудового коллектива.
в) Переориентация, то есть признание многих элементов новой системы ценностей, при сохранении своих установок. +
г) Полное неприятие корпоративной культуры предприятия

27. Основными предпосылками успешной трудовой адаптации являются:
а) Профессиональная ориентация. +
б) Профессиональный отбор.
в) Престиж и привлекательность профессии.
г) Все ответы верны.

28. К социально-демографических личностных факторов трудовой адаптации относят:



+

29. Социологическим личностных факторов трудовой адаптации относят:
а) Уровень притязаний, восприятие самого себя.
б) Образование, стаж, квалификацию, социальное происхождение.
в) Степень материальной заинтересованности, степень профессионального интереса. +
г) Форма организации труда, разделение труда, уровень инновационности производства.

30. К психологическим личностных факторов трудовой адаптации относят:
а) Уровень притязаний, восприятие самого себя. +
б) Образование, стаж, квалификацию, социальное происхождение.
в) Степень материальной заинтересованности, степень профессионального интереса.
г) Форма организации труда, разделение труда, уровень инновационности производства.

Всех членов группы просят указать десять положительных и отрицательных характеристик значимого для группы явления (например, своего лидера, особенности своего коллектива, своей совместной деятельности, перспектив группы и т.д.). Затем на основе их ответов составляется два набора положительных и отрицательных характеристик таким образом, чтобы в них оказались включенными характеристики, названные хотя бы одним членом группы.

Каждому члену группы предлагается выбрать из этих наборов по пять положительных и отрицательных характеристик, получивших максимальное количество выборов. Кроме того, подсчитывается общее количество выборов, сделанных членами данной группы из каждого предложенного набора. (В силу того, что все участники делают только пять выборов, это количество численно равно произведению величины группы на пять).

Показатели ценностно-ориентированного единства (ЦОЕ), сплоченности отдельно по выборам положительных и отрицательных характеристик определяются по формуле:

где: ЦОЕ – сплоченность группы в отношении данного объекта оценки, %;

n – сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших максимальное количество выборов;

m – сумма выборов, приходящихся на пять характеристик, получивших минимальное количество выборов;

N – общее количество выборов, сделанных членами данной группы.

Группа с максимально возможным ЦОЕ – все участники выбирают одни и те же характеристики. Группа с минимально возможным ЦОЕ (полное отсутствие ценностно-ориентационного единства) – участники не отдают предпочтения ни одной из характеристик исходного набора, то есть выбирают каждую из них одинаковое число раз.



Итоговый показатель групповой сплоченности при помощи описанной методики определяется как полусумма показателей ЦОЕ, вычисленных по положительным и отрицательным характеристикам.

Тест 14. Изучение психологического климата коллектива

· 3 – свойство проявляется в группе всегда;

· 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;

· 1 – свойство проявляется нередко;

· 0 – проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство.

Свойство психологического климата А Оценка Свойство психологического климата В
1. Преобладает бодрый жизнерадостный тон настроения. Преобладает подавленное настроение.
2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии. Конфликтность в отношениях, антипатии.
3. В отношениях между группировками внутри Вашего кол-ва существует взаимное понимание и расположение. Группировки конфликтуют между собой.
4. Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать совместной деятельности К более тесному общению проявляют безразличие, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов группы. Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство.
6. С уважением относятся к мнению других. Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению других.
7. Достижения и неудачи группы переживаются как собственные. Достижения и неудачи группы не находят отклика у ее членов.
8. В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение, все друг друга поддерживают. В трудные дни группа «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения
9. Чувство гордости за группу, если ее хвалят, отмечает руководство. К похвалам и поощрениям группы относятся равнодушно.
Группа активна, полна энергии. Группа инертна, пассивна.
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность.
В группе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту. Группа заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым.
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно. Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах.

Подсчет итогов

Сложить оценки левой стороны в вопросах 1, 2, 3, 4,5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, – сумма А; Сложить оценки правой стороны во всех вопросах – сумма В; найти разницу С=А-В. Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида. Если С более 25, значит психологический климат благоприятен. Если С менее 25 – климат неустойчиво благоприятен. Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:

где: N – число членов группы

Процент людей, оценивающих климат как неблагоприятный, определяется по формуле:

где: n(С) – количество людей, оценивающих климат коллектива как неблагоприятный;

N – число членов группы.

ВВЕДЕНИЕ.. 3

ГЛАВА 1. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НА УЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА.. 4

1. Гуманизация образования. Взаимосвязь всех сфер жизнедеятельности. 4

2. Объективные предпосылки возрастания научного знания к системе управления. 6

3. Объект, предмет, задачи курса и принципы социологии и психологии управления. 9

4. Исторический путь развития управленческой мысли и основные теории управления. 14

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 21

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА УПРАВЛЕНИЯ.. 21

1. Общественная (групповая) потребность в управлении. 21

2. Структура социальных систем. Управление (самоуправление) как атрибут социальных систем.. 25

3. Социальные и психологические ресурсы эффективного управления. 27

4. Социальные последствия и ответственность за результаты управления. 28

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 31

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННО-НЕОБХОДИМОГО ТРУДА.. 32

1. Управление как трудовой процесс. 32

2. Социологические и психологические аспекты управленческой деятельности. 38

3. Профессионализм в управлении и профессионально-значимые качества, необходимые субъекту управленческого труда. 41

4. Критерии оценки управленческого труда. 42

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 44

ГЛАВА 4. Социальная ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ В НЕЙ.. 45

1. Сущность организации. 45

2. Структура социальной организации. социальные процессы в трудовой организации. 48

3. Самоуправление в трудовой организации. 52

4. Вопросы для повторения и обсуждения. 53

ГЛАВА 5. АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.. 53

1. Структура управления. 53

2. Общие функции социологии и психологии управления. 55

3. Функции аппарата управления. Симптомы бюрократизации в его деятельности. 57

4. Деятельность руководителей по укреплению социально-психологического единства (сплоченности) между всеми социальными группами системы управления. 62

5. Управление конфликтами. 63

6. Вопросы для повторения и обсуждения. 66

ГЛАВА 6. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.. 66

1. Понятие личности и ее социологическая и социально-психологическая структура. 66

2. Социальные позиции и роли личности в системе управленческих отношений. 70

3. Личностный потенциал работника в рыночных условиях хозяйствования. 72

4. Уровень притязаний личности в трудовой организации. 74

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 76

ГЛАВА 7. ПРОБЛЕМЫ ИЕРАРХИИ И ВЛАСТИ В УПРАВЛЕНИИ.. 77

1. Иерархия и власть как объективные предпосылки процесса управления. 77

2. Виды власти. 79

3. Стили руководства. 82

4. Отношение в социальных системах по поводу реализации властных полномочий. общение руководителей с подчиненными 84

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 86

ГЛАВА 8. РУКОВОДИТЕЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ.. 87

1. Руководитель и лидер. 87

2. Мышление руководителя. 90

3. Социально-психологические аспекты деятельности руководителя трудовой организации в рыночных условиях хозяйствования. 93

4. Реализация управленческого комплекса ролей руководителя в условиях рынка. 95

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 101

ГЛАВА 9. СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 101

1. Способности к управленческой деятельности, их понятие в психологии. 101

2. Определение состава управленческих способностей. 103

3. Управленческие (менеджерские) характеристики и общеорганизационные способности. 104

4. Структурно-психологический критерий деления способностей. 108

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 109

ГЛАВА 10. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЦЕЛЬ И ПРОДУКТУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 109

1. Концепция организационной культуры. Понятие и структура. 109

2. Развитие и поддержание организационной культуры.. 112

3. Влияние культуры на организационную эффективность. 115

4. Управление организационной культурой. 117

5. Организационная патология и управленческая культура. 118

6. Вопросы для повторения и обсуждения. 119

ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.. 120

1. Общая характеристика процессов принятия управленческих решений. 120

2. Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений. 122

3. Структурная организация процессов принятия управленческих решений. 125

4. Феноменология принятия управленческих решений. 127

5. Индивидуальные различия управленческих решений. 128

6. Вопросы для повторения и обсуждения. 131

ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 131

1. Социальное партнерство в социально-трудовой сфере как общественное явление. 131

2. Условия и основные факторы социального партнерства. 138

3. Субъекты социального партнерства. 139

4. Механизм управления через систему социального партнерства. 141

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 143

ГЛАВА 13. ПРОБЛЕМЫ «ВЫЖИВАНИЯ» ТРУДОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ) В РЫНОЧНЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.. 143

1. Изменчивость среды и требования к формированию новой парадигмы управления. 143

2. Закон выживания. Обеспечение внешней адаптации и внутренней интеграции как двуединая задача эффективного управления. 146

3. Психологические проблемы переориентации кадров и формирование новых психологических установок, норм и традиций, диктуемых рыночной экономикой. 147

4. Управленческая деятельность по выводу трудовой организации (предприятия) из зоны банкротства. 150

5. Вопросы для повторения и обсуждения. 154

ГЛАВА 14. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.. 154

1. Особенности управления в корпорациях США.. 154

2. Система управления в Японии: основные положения, принципы, социальный опыт. 156

3. Система управления на предприятиях Финляндии, Швеции. 159

4. Вопросы для повторения и обсуждения. 161

ГЛАВА 15. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В XXI ВЕКЕ.. 161

1. Инновационно-практическая направленность социальных технологий. 161

2. Социальные технологии формирования лидера и команды.. 165

3. Социальные технологии управления в экстремальных ситуациях. 169

4. Социальные технологии повышения эффективности функционирования организации и управления ею.. 172

5. Особенности управления в XXI веке и формирование инновационной управленческой культуры.. 175

6. Вопросы для повторения и обсуждения. 178

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ.. 178

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» 186

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 192

Тест 1. Методика Т. Элерса. 192

Тест 2. Оптимист или пессимист?. 194

Тест 3. Готовы ли Вы к сотрудничеству?. 196

Тест 4. Экономический практикум для специалиста по экономике. 197

Тест 5. Расчетливы или экономны ли Вы?. 198

Тест 6. Психологический практикум.. 200

Тест 7. Методика оценки поведения в конфликте (опросник К. Томаса) 200

Тест 8. «Шкала глубины конфликта». 203

Тест 9. Ваш творческий потенциал. 204

Тест 10. Степень развития администраторских или лидерских способностей. 206

Тест 11. Экстраверт – Интраверт – Амбаверт. 206

Тест 12. Подбор людей для формирования работоспособной команды с учетом основных черт и качеств личности. 207

Тест 13. Изучение сплоченности коллектива. 211

Тест 14. Изучение психологического климата коллектива. 211

Учебное пособие для вузов

Олег Викторович Ромашов,

Людмила Олеговна Ромашова

Когда понадобится: поможет разобраться, какое место оцениваемый занимает в коллективе, насколько его ценят коллеги и как относится к нему руководство.

Инструкция

Выберите один из предложенных вариантов ответа на каждый вопрос и обведите его.

Тестовое задание

1. Вы решили посещать спортивный клуб, потому что там занимаются ваши коллеги. Как долго вы будете его посещать? а) с упорством будете добиваться лучших показателей; б) все зависит от настроения; в) не продержитесь и недели.

2. Если кто-то попытается влезть в очередь перед вами, что вы сделаете? а) выразите свое недовольство; б) промолчите, но не пропустите; в) пропустите свою очередь, проклиная свою застенчивость.

3. Ваши коллеги начали спорить о вопросе, в котором вы отлично разбираетесь. Как вы себя поведете? а) поможете коллегам разобраться; б) не станете вмешиваться, пока не спросят вашего мнения; в) останетесь в стороне, потому что уверены, что ваше мнение никого не интересует.

4. На улице к вам обращается с вопросом корреспондент телевидения. Какова ваша реакция? а) спокойно ответите на вопросы; б) будете разговаривать, только если тема вам интересна; в) откажетесь от разговора.

5. Парикмахер предложил вам попробовать новую стрижку. Согласитесь ли вы на эксперимент? а) полностью доверитесь мастеру; б) только если вы сами придумаете стрижку; в) останетесь верны привычной стрижке.

6. На работе вам поручили важное дело, выполнение которого зависит только от вас одного. Будете ли вы волноваться по этому поводу? а) нет, любое задание вам по силам; б) все зависит от того, что вам предстоит сделать; в) да, постараетесь отказаться от задания.

7. На какое время вы запланируете важную встречу? а) на раннее утро; б) на вторую половину дня; в) узнаете у собеседника, когда у него будет свободное время для встречи с вами.

8. Вы занялись интересным для вас делом, но вам нужно завершить работу с бумагами. Каковы ваши действия? а) работа важнее всего; б) доделаете свое любимое дело до конца, а потом приметесь за работу; в) будете заниматься своим личным делом.

9. Вы дали другу почитать вашу любимую книгу, а он возвратил ее безнадежно испорченной. Что вы предпримете? а) не станете делать из этого трагедии; б) потребуете компенсации; в) промолчите, но больше никогда ему ничего не дадите.

Ключ к тесту оценки поведения в коллективе

Описание

Тест оценки поведения в коллективе помогает разобраться, какое место оцениваемый занимает в коллективе, насколько его ценят коллеги и как относится к нему руководство.

Ключ к тесту

За каждый ответ под буквой «а» поставьте себе 1 балл, «б» – 2 балла, «в» – 3 балла.

Суммируйте полученные баллы.

Интерпретация результата

До 13 баллов. Оцениваемый – незаменимый человек в коллективе. Ни один важный вопрос не решается без его непосредственного участия. Он с легкостью справляется с любыми заданиями руководства. При полной загруженности он еще успевает дать дельный совет тем, кто в нем нуждается. Он лидер по своей природе. Часто участвует в новых проектах, так как легко ориентируется в незнакомой обстановке и быстро реагирует на меняющиеся обстоятельства. Такой человек уже давно завоевал авторитет среди коллег, и у руководства он на хорошем счету.

13–20 баллов. Оцениваемый обладает определенной амбициозностью, но ему не хватает целеустремленности. Он никогда не откажется от нового задания, но и особого энтузиазма не будет проявлять при его выполнении. Коллеги уважают такого человека, но за советом обращаются к нему редко. Он не является для них авторитетом. В ближайшем будущем продвижения по службе такой тип людей, как правило, не предвидит. Он добивается уважения и признания не напором и быстротой, а усидчивостью и верностью компании.

21–27 баллов. Оцениваемого можно охарактеризовать как очень неуверенного в себе человека. Ему трудно ориентироваться в незнакомой обстановке, а общение с новыми людьми его выбивает из привычной колеи. Он довольствуется тем малым, что имеет, и к большему даже не стремится. Коллеги часто сваливают на оцениваемого всю рутинную работу. Вероятнее всего, он так и будет занимать всю свою жизнь одну и ту же должность. Перспектива смены работы пугает его настолько, что он будет держаться за прежнее место даже в том случае, если ему полгода не будут платить зарплату. Для успеха оцениваемому необходимо поменять свои жизненные принципы.

На основании исследований Рэймонд Мередит Белбин выделил 8 типов ролей, которые исполняет человек в зависимости от личных особенностей и качеств:

Председатель, Формирователь, Мыслитель, Исполнитель, Разведчик, Оценщик, Коллективист, Доводчик.

Следующий тест - «Командные роли» Р. М. Белбина позволит определить естественные для вас роли в коллективе, а также те роли, от выполнения которых вы предпочли бы отказаться.

Инструкция.

В каждом из семи блоков данного опросника распределите 10 баллов между возможными ответами согласно тому, как вы полагаете они лучше всего подходят вашему собственному поведению. Если вы согласны с каким-либо утверждением на все 100%, вы можете отдать ему все 10 баллов. При этом одному предложению можно присвоить минимум 2 балла. Проверьте, чтобы сумма всех баллов по каждому блоку не превышала 10.

Вопросы к тесту Белбина.

Блок 1. Какой вклад я могу внести в работу команды:

10. Я думаю, что способен быстро замечать новые возможности и извлекать из них выгоды.
11. Я могу успешно работать с самыми разными людьми.
12. Генерация идей - моё врожденное достоинство.
13. Моим достоинством является умение находить людей, способных принести пользу команде.
14. Моя способность доводить всё до конца во многом обеспечила мою профессиональную эффективность.
15. Я готов перенести временную непопулярность, если вижу, что мои действия принесут в конечном счете полезные результаты.
16. Я быстро выясняю, что сработает в данной ситуации, если в подобную ситуацию я уже попадал.
17. Личные заблуждения и предубеждения не мешают мне находить и доказывать преимущества альтернативных действий.

Блок 2. Мои недостатки, которые могут проявиться в командной работе:

20. Я чувствую себя неуверенно на совещании, если отсутствуют четкая повестка дня и контроль за её соблюдением.
21. Я склонен быть слишком великодушным к людям, имеющим правильную точку зрения, но не высказывающим её открыто.
22. Я склонен слишком много говорить, когда в группе обсуждаются новые идеи.
23. Вследствие моей осмотрительности я не склонен быстро и с энтузиазмом присоединяться к мнению коллег.
24. Я иногда выгляжу авторитарным и нетерпимым, когда чувствую необходимость достичь чего-то.
25. Мне трудно повести людей за собой, поскольку я слишком подвержен влиянию атмосферы, царящей в группе.
26. Я слишком захвачен идеями, которые мне приходят в голову, и поэтому плохо слежу за тем, что происходит вокруг.
27. Мои коллеги находят, что я слишком много внимания уделяю деталям и чрезмерно беспокоюсь о том, что дела идут неправильно.

Блок 3. Участие в совместном проекте:

30. Я умею влиять на людей, не оказывая на них давления.
31. Врожденная осмотрительность предохраняет меня от ошибок, возникающих из-за невнимательности.
32. Я готов оказать давление, чтобы совещание не превращалось в пустую трату времени и не терялась из виду основная цель обсуждения.
33. Можно рассчитывать на поступление от меня оригинальных предложений.
34. Я всегда готов поддержать любое предложение, если оно служит общим интересам.
35. Я энергично ищу среди новых идей и разработок свежайшие.
36. Я надеюсь, что моя способность выносить беспристрастные суждения признаётся всеми, кто меня знает.
37. На меня можно возложить обязанности следить за тем, чтобы наиболее существенная работа была организована должным образом.

Блок 4. Особенности моего стиля работы в команде:

40. Я постоянно стараюсь лучше узнать своих коллег.
41. Я неохотно возражаю своим коллегам и не люблю сам быть в меньшинстве.
42. Я обычно нахожу вескую аргументацию против плохих предложений.
43. Я полагаю, что обладаю талантом быстро организовать исполнение одобренных планов.
44. Я обладаю способностью избегать очевидных решений и умею находить неожиданные.
45. Я стремлюсь добиться совершенства при исполнении любой роли в командной работе.
46. Я умею устанавливать контакты с внешним окружением команды.
47. Я способен воспринимать любые высказываемые мнения, но без колебаний подчиняюсь мнению большинства после принятия решения.

Блок 5. Я получаю удовлетворение от работы, потому что:

50. Мне доставляет удовольствие анализ ситуаций и взвешивание всех шансов.
51. Мне нравится находить практические решения проблем.
52. Мне нравиться сознавать, что я создаю хорошие рабочие взаимоотношения.
53. Я способен оказывать сильное влияние на принятие решений.
54. Я получаю возможность встретиться с людьми, способными предложить что-то новое для меня.
55. Я способен добиться согласия людей на реализацию необходимого курса действий.
56. Я чувствую себя в своей стихии, когда могу уделить задаче все мое внимание.
57. Мне нравится находить задачи, требующие напряжения воображения.

Блок 6. Если мне неожиданно предложат решить трудную задачу за ограниченное время с незнакомыми людьми, то:

60. Я бы почувствовал необходимость сначала в одиночестве обдумать пути выхода из тупика, прежде чем начать действовать.
61. Я был бы готов работать с человеком, указавшим наиболее позитивный подход, каковы бы ни были связанные с этим трудности.
62. Я бы попытался найти способ разбиения задачи на части в соответствии с тем, что лучше всего умеют делать отдельные члены команды.
63. Присущая мне обязательность помогла бы нам не отстать от графика.
64. Я надеюсь, мне бы удалось сохранить хладнокровие и способность логически мыслить.
65. Я бы упорно добивался достижения цели, несмотря ни на какие помехи.
66. Я был бы готов действовать силой положительного примера при появлении признаков отсутствия прогресса в командной работе.
67. Я бы организовал дискуссию, чтобы стимулировать выдвижение новых идей и придать начальный импульс командной работе.

Блок 7. Проблемы, с которыми я сталкиваюсь, работая в команде:

70. Я склонен проявлять нетерпимость по отношению к людям, мешающим, по моему мнению, прогрессу в делах группы.
71. Окружающие иногда критикуют меня за чрезмерный рационализм и неспособность к интуитивным решениям.
72. Мое стремление обеспечить условия, чтобы работа выполнялась правильно, может приводить к снижению темпов.
73. Я слишком быстро утрачиваю энтузиазм и стараюсь почерпнуть его у наиболее активных членов группы.
74. Я тяжел на подъем, если не имею ясных целей.
75. Мне иногда бывает очень трудно разобраться во встретившихся мне сложностях.
76. Я стесняюсь обратиться за помощью к другим, когда не могу что-либо сделать сам.
77. Я испытываю затруднения при обосновании своей точки зрения, когда сталкиваюсь с серьезными возражениями.

Ключ.

Перенесите свои баллы из каждого блока опросника в таблицу внизу. Проследите, чтобы общая сумма всех баллов в итоговой строке была равна 70. Если итог не равен 70, пересчитайте, пожалуйста, еще раз, где-то была допущена ошибка.

Председатель / Координатор Творец / Формирователь Генератор идей / Мыслитель Эксперт / Оценщик Работник / Исполнитель Исследователь / Разведчик Дипломат / Коллективист Реализатор / Доводчик
1 блок
2 блок
3 блок
4 блок
5 блок
6 блок
7 блок
Итого

Наивысший балл по командной роли показывает, насколько хорошо Вы можете исполнять эту роль в управленческой команде. Следующий результат после наивысшего может обозначать поддерживающую роль, на которую Вы можете переключиться, если Ваша основная командная роль занята в группе.

Расшифровка (ответы) к методике Мередита Бедлина.

Тип Характеристики личности Вклад в работу команды Допустимые слабости
Председатель / Координатор: Зрелый.

Уверенный в себе, доверяющий.

Разъясняет цели и расставляет приоритеты.

Мотивирует коллег, повышает в должности.

Не очень интеллигентен, личность не высоко творческая.
Навигатор / Формирователь: Очень сильная личность.

Общителен, динамичен.

Способен работать в режиме высокого напряжения, преодолевать препятствия для достижения цели. Легко поддается на провокацию.
Генератор идей / Мыслитель: Умный.

С хорошим воображением.

Неординарный.

Предлагает оригинальные идеи.

Решает сложные вопросы.

Слабо контактирует и плохо управляет обыкновенными членами команды.
Наблюдатель / Оценщик: Трезво оценивает обстановку.

Интеллигентен.

Скуп на эмоции.

Объективен.

Рассматривает все варианты.

Анализирует.

Старается предвидеть результат.

Недостает способности вдохновить остальной коллектив.
Работник / Исполнитель: Консервативен.

Дисциплинирован.

Надежен.

Организует.

Претворяет в жизнь идеи и планы.

Негибок.

Медленно реагирует на новые возможности.

Снабженец / Разведчик: Экстраверт.

Энтузиаст.

Любопытен.

Общителен.

Изучает новые возможности.

Развивает контакты.

Переговорщик.

Теряет интерес по мере угасания первоначального энтузиазма.
Коллективист / Миротворец: Ориентирован на общество.

Мягок, уживчив, восприимчив.

Слушает.

Строит, улаживает разногласия.

Работает с трудными людьми.

Теряется в острых ситуациях.
Человек, расставляющий точки над " i "/ Доводчик: Сознательный.

Беспокойный.

Ищет ошибки, недоработки.

Концентрируется и ориентирует других на установленные сроки.

Имеет тенденцию напрасно беспокоиться.

Не любит делегировать полномочия.

Согласно теории Белбина, идеальный менеджер – тот, кто совмещает в себе все достоинства вышеперечисленных типов ролей и при этом лишен их недостатков, в силу противоречивости личностных характеристик не существует.

Но то, что недоступно одному человеку, может с успехом выполнить команда, личностные характеристики которых охватывают качества, необходимые для реализации всех 8 ролей. Это не означает, что группа должна состоять непременно из восьми человек. Каждый человек может совмещать в себе несколько ролей, но, как правило, не очень много, обычно не более 2-3 ролей. Главное, чтобы все функции выполнялись. Полная ролевая структура создает основу для эффективной работы команды в целом.

В случае если группа работает неэффективно, полезно проанализировать ее состав на предмет 8 ролей по Белину. Возможно, что в команде не хватает сотрудника, играющего важную роль.

Классификация ролей в группе по Белбину (подробно).

Председатель (Координатор,Coordinator)

Поощряющий и поддерживающий тип. Склонен доверять людям и принимать их такими, какие они есть, без проявления ревности или подозрительности. Председатель - это сильное доминирование и преданность групповым целям. Стиль руководства командой Председателя - радушно принимать вносимые вклады в деятельность команды и оценивать их в соответствии с целями команды . Зрелый, уверенный, самодисциплинированный. Спокойный, несуетливый. Умеет четко формулировать цели, продвигает решения, делегирует полномочия. Организует работу команды и использование ресурсов в соответствии с групповыми целями. Имеет ясное представление о сильных и слабых сторонах команды и максимально использует потенциал каждого члена команды. Председатель может не обладать блестящим интеллектом, но он хорошо руководит людьми. Идеальный Председатель выглядит как хороший менеджер, то есть человек, знающий как использовать ресурсы, исключительно адаптивный при общении с людьми, но в то же время никогда не теряющий своего контроля над ситуацией и своей способности принимать самостоятельные решения, основанные на собственной оценке того, что необходимо на практике. Председатель - это хороший лидер для сбалансированной по своему составу команды, перед которой стоят сложные и многогранные проблемы, требующие эффективного распределения ролей внутри команды.

Формирователь (Приводящий в действие, Shaper)

Предпринимательский тип. Формирователи всегда выступают как побудители к действию, и если команда склонна к бездействию или самодовольству, то присутствие Формирователя выведет ее из этого состояния. Такой лидер - динамичный, бросает вызов, оказывает давление. Стиль руководства Формирователя - оспаривать, мотивировать, достигать . Это более индивидуалистичный, чем Председатель тип лидера, который подталкивает людей к действиям и, увлекая их за собой, столь же часто приводит команду к неудаче, как и к успеху. Его мужество и энергия позволяют преодолевать трудности.

Формирователи по многим параметрам являются антиподами Коллективистов. Ненавидят проигрыши, склонны к провокациям, раздражению и нетерпению. Характеризуются высокой самооценкой, склонностью к фрустрации, общительностью и подозрительным отношением к людям. Это экстраверты, побуждаемые к действиям требованиями внешней среды. Как лидеры они хороши для уже сработанной команды, которая в своей работе столкнулась со сложным, внешним, либо внутренним препятствием. Как менеджеры Формирователи процветают в ситуациях, характеризующихся "политической сложностью", сдерживающей движение вперед.

Мыслитель (Plant)

Интровертивный тип генератора идей. Изобретателен, обладает богатым воображением - человек с идеями, умеющий решать нестандартные проблемы. Как правило, Мыслители действуют в одиночку, сидя в своем углу и обдумывая различные варианты. Обладают высоким интеллектуальным уровнем и очень высоким показателем креативности. Это яркие представители интеллектуалов-одиночек, и они часто воспринимаются членами команды как не слишком коммуникабельные. Им свойственна прямота и честность в общении. Стиль Мыслителя - привносить инновационные идеи в работу команды и ее цели. Он склонен "витать в облаках" и игнорировать детали или протокол. Чем более успешно Мыслители осуществляют свою роль в команде, тем меньше их поведение похоже на привычную модель поведения менеджера. В мире организаций Мыслители не слишком процветают, и их менеджерская карьера редко бывает блестящей. Как правило, они очень способны и умелы, что приводит к тому, что в большинстве случаев они становятся техническими специалистами, а не занимают высокие управленческие посты. Мыслители чаще встречаются в новых, только формирующихся компаниях, поскольку по складу своему они скорее предприниматели, чем менеджеры.

Оценщик (Monitor-Evaluator)

Рассудителен, проницателен, обладает стратегическим мышлением. Видит все альтернативы, все взвешивает - инспектор. Оценщик объективен при анализе проблем и оценке идей. Редко охваченный энтузиазмом, он защищает команду от принятия импульсивных, отчаянных решений. Представители этой роли ярко не проявляют себя в команде до тех пор, пока не приходит время принятия важных решений. При этом члены команды, предлагающие идеи (Мыслитель и Разведчик) редко являются теми людьми, которые способны оценить выгоду от своих идей и их последствия. Представители этой роли отличаются высоким интеллектуальным уровнем, высокими показателями критичности мышления, особенно это касается их способности выдвигать контраргументы. Оценщики достаточно медлительны в своих рассуждениях и всегда предпочитают все тщательно обдумывать. Оценщикам может не хватать вдохновения или способности мотивировать других. Окружающими они могут восприниматься как сухие, несколько занудные и порой чересчур критичные люди. Многие даже удивляются, как представители этой категории вообще становятся менеджерами. Тем не менее Оценщики нередко занимают высокие стратегические посты в организациях.

Исполнитель (Implementer)

Основным качеством Исполнителей является дисциплинированность; другие же природные способности или интеллект почти всегда в их случае вторичны. Стиль исполнителя в команде - организация работ . Исполнители надежны, консервативны и эффективны. Они обладают внутренней стабильностью и низким уровнем беспокойства. Работают преимущественно на команду, а не ради удовлетворения собственных интересов. Умеют реализовать идеи в практических действиях.

Исполнители принимают поставленные перед ними цели, которые становятся частью их морального кодекса, и придерживаются их при выполнении работ. Они систематически составляют планы и выполняют их. Очень эффективные организаторы и администраторы. Они могут иметь недостаток гибкости и не любят непроверенные идеи.

В крупных, хорошо структурированных организациях карьера таких людей обычно складывается очень успешно. Успех и признание приходят к Исполнителям со временем в результате того, что они систематически делают ту работу, которую необходимо делать, даже если она не отвечает их внутренним интересам или не приносит удовольствия.

Разведчик (Исследователь ресурсов, Resource Investigator)

Экстравертивный тип генератора идей. Энтузиаст, общителен. Это еще один член команды, ориентированный на предложение новых идей. Однако, способ генерации идей Разведчиками и сам характер предлагаемых ими идей отличны от мыслителей. Они склонны не столько сами предлагать оригинальные идеи, сколько "подбирать" фрагменты идей окружающих и развивать их. Разведчики особо искусны в изучении ресурсов за пределами команды. Стиль построения команды разведчика - создать сеть и собирать полезные ресурсы для команды . При средних показателях интеллектуального уровня и креативности, они общительны, любознательны и социально ориентированы. Благодаря этим качествам и умению использовать ресурсы Разведчики легче, чем Мыслители интегрируются в команду. При умелом руководстве лидера команды Мыслитель и Разведчик могут успешно сосуществовать вместе, не покушаясь на территорию друг друга и внося каждый свой вклад в предложение новых идей.

Коллективист (Team Worker)

Мягкий, восприимчивый, дипломатичный. Умеет слушать, предотвращает трения членов команды - чувствителен по отношению и к индивидам, и к ситуациям. Коллективист играет ориентированную на отношения, поддерживающую роль в команде. Если в команде есть сложные в общении люди, то Коллективисты способны оказать мягкое воздействие на ситуацию и предотвратить потенциальные конфликты, тем самым оказывая помощь формальному лидеру команды в выполнении поставленной задачи. Коллективист может быть нерешителен в момент кризиса.

Представители этого типа нередко встречаются среди высшего руководства организаций. Из них получаются отличные наставники молодых менеджеров.

Доводчик (Completer-Finisher)

Старателен и добросовестен. Ищет ошибки и упущения. Контролирует сроки выполнения поручений. Как правило, об успехе команды судят по окончательным результатам ее работы. При этом многие люди почти патологически не могут довести начатое ими до конца, и умение завершать начатое является достаточно редким качеством. Доводчики - это люди обладающие этим даром в полной мере. Их отличает внимание к деталям и умение держать в голове запланированное, обеспечивая чтобы ничего не упускалось и все детали плана были доведены до завершения. Они предпочитают постоянные усилия, согласованность и последовательность действий "кавалерийским атакам". Они ориентированы на выполнение обязательств и меньше интересуются эффектным и громким успехом. Склонность к достижению совершенства во всем, за что они берутся, и непреклонность в достижении намеченного - их непременные качества. К их слабым сторонам следует отнести недостаточную гибкость, в результате чего они порой тратят слишком много сил на достижение поставленных целей, которые при изменившихся обстоятельствах оказываются недостижимыми.

Тест Р.М. Белбина "Командные роли". Классификация ролей в группе.

4.9166666666667 Rating 4.92 (6 Votes)

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы, определить, как подросток воспринимает окружающий его коллектив (как помеху своей деятельности; как средство, способствующее достижению личных целей; как самостоятельную ценность), и объяснит мотивы его поведения в коллективе. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим» .

Тип 2. Индивид воспринимает группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации. Данный тип восприятия индивидом группы можно назвать «прагматическим».

Тип 3. Индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для индивида выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность, как в успехах каждого члена группы, так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы. Этот тип восприятия индивидом своей группы может быть назван «коллективистическим».

Тест состоит из 14 пунктов-суждений, содержащих три альтернативных выбора. В каждом пункте альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует определенному типу восприятия индивидом группы.

По каждому пункту теста испытуемые должны выбрать наиболее подходящую им альтернативу в соответствии с предлагаемой инструкцией. На каждый вопрос может быть выбран только один ответ.

1. Лучшими партнерами в группе я считаю тех, кто:

А – знает больше, чем я;

Б – все вопросы стремится решать сообща;

В – не отвлекает внимание преподавателя.

2. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А – используют индивидуальный подход;

Б – создают условия для помощи со стороны других;

В – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказываться.

3. Я рад, когда мои друзья:

А – знают больше, чем я, и могут мне помочь;

Б – умеют самостоятельно, не мешая другим, добиваться успехов;

В – помогают другим, когда представится случай.

4. Больше всего мне нравится, когда в группе:

А – некому помогать;

Б – не мешают при выполнении задачи;

В – остальные слабее подготовлены, чем я.

5. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А – я могу получить помощь и поддержку со стороны других;

Б – мои усилия достаточно вознаграждены,

В – есть возможность проявить инициативу, полезную для всех.

6. Мне нравятся коллективы, в которых:

А – каждый заинтересован в улучшении результатов всех;

Б – каждый занят своим делом и не мешает другим;

В – каждый человек может использовать других для решения своих задач.

7. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А – создают дух соперничества между учениками;

Б – не уделяют им достаточного внимания;

В – не создают условия для того, чтобы группа помогала им.

8. Больше всего удовлетворение в жизни дает:

А – возможность работы, когда тебе никто не мешает;

Б – возможность получения новой информации от других людей;

В – возможность сделать полезное другим людям.

9. Основная роль должна заключаться:

А – в воспитании людей с развитым чувством долга перед другими;

Б–в подготовке приспособленных к самостоятельной жизни людей;

В – в подготовке людей, умеющих извлекать помощь от общения с другими людьми.

10. Если перед группой стоит какая-то проблема, то я:

А – предпочитаю, чтобы другие решали эту проблему;

Б – предпочитаю работать самостоятельно, не полагаясь на других;

В – стремлюсь внести свой вклад в общее решение проблемы.

11. Лучше всего я бы учился, если бы преподаватель:

А – имел ко мне индивидуальный подход;

Б – создавал условия для получения мной помощи со стороны других;

В – поощрял инициативу учащихся, направленную на достижение общего успеха.

12. Нет ничего хуже того случая, когда:

А – ты не в состоянии самостоятельно добиться успеха;

Б – чувствуешь себя ненужным в группе;

В – тебе не помогают окружающие.

13. Больше всего я ценю:

А – личный успех, в котором есть доля заслуги моих друзей,

Б – общий успех, в котором есть и моя заслуга;

В – успех, достигнутый ценой собственных усилий.

14. Я хотел бы:

А – работать в коллективе, в котором применяются основные приемы и методы совместной работы,

Б – работать индивидуально с преподавателем,

В – работать со сведущими в данной области людьми.

Инструкция:

На основании ответов испытуемых с помощью «ключа» производится подсчет баллов по каждому типу восприятия индивидом группы. Каждому выбранному ответу приписывается один балл.

Баллы, набранные испытуемым по всем 14 пунктам анкеты, суммируются для каждого типа восприятия отдельно. При этом общая сумма баллов по всем трем типам восприятия для каждого испытуемого должна быть равна 14.

Ключ для обработки анкеты

Результаты каждого испытуемого записываются в виде многочлена:

aИ + bП + cК

где
И - «индивидуалистический» тип восприятия индивидом группы;

П - «прагматический»;

К - «коллективистический».

a - количество баллов, полученное испытуемым по «индивидуалистическому» типу восприятия,
b – «прагматическому»,

c – «коллективистическому»,

например: 4И + 6П + 4К.

Поделиться