Презентация по биологии зрительный анализатор. Зрительный анализатор, его строение и функции, орган зрения

Значение зрения Благодаря глазам мы с вами получаем 85 % информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту. Глаз позволяет увидеть предметы, их форму, размер, цвет, перемещения. Глаз способен различить хорошо освещенный предмет поперечником в одну десятую миллиметра на расстоянии 25 сантиметров. Но если предмет сам светится, он может быть и значительно меньше. Теоретически человек мог бы увидеть огонек свечи на расстоянии 200 км. Глаз способен различать чистых цветовых тонов и 5-10 миллионов смешанных оттенков. Полная адаптация глаза к темноте занимает минут.













Схема строения глаза Рис.1. Схема строения глаза 1 - склера, 2 - сосудистая оболочка, 3 - сетчатка, 4 - роговица, 5 - радужка, 6 - ресничная мышца, 7 - хрусталик, 8 - стекловидное тело, 9 - диск зрительного нерва, 10 - зрительный нерв, 11 - желтое пятно.






Основное вещество роговицы состоит из прозрачной соединительнотканной стромы и роговичных телец Спереди роговица покрыта многослойным эпителием. Роговица (роговая оболочка) передняя наиболее выпуклая прозрачная часть глазного яблока, одна из светопреломляющий х сред глаза.




Радужная оболочка (радужка)-тонкая подвижная диафрагма глаза с отверстием (зрачком) в центре; расположена за роговицей, перед хрусталиком. Радужка содержит различное количество пигмента, от которого зависит её окраска «цвет глаз». Зрачок- круглое отверстие, через которое лучи света проникают внутрь и достигают сетчатки (величина зрачка изменяется [в зависимости от интенсивности светового потока: при ярком свете он уже, при слабом и в темноте шире].


Хрусталик прозрачное тело, расположенное внутри глазного яблока напротив зрачка; являясь биологической линзой, хрусталик составляет важную часть светопреломляющего аппарата глаза. Хрусталик представляет собой прозрачное двояковыпуклое округлое эластичное образование,








Фоторецепторы признаки палочки колбочки Длина 0,06 мм 0,035 мм Диаметр 0,002 мм 0,006 мм Количество 125 – 130 млн.6 – 7 млн. Изображение Черно-белое Цветное Вещество Родопсин (зрительный пурпур) иодопсин расположение Преобладают на периферии Преобладают в центральной части сетчатки Желтое пятно – скопление колбочек, Слепое пятно – место выхода зрительного нерва (рецепторов нет)


Строение сетчатки: Анатомически сетчатка представляет собой тонкую оболочку, прилежащую на всём своём протяжении с внутренней стороны к стекловидному телу, а с наружной к сосудистой оболочке глазного яблока. В ней выделяют две части: зрительную часть(рецептивное поле участок с фоторецепторными клетками (палочками или колбочками) и слепую часть (область на сетчатке, которая не чувствительна к свету). Свет падает слева и проходит через все слои, достигая фоторецепторов (колбочек и палочек). Которые и передают сигнал по зрительному нерву в мозг.


Близорукость Близорукость (миопия) это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение падает не на сетчатку глаза, а перед ней. Наиболее распространённая причина увеличенное (относительно нормального) в длину глазное яблоко. Более редкий вариант - когда преломляющая система глаза фокусирует лучи сильнее чем надо (и, как следствие, они опять-таки сходятся не на сетчатке, а перед ней). В любом из вариантов, при рассматривании удаленных предметов, на сетчатке возникает нечеткое, размытое изображение. Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях. С ведением информатики в школах и распространением персональных компьютеров положение стало ещё более серьёзным.


Дальнозоркость (гиперметропия) особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далеких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой. В молодом возрасте при не слишком высокой дальнозоркости с помощью напряжения аккомодации можно сфокусировать изображение на сетчатке. Одной из причин дальнозоркости может быть уменьшенный размер глазного яблока на передне-задней оси. Практически все младенцы дальнозоркие. Но с возрастом у большинства этот дефект пропадает в связи с ростом глазного яблока. Причина возрастной (старческой) дальнозоркости (пресбиопии) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну. Этот процесс начинается в возрасте около 25 лет, но лишь к 4050 годам приводит к снижению остроты зрения зрения при чтении на обычном расстоянии от глаз (2530 см). Дальтонизм До 14 месяцев у новорожденных девочек и до 16 месяцев у мальчиков наблюдается период полного невосприятия цветов. Формирование цветоощущения заканчивается к 7,5 годам у девочек и к 8 годам у мальчиков. Около 10% мужчин и менее 1% женщин имеют дефект цветового зрения (неразличение красного и зеленого цветов или, реже, синего; может быть полное неразличение цветов)



Слайд 2

Тема урока: «Орган зрения и зрительный анализатор»

Слайд 3

Орган зрения
Орган зрения (глаз) – воспринимающий отдел зрительного анализатора, который служит для восприятия световых раздражений.

Слайд 4

Внешнее строение глаза

Слайд 5

Внутреннее строение глаза

Слайд 6

Аккомодация хрусталика
Аккомодация – это способность глаза хорошо видеть предметы, расположенные от нас на разном расстоянии. Если мы смотрим вдаль, хрусталик становится более плоским; если рассматриваем предметы вблизи - более выпуклым. Благодаря этому хрусталик направляет лучи строго на сетчатку. Он фокусирует изображение на ней.

Слайд 7

Строение сетчатки глаза

Слайд 8

Изображение на сетчатке и зрительный образ

Слайд 9

Строение зрительного анализатора
Периферический отдел 1 – сетчатка Проводниковый отдел 2 - зрительные нервы Центральный отдел 3 – зрительная зона коры больших полушарий
Зрительный анализатор обеспечивает восприятие величины, формы, цвета предметов, их взаимное расположение и расстояние между ними.

Слайд 10

Бинокулярное зрение
Бинокулярное или стереоскопическое зрение - это видение двумя глазами, которое обеспечивает чёткое объёмное восприятия предмета и его местоположения в пространстве.
Отличия бинокулярного зрения от периферического

Слайд 11

Закрепление
1
2
3
4
5
Определить структуры, составляющие внешнее строение глаза

Слайд 12

Закрепление
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Определить структуры, составляющие внутреннее строение глаза

Слайд 13

Закрепление
Решение биологических задач
Задача №1. Человек ночью вышел из освещенного помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Однако через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев и кустов, а потом увидел тропинку. Дайте объяснение этому явлению.
Правильный ответ: В условиях хорошего освещения человек воспринимает световое изображение колбочками, в темноте цветное восприятие затухает, и действуют палочки – клетки “ночного” зрения, которые обладают высокой чувствительностью. Приспособление (адаптация) к темноте происходит не сразу, и необходимо время для восстановления зрительного пигмента (родопсина), так как при дневном зрении в палочках его нет.

Слайд 14

Закрепление
Решение биологических задач.
Задача № 2. Есть люди, которые утверждают, что им доводилось наблюдать “видения”, однако современная наука доказывает, что никаких “видений” не существует. Объясните с научной точки зрения, возможны ли подобные явления.
Правильный ответ: Возникновение видений связано с определенным психическим состоянием человека, когда под влиянием психического напряжения (вечером в заброшенном парке, темной улице), или внушения (рассказ о страшном), или действия веществ (ядов), в зрительных зонах коры больших полушарий возникает сильное возбуждение. Это приводит к возникновению зрительных образов (видений). Палочки и колбочки сетчатки при этом не возбуждаются, так как в реальности объекта не существует.

Слайд 15

Домашнее задание
§ 46; ответить на вопросы. Творческое задание: составить 1 – 2 ребуса по теме «Орган зрения и зрительный анализатор».

Слайд 3

Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит?

Слайд 4

Строение органа зрения

Орган зрения - важнейший из органов чувств, обеспечивающий человеку до 95% информации.

Слайд 5

Слайд 6

Функции частей глаза

  • Слайд 7

    Принцип действия глаза напоминает фотоаппарат

  • Слайд 8

    Оптическая система и световоспринимающая часть глаза

  • Слайд 9

    Сетчатка

    Световоспринимающая часть - сетчатка. В ней расположены светочувствительные клетки - зрительные рецепторы, около 130 млн. палочек, обеспечивающих черно-белое видение и около 7 млн. колбочек, дающих информацию о цвете.

    Слайд 10

    Строение сетчатки

  • Слайд 11

    Сетчатка состоит из нескольких слоев клеток:

    • наружный, прилегающий к сосудистой оболочке - слой пигментных клетокчерного цвета. Этот слой поглощает свет, препятствуя его рассеиванию и отражению;
    • три слоя клеток: биполярные, ганглиозные, затем их аксоны, объединяющихся в зрительный нерв;

    Затем идет слой, содержащий палочки и колбочки.

    Слайд 12

    • Максимальное количество колбочек находится в сетчатке на оптической оси глаза, против зрачка, этот участок называется желтым пятном.
    • В том месте, где от глазного яблока отходит зрительный нерв, в сетчатке нет рецепторов - слепое пятно.
    • Максимальное количество палочек находится на периферии глаза.
    • Палочки содержат зрительный пигмент родопсин, для его разложение достаточно небольшого количества света.
    • В колбочках под действие света происходит разложение йодопсина, но для возбуждения колбочек нужно большее количество света.
  • Слайд 13

    Что происходит на сетчатке

    Световой поток проходит:

    • Роговица
    • Радужка
    • Зрачок
    • Хрусталик
    • Стекловидное тело
    • Сетчатка

    На сетчатке уменьшенное и перевернутое изображение

    Слайд 14

  • Слайд 15

    • Свет попадает на светочувствительные клетки;
    • Происходит фотохимическая реакция(распад родопсина);
    • Изменяется потенциал фоторецепторов;
    • Возникает возбуждение;
    • По зрительному нерву возбуждение идет к зрительному центру коры больших полушарий;
    • В коре происходит окончательный анализ возбуждения, различение изображения и формирование ощущения.
  • Слайд 16

    В результате

    • Видит мозг, а не глаз.
    • Зрение – это корковый процесс, он зависит от качества информации, поступившей от глаза.
    • Вот почему глаз смотрит, а мозг видит.
  • Предварительный просмотр:

    МОУ Кошелихинская ООШ

    Урок биологии

    Тема: Зрительный анализатор

    Класс: 8

    Цель урока: познакомить учащихся с общим планом строения и работой органа зрения.

    Задачи: образовательные: 1) познакомить учащихся со строением органа зрения;

    2) знакомство с функциями зрительного анализатора;

    воспитательные: 1) продолжать формирование у учащихся научного мировоззрения, представления о мире;

    развивающие: 1) развитие и углубление знаний учеников о строении органов чувств и организма человека в целом.

    Методы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (демонстрация таблиц и рисунков учебника).

    Оборудование: таблица «Зрительный анализатор», модель глаза, иллюстрации учебника (стр. 78,79,80,81).

    Ход урока:

    1. Организационный момент. (2 мин.)

    2. Проверка знаний и умений учащихся. (8 мин.)

    3. Изучение нового материала. (28 мин.)

    Человека окружает удивительный мир, богатый красками, звуками, запахами. Мы воспринимаем его то с восхищением, а то и с опаской. Всю информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Первыми принимают на себя воздействие окружающей среды рецепторы – это окончания отростков нервных клеток или специализированные клетки, реагирующие на определенные раздражители. Они располагаются в органах чувств, в коже, слизистых оболочках. Рецепторов в организме множество: на 1 см² кожи приходится до 400 чувствительных нервных окончаний, представляющих собой рецепторы.

    Анализ раздражений начинается уже в рецепторах и рецепторных клетках. Так, рецепторы органа зрения раздражаются только светом, слуха – только звуками. Высшим центром анализа информации об окружающем нас мире является кора больших полушарий. Система, отвечающая за анализ какого-либо вида информации, получила название анализатора.

    Анализатор – это система, обеспечивающая восприятие, доставку в мозг и анализ в нем какого-либо вида информации (зрительной, слуховой, обонятельной и т.д.). Каждый анализатор состоит из периферического отдела (рецепторов), проводникового отдела (нервных путей) и центрального отдела (центров, анализирующих данный вид информации).

    Зрительный анализатор

    Орган зрения состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата . Вспомогательный аппарат – это брови, веки и ресницы, слезная железа, слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды (стр. 78).

    Брови и ресницы защищают глаза от пыли. Кроме того, брови отводят стекающий со лба пот. Все знают, что человек постоянно моргает (2-5 движений веками в 1 мин.). А знают ли зачем? Оказывается, поверхность глаза в момент моргания смачивается слезной жидкостью, предохраняющей ее от высыхания, заодно при этом очищаясь от пыли. Слезную жидкость вырабатывает слезная железа. Она содержит 99% воды и 1% соли. В сутки выделяется до 1 г слезной жидкости, она собирается во внутреннем углу глаза, а затем попадает в слезные канальцы, которые выводят ее в носовую полость. Если человек плачет, слезная жидкость не успевает уйти по канальцам в носовую полость. Тогда слезы перетекают через нижнее веко и каплями стекают по лицу.

    Глазное яблоко располагается в углублении черепа – глазнице (демонстрация таблицы и модели глаза). Оно имеет шаровидную форму и состоит из внутреннего ядра, покрытого тремя оболочками: наружной – фиброзной, средней – сосудистой и внутренней – сетчатой (стр. 79, таблица). Фиброзная оболочка подразделяется на заднюю непрозрачную часть – белочную оболочку , или склеру , и переднюю прозрачную – роговицу . Роговица представляет собой выпукло-вогнутую линзу, через которую свет проникает внутрь глаза. Сосудистая оболочка расположена под склерой. Ее передняя часть называется радужкой , в ней содержится пигмент, определяющий цвет глаз. В центре радужной оболочки находится небольшое отверстие – зрачок , который рефлекторно с помощью гладких мышц может расширяться или сужаться, пропуская в глаз необходимое количество света.

    Собственно сосудистая оболочка пронизана густой сетью кровеносных сосудов, питающих глазное яблоко. Изнутри к сосудистой оболочке прилегает слой пигментных клеток, поглощающих свет, поэтому внутри глазного яблока свет не рассеивается, не отражается.

    Непосредственно за зрачком находится двояковыпуклый хрусталик . Он может рефлекторно менять свою кривизну, обеспечивая четкое изображение на сетчатке внутренней оболочке глаза. В сетчатке располагаются рецепторы (рис. 3): палочки (рецепторы сумеречного света, которые отличают светлое от темного) и колбочки (они обладают меньшей светочувствительностью, но различают цвета). Большинство колбочек размещается на сетчатке напротив зрачка, в желтом пятне . Рядом с этим пятном находится место выхода зрительного нерва , здесь нет рецепторов, поэтому его называют слепым пятном . Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом .

    Восприятие зрительных раздражений

    Свет попадает в глазное яблоко через зрачок. Хрусталик и стекловидное тело служат для проведения и фокусирования световых лучей на сетчатку (стр. 80). Шесть глазодвигательных мышц обеспечивают такое положение глазного яблока, чтобы изображение предмета попадало бы точно на сетчатку, на ее желтое пятно. В рецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг через ядра среднего мозга и промежуточного мозга – в зрительную зону коры больших полушарий, расположенную в затылочной области. Начавшееся в сетчатке восприятие цвета, формы, освещенности предмета, его деталей, заканчивается анализом в зрительной зоне коры. Здесь собирается вся информация, она расшифровывается и обобщается. В результате этого складывается представление о предмете.

    Нарушение зрения

    Зрение людей меняется с возрастом, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. В этом случае расположение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость . Другой дефект зрения – близорукость (стр. 81), когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы; она развивается после длительного напряжения, неправильного освещения. Близорукость часто возникает у детей школьного возраста из-за неправильного режима труда, плохой освещенности рабочего места. При близорукости изображение фокусируется перед сетчаткой, а при дальнозоркости – позади сетчатки и поэтому воспринимается как расплывчатое. Причиной этих дефектов зрения могут быть и врожденные изменения глазного яблока. Близорукость и дальнозоркость исправляются специально подобранными очками или линзами.

    4. Закрепление изученного материала. (5 мин.)

    Тестовые задания:

    Выберите правильный ответ:

    1. Зрительная зона полушарий большого мозга располагается в:

    А) теменной доле;

    Б) височной доле;

    В) затылочной доле.

    2. Цвет глазу придает:

    А) склера;

    Б) хрусталик;

    В) радужка.

    3. Что мы относим к вспомогательным органам глаза:

    А) хрусталик;

    Б) глазодвигательные мышцы;

    В) слезные железы;

    Г) стекловидное тело.

    4. Сколько оболочек имеет глазное яблоко:

    А) одну;

    Б) две;

    В) три.

    5. Какая часть глазного яблока является выпукло-вогнутой линзой:

    А) хрусталик;

    Б) роговица.

    5. Домашнее задание. (2 мин.)

    Стр. 76 – стр. 84 учебника.



    Люди говорят: Глаза – зеркало души. Не в бровь, а в глаз. Беречь как зеницу ока. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Почему в русском языке так много пословиц и поговорок о глазах? По разным источникам, человек получает от 70% до 95% всей информации об окружающем мире с помощью зрения. Глаза, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до тысячи ощущений в минуту.


    Оглянитесь, на вас смотрят … Глаз стрекозы считается самой сложной структурой глаза среди всех насекомых в мире. Каждый глаз содержит около линз. Эти глаза занимают почти половину головы и дают насекомому очень широкое поле зрения, благодаря которому стрекоза может видеть даже то, что происходит у неё за спиной. «Глазные пятна» есть даже у простейших организмов, таких как эвглена зеленая. С помощью стигмы эвглена различает свет и темноту.


    Оглянитесь, на вас смотрят … Гаттерия – единственный сохранившийся до наших дней со времен динозавров представитель отряда клювоголовых имеет третий глаз на темени, различающий свет и тепло. Глаза головоногих моллюсков и позвоночных - один из самых сложных и совершенных "приборов", созданных природой. У млекопитающих и моллюсков независимо друг от друга возникли почти одинаково устроенные глаза. Можно сказать, что природа сделала это "изобретение" дважды.








    Строение органа зрения. хрусталик Хрусталик – двояковыпуклая линза, которая может менять свою кривизну. Как и в каких случаях хрусталик меняет свою кривизну? Аккомодация – это настройка глаза на определенное расстояние до фиксируемого объекта, в результате изменения кривизны хрусталика. Практическая работа.


    Строение органа зрения. стекловидное тело сосудистая оболочка с пигментным слоем сетчатка Светочувствительные рецепторы сетчатки Палочки (125 млн.) (по краям, не различают цвета, повышенная светочувствительность) Колбочки (6 млн.) (на задней поверхности сетчатки напротив зрачка – желтое пятно, различают цвета) Практическая работа.




    Что мы узнали о строении глаза. На глаз взгляни, в глазу она Белым бела и всем видна. Коль не узнал, пусть даст намек Яйца куриного белок. Белочная оболочка - склера Она прозрачна как слеза. Легка как сон, что юным снится. Снаружи в мир обращена, Умытая слезою ………………….. Роговица Он – «открытое окно» – Свет пропускает, а В нем – темно. Зрачок


    Что мы узнали о строении глаза. То «худеет», то «толстеет», То «привстанет», то «присядет» - Так при переводе взгляда Кривизну он изменяет: Видим близко, видим вдаль. Сам прозрачен, как хрусталь. Хрусталик «Тощие», числом несметны На сетчатке ………………… Ловят сумеречный свет, В потемках выручалочки. Палочки На сетчатке меньше их, Но пусть их славит лира: Они щедро дарят нам Многоцветье мира. Колбочки

    Поделиться