Оптика от леонардо. Леонардо да винчи и его эстетические взгляды Леонардо да винчи схема глаза

«Леонардо да Винчи и его эстетические взгляды»

Леонардо да Винчи (полное имя: Леонардо ди сер Пьеро да Винчи, итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, родился 15 апреля 1452 года в селе Анкиано, около городка Винчи, близ Флоренции -- умер 2 мая 1519 в замке Кло-Люсэ, близ Амбуаза, Турень, Франция) -- великий итальянский художник (живописец, архитектор, скульптор) и учёный (естествоиспытатель, анатом), изобретатель, писатель.

Леонардо да Винчи является одним из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, его натура представляет собой яркий пример «универсального человека » (по-латыни: homo universalis), что есть идеал итальянского Ренессанса. Таким образом, явив собою идеал: homo universalis эпохи Возрождения, да Винчи осмысливался в последующей традиции как личность, наиболее ярко представившая диапазон творческих исканий этой эпохи.

Эстетические взгляды Леонардо да Винчи

Эстетические взгляды Леонардо да Винчи (1452--1519) не получили систематического выражения, они представлены фрагментарно в заметках, письмах, записных книжках, набросках. И, тем не менее, его высказывания дают довольно полное представление о своеобразии воззрений Леонардо по вопросам искусства и эстетики.

Эстетика Леонардо тесно связана с его пониманием мира и природы. На природу Леонардо смотрит глазами ученого естествоиспытателя, для которого за игрой случайностей открывается железный закон необходимости и всеобщей связи вещей. «Необходимость -- наставница и пестунья природы. Необходимость -- тема и изобретательница природы, и узда, и вечный закон».

Человек, по мысли Леонардо, также включен во всеобщую связь явлений в мире. «Жизнь нашу создаем мы смертью других. В мертвой вещи остается бессознательная жизнь, которая, вновь попадая в желудок живых, вновь обретает жизнь чувствующую и разумную».

леонардо винчи искусство гармония

Человеческое познание должно следовать указаниям природы. Оно по природе своей носит опытный характер. Только опыт является основой истины. «Опыт не ошибается, ошибаются только суждения наши...». Следовательно, основой наших знаний являются ощущения и свидетельства чувств. Среди чувств человека наибольшим значением обладает зрение.

Мир, о котором говорит Леонардо, зримый, видимый, -- мир глаза. С этим связано постоянное прославление зрения как высшего из человеческих чувств. Глаз -- «окно человеческого тела, через него душа созерцает красоту мира и ею наслаждается...». Зрение, по мнению Леонардо, не пассивное созерцание. Оно источник всех наук и искусств. «Разве не видишь ты, что глаз обнимает красоту всего мира? Он является начальником астрологии; он создает космографию, он советует всем человеческим искусствам и исправляет их, движет человека в различные части мира; он является государем математических наук, его науки -- достовернейшие; он измерил высоту и величину звезд, он нашел элементы и их места... Он породил архитектуру и перспективу, он породил божественную живопись».

Таким образом, визуальное познание Леонардо ставит на первое место, признавая приоритет зрения над слухом. В связи с этим первое место в его классификации искусства занимает живопись, а уже вслед за нею идут музыка и поэзия. «Музыку,-- говорит Леонардо,-- нельзя назвать иначе, как сестрою живописи, так как она является объектом слуха, второго чувства после глаза...». Что же касается поэзии, то живопись ценнее ее, так как она «служит лучшему и более благородному чувству, чем поэзия».

Признавая высокое значение живописи, Леонардо называет ее наукой. «Живопись -- наука и законная дочь природы». Вместе с тем живопись отличается от науки, потому что она обращается не только к разуму, но и к фантазии. Именно благодаря фантазии живопись может не только подражать природе, но и соревноваться, и спорить с нею. Она создает даже и то, что не существует. «...Все, что существует во Вселенной как сущность, как явление или как воображаемое, он (художник. -- В. Ш.) имеет сначала в душе, а затем в руках...».

Говоря о природе и назначении живописи, Леонардо пользуется образом зеркала. Этот образ широко употреблялся и в средние века, когда сочинения часто называли «Speculum» -- зеркало. Но у Леонардо образ зеркала приобретает новые функции. Живописец подобен зеркалу прежде всего по своей универсальности; как и зеркало, ум живописца должен вместить в себя неограниченное количество предметов. «Ум живописца должен быть подобен зеркалу, которое всегда превращается в цвет того предмета, который оно имеет в качестве объекта, и наполняется столькими образами, сколько существует предметов, ему противопоставленных. Итак, знай, что ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой...». Здесь представление о живописце как зеркале не имеет в виду пассивное, равнодушное отражение мира. Художник подобен зеркалу в своей способности универсального отражения мира. Быть зеркалом в этом смысле значит быть способным отражать вид и качества всех предметов природы.

По мнению Леонардо, зеркало должно быть для художника учителем, оно должно служить ему критерием художественности его произведений.

«Если ты хочешь видеть, соответствует ли твоя картина... предмету, срисованному с натуры, то возьми зеркало, отрази в нем живой предмет и сравни отраженный предмет со своей картиной и как следует рассмотри, согласуются ли друг с другом то и другое подобие предмета... Зеркало и картина показывают образы предметов, окруженные тенью и светом... Если ты умеешь хорошо скомпоновать их друг с другом, твоя картина будет казаться природной вещью, видимой в большое зеркало».

Но наряду с этим Леонардо использует образ зеркала и в обычном негативном смысле, говоря о нем как пассивном отражении. Он говорит: «Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое подражает в себе всем противопоставленным ему предметам, не обладая знанием их».

Прекрасное представляется Леонардо как определенная форма гармонии. Этой гармонией наполнен не только мир, но и душа. «Разве ты не знаешь, что наша душа состоит из гармонии, а гармония зарождается только в те мгновенья, когда пропорциональность объектов становится видимой или слышимой?». Таким образом, красота возникает при встрече субъективной и объективной гармонии, гармонии души и пропорциональности самих объектов.

Каждый вид искусства характеризуется своеобразием гармонии. Леонардо говорит о гармонии в живописи, музыке, поэзии. В музыке, например, гармония строится «сочетанием... пропорциональных частей, создаваемых в одно и то же время и принужденных родиться и умирать в одном или более гармонических ритмах; эти ритмы обнимают пропорциональность отдельных членов, из которых эта гармония складывается не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота».

Гармония в живописи складывается из пропорционального сочетания фигур, красок, из разнообразия движений и положений. Леонардо обращал много внимания на выразительность различных поз, движений, на выражение лиц, иллюстрируя свои суждения различными рисунками.

В понимании прекрасного Леонардо исходил из того, что прекрасное представляет собой нечто более значительное и содержательное, чем внешняя красивость. «Не всегда хорошо то, что красиво». Прекрасное в искусстве предполагает наличие не только красоты, но и всей гаммы эстетических ценностей: прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. По словам Леонардо, от взаимного контраста выразительность и значение этих качеств возрастает.

«Красота и безобразие кажутся более могущественными рядом друг с другом». Истинный художник в состоянии создавать не только прекрасное, но и уродливые или смешные образы. «Если живописец пожелает увидеть прекрасные вещи, внушающие ему любовь, то в его власти породить их, а если он пожелает увидеть уродливые вещи, которые устрашают, или шутовские и смешные, или поистине жалкие, то и над ними он властелин и бог». Этот принцип контраста Леонардо широко разрабатывал применительно к живописи. Так, при изображении исторических сюжетов Леонардо советовал художникам «смешивать по соседству прямые противоположности, чтобы в сопоставлении усилить одно другим, и тем больше, чем они будут ближе, то есть безобразный по соседству с прекрасным, большой с малым, старый с молодым, сильный со слабым, и так следует разнообразить, насколько это возможно, и как можно ближе [одно от другого]».

В эстетических высказываниях Леонардо да Винчи большое место занимают исследования пропорций. По его мнению, пропорции имеют относительное значение, они изменяются в зависимости от фигуры или условий восприятия; совершенных пропорций столько, сколько существует различных пропорций человеческого тела. «Меры человека изменяются в каждом члене тела, поскольку он больше или меньше считается и (видим) с разных точек зрения; они в нем уменьшаются или увеличиваются настолько больше или меньше, с одной стороны, насколько они увеличиваются или уменьшаются -- с противоположной стороны». Эти пропорции меняются в зависимости от возраста, формы тела, характера движения, позы. Исходя из этого, Леонардо выдвигал релятивное и конвенциональное понимание пропорций. Правда, он не систематизировал свои многочисленные заметки по вопросам искусства и эстетики, но его суждения в этой области играют большую роль, в том числе и для понимания его собственного творчества.

Новость из мира искусства

Леонардо да Винчи. Благовещение, 1472-1475. Лувр

В миланском Палаццо Реале - Королевском дворце на площади Дуомо, до 19 июля проходит выставка “Леонардо да Винчи: 1452-1519. Картина мира”. Она открылась 15 апреля в день рождения художника. Это самая большая в Италии после II мировой войны ретроспективная выставка, посвящённая творчеству Леонардо да Винчи. Подобная объёмная выставка работ гениального мастера проводилась только в 1939 году. Грандиозная экпозиция собрала почти всё наследие Леонардо, дошедшее до наших дней, из различных галерей и музеев всего мира.


Леонардо да Винчи. Автопортрет

Экспозиция включает двенадцать разделов, которые знакомят с наследием художника и ученого эпохи Возрождения. Темами разделов выбраны некоторые главные направления его творчества: рисунок; связь с древностью; новые порывы души; сопоставление рисунка, живописи и скульптуры; утопические проекты; автоматизация и механизация и другие.
Живописные работы представлены, конечно, не все, но и то количество, которое показано, впечатляет. Парижский Лувр предоставил "Благовещенье", "Прекрасную Ферроньеру" и "Святого Иоанна Крестителя".


Леонардо да Винчи. Прекрасная Ферроньера, около 1490-1496. Лувр


Леонардо да Винчи. Святой Иоанн Креститель, 1513-1516. Лувр

Вашингтонская Национальная галерея искусств прислала на выставку "Мадонну с гранатом".


Леонардо да Винчи. Мадонна с гранатом, 1470-1475. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Нет на выставке да Винчи "Тайной вечери" из монастыря Санта Мария делле Грацие. Из-за того что фреска практически исчезает, к ней уже ограничили доступ туристов, чтобы сохранить её как можно дольше. На выставке представлена только полномасштабная видеорепродукция "Тайной вечери", которую дополняют интерактивные панели с информацией о фреске и её реставрации. Отсутствует в Милане и “Джоконда”. Хранители Лувра сочли, что портрет Моны Лизы слишком хрупок, чтобы выдержать перемещение. Фоном для произведений самого Да Винчи служат работы некоторых его предшественников.
Кроме живописных шедевров, представлено свыше 100 оригинальных графических работ, оригиналы некоторых кодексов. Итальянский Национальный музей науки и техники имени Леонардо да Винчи выставил 3 модели механизмов, созданных по рисункам мастера. Из собрания королевы Елизаветы получили 30 рисунков Леонардо.


Леонардо да Винчи. Летательный аппарат

Галерея Академии в Венеции согласилась на месяц предоставить подлинник одного из самых известных рисунков в мире, символа эпохи Возрождения "Витрувианского человека" Леонардо да Винчи. Время ограничено из-за сложности технического обслуживания сохранности рисунка.


Леонардо да Винчи. Витрувианский человек.

Миланская библиотека Амброзиана представила более 30 рисунков из знаменитого "Атлантического кодекса" Леонардо да Винчи. Этот массивный труд из 12 томов (датируется 1478-1518) - самый большой в мире сборник рисунков, заметок, описаний ботанических и анатомических опытов, проектов машин и оборудования.


Леонардо да Винчи. Атлантический кодекс

Известнейший живописный шедевр Леонардо да Винчи "Святой Иероним" - из Ватиканской пинакотеки. Заказанная церковными властями Флоренции, она так и осталась незавершенной, поскольку художник отбыл в Милан в 1482 году. Картина относится к периоду работы Леонардо да Винчи в мастерской Андреа Верроккьо. Центральным героем композиции является кающийся Святой Иероним. В правой руке он держит камень. Перед ним лежит лев. Картина дошла до нашего времени в испорченном состоянии. Она была сильно обрезана и затем распилена на две части, из которых нижняя могла служить крышкой ларя. Эти части собрал вместе кардинал Феш. По преданию, он нашёл нижнюю часть картины в какой-то лавке, где она служила столешницей.


Святой Иероним,1479-1481. Ватикан, Рим

В 1482 году Леонардо принял приглашение миланского герцога Лодовико Сфорца и переехал в Милан, чтобы основать академию художеств. Леонардо жил в Милане в течение двух десятилетий, но его работ здесь не так уж много, хотя на миланский период приходится творческий расцвет да Винчи-художника, отмеченный созданием его самой большой и единственной сохранившейся фрески "Тайная вечеря". В Милане существует музей науки и техники, посвящённый Леонардо, временная интерактивная выставка на выходе из галереи Виктора Эммануила, а также пинакотека Амброзиана, где находятся Атлантический Кодекс и картина "Музыкант".

Настоящий код да Винчи обнаружен в глазах Моны Лизы

Первые буквы были обнаружены в левом глазу Моны Лизы

На знаменитой картине, находящейся в Лувре, ученые нашли микроскопические буквы и цифры

Исчезающая улыбка Моны Лиза оказалась не самым загадочным элементом этого творения Леонардо да Винчи — гения эпохи возрождения, который оставил не только великое наследие, но и массу загадок. И шифровок, написанных зеркально. Одна, кстати, была случайно обнаружена совсем недавно в библиотеке французского города Нанта. И если верить профессору Сильвано Винчети (Silvano Vinceti), главе итальянского Национального комитета по культурному наследию (president of Italy’s National Committee for Cultural Heritage) то именно в ней содержалось указание рассмотреть Мону Лизу в увеличительное стекло. Что профессор и сделал, получив разрешение у французов. Ведь картина находится в Лувре.

Мона Лиза вот ууже более 500 лет не только восхищает, но и озадачивает

Найденная недавно рукопись Леонардо да Винчи, в который было зашифровано указание присмотреться к Моне Лизе

В правом глазу Моны Лизы Винчети увидел буквы LV, которые, по его словам, могут быть инициалами мастера. В левом глазу — вроде бы начертаны буквы СЕ. Или одна буква В. Под одной из арок моста — на картине он расположен чуть выше левого плеча женщины — профессор нашел цифры 72, которые могут быть и L2.
— Это предварительные данные, — говорит Винчети, — наверняка на картине есть еще символы. Надо исследовать каждый миллиметр. А потом — попытаться расшифровать тайнопись.
Что мог зашифровать гений? Все, что угодно, считает профессор: от сообщения, кто же так хитро улыбается на портрете, до координат места, в котором спрятан священный Грааль.

Исследователи хотят найти все буквы кода да Винчи расшифровать его

У самого же Винчети есть своя гипотеза по поводу Моны Лизы. Он считает, что Леонадо изобразил на картине себя только в виде женщины. Проверить, так ли это, можно лишь одним способом: восстановить образ Леонардо да Винчи по его черепу и сравнить с лицом на портрете. Поэтому профессор вот уже который год добивается у французских властей разрешения на эксгумацию праха останков гения, который покоятся в замке Амбуаз.

Леонардо да Винчи назначил Конец Света на 4006 год

«Тайная вечеря» — носитель кода да Винчи

Пророчество великого мастера зашифровано в его «Тайной вечере»

Итальянская исследовательница Сабрина Сфорца (Sabrina Sforza) из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе (University of California in Los Angeles) уверяет, что расшифровала «код да Винчи». По ее словам, он действительно существует. Но не имеет никакого отношения к тому, который был помянут в скандальном романе Дэна Брауна.

Настоящим кодом да Винчи зашифровано пророчество, «вписанное» мастером в его знаменитую «Тайную вечерю». И оно гласит, что 21 марта 4006 года на Земле начнется грандиозный — какой-то вселенский — потоп. Продлится до 1 ноября этого же года. Тогда собственно и наступит конец для человечества. Но он же и позволит ему — человечеству — стартовать заново.

Сабрина, которая сейчас работает в Ватикане, не раскрывает подробности расшифровки. Сообщает лишь, что послание расположено в полукруглом окне, которое находится над фигурой Иисуса Христа. Окна по бокам его дополняют. Помимо знаков зодиака и всего прочего в окна вписаны 24 латинские буквы. Исследовательница считает, что каждая соответствует определенному часу в сутках.

Леонардо оставил шифровку в окнах, рассположенных над людьми

Все секреты итальянка собирается изложить в книге, над которой сейчас трудится.
Напомним, что «Тайная вечеря» это огромная фреска — 460 на 880 сантиметров, написанная Леонардо в период между 1495-1497 годами. Находится она в Италии » в миланском монастыре Санта Мария делле Грацие.

Главная надпись находится над Иисусом

Кстати, Леонардо да Винчи весьма благосклонен к человечеству — отпустил почти 2 тысячи лет существования. А с момента «опубликования» пророчества над Иисусом — еще больше — 2500 лет. Не менее гениальный потомок мастера — Исаак Ньютон, автор своих знаменитых законов, — назначил Конец Света на 2060 год. Вычислил эту дату, расшифровывая Библию. Конкретно — Книгу пророка Даниила (Ветхий Завет).

Что стало основой для пророчества Леонардо пока не известно.

Последний закон Ньютона

Знаменитый физик вычислил, что конец света наступит в 2060 году

Большинство людей легко вспомнят законы Ньютона — первый, второй, третий — и, конечно же, закон всемирного тяготения, якобы навеянный яблоком, упавшим на голову гения.

Однако еще несколько лет назад мало кто подозревал, что сэр Исаак Ньютон занимался еще и алхимией, оккультизмом, астрологией, теологией. Эти подробности выяснились, когда нашлись ранее неизвестные рукописи ученого. Сейчас они представлены на выставке «Секреты Ньютона», которая работает в древнееврейском университете Иерусалима.

Собственно, рукописи никуда не терялись. Просто были недоступны для изучения. После смерти гения в 1727 году многие тысячи их страниц, как раз посвященные «тайным увлечениям», 200 с лишним лет хранились в сундуках в доме графа Портсмутского. В 1936 году большую часть рукописей купил на аукционе «Сотбиз» еврейский ученый Абрахам Яхуд, проживавший в Египте. В итоге они попали в Еврейскую национальную библиотеку Иерусалима. Именно там и находится манускрипт Ньютона с пророчеством о конце света в 2060 году. Но обнаружили его отнюдь не местные специалисты, а канадский исследователь — профессор Галифакского университета Стивен Снобелен. И вовсе не в библиотеке.

Элиезер Фельдман, директор израильского института политологических и социальных исследований, член попечительского совета Национальной библиотеки в Иерусалиме в интервью «Радио Свобода» объяснил этот феномен так: мол, огромный рукописный архив Ньютона, насчитывающий миллионы единиц хранения, превращен в микрофильмы. Доступ к ним имеют группы исследователей в Великобритании, в Израиле и в Канаде. Канадцам, наткнувшимся на текст рукописи с пророчеством, либо повезло, либо они смотрели внимательнее своих коллег.

Пытаясь пророчествовать, физик вычерчивал астрологические схемы (вверху) и умножал столбиком (внизу).

По мнению ученых, недоступные прежде рукописи Ньютона свидетельствуют: алхимия, теология и оккультизм вообще были у него на первом плане. А «серьезные» открытия стали следствием этого «мракобесия». Например, закон всемирного тяготения появился отнюдь не из-за яблока, а благодаря исповедуемой алхимиками концепции притяжения одного элемента к другому.

И знаменитая физическая теория абсолютного пространства и времени Ньютона, как утверждает Снобелен, основана на теологических представлениях гения физики. Тот верил, что абсолютное пространство — это местопребывание Бога, форма существования его вселенского духа. А абсолютное время — это бесконечная длительность божественного присутствия. Более того, Ньютон полагал, что благодаря божественному устройству Вселенной, любое воздействие мгновенно передается в любую ее точку без участия материи. Что, кстати, не исключают некоторые современные физики, изучающие вакуум и квантовые механизмы.

Но с особым мистическим трепетом Ньютон относился к Библии — изучал ее всю жизнь. Считал, что в Священном Писании зашифровано послание высших сил о будущем мира.

Пока известен один источник, удостоенный повышенным вниманием гения, — Книга пророка Даниила (Ветхий Завет), в которой он — Даниил — точно предсказал дату прихода на Землю Христа, смерть Сына Божьего и его воскрешение: «…предан будет смерти Христос, и не будет…»

Ньютон был уверен, что Бог избрал пророка Даниила как раз для толкования будущего. И чтобы «увидеть» грядущее, надо расшифровать Книгу — каждое ее слово. Чем Ньютон и занимался долгие годы, считая себя тоже избранным Богом — конкретно для расшифровки. Математически вычисляя дату конца света, он исписал словами и формулами (в количестве 1,3 миллиона) четыре с половиной тысячи страниц.

Физик обещал войну

Книга пророка Даниила — сама по себе сборник пророчеств. Ньютон их толковал, «оцифровывая» слова, пытаясь вывести алгоритм, пригодный для предсказаний грядущих событий. Что у него получилось, еще предстоит узнать — архив до конца не разобран. Обнаружена лишь таинственная дата конца света — 2060 год.

Посмертная маска Ньютона: плотно сжатые губы свидетельствуют о том, что этот человек хранил какую-то тайну.

Изучение Снобеленом рукописей Ньютона показало, что тот расшифровал имеющиеся в Книге указания на определенные периоды времени. Один из них — 1260 лет, названный греховным и нечистым. Далее Ньютон каким-то образом вычислил, что этот период начался в 800 году после Рождества Христова. Прибавил 1260 лет и получил 2060 год. Конец света? Точно неизвестно. Сам Ньютон пишет, что начнется мировая война, потом будет мор, которые приведут к уничтожению значительной части человечества. Но по окончании бедствий наступит царство Мессии.

Кстати, если верить Снобелену, то Ньютон предсказал и появление государства Израиль, про которое у Даниила сказано лишь следующее: «… и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена…» И указаны туманные сроки: «семь седьмин и шестьдесят две седьмины». Ньютон точно определил год — 1948. И намекнул, что Израиль будет создан при содействии дружественного государства. Так и вышло — США постарались.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Крохотный гений

Исаак Исаакович НЬЮТОН родился 25 декабря 1642 года. Роды у его матери Анны Эйскоу были преждевременными. Мальчик появился на свет таким крошечным, что его можно было искупать в пивной кружке. В школе особыми успехами не блистал — одно время находился на предпоследнем месте по успеваемости, опережая лишь явного идиота. Но в итоге стал гением.

Ньютон умер 20 марта 1727 года в Кенсингтоне. Похоронен в английском национальном пантеоне — Вестминстерском аббатстве. На его могиле высечено:

Здесь покоится Сэр Исаак Ньютон,
Который почти божественной силой своего ума
Впервые объяснил
С помощью своего математического метода
Движения и формы планет,
Пути комет, приливы и отливы океана.
Он первый исследовал разнообразие световых лучей
И проистекающие отсюда особенности цветов,
Каких до того времени никто даже не подозревал.
Прилежный, проницательный и верный истолкователь
Природы, древностей и священного писания,
Он прославил в своем учении Всемогущего Творца.
Требуемую Евангелием простоту он доказал своей жизнью.
Пусть смертные радуются, что в их среде
Жило такое украшение человеческого рода.

Н.П.Нариньяни

Последнее открытие Леонардо да Винчи

«Опиши язык дятла и челюсть крокодила» (1) . Что это? Запись биолога или орнитолога? Нет. Это запись великого ученого, мыслителя и художника Леонардо да Винчи.
Этого человека интересовало все: и законы механики, и вопросы геологии, и строение человека, животных и растений, и вопросы мироздания, и, наконец, законы перспективы и композиции, изображение растений, свет, цвет, тени, фигура, лица, одежда...
Запись о дятле и крокодиле была ему нужна для постижения законов... механики. Дело в том, что движение языка дятла чрезвычайно своеобразно, а у крокодила, по старым представлениям, в отличие от других животных, верхняя челюсть подвижна.

Леонардо да Винчи родился в 1452 году. Умер в 1519 году.
Он оставил потомкам, кроме картин, свои труды в виде рисунков, чертежей и записей своих мыслей, изобретений и открытий.
Его время еще не пришло- современники не могли ни оценить, ни осуществить его предложений.
Постепенно человечество, не зная его наследства, «открывало» давно им открытое и описанное.
Но Леонардо был талантлив многосторонне: он играл на изобретенной им же лютне, пел и любил рассказывать забавные, им придуманные истории, задавал друзьям ребусы и загадки, а потом со смехом разъяснял их.

Но одну загадку он, не надеясь на понятливость современников, послал нам, своим потомкам, бросил в будущее, как бросают в небо почтового голубя... И эта птица-загадка пролетела над XVI, XVII. XVIII и XIX веками, и никто эту птицу так и не поймал... И так, неразгаданная, долетела она до середины XX столетия.
А загадку эту, бросая нам, великий тайнописец Леонардо запечатал семью печатями в образе самой своей знаменитой картины - в лице Моны Лизы Джоконды!
И теперь, в XX веке, эту загадку пытается разгадать каждый, кто смотрит на знаменитый портрет.

Если сравнительно ранние картины Леонардо - «Мадонна Бенуа», «Мадонна Литта», «Тайная вечеря», «Мадонна среди скал», «Дама с горностаем» - оставляют ясное уравновешенное впечатление какого-то великого спокойствия и гармонии, то его поздние произведения - «Леда», «Вакх», «Иоанн Креститель» - своими странными двусмысленными улыбками, кроме восхищения перед мастерством автора, вызывают еще и недоумение. А Джоконда, более того, внушает многим из нас не только священный трепет, но порою и страх, и даже отвращение.

В предисловии к одному из первых советских изданий «Избранных произведений» Леонардо да Винчи искусствовед, переводчик и редактор этой книги А.М. Эфрос пишет, что Джоконда - это менее всего портрет супруги Франческо дель Джокондо, а изображение какого-то получеловеческого, полузмеиного существа, не то улыбающегося, не то хмурого (2). А еще пишет он, что Леонардо ничего не делал спроста, что у каждого его шифра есть ключ и что за четыре с половиной века этот ключ никто не нашел.

Некоторые авторы объясняют такое впечатление от лица Моны Лизы знаменитым леонардовским «сфумато». Крупный ученый, знаток истории и культуры итальянского Возрождения А.К. Дживелегов считает, что при помощи «сфумато» можно создать «живое лицо живого человека» (3).

По мнению советского искусствоведа Б.Р.Виппера, «чудо» Джоконды в том, что она мыслит, что это существо, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа, и что это достигнуто благодаря «сфумато». Он еще добавляет, что достичь одухотворенности изображаемого лица можно, создав определенное отношение между фигурой и фоном (4).

Следует, видимо, уточнить значение этих терминов.
Итальянское слово «сфумато» означает: мягкий, неясный, растворяющийся, исчезающий... В данном случае это прием светотени, введенный в живопись Леонардо. Это слово нельзя переводить однозначно: так же как у светотени масса оттенков, так и в слове сфумато» много значений, как бы переливающихся одно в другое.

Что касается «отношения между фигурой и фоном», то лучше всего посмотрим в записях Леонардо, что он сам думал об этом: «Самым главным в живописи является то, что тела, ею изображенные, кажутся рельефными, а фоны, их окружающие, со своими удалениями кажутся уходящими в глубь стены, на которой вызвана к жизни такая картина посредством грех перспектив, то есть: уменьшением фигур тел, уменьшением их величин (уменьшением отчетливости очертаний) и уменьшением их цветов. Из этих трех перспектив первая происходит от глаза, а две другие произведены воздухом, находящимся между глазом и предметами, видимыми этим глазом» (5).

И «сфумато», и отношение между фигурой и фоном присутствует почти во всех картинах Леонардо, да и в картинах других художников. Этого, видимо, недостаточно, чтобы объяснить столь необычное, «то улыбающееся, то хмурое», выражение лица Моны Лизы.

Советский историк и крупный исследователь творчества Леонардо да Винчи М.А. Гуковский писал о Джоконде, что она сама вглядывается в зрителя, а не только зритель в нее, и что зритель чувствует себя неловко и тревожно под этим взглядом и в то же время не в состоянии отвести глаз от замечательного портрета (6).

Итак, в лице Джоконды не только необычайное выражение, но это выражение все время меняется!
А.А. Гастев сравнивает улыбку, витающую около губ Джоконды, с однодневной бабочкой (7).
Может быть, именно бабочка, с ее быстро машущими крылышками, с молниеносными изменениями направлений полета поможет нам в отгадке?
Как писал Эфрос: «получеловеческое, полу змеиное существо». Но змея ассоциируется с извивающимся и все время изменяющимся движением!
Следовательно, в лице Джоконды - движение!
Но ведь всякое движение происходит во времени, а живописная картина статична - она запечатлела какое-то мгновение!

Совершенно необычные рассуждения на эту тему читаем у известного советского ученого-философа А.Ф. Лосева: «Поистине он [Леонардо] захотел от живописи удивительной вещи и. думал, достиг желаемого: он захотел сделать живопись трехмерной, и третьим измерением является здесь время. Плоскость картины протяженна не только иллюзорно-пространственно, но и действительно протяженна во времени, но мы видим и воспринимаем время не так, как обычно, то есть в виде последовательных движений и изменений, а так, словно прошлое и будущее гармонически зазвучали в некотором пространственном настоящем и вместе с ним» (8).

Но, опять-таки, нам важнее всего знать, что же сам Леонардо думал и писал о человеческом восприятии окружающего, о видении, а возможно, и о движении и трехмерности в живописи?

Но, может быть, это как раз те листы из его трактата о живописи, которые безвозвратно утеряны? Попробуем среди имеющихся записей найти хотя бы намеки на эти мысли и изыскания: «Разве не видишь ты, что глаз обнимает красоту всего мира? Он является начальником астрологии, он создает космографию, он советует всем человеческим искусствам и исправляет их, движет человека в различные части мира; он является государем математических наук, его науки-достовернейшие; он измерил высоту и величину звезд, он нашел элементы и их места. Он сделал возможным предсказание будущего посредством бега звезд, он породил архитектуру и перспективу, он породил божественную живопись. <...> Он - окно человеческого тела, через него душа созерцает красоту мира» (9).

Леонардо, о чем бы он ни писал, может быть точным и лаконичным подобно тексту формулы, а может достигать небывалых поэтических высот независимо от того, пишет ли он о научных изысканиях или рассуждает об искусстве.

Леонардо считал живопись наукой. Для него искусство и наука были неразделимы. Как мы теперь говорим: «Наука и искусство - две крайние грани в познании мира». Научная истина - это то, что уже познано или познаваемо, а в искусстве - многое, что еще неизвестно, что идет от интуиции, от догадки, от озарения, от образа. Как у Пушкина: «Сквозь магический кристалл».

Еще интересная запись Леонардо: «Мы ясно знаем, что зрение - это одно из быстрейших действий, какие только существуют; и одной точке оно видит бесконечно много форм и тем не менее понимает сразу лишь один предмет. Предположим случай, что ты, читатель, окидываешь одним взглядом всю эту исписанную страницу, и ты сейчас же выскажешь суждение, что она полна разных букв, но не узнаешь за это время, ни какие именно это буквы, ни что они хотят сказать; поэтому тебе необходимо проследить слово за словом, строку за строкой, если ты хочешь получить знание об этих буквах» (10).

«Похвала человеческому глазу», «глаз - окно человеческого тела», «зрение - одно из быстрейших действий»! Леонардо беспрестанно думает о зрении.
Читаем дальше: «<...> посредством линейной перспективы глаз без собственного движения никогда не сможет распознать расстояние до того объекта, который, находится между ним и другим предметом» (11).
Значит наш глаз все время находится в движении!
Но ведь движение происходит не только в пространстве, но и во времени. Этот вопрос также занимает его: «Хотя время и причисляют к непрерывным величинам, однако оно. будучи незримым и без тела, не целиком подпадает власти геометрии, <...> точка во времени должна быть приравнена мгновению, а линия имеет сходство с длительностью известного количества времени <...> и если линия делима до бесконечности, то промежуток времени не чужд такого деления» (12).

Очень интересна следующая его запись: «Напиши о свойстве времени отдельно от геометрии» (13).
К сожалению, мы никогда не узнаем, что он написал об этом, если вообще написал!

Незадолго до смерти очень больной и почти парализованный Леонардо с мучительными усилиями накладывал все новые и новые мазки на свою великую картину, ища. как придать лицу Джоконды все новые и новые противоречивые выражения, как достичь изменчивости выражения лица на одном и том же портрете, то есть изменчивости во времени!

И он нигде не написал про свое последнее открытие - чуда, как на неподвижном лице портрета выражение все время меняется!!

В настоящее время движениями глаз и зрительным восприятием заняты и биофизики, и физиологи, и психологи. Но к услугам ученых XX века электроника, инфракрасные лучи, лазерный луч, современные сверхчувствительные приборы. А у Леонардо да Винчи, кроме острого ножа, которым он препарировал глазное яблоко и зрительные нервы, идущие в мозг человека,- никаких приборов не было.

Но зато были гениальная наблюдательность, интуиция и логика мышления. И это позволило ему в своей мысли опередить человечество почти на пять веков!

Поскольку речь зашла о зрении, о зрительном восприятии - следует, видимо, рассказать в самых общих чертах о пути зрительных сигналов к мозгу и о переработке зрительной информации.
Нельзя объять необъятное - наука о зрительном восприятии настолько сложна и особенно в последние годы столь преуспела, что нам предстоит из всей этой лавины идей и фактов выбрать те немногие сведения, без которых мы не сможем понять - в чем же, с точки зрения современной науки, загадка Леонардо и что за феномен Джоконда?

Вся система получения и переработки зрительной информации может быть представлена, грубо говоря, в виде простой схемы: принятие сигнала - переработка его в электрические импульсы для передачи - переработка импульсов в образ. Это очень условная схема, ибо до сих пор нет ясности, как нервная система перерабатывает сигналы от внешних объектов во внутренний образ.

Чем-то такая схема очень условно напоминает принцип действия аппаратов, окружающих нас в нашей повседневной практике: телефон, телеграф, радиоприемник, телевизор.

Интересно, что большинство этих изобретений человечества сделало, может быть не ведая аналогии с устройством системы переработки информации у человека и животных, ибо телеграф, телефон и радио были изобретены еще в XIX веке и изобрели их люди, далекие от физиологии.

Каждый «кадр», спроектированный через хрусталик на сетчатку, воспринимается как мозаика из 125 миллионов элементов. Затем эта огромная информация сжимается почти в 150 раз и в мозг изображение передается одновременно по 800 тысячам нервов-проводов. Следовательно, изображение попадает в мозг сразу, целиком параллельно всеми своими элементами. Однако, по-видимому, наша система восприятия не в состоянии одновременно обработать такой объем информации.

Сперва происходит лишь первичная, достаточно грубая обработка, при этом, в частности, выделяются те элементы образа, которые наиболее важны,- именно их обегает глаз, помещая их в «фокус внимания» системы восприятия. Таким образом, на фоне параллельной системы, обрабатывающей все поле изображения сразу, действует последовательная система - фокус внимания,- воспринимающая фрагмент за фрагментом (фиксацию за фиксацией) наиболее информационно важные элементы. Именно эта вторая система определяет детали обобщенного образа, складывающегося в нашем сознании.

Одним из методов исследования восприятия глазом сложных объектов является запись движения глаза. Рассматривая что-либо, мы меняем точки фиксации, то есть точки объекта, на которых сосредоточивается наше внимание. Это достигается большей частью непроизвольными движениями глаз.

При рассматривании лица более всего внимание привлекают глаза, губы, нос, ибо эти части лица несут наибольшую информацию о человеке. Взгляд также может останавливаться на неожиданном и непонятном
Границы или контур объекта важны только в начале рассматривания при создании общего образа, а затем взгляд останавливается только на важнейших деталях.

При длительном рассматривании картины каждый наблюдатель снова и снова повторяет последовательность своего рассматривания, то есть снова и снова повторяет как бы одни и те же циклы.
Существует мнение, что во внутреннем образе объекта его элементы связаны между собой следами движений глаз от одного элемента к другому. Узнавание объекта происходит путем сличения его со следом, хранящимся в памяти, для чего проводится сличение всех его признаков. Если объект незнаком-достаточно сверить хотя бы один незнакомый признак.

Предполагается, что эти признаки организованы в структуру, условно называемую кольцом признаков.
Память состоит из двух частей: первая - информационная база, или банк данных - хранилище информации, вторая часть- механизм извлечения данных, хранящихся в информационной базе.
В целом процесс переработки информации в мозгу представляет собой постепенное преобразование и анализ специфических особенностей сигнала посредством сравнения.

Система памяти содержит не только ключ к распознаванию, но и сведения о только что интерпретированных событиях - поэтому имеет место ожидание предстоящих сообщений. Более того - ожидание все время меняется, по мере того как продвигается переработка сигнала.
Если признаки и ожидания хорошо сочетаются - картину легко интерпретировать.
Но если при выделении признаков ожидание не оправдывается, то наше восприятие не может подчиниться какой-то одной определенной интерпретации и воспринимаемый образ колеблется!
Память, регистрирующая результаты текущего анализа, извлекает сразу несколько вариантов образа, которые попеременно доминируют.

Концепция строения глаза, предложенная Леонардо да Винчи; эта концепция объясняет сохранение неперевернутого изображения законами оптики. Согласно его теории лучи от видимого предмета сначала преломляются водянистой влагой, а затем хрусталиком. Поэтому на задней поверхности они появляются в неперевернутом положении (лучи а и б на рисунке). Леонардо, как н другие исследователи прошлого, думал, что чувствующим органом является хрусталик (Из книги: Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974, с. 20)

Современное представление о строении глаза. Перевернутость изображения вследствие преломления света хрусталиком представлялась явлением, наиболее трудным для понимания. Даже те исследователи, которые сознавали необходимость перевернутого изображения, приходили к заключению, что внутри глаза все-таки сохраняется правильное изображение, которое мы воспринимаем (Из книги: Восприятие. Механизмы и модели. М, 1974. с. 18-19)

Треугольник Пенроуза

Пересекающиеся поверхности 3 и 1 треугольника образуют в точке А узел типа Т. Это значит, что поверхность I лежит под поверхностью 3. Смотрим на точку В: там опять узел Т. образуемый поверхностями 3 и 4. Следовательно, поверхность 3 лежит под поверхностью 4. Переходим к точке С: опять такой же узел, значит поверхность 4 лежит под поверхностью 1. Но ведь мы только что убедились, что поверхность 4 не может быть под поверхностью 1, так как поверхность 4 лежит над поверхностью 3, а 3 - над 1. Следовательно, поверхность 4 должна находиться над поверхностью 1, а узел свидетельствует об обратном. Глаз спорит с логикой (Из книги: Демидов В. Как мы видим то. что видим? М.. 1979. с. 85-86)

Схема движения человеческого глаза по рисунку. А. Испытуемый рассматривал копию рисунка П. Клее (в упрощенном варианте). При ознакомлении с рисунком был обнаружен характерный путь обхода (Б и В). Тот же путь (Г и Д) появлялся у испытуемого каждый раз. когда он узнавал этот рисунок, просматривая серию знакомых и незнакомых рисунков того же типа. Е - схема пути обхода у данного испытуемого для данного рисунка (Из книги: Восприятие. Механизмы и модели. М-. 1974. с. 235).

Может быть, это как раз то, что происходит с нами, когда мы рассматриваем известный «треугольник Пенроуза»: все его фрагменты соединить невозможно - интерпретации отдельных фрагментов противоречат интерпретации целого. Вернее, целое не поддается интерпретации.
А может быть, и глядя на Джоконду, мы испытываем нечто подобное - ведь выражение ее лица все время меняется!
Так вернемся к Моне Лизе и ее творцу.

Прежде всего посмотрим, что же в те далекие времена Леонардо да Винчи знал о глазе, о зрении, о зрительном восприятии?
Предоставим слово ему самому: «Глаз, воспринимающий через очень маленькое круглое отверстие лучи предметов, расположенных за отверстием, воспринимает их всегда перевернутыми, и тем не менее зрительная сила видит их в том месте, где они действительно находятся. Происходит это от того, что названные лучи проходят через центр хрусталика, находящегося в середине глаза, и затем расходятся по направлению к задней его стенке. На этой стенке лучи располагаются, следуя предмету, их вызвавшему, и передаются оттуда по ощущающему органу общему чувству, которое о нем судит» (14).

При осмотре какого-либо объекта в движениях глаз обнаруживаются определенные закономерности. В одной из опытов объектом служила фотография головы Нефертити. При анализе записей движений глаз испытуемого создается впечатление, что путь движения взора образует довольно правильные циклы, а ие пересекает фигуру в различных случайных направлениях (Из книги: Восприятие. Механизмы и модели. М., 1974. с. 231)

И еще: «Общее чувство есть то. которое судит о вещах, данных ему другими чувствами. <...> И чувства эти приводятся в движение посредством предметов, посылающих изображения свои пяти чувствам, от которых передаются они воспринимающей способности, а от нее общему чувству, и оттуда, судимые, посылаются памяти, в которой, смотря по силе, сохраняются более или менее. Пять чувств следующие: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние <...> То чувство быстрее в своем служении, которое ближе к воспринимающей способности: таков глаз, верховник и князь прочих<...>» (15).

Как точно установил он взаимосвязь при зрительном восприятии: окружающие предметы посылают свои подобия, то есть изображения, чувству: чувство, то есть глаз, передает их воспринимающей способности, то есть через сетчатку в зрительный нерв; воспринимающая способность посылает их общему чувству, то есть в мозг, и там же находится судящее чувство, то есть мышление, и все это сохраняется в памяти!
Только в одном великий Леонардо ошибся, считая, что изображение в глазу перевертывается в хрусталике вторично и попадает на сетчатку нормальным.

Что же еще понял Леонардо в системе фения, что позволило ему заставить зрителя его картины видеть различные выражения лица у Джоконды?

Он, видимо, понял, что глаза наблюдателя, смотрящего на картину, все время переходят от одной точки к другой. И что самая существенная информация о портрете содержится в его глазах, рте и в каких-то особенностях лица. Что глаза человека при рассматривании выбирают определенную последовательность элементов и неоднократно повторяют этот путь (цикличность). Что общее чувство (процесс мышления) управляет глазами при фиксации различных точек.

Поняв, вероятно, процесс рассматривания картины, Леонардо как бы предлагает зрителю ответы на его вопрошающие взгляды, как бы ведет зрителя по пути рассматривания лица Джоконды, по тому пути, по которому зритель пошел бы сам. И зная этот путь, Леонардо, видимо, заранее предполагает, какое впечатление получит зритель в конце каждого отрезка пути, и рассчитывает на это зрительное впечатление.
Почему же многие зрители, смотря на Джоконду, испытывают тревогу, беспокойство, а порой и страх?

Ответ на этот вопрос нам подскажут современные научные изыскания в области физиологии и психологии; вспомним о «кольце признаков» - в каждом звене кольца регистрируется какой-либо признак и движение глаз при фиксации; для опознавания объекта наблюдатель сличает его признаки с кольцом признаков в своей памяти. Сравнение - основной способ анализа.

Вероятно, когда сигнал, пришедший от видимого предмета, не совпадает с уже известными признаками, в головном мозгу начинается активность: сигналы начинают бить тревогу!
Так как в памяти имеются сведения об определенном интерпретированном образе, то, естественно, память как бы прогнозирует предстоящее повторение знакомого сообщения. Но если наши ожидания не оправдываются, если признаки повторного сообщения не совпадают, интерпретация изменилась - то воспринимаемый образ колеблется!

Может быть, некоторые зрители Джоконды испытывают беспокойство и страх потому, что вся последовательность восприятия в их зрительной системе не завершается единым образом? Ведь выражение лица Моны Лизы все время меняется!
И если зритель не может объяснить своего состояния, то вся зрительная система приходит в волнение и начинает помимо его сознания действовать на его психику!

Леонардо да Винчи очень много и подробно писал о том, как отразить на портрете различные человеческие чувства. Но он нигде не написал о «чуде» Джоконды.
И, может быть, он и не предполагал, что его открытие - меняющееся выражение лица на «статичном холсте» - кроме изумления и восхищения вызовет тревогу и беспокойство!

Что же касается ученых, физиологов и психологов, работающих в XX веке в области зрительного восприятия,- им также, видимо, не пришло в голову заняться феноменом Джоконды и объяснить этот феномен своими последними исследованиями. Во всяком случае об этом как будто нигде не сказано.

Итак, с вопросом - почему Джоконда так действует на зрителя - мы как будто разобрались. Но теперь возникает второй основной вопрос: как же достигнута эта изменчивость в ее лице?

Ответ будет несколько неожиданным: связала сегодняшнее понимание законов восприятия с картиной, написанной почти пять веков назад, автор детской книжки писательница Эмилия Борисовна Александрова!
Ее книжка «Когда оживают сосновые чешуйки» вышла в 1979 году в издательстве «Детская литература» и поэтому вряд ли попадется на глаза многим взрослым. В силу этого обстоятельства я позволю себе привести из нее довольно объемную цитату.

В главе «Еще одна фантазия на тему Леонардо» Александрова пишет о «чуде» Джоконды, о великом экспериментаторе Леонардо, о его преодолении неподвижности живописи. А далее идет совершенно невероятный анализ меняющегося выражения на лице Моны Лизы!

«Видевшим картину запомнились, вероятно, разноречивые губы Джоконды. Уголки их с одной стороны скорбно опущены, с другой - приподняты улыбкой. Более внимательный (а главное, долгий) наблюдатель подметит разноречивость правого и левого глаза (первый, чуть прищуренный, проницательно-недоверчив; второй - почти благожелателен, если бы не легкая хитроватая усмешка). Не ускользнет от него и тонкая беспокойная игра теней на лице. Тени как бы делят его на множество участков. Каждый участок, взаимодействуя с другими, порождает новые выражения.

Наиболее значительны те из них, что возникают при сочетании с пристальным взором Джоконды. <...> мефистофельский сарказм появляется тогда, когда переводишь взгляд с косой тени от носа на левое «благожелательное» око Моны Лизы. Та же тень, сочетаясь с правым глазом, порождает выражение пытливо-насмешливого вопроса. В выражении правого глаза, объединенного с тенью, примыкающей к правому уголку губ, мерещится холодный упрек <...> написав прекрасное в своей гармоничности лицо. Леонардо создал при этом предпосылки для его бесконечной динамики. Динамика возникает при зрительном синтезе разных участков изображения и, стало быть, зависит в какой-то степени и от глаза наблюдателя, который становится как бы соавтором живописца.

Но не слишком ли рисковал мастер, полагаясь на такое соавторство? Нет. Оно подсказано ему знанием зрительных восприятий. <...> Задумать такое <...> тем паче осуществить на столь головокружительном художественном уровне мог только один человек: Леонардо. Гениальный ученый и гениальный художник<...>» (16)

Ну что ж, мне думается, Александрова дала блистательный ответ на вопрос, как достигнута изменчивость в лице Джоконды!

Итак, две загадки Джоконды: первая в изменчивости ее выражения и вторая - в том. что эта изменчивость внушает зрителю тревогу, беспокойство и страх.- как будто разгаданы?

Во всяком случае, современная наука о зрительном восприятии, видимо, подтверждает правильность такого объяснения, а весьма скромно названная глава - «Еще одна фантазия на тему Леонардо» - заслуживает очень серьезного внимания!

Мне хочется закончить мое повествование одной из записей самого Леонардо, которая в большой степени относится к его колдовской Джоконде: «И ты, живописец, учись делать свои произведения так, чтобы они привлекали к себе своих зрителей и удерживали их великим удивлением и наслаждением». (17)

1. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.-Л., 1935. т. I, № 397. е. 256 (далее цитаты из рукописей Леонардо да Винчи даются по этому изданию только с указанием тома, номера и страницы),
2. Там же. т. 2. с. 46.
3. Дживелегов А.К. Леонардо да Винчи. М.. 1974, с. 103.
4. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII -XVI веков. М.. 1977. т. 2. с. 96-98.
5. Т. 2, № 523. с. ПО.
6. Гуковский М. А. Леонардо да Винчи. М.. 1967. с. 165.
7. Гистев А. А. Леонардо да Винчи. М., 1984, с. 357.
8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.. 1978. с. 403.
9. Т. 2, № 472, с. 73.
10. Т. 2. № 515, с. 104.
11. Зубов В.П. Леонардо да Винчи. М.-Л., 1961, с. 168.
12. Т. I. № 100, с. 94.
13. Т. 1, № 101, с. 95.
14. Т. 1, № 321, с. 207.
15. Т. 1. № 436, с. 274-275.
16. Александрова Э.Б. Когда оживают сосновые чешуйки. М.. 1979, с. 124-126.
17. Т. 2. № 682, с. 192.

Нариньяни, Н.П. Последнее открытие Леонардо да Винчи // Панорама искусств. Вып. 12: [Сб. статей и публикаций] . - М.: Советский художник, 1989. - С. 276-285.



Введение

Заключение

Список литературы

Введение


"Величайший прогрессивный переворот", каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов", была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики, ренессансная философия являлась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим "великим системам" XVII столетия и эпохе европейского Просвещения.

"Эпохой Возрождения" или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории именуется, прежде всего, потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, соответствующей новым социально-экономическим преобразованиям, по своей сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия.

глубокие перемены во все области жизни общества своей эпохи.

В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основателя искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи. Всеобъемлющий характер деятельности этого великого художника и ученого стал ясен только тогда, когда были исследованы разрозненные рукописи из его наследия. Ему посвящена колоссальная литература, подробнейшим образом изучена его жизнь. И, тем не менее, многое в его творчестве остается загадочным и продолжает будоражить умы людей.

Феноменальная исследовательская мощь Леонардо да Винчи проникала во все области науки и искусства. Даже спустя столетия исследователи его творчества изумляются гениальности прозрений величайшего мыслителя. Леонардо да Винчи был художником, скульптором, архитектором, философом, историком, математиком, физиком, механиком, астрономом, анатомом. До нас дошли его многочисленные рисунки и чертежи с проектами токарных станков, прядильных машин, экскаватора, подъемного крана, литейного цеха, гидравлических машин, приспособлений для водолазов и т.п.

Искусство Леонардо да Винчи, его научные и теоретические исследования, уникальность его личности прошли через всю историю мировой культуры и науки, оказали огромное влияние на искусство.

1. Возникновение гуманизма как направления в философской мысли эпохи Возрождения


Философию эпохи Возрождения отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривался как деятельная творческая личность - будь то в искусстве, политике, технике и т.д. Феодальному аскетизму, авторитету церкви, вере в потусторонний мир противопоставлялись светские интересы и полнокровная земная жизнь. Освобождение от духовных оков привело к необычайному расцвету искусства и литературы, становлению гуманистического мировоззрения.

Другая важная особенность эпохи заключается в формировании новой, пантеистической картины мира. Философы Возрождения тяготеют к отрицанию божественного творения, к отождествлению Бога и природы, своеобразному обожествлению природы и человека.

Обратимся к содержанию гуманистической концепции. В эпоху Возрождения выросло значение умственного труда, умножилось число лиц свободных профессий, появилась светская интеллигенция. Гуманисты, как правило, не были философами-профессионалами; это были представители новой социальной среды - политические деятели, дипломаты, филологи, поэты.

Гуманисты сделали новые переводы античных авторов и извлекли из забвения многие их сочинения. Новые переводы враждебно встречались представителями схоластической традиции, поскольку прежние переводы были возведены до уровня не подлежащих обсуждению авторитетов. Ориентируясь на все богатство возрожденной культуры, гуманисты вступили в полемику с культом Аристотеля. В частности, в 1417 г. была найдена поэма Лукреция "О природе вещей"; обнаружены и переведены "Жизнеописания философов" Диогена Лаэртского и др. Никколо Никколи (ок.1365-1437), один из гуманистов, купец, собиратель антикварных вещей, создал целую библиотеку, содержавшую около 800 рукописей произведений античных авторов. "Гуманисты негативно относились к официальному образованию, пронизанному церковно-схоластическим духом. Характерно, что гуманисты не имели отношения к университетам и не были связаны с интересами церкви".

Гуманисты находились в оппозиции к ряду сложившихся в Средневековье концепций. Если в Средневековье в человеке на первое место ставилась душа и культивировалось пренебрежительное отношение к телу, то гуманисты стремились к полной реабилитации телесного начала в человеке.

Духовно-телесный человек прекрасен. Если человек есть неразрывное единство души и тела, то не нужно бороться с его телесной, природной стороной и преодолевать греховную природу; наоборот, необходимо развивать телесную сторону человека. Такой подход к человеку антиаскетичен. Неслучайно гуманисты обращаются к возрожденному ими античному эпикуреизму.

Гуманисты провозглашали доброту человеческой природы и равенство всех людей, независимо от рождения и принадлежности к тому или иному сословию. В человеке заложены возможности к совершенствованию. Характерно, что если в Средневековье идеализировался смиренный, покорный Богу человек, то гуманисты подчеркивали важную роль человеческой активности и деятельности. С их точки зрения, значимость личности определялась ее собственными заслугами.

Важная черта гуманизма - антиклерикализм, критическое отношение к профессиональным служителям католической церкви, особенно к монахам, наиболее многочисленным представителям церкви. Бруни и Браччолини пишут диалоги "Против лицемеров", Валла - "О монашеском обете". Служителей церкви также подвергают критике Боккаччо и др.

В эпоху Возрождения изменяется форма философских произведений. Важным жанром становится диалог, поскольку он дает возможность всестороннего обсуждения проблем.

Гуманистическое движение зародилось во Флоренции. В начале XIV в. город был крупным политическим, торговым, финансовым и культурным центром. В городе со стотысячным населением было около 18 тыс. домов. Около десяти тысяч школьников посещали начальные школы, около тысячи - коммерческие школы и примерно шестьсот - "гимназии" при церкви (такие данные приводил Джованни Виллани), около половины мужского населения могло получить школьное образование.

Во Флоренции родился и долгие годы жил Данте Алигьери (1265-1321), в произведениях которого ("Божественная комедия", "Пир", "О монархии") гуманисты видели источник своих настроений и идей. Данте подчеркивает, что "из всех проявлений божественной мудрости человек - величайшее чудо". Он выдвигает новую идею - о двоякой роли человека. Человек предназначен к блаженству "вечной", посмертной жизни; но не меньшую ценность представляет его реальная, земная жизнь. Данте говорит, о том, что судьба "благородного человека" не предопределена рождением его в том или ином сословии и должна складываться на основе стремления "к доблести и знанию".

Рождение гуманизма как системы мировоззрения, построенного на принципах, во многом противоположных основам христианской идеологии, большинство исследователей относит к XIV в., связывая его с Франческо Петраркой (1304-1374). Исследователи считают его подлинным родоначальником гуманизма и ренессансной литературы. Выходец из пополанской семьи Флоренции, он многие годы провел в Авиньоне при папской курии, а остаток жизни - в Италии.

Петрарка остро чувствовал современную политическую ситуацию Италии, переживая трагедию его раздробленности. Он считает, что главная сила человека - его разум, это первый удар по католической морали. Благородство человека зависит не от знатности его, а от его добродетели, этот тезис Петрарка развивает в трактате "О превратности судьбы".

После смерти Петрарки, в последнее десятилетие ХIV в., знамя итальянского гуманизма било поднято Флоренцией, которая стала главным центром развития новой культуры и идеологии на протяжении всего последующего столетия. Гуманист и канцлер Флорентийской республики Колюччо Салютати блестяще сочетавший занятия наукой с политической деятельностью, "с широкой идейной платформой, в которой главным было понимание гуманизма, как комплекса культуры, необходимого для формирования нового человека. Отсюда признаки высокой практической роли этики для воспитания человека. Салютати пришел к утверждению, что царство милосердия и мира, люди могут создать на земле в упорной борьбе и труде".

Салютати воспевает свободу как необходимое проявление воли человека. В рассуждениях Салютати Бог выступает не как главный творец благ на земле, а лишь как гарантия создания этого блага усилиями людей. Сам Салютати более чем 30-летним служением Флорентийской республике на посту ее канцлера заслужил славу истинного гражданина и патриота.

Леонардо Бруни (1370-1444) стал приемником Салютати. Его основным тезисом был: только гуманистическое образование, система гуманитарных знаний могут и должны формировать цельного человека. Образование должно быть всесторонним, равно соответствующим духовным и физическим качествам человека. Бруни, следовательно, всецело принимает идею гармоничного развития личности. Самое высокое место в системе наук занимает философия. "Знания теоретические, без знания действительности, как бы велики они не были, если они украшены блеском литературных сведений будут казаться лишними и темными".

Свои труды "Похвала городу Флоренции" и "История Флоренции" Бруни, будучи убежденным сторонником республики, посвятил Флорентийской республике. Леонардо Бруни и Колюччо Салютати вошли в историю итальянского гуманизма как провозвестники идей гражданственности и республиканизма. Их вдохновляла философия древних.

В первой половине ХV в. гуманистическое образование становится достоянием высших слоев общества. Однако складывающееся гуманистическое мировоззрение с самого начала было выше породивших его слоев - светский характер и рационалистические принципы, утверждаемые гуманизмом, придали ему гораздо большую значимость.

Высокая оценка разума рождала новое понимание структуры знания и иерархии наук. Подчеркивание первостепенной этической ценности звания повлекло за собой иное решение проблемы созерцательной и активной жизни по сравнению с тем, которое сложилось в гуманистической этике предшествующего периода. Снималось само противопоставление активности гражданской жизни "созерцательности" ученых занятий. Наука обретала общественную значимость. В этом смысле можно говорить о развитии гуманистической мысли второй половины XV века, гражданственной направленности, свойственной движению за новую культуру предшествующего периода. В то же время идеал мудреца, утверждавшийся в гуманизме последних десятилетий ХV в., стал отражением кризиса идей гражданской этики, порожденного началом кризисных явлений в социально-экономической и, особенно, политической сфере.

2. Особенности гуманизма в системе взглядов Леонардо да Винчи


Гуманистическое мировоззрение, не порывая открыто с христианской (католической) религией, по сути, отрицало многие традиции средневековой церковно-феодальной культуры. Пантеистически окрашенная философия шла вразрез с официальным учением церкви, противопоставлявшим творца созданному им миру.

Антропоцентризм, стремление поставить человека в центр Вселенной, рационализм (акцент на знании, а не на вере в познании им самого себя и окружающего мира), светская этика, лишенная черт аскетизма, утверждающая радость земного бытия и зовущая к творческой активности, наконец, антидогматизм мышления, призыв к свободомыслию - все это придавало гуманизму своеобразие, знаменовало отход от средневековых традиций. Сложившись как целостное мировоззрение - несмотря на наличие разных идейных направлений, - гуманизм во второй половине XV в. стал мощным фактором развития всей ренессансной культуры.

Гуманистический идеал человека героизируется. Новый идеал находит блестящее воплощение в искусстве Высокого Возрождения, озаренного гением художника титана Микеланджело.

"Во всей истории Возрождения невозможно найти явления, более решительно и непримиримо противостоящего всяческой пассивности, чем творчество неистового Микеланджело. На все века оно осталось трубным гласом, будящим человека, зовущим его к деянию, к борьбе, к героическому подвигу. Невозможно представить себе ничего более далекого от созерцательного идеала платоников".

Гуманистическая философия второй половины XV в., поставив в центре своего внимания человека, подчеркнула величие его разума и право на свободную творческую мысль. Подрывая веру в догму и авторитет, гуманисты расчищали почву для развития научного познания мира, новый шаг к которому был сделан успехами естествознания в конце ХV - начале XVI века. Именно эта область науки стала в ХVI в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира бил признан опыт, научный эксперимент, что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку.

Первый шаг в этом направлении был сделан гениальным мыслителем, ученым, инженером и художником Леонардо да Винчи (1452-1519). "Леонардо был самым последовательным и самым ярким представителем того нового, основанного на эксперименте метода, целью которого было научное познание природы". Выступив решительным противником умозрительного знания и бесплодного философствования, Леонардо считал лишенной ценности мысль, не входящую за пределы чистого созерцания, не соединенную с действием и не подтвержденную практикой. "И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и кончающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, а следует отвергнуть это по многим причинам, и прежде всего потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности". И далее: "Мысленные вещи, не прошедшие через ощущение, пусты и не порождают никакой истины, а разве только обманчивую.", но конкретное чувственное познание мира - лишь начало опыта, который, как полагал Леонардо, в полной мере раскрывается тогда, когда ученый постигает природу вещей, изменяя их своими руками - проводя физический эксперимент, создавая инженерную конструкцию или рисунок.

Гениальные мысли великого ученого подтверждались, когда сравнительно недавно были найдены так называемые мадридские кодексы Леонардо да Винчи, содержащие его наблюдения и изобретения в различных областях знания. Последователи были поражены глубиной научно-технического предвидения великого флорентийца. В XV веке он разработал идеи, нашедшие воплощение лишь через триста-четыреста лет, а некоторые стали осуществимыми только в наши дни. Его рисунки - чертежи настолько точны, что позволили сотрудникам Национального музея науки и техники в Милане изготовить модели ряда изобретений великого флорентийца: водяную пилу с автоматической подачей бревна, винторезный станок, копёр, лебедку, станок насекания, напильники; а совсем недавно, по точному рисунку ученого американская фирма стада выпускать полистиреновые водоходы.

Отстаивая новый метод познания, учений утверждал, что ошибки никогда не рождаются экспериментом, но коренятся в мышлении исследователя, в его невежестве: "опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши, которые ждут от него вещей, не находящихся в его власти".

По убеждению Леонардо, опыт - лучший учитель и его не заменят никакие книги: "мудрость есть дочь опыта". "Не доверяйте же, исследователи, авторитетам, - призывал он, - которые одним воображением хотели посредствовать между природой и людьми; верьте лишь тем, кто не только указаниями природы, но и действиями своих опытом приучил ум свой понимать, как опыты обманывают тех, кто не постиг их природы".

Практика, по убеждению ученого, "должна быть основана на хорошей теории".

"Увлекающийся практикой без науки - словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса".

Посредником между опытом и знанием ученый считал математику, он видел в математике метод научного познания; он широко использовал математику в экспериментальных исследованиях физической природы. "Никакой достоверности нет в науке там, - утверждал он, - где нельзя приложить ни одной из математических наук и в том, что не имеет связи с математикой".

леонардо возрождение гуманизм реалистический

Леонардо решительно отошел от предшествующей научной тенденции. Но этот отход был предопределен отчасти достижениями самой гуманистической мысли (Ричино, Пико, особенно Альберти) и, открывая новый этап в ее развитии, Леонардо обогатил гуманистическое мировоззрение реалистическим обоснованием познавательных и творческих возможностей человека.

В его понимании знание оказывается не только великой способностью человека, но и жизненной потребностью, необходимостью, определяющей его отношение к окружающему миру.

С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в безграничных творческих возможностях человека - и в этом он был прямым продолжателем Альберти. "Там, где природа кончает производить свои виды, - замечал Леонардо, - там человек начинает из природных вещей создавать с помощью этой же самой природы бесчисленные виды новых вещей".

Гений Леонардо поднимал на новую ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу сами эти представления. И в этом наиболее радикальный смысл гуманистической мысли Возрождения. Разрыв с христианским мировоззрением здесь особенно заметен: "Если мы подвергаем сомнению достоверность всякой ощущаемой вещи, - писал Леонардо, - тем более должны мы подвергать сомнению то, что восстает против ощущений, каковы, например, вопросы о сущности бога и души и тому подобные, по поводу которых всегда спорят и сражаются. И поистине всегда там, где не достает разумных доводов, так их заменяют крик, чего не случается с вещами достоверными".

Хотя Леонардо назвал себя "человеком без книжного образования", подчеркивая этим, что он мало связан с кругом гуманистов-философов и филологов, и хотя в действительности ему была ближе среда ремесленников и художников, он поднял значение "механических искусств", куда входила и живопись, до уровня "свободных искусств". Тем самым он положил начало сближению разных областей знания - естественных и гуманитарных - в рамках единой "истиной науки", одним из оснований которой утверждалась тесная связь теории и практики.

Леонардо к неоплатонизму остался равнодушен и пошел совсем иным путем. Он строил свои умозаключения на натуралистических - естество-испытательных и художественно-реалистических принципах, а не на платонических - мистических. Величие Леонардо состояло в том, что он первым понял недостаточность этического освоения действительности и, исходя из этих же гуманистических посылок начал борьбу за познание и подчинение природы человеку. По всей видимости, натурфилософский гуманизм в XVI в. - это, в сущности, третий заключительный этап развития гуманистического мировоззрения: "здесь оно получает завершение и исчерпывает себя".

Культ разума, знания и творчества, окрасивший главное содержание гуманистической идеологии в Италии, расчищал путь свободному развитию, скованному тысячелетним господством религии и теологии в средине века. Естествознание уже в ХVI в. сделало первые шаги в сторону действительной науки. Гуманизм продолжил светские тенденции в развитии идеологии и искусства, наметившиеся в Италии еще в ХII-ХIII вв., и утвердил право на существование самостоятельной светской культуры. В этом можно видеть одно из главных достижений гуманизма и Возрождения в Италии.

Заключение


Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями. Эта философия представляется тем более сложным явлением, если мы обратимся в глубь веков и увидим, что многие идеи Возрождения зародились гораздо раньше, чем начался отсчет эпохи, - в XIII в., когда еще бурлили споры в средневековых университетах, основными были идеи Фомы Аквинского и только еще появлялись идеи поздних номиналистов. Но тогда же в Италии зародились идеи, оппозиционные господствовавшему в то время схоластическому мировоззрению.

Философия эпохи Возрождения прежде всего ярко отличал ярко выраженный антропоцентризм. Если в Средневековье человек рассматривался в его отношении с Богом, то для Возрождения характерно понимание человека как самостоятельной личности (в искусстве, политике, технике). Аскетизму, вере в потусторонний мир были противопоставлены светские интересы и полнокровная земная жизнь. Все это привело к необычайному расцвету искусства, становлению гуманистического мировоззрения.

Если говорить о представителях этой эпохи, то деятели Возрождения, обычно упоминаемые как представители гуманизма, почти всегда являются последовательными платониками, однако с либерально - индивидуалистическими и свободомыслящими выводами для науки, морали и общественно-политической теории, час то с антицерковными взглядами, но с выдвижением на первый план простоты первоначального христианства.

Легендарная слава Леонардо да Винчи прожила столетия и до сих пор не только не померкла, но разгорается всё ярче: открытия современной науки снова и снова подогревают интерес к его инженерным и научно-фантастическим рисункам, к его зашифрованным записям. Особо горячие головы даже находят в набросках Леонардо чуть ли не предвидение атомных взрывов. А живопись Леонардо да Винчи, в которой, как и во всех его трудах, есть что-то недосказанное и всё, что он делал, он делал сознательно, с полным участием интеллекта. Но он едва ли не с умыслом набрасывал покров таинственности на содержание своих картин, как бы намекая на бездонность, неисчерпаемость того, что заложено в природе и человеке. Леонардо как бы прерывается на полуслове; взамен ожидаемого окончания доносятся со стороны или из вечности его слова: "Тот, кому покажется, что это слишком много, пусть убавит; кому покажется мало, пусть прибавит". Первоначально имелась ввиду его анатомия, но высказывание можно толковать и в том смысле, что каждая жизнь есть часть общей жизни, а если кто чего не успел, другие за него постараются.

Искусство - это философия, которая питается двусмысленностью, дочерью невыразимого, подражает природе не ради повторения, а с целью создать "великое творение" разума и утопии, сделать воображаемое более конкретным, а реальность более абстрактной, дабы плоды ума получили подтверждение и обрело зримый облик то, что "что иначе не было таковым". С помощью аналитического рисунка художник познает бесконечные "явления, которые никогда не поверялись опытом".

Искусство Леонардо оказало огромное влияние на итальянскую живопись. Считается, что Леонардо да Винчи является воплощением идеала "универсального человека" Возрождения.

Список литературы


1.Балашов Л.Е. Философия: учебник. - М.: Просвещение, 2009 - 427 с.

2.Ильин В.В. История философии: учебник для вузов. - СПб., 2008. - 368 с.

.История философии: учебник для высших учебных заведений / отв. ред.В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на/Д, 2007. - 612 с.

.Скирбекк Г., Гильс Н. История философии: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Наука, 2009. - 370 с.

.Философия: учебник / под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 522 с.

.Философия (полный курс): учебник для студентов высших учебных заведений / под ред.А.Н. Ерыгина. - М.: Просвещение, Ростов-на/Д, 2009. - 356 с.

.Философия / под ред.В.Н. Лавриненко.2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эрудит, 2009. - 357 с.

.Философский словарь / под ред.И.Т. Фролова.7-е изд, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2009. - 344 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Поделиться