Великая сила воображения. Воображение – сила внутренних образов (лекция)

Эта статья посвящена возможностям, которые человек может обрести при переходе на четвертый и пятый уровни сознания.

Как было уже сказано в прошлых статьях, четырехмерное и пятимерное пространства очень тесно связаны друг с другом. Поэтому способности открывающиеся при освоении этих реальностей сложно отнести собственно к четвертому или пятому уровню. В целом, речь идет о возможностях взаимодействия с информацией и энергией, и когда способность позволяет в большей степени оперировать с информацией, то ее можно считать четырехмерной, а когда связана с умением чувствовать энергию и взаимодействовать с нею, то такое качество можно называть пятимерным. Например, многие современные контактеры (ченнелеры) способны принимать послания от представителей верхних уровней, или энергетических сущностей находящихся в поле Земли. Если эти послания передают в большей степени смысл, но не эмоции представителей тонкого плана, то такой способ контакта можно отнести к четырехмерному. Если же у контактора получается передать эмоции духовной сущности, то такой ченнелинг уже больше проявляет возможности пятимерного сознания.

Тем не менее, большинство людей пока могут лишь приближаться к способностям пятого уровня, но не реализовывать их во всей полноте. Связано это с тем, что возможности пятого уровня открываются при взаимодействии одного или нескольких человек, способных тонко настроиться на состояние друг друга. Если же кто-то активирует свои энергетические качества самостоятельно, то в первую очередь он развивает индивидуальное сознание. Пятимерные же способности имеют отношение к коллективному сознанию, и проявляются на уровне группы и более многочисленного сообщества людей.

Причина в том, что возможность перехода на пятый уровень во многом зависит от энергетических условий, в которых находятся люди. Пока человек занимается личным развитием, он может лишь готовиться к переходу на пятый уровень, осознавая свои желания, чрез которые возможно прочувствовать свое глубинное состояние. Возможность проявить это состояние является важнейшей потребностью человека, и ради этого он рождается на свет. Проводя внутреннюю подготовку к раскрытию своей уникальной энергии, человек может активировать многие способности своего тела, связанные как с оперированием информацией, так и с чувствованием энергии. Этот процесс личной активации может проводиться посредством энергии заключенной в человеческом желании, и этот источник эмоциональной энергии открывается на уровне тела. Благодаря такой активации, жизненная энергия человека окрашивается его индивидуальными вибрациями, и за счет этого глубинная вибрация являющаяся индивидуальностью человека начинает резонировать в теле. Подобный процесс позволяет провести интеграцию энергетического тела, сонастроить его потоки и сбалансировать его структуру. Слаженность работы энергетических процессов отразится на физическом теле, человек почувствует большую легкость в движениях и будет меньше тратить сил при физической нагрузке. Точно также это скажется на эмоциональном состоянии, которое станет более спокойным и ровным, сделав восприятие окружающего мира более чистым. Кроме того, внутренняя интеграция отразится и на ментальной сфере, которая также станет более чистым проводником информации и позволит проводить любые рассуждения легко и неискаженно.

Таким образом, процесс внутренней интеграции человека затронет три основных его тела – физическое, энергетическое и ментальное. Подобная интеграция заключается в объединении отдельных частей, из которых состоит сознание человека. Каждая часть сознания – это часть информационно-энергетического поля человека, относящаяся к проявленному (повседневному) сознанию, или к подсознанию. Например повседневная память состоит из множества ячеек, в которые человек помещает подробности ситуаций происходящих с ним в жизни.

Границы между ячейками памяти нужны для того, чтобы систематизировать информацию поступающую из внешнего мира. Однако такие границы не позволяют обрести целостное чувственное восприятие происходящего. Энергии находящейся в ячейках памяти приходится циркулировать в очень сжатых рамках, поэтому ее потоки становятся прерывистыми и ограниченными по вибрациям. Это в свою очередь приводит к тусклости воспоминаний, которые могут достаточно хорошо передавать сведения о минувших событиях, но эмоциональное наполнение может не удовлетворять человека. Причина в том, что повседневная память устроена по принципам четырехмерной реальности, и является матрицей состоящей из множества единиц информации. Такое устройство памяти наиболее удобно для восприятия обычных закономерностей физического мира, поэтому оно нашло столь широкое применение как в живых организмах, так и в современных технологиях.

Например память компьютера состоит из ячеек, остальные его платы и микросхемы можно также считать частью сознания этого прибора. Каждая такая деталь имеет собственную энергетическую структуру, проявленную в материи. Похожая связь энергетических и физических процессов наблюдается в теле человека, и например память проявлена в нейронной сети клеток мозга, а клеточную структуру органов можно считать другими частями сознания, каждое из которых выполняет свои функции. Например сердце позволяет ощущать и проявлять эмоции, а его строение помогает ему быть качественным резонатором энергетических вибраций. Желудок является неким порталом, через который происходит чувственное общение человека с внешним миром, и в частности эмоциональная энергия содержащаяся в пище усваивается телом и становится частью его жизненной энергии.

Каждый орган проявлен не только на энергетическом уровне, но и на ментальном, то есть является неким хранилищем информации. Большинство органов тела, как головной и спинной мозг разделены на ячейки памяти, и в них содержатся знания, которые могут пригодиться для жизни. Если информация записанная в головном мозге в большей степени связана с повседневной жизнью и может легко осознаваться, то сведения хранящиеся в клетках остального тела имеют отношения к подсознанию, и обычно не используются человеком. Считается, что причина недосягаемости подсознательной информации – в ее неприменимости для повседневной жизни, однако это не совсем так.

В подсознании хранятся собственные воспоминания человека, имеющие отношение к тем моментам жизни, которые не имеют значения для реализации в социуме. Однако многие такие впечатления могли бы стать эмоциональной поддержкой и поддержать человека на уровне состояния. Вспоминая о каком-то ярком и ценном для себя событии, человек обновляется энергетически, каналы его тела прочищаются и позволяют жизненной энергии течь более легко и слаженно. По сути, любое качественное впечатление, испытанное в реальном времени или являющееся воспоминанием, является настоящим энергетическим питанием для тела, обновляющим и поддерживающим его структуру.

Подсознание же является уникальным хранилищем чувственного опыта человека, и эти воспоминания часто намного более насыщенны эмоциями, нежели информация содержащаяся в повседневной памяти головного мозга. Дело в том, что внутри мозга находится фильтр восприятия, просеивающий все вибрации принятые человеком через физические органы чувств. В структуре памяти головного мозга обычно задерживается только голая информация, на которой могут быть построены действия человека, уместные в социуме. Эмоциональное же наполнение считается мозгом избыточной информацией, и она убирается в долгий ящик – подсознание.

С одной стороны, работа такого фильтра восприятия оправдана, так как она позволяет мыслительной деятельности сделаться более легкой и практичной, так как обращаясь к памяти человеку не требуется восстанавливать множество тонких деталей. Если сравнивать мыслительную деятельность человека с работой компьютера, то такое облегчение работы мозга позволяет поднять его производительность и увеличить оперативную память за счет высвобождения пространства для анализа. Так или иначе, в течение эволюции человеческого организма, мозг стал неким аналитическим центром, и с этой задачей он может справляться в совершенстве.

Однако мыслительная деятельность головного мозга не позволяет человеку проводить не менее важную работу, связанную с чувствованием энергий. Человеческий мозг практически лишен эмоциональных переживаний, и его клетки существуют в крайнем дефиците чувственных впечатлений. Единственная возможность мозга испытывать эмоции – это создавать ассоциации, используя в мыслительной деятельности визуальные образы. Например, когда в голове человека возникает какая-то мысль, он может визуализировать ее, связав ее в своем воображении с какой-то ситуацией происходившей ранее, с каким-то объектом или явлением напоминающем ему эту мысль. Благодаря созданию таких ассоциаций мыслительная деятельность происходит более качественно, потому что каждая мысль обретая свою индивидуальность, может восприниматься и запоминаться более качественно.

Как уже говорилось ранее, любая мыслеформа может быть наполнена энергией, и это происходит как раз с помощью ассоциаций. Подключая свое воображение, человек активирует энергетические потоки в теле, которые восстанавливают утраченные связи между голой информацией хранящейся в мозге и эмоциональным наполнением, содержащемся в подсознании. По сути, ассоциативный образ – это некий символ, посредством которого человек способен актировать в своем теле определенную энергетическую связь, проходящую между ячейками памяти мозга и клетками какого-то органа, запечатлевшими чувства испытанные человеком в какой-то ситуации, которые теперь он стремится воссоздать. То есть ассоциативная деятельность мозга позволяет начать процесс интеграции человеческого тела, являющийся подготовкой к переходу на пятый уровень сознания.

В целом, человек полноценно использующий возможности своего воображения, помогает своему телу обновлять свою энергетическую структуру и создавать тонкие взаимосвязи между своими частями. Например, если человек использует визуальные образы во время общения, то получает возможность более качественно передавать свои чувства, и этим инструментом пользуются актеры и многие деятели искусства. Но даже если социальная деятельность человека не связана с выражением эмоций, подключение воображения помогает ему реализовать свои цели более качественно. Например инженер может использовать ассоциации при создании сложных схем, и такие образы позволят ему легко разбираться в своих чертежах, делая его восприятие объемным и многогранным. Водитель может использовать ассоциации при запоминании пути, тем самым не полагаясь лишь на возможности навигатора, который в самый неподходящий момент может дать сбой, направив человека по неверному маршруту. Спортсмен может провести ассоциацию каждого упражнения с каким-то приятным или ярким образом. Во время тренировки он может вспомнить эти картинки, визуализация которых поможет его телу наполниться эмоциональной энергией и сделает физические процессы более активными, что положительно скажется на результатах.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что воображение является одной из ключевых способностей человека, позволяющей активировать внутренние ресурсы его тела и запускать энергетические потоки. Каждый человек обладает достаточным объемом жизненной энергии, чтобы провести активацию многих своих способностей, и доступ к ним может открыться через воображение. Однако большая часть этой энергии находится в неактивном состоянии, и обычно циркулирует по мельчайшим кругам внутри органов и тканей тела. Причина в том, что осуществляя мыслительную деятельность человек достаточно редко обращается к памяти подсознания, и поэтому не создает ассоциативных связей, благодаря которым энергия могла бы свободно циркулировать по организму.

Если бы внутри тела были бы выстроены такие взаимосвязи, объединяющие разные ячейки сознания, то энергетические потоки стали бы более амплитудными и активными, а воспоминания содержащиеся в подсознании стали бы более доступными. Такое выстраивание внутренних взаимосвязей можно считать процессом оживления энергетического тела, который положительно скажется на остальных двух телах - ментальном теле, выраженном в информационной структуре клеток и органов, и на физическом теле.

У большинства современных людей, в течение жизни энергетические связи между органами и тканями продолжают ослабевать, и это является главной причиной старения. По сути, старость наступает вследствие нарушения баланса внутренних процессов, в результате чего энергия начинает концентрироваться в отдельных частях организма, а в других происходит ее обеднение. Ткани и органы перенасыщенные энергией начинают работать особенно активно и быстрее изнашиваются, а участки тела испытывающие дефицит энергии будто засыпают и не работают в полную силу, переставая использовать свой потенциал.

Причем большая часть тела обычно существует в неактивном состоянии, а активными остаются лишь некоторые зоны отдельных органов. Например при мыслительной деятельности обычно используется лишь кора головного мозга, а весь его объем открывающий возможности ассоциативного мышления, используется на сотые доли процента. При занятии спортом мышцы человека активированы лишь частично, работая малым количеством своих волокон, а большая их часть продолжает бездействовать. Такая частичная включенность тела приводит к преждевременному износу одних его частей, и ослаблению других, которые бездействуя постепенно теряют свои возможности.

То есть причина старения – неравномерная нагрузка на тело и несбалансированность его физиологических процессов. Физическая несбалансированность связана с невыстроенностью энергетических потоков, и одна из причин такой разбалансировки заключается в доминировании аналитической деятельности мозга над остальными процессами.

Можно сказать, что главная причина старения и многих физических отклонений – в гипертрофировании головного мозга и его доминировании надо всем остальным телом. Такая тенденция проявлена в теории эмоции, согласно которой развитие животных происходит путем цефализации, то есть укрупнения головного мозга и усложнения его структуры. Все это также проявлено во многих инстинктах выживания, например в случае опасности человек закрывает руками именно голову, а не какую-то другую часть тела. Конечно такой безусловный рефлекс оправдан, так как в голове содержится большая часть физических органов чувств. С другой стороны, исключительно бережное отношение к голове наводит людей на мысль, что вся их жизнь зависит от этого органа. Однако головной мозг – это лишь анализатор, безусловно необходимый для жизни, но не превосходящий по значимости остальные части организма.

Каждая клетка тела несет не только биологические функции, но и является резонатором эмоциональной энергии, а также хранителем ценных воспоминаний. С этой точки зрения, все клетки тела равноценны, и должны в равной степени использоваться человеком в течение жизни. Можно сказать, к человеческому телу стоит применить принципы равноправия и справедливости, упомянутые в прошлой статье в контексте человеческого общества. Точно также как каждый человек обладает индивидуальностью, такой необыкновенной ценностью обладает и каждая клетка. Возможно, если человек будет помнить о потенциале заложенном в его клетках, то это поможет ему проявиться.

Ключевым инструментом для пробуждения клеток является человеческое воображение, посредством которого можно возобновить слаженную циркуляцию в теле и равномерно распределить жизненную энергию. Этот процесс интеграции клеток аналогичен выстраиванию многогранных чувственных отношений между людьми, который может произойти при переходе человеческого общества к пятому уровню сознания. Поэтому налаживание циркуляции в теле – это важнейшая подготовка, которую человек может провести для осуществления перехода своего сознания. Несмотря на то, что при этом человек еще не будет способен проявить пятимерные способности вовне, он будет уже подготовлен к процессу объединения с другими людьми. Окончательная же активация энергетического тела произойдет при создании благоприятных внешних условий, которые могут заключаться в наличии группы единомышленников, чувственное общение с которыми позволит человеку проявить свое глубинное состояние.

Тем не менее, важнейшую часть подготовки человек может провести самостоятельно, и она заключается в обретении связи со своей индивидуальностью, проявленной в уникальных вибрациях его жизненной энергии. Если человек познает себя, то общение с членами группы станет для него простым и понятным, ему нужно будет просто расширить свое энергетическое поле до других людей. Если же человек не будет осознавать собственных глубинных потребностей, то его взаимодействие в группе может привести к еще большей потерянности, когда поля других людей будут накладываться на его энергетическую структуру, мешая ему разобраться в собственных чувствах.

Конечно, если отношения внутри группы будут строиться не на конкуренции, а на взаимной поддержке, то окружающие могут помочь человеку поверить в себя и буквально выстроить свою энергетическую структуру. Тем самым энергетическое поле группы станет целостным и гармоничным, поддерживая каждого члена сообщества в раскрытии своих внутренних ресурсов. Однако если человек проведет самостоятельную работу, предшествующую соединению с группой, то создаст предпосылки для качественного и беспрепятственного продвижения своего сознания к пятому уровню. В продолжении этой статьи будут рассмотрены нюансы такой подготовки, и описаны возможности которые могут открыться в процессе интеграции собственного тела.

Подытоживая сказанное выше, мы можем прийти к следующему выводу: человеческое воображение является одним из ценнейших инструментов, посредством которого можно осуществить личную активацию и переход на более высокий уровень сознания. Воображение способно активировать как четырехмерные качества, так и пятимерные, и более того, позволяет осуществить планомерный и гармоничный переход с четвертого уровня на пятый. Например привычную мыслительную деятельность человека можно считать ограниченным инструментом, заставляющим его оперировать голыми мыслеформами лишенными энергии, а значит ограничиваться лишь возможностями четырехмерного восприятия, которое не может самостоятельно расшириться до пятого уровня. Но подключая воображение и используя ассоциации, человек начинает восстанавливать энергетические потоки внутри своего тела, и энергетическая структура мозга находит контакт со всем остальным телом. Одновременно, ментальное тело человека обычно питающееся исключительно за счет деятельности мозга, начинает получать поддержку со стороны других органов, и обретает силу достаточную для налаживания контакта с другими телами – эмоциональным и физическим. То есть воображение – это такая способность человеческого существа, которая обеспечивается работой всех трех тел и способствует их постепенной интеграции. Возможно, если многие современные люди осознают силу которой обладает их воображение, то этого уже будет достаточно для проведения личной подготовки для перехода на пятый уровень сознания.

В целом, на возможностях воображения строится процесс активации большей части экстрасенсорных способностей, обретение которых может свидетельствовать об успешном движении человека к пятому уровню. Например развивая энергетическое видение, человек может создавать ассоциацию для каждой испытанной эмоции, тем самым буквально визуализируя поток энергии, поступающий к нему извне. Контактер также может использовать визуальные образы, позволяющие сделать поток информации живым и объемным. Благодаря этому, в мыслеформах передаваемых с тонкого плана проявится эмоциональная составляющая, которая могла оставаться невостребованной, при использовании лишь ментальных способностей восприятия.

Человек занимающийся дыхательными практиками также может подключить воображение, тем самым его дыхание станет более активным и затронет не только привычные физиологические процессы, но раскроет и тонкие каналы, через которые до этого не проходила энергия. То есть воображение способно восполнить недостающее звено в любом действии человека, подключив к работе одного тела ещё два. Например во время стандартного ченнелинга обычно используется ментальное тело, а другие два практически бездействуют. Использование же воображения позволяет включиться в процесс эмоциональному телу, которое подтянет за собой и физическое. К примеру, ченнелер начав воспринимать поток информации на уровне чувств, исполнится вдохновением и уже не сможет говорить ровно и невозмутимо. Вибрации его голоса окрасятся тонкими интонациями и обертонами, через которые до слушателя будут доходить нюансы эмоционального состояния духовной сущности, передающей послание. Затем ченнелер еще больше расслабится, позволив своему физическому телу еще полнее включиться в процесс, и начнет делать руками произвольные жесты, стремясь выразить ощущаемое, или даже пустится в свободный танец, проявляя в движениях поток эмоций. Этот пример показывает, что совместная работа двух тел – ментального и эмоционального – обеспечивает постепенное подключение третьего – физического. Подобную интеграцию можно осуществить и другими способами, путем налаживания взаимосвязи между любыми из двух тел, помогая включиться третьему.

Как и в приведённом случае ченнелинга, важнейшим инструментом для создания контакта между телами является воображение. Например посредством воображения йоги превращают простые физические упражнения в энергетическую практику. То есть йоги исходят от физического тела, и используя образы включают энергетическое тело, которое в свою очередь активирует ресурсы ментального тела. Проявление возможностей ментального тела заключается в повышении осознанности, а также умении многих йогов подключаться к высоким уровням сознания, черпая оттуда тонкие мыслеформы и знакомясь с устройством Мироздания.

Человек же может начать процесс интеграции и с эмоционального тела, например целитель хорошо чувствующий потоки энергии, путем воображения может визуализировать происходящее на тонком плане и начать больше разбираться в энергетических процессах. Развивая энергетическое видение целитель становится более осознанным, а значит включает возможности своего ментального тела. Такое расширение восприятия скажется и на физическом теле целителя, так как использование визуальных образов поможет телу полнее включаться в поток энергии, и оно станет более качественным резонатором.

Таким образом, используя воображение человек может сонастроить три своих тела – ментальное, эмоциональное и физическое, и тем самым начать процесс энергетической интеграции. В целом, внутренняя перестройка может осуществляться не только при развитии экстрасенсорных способностей, но и в любом аспекте человеческой жизни. Более того, многие люди уже проводят такую подготовку, однако чаще всего осуществляют соединение своих тел неосознанно, и поэтому не отмечают про себя нюансы своего состояния, через которое способны познать свою суть. Если они прочувствуют ту ценность, которую может открыть им их увлечение или любимая деятельность, то уже начнут процесс перестройки своего тела.

Например большинство художников используют в своей деятельности возможности своего воображения, и пользуясь силой визуальных образов делают свое эмоциональное тело активным и чутким. Это помогает таким людям разнообразить свою технику рисования и превратить ее из строгой системы знаний в творческий процесс, в котором полноценно участвуют все три тела. Ментальное тело, содержащее знания о разных изобразительных методах, находя связь с эмоциональным телом начинает действовать не только на основе логики, но и описывать визуальный образ на уровне чувств. Физическое же тело, через которое происходит процесс рисования, при подключении эмоций может также вовлечься в этот процесс более полно. Это проявится в необычной грации и слаженности движений, посредством которых кисть художника будет вырисовывать образ наблюдаемый в воображении. Можно сказать, тело начнет следовать потоку чувств, и выйдет за рамки тех ограничений, которые привиты художнику во время стандартного обучения. Именно так человек получивший художественное образование становится не просто специалистом в своей области, но и настоящим мастером.

Таким образом, путь обретения мастерства заключается в слаженной работе всех трех тел человеческого существа, и такой путь стремится осуществить любой человек. Этот процесс можно начать в любой сфере человеческой жизни, и уделяя внимание каждому из трех тел, можно достичь наиболее качественного результата.

Например ученый может освободиться от ограничений сугубого ментального восприятия, если в процессе познания начнет использовать свои эмоции. Многие исследователи искренне увлечены своей деятельностью, а значит уже используют свои чувства и близки к тому, чтобы полноценно подключить в процесс свое эмоциональное тело. Однако в большинстве случаев своим вниманием они пребывают лишь в ментальных конструкциях, поэтому энергия их существа не может выйти за ограничения, поддерживающиеся программами стандартного научного подхода. По сути, ментальное тело таких людей работает обособленно от эмоционального, и хотя они оба активны, отсутствие связи между телами не позволяет исследователю расширить восприятие. Но если ученый начинает использовать силу воображения, то его увлеченность превращается в поток вдохновения, выражающийся во множестве новых идей, являющихся в ярких образах и переживаниях.

Действуя в этом потоке новых впечатлений, ученый начинает проверять свои чувственные догадки, и рано или поздно может сделать открытие. Поток вдохновения активирует также и физическое тело, что проявляется в большей работоспособности, а также в тонких нюансах деятельности исследователя, способных благотворно повлиять на ход эксперимента. Например селекционер может исполниться особенной заботой о своих растениях, которая будет ощущаться в его чутких прикосновениях и взгляде. Эмоциональная вовлеченность ученого поможет растениям глубже прочувствовать его запросы, а чувственная поддержка которую они ощутят поможет им воплотить задуманное.

Итак, в этой статье мы рассмотрели ключевой инструмент, позволяющий провести подготовку к переходу на пятый уровень сознания – воображение. Оно позволяет наладить взаимосвязь трех основных тел человека – ментальное, эмоциональное и физическое. Реализуя свои цели в социуме, человек в большинстве случаев использует только два тела из трех, или даже ограничивается одним. Источником ограничений являются стандартные программы, то есть общепринятые мыслеформы, использование которых не требует полноценного включения всего организма. Такое частичное использование внутренних ресурсов приводит к перегрузке одних частей организма и постепенному засыпанию других, что в целом проявляется в старении физического тела.

Чтобы уйти от подобной нежелательной тенденции, стоит помочь своему телу работать более слаженно и полноценно. В этом может помочь воображение, использование которого подразумевает включенность всех трех тел, что помогает им восстановить целостную взаимосвязь. В идеальном случае, слаженная работа двух тел позволяет подключить третье, однако стандартные программы создают блокировки на уровне сознания, мешающие энергии течь свободно и приводящие к обособлению каждого тела от другого.

Используя воображение и проявляя свой творческий потенциал, человек способен обойти это ограничение. Воображение позволяет задействовать ассоциативные связи, связывающие головной мозг с остальными частями тела, где хранится память подсознания. За счет этого все части сознания человека обретают единство, позволяя ментальному телу стать более целостным. Восстановление целостности ментального тела благотворно скажется и на остальных двух телах, что поможет им интегрироваться.

Энергетические потоки эмоционального тела начнут протекать боле слаженно, и будут способствовать более легкому и ресурсному эмоциональному состоянию. Обновленная структура физического тела поможет человеку действовать более собранно, и в о же время более расслабленно. В целом, благотворный эффект процесса внутренней интеграции заключается в продлении срока активной жизни и ослаблении процесса старения. Поэтому возможно, люди начавшие путь подготовки к переходу на пятый уровень, ощутят прилив сил и обретут вдохновение для реализации многих своих желаний. Возобновление гармоничной циркуляции жизненной энергии не только положительно скажется на здоровье, но и поможет человеку познать себя. Вибрации человеческого тела обретут большее богатство и разнообразие, и создадут предпосылки для проявления глубинного состояния человека, являющегося его индивидуальностью. Реализация этого состояния является важнейшей целью, ради воплощения которой человек рождается на свет, и поэтому процесс интеграции тела поможет ему наполнить свою жизнь особенным смыслом.

В следующих статьях будет подробнее рассмотрен процесс личной подготовки человека к переходу на пятый уровень, который возможно начать уже в настоящее время.

С уважением,

Хранитель Энциклопедии.

Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Образы воображения не являются чем-то особенным, присущим только искусству или творческому процессу, это часть нашей повседневности.

Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются необходимейшей способностью человека. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Во всех этих случаях воображение играет положительную роль, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы , в отличие от галлюцинаций,- это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта - важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.

Образы воображения имеют различные аспекты, которые важны для нас:

Первый аспект - все люди обладают силой воображения. Представленные человеком образы не приходят откуда-то, они - побуждение, движение человеческого тела, естественное проявление жизни.

Способность человека творить образы воображения таит в себе шанс создавать во время терапии картины о самом себе, образы своих проблем, своих размышлений, своих чувств, своего тела, социальных взаимоотношений, своих страхов и желаний, а также изменять уже существующие картины. Вы можете представить процессы, происходящие в Вашем организме, его мощь и ресурсы, способность к восстановлению (например, хорошее кровоснабжение больного места). , Вы можете представить свою боль, ее форму, цвет, активность. Изменяя этот образ, Вы можете изменить интенсивность болевых ощущений и на время (возможно и надолго) успокоить боль.

Второй аспект заключается в том, что воображение имеет дело как с прошлым, так и с настоящим и будущим. Люди вспоминают историю своей жизни, глядя внутренним взором на всплывающие из прошлого картины.

Это картины необъективны - люди творят, продуцируют их как из своих воспоминаний, из мыслей, знаний о том, что произошло в прошлом, так из своей эмоциональной памяти, из памяти тела и воспоминаний о социальных контактах. «Память — это сложная вещь, родственница правды, но не ее близнец.»

Тот факт, что образы воображения относятся к настоящему - само собой разумеющийся повседневный опыт. Мы видим вещи собственными глазами, но также видим вещи и нашим внутренним взором, мы можем представить себе, например, образ нашего сердца, даже если мы никогда его не видели собственными глазами.

Человек может представить себе также и картину своего будущего. Может создать в воображении образ своих стремлений и желаний, своего профессионального будущего, следующего отпуска… Мы можем представить себе картину будущего, и эта картина может помочь нам решить, могу ли я вообще держать курс на это будущее, подходит ли оно мне, станет оно для меня реальностью или нет. Сначала у человека возникает образ, а потом он воплощает его в жизнь. И это третий аспект воображения.

«Я не спешу приступать к практической работе. Когда у меня рождается идея, я сразу в воображении начинаю строить прибор. Я изменяю конструкцию, произвожу усовершенствования и у себя в мозгу привожу в действие этот прибор. И мне абсолютно безразлично, запускаю ли я свою турбину у себя в мыслях или испытываю в моей мастерской. Я даже могу заметить, что нарушилась ее балансировка. При этом не существует никакой разницы в результатах. Таким образом я быстро развиваю новую концепцию и могу усовершенствовать ее, ни до чего при этом не дотрагиваясь. И как только я дойду до такой стадии, когда произведу в изобретении все возможные улучшения, которые я мог придумать, и когда больше не увижу нигде никаких недостатков, только тогда я воплощаю в конкретной форме продукт своего воображения.» Никола Тесла

Стратегия Тесла имеет поразительное сходство со стратегией, описанной Моцартом, утверждавшим, что сначала он сочинял музыку в голове, а затем, когда она была готова, просто “переписывал” ее на бумагу (см. “Стратегии гениев”, том 1). Моцарт писал, что видел музыку мысленным взором таким образом, что она была “почти полностью завершенной и законченной в моем мозгу, так что я мог ее рассматривать, как прекрасную картину или статую… Поэтому перенесение на бумагу происходит достаточно быстро, поскольку, как я уже сказал, к этому моменту все уже закончено; и то, что написано на бумаге, очень редко отличается от того, что находилось в моем воображении”. (Е. Холмс. Жизнь Моцарта, включая его переписку).

Однако наше речевое общение - и это четвертый аспект воображения - всегда наполнено образами, бесчисленным множеством образов.

Хорошая литература отличается тем, что, когда мы читаем роман, талантливое стихотворение или слушаем какой-нибудь интересный рассказ, в нас возникают образы. И это не те образы, которые были придуманы авторами, а это наши собственные образы. Например, ели два человека ведут разговор о море, то у обоих возникнет образ того или иного конкретного моря, а не слово «море» из четырех букв.

Каждые человек создает свой собственный образ моря. Это делает общение возможным и одновременно его усложняет, запутывает. Когда во время терапии супруги беседуют о любви и делятся своими представлениями о совместной жизни, о доверии, о своих волнениях, сильных желаниях, о сексуальности, то оба часто используют одни и те же слова, однако образы, стоящие у каждого за этими словами, различны… каждый находится в каком-то другом «фильме».

Одна из задач терапии - попытаться передать другому человеку свои образы - представления, научиться переводить их на язык собеседника.

Плоды воображения повсюду, они неотъемлемая часть нашего мира. Они - часть нашего бытия.

Воображению, его продуктам необходимо предоставить место, их надо воспринимать всерьез и уважать. То, каким образом выражает человек свои образы в данный момент: в словах, в рисунке, в скульптуре из глины или в танце, - имеет второстепенное значение.

Главное, чтобы эти образы нашли свое выражение. Воображение и его творческое выражение - не только средство для достижения цели, но и сами по себе цель.

Если клиенты выражают образы своего воображения, плоды своих фантазий и относятся к ним серьезно, это значит, что они воспринимают всерьез самих себя.

Когда человек оформляет свои фантазии в рисунке, картине или другом объекте, он уделяет свое внимание тому, что раньше находилось лишь на краю его внимания, может наблюдать за этим, занимать по отношению к этому определенную позицию и изменять ее.

Альберт Эйнштейн сказал, что воображение является величайшей творческой силой. Взгляните на эти слова снова: «большая творческая сила». Воображение! Не образование! Ни деньги! Не удача!

Наполеон Хилл, автор книги «Думай и богатей», говорит, что фантазия является самой удивительной, чудотворной, непостижимо мощной силой в мире. Перед тем, как отбросить эту мысль как сумасшедшую, следует знать, что г-н Хилл был советником двух американских президентов, получил заказ от богача Эндрю Карнеги, о том, чтобы научить людей осуществлять свои мечты, и получил множество благодарностей от величайших людей во всём мире, которым он помог добиться успеха.

Воображение является силой, которая приведёт вас к местам, где вас никогда не было.

Генри Форд полагался на воображение и веру. Уолт Дисней сказал, что если бы он не видел Диснейленд в своём разуме, остальной мир не увидел бы его на Земле. Бил Гейтс представил себе его продукцию, прежде чем она стала настоящим программным обеспечением, на котором мы работаем. Следует помнить, что многие из великих людей в мире начали с нуля и построили империи. Они мечтали. И вселенная воплощала опыт из их воображения. Вселенная всегда создаёт настоящий опыт из воображения, чем бы это ни было.

Иногда приходят на терапию люди, чьи плоды воображения слабы и нежизнеспособны. Те, многочисленные люди, которые опасаются или даже бояться выражать свои фантазии и делиться ими с другими людьми. У некоторых клиентов не развита способность к созданию внутренних образов, не развита способность что-то представлять. Она проявляется у них, только в ночных снах в виде фрагментарных картинок. Иногда у них временами появляются спонтанные образы-фантомы, которые неуловимы и скоротечны. Клиенты очень расстраиваются, когда замечают в себе это процесс затухания воображения.

Источники подобных угасаний различны. Но если он (клиент) готов исследовать вместе с терапевтом новые пути-дороги и двигаться вперед, то можно - зачастую очень медленно и постепенно - снова взрастить в нем эту способность творить.

Как же развивать и поддерживать у себя воображение?

Леонардо замечал, что “дар воображения является одновременно рулем и уздой для чувств” (Фольи Б. Том 2. Записные книжки Леонардо) и приводил упражнения, специально разработанные для того, чтобы стимулировать и мобилизовать внутренние когнитивные процессы в отношении зрительных впечатлений. Давайте для примера рассмотрим следующее упражнение, приведенное в его трактате о живописи:

Способ побуждения ума к разнообразным изобретениям

“Я не удержусь и представлю на ваше рассмотрение новый способ, который, хотя и может показаться тривиальным и почти смехотворным, все же весьма полезен для побуждения ума к разнообразным изобретениям.

Он заключается в следующем: если вы посмотрите на стены, покрытые разными пятнами или сделанные из смеси разных видов камней, и если вы захотите придумать некоторую сцену, вы сможете увидеть на этой стене сходство с разными ландшафтами, украшенными горами, реками, скалами, деревьями, равнинами, широкими долинами и группами разнообразных холмов. Вы также сможете разглядеть разные битвы и фигуры, находящиеся в быстром движении, и странное выражение лиц, и костюмы из дальних стран, и бесконечное множество вещей, которые вы затем можете свести к отдельным и хорошо различимым формам. При рассматривании таких стен и смеси разных камней происходит то же, что и при слушании колоколов: в их звоне вы можете услышать любое воображаемое имя и любое слово”.

(MS. 2038 Bib.Nat.22 v)

Как указывал сам Леонардо, подобное кажущееся тривиальным или бессмысленным умственное упражнение может оказаться очень важным.

Как сделать так, чтобы воображаемое животное казалось реальным

“Вы знаете, что не можете создать животное без того, чтобы у него не было [черт или] частей, которые бы не несли сходства с чертами других животных. Поэтому, если вы хотите, чтобы какое-то из придуманных вами животных казалось реальным, — предположим, что это дракон, — возьмите голову мастифа или сеттера, глаза кошки, уши дикобраза, нос гончей, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи.

В таком случае Леонардо явным образом использует стратегию идентификации, интернализации и комбинирования ключевых черт для того, чтобы в своем воображении сконструировать нечто; этот процесс противоположен процессу создания карт информации, поступающей из сенсорных ощущений. Леонардо использует стратегию, весьма сходную с исследованиями человеческого лица в своих гротескных рисунках; он вырезает, вставляет и склеивает разные элементы, взятые из своей памяти и воображения с тем, чтобы создать мозаику черт, которая выглядела бы как реальная.

“По-видимому, это была стратегия, которую Леонардо успешно применял в течение своей карьеры художника.

Вазари (1550), например, упоминает, что когда Леонардо был еще молодым учеником (в мастерской знаменитого мастера Вероккио), его отцу, сэру Пьеро, дали щит, сделанный одним из его крестьян. Сэр Пьеро отвез его Леонардо во Флоренцию и попросил нарисовать на нем что-нибудь. Леонардо “начал думать о том, что он мог бы нарисовать на нем такого, что напугало бы врага, подобно голове Медузы. Для этой цели Леонардо принес в комнату, в которую никто, кроме него, не входил, ящериц, тритонов, сверчков, змей, бабочек, кузнечиков, летучих мышей и других странных животных; из них он сформировал уродливое чудовище, ужасное и пугающее, которое испускало ядовитое дыхание и превращало воздух в пламя…” Когда его отец приехал забрать щит, Леонардо “показал щит на мольберте, открыл окно, чтобы яркий свет упал на него, и затем подвел к нему отца. Сэр Пьеро был весьма поражен и от неожиданности отшатнулся, не поняв сразу, что видит перед собой щит или даже просто нарисованную форму; Леонардо, поддержал отца сказав: “Эта работа служит той цели, ради которой она была задумана; возьмите ее и заберите с собой; она оказывает именно то воздействие, которое и должна оказывать”. Все это показалось сэру Пьеро похожим на чудо, и он превознес Леонардо за необычайную изобретательность”.

(Андре Частел. Гений Леонардо да Винчи. Нью-Йорк, 1961)

Если начать с одного образа, даже с очень простого, “размытого и плохо различимого”, можно в конце концов зафиксировать его таким образом, чтобы он “не уплывал”. Например, закройте глаза и посмотрите на те образы, которые возникают сами по себе. Может быть, вам будет легче вспомнить лица любимых людей, любимого героя кино, эмоционально нагруженные переживания прошлого, особое место отдыха, закат, вашу машину или просто предмет домашнего обихода. Если вы получите такую картинку, даже если сначала она будет весьма неясной и нечеткой, продолжайте к ней возвращаться и пробуйте добавить больше глубины, деталей и цвета.

Я работала со многими людьми, вначале утверждавшими, что они не могут визуализировать. Один из первых вопросов, который я задавала им, звучал так: “Если бы вы могли визуализировать, то что бы вы увидели?” Например: “Если бы вы могли визуализировать большой шар, висящий перед вами, то как бы он выглядел, если бы вы могли его увидеть?” Большинство людей при этом начинают отвечать: “Ну, он был бы красный и круглый, примерно вот на таком расстоянии от меня…” и так далее.

Иногда, помогая человеку научиться визуализировать, я говорю: “Давайте начнем с чего-нибудь простого, а затем будем “укрупнять”. Давайте создадим образ шарика”. После того, как он представит шарик или какой-либо другой простой предмет, мы добавляем другой шарик, а затем еще один — до тех пор пока человек не сможет создать образ гирлянды шариков в форме пирамиды или какой-либо другой составной образ. В иных случаях я могу попросить человека начать с неясного размытого образа или контура человека, а затем прошу его смотреть на детали, например, на пуговицы на рубашке.

Затем усложняем сами детали, либо добавляя детали к образу. Можно сказать: “Хорошо, если бы вы видели перед собой этот шарик, то где была бы тень? Где бы находился источник света?” Для того, чтобы что-то видеть во внешней реальности, необходим свет. Тот же самый принцип действенен и для наших внутренних образов. Когда они находят тень, им становится намного легче увидеть и сам объект.

Ниже следует запись медитации, которая поможет людям применять стратегии Тесла при визуализации и создании новых видений будущего.

Расположите ваше тело удобно и расслабленно. Сядьте в такой позе, которая действительно поможет вам мечтать. Если бы ваше тело могло погрузить вас в состояние, в котором вы могли бы по-настоящему дать свободу своему мечтателю, как бы вы тогда сели? Куда бы была наклонена ваша голова? Как бы вы дышали? Где бы в своем теле вы почувствовали напряжение мышц?

Если бы вы могли мечтать по-настоящему, как бы зазвучал ваш внутренний голос? Был бы он возбужден или шептал? Или им оказался бы просто какой-то звук? Может быть, он бы вас подбадривал или задавал вам вопросы? Или, может быть, звучал очень уверенно? Настройте ваш внутренний голос на тот тон, который поможет вам мечтать, поведет вас к мечтам.

А затем начните визуализировать мечту определенного рода. Мечту всей планеты. Если бы вы могли придумать прекрасную мечту всей планеты, то чем бы это было? А поскольку это просто мечта, вам не надо беспокоиться о том, возможна ли она, осуществима ли. Мечтайте свободно. Если бы вы смогли выдумать собственную версию утопии, то что бы вы увидели? Как могла бы технология вписаться в эту глобальную мечту всей планеты? А как быть с войной? Как бы учили детей? Как бы тогда люди разных частей света разговаривали друг с другом? Как бы мы использовали те инструменты, которые у нас есть, экологическим и творческим способом на пользу всей планете и живущим на ней людям?

Позвольте вашей мечте повести вас в будущее. На что была бы похожа медицина? Будут ли люди обращаться к врачам, как мы это делаем сейчас? Будут ли еще больницы? Если бы вы могли изменить мир через простую мечту, путем визуализации, как бы вы преобразовали больницы, школы и компании? Как будет выглядеть офис будущего? Будут ли вообще офисы? Или каждый будет связан с другими прямо у себя дома? Как будут люди путешествовать в будущем? Нет нужды ограничивать себя сегодняшней технологией. Представьте, что вы живете на планете, где все, чтобы вы можете себе вообразить, автоматически становится реальностью. Единственным ограничением станут границы вашего воображения.

Как в будущем мы будем обращаться с животными и растениями? Будут ли нужны нам юристы и психотерапевты? Какая работа в будущем будет самой важной?

Какую музыку будут слушать в будущем? Какие будут музеи? Если бы вы пошли в музей, где были бы представлены предметы сегодняшнего дня, то какой из них был бы наиболее забавным для людей будущего?

Что вы могли бы выдумать такого, что изменило бы мир в наибольшей степени? Какие части наших жизней имеют больше простора для изменений?

Представьте, что вы можете изменить мир через нечто такое, что сделали сами. Помечтайте о том, чтоґ бы вы могли сделать такого и как это могло бы изменить мир.

Позвольте вашему бессознательному продолжать развивать эту мечту таким образом, чтобы она стала для вас наиболее подходящей и чтобы этот процесс приносил бы вам внутреннее ощущение удовольствия, радости и надежды.

Затем на минуту позвольте вашему уму переместиться из будущего в прошлое. Подумайте о своей жизни и отыщите момент, когда мечта стала для вас реальностью. Вспомните нечто, что прежде было для вас просто мечтой, а позже вы обнаружили, что это стало реальностью.

Возможно, у каждого из вас есть мечты, которые сбылись. И, возможно, если вы найдете одну такую мечту, вы начнете понимать: “Да, есть еще одна!” Может быть, существуют даже такие мечты, о которых вы забыли, что они когда-то были мечтами, потому что сегодня они представляют собой нормальную реальность, просто еще один паршивый день в раю.

Когда вы смотрите на мир, окружающий вас, обратите внимание, что многие вещи, которые вы видите вокруг, — это на самом деле мечты, ставшие реальностью; комната, в которой вы сидите, электрический свет, при котором читаете, стул, на котором отдыхаете, книга, которую держите в руке. Все эти вещи были когда-то мечтами, но теперь они стали реальностью.

Мы живем в мире мечтаний, которые сбываются. Возможно, вы сами помогли другим сделать их мечты реальностью. Может быть, вы сами — это чья-то мечта, ставшая реальностью. Возможно, ваши родители мечтали о вас еще до вашего рождения. Возможно, вы вошли в чью-то жизнь в тот самый момент, когда нужно было, чтобы появился кто-нибудь такой, как вы.

Поэтому берегите ваши мечты. Берегите мечты, ставшие реальностью. И, вернувшись в настоящее с той скоростью, которая для вас наиболее удобна, может быть, вы сами почувствуете, что находитесь в замечательном положении — на пороге новой мечты. Позади вас — мечты, которые сбылись. Впереди — новые мечты, которые придают смысл всей вашей жизни.

МЕДИТАЦИИ-ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Ниже приведем несколько описаний медитаций-визуализаций. Подробно приведем тексты погружения в релаксационное состояние и выхода из него только в первом описании. В других случаях они аналогичны.

Судно, на котором и плыву

Приводимая ниже психотехника имеет отчасти диагностический характер. Образ судна, рожденный у участников (тяжелый крейсер, летящая бригантина, утлая лодчонка или скользкий неустойчивый плот), плавание, совершаемое на этом судне, можно считать метафорическим отражением представлений человека о самом себе и о своем жизненном пути. Эти образы могут говорить об актуальном физическом и психическом состоянии, о восприятии человеком условии своей жизнедеятельности и способах преодоления им возникающих трудностей и препятствий (согласитесь, есть разница между видением яхты с пробоиной ниже ватерлинии в самый разгар свирепого шторма или стремительно скользящей но волнам каравеллы в лучах восходящего солнца). Однако не стоит говорить участникам о таком толковании визуализаций, тем более что его нельзя считать более чем вероятностной гипотезой.

— Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их и не шевелитесь.

Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и легко покидает их. Сердце бьется четко, ритмично. Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Копчики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и подымается вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту, расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая новыми силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки.

Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дать установку относительно дыхания и сердца .

Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствует приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, как будто ваши ноги стоят на каминной решетке. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и отдых мышцам... Напряжение исчезает... И вот уже мышцы ног расслабляются - от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...

Есть еще один источник тепла в вашем теле. Он - в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко пропитывает своими животворящими лучами ваши внутренние органы и дарит им здоровье, помогает лучше функционировать... Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди... По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает... Уходит... Если вы лежите, то ваша спина ощущает добрую силу земли через поверхность, на которой вы лежите... Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслабленное тело новую, свежую энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряжение из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливыми... Разглаживаются морщинки на лбу... Веки перестают подрагивать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица расслаблены... Легкий, прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он приятен и добр- этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою целебную энергию... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...

Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряжение спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией...

Вы расслаблены и свободны. Вы можете оказаться там, где вам хочется быть. Там, где вам хорошо. Для кого-то, может быть, это его собственный дом, для кого-то - это уголок двора, где он любил прятаться в детстве. А для кого-то просто полянка в летнем лесу, где можно валяться в траве и увидеть над собой ослепительную голубизну... Побудьте немного в этом месте. Напитайтесь позитивной энергией этого дорогого для вас места...

А теперь пойдем дальше... Вы не торопясь идете по дороге и вот уже слышите шум моря - волны накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира - вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливей, вы чувствуете на губах соленый привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные океанские лайнеры, и индейские челноки, выдолбленные из ствола дерева, и древнегреческие пироги, и галеоны испанских конкистадоров, и пиратские шхуны, и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и изящные бригантины, и плоскодонки, и катамараны. Вплоть до атомоходов, авианосцев и "Наутилуса" капитана Немо...

Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием форм, красок, оснасток. Знайте, что любое из этих судов может стать вашим. Выберите себе то, что наиболее подходит вам, что нравится вам, что отвечает вашим потребностям и представлениям о нужном именно вам судне... Осмотрите внимательно то, что вы выбрали. Это громадный фрегат или обычная парусная лодка? А может быть, легкий моторный катер? Какова форма этого судна? Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость? Или это тяжеловесная, но прочная конструкция, способная выдержать любой шторм? В какой цвет окрашены борта вашего судна? Есть ли у него якорь? А может быть, он вам совсем не нужен? Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название? Какими буквами написано это название?

Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там? Или на борту никого нет? Как выглядит встречающий? Прислушайтесь: он что-то говорит вам... Осмотрите судно изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюты и в рубку... Подымитесь на капитанский мостик... Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм... Что вы увидели во всех этих частях своего судна? Зайдите в каюту, которую будете занимать вы. Или просто определите какое-то место для себя на своем судне. Посмотрите - здесь лежит сложенный в несколько раз лист бумаги. Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта назначения?

Отправляйтесь в свое плавание. Ваше судно покидает порт... Все дальше и дальше берег... Вот уже и скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту. Вы в море на своем судне, вы сами выбрали свои путь в этом безбрежном морском пространстве... Вы двигаетесь к своей цели... Далеко ли она? Что вас ждет на пути? Не знаю... Сейчас вы увидите продолжение своего фильма о собственном плавании. Смотрите...

Ведущий замолкает. Пусть воображение участников поработает без всяких подсказок в течение одной-двух минут .

Но пора сделать остановку в нашем плавании. Направьте свое судно в ближайшую гавань... Вот и завершается на сегодня ваше путешествие. Вы спускаетесь по трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, посмотрите еще раз на свое судно, запомните, каким вы оставляете его сегодня. Наверное, вы еще не раз будете возвращаться на него, чтобы продолжать и дальше свое плавание. Помните, что оно будет всегда ждать вас у пирса... Вы уходите дальше и дальше от своего судна... И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело...

Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы станете все больше выходить из состояния расслабленности - вплоть до того момента, когда я назову цифру "один" и вы встанете отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии.

Итак, семь... Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела... Вялость и апатия отступают. Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть... Ваши мышцы наполняются силой и энергией... Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться... Пять... Сохраняется состояние спокойствия, но оно начинает наполняться ощущением силы и возможности действовать... Расслабленность заменяется собранностью... Четыре. Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью чувствуете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два. Не открывая глаз, поворочайте головой. Вы бодры, наполнены силой и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы спокойны и уверены в себе. Один. Открыли глаза. Встали. Не делайте это слишком быстро.

При обсуждении эффектов упражнения, помимо рефлексии состояния, хорошо получить ответы на такие вопросы:

Какое судно вы выбрали для своего плавания? Опишите его.

В какой цвет оно оказалось окрашенным?

Как оно называется?

Встретил ли вас кто-либо на борту судна?

Что сказал вам встречающий?

Что любопытного обнаружили вы при осмотре судна?

Какова цель вашего плавания, зафиксированная на карте?

Увидели ли вы название конечного пункта?

Какая стояла погода при вашем выходе из порта? Что произошло с вами во время плавания?

Рассказы участников могут оказаться очень интересными, насыщенными неожиданными деталями и яркими подробностями. Почти наверняка на ведущего обрушатся вопросы типа: "А что означают слова капитана судна? А почему мой корабль назывался именно так? В чем смысл событий, произошедших со мной в плавании?". Нам представляется, что ведущему лучше воздержаться от оценок и интерпретаций, посоветовав участникам самим поразмышлять о символике образов, подаренных им подсознанием.

Мудрец из храма

Психотерапевты часто используют в медитативных техниках архетипические образы древнего старца-мудреца, храма, пламени свечи и тому подобные (см. например, Дж. Рейнуотер, (1992), поскольку они позволяют человеку получить доступ к ресурсам собственного подсознания. В описываемой ниже психотехнике применяются все перечисленные архетипы.

— Представьте себя стоящем на поляне в летнем лесу. Густая трава подымается до колен, и лепестки цветов касаются ваших ног. Вокруг деревья, их листвой шелестит теплый ветерок. Солнечные лучи создают причудливую мозаику света и тени. До вас доносятся пересвисты птиц, стрекотание кузне

И неприятности.

Воображение присуще каждому человеку. Правда, мы не всегда все его проявления осознаем именно как ресурс личности и далеко не всегда осознанно используем поистине безграничные его возможности.

Воображение - это способность представлять образы, символы, фантазии, грезы. Это «внутренние фильмы» и разворачивающиеся сюжеты, которые мы переживаем во сне или наяву, задумавшись или замечтавшись.

Во время таких периодов внимание переключается с внешнего мира на внутренний. И наше сознание изменяется - мы как будто погружаемся в себя. И оказываемся во внутреннем мире, в пространстве воображения. А пока происходит это «мысленное проживание» историй, нечто неуловимо меняется внутри нас, открываются источники новых ресурсов, улучшается состояние, сбрасывается напряжение и тревога.

Пространство воображения - совершенно особенное пространство, в котором есть свой собственный ландшафт, свои дороги и свой язык.

Это пространство целительно и для тела, и для психики. Ведь в нем каждый человек может встретиться со своей Душой, услышать голос и желания своего сердца.

Современная психотерапия хорошо знакома с воображением и законами его пространства. Это и работа с метафорическими картами, и кататимное переживание образов, и работа со снами в юнгианском подходе или при помощи dreamtending и многое другое. Со времен К. Г. Юнга проведено множество научных исследований и создано много эффективных практик и направлений для исцеления, основанных на силе и пространстве

Очень важно понимать, что простое фантазирование не является работой с управляемым воображением (!)

Для того, чтобы решить серьезную проблему, недостаточно просто фантазировать о том, как все само собой разрешается. К сожалению, само собой вообще крайне редко что-то происходит. Все изменения и трансформации становятся результатом усилий. Внутренняя работа, грамотно и серьезно проделанная в пространстве воображения, может дать значительные результаты.

Это и снятие тревоги и напряжения, и выход из стресса, и разрешение конфликтов, и выстраивание нового сценария жизни, гармонизация отношений в семье, и исцеление телесных заболеваний, и многое-многое другое.

Как правило, работа с образами включает в себя:

Представление некоторого образа, отражающего актуальную ситуацию или проблему человека;

Осознание связей этой ситуации с прошлым опытом человека и с системами, в которые он включен (семейная система, родовая система, культурная система);

Выявление сценариев развития событий, паттернов поведения, блоков и ограничений, которые удерживают человека внутри травматичной ситуации;

Коррекцию состояния, ситуации.
Условно можно выделить три ключевых шага в этой работе.

1). Осознание, что происходит и как человек создает эту ситуацию в своей жизни.

Часто бывает так, что в ситуации стресса человек не всегда видит, что происходит в его жизни на самом деле. В моменты сильных переживаний он склонен либо отстраниться от происходящего, либо закрывать глаза на какие-то важные аспекты, либо вытеснять происходящее в бессознательное. Так срабатывают защитные реакции, предохраняющие от восприятия, справиться с которым внутри человека не хватает ресурсов.

Работа с управляемым воображением позволяет на символическом или архетипическом уровне осознать и увидеть связи происходящего. При этом «взламывания» защиты не происходит, и работа идет абсолютно безопасно на том уровне, который подходит здесь и сейчас конкретному человеку.

С этой точки зрения работа с образами, символами и архетипами наиболее экологична и комфортна.

2). Понимание связей ситуации с другими областями жизни

Не бывает ситуаций, которые возникают в жизни из ниоткуда. Каждый человек является частью своей семейной системы, своей родовой системы, частью культуры. А также – частью своего опыта, своих переживаний травм, ошибок, побед и успехов.

Все события взаимосвязаны и являются одновременно следствием и причиной для всего происходящего. Для того, чтобы изменить сценарий, практически всегда важно обнаружить и скорректировать те связи, которые привели к негативной ситуации.

3). Исправление или изменение того, что необходимо изменить

Очень важно, чтобы все корректирующие воздействия проводились на необходимом и достаточном уровне с точки зрения готовности конкретного человека к таким изменениям. Профессиональный терапевт всегда будет выяснять, какие именно изменения человек готов принять в свою жизнь , какова цель данной конкретной работы.

Коррекция – изменение и гармонизация происходящего – будет происходить при помощи специальных методик, которые порекомендует психолог. Это может быть и прямая работа с телесными реакциями, и работа с рисунками, с метафорическими картами. Это может быть создание историй и сказок. А может быть – прямое изменение событийного ряда в тех образах, которые разворачиваются в воображении.

Почему при работе с управляемым воображением

Изменения потом происходят в реальной жизни?
Открытые в начале 90-х годов зеркальные нейроны помогают объяснить с точки зрения науки механизм того, каким образом и почему наш мозг не различает событий, реализовавшихся в реальности, от событий, происходящих в воображении.

Для человеческого сознания одинаково реальными будут и события в воображении, и события в той реальности, которую мы привычно считаем «настоящей».

Благодаря нейронным механизмам и особенностям функционирования мозга человек может учиться через подражание действиям других людей, мгновенно распознавать эмоции и правильно реагировать на них и так далее. И эту же способность мозга мы можем использовать для того, чтобы при помощи управляемого воображения корректировать сценарии собственной жизни:

Завершать конфликты, которые трудно или невозможно разрешить в реальности;

Прощаться и прощать тех, кого больше нет в нашей жизни;

Выстраивать сценарии гармоничных отношений;
- создавать карьерный успех;
- прорабатывать внутренние барьеры и самоограничения.

Два стереотипа мешают эффективной работе с управляемым воображением.

Стереотип о том, что «воображение – это несерьезно». Часто с работой воображения связывают сказки и истории.

Это не совсем так. В наши дни истории часто становятся частью успешной терапевтической практики. Ведь сколько существует человеческая раса, столько существуют и истории, которые люди рассказывают себе и другим.

На самом деле сказкам 2 миллиона лет. А образам, символам, которые приходят к нам во снах и грезах – еще больше.

Доктор Стивен Айзенстат, архетипический психолог, ученик Д. Хиллмана, считает, что сновидит все живое на планете. Не только люди видят сны, но и все растения, животные, ландшафты и планета Земля встречаются в общем пространстве образов, в пространстве сновидений. Можно сказать, что искусству рождения образов в сновидениях – 2 миллиарда лет. Настолько древняя история у воображения и образов…

Каждая судьба – это история жизни. В ней спрессован опыт человека, его эмоции, чувства, переживания. И – его преображение. И от того, как рассказать эту историю жизни, зависит, что будет происходить в ней дальше.

Именно поэтому так эффективно работают методики со сказками и с метафорическими картами, в которых люди создают свои истории. Они помогают примириться с потерями, почувствовать новый вызов, увидеть новую мечту и найти смысл двигаться дальше.

А еще такие истории дают надежду.

Согласитесь, часто именно надежды нам не хватает, чтобы взять себя в руки и изменить то, что отравляет жизнь изо дня в день…

Сказки и истории, которые мы рассказываем о себе и для себя, помогают преодолеть чувство беспомощности.

Ведь создавая историю своей жизни – совместно с терапевтом или самостоятельно – человек ощущает себя творцом. И видит, как нить истории рождается его волей и намерением. И этот опыт можно перенести в реальную жизнь – создавая события в жизни так же, как и историю о ней.

Так что, работа с воображением, с образами и снами – вовсе не открытие наших дней.

Остальное находится в так называемой области бессознательного. Там хранятся наши инстинктивные реакции, ассоциативные связи, травмы, установки, эмоциональные заряды. Там же находятся наши ресурсы.

Бессознательное – это огромный склад ресурсов, знаний, это инстанция, которая нас охраняет, работает круглосуточно, хранит весь наш опыт и интуицию и все наши способности . На каждую ситуацию у человека всегда есть ресурс, чтобы с нею справиться.

Если сознание общается с нами на уровне речи – мысли и слова, то бессознательное общается с нами на уровне образов, символов, ощущений, эмоций. Мы получаем доступ туда при помощи своего воображения.

Стереотип о том, что трансы, измененные состояния сознания – это нечто «пугающее и непонятное, этим занимаются маги, шаманы и гипнотизеры».

В этом, конечно, есть доля истины. Но шаманский транс сильно отличается от так называемых бытовых трансов. И никакой магии в четко выстроенных алгоритмах работы с архетипами, со снами, с управляемым воображением и кататимным переживанием образов, нет.

Это – эффективные, последовательные стратегии, которые помогают получить доступ к 100% своих внутренних ресурсов, синхронизировать работу обеих полушарий мозга. И именно за счет этого достичь исцеления или решения сложной жизненной ситуации.

Традиционно процессы логики и сознания связывают с левым полушарием, а процессы бессознательные, эмоции, принятие решений – связывают с правым полушарием. Каждое полушарие человека специализируется на своих видах восприятия, воспринимает мир по-своему.

Левое полушарие работает со словами и числами. Ему свойственно аналитическое мышление, линейные рассуждения. А правое полушарие – это наши образы и воображение, это предчувствия, интуиция, фантазии и способность к творчеству. Там живет наше воображение.

Для того, чтобы оба полушария работали синхронно и человек получил доступ ко всем своим ресурсам и возможностям на 100%, необходимо перейти в особое состояние. Такое состояние иногда называется трансовым.

Транс - состояние предельной концентрации внимания, максимальное погружение во внутренний мир и во внутренние процессы. Транс - это инструмент, который делает доступными ресурсы бессознательного.

Трансовые состояния являются частью природных, биологических ритмов, естественным образом встроенных в функционирование организма в процессе эволюции.

В повседневной жизни нам хорошо знакомы такие состояния.

Это и грезы наяву, и просоночное состояние, в котором мы находимся перед тем, как уснуть.

Это состояние, в котором мы иногда смотрим на мелькающий за окнами автомобиля или поезда пейзаж.

Это состояние молитвы или медитации.
Это инсайты и озарения, вдохновение и знаменитое «состояние потока», о котором писал М. Чиксентмихайя.

Это наблюдение за пламенем, повторяющиеся ритмичные действия (например, шитье, вязание).

Это состояние задумчивости во время фильма или чтения.

В науке существует понятие 90-минутного ритма активности, в течение которого примерно 80 минут – это обычное функционирование, а 10 минут – спонтанный транс.

В этом биоритме каждое полушарие по очереди достигает пика активности, а затем наступает момент синхронизации, в этот момент исчезает межполушарная ассиметрия.

И именно в этот момент синхронизации все ресурсы организма становятся доступны. Этот цикл продолжается и во время сна, и во время бодрствования, он похож на внутренние биологические часы человека, которые помогают наилучшим образом работать всему организму.

Некоторые виды работы с воображением связывают с измененными состояниями сознания и иногда называют трансами. Как правило, такие состояния характеризуются:

Расслаблением тела;
- спокойным и глубоким погружением в свой внутренний мир;

Яркостью и значимостью переживаемых образов и историй, которые рождаются в воображении;

Концентрации внимания на внутренних образах;
- снижением остроты восприятия внешних объектов.

Они полностью безопасны и целительны для всей телесной системы человека.

Расслабление – это не какое-то занятие. Расслабление – естественная реакция, которой Вы просто позволяете происходить. Когда Вы перестаете напрягаться – остается расслабление.

Джоэль и Мищель Леви. «Медитация без мистификаций»
При работе с кататимным переживанием образов, с медитативными трансами, при работе с управляемым воображением клиенты в 99% случаев отмечают снижение тревожности и напряжения, состояние внутреннего покоя и гармонии. Часто во время такой работы они получают инсайты, лучшее понимание происходящего в их жизни и осознание верных решений.

Психотерапия дает нам все больше подтверждений воздействия внутренних образов на нашу физическую оболочку.

Рудигер Дальке. «Чудо воображения»

По мнению С. Гиллигена, одного из учеников М. Эрикссона, в этом состоянии наши самопроявления не требуют усилий – образы и решения приходят как будто сами собой. А мы находимся в состоянии переживающего участия, когда мы погружены в свои реальные ощущения, а не в идеи о них. Именно этот момент и позволяет нам изменять свои паттерны поведения, убирать блоки и мешающие установки из подсознания.

Фактически, во время такой работы терапевт предлагает клиенту сосредоточить внимание на своем внутреннем мире. И посредством символов и образов совершить путешествие в своем воображении. При такой работе мозг перестает обрабатывать миллионы сигналов от внешнего мира, переключается от «мыслеговорилки» на решение актуального вопроса. И эта сосредоточенность на главном, на том, что волнует человека, приводит к тому, что находится наилучшее решение именно для него.

Как считает Дэниэл Гоулман, внимание – это мускул, который требует постоянной тренировки. Работа с воображением обеспечивает такую тренировку.

Измененные состояния сознания и работа с воображением помогают быстро восстановить силы после высоких нагрузок и в состоянии стресса, ускорить выздоровление после операций и тяжелых соматических заболеваний, выходить из тяжелых психологических состояний.

Кроме того, состояние отдыха и расслабления, состояние полноты жизненных сил и внутренней энергии чрезвычайно приятно само по себе. Немного найдется таких медицинских препаратов и психологических инструментов, которые были бы одинаково эффективны и приятны.

ВООБРАЖЕНИЕ = УДОВОЛЬСТВИЕ + РЕШЕНИЕ

Тренируя свое воображение, осваивая методы управляемого воображения при помощи психотерапевта или самостоятельно, Вы будете значительно улучшать качество Вашей жизни и приближать свою мечту к реальности.

Мир психики – это мир воображения. Там можно проходить сквозь стены, создавать монстров, встречаться с умершими, менять своё прошлое и будущее.
Например, можно встретиться с умершей мамой, с которой не сложились отношения при жизни. Высказать ей все свои претензии, услышать ее «прости», раскаяться, ощутить любовь и простить тоже. В одиночку совершить такой подвиг, конечно, сложно, а вот в кабинете у психолога – вполне. Не сразу. Кому-то для такой встречи понадобятся часы. Кому-то, может быть, месяцы или даже годы. Но это возможно. Пусть с реальной мамой — никак. А в воображении – вполне. Настолько вполне, что окружающая реальность меняется. И после такой встречи с мамой краски смягчаются и обретают новые оттенки. И даже отношения с людьми обретают новую легкость и теплоту.

Или монстры – как часто мы их рождаем сами, а потом сами же от них и бегаем. Именно работа в воображении (вернее, работа воображения) позволяет наладить с этими монстрами контакт. Узнать их. Увидеть их по-настоящему. Заглянуть в глаза. И монстры после этого исчезают. Или превращаются в преданных стойких защитников.
В виде монстров часто выступают страх, гнев, стыд. Хотя возможности психики безграничны, и монстры могут быть самыми разными. И вряд ли стоит их причесывать под одну гребенку. Они этого, думаю, не любят. Каждый наш монстр уникален.

Или будущее. Мы можем зримо его увидеть. И так мы творим его. Помню, когда я еще только мечтала быть психологом и сама ходила к психологу, тот меня спросил, каким я вижу свой кабинет. И я вдруг ясно представила – светлую комнату с большим окном. И даже решила, что это где-то на Почаине. Прошло несколько лет, и однажды, в поисках аренды, я случайно попала именно в такую комнату и узнала ее. И это было недалеко от Почаины, как ни странно. Сейчас я там и работаю.
Обычно я с сомнением отношусь к таким сладким рассказикам. Потому что думаю, что такое нельзя моделировать специально, как это обещают в фильме «Секрет». Но если это желание исходит откуда-то из глубины, если это сопряжено с внутренним призванием, призывом – тогда всё, правда, может сработать.

Точно также воображение способно менять прошлое. Как в той же истории с умершей мамой, например. Ведь после такой работы воображения не только вы сами, но и ваша мама становится другой. Если мы проживаем свой травматический опыт, прорабатываем его, то одни картинки (болезненные и черно-белые) уходят и на смену им приходят другие (теплые и цветные). Это одно и то же моё собственное детство. Просто я его теперь по-другому помню. «Теория определяет, какой факт вы увидите», — говорил Альберт Эйнштейн

И с помощью воображения можно остановить смерть. У О’Генри есть рассказ «Последний лист» . О девушке, которая умирала от пневмонии. Был конец осени, она считала листья, падавшие с плюща за окном. Решила, что умрет, когда упадет последний лист. И был в том рассказе еще старик Берман, художник, неудачник, который всю жизнь тщился написать шедевр, но никак у него это не получалось.
Наверное, вы читали рассказ и знаете, что там случилось. Почему Джонси осталась жива. Какую плату за это пришлось заплатить. Что такое настоящий шедевр. И какую силу имеет воображение.

Или есть еще эффект плацебо. Когда таблетка помогает просто оттого, что мы ее принимаем. Хотя эта таблетка – пустышка. Самое интересное, что эффект плацебо помогает даже тогда, когда люди заранее знают, что принимают плацебо.

Завтра –о том, как ощутить на себе сказочную магию воображения
и чем действенное воображение отличается от пустой фантазии.


Светлана Гамзаева психолог Нижний Новгород #пряностидуши

Альберт Эйнштейн сказал, что воображение является величайшей творческой силой. Почему бы такому великому человек говорить то, что звучит так глупо и тривиально? Взгляните на эти слова снова: «большая творческая сила». Воображение? Не образование? Ни деньги? Не удача?

Наполеон Хилл, автор книги «Думай и богатей», говорит, что фантазия является самой удивительной, чудотворной, непостижимо мощной силой в мире. Перед тем, как отбросить эту мысль как сумасшедшую, следует знать, что г-н Хилл был советником двух американских президентов, получил заказ от богача Эндрю Карнеги, о том, чтобы научить людей осуществлять свои мечты, и получил множество благодарностей от величайших людей во всём мире, которым он помог добиться успеха.

Воображение является силой, которая приведёт вас к местам, где вас никогда не было.

Генри Форд полагался на воображение и веру. Уолт Дисней сказал, что если бы он не видел Диснейленд в своём разуме, остальной мир не увидел бы его на Земле. Бил Гейтс представил себе его продукцию, прежде чем она стала настоящим программным обеспечением, на котором мы работаем. Следует помнить, что многие из великих людей в мире начали с нуля и построили империи. Они мечтали. И вселенная воплощала опыт из их воображения. Вселенная всегда создаёт настоящий опыт из воображения, чем бы это ни было.

Библия говорит, «Как человек думает, тем он и станет». В ней же говорится, «Без видения мы погибнем».

Изображения в вашем разуме – буквально план создания мира.

Ваш разум бесконечен. Есть ли в вас пределы? Что ограничено, а что реально? Почему двое разных людей имеют разные пределы?

Жизнь – выражение картинок в вашем разуме. Что означает, что источником вашей жизни являются ваши мысли, ваши психические образы. Жизнь использует их в качестве инструкций, с помощью которых можно создать реальность в материальном мире. Сила жизни узнаёт ваши мысли, создавая из них реальный опыт и предметы, в физическом мире. Вы первый, через кого проходят ваши мысли и ментальные образы, и вы можете знать, какие из них подходят, а какие нет. Так, вы знаете, какой опыт вы приобретаете, и как вы «растёте».

Жизнь не выбирает, какие из ваших образов следует воплощать, а какие нет. Она воплощает все мысли в той степени, в какой они есть у вас, и насколько вы верите в них. Не зависимо от того, полезны они или нет, жизнь не фильтрует ваши мысли. Она создаёт реальность не зависимо от времени и места, это происходит постоянно.

Ваши идеи, взгляды и чаяния, какими бы они ни были, являются предсказаниями того, что будет совершено. Можно предсказать вашу жизнь завтра, глядя на то, что происходит в вашем разуме сегодня. Вы можете изменить своё завтра, изменяя свой разум сегодня.

Что вы думаете, то вы и получаете. Вы привлекаете людей, мысли которых находятся в соответствии с вашими мыслями, и отталкиваете тех, кто не думает, так как вы. То же самое можно сказать о местах, условиях и ситуациях.

Многие вещи влияют на ваше воображение – прошлые страхи, желания, плохое психическое состояние, отсутствие знаний, отсутствие цели. Но, всё, что влияет на ваше воображение, находится под вашим контролем. Вы можете остановить его, просто зная о нём, и освобождая его. Это осознание становится ключом к очистке вашего разума от мусора, который приносит вам страдания и саботирует ваш успех.

Поделиться