Нтр примеры стран. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части

Понятие о научно-технической революции

Современные достижения нашей цивилизации тесно связаны с научно-техническим прогрессом. Научно-техническая революция (НТР) относится к такому временному периоду, когда происходит качественный прорыв в развитии науки и техники, и благодаря которому, проходят глубокие и коренные изменения производительных сил общества.

В некоторых странах в периоде между XVIIl-XIX вв., произошло ряд промышленных переворотов, что способствовало переходу от ручного труда к машинному производству.

Началом научно-технической революции принято считать середину двадцатого столетия. С этого времени начал стремительно увеличиваться экономический потенциал мирового хозяйства.

В первую очередь достижениями НТР сумели воспользоваться наиболее экономически развитые страны. Главными направлениями НТР стали такие области, как наука, техника, технология, а также особое внимание было уделено развитию производства и управления.

Характерные черты и составные части НТР

Теперь давайте более подробно попробуем разобраться в наиболее важных чертах, которые характеризуют научно-техническую революцию.

Главные черты, которые характерны для современной НТР:

Во-первых, с помощью НТР происходит бурное преобразование, охватывающее все важные отрасли. Довольно таки стремительное развивается наука. Такое развитие способствует наращиванию производственной силы. Меняется быт, культура, характер труда и даже психология человека. Огромное внимание и ресурсы направляются на научно-исследовательские работы. Символом НТР становится не паровая машина, а ЭВМ, космические корабли, реактивные самолеты, изучение атомных отраслей, телевидения и Интернета. Научно-техническая революция охватила не только все страны мира, но и космическое пространство.


Второй важной чертой НТР является колоссальное ускорение всех научно-технических преобразований. Такое стремительное ускорение в первую очередь связано с научными открытиями и широким применением в производстве ЭВМ. Это касается и обновления продукции, замены на новые технологии и использования новых видов энергии.

Третей важной чертой НТР является повышение эффективности труда благодаря высококвалифицированным специалистам, так как в этот период появились новые требования к квалификации трудовых ресурсов. Появилась тенденция к более интеллектуальному и умственному труду. В сельском хозяйстве стал преобладать более индустриальный характер. Стремительное развитие получили и такие отрасли промышленности, как машиностроение, электроэнергетика и химическая отрасль.

Четвертой чертой, характерной для научно-технической революции, является современное производство, развитие военной промышленности и ориентир на использование новейших достижений в военных целях. В этот период огромное внимание уделяется развитию науки, техники, современных технологий, производства и управления, которые тесно связаны между собой и являют единую сложную систему.

Наука: рост наукоемкости

Во время научно-технической революции огромное внимание уделяется получению и применению знаний, благодаря чему и образуется более обширное поле деятельности человека.

Важным аспектом становиться связь науки с производством и в тоже время производство становится более наукоемким. Хотя разница в экономическом развитии между развитыми и развивающими странами остается и довольно таки существенная.

Так, например, если по числу ученых и инженеров в мире лидирует США, далее за ней следует Япония, Западная Европа, Россия, немного позже сюда добавился и Китай. Но тем ни менее существуют и такие страны, а среди развивающихся стран, их большинство, где затраты на науку не превышают и 0,5%.

Развитие техники и технологии в условиях НТР

Как правило, в период НТР развитие техники и технологии имеет два пути развития.

Первым таким путем является эволюционный путь развития. Для него характерно постоянное усовершенствование, как техники, так и технологии. При эволюционном пути огромное внимание уделяется увеличению мощностей техники, совершенствования оборудования, а также росте грузоподъемности транспортных средств.

Примером может служить сравнение морского танкера, который был создан в 50-х годах и имеющий грузоподъемность в пятьдесят тысяч тон нефти, и танкер, который был произведен в период НТР. Грузоподъемность последнего уже достигала 500 и более тысяч тон.

Можно сказать, что в период НТР прилагаются все усилия, которые бы способствовали эффективности производства и высокой производительности труда.

Но все же, основным путем развития техники и технологии в эпоху НТР является революционный путь развития. Принцип такого пути заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Таким примером может служить производство электроники. Ведь не зря же говорят, что теперь наступил «век микроэлектроники».

Конечно же, такое определение было дано не без оснований, так как изобретение микропроцессора сравнимо разве, с изобретением человеком колеса, электричества и первой паровой машины. Сейчас, даже трудно представить жизнь современного человека без таких благ цивилизации, как военная, промышленная и бытовая электроника.

Также огромным прорывом является переход от механического труда к более современным технологиям. Ведь теперь трудно представить машиностроение без электрохимических, плазменных, лазерных и т.д. способов производства.

Развитие производства

Кроме развития и усовершенствования производства такими традиционными методами, как механизация, химизация, электрификация, в эпоху научно-технической революции применяют и более современные направления.

К таким направлениям следовало бы в первую очередь отнести:

Во-первых, повсеместное внедрение во все сферы деятельности человека электронно-вычислительной техники.

Во-вторых, необходимость внедрения комплексной автоматизации. Огромную роль в такой автоматизации играют разного рода электронно-механические манипуляторы, так называемые роботы, которые не только облегчают труд человека, но в некоторых случаях даже являются его заменой. В связи с этим появилась благодатная почва для создания гибких производственных систем и даже заводов-автоматов. Особенно в этом преуспела Япония. Она не только является лидером по количеству промышленных роботов, но и успешно оснастила ими не только производство в своей стране, но и за ее приделами.

В-третьих, появилась тенденция, связанная с перестройкой энергетики, направленной на энергосбережение и использования более современных источников энергии. Ведь ни для кого не будет секретом, что атомная энергетика вызывает ни мало проблем. А после аварии на Чернобыльской АЭС некоторые страны и вовсе объявили мораторий на их строительство.

В-четвертых, появилась необходимость в производстве новых материалов. В современном производстве стали использовать синтетические полимеры, керамические материалы. Для аэрокосмической промышленности стала необходимость в использовании таких современных материалов, как титан, бериллий, литий и другие.

В-пятых, ускоренными темпами началось развитие таких перспективных отраслей, как биотехнология и биоиндустрия. Их стали применять для повышения продуктивности в сельском хозяйстве, расширения ассортимента в пищевой промышленности. Они необходимы в энергетической отрасли для увеличения ресурсов и для защиты окружающей среды. Особенно биотехнология получили широкое применение в таких развитых странах, как США, Япония, Франция и Германия.

Так же стоит отметить, что в период НТР появилась такая новейшая и наукоемкая отрасль, как аэрокосмическая промышленность. Это способствовало появлению более современных машин, новых приборов, сплавов и всего того, что необходимо для дальнейшего развития разных отраслей. Появилась возможность более тесно подойти к изучению космических технологий и более подробно исследовать это направление.

Управление, как путь к высокой информационной культуре

В период научно-технической революции появилась необходимость в совершенно новом подходе к управлению. Ведь наше общество получило колоссальную возможность уйти от старых методов работы и перейти на более современные. Этому способствовало производство разнообразной информационной техники, благодаря которой управление получило шанс выйти на более высокий уровень.

Большое внимание начало уделяться развитию кибернетики, так как она является главной в науке об управлении и переработке информации. В связи с развитием информационных технологий появилась потребность и в кадрах. Теперь для обслуживания современной техники нужны операторы, программисты и другие специалисты. У этого направления огромное будущее, так как благодаря информационным технологиям можно осуществлять системный подход и применять экономико-математическое моделирование.

Также, конечно, нужно обратить внимание на размещение производства, особенно это касается наукоемких отраслей. А это в первую очередь, большие города и городские агломерации, где есть доступ к получению разнообразной информации.

В мире современных технологий в области коммуникаций, появилась возможность молниеносной доставки информации из любой точки нашей планеты во все страны мира. Огромную роль в доступе к информационному пространству играет Интернет. В настоящее время его стали активно применять и в образовательных целях.

На основе науки о географии появилось такое новое направление, как геоинформатика, без которой вряд ли бы появились современные электронные атласы.


Содержание

Введение...................... .............................. .............................. .............................. ...3
1. Сущность и основные особенности НТР
1.1 Предпосылки возникновения НТР и ее определение................... ..............5
1.2 Основные направления НТР........................... .............................. ...............12
1.3 Особенности НТР........................... .............................. .............................. .16
2. Значение НТР, ее последствия……………………………………..... ..........20
Заключение.................... .............................. .............................. ............................. 22
Список использованной литературы…………………………………………... 24

Введение
Научно – техническая революция широкой поступью шагает по планете. Нет области жизни, которая бы не ощутила её преобразующего влияния. Производство и наука, сфера обслуживания и управление, сам человек - всё меняется под её могучим натиском. Крупные открытия, изобретения, познание новых свойств материи, появление новых отраслей науки совершается ежедневным потоком.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что уже в далекой древности открытие нового в природе вещей переживалось отдельным индивидом как социальная ценность, превосходящая любые другие. Начиная с 17 века по настоящее время, человечеством открыто множество научных открытий, которые облегчили его существование. Создал Карно свою теоретическую модель тепловой машины, и довольно скоро паровые котлы стали работать с большим коэффициентом полезного действия. Едва Герц обнаружил радиоволны, как тут появился первый радиопередатчик Попова. Эйнштейн описал явление, которое может происходить со светом, и многие лаборатории, клиники, целые отрасли не могут представить свою работу без лазера. Философ Фрэнсис Бэкон отмечал «Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтобы наделять жизнь человеческую новыми приобретениями и богатствами». Вместе с тем « в науке больше, чем в каком – либо другом институте человечества необходимо изучать прошлое для понимания настоящего и господства над природой в будущем» (Джон Бернал), так как история каждого открытия – модель истории других открытий, в том числе и тех, которые будут сделаны. «Великое открытие – это не конечная станция, а, скорее, дорога, ведущая в области, до сих пор неизвестные. Мы взбираемся на вершину пика, и нам открывается другая вершина, еще более высокая, чем мы когда – либо видели до сих пор, и так продолжается дальше», - писал Дж.Томсон, человек, открывший электрон. Самая поразительная закономерность естествознания заключается в том, что чем законченнее и совершеннее кажется теория, тем больше оснований считать её обреченной на пересмотр, либо целиком, либо частично. Сенека отмечал: «Настанет время, когда потомки наши будут удивляться, что мы не знали таких очевидных вещей». Мы реально видим, что н аучные достижения становятся в современном мире решающим фактором социального и экономического процесса. Возрастают удельные показатели наукоёмкости производства, особенно в космической и фармацевтической отраслях и предприятиях, производящих средства и услуги связи, создающих программное обеспечение для компьютеров. Бурное развитие информационных технологий на базе Интернета, средств вычислительной техники произвело в 90- х гг. настоящую революцию в процессах обмена и хранения научно – технической информации.
Целью данного реферата является анализ сущности и основных особенностей научно – технической революции, её направлений, последствий на основе литературы по данной тематике, значения НТР в современном мире.

1. Сущность и основные особенности НТР

      Предпосылки возникновения НТР и ее определение
Среди ученых нет единства во взглядах на то, что же такое научно – техническая революция. Большинство ученых придерживается той точки зрения, что научно – техническая революция в первую очередь связана с громадным развитием науки в внедрением в народное хозяйство её достижений. Речь идет прежде всего о кибернетике, физике, химии, биологии, о возникновении на этой основе новых прогрессивных производств. Научно – техническая революция – качественный скачок в познании природы и использовании ее законов.
Научно – техническая революция не возникла на пустом месте, ей предшествовали многие открытия в науке и технике. И прежде чем охарактеризовать НТР, необходимо дать определение науки и техники. Наука – это «в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о копыте кавалерийских лошадей»[ Философский словарь Владимира Соловьева, Изд. «Феникс»,1997 г., стр.316]. Если рассматривать более конкретно, то следующее определение более точно.
Наука– сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности [ Философский энциклопедический словарь, 1982 г., стр.403].
Зародившись в древнем мире в связи с потребностями общественной практики, наука начала складываться с 16-17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в производительную силу и важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества. Ещё в 1884 г. В.Энгельс сформулировал положение об ускоренном развитии науки: «…Наука движется вперед пропорциональнее массе знаний, унаследованных ею от предшествующего поколения…»[ Маркс К. и Энгельс Ф.,соч.,т1, с.568].
Наука развивается по экспоненте. Объем научной деятельности удваивается каждые 10 – 15 лет, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, занятых в науке. Наука ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Разрозненные, хаотические сведения не являются научным знанием. Наука является особой формой общественного сознания, отражающий мир в форме научных представлений, понятий, теорий, отраслью духовного производства, в котором заняты миллионы людей и основной продукцией которого являются понятия, законы, теории, социальным институтом со своей структурой и функциями. В науке одновременно воплощены две противоположные стороны (или сущности): духовная, проявляющаяся в том, что наука выступает как особая форма знания (познания), и материальная, которая наиболее отчётливо выражается в том, что наука выступает как непосредственная производительная сила [ . Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи изучают. Выделяются естественные и гуманитарные науки, социальные науки, науки о мышлении и технические, фундаментальные и прикладные и т.д. Границы между ними подвижны.
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды – научные революции, приводящие к изменению её структуры, принципов сознания, категорий и методов, а также форм её организации; для науки характерно диалектическое сочетание процессов её дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. В истории человеческого познания неоднократно происходили революционные изменения, как в отдельных областях научного знания, так и в науке в целом. Решительная и коренная ломка устаревших взглядов, создание принципиально новой, более глубокой научной теории свидетельствуют о таком роде революции. Факты, не умещающиеся в рамках старых научных теорий, осмысливаются по – новому, создаются новые теории, вводятся новые принципы, открывающие более широкие возможности практического применения науки [ Человек – наука – техника. М.: Политиздат, 1973 г., стр.19] . Начиная с XV века наука постепенно освобождалась от схоластики, от влияния церкви, обогащалась достижениями естествознания. Схоластика – это знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлеченных рассуждениях, не проверяемых опытом. Однако эта революция не сопровождалась революцией в технике, которая в этот период еще развивалась на основе эмпирических достижений, полученных из собственной практики. С XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира. Эти переломные этапы в генезисе научного знания получили наименование научных революций. Причем революция в науке - это, как правило, не кратковременное событие, ибо коренные изменения в научных знаниях требуют определенного времени. Поэтому в любой научной революции можно хронологически выделить некоторый более или менее длительный исторический период, в течение которого она происходит. Периоды революций в науке, отмечал всемирно известный физик Луи де Бройль, «всегда характеризуют решающие этапы в прогрессивном развитии наших знаний». Эти решающие этапы в развитии фундаментальных наук можно разделить по результатам и степени влияния на развитие науки в целом на глобальные научные революции и на «микрореволюции» в отдельных науках. Последние означают создание новых теорий в той или иной области науки, которые меняют представления об определенном, сравнительно узком круге явлений, но не оказывают решающего влияния на существующую научную картину мира, не требуют коренного изменения способа научного мышления. Революции в отдельных науках совершались не раз: в химии – благодаря кислородной теории Лавуазье (конец ХVIII в.), в биологии – в связи с появлением эволюционного учения Дарвина (вторая половина ХIХ в.), в физике – в результате открытия закона сохранения и превращения энергии (середина ХIХ в.). Революция в отдельных науках перерастала иногда в коренные революционные изменения во всей системе развивающегося знания. В эти периоды происходила коренная ломка общего подхода к изучению и толкованию явлений природы и общества.
Глобальная научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания. Глобальная научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее затем на определенный исторический период в лидера науки. Последнее означает, что происходит своеобразная экспансия ее новых представлений, принципов, методов, возникших в ходе революции, на другие области знания и на миропонимание в целом. Длительный процесс становления современного естествознания начался с научных революций, происходивших в XVI-XVII вв. и создавших принципиально новое (по сравнению с античностью и средневековьем) понимание мира. Человечество пережило несколько таких научных революций. Первая из них, охватившая период с ХVI до ХVIII в., началась с создания гелиоцентрической картины мира. Вторая революция характеризуется тем, что в конце 18 века – в начале 19 века происходит переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинировано организованной науке. В середине ХIХ века произошла третья научная революция во всех областях научного знания: открытие клеточного строения живых организмов, закон сохранения и превращения энергии и др. как было отмечено выше.
Революции происходят и в области техники. На известном уровне развития какого – либо технического средства наступает такое положение, когда его дальнейшее усовершенствование уже не даёт необходимого эффекта, а использование принципа, заложенного в его устройстве, не обеспечивает решения технической задачи. Тогда возникает необходимость в коренном преобразовании техники. Замена старых технических средств новыми, работающими на совершенно иных принципах и означает революцию в развитии технических средств.
Техника (от греч. techne – искусство, умение, мастерство) – в узком значении термин «Техника» - совокупность искусственных средств человеческой деятельности, прежде всего материальных орудий работы, которые повышают его эффективность в разных областях жизнедеятельности общества, в производственной и непроизводственной сферах [ Кондрашов В.А., Чекалов Д.А., Копорулина В.Н. Новейший философский словарь, Изд.3-е-Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр.540-541].
В качестве понятия техника имеет два смысла. В первом обозначает орудие и инструменты труда и любые искусственные устройства (артефакты), созданные человеком и используемые для преобразования окружающей среды, выступающие как средства труда для создания других средств производства и предметов, необходимых для удовлетворения различных потребностей. Во втором смысле обозначает систему навыков, уровень мастерства в реализации того или иного вида деятельности. В технике материализованы знания и опыт, накопленные в процессе развития общественного производства Основное назначение техники – облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, расширение его возможностей в процессе трудовой деятельности, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Средства техники применяются для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных ценностей; для получения, передачи и преобразования энергии; исследования законов природы и общества; сбора и хранения, обработки и передачи информации; управления производственными процессами; создания материалов с заранее созданными свойствами; передвижения и связи; бытового и культурного обслуживания; обеспечения работоспособности [ Советский энциклопедический словарь, 1989 г., стр. 1340]. Революции могут происходить и во всей совокупной технике, используемой в общественном производстве. Такие революции заключаются в появлении и внедрении изобретений, вызывающих переворот в средствах труда, видах энергии, технологии производства, в предметах труда и общих материальных условиях производственного процесса. В истории общества известно несколько широких технических революций, которые каждый раз обуславливали новый, более высокий уровень развития производительных сил. Наиболее значительной до сих пор была техническая революция, вызвавшая промышленный переворот в конце 18- начале 19 в. – переход от ремесла и мануфактуры к машинному производству. Под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством в середине 20 века возникла научно – техническая революция, начало которой было подготовлено выдающимися успехами естествознания в конце XIX - начале ХХ в. К ним относятся открытие сложного строения атома как системы частиц, а не неделимого целого; открытие радиоактивности и превращения элементов; создание теории относительности и квантовой механики; уяснение сущности химических связей, открытие изотопов, а затем и получение новых радиоактивных элементов, отсутствующих в природе. Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, родилась авиация, возникла кибернетика.
Научно – техническая революция – это коренной технологический переворот в развитии производительных сил общества. Научно – техническая революция – понятие, которое рассматривается в соотношении с понятием «научно – технический прогресс» (НТП). «НТП – это взаимообусловленное поступательное движение науки и техники, эволюционное развитие всех элементов продуктивных сил общественного производства на основе широкого познания и освоение внешних сил природы. Это объективная, постоянно действующая закономерность развития материального производства, результатом которой является усовершенствование техники, технологии и организации производства, повышение его эффективности. НТР – это более узкое понятие, одна из стадий или форм НТП, когда прогресс приобретает ускоренный, скачкообразный характер. Непосредственным проявлением НТР является коренная перестройка технической и технологической основы производства, его организации и управления, которые осуществляются на базе практического использования фундаментальных открытий современной науки» [ Кондрашов В.А., Чекалов Д.А., Копорулина В.Н. Новейший философский словарь, Изд.3-е-Ростов н/Д: Феникс, стр.412-413, 2008 г]. Основное технологическое содержание НТР состоит в превращении науки в непосредственную производительную силу общества:
систематическое научное знание постепенно становится преобладающим по значению, фактором роста благосостояния общества по сравнению с такими его традиционными источниками, как природные ресурсы и сырье, труд и капитал. Материальное и в значительной степени духовное производство постепенно превращается в практическое применение современной науки: при этом наука как производительная сила непосредственно воплощается в непрерывно совершенствуемую технику и в возрастающие профессиональные знания работников. Тем самым процесс трансформации производительных сил общества предполагает эффективное соединение живого знания высококвалифицированных работников с овеществленным знанием, воплощенным во все более совершенной технике. Научно – техническая революция – это качественный новый этап научно – технического прогресса.
1.2. Основные направления научно – технической революции

В прошлом перевороты в естествознании и технике иногда лишь совпадали по времени. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в XVI –XVIII веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговли потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца XVIII века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловлено изобретением Д. Уаттом парового двигателя. Это был промышленный переворот, который получил название промышленной революции, продолжавшейся почти 100 лет. Начавшись в Англии, она затем распространилась на другие государства Европы, а также Северной Америки, на Россию и Японию. Эта промышленная революция решающим образом повлияла на дальнейший процесс совершенствования техники. Наука и техника начали взаимно стимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества, радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей.
Начиная с конца 19 века и до второй половины 20 в. лидером естествознания была физика. Она проникла вглубь микромира и тем самым подготовила решение многих технических проблем нашего времени. Успехи физики продвинули весь комплекс естественных наук: химию, астрономию, геологию, биологию. Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта: самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрыми паровозами, трамваем и телефоном. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовых стран.
В первой половине XX века были сделаны важные естественнонаучные открытия, заложившие фундаментальные основы последующего грандиозного научно – технического переворота. Среди естественнонаучных направлений, в значительной степени определивших наступление НТР, были атомная физика и молекулярная биология. Важной вехой в драматической истории атомного века стало экспериментальное наблюдение в конце 30-х годов немецкими физиками О. Ганом и Ф. Штрассманом процесса деления ядер урана и объяснение этого явления в работах Л. Майтнери и О. Фриша. Стало ясным, что физикам удалось осуществить цепную ядерную реакцию, которая может привести к ядерному взрыву с выделением огромной энергии. Первые применения атомной энергии были отнюдь не мирными. Милитаристов прежде всего интересовала возможность создания на ее основе разрушительного оружия колоссальной силы. В условиях начавшейся второй мировой войны группа ученых США во главе с А. Эйнштейном начала исследования и создала первую атомную бомбу. Многолетние усилия советских ученых в области ядерных исследований и их мирного применения привели к решению технической задачи большой трудности, завершившейся строительством первой в мире атомной электрической станции (АЭС). В 1954 г. в г. Обнинске под Москвой была пущена АЭС промышленного типа мощностью 5 тыс. кВт. Ее пуск был воспринят как начало реализации величайших возможностей, открываемых мирным использованием атома.
XX век в целом и его вторая половина, характеризующая НТР, принесли громадные достижения в области молекулярной биологии. Если в первой половине XX века прогресс в области изучения макромолекул был еще сравнительно медленным, то во второй половине XX века, т. е. в эпоху НТР, эти исследования существенно ускорились, благодаря технике физических методов анализа. К середине 50-х годов ХХ века сложилась схема воспроизведения живого (ДНК-РНК-белок). Расшифровка генетического кода и путей биосинтеза клеточных белков, изучение генетики биохимических свойств внутриклеточных процессов обмена веществ идр. послужило началом интенсивных исследований в химии и биологии. Было выяснено, что нуклеиновые кислоты, являющиеся носителем и передатчиком наследственных качеств и играющие основную роль в синтезе клеточных белков, образуют группы веществ, важность которых трудно переоценить. К началу 60-х годов у ученых – биологов уже сложилось четкое понимание основных процессов передачи информации в клетке при синтезе белка. И здесь громадную роль сыграла кибернетика, позволившая раскрыть внутренний механизм самоуправления процессами жизнедеятельности, начиная с элементарных вплоть до тех, которые совершаются в мозгу животных и человека.
Таким образом, достижения в области атомной физики и молекулярной биологии, а также появление кибернетики обеспечили естественнонаучную основу первого этапа научно – технической революции, начавшегося в середине XX века и продолжавшегося примерно до середины 70-х годов. Основными направлениями этого этапа НТР стали атомная энергетика, электронно-вычислительная техника, ракетно–космическая техника, спутниковая связь, автоматизация производства. Проникновение в космос человека – закономерный шаг мирового научно – технического прогресса, подготовленный работами К.Э.Циолковского, Ф.А.Цандера, Р.Оберта и др. и других основоположников космонавтики и ракетной техники. Только за первое десятилетие космической эры в СССР и США было запущено 600 различных космических аппаратов и кораблей. Физические науки получили новые возможности для исследования космических излучений, радиационных и магнитных полей, непознанных объектов (квазеры, радиогалактики, пульсары), изучения Луны, других планет. Ракетно – космическая индустрия способствовала появлению новых видов сплавов, синтетических материалов, приборов, систем и агрегатов, которые используются не только в интересах космонавтики, но и широко применяются на Земле в производстве. Первостепенное значение приобретает прогнозирование погоды. Бурно развивается электронно – вычислительная техника. Широкое применение ЭВМ значительно расширяет возможности общения, передачи любого количества информации. Автоматизация существенно сокращает удельный вес «ручного» труда, освобождает от трудовых процессов, опасных и вредных для здоровья человека, способствует улучшению условий и производительности труда. Растущие потребности в сырье и материалах обеспечиваются в ходе научно – технической революции благодаря невиданному ранее расцвету химии. Ежегодно создаются сотни разных материалов благодаря новым технологиям их изготовления.
Со второй половины 70-х годов начался второй этап научно – технической революции, продолжающийся до сих пор. Важной характеристикой второго этапа НТР стали новые технологии, которых не было в середине XX века. К ним относятся лазерная технология, биотехнология, микроэлектроника, создание «искусственного интеллекта», волоконно-оптическая связь, генная инженерия, исследования космоса и др. Важной характеристикой второго этапа НТР стала невиданная ранее информатизация общества на основе персональных компьютеров (появившихся в конце 70-х годов) и Всемирной системы общедоступных электронных сетей («Интернет»). В результате человек получил доступ к объемам информации значительно больший, чем когда бы то ни было. Интернет обеспечивает распространение информации для практически неограниченного круга потребителей, причем они без всякого труда могут общаться друг с другом. В современном мире каждое открытие настолько значительно, вносит такие большие изменения в наши представления о мире, технике, технологии, производстве, что люди называют наше время то эпохой кибернетики, то эрой космоса или веком атомной энергии, автоматизации и др. Таким образом, в современном миреНТР – это процесс совершенствования существующих технологий и создание новых в следующих направлениях:
1) Уменьшение энергоемкости и ресурсоемкости на единицу продукции. Например, новые авиационные двигатели потребляют меньше топлива на тысячу км, а новые телевизоры имеют меньший вес и потребление энергии.
2) Уменьшение трудоемкости или количества «человекочасов» на единицу продукции. Это достигается двумя путями: совершенствованием физико-химической основы технологии и внедрением средств автоматизации производства.
3) Увеличение производительности или количества продукции за единицу времени.
4) Повышение экономической безопасности, снижение вредного воздействия на окружающую среду и улучшение условий труда.
5) Появление новых возможностей, выпуск продукции с новыми свойствами.

      Особенности НТР
Научно – техническая революция характеризуется рядом особенностей:
1) Эта революция совпадает по времени. Она характеризуется глубокой внутренней взаимосвязью, взаимовлиянием, представляет собой процессы глубоких качественных преобразований во всех важнейших отраслях науки, техники и производства при доминирующей роли науки. Иными словами, качественное преобразование техники и производства происходит на основе последних достижений науки, открытых ею законов природы. Таким образом, в прошлом перевороты в естествознании и технике редко совпадали во времени. Ныне они сливаются в единый процесс научно – технической революции. В условиях НТР возникает новое соотношение между наукой и техникой. В прошлом уже вполне определившиеся потребности техники влекли за собой выдвижение теоретических задач, решение которых было связано с открытием новых законов природы, созданием новых естественнонаучных теорий. В настоящее время научные достижения становятся необходимой предпосылкой самой возможности появления новых отраслей техники
2) Другой важнейшей особенностью НТР является качественное изменение связи науки и производства, проявляющееся в их сближении, взаимопроникновении и даже взаимопревращение. Это наиболее ярко проявляется в трех процессах: происходит индустриализация науки, быстро сокращаются периоды от появления научной идеи до её применения в народном хозяйстве, на смену периодическим встречам науки с производством происходит постоянное сотрудничество. Многие лаборатории и институты становятся как бы цехам самих предприятий.
3) НТР сопровождается и сочетается с новой социальной революцией, которая ведет к становлению постиндустриального общества. Происходят глубокие и многообразные социальные преобразования во всех сферах общества. НТР влечет за собой новое профессиональное и социальное разделение труда, порождает новые отрасли деятельности, изменяет соотношение различных отраслей, ведущей из которых становится производство научных знаний и вообще информации, а также их практическое, технологическое и профессиональное изменение.
4) Для НТР характерны переход от экстенсивного к интенсивному росту производства и резкое ускорение экономического развития благодаря тому, что развитие фундаментальной науки опережает развитие прикладных знаний, а совершенствование новой техники в свою очередь опережает рост производства, способствуя тем самым его быстрой модернизации. В этих условиях, когда «поколения машин» сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей, значительно возрастают требования к квалификации работников и их способности овладевать новыми профессиями.
На современном этапе своего развития научно – техническая революция характеризуется следующими основными чертами:
1) Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворотов в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения.
2) Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу экономической и социальной деятельности, приобретающей массовый характер.
3) Качественным преобразованием всех элементов производительных сил - предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции: приобретаемое обществом новое знание в своеобразной форме «замещает» затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки.
4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства «... из простого процесса труда в научный процесс...» [ Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 46, ч. 2, с. 208].
5) Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок преодоления противоположности и существенных различий между
умственным и физическим трудом, между городом и деревней, между непроизводственной и производственной сферой.
6) Созданием новых, потенциально безграничных источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.
7) Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности как средства для обеспечения научной организации, контроля и управления общественным производством; гигантским развитием средств массовой коммуникации .
8) Ростом уровня общего и специального образования и культуры трудящихся; увеличением свободного времени.
9) Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли общественных наук и идеологической борьбы.
10) Резким ускорением общественного прогресса, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых «экологических проблем».
    Значение научно-технической революции, еe последствия
Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-технического прогресса. НТР привела к коренному преобразованию производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития производства. Начавшись в середине XX века под влиянием крупнейших научных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникой и производством (например, значительное продвижение в изучении структуры и свойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленной атомной электростанции в г. Обнинске), она оказала значительное влияние на все стороны жизни общества. Главные направления НТР: комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ; открытие и применение новых видов энергии, начиная от строительства атомных, геотермальных и приливных электростанций и кончая новейшими разработками в области использования энергии ветра, солнца и магнитного поля Земли; создание и применение новых видов конструкционных материалов, создание Интернет и др.. Резко возросли требования к уровню образования, квалификации и организованности работников. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел к регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное образование. Также тенденцией в области образования становится его гуманизация. Это во многом вызвано заменой человека машиной в монотонном процессе. НТР привела развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразового потребления спутником современного человека. Это создало дополнительные удобства, но привело к дополнительной нагрузке на окружающую среду. Многочисленные отходы производства засоряют воду и воздух и вредно воздействуют на растительный и животный мир, на людей. Благодаря НТР появилось смертоносное оружие, способное уничтожить все живое на Земле. С одной стороны, мощное развитие производства, науки, связи, транспорта и пр. приводит к повышению материального благосостояния людей, росту продолжительности жизни и образования, возможности много узнать о любой стране, проблеме, путешествовать, познавать мир, но с другой ведёт к истощению, оскудению природы, развитию экологического процесса. Например, 26 апреля 1986 года произошла авария на Чернобыльской АЭС, где в ходе проведения эксперимента взорвался 4-й энергоблок. Радиационному заражению подверглась значительная часть Украинской и Белорусской республик, ряд районов Брянской и Тульской областей. Ликвидация последствий аварии обошлась в 14 млрд. рублей. К негативным последствиям относятся нервное и психическое перенапряжение людей, слишком быстрый темп жизни, нарушение традиций, а также непредсказуемые последствия неконтролируемого научного вмешательства в тайны психики мозга, наследственности. Необдуманные решения по применению новых строительных материалов при отделке помещений приводят к массовому отравлению людей во время пожаров и их гибели (пожар в ночном клубе в Перми, в офисном здании банка во Владивостоке и др.).

Заключение

В заключение необходимо отметить, что задача формулируется предельно ясно: научить молодых людей применять весь арсенал современных научных методов для достижения требуемых результатов в конкретной области, легко адаптируясь при этом к меняющимся условиям. В обращении Федеральному собранию Президент РФ Д.А.Медведев отметил, что стране необходимы инновационные технологии. Эта задача может быть решена только на базе прочного фундаментального образования. Лазерные технологии, биотехнологии, информационные технологии, технологии современных материалов нельзя освоить и внедрять в практику без фундаментального образования. К сожалению, в конце 20 века на развитие науки, образования в стране стали намного
и т.д.................

Большое значение для правильного понимания процессов, наблюдающихся в общественной жизни, имеет анализ современной научно-технической революции.

— это качественное преобразование , превращение науки в производительную силу и соответствующее этому коренное изменение материально-технической базы общественного производства, его формы и содержания, характера , .

оказывает влияние на всю структуру производства и на самого человека . Основные черты научно-технической революции:
  • универсальность — охватывает практически все отрасли народного хозяйства и затрагивает все сферы человеческой деятельности;
  • бурное развитие науки и техники;
  • изменение роли человека в процессе производства — в процессе научно-технической революции повышаются требования к уровню квалификации , увеличивается доля умственного труда.

Современная научно-техническая революция характеризуется следующими изменениями в сфере производства:

Во-первых , изменяются условия, характер и содержание труда за счет внедрения достижений науки в производство. На смену прежним видам труда приходит машинно-автоматизированный труд. Введение автоматов значительно увеличивает производительность труда, снимая с производства ограничения в скорости, точности, непрерывности и т.д., связанными с психофизиологическими свойствами человека. При этом изменяется место человека в производстве. Возникает новый тип связи "человек-техника", который не ограничивает развитие ни человека, ни техники. В условиях автоматизированного производства машины производят машины.

Во-вторых , начинают применяться новые виды энергии — атомной, морских отливов, земных недр. Происходит качественное изменение использования электромагнитной и солнечной энергии.

В-третьих , происходит замена естественных материалов искусственными. Широкое применение находят пластмассы и полихлорвиниловые изделия.

В-четвертых , изменяется технология производства. Например, механическое воздействие на предмет труде заменяется физико-химическим воздействием. При этом используются магнито-импульсные явления, ультразвук, сверхчастоты, электро-гидравлический эффект, различные виды излучения и т.п.

Современная технология характеризуется тем, что циклические технологические процессы все более вытесняются непрерывными поточными процессами.

Новые технологические методы предъявляют и новые требования к орудиям труда (повышенная точность, надежность, способность к саморегулированию), к предметам труда (точно заданное качество, четкий режим подачи и т.д.), к условиям труда (строго заданные требования к освещенности, температурному режиму в помещениях, их чистоте и т.д.).

В-пятых , изменяется характер управления. Применение автоматизированных систем управления изменяет место человека в системе управления и производственного контроля.

В-шестых , изменяется система выработки, хранения и передачи информации. Применение компьютеров значительно ускоряет процессы связанные с выработкой и использованием информации, совершенствует методы принятия и оценки решений.

В-седьмых , изменяются требования к профессиональной подготовке кадров. Быстрое изменение средств производства ставит задачу постоянного профессионального совершенствования, повышения уровня квалификации. От человека требуется профессиональная мобильность и более высокий уровень нравственности. Растет численность интеллигенции, повышаются требования к ее профессиональной подготовке.

В-восьмых , совершается переход от экстенсивного к интенсивному развитию производства.

Развитие техники и технологии в условиях НТР

В условиях научно-технической революции развитие техники и технологии происходит двумя путями:

  • эволюционным;
  • революционным.

Эволюционный путь состоит в постоянном совершенствовании техники и технологии, а также в увеличении мощности производительности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств и т.д. Так, в начале 50-х годов самый крупный морской танкер вмещал 50 тыс. т нефти. В 70-е годы стали производить супертанкеры грузоподъемностью 500 тыс. т и более.

Революционный путь является основным путем развития техники и технологии в эпоху научно-технической революции и заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Революционный путь — главный путь развития техники и технологии в эпоху НТР.

Процесс автоматизации производства

Техника в период научно-технической революции вступает в новый этап своего развития — этап автоматизации .

Превращение науки в непосредственную производительную силу и автоматизация производства — это важнейшие характеристики научно-технической революции . Они изменяют связь человека и техники. Наука играет роль генератора новых идей, а техника выступает их материальным воплощением.

Процесс автоматизации производства ученые делят на ряд ступеней:
  • Первая характеризуется распространением полуавтоматической механики. Рабочий дополняет технологический процесс интеллектуальной и физической силой (загрузка, разгрузка автоматов).
  • Вторая ступень характеризуется появлением станков с программным управлением на основе компьютерной оснащенности процесса производства.
  • Третья ступень связана с комплексной автоматизацией производства. Для этой ступени характерны автоматизированные цехи и заводы-автоматы.
  • Четвертая ступень является периодом завершенной автоматизации хозяйственного комплекса, становящегося саморегулирующейся системой.

Изложенное свидетельствует о том, что научно-техническая революция выражается в качественном преобразовании системы жизнеобеспечения людей .

Научно-техническая революция преобразует не только сферу производства, но и изменяет среду , быта, расселения и другие сферы общественной жизни.

Характерными особенностями хода научно-технической революции:
  • Во-первых, научно-техническая революция сопровождается концентрацией капитала. Объясняется это тем, что техническое перевооружение предприятий требует концентрации финансовых средств и значительных их затрат.
  • Во-вторых, процесс научно-технической революции сопровождается углублением разделения труда. В-третьих, рост экономического могущества фирм приводит к усилению влияния с их стороны на политическую власть.

Осуществление научно-технической революции имеет и некоторые негативные последствия в виде увеличения социального неравенства, усиления давления на природную среду, увеличения разрушительности войн, снижения социального здоровья и т.д.

Одной из важнейших общественных задач выступает реализация необходимости максимального использования положительных последствий научно-технической революции и снижение объема ее негативных последствий.

Научно-техническая революция — это резкий переворот, изменивший подход к производству. Резкий скачек в 18 веке, называемые промышленной революцией, дал начало современной расстановке сил и формированию мировых экономических лидеров.

Характерные черты НТР

Если раньше наука существовала отдельно и не вмешивалась в процесс изготовления продукции, который зависел исключительно от того, кто сколько времени проводит за станком, то с приходом НТР именно наука является основой для развития технических процессов. Проще говоря, НТР — это процесс накопления и внедрения новых знаний в процесс изготовления товаров или предоставления услуг.

Кроме этого, характерной чертой НТР является изменения деятельности человека. Сейчас все больше требуются специалисты с высоким уровнем образования, а простые специальности заменяются автоматизированными системами.

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

Резкие качественные изменения повлияла на мировую расстановку сил. В связи с этим, все страны поделились и теперь можно выделить шесть основных направлений развития:

  • Электронизация . Характеризуется внедрением во все сферы человеческого общества электронной техники. Яркий пример – Япония.
  • Комплексная автоматизация . Замена ручного труда машинным позволяет наращивать объемы производства. Примеры: Китай, Германия, Италия, США.
  • Производство новых материалов . Характеризуется поиском нового типа сырья, позволяющего экономить природные ресурсы, улучшение имеющихся способов добычи в условиях ограниченных энергоносителей. В США научились преобразовывать мусор в нефть, тем самым, производить “черное золото”, экономя добычу. Страны, которые научились перерабатывать вторсырье, преуспели во всех сферах экономики.
  • Перестройка энергетического хозяйства .

Нидерланды совершенствовали способ добычи энергии ветра. Ветряные мельницы, построенные в больших количествах, выполняют сразу три функции: добывают энергию для электрификации прилежащих территорий, орошают плодородные земли и сдерживают воду на осушенных частях суши.

Рис.1. Ветряные мельницы в Голландии

  • Ускоренное развитие биотехнологий . Кроме успешной борьбы с болезнями, биотехнологии помогаю решить проблему с продовольствием. Пример – Южная Корея.
  • Космизация экономики . Приоритетными сферами становятся те, которые связанны с освоением космоса. Пример: США, Франция.

Изменения в мире, происходящие под влиянием НТР

НТР и мировое хозяйство проходят свой этап преобразования. Высокоразвитые страны прошли его еще в середине столетия, страны переходной экономики проходят его сейчас. Рассмотрим эти изменения:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • Появление необъятного количества информации, интеллектуализация труда.

Теперь высказывание “тот, кто владеет информацией – владеет миром” уже не актуально. Правильно выражаться “тот, кто знает, где найти информацию, – тот владеет миром”. Парадокс в том, что в глобальной сети столько “мусора”, что найти истину очень сложно. И тот, кто умеет сортировать и отбрасывать ненужное, тот и будет ценится и получать высокую заработную плату.

Рис.2. Робот-убощик

  • Высокая скорость морального износа . Если раньше технология или техника считались актуальными в течении 4-6 лет, то сейчас последняя модель айфона может устареть за два года. Это и есть моральный износ – потеря уникальности.
  • Четкое распределение государств на высокоразвитые (18 государств, среди которых США, Япония, Швеция, Германия, Франция и др.), переходные (50% населения Земли, страны Китай, Южная Корея, Испания, Голландия, Россия) и отстающие (все остальные государства, одна треть населения мира).

  • I.2.Возникновение философии Предварительные замечания
  • I.2.1 Традиционное общество и мифологическое сознание
  • I.2.2 Мир и человек в мифе
  • I.2.3 Мир, человек, боги в поэмах Гомера и Гесиода
  • I.2.4.Ситуация «потери Пути»
  • I.2.5.Предфилософия: Гесиод
  • I.2.6. Мудрость и любовь к мудрости
  • Глава II. Основные этапы исторического
  • II.2. Классическая греческая философия.
  • II.2.1.Сократ
  • II.2.2.Платон
  • II.2.3.Академия Платона
  • II.2.4.Аристотель
  • II.3.Философия эпохи эллинизма
  • II.3.1.Эпикуреизм
  • II.3.2.Стоицизм
  • II.3.3. Общая характеристика античной философии
  • II.4. Философия древней Индии и Китая. Аксиомы "западной" культуры
  • II.4.1.Философия древней Индии.
  • II.4.2.Буддизм
  • II.4.3.Три драгоценности буддизма
  • II.4.4.Чань-буддизм
  • II.5.Философия древнего Китая
  • II.5.1.Даосизм: Небо-дао-мудрость
  • Даосизм и греческая философия
  • Человек
  • II.5.2.Конфуций
  • Знание – преодоление себя
  • Обретение Пути
  • Справедливость – судьба
  • Природа человека
  • «Благородный муж»
  • Сыновняя почтительность
  • II.5.3.Сократ – Конфуций
  • II.6. Философия в средние века
  • II.6.1. Античная культура и христианство
  • Бог, человек, мир в христианстве. Вера вместо разума
  • Новый образец: любовь, терпение, сострадание
  • Человек: между греховностью и совершенством
  • Жить сообразно природе или следуя Богу?
  • "Природа" и свобода
  • II.6.2. Религиозный характер философии средневековья.
  • IX.Патристика и схоластика
  • II.7. Философия Нового времени. Выдающиеся европейские философы XVII-XVIII вв. Русские философы XVIII в.
  • II.8. Немецкая классическая философия.
  • X.Вторая историческая форма диалектики
  • II.9. Философия марксизма. Третья историческая форма диалектики
  • II.10. Философский иррационализм.
  • II.10.1. Шопенгауэр
  • Мир как воля и представление
  • Человек в мире
  • Феномен сострадания: путь к свободе
  • II.10.2.Ницше
  • Воля к власти
  • Человек и сверхчеловек
  • Тело и душа
  • Человек должен стать свободным
  • II.11. Русская философия XIX в.
  • II.12. Панорама философии хх века
  • XII.2ii.12.1.Философия "серебряного века" русской культуры
  • XIII.II.12.2.Советская философия
  • XIV.II.12.3.Неопозитивизм
  • XV.II.12.4.Феноменология
  • XVI.II.12.5.Экзистенциализм
  • XVI.2ii.12.6.Герменевтика
  • Глава III. Философские и естественнонаучные картины мира
  • III.I. Понятия «картина мира» и «парадигма». Естественнонаучная и философская картины мира.
  • III.2. Натурфилософские картины мира эпохи античности
  • III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  • III.2.2. Второй (афинский) этап развития древнегреческой натурфилософии. Возникновение атомистики. Научное наследие Аристотеля
  • III.2.3. Третий (эллинистский) этап в древнегреческой натурфилософии. Развитие математики и механики
  • III.2.4. Древнеримский период античной натурфилософии. Продолжение идей атомистики и геоцентрической космологии
  • III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  • III.4. Научные революции эпохи нового времени и смена типов миропонимания
  • III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  • III.4.2. Первая научная революция. Смена космологической картины мира
  • III.4.3. Вторая научная революция.
  • Создание классической механики и
  • Экспериментального естествознания.
  • Механистическая картина мира
  • III.4.4. Естествознание Нового времени и проблема философского метода
  • III.4.5. Третья научная революция. Диалектизация естествознания и очищение его от натурфилософских представлений.
  • III.5 диалектико-материалистическая картина мира второй половины XIX века
  • III.5.1. Формирование диалектико- материалистической картины мира
  • III.5.2. Эволюция понимания материи в истории философии и естествознания. Материя как объективная реальность
  • III.5.3. От метафизико-механического – к диалектико-материалистическому пониманию движения. Движение как способ существования материи
  • III.5.4. Понимание пространства и времени в истории философии и естествознания. Пространство и время как формы бытия движущейся материи
  • III.5.5. Принцип материального единства мира
  • III.6. Четвертая научная революция первых десятилетий хх века. Проникновение в глубь материи. Квантово-релятивистские представления о мире
  • III.7. Естествознание хх века и диалектико-материалистическая картина мира
  • Глава iy.Природа, общество, культура
  • Iy.1. Природа как естественная основа жизни и развития общества
  • Iy.2. Современный экологический кризис
  • Iy.3. Общество и его структура. Социальная стратификация. Гражданское общество и государство.
  • Iy.4. Человек в системе социальных связей. Свобода и необходимость в общественной жизни.
  • 4.5. Специфика философского
  • Подхода к культуре.
  • Культура и природа.
  • Функции культуры в обществе
  • Глава y. Философия истории. Y.I. Возникновение и развитие философии истории
  • Y.2. Формационная концепция общественного развития в философии истории марксизма
  • Y.3. Цивилизационный подход к истории человечества. Традиционные и техногенные цивилизации
  • Y.4. Цивилизационные концепции «индустриализма» и «постиндустриализма» y.4.1. Концепция «Стадий экономического роста»
  • Y.4.2. Концепция «индустриального общества»
  • Y.4.3. Концепция «постиндустриального (технотронного) общества»
  • Y.4.4. Концепция «третьей волны» в развитии цивилизации
  • Y.4.5. Концепция «информационного общества»
  • Y.5. Философия истории марксизма и
  • Современные «индустриальные» и
  • «Постиндустриальные» концепции
  • Развития общества
  • Глава yi. Проблема человека в философии,
  • Науке и социальной практике
  • Yi. 1.Человек во Вселенной.
  • Антропный космологический принцип
  • Yi.2. Биологическое и социальное в человеке.
  • XVII.Человек как индивид и личность
  • Yi.3. Сознание и самосознание человека
  • Yi.4. Проблема бессознательного.
  • XVIII.Фрейдизм и неофрейдизм
  • Yi.5. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность.
  • Yi.6. Мораль, нравственные ценности, право, Справедливость.
  • Yi.7. Представления о совершенном человеке в различных культурах
  • Глава yii. Познание и практика
  • VII.1. Субъект и объект познания
  • Yii.2. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания
  • Yii.3. Мышление и формальная логика. Индуктивный и дедуктивный типы умозаключения.
  • Yii.4. Практика, ее виды и роль в познании. Специфика инженерной деятельности
  • Yii.5. Проблема истины. Характеристики истины.Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.
  • Глава yiii. Методы научного познания yiii.I ПонятиЯ метода и методологии. Классификация методов научного познания
  • Yiii.2. Принципы диалектического метода, их применение в научном познании. Yiii.2.1.Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых объектов. Комплексный подход в познании
  • XVIII.1yiii.2.2.Принцип рассмотрения во взаимосвязи.
  • XIX.Системное познание
  • Yiii.2.3.Принцип детерминизма. Динамические и статистические закономерности. Недопустимость индетерминизма в науке
  • Yiii.2.4.Принцип изучения в развитии. Исторический и логический подходы в познании
  • Yiii.3. Общенаучные методы эмпирического познания yiii.3.1.Научное наблюдение
  • Yiii.3.3.Измерение
  • Yiii.4. Общенаучные методы теоретического познания yiii.4.1.Абстрагирование. Восхождение от
  • Yiii.4.2.Идеализация. Мысленный эксперимент
  • Yiii.4.3.Формализация. Язык науки
  • Yiii.5. Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом уровнях познания yiii.5.1.Анализ и синтез
  • Yiii.5.2.Аналогия и моделирование
  • IX. Наука, техника, технология
  • IX.1. Что такое наука?
  • IX.2.Наука как особый вид деятельности
  • IX.3.Закономерности развития науки.
  • IX.4. Классификация наук
  • XXI.Механика ® прикладная механика
  • IX.5. Техника и технология как социальные явления
  • IX.6. Взаимоотношение науки и техники
  • IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические и социальные последствия
  • IX.8. Социальные и этические проблемы научно-технического прогресса
  • IX.9.Наука и религия
  • Глава х. Глобальные проблемы современности х.I. Социально-экономические, военно-политические и духовные характеристики мировой ситуации на рубеже хх и ххi веков.
  • Х.2. Многообразие глобальных проблем, их общие черты и иерархия
  • Х.3. Пути преодоления глобальных кризисных ситуаций и стратегия дальнейшего развития человечества
  • IX.7. Научно-техническая революция, ее технологические и социальные последствия

    Научно-техническая революция (НТР) – понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине ХХ века. Начало НТР относится к середине 40-х гг. ХХв. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу. НТР изменяет условия, характер и содержание труда, структуру производительных сил, общественное разделение труда, отраслевую и профессиональную структуру общества, ведёт к быстрому росту производительности труда, оказывает воздействие на все стороны жизни общества, включая культуру, быт, психологию людей, взаимоотношение общества с природой.

    Научно-техническая революция- длительный процесс, который имеет две главные предпосылки - научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце XIX – в начале ХХвв., в результате которых произошёл коренной переворот во взглядах на материю и сложилась новая картина мира. Были открыты: электрон, явление радиоактивности, рентгеновские лучи, создана теория относительности и квантовая теория. Совершился прорыв науки в область микромира и больших скоростей.

    Революционный сдвиг произошёл и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и на транспорте. Было изобретено радио, получившее широкое распространение. Родилась авиация. В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией. Важнейшее значение имело возникновение кибернетики. Исследования по созданию атомных реакторов и атомной бомбы впервые заставили капиталистические государства организовать в рамках крупного национального научно-технического проекта взаимодействие науки и промышленностисти. Это послужило школой для осуществления общенациональных научно-технических исследовательских программ.

    Начался резкий рост ассигнований на науку, числа исследовательских учреждений. 1 Научная деятельность стала массовой профессией. Во II-й половине 50-х гг. под влиянием успехов СССР в изучении космоса и советского опыта организации и планирования науки в большинстве стран началось создание общегосударственных органов планирования и управления научной деятельностью. Усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве. В 50-х гг. создаются и получают широкое применение в научных исследованиях, производстве, а затем и управлении электронно-вычислительные машины (ЭВМ), ставшие символом НТР. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Развитие информатики, вычислительной техники, микропроцессоров и робототехники создало условия для перехода к комплексной автоматизации производства и управления. ЭВМ - принципиально новый вид техники, изменяющий положение человека в процессе производства.

    На современном этапе своего развития научно-техническая революция характеризуется следующими основными чертами.

    1). .Превращением науки в непосредственную производительную силу в результате слияния воедино переворота в науке, технике и производстве, усиления взаимодействия между ними и сокращения сроков от рождения новой научной идеи до её производственного воплощения. 1

    2). Новым этапом общественного разделения труда, связанным с превращением науки в ведущую сферу развития общества.

    3).Качественным преобразованием всех элементов производительных сил - предмета труда, орудий производства и самого работника; возрастающей интенсификацией всего процесса производства благодаря его научной организации и рационализации, постоянному обновлению технологии, сбережению энергии, снижению материалоёмкости, капиталоёмкости и трудоёмкости продукции. Приобретаемое обществом новое знание позволяет сократить затраты на сырьё, оборудование и рабочую силу, многократно окупая расходы на научные исследования и технические разработки.

    4) Изменением характера и содержания труда, возрастанием в нём роли творческих элементов; превращением процесса производства из простого процесса труда в научный процесс.

    5). Возникновением на этой основе материально-технических предпосылок сокращения ручного труда и замены его механизированным. В дальнейшем происходит автоматизация производства на основе применения электронно-вычислительной техники.

    6). Созданием новых источников энергии и искусственных материалов с заранее заданными свойствами.

    7). Огромным повышением социального и экономического значения информационной деятельности, гигантским развитием средств массовой коммуникации.

    8). Ростом уровня общего и специального образования и культуры населения.

    9). Увеличением свободного времени.

    10). Возрастанием взаимодействия наук, комплексного исследования сложных проблем, роли социальных наук.

    11). Резким ускорением всех общественных процессов, дальнейшей интернационализацией всей человеческой деятельности в масштабе планеты, возникновением так называемых глобальных проблем.

    Наряду с основными чертами НТР можно выделить определенные этапы ее развития и главные научно-технические и технологические направления, характерные для этих этапов.

    Достижения в области атомной физики (осуществление цепной ядерной реакции, открывшей путь к созданию атомного оружия), успехи молекулярной биологии (выразившиеся в раскрытии генетической роли нуклеиновых кислот, расшифровке молекулы ДНК и последующего ее биосинтеза), а также появление кибернетики (установившей определенную аналогию между живыми организмами и некоторыми техническими устройствами, являющимися преобразователями информации) дали старт научно-технической революции и определили главные естественнонаучные направления ее первого этапа. Этот этап, начавшийся в 40-х – 50-х годах ХХ века, продолжался почти до конца 70-х годов. Основными техническими направлениями первого этапа НТР явились атомная энергетика, электронно-вычислительная техника (ставшая технической базой кибернетики) и ракетно-космическая техника.

    С конца 70-х годов ХХ столетия начался второй этап НТР, продолжающийся до сих пор. Важнейшей характеристикой данного этапа НТР стали новейшие технологии, которых не было в середине ХХ века (в силу чего второй этап НТР получил даже наименование «научно-технологической революции»). К таким новейшим технологиям относятся гибкие автоматизированные производства, лазерная технология, биотехнологии и др. Вместе с тем новый этап НТР не только не отбросил многие традиционные технологии, но позволил существенно повысить их эффективность. Например, гибкие автоматизированные производственные системы для обработки предмета труда по-прежнему используют традиционные резание и сварку, а применение новых конструкционных материалов (керамики, пластмасс) позволило существенно улучшить характеристики давно известного двигателя внутреннего сгорания. «Поднимая известные пределы многих традиционных технологий, современный этап научно-технического прогресса доводит их, как представляется сегодня, до «абсолютного» исчерпания заложенных в них возможностей и тем самым готовит предпосылки для еще более решительного переворота в развитии производительных сил». 1

    Суть второго этапа НТР, определяемого как «научно-технологическая революция»,заключается в объективно закономерном переходе от различного рода внешних, по преимуществу механических, воздействий на предметы труда к высокотехнологичным (субмикронным) воздействиям на уровне микроструктуры как неживой, так и живой материи. Поэтому не случайна та роль, которую приобрели на этом этапе НТР генная инженерия и нанотехнология.

    За последние десятилетия существенно расширился диапазон исследований в области генной инженерии: от получения новых микроорганизмов с заранее заданными свойствами и до клонирования высших животных (а в возможной перспективе – и самого человека). Конец ХХ столетия ознаменовался небывалыми успехами в расшифровке генетической основы человека. В 1990г. стартовал международный проект «Геном человека», ставящий целью получение полного генетической карты Homo sapiens. В этом проекте принимают участие более двадцати наиболее развитых в научном отношении стран, включая и Россию.

    Описание генома человека ученым удалось получить значительно раньше планировавшихся сроков (2005-2010гг.). Уже в канун нового, XXI века были достигнуты сенсационные результаты в деле реализации указанного проекта. Оказалось, что в геноме человека – от 30 до 40 тысяч генов (вместо предполагавшихся ранее 80-100 тысяч). Это ненамного больше, чем у червяка (19 тысяч генов) или мухи-дрозофилы (13,5 тысячи). Однако, по словам директора Института молекулярной генетики РАН, академика Е.Свердлова, «сетовать на то, что у нас меньше генов, чем предполагалось, пока рано. Во-первых, по мере усложнения организмов один и тот же ген выполняет гораздо больше функций и способен кодировать большее количество белков. Во-вторых, возникает масса комбинаторных вариантов, которых нет у простых организмов. Эволюция весьма экономна: для создания нового занимается «перелицовкой» старого, а не изобретает все вновь. Кроме того, даже самые элементарные частицы, вроде гена, на самом деле невероятно сложны. Наука просто выйдет на следующий уровень познания». 2

    Расшифровка генома человека дала огромную, качественно новую научную информацию для фармацевтической промышленности. Вместе с тем оказалось, что использовать это научное богатство фармацевтической индустрии сегодня не по силам. Нужны новые технологии, которые появятся, как предполагается, в ближайшие 10-15 лет. Именно тогда станут реальностью лекарства, поступающие непосредственно к больному органу, минуя все побочные эффекты. Выйдет на качественно новый уровень трансплантология, получит развитие клеточная и генная терапия, радикально изменится медицинская диагностика и т.д.

    Еще одним из перспективнейших направлений в области новейших технологий является нанотехнология. Сферой нанотехнологии – одного из перспективнейших направлений в области новейших технологий – стали процессы и явления, происходящие в микромире, измеряемом нанометрами, т.е. миллиардными долями метра (один нанометр составляют примерно 10 атомов, расположенных вплотную один за другим). Еще в конце 50-х годов ХХ века крупный американский физик Р.Фейнман высказал предположение, что умение строить электрические цепи из нескольких атомов могло бы иметь «огромное количество технологических применений». Однако тогда это предположение будущего нобелевского лауреата никто не воспринял всерьез. 1

    В дальнейшем исследования в области физики полупроводниковых наногетероструктур заложили основы новых информационных и коммуникационных технологий. Достигнутые успехи в этих исследованиях, имеющие огромное значение для развития оптоэлектроники и электроники высоких скоростей, были отмечены в 2000 году Нобелевской премией по физике, которую разделили российский ученый, академик Ж.А.Алферов и американские ученые Г.Кремер и Дж.Килби.

    Высокие темпы роста в 80-х – 90-х годах ХХ века информационно-технологической индустрии явились следствием универсального характера использования информационных технологий, их широкого распространения практически во всех отраслях экономики. В ходе экономического развития эффективность материального производства стала во все большей степени определяться масштабами использования и качественным уровнем развития невещной сферы производства. Это означает, что в систему производства вовлекается новый ресурс – информация (научная, экономическая, технологическая, организационно-управленческая), которая, интегрируясь с производственным процессом, во многом ему предшествует, определяет его соответствие меняющимся условиям, завершает превращение производственных процессов в научно-производственные.

    Начиная с 80-х годов ХХ века, сперва в японской, затем в западной экономической литературе получил распространение термин «софтизация экономики». Его происхождение связано с превращением невещного компонента информационно-вычислительных систем («мягких» средств программного, математического обеспечения) в решающий фактор повышения эффективности их использования (по сравнению с совершенствованием их вещной, «твердой» аппаратной части). Можно сказать, что «… возрастание влияния нематериальной составляющей на весь ход воспроизводства является сутью понятия софтизации». 1

    Софтизация производства как новая технико-экономическая тенденция обозначила те функциональные сдвиги в хозяйственной практике, которые получили распространение в ходе развертывания второго этапа НТР. Отличительная черта этого этапа «… заключается в одновременном охвате практически всех элементов и стадий материального и нематериального производства, сферы потребления, создания предпосылок для нового уровня автоматизации. Этот уровень предусматривает объединение процессов разработки, производства и реализации продукции и услуг в единый непрерывный поток на базе взаимодействия развивающихся сегодня во многом самостоятельно таких направлений автоматизации, как информационно-вычислительные сети и банки данных, гибкие автоматизированные производства, системы автоматического проектирования, станки с ЧПУ, системы транспортировки и накопления изделий и управления технологическими процессами, робототехнологические комплексы. Основой для такой интеграции выступает широкое вовлечение в производственное потребление нового ресурса – информации, что открывает пути для трансформации дискретных ранее производственных процессов в непрерывные, создает предпосылки для отхода от тейлоризма. При компоновке автоматизированных систем используется модульный принцип, в результате чего проблема оперативного изменения, переналадки оборудования становится органической частью технологии и производится с минимальными издержками и практически без потерь времени». 2

    Второй этап НТР оказался в значительной сиепени связанным с таким технологическим прорывом, как появление и быстрое распространение микропроцессоров на больших интегральных схемах (так называемая «микропроцессорная революция»). Это во много обусловило формирование мощного информационно-индустриального комплекса, включающего электронно-вычислительное машиностроение, микроэлектронную промышленность, производство электронных средств связи и разнообразного конторского и бытового оборудования. Указанный крупный комплекс отраслей промышленности и сферы услуг ориентирован на информационное обслуживание как общественного производства, так и личного потребления (персональный компьютер, например, уже превратился в обычный предмет домашнего длительного пользования).

    Решительное вторжение микроэлектроники меняет состав основных фондов в нематериальном производстве, прежде всего, в кредитно-финансовой сфере, торговле, здравоохранении. Но этим не исчерпывается влияние микроэлектроники на сферу нематериального производства. Создаются новые отрасли, масштабы которых сопоставимы с отраслями материального производства. Например, в США реализация средств математического обеспечения и услуг, связанных с обслуживанием компьютеров, уже в 80-х годов превысила в денежном исчислении объемы производства таких крупных отраслей американской экономики, как авиа –, судо – или станкостроение.

    На повестке дня современной науки – создание квантового компьютера (КК). Здесь существует несколько интенсивно разрабатываемых в настоящее время направлений: твердотельный КК на полупроводниковых структурах, жидкие компьютеры, КК на «квантовых нитях», на высокотемпературных полупроводниках и т.д. Фактически все разделы современной физики представлены в попытках решения этой задачи. 1

    Пока можно говорить лишь о достижении некоторых предварительных результатов. Квантовые компьютеры еще только проектируются. Но когда они покинут пределы лабораторий, мир во много станет иным. Ожидаемый технологический прорыв должен превзойти достижения «полупроводниковой революции», в результате которой вакуумные электронные лампы уступили место кремниевым кристаллам.

    Таким образом, научно-техническая революция повлекла перестройку всего технического базиса, технологического способа производства. Вместе с тем она вызвала серьезные изменения социальной структуры общества, оказала влияние на сферы образования, досуга и т.д.

    Можно проследить, какие изменения происходят в обществе под влиянием научно-технического прогресса. Изменения в структуре производства характеризуются следующими цифрами. 2 В начале XIX века в сельском хозяйстве США было занято почти 75 процентов рабочей силы; к его середине эта доля сократилась до 65 процентов, тогда как в начале 40-х годов XX столетия она упала до 20, уменьшившись в три с небольшим раза за сто пятьдесят лет. Между тем за последние пять десятилетий она уменьшилась еще в восемь раз и составляет сегодня, по различным подсчетам, от 2,5 до 3 процентов. Незначительно отличаясь по абсолютным значениям, но полностью совпадая по своей динамике, подобные процессы развивались в те же годы в большинстве европейских стран. Одновременно произошло не менее драматическое изменение в доле занятых в промышленности. Если по окончании первой мировой войны доли работников сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг (первичный, вторичный и третичный секторы производства) были приблизительно равными, то к концу второй мировой войны доля третичного сектора превосходила доли первичного и вторичного вместе взятых. Если в 1900 году 63 процента занятых в народном хозяйстве американцев производили материальные блага, а 37 - услуги, то в 1990 году это соотношение составляло уже 22 к 78, причем наиболее значительные изменения произошли с начала 50-х годов, когда прекратился совокупный рост занятости в сельском хозяйстве, добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности, в строительстве, на транспорте и в коммунальных службах, то есть во всех отраслях, которые в той или иной степени могут быть отнесены к сфере материального производства.

    В 70-е годы в странах Запада (в Германии с 1972 года, во Франции - с 1975-го, а затем и в США) началось абсолютное сокращение занятости в материальном производстве, и в первую очередь - в материалоемких отраслях массового производства. Если в целом по обрабатывающей промышленности США с 1980 по 1994 год занятость снизилась на 11 процентов, то в металлургии спад составил более 35 процентов. Тенденции, выявившиеся на протяжении последних десятилетий, кажутся сегодня необратимыми; так, эксперты прогнозируют, что в ближайшие десять лет 25 из 26 создаваемых рабочих мест в США придутся на сферу услуг, а общая доля занятых в ней работников составит к 2025 году 83 процента совокупной рабочей силы. Если в начале 80-х годов доля работников, напрямую занятых в производственных операциях, не превышала в США 12 процентов, то сегодня она сократилась до 10 процентов и продолжает снижаться; однако существуют и более резкие оценки, определяющие этот показатель на уровне менее 5 процентов общего числа занятых. Так, в Бостоне, одном из центров развития высоких технологий, в 1993 году в сфере услуг было занято 463 тыс. человек, тогда как непосредственно в производстве - всего 29 тыс. Вместе с тем эти весьма впечатляющие данные не должны, на наш взгляд, служить основанием для признания нового общества «обществом услуг».

    Объем производимых и потребляемых обществом материальных благ в условиях экспансии сервисной экономики не снижается, а растет. Еще в 50-е годы Ж.Фурастье отмечал, что производственная база современного хозяйства остается и будет оставаться той основой, на которой происходит развитие новых экономических и социальных процессов, и ее значение не должно преуменьшаться. Доля промышленного производства в ВНП США в первой половине 90-х годов колебалась между 22,7 и 21,3 процента, весьма незначительно снизившись с 1974 года, а для стран ЕС составляла около 20 процентов (от 15 процентов в Греции до 30 в ФРГ). При этом рост объема материальных благ во все большей мере обеспечивается повышением производительности занятых в их создании работников. Если в 1800 году американский фермер тратил на производство 100 бушелей зерна 344 часа труда, а в 1900-м - 147, то сегодня для этого требуется лишь три человеко-часа; в 1995 году средняя производительность труда в обрабатывающей промышленности была в пять раз выше, чем в 1950-м.

    Таким образом, современное общество не характеризуется очевидным падением доли материального производства и вряд ли может быть названо «обществом услуг». Мы же, говоря о снижении роли и значения материальных факторов, имеем в виду то, что все большую долю общественного богатства составляют не материальные условия производства и труд, а знания и информация, которые становятся основным ресурсом современного производства в любой его форме.

    Становление современного общества как системы, основанной на производстве и потреблении информации и знаний, началось в 50-е годы. Уже в начале 60-х некоторые исследователи оценивали долю «индустрии знаний» в валовом национальном продукте США в пределах от 29,0 до 34,5 процента. Сегодня этот показатель определяется на уровне 60 процентов. Оценки занятости в информационных отраслях оказывались еще более высокими: так, в 1967 году доля работников «информационного сектора» составляла 53,5 процента от общей занятости, а в 80-е г.г. предлагались оценки, достигавшие 70 процентов. Знания как непосредственная производительная сила становятся важнейшим фактором современного хозяйства, а создающий их сектор оказывается снабжающим хозяйство наиболее существенным и важным ресурсом производства. Происходит переход от расширения использования материальных ресурсов к сокращению потребности в них.

    Некоторые примеры иллюстрируют это со всей очевидностью. Только за первое десятилетие «информационной» эры, с середины 70-х до середины 80-х годов, валовой национальный продукт постиндустриальных стран увеличился на 32 процента, а потребление энергии - на 5; в те же годы при росте валового продукта более чем на 25 процентов американское сельское хозяйство сократило потребление энергии в 1,65 раза. При выросшем в 2,5 раза национальном продукте Соединенные Штаты используют сегодня меньше черных металлов, чем в 1960 году; с 1973 по 1986 год потребление бензина средним новым американским автомобилем снизилось с 17,8 до 8,7 л/100 км, а доля материалов в стоимости микропроцессоров, применяемых в современных компьютерах, не превышает 2 процентов. В результате за последние сто лет физическая масса американского экспорта осталась фактически неизменной в ежегодном выражении, несмотря на двадцатикратный рост ее реальной стоимости. При этом происходит быстрое удешевление наиболее наукоемких продуктов, способствующее их широкому распространению во всех сферах хозяйства: так, с 1980 по 1995 год объем памяти стандартного персонального компьютера вырос более чем в 250 раз, а его цена из расчета на единицу памяти жесткого диска снизилась между 1983 и 1995 годами более чем в 1 800 раз. В результате возникает экономика «нелимитированных ресурсов», безграничность которых обусловлена не масштабом добычи, а сокращением потребности в них.

    Потребление информационных продуктов постоянно возрастает. В 1991 году расходы американских компаний на приобретение информации и информационных технологий, достигшие 112 млрд. долл., превысили затраты на приобретение основных производственных фондов, составившие 107 млрд. долл.; уже на следующий год разрыв между этими цифрами вырос до 25 млрд. долл. Наконец, к 1996 году первый показатель возрос фактически вдвое, до 212 млрд. долл., тогда как второй остался практически неизменным. К началу 1995 года в американской экономике при помощи информации производилось около трех четвертей добавленной стоимости, создаваемой в промышленности. По мере развития информационного сектора хозяйства становится все более очевидным, что знания являются важнейшим стратегическим активом любого предприятия, источником творчества и нововведений, основой современных ценностей и социального прогресса - то есть поистине неограниченным ресурсом.

    Таким образом, развитие современного общества приводит не столько к замене производства материальных благ производством услуг, сколько к вытеснению материальных компонентов готового продукта информационными составляющими. Следствием этого становится снижение роли сырьевых ресурсов и труда как базовых производственных факторов, что является предпосылкой отхода от массового создания воспроизводимых благ как основы благосостояния общества. Демассификация и дематериализация производства представляют собой объективную составляющую процессов, ведущих к становлению постэкономического общества.

    С другой стороны, на протяжении последних десятилетий идет и иной, не менее важный и значимый процесс. Мы имеем в виду снижение роли и значения материальных стимулов, побуждающих человека к производству.

    Все сказанное позволяет сделать вывод, что научно-технический прогресс приводит к глобальной трансформации общества. Общество вступает в новую фазу своего развития, которую многие социологи определяют как «информационное общество».

    Поделиться