Можно ли посещать кладбище на пасху. Родительская суббота перед Пасхой: можно ли ходить на кладбище

Пасха – главный для православных христиан праздник – в 2019 году будет отмечаться 28 апреля. Накануне, в Страстную седмицу, верующие приводят в порядок свои дома и готовятся к встрече праздника.

Начиная со Страстной пятницы все работы по дому нужно прекратить, нельзя трудиться на приусадебном участке или даче, стирать, шить, вязать, вышивать, а также мыться, стричься и т. п.

В Страстную субботу не стоит поминать усопших, хотя посещать кладбища не запрещается. И вот наступает светлый день Пасхи, когда заканчивается Великий пост и многие запреты для верующих снимаются.

«Можно ли на Пасху поехать на кладбище?» – интересуются некоторые люди. Действительно, такая традиция появилась в советские годы, когда многие храмы были закрыты.

В те времена россияне были лишены духовного общения и отстранены от церкви. Тогда и сложился обычай посещать могилы родственников в этот день. Чтобы хоть как-то отметить праздник, люди посещали могилы своих родных и близких.

Церковь же на вопрос: «Разрешено ли в Пасху посетить кладбище?» отвечает отрицательно. Не только в этот день, но и в течение всей пасхальной недели (Светлой седмицы), когда мы отмечаем светлый и радостный праздник Воскресения Христова, не принято огорчаться и печалиться.

Напротив, следует радоваться, угощать друзей и родных, приглашать их к себе в гости. Одним словом, делать все, что приносит радость вам и другим людям.

Пасхальную неделю также называют Славная, Великая, Радостная, Красная, Великоденская. В эти дни богослужение в храмах совершается по особому чину с пасхальными песнопениями. Во многих церквях в Светлую седмицу всем желающим разрешается звонить в колокола.

Можно ли ездить на Пасху на кладбище?

Нет, в соответствии с издавна сложившимися традициями это не принято. На Пасху и в Светлую седмицу в православных церквях не ставят свечи за упокой усопших и не поминают почивших.

Людей, которые умирают в это время, отпевают особым способом. Православная церковь не рекомендует верующим посещать места захоронений усопших.

Ведь Пасха – это, прежде всего, радость о будущей жизни, спасении людей, торжество жизни над смертью. Так что в праздник Пасхи на кладбище не ездят.

Для этого существуют другие специальные дни или, как их принято называть, родительские субботы. Именно субботы, которые в Ветхом завете назывались днями покоя, а в Новом – днями прощения и отпущения грехов, наиболее подходят для молитв об упокоении умерших.

В родительские субботы принято поминать умерших близких, посещать кладбища и приводить в порядок могилы родственников, подавать милостыню и угощать нищих. Считается, что чем щедрее будет подаяние в церкви, тем лучше будет чувствовать себя душа усопшего на том свете.

Церковным православным календарем установлено несколько таких дней: это Троицкая родительская суббота, Дмитриевская суббота, Мясопустная суббота, Усекновение главы Иоанна Предтечи, дни поминовения усопших в Великий пост (вторая, третья и четвертая субботы от начала поста) и Радоница.

Также установлен День памяти погибших в Великой Отечественной войне, который имеет фиксированную дату – 9 мая, все остальные дни поминовения переходящие.

Когда можно съездить на кладбище после Пасхи?

День, когда нужно посещать могилы родственников и приводить их в порядок после Пасхи – это Радоница, второй вторник от Христова Воскресения, который в 2019 году выпадает на 7 мая.

Ее также называют Радуница, Навий день, Красная горка, Могилки, Радожное, Радунец, Радостное, Радушное воскресенье. В некоторых странах, например, в Беларуси и на Украине, это официальный выходной, установленный специально для поминовения умерших.

За несколько веков сложились традиции этой памятной даты, многие из которых соблюдаются поныне. Накануне Радоницы стоит посетить кладбище, чтобы сделать там уборку. В старину это было принято делать начиная с Навского четверга на пасхальной неделе.

На Радоницу в храмах совершается панихида, на которой священники возносят молитвы за умерших. Верующие вспоминают о том, как Христос сошел в ад и вывел оттуда уверовавших в него людей, избавив их от духовной смерти.

Как говорит церковь, в этот день не стоит предаваться глубокой скорби. Поминая усопших, верующие выражают веру в бессмертие души и всеобщее воскресение.

«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – писал святитель Иоанн Златоуст.

Отправляясь на заупокойную литургию, люди готовят записки с именами усопших родственников или друзей. Эти листочки опускают в подготовленные урны или передают батюшке. Можно принести в качестве пожертвования для бедных продукты: хлеб, сладости, фрукты, овощи, а также муку для просфор, кагор для совершения литургии и др.

На Радоницу принято угощать друзей и знакомых, чтобы те тоже помянули покойных. Однако угощение должно носить лишь символический характер, ведь в этот день главное – молитва за ушедших в мир иной родных и за их будущее воскресение.

Обычай же оставлять на могилах продукты и спиртные напитки, устраивать там затсолья, является пережитком язычества, ведь души усопших не нуждаются в мирской пище. В православных семьях подобный обычай соблюдаться не должен.

Также на Радоницу нельзя ругаться, кричать, сквернословить и плохо отзываться об усопших.

Надеемся, что в этой статье вы найдете ответ на вопрос, ездят ли в Пасху на кладбище, и проведете этот день в соответствии с православными традициями.

“Христос воскресе!” - слышишь это восклицание в первый день Пасхи, и душа наполняется такой невероятной радостью, что нет сил держать ее в себе. Хочется скорее бежать и делиться ею с живыми и мертвыми. Но можно ли посещать могилы родных и близких в светлый праздник, если для этого в религиозном календаре отведен отдельный день - Радоница?

У католиков нет запрета посещать кладбище на Пасху. Многие в этот день, побывав на службе в костеле, спешат на могилки. Не найдем запрета посещать кладбище в какой-либо день и в Уставе православной церкви. Но, учитывая человеческую психологию, православная церковь все же советует воздержаться от поминания усопших в этот день. Не зря Пасху зовут Светлым праздником, а неделя после нее носит название Светлой седмицы. Это время радости и ликования, даже за богослужением мы слышим преимущественно одни песни. И во всем этом нет места грусти и сожалению о произошедшем. А придя на кладбище, особенно на могилы тех, кто недавно покинул нас, мы наверняка пустим слезу, взгрустнем, что дорогого человека нет с нами в этот день.

По одной из версий, народная традиция ходить на могилки на Пасху появилась в советское время. Поскольку верующие не имели возможности посещать храмы, а желание разделить радость праздника было, стали собираться на кладбище, которое отчасти заменило верующим церковь. Однако времена изменились. Безусловно, никто не прогонит сегодня с могилок в день Пасхи. После пасхальной службы можно сходить на кладбище, чтобы поздравить ушедших в мир иной с праздником. Но следует помнить, что и в день Пасхи, и всю Светлую седмицу в церкви не поминают усопших и не служат панихиды, то есть привычным способом “пообщаться” с умершими не получится. Церковный устав разрешает совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмицы, начиная с Фомина понедельника.

Мы приходим на Радоницу на могилы своих близких не просто с целью очередного посещения, а с радостной вестью о Воскресении Христовом. Именно радость лежит в основе названия этого дня. Вполне естественно, воскрешая в памяти образ дорогого нам человека, немного всплакнуть, но безутешно рыдать над могилой не стоит. Своим Воскресением Господь показывает, что будущая жизнь есть, поэтому мы должны приходить на могилы близких с верой, что наша разлука относительна и временна. Однако поскольку все мы небезгрешны, то должны понимать, что нашим близким может понадобиться помощь, чтобы попасть в том, другом мире в лучшее место. И наша обязанность - молиться за них, совершать добрые дела в память о них и раздавать милостыню. Именно этого жаждут от нас усопшие святые. А не конфет, оставленных у памятника, или красного яичка, закопанного в землю могилки.

Церковь категорически против того, чтобы на кладбище приносили любые продукты питания. Косвенным образом это может служить осквернению могил. Птицы и животные, которых притягивает запах продуктов, начнут разрывать их на могилах, оставят свой след на местах захоронений. Еще хуже, когда могилы начинают поливать алкоголем. Это все пережитки язычества, - говорит протоиерей Евгений Свидерский. - Все понимают, что усопшие не нуждаются в материальной пище. Им намного нужнее пища духовная - молитва.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Пять правил для отмечающих Радоницу

Прежде чем посетить кладбище, придите в храм. Подайте записку с именами усопших близких, побудьте на службе, отслужите панихиду.

Можете поставить свечки за упокой - они ставятся около распятия, большего или маленького. Маленькое находится на специальном столике, который называют “канун”. На нем стоят маленькие подсвечники, где и следует затеплять приобретенные в церковной лавке свечи.

Свечу стоит зажечь и придя на кладбище. Совершите литию (буквально означает “усилинное моление”) - чин, которой можно найти в православном молитвослове.

Приберите могилку, просто помолчите и вспомните покойного.

Не устраивайте трапезу на кладбище, не оставляйте на могилках еду - лучше отдайте лишнее нищим или нуждающимся. Пожертвования в виде продуктов можно оставить и на панихидном столе в храме. Впоследствии они будут розданы служащим храма, неимущим или отправлены в детские дома и другие учреждения, о которых заботится тот или иной храм.

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день , а не на , когда поминовение усопших положено по церковному уставу.

Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий ». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы.

Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать – блаженная Моника, благочестивая христианка — перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, — не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, — кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, — мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика ».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых ». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы:

«В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало».

Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище – это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых », он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи:

«О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день… праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху - это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить ». Делать так – значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Очень часто задают вопрос: можно ли ездить на кладбище в Пасху? Независимо от того, как мы относимся к церковным праздникам, верующие мы или нет, нужно благодарно почитать и помнить своих почивших близких.

Однако в светлый праздник Пасхи, который в 2019 году отмечается 28 апреля, традиции навещать могилы умерших родственников не существует.

Можно ли ездить на кладбище в Пасху

В течение всей пасхальной недели (Светлой седмицы) в церквях не отпевают, не ставят свечи за упокой и не поминают усопших. Людей, которые умирают в это время, отпевают особым способом.

Православная церковь не благословляет верующих посещать места захоронений усопших именно в день Пасхи. В церковном календаре установлены частные и общие дни поминовения усопших. Поминовение происходит в храмах преимущественно по субботам.

Дни особого общего поминовения усопших называются «родительскими субботами». В церковном православном календаре насчитывается восемь таких дней в году.

Это Мясопустная суббота, Троицкая суббота, Дмитриевская суббота, Усекновение главы Иоанна Предтечи, дни поминовения в Великий пост (вторая, третья и четвертая субботы от начала поста) и Радоница.

В это время совершается поминовение усопших в храмах.

Объясняя, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, надо вспомнить, что Праздник Христова Воскресения, иначе именующийся Пасхой Господней – самый светлый день для православных христиан. В это время принято радоваться, а не предаваться унынию.

Пасха – это, прежде всего, радость о будущей жизни, спасении людей, торжество жизни над смертью.

Справедливости ради, надо сказать, что традиция ходить на кладбище в Пасху появилась в советские годы, когда многие храмы были закрыты. В те времена люди были лишены духовного общения и отстранены от церкви.

Тогда и сложился обычай посещать могилы родственников в этот день. На Пасху люди навещали усопших родных и близких, чтобы хоть как-то отметить праздник, приблизиться к нему.

Сейчас, когда храмы открыты и верующие могут пойти на пасхальную службу, лучше ездить на кладбище в другие дни. Например, на Радоницу, когда по традиции церковь поминает усопших.

Радоница отмечается во вторник второй седмицы после воскресения Христа (на девятый день по Пасхе). В этот день люди приводят в порядок могилы почивших и угощают знакомых сладостями, чтобы те, в свою очередь, тоже помянули покойных.

Пасха – это главный православный праздник, символ возрождения и победы над смертью. Предшествует этому празднику Великий пост, соблюдая который, человек очищается духовно.

В мире сложилась давняя традиция приводить к Воскресению Христову в порядок не только мысли, но и свой дом. До празднования Пасхи обычно прибирают после зимы и могилы близких.

В какие дни нужно убирать на кладбище?

Церковным Уставом назначены «Родительские субботы» – дни, в которые в храмах проводят специальные службы за упокой. В эти же дни посещают кладбища, приводят в порядок могилы, навещают покоящихся.

Перед Пасхой, во время Великого поста, установлены три Родительских дня: 2, 3 и 4-я от его начала субботы. Если вы придерживаетесь православных канонов, то лучше посетить кладбище в это время.

Однако не у всех может получится сделать это в определенные церковью дни. Например, в районах, где долго лежит снег, можно физически не попасть к могиле. Крайний день перед Пасхой, когда можно убраться на кладбище – суббота накануне Вербного воскресенья.

Ходят ли на кладбища в Пасху?

На Страстной неделе и еще 8 дней после праздника Пасхи ходить на кладбища нельзя.

Посещать могилы на саму Пасху – верх непонимания смысла празднования Воскресения Господня.

Для того чтобы разделить радость этого события с усопшими, принято приходить на их могилы в Радоницу, которая празднуется на девятый день от главного праздника. Радоница – это Пасха для тех, кто находится в мире ином.

Как правильно проводить дни поминовения?

Алгоритм действий следующий:

  • поставить свечу и оставить поминальную записку в церкви;
  • подать милостыню с просьбой молиться о душе усопшего;
  • на кладбище поставить свечу у иконы или креста, перед памятником свечи не зажигают;
  • прочитать молитву;
  • помянуть усопшего добрыми делами, мысленно поговорить с ним;
  • убрать мусор на могиле;
  • обновить краску на ограде, памятнике или поправить крест;
  • подстричь траву, посадить цветы, побелить деревья.

А чего нельзя делать на кладбище в родительский день? Запрещается:

  • предаваться горю;
  • устраивать пир;
  • употреблять спиртное или выливать его на могилу;
  • оставлять на кладбище еду – лучше отдать нищим;
  • украшать могилу искусственными цветами;
  • громко разговаривать;
  • оставлять мусор.

Если вы не имеете возможности посетить кладбище в родительские субботы, то не нужно мучиться от чувства вины. Нет чётких указаний, к какому дню должны быть прибраны могилы или помыты окна в доме. Мирские привычки не всегда отражают истинную духовность человека.

Поставьте свечу в храме, отслужите литургию и панихиду, совершите подаяние и проведите день с мыслями об усопших. Ваши добрые дела – лучшее, что вы можете сделать для их светлой памяти.

Поделиться