Интервью с компанией IDC. Интервью генерального директора медицинской компании идк владимира карнауха

Лекция 6

Учебные вопросы

1.Назначение, принцип работы, общее устройство, история создания

2.НПБ, порядок управления ИДК

3. Классификация ИДК. Требования к ИДК на различных видах ПП

4. Применение ИДК в пунктах пропуска через гос границу РФ

5.Перспективы развития ИДК

Время – 2(4 ?) ч

Литература

2. Приложение к договору о ТК ТС, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17.

3. Прудников К. На грани фантастики / К. Прудников // Таможня. - 2011 № 3 с. 8 - 10.

4.Теория и практика применения технических средств таможенного контроля: учебник / под общ. ред.Ю.В. Малышенко – М.: 2006 - 524 с.

5. Дугин ГА. Инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Учеб.-методич. пособие. - М, 2005. - 60 с

6. Малышенко Ю.В. / ИДК: особенности конструкции и работы ИДК HCV – MOBILE: уч. Пособие /Ю.В.Малышенко – Владивосток: ВФ РТА, 2008 – 226 с.

7. www. tstk.narod.ru

1. Назначение, принцип работы, общее устройство, история создания

Инспекционно - досмотровые комплексы (ИДК)

- предназначены для интроскопии крупногабаритных объектов таможенного контроля, отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров.

В основном, ИДК предназначены для интроскопии наиболее трудных объектов таможенного контроля (грузовых автомашин, контейнеров, трейлеров, железнодорожных вагонов), отличающихся значительными размерами, весом, составом конструкционных материалов, повышенной плотностью загрузки различными видами перевозимых в них товаров. Наличие таких комплексов позволяет в считанные минуты и даже секунды увидеть на экране все, что находится внутри вагона, контейнера и других большегрузных средств транспортировки грузов. Это обеспечивает быструю окупаемость вложений, что само по себе важно, но еще более важно это с точки зрения борьбы с терроризмом, а также с различными видами контрабанды.

Тактико-технические характеристики ИДК должны обеспечить: - возможность визуализации содержимого указанных видов объектов, - распознавание находящихся в них различных устройств, предметов и веществ; - определение загруженности объема контейнера товарами и осмотр пространственного расположения содержимого; - координатную привязку обнаруженных предметов к местам расположения;

Возможность распознавания изделий из различных материалов (металлы, органические вещества); - возможность просмотра конструктивных полостей и пространств между стенками


Принцип работы

Инспекционно-досмотровый комплекс - техническое средство таможенного контроля (комплекс технических средств), использующее проникающее ионизирующее излучение для получения рентгеновского изображения и анализа крупногабаритных грузов и транспортных средств.

Как уже было сказано в предыдущей лекции, принцип работы ИДК

основан на свойстве рентгеновских лучей:

без вскрытия объекта они проникают в изучаемый объект и возвращаются в виде теневого изображения на экран. Т.е., Рентгеновское излучение от источника проходит через контролируемый (просвечиваемый), предмет и через защитное стекло визуально воспринимается оператором в виде теневого изображения.

Если возвращаемый луч(теневое изображение) проходит через спец флюоресцентный экран, он преобразуется на нем в световой рельеф и вызывает свечение (флюоресценцию). Через защитное стекло визуально воспринимается оператором светящееся теневое изображение.

Таким образом,

принцип работы ИДК основан на свойстве рентгеновского луча получать теневое изображение пронизываемого им предмета и вызывать его свечение с помощью флюороидных материалов

Общее устройство

ИДК в общем случае должен состоять из следующих основных систем:

Излучающая система;

Система регистрации и обработки;

Система перемещения досматриваемого объекта;

Система обработки изображений, управления данными и обеспечения их хранения;

Система обеспечения взаимодействия с внешними информационными системами, комплексами программных средств ЕАИС таможенных органов и информационной безопасности;

Система обеспечения удаленного просмотра изображений;

Система управления комплексом;

Система транспортирования;

Система радиационной безопасности;

Система видеонаблюдения;

Система электропитания


История создания

Создание ИДК - вынужденная мера, которая направлена на решение задач, стоящих перед таможенной службой. Если говорить о зарождении ИДК, то это тема была официально заявлена еще в 1988 году. Тогда же было принято постановление Совета министров СССР «О мерах по разработке и организации производства технических средств таможенного контроля, обеспечивающих его эффективность, надежность и качество», одним из вопросов которого было создание досмотровой системы. Позже она стала называться инспекционно-досмотровым комплексом."

В России внедрение в работу таможенных органов ИДК фактически началась с 2002 года, когда на переходу «Брусничное» (на границе с Финляндией) был введен в опытную эксплуатацию мобильный ИДК фирмы Smiths Heimann (Германия). Затем, в 2005 году, на переходе «Троеборное» (граница России и Украины) был введен в эксплуатацию ИДК типа HCV-Gantry той же фирмы, а в 2006 году на автомобильных пропускных пунктах

«Торфянка», «Брусничное», «Убылинка» и «Бурачки» были размещены легко возводимые и перебазируемые ИДК типа HCV-Gantry.

Ведущими производителями ИДК являются компании двух стран -Германии и Китая. Фирмы, лидирующие в данном сегменте рынка: Smiths Heimann (Германия), Nuctech Company Limited (Китай) и Beijing Hualixing Sci-Tech Development Co., LTD (Китай). В настоящее время таможенные службы около 30 стран используют ИДК различных типов. Уже есть таможни, в которых работает более 10-15 ИДК. Инспекционно-досмотровыми комплексами оснащены таможенные службы Германии, Англии, Франции, Бельгии, Норвегии, Словакии, Голландии, США, Японии, Китая, Австралии, ОАЭ и ряда других стран.

Основными задачами применения ИДК являются следующие :

Повышение объемов и степени достоверности результатов проведения таможенного досмотра;

Ускорение объемов товаропотоков через пункты пропуска на госу­дарственной границе Российской Федерации;

Сокращение затрачиваемого времени на таможенное оформление и контроль крупногабаритных грузов и транспортных средств;


Проверка соответствия товаров сведениям, заявленным в товаросопроводительных документах;

Увеличение поступлений таможенных платежей в бюджет;

Повышение эффективности выявления контрабанды наркотических и взрывчатых веществ, оружия и иных предметов, перемещаемых с нарушением таможенного законодательства.

2. Нормативно-правовая база, порядок применения ИДК.

1. ТК ТС (ст. 101) предусматривает возможность привлечения в необходимых случаях для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля не заинтересованных в результатах таких действий экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств.

2. В п.З ст. 165 ФЗ Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указано, что при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе форм и методов проведения таможенного контроля таможенные органы обязаны использовать технические средства таможенного контроля, предварительный анализ информации с тем, чтобы при проведении таможенного контроля не допускать нанесения декларантам, перевозчикам и иным лицам ущерба, связанного с хранением товаров, простоем транспортных средств, увеличением срока выпуска товаров, если это не вызвано чрезвычайными обстоятельствами, связанными с выявленными признаками серьезных нарушений в области таможенного дела и необходимостью принятия исчерпывающих мер по обнаружению и пресечению указанных нарушений.

Также в п. 1 ст. 169 предусмотрено в целях сокращения времени проведения таможенного контроля и повышения его эффективности таможенными органами могут использоваться технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

3. В рамках усиления борьбы с нарушениями таможенных правил (недостоверное декларирование или не декларирование), повышения роли таможенной службы в деле борьбы с терроризмом ФТС России принято решение о создании системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (СТККГ и ТС), представляющей собой ряд инспекционно-досмотровых комплексов различных типов, систему управления их работой и электронного обмена с использованием ведомственной телекоммуникационной сети Единой Автоматизированной Информационной Системы (ЕАИС) ФТС России.


Концепция создания СТККГ и ТС была определена приказом ФТС России от 24.01.2005 года №52 «Об утверждении Концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств». 17

3. Организация и порядок таможенного оформления и таможенного контроля товаров и автотранспортных средств с использованием ИДК, в том числе мобильных, определены приказом ФТС России от 09.12.2010 года №2354 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов».

Сущность и значение системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств (СТКК и ТС) и телекоммуникационной сети Единой Автоматизированной Информационной Системы (ЕАИС) ФТС России.

Итак, СТКК и ТС

это одно из перспективных направлений развития ИДК, суть которого – в создании системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств в нашей стране .

В этой системе основную роль сыграют ИДК как основные средства контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств.

- Финансирование СТККГ и ТС ведется в рамках целевой программы, утвержденной Правительством РФ, «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)», за счет займа Международного банка реконструкции и развития, международной финансовой помощи.

Стоимость проекта создания СТККГ и ТС ориентировочно составляет 400 миллионов долларов США.

Финансирование проекта включает:

Бюджетные средства - 208,6 миллиона долларов США.

Займ МБРР № 4689 RU (проект «Модернизация информационной системы таможенных органов» -11,4 миллиона долларов США).

Международная помощь -180 миллионов долларов США.

- Стоимость каждого мобильного комплекса HCV-Mobile, поставленного в 2007-2008 гг. в таможни, около 100 млн. рублей. Стационарные ИДК стоят еще дороже.

- Сегодня на автомобильных пунктах пропуска размещены 12 стационарных и уже применяются 42 мобильные системы, а также завершено строительство трех стационарных систем в морских портах Проводятся работы по их объединению в единую информационную систему ЕАИС

Порядок использования ИДК в системе ЕАИС

Все ИДК должны быть подключены к ЕАИС таможенных органов.

На ИДК должна поступать информация в соответствии с системой управлениями рисками, оперативная информация об участниках внешнеэкономической деятельности, перевозчиках, имевших правонарушения в таможенной сфере.

Изображения товаров и транспортных средств, полученные с помощью ИДК, в электронном виде должны передаваться пользователям (таможня, региональное таможенное управление, ФТС России).

Оперативные решения по управлению применением ИДК принимаются в пунктах пропуска, таможенных постах (таможнях) и в региональных таможенных управлениях.

Оперативный контроль за их применением осуществляется ФТС России.

Наиболее предпочтительными объектами таможенной инфраструктуры для оснащения инспекционно-досмотровыми комплексами являются крупные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, например, пункты пропуска, находящиеся в морских портах.

Использование инспекционно-досмотровых комплексов для контроля крупногабаритных объектов - контейнеров и автотранспортных средств - открывает новые перспективы для оперативного получения объективной информации о содержимом контейнера, а также о наличии непосредственно внутри него сокрытых вложений и тайников.

Порядок применения ИДК при проведении контроля:

1.Координация деятельности по использованию ИДК возлагается :

а) в ФТС России - на Главное управление организации таможенного
оформления и таможенного контроля;

б) в РТУ - на подразделения службы организации таможенного контроля, как
правило, подразделения, осуществляющие организацию функционирования
пунктов пропуска и взаимодействия с контролирующими органами, или
отделы таможенных процедур и таможенного контроля;

в) в таможнях - на отделы применения ИДК (при их отсутствии в штатном
расписании - отделы таможенных процедур и таможенного контроля).

2.Таможенный осмотр с использованием ИДК проводится:

а) в случае выявления риска (рисков), содержащегося (ихся) в профиле риска,
устанавливающем необходимость проведения таможенного осмотра с
использованием ИДК;

б) по решению уполномоченного должностного лица таможенного органа в
соответствии с пунктом 38 Инструкции о действиях должностных лиц
таможенных органов при подготовке и рассмотрении проектов профилей
рисков, применении профилей рисков при таможенном контроле, их
актуализации и отмене, утвержденной Приказом ФТС России от 11 января

2008 г. N 11 (в редакции Приказов ФТС России от 18 июня 2008 г. N 749, от 17 июля 2008 г. N 876, от 6 октября 2009 г. N 1825).

3.Таможенный осмотр с использованием ИДК не проводится в случаях,

если:

а) габариты товаров и (или) транспортных средств не соответствуют
техническим возможностям ИДК;

б) товары не подлежат воздействию рентгеновского излучения. (Приложение
№2)

4.Начальник таможенного поста либо лицо, его замещающее, осуществляет ежедневный контроль за обоснованностью принятых решений о применении таможенного осмотра с использованием ИДК и несет персональную ответственность за эффективность принимаемых решений.

5. Должностные лица рабочей смены ИДК при проведении таможенного осмотра с использованием ИДК осуществляют:

а) внешний визуальный осмотр товаров и транспортного средства, грузовых
емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации на
предмет их сохранности и определения конструкционных особенностей,
которые необходимо учитывать в последующем анализе РИ;

б) сканирование документов, предъявленных таможенному органу;

в) рентгеновское сканирование товаров и транспортных средств;

г) анализ информации, полученной с использованием ИДК;

д) архивирование, сохранение, передачу информации, полученной с

использованием ИДК.

3. Классификация ИДК. Требования к ИДК на различныхвидах ПП

Исходя из практики использования специальной досмотровой рентгеновской техники, инспекционно-досмотровые комплексы* можно классифицировать следующим образом:

1. По мобильности :

Мобильные ИДК;

Перемещаемые (легковозводимые) ИДК;

Стационарные ИДК.

2. В зависимости от объектов контроля ИДК можно разделить на:

ИДК для автотранспортных средств (для оснащения АПП). ;

ИДК для железнодорожных контейнеров (для оснащения ЖДПП) ;

ИДК для авиаконтейнеров (для оснащения ВПП );

ИДК для морских контейнеров (для оснащения МПП )

Мобильные инспекционно-досмотровые комплексы

Мобильные ИДК используется в тех местах (зонах таможенного контроля), где необходимо проведение проверки транспортных средств и крупногабаритных грузов, но нет возможности установить стационарную систему.

Мобильный ИДК полностью размещается на шасси автомобиля. Развёртывание комплекса в рабочее положение занимает несколько десятков минут. Для его работы необходима ровная площадка с двумя заасфальтированными полосами (фактически для этого может быть использован участок автодороги). Особое внимание при эксплуатации мобильного ИДК следует уделить организации и обеспечению режима зоны радиационной безопасности (санитарной зоны).

Рабочее место оператора располагается в специальной кабине, защищенной от рентгеновского излучения.

Мобильные ИДК предназначены для рентгеновского контроля крупногабаритных объектов, при этом сам объект остаётся неподвижным, а сканирование осуществляется за счёт перемещения ИДК. Мобильные ИДК отличаются высокой оперативностью.

Основные технические данные мобильного инспекЦионно-досмотрового комплекса Heimann CargoVision - HCV-Mobile приведены в

Практической работе № 9

Перемещаемые (легковозводимые) инспекционно-досмотровые комплексы .

Технологическое оборудование комплекса размещается в быстро возводимом бетонном сооружении либо в сооружении из сборных бетонных модулей (перебазируемый вариант) с упрощенной радиационной защитой, что позволяет использовать их в любом месте государственной границы.

Установка рентгеновского излучения и система обнаружения смонтированы на раме, которая может автоматически перемещаться по рельсам в прямом и реверсном направлении. Во время сканирования, досматриваемые транспортные средства неподвижны, так как сама рентгеновская установка перемещается вдоль транспортного средства.

Данные комплексы в основном используются на автомобильных пунктах пропуска и обеспечивают пропускную способность до 20-ти грузовых автомобилей в час.

Основные технические характеристики легковозводимых ИДК «HCV-RSV 2500» и «HCV-RSV 5000» приведены в Практической работе № 9

Стационарные инспекционно-досмотровые комплексы

Стационарные ИДК представляют собой специально построенное здание, в котором находится досмотровый тоннель, а также все необходимые для работы персонала помещения. Досмотровый тоннель стационарного ИДК окружен бетонными стенами, служащими защитой от выхода наружу высокоэнергетичного рентгеновского излучения, применяемого для просвечивания объектов.

Практика показала целесообразность строительства стационарных ИДК на территории крупных морских портов, аэропортов, автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. Хотя общая стоимость строительства стационарного ИДК высока, но, по оценкам специалистов, в современных условиях он окупается в течение короткого промежутка времени (до трёх лет).

Последовательность работы ИДК (на примере стационарного

ИДК «HCV 9000»)

Грузовые автомобили, в которых груз по результатам анализа рентгеновского изображения не вызвал подозрений, направляются к выезду с территории ИДК. Транспортные средства, в изображениях которых выявлены те или иные признаки нарушений таможенного законодательства, направляются в бокс углубленного досмотра для выгрузки и ручного досмотра.

Процессом просвечивания объектов управляет главный оператор со своего рабочего места. Он открывает и закрывает ворота, включает и выключает линейные ускорители, управляет перемещением объекта.

Рабочее помещение операторов оборудовано мониторами и пультом управления. На мониторах воспроизводится исходное теневое и обработанное с помощью специальных функций изображение досматриваемого объекта, телевизионное изображение из досмотрового тоннеля и, если это нужно, воспроизводятся таможенные документы на досматриваемый объект. Если перед направлением в досмотровый тоннель производится взвешивание объекта на осевых весах, то результаты взвешивания также будут доступны операторам. Таким образом, при анализе теневых картин операторы имеют исчерпывающую информацию для принятия правильного решения.

Для работы на стационарном ИДК «HCV 9000» используется постоянный штат высококвалифицированных сотрудников таможенной службы, знающих особенности устройства автотранспорта, приёмы монтажных операций и прошедших специальную подготовку в авторемонтных центрах.

Рабочий цикл стационарного ИДК занимает около 150 с. Отсюда следует, что теоретически производительность контроля может достигать значения 20-25 объектов в час. Однако реальная производительность работающих комплексов может быть заметно ниже. Так, специалисты стационарного ИДК считают, что практически можно работать с производительностью до 10 объектов в час. Производительность работы зависит от принятой технология контроля, которая позволяет совмещать определённые подготовительные и основные операции рабочего цикла, а также от личного опыта оператора, который проводит анализ результатов сканирования. Но в любом случае производительность таможенного досмотра с применением стационарного ИДК на несколько порядков выше, чем при досмотре без их применения.

Основные технические характеристики стационарного ИДК «HCV

9000» приведены в Практической работе № 9

ИДК для оснащения ЖДПП .

ЖДПП должны оснащаться ИДК для контроля железнодорожных вагонов. ИДК для контроля железнодорожных вагонов с энергетикой от 6-и до 9-и МэВ являются досмотровыми системами, которые дают изображение полностью загруженных железнодорожных вагонов, позволяют идентифицировать товары и узлы, агрегаты вагонов. Радиационная защита обеспечивается бетонными конструкциями и отведением санитарной зоны.

ИДК для контроля железнодорожных вагонов должны обеспечивать: - получение теневого изображения содержимого железнодорожных вагонов и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;

оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;

просмотр теневого изображения конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полами вагонов;


Детальный, фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого вагона и его содержимого с увеличением изображения;

передачу информации (изображений) внешним потребителям через систему телекоммуникаций таможенной службы.

ИДК для оснащения ВПП.

ВПП должны оснащаться ИДК для контроля авиационных контейнеров. ИДК для контроля авиационных контейнеров (энергетика не менее 4-х МэВ) являются досмотровыми системами, которые дают изображение полностью загруженных авиационных контейнеров, европоддонов, европалет и позволяют идентифицировать товары.

ИДК размещается на территории аэропортов, складов временного хранения с соблюдением мер радиационной защиты.

Персонал, а также системы обработки изображений и управления данными, управления комплексом размещаются в блочных конструкциях полной заводской готовности

4. Применение ИДК в пунктах пропуска(ПП) через государственную границу РФ

Здесь главные проблемные вопросы:

Где размещаются ИДК

Отличит особенности ПП, расположенных на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов

Требования к ИДК на

4.1.Где размещаются ИДК

Выбор пунктов пропуска для размещения ИДК обусловлен их расположением на направлениях МТК, основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, а также международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

ИДК в первую очередь должны размещаться в МПП, АПП, ВПП, ЖДПП, расположенных на основных транспортных магистралях с наиболее интенсивным товаропотоком, МТК, а также в местах, где происходит наибольшее количество таможенных правонарушений .

МПП, АПП, ВПП, ЖДПП должны оснащаться различными модификациями ИДК (стационарные, легковозводимые (перебазируемые), мобильные, ИДК для контроля авиационных контейнеров, ИДК для контроля железнодорожных составов).

В первую очередь комплексами должны быть оснащены

м орские, порты, расположенные на МТК (Международн там контроль), и через которые осуществляются наибольшие контейнерные перевозки.

Для оценки количества перемещаемых через порт контейнеров необходимо использовать статистику не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов развития портов, роста контейнерных перевозок.

Для размещения ИДК в АПП товаропоток должен оцениваться по количеству грузовых автомобилей, проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок грузовым автомобильным транспортом.

Товаропоток в ЖДПП оценивается по

количеству грузовых вагонов (составов), проходящих через пункт пропуска, не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок грузовым железнодорожным транспортом.

Для строительства ИДК в ВПП необходимо охарактеризовать товаропоток по тоннажу перевезенных грузов не менее чем за три года по импортным, экспортным и транзитным перевозкам, а также с учетом прогнозов роста перевозок.

Кроме того, в первую очередь ИДК должны оснащаться пункты пропуска, расположенные на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

4.2.Отличит особенности ПП, расположенных на международных путях транспортировки наркотических и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов:

Первой отличительной особенностью данного вида объектов таможенного контроля являются их большие габаритные размеры и весовые характеристики.

Второй особенностью объектов таможенного контроля в виде крупногабаритных грузовых упаковок - контейнеров является, как правило,очень высокая степень их загрузки, заполнения объемов содержимым, в том числе неоднородными видами товаров, а также товарами, имеющими разные характеристики составляющих их веществ по плотности - от полимерных материалов (удельный вес в пределах 400 кг/мЗ) до металлов (удельный вес более 5000 кг/мЗ), что имеет значение при выборе методов и технических средств контроля, определении технических требований к ним.

Третьей отличительной особенностью являются условия, в которых осуществляется таможенный досмотр контейнеров и большегрузных автомобилей. Это в большинстве случаев открытые площадки терминалов или специально отведенные автостоянки, работа на которых проводится в любое время года, в любую погоду и в любое время суток. Четвертая особенность характеризуется значительными физическими нагрузками на должностных лиц досмотровых групп, что требует применения соответствующих погрузочно-разгрузочных механизмов.

4.3.Требования к ИДК на различных видах ПП

- Требования к ИДК и его составу для оснащения морских портов (МПП)

МПП должны оснащаться стационарными ИДК.

Стационарные ИДК должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого морских контейнеров в одной или двух проекциях в зависимости от модификации ИДК и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;

Оценку местоположения и линейных размеров предметов, находящихся в составе грузов;

Просмотр теневого изображения конструктивных полостей и пространств между стенками, потолочными перекрытиями и полами контейнеров;

Детальный, фрагментарный просмотр изображений отдельных зон инспектируемого контейнера и его содержимого с увеличением изображения;

Сохранение изображения в памяти, запись его на носители;

Передачу информации (изображений) внешним потребителям через систему телекоммуникаций таможенной службы.

- Требования к ИДК и его составу для оснащения АПП .

АПП в зависимости от товаропотока, задач и оперативной обстановки могут оснащаться легковозводимыми (перебазируемыми) и мобильными

Легковозводимые (перебазируемые) ИДК должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого большегрузных автомобилей, контейнеров, а при необходимости автобусов и легковых транспортных средств, и идентификацию находящихся в них различных грузов на соответствие товаросопроводительным документам.

- Требования к ИДК и его составу для оснащения ЖДПП.

ИДК для контроля железнодорожных вагонов должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого железнодорожных вагонов и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам

Для этих целей используют мобильные или передвижные ИДК.

На очень крупных ЖДПП могут применяться стационарные ИДК

- Требования к ИДК и его составу для оснащения ВПП .

ВПП должны оснащаться мобильными ИДК для контроля авиационных контейнеров.

ИДК для контроля авиационных контейнеров должны обеспечивать:

Получение теневого изображения содержимого авиационных контейнеров, европоддонов, европалет, перевозимых воздушным транспортом, и идентификацию находящихся в них различных товаров и грузов на соответствие товаросопроводительным документам;


5. Основные направления и перспективы развития применения ИДК

1 - Создание ЕАИС

Как известно, к концу 2011 года планируется завершить объединение всех систем в единую автоматизированную информационную систему , что позволит решать задачи организации, хранения и передачи пакетов данных, полученных на ИДК, а также осуществлять повторный анализ пакетов данных, полученных с ИДК из любой точки ведомственной сети ФТС России при наличии соответствующих полномочий средствами стандартных Web-браузеров. Также этой автоматизированной системой будет предусмотрена возможность контроля технического состояния ИДК в режиме реального времени.

2 - Создание грузовых комплексов

20 декабря 2010 года был подписан Меморандум о подготовке и реализации инвестиционного проекта «Создание грузового комплекса в аэропорту Шереметьево». Документ был подписан Андреем Бельяниновым -руководителем ФТС России, руководителем Росавиации Александром Нерадько, и президентом ЗАО Холдинговая компания Интеррос» Владимиром Потаниным.

Целью создания данных комплексов является возможность повышения конкурентоспособности транспортной системы РФ, обеспечение ускорения движения товаров, улучшения логистического обслуживания авиационных грузовых перевозок в регионах страны. Организация проектирования, финансирования и реализация проекта будут происходить поэтапно, на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств федерального бюджета в части, предусмотренной подпрограммой «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», а также средств, привлеченных ЗАО ХК «Интеррос».

Такой системный подход позволяет избежать многих ошибок, построить прозрачную эффективную логистику, и, в конечном счете, реализовать конкурентные преимущества российского бизнеса при перемещении товаров между Европой и Азией.

ФТС России окажет содействие проекту путем организации сети передвижных ИДК, внедрения новых информационно-технических средств, способствующих сокращению времени прохождения участникам ВЭД таможенных формальностей. Реализация проекта позволит стимулировать развитие современной транспортной инфраструктуры, обеспечит ускорение товародвижения, а также будет способствовать повышению конкурентоспособности транспортной системы и транзитного потенциала России. В дальнейшем планируется также строительство новых грузовых комплексов на Западе, востоке и Центральной части России.

3. Это направление перспективного развития и функционирования ИДК связан с ВПП

Его можно рассмотреть на примере оснащения ИДК аэропорта «Казань», расположенного в регионе деятельности Приволжского ТУ. Как известно в сфере последних событий, что 27 Всемирная Летняя Универсиада 2013 года будет проходить в городе Казань, в ПФО. Спортсмены соберутся со всего мира. Естественно гостей будет встречать «ОАО «Международный аэропорт Казань», который стал лауреатом премии в номинации «Интенсивно развивающийся аэропорт». Уже принято решение о реконструкции и развитии данного аэропорта. В Универсиаду 2013 года аэропорт планирует обслужить до 5 миллионов пассажиров в год. Для наглядного представления показателей деятельности ВПП «Казань», автор сравнивает его с другими ВПП, которые расположены в регионе деятельности Приволжского Федерального округа.

Таблица 3.3

Из данной таблицы видно, что показатели деятельности ВПП «Казань» растут быстрыми темпами. Количество грузовых транспортных средств, проследовавших через данный аэропорт в 2010 году составило 83 единицы (за АППГ 53), также прослеживается тенденция роста перемещенных товаров: 7 914 тонн за 2009 год и 8 558 тонн соответственно за 2010 год.

В первом квартале 2010 г. услугами международного аэропорта «Казань» воспользовались 153 067 пассажиров, что на 54,2% превышает показатель первого квартала 2009 г. На рейсах внутренних авиалиний обслужены 97 624 человек, что на 44,2% больше, чем за 3 месяца прошлого года. Пассажиропоток на международных авиалиниях составил 55 443 человека, что превышает прошлогодний показатель за аналогичный период на 75,7%.

Кроме того, за январь-март 2010 г. количество самолёто-вылетов увеличилось на 20,7% и составило 1667 единиц.

Анализируя последние изменения, а именно проведение Универсиады 2013 года в Казани, быстрый рост всех основных показателей деятельности данного ВПП, можно также запланировать строительство грузового комплекса в ВПП «Казань». Соответственно данный комплекс необходимо также будет оснастить ИДК. А, как известно, эффективное противодействие международному терроризму, организованной преступности и незаконному перемещению через таможенную границу Российской Федерации оружия, боеприпасов, наркотических и взрывчатых веществ, взрывных устройств -это и есть цели создания ИДК, соответственно, это приведет к обеспечению безопасности всех жителей, всего региона и всей страны в целом.

Контрольные вопросы

1. ИДК: назначение, принцип работы, общее устройство

2. История создания ИДК, основные задачи, решаемые с помощью этого комплекса

3. Нормативно- правовая база применения ИДК: перечень, содержание документов

4. Суть и значение системы контроля грузов и транспортных средств (СТКК и С) и телекоммуникативной сети ЕАИС. Роль ИДК в них

5. Сущность и порядок использования ИДК в сети ЕАИС

6. Общий порядок применения ИДК при проведении таможенного контроля

7. В каких случаях таможенный контроль проводится с использованием инспекционно- досмотровых комплексов и когда контроль проводится без ИДК

8. Классификация ИДК: признаки классификации, виды ИДК в зависимости от их мобильности и объектов контроля.

9. Мобильные ИДК: сущность, область применения преимущества и недостатки, условия работы, современные модели

10. Перемещаемые (легковозводимые) ИДК: сущность, область применения преимущества и недостатки, условия работы, современные модели

11. Стационарные ИДК: сущность, область применения преимущества и недостатки, условия работы, современные модели

12. Последовательность работы ИДК (на примере стационарного

комплекса «NCV 9000»)

13. Особенности размещения ИДК на пунктах пропуска, размещенных на государственной границе РФ

14. Отличительные особенности пропускных пунктов, размещенных на международных путях транспортировки НВ, ВВ, оружия и боеприпасов

15.Требования к ИДК для оснащения морских пропускных пунктов

16. Требования к ИДК для оснащения автомобильных пропускных пунктов

17. Требования к ИДК для оснащения ж/ дорожных пропускных пунктов

18. Требования к ИДК для оснащения воздушных пропускных пунктов

19. Роль и значение ИДК в создании грузовых комплексов в связи с крупными международными событиями в нашей стране (олимпийские игры, всемирная универсиада и т. д.)

20. Основные направления и перспективы развития применения ИДК

Приложение 1.

Фото мобильного ИДК, находящегося в рабочем режиме

Осуществляется сканирование грузового контейнера, который будет пропущен под дугой с излучателем, после анализа отражённого излучения встроенным компьютером будет составлено рентгеновское изображение груза.



Приложение 2.

Пример рентгеновского изображения, получаемого при сканировании с помощью мобильного инспекционно- досмотрового комплекса.


Хорошо подготовленный оператор из анализа изображения с лёгкостью высмотрит здесь тайники или сокрытые вложения.

Легковозводимые (перебазируемые) ИДК.

Перебазируемые рентгеновские досмотровые комплексы (ПРДК), представлены на рис. 2, так же, как и СРДК, предназначены для контроля самых крупногабаритных объектов таможенного контроля. Однако в отличие от них они имеют модульную конструкцию, как самого здания комплекса, так и рентгеновской аппаратуры. Время сборки-разборки ПРДК, то есть перемещение его на новое место работы, составляет от 3 до 14 дней (в зависимости от степени блочности его конструкции). ПРДК ненамного уступают СРДК по проникающей способности излучения. В настоящее время их разработке и строительству уделяется повышенное внимание.

Особенности:

Установка идеальна для эксплуатации в морских портах и международных пропускных пунктах с интенсивным потоком транспортных средств;

Специализированное оборудование этого класса является незаменимым для полиции и таможни, для эффективной борьбы с контрабандистами, мошенниками и террористами.

Рис.2. (а, б). Перемещаемый рентгеновский досмотровый комплекс

Отличительные особенности:

Экономическое решение для мобильного досмотра;

Удобный для пользователя интерфейс, позволяющий максимально отличить работу над анализом изображения и сверки таможенной документации;

Упрощение процедуры досмотра;

Улучшение качества проверки грузов;

Легко устанавливаемая и оперативная система, не требующая большого количества обслуживающего персонала.

Возможности:

Ориентировочное время осуществления контроля грузов 1,5 мин;

Пропускная способность 25 грузовиков в час;

Скорость сканирования 24 метра в минуту при проникающей способности 330 мм по стали.

Характеристики:

Высота сканирования 0,5 – 4,7 м;

3 станции анализа изображения с графическим интерфейсом для анализа изображения, запоминающее устройство, система контроля радиологической безопасности, индикаторы качества изображения;

Принцип сканирования: мобильная досмотровая линейка, сканирующая транспортное средство;

Масса транспортного средства: без ограничений.

Мобильные ИДК.

Мобильные рентгеновские досмотровые системы (МРДС) полностью размещаются на автомобиле (рис. 3), причем рабочее место оператора располагается в специальной кабине, защищенной от рентгеновского излучения. МРДС, так же, как и СРДК и ПРДК, предназначены для просвечивания крупногабаритных объектов таможенного контроля, но объект при этом остается неподвижным, а сканирование осуществляется за счет перемещения самой системы.

Применение такой системы особенно актуально в оперативной работе. МРДС выделяются максимальной гибкостью применения для решения оперативных задач (время развертывания системы из походного состояния в рабочее составляет от 15 минут до 1 часа). Среди МРДС существуют разделение на низкоэнергетические, среднеэнергетические и высокоэнергетические, последние из которых пока еще находятся в стадии разработки.

Низкоэнергетические МРДС имеют наименьшую проникающую способность излучения, более радиационно безопасны и позволяют определить общее внутреннее содержание объекта таможенного контроля без его детального анализа, то есть ответить на вопросы типа:

Пустой контейнер или нет;

Не содержится ли внутри контейнера легковая машина, мотоцикл, велосипед;

Среднеэнергетические МРДС способны обеспечить рентгеновский досмотр загруженных грузовиков, трейлеров и контейнеров. Они могут также использоваться для проверки объектов, которые нельзя передвигать. За счет повышения энергии излучения у этих систем больше глубина проникновения излучения, выше качество рентгеновской теневой картины. С их помощью можно изучать не только внутреннее содержание объектов контроля, но и внутреннее строение предметов, находящихся внутри объектов контроля.

Рис. 3. Мобильная рентгеновская досмотровая система HCV-MOBILE

Отличительные особенности:

Мобильная система высокоэнергетического рентгеновского просвечивания для проверки груженых автомобилей и контейнеров;

100% подвижность, отличная пригодность для проведения проверок непосредственно на месте;

Полностью независимая система, не требующая внешней инфраструктуры;

Усовершенствованная технология для обеспечения качества изображения;

Проведение работ не требует значительного пространства;

Быстрый и простой рабочий процесс с привлечением минимального количества обслуживающего персонала.

Система HCV-MOBILE продемонстрировала свою эффективность в борьбе с контрабандой и терроризмом. Аппарат представляет собой незаменимый инструмент для таможни и правительственных организаций, отвечающих за соблюдение законности и безопасность. HCV-MOBILE позволяет осуществлять проверку полностью груженых автомобилей и контейнеров для выявления возможных контрабандных вложений, оружия, взрывчатых веществ, наркотиков. Система предоставляет возможность проведения оперативной проверки без необходимости вскрытия контейнеров.

HCV-MOBILE уникален - это автомобиль, готовый к использованию по назначению на любой территории, причем время подготовки к работе составляет менее 30 минут. Новая модификация системы HCV-MOBILE создана специально для удовлетворения требований наших заказчиков. Более мобильный, чем когда бы то ни было, новый HCV-MOBILE сконструирован на стандартной базе, опробованной и признанной по всему миру. Размеры и характеристики системы отвечают требованиям органов правопорядка во всем мире.

Мы, как авторы аналитических статей, очень часто ссылаемся на исследования, отчеты и статистику таких известных компаний, как IDC. Это позволяет дать независимую оценку состоянию того или иного сегмента рынка, подтвердить или опровергнуть чье-то лидерство, и вообще, переводит разговор во вполне конкретное русло, измеримое в математических категориях.

Регулярные и заказные отчеты IDC используют в том числе компании, пытающиеся привлечь больше клиентов и обогнать конкурентов. Ежегодная и ежеквартальная статистика также очень часто появляется в нашей колонке новостей. Наблюдая за дискуссиями в нашей конференции, можно придти к выводу, что читателям эти данные тоже очень любопытны.

Как и на кого работают исследовательские компании? В каком количестве они представлены в России? Откуда берут статистику и можно ли ей доверять? На все эти вопросы нам любезно согласился ответить Роберт Фариш, региональный директор компании IDC по России и странам СНГ.


Роберт Фариш, региональный директор компании IDC по России и странам СНГ


Роберт Фариш - историк по образованию (степень бакалавра в Бирмингемском университете, изучал журналистику в Goldsmiths College Лондонского университета), начал работу в Москве в качестве журналиста в 1991 г. В 1993 организовал и возглавил независимое издание Computer Business Russia.

Изучение российского рынка информационных технологий Роберт Фариш продолжил, перейдя в 1995 г. в IDC CEMA. С 2002 г. он руководит работой представительства IDC Central Europe GmbH в России, Белоруссии, Украине, Центральной Азии и других странах СНГ, под его руководством проводятся и все исследовательские программы в указанных странах.

По настоящее время Роберт Фариш самостоятельно и с участием других аналитиков, ведёт исследования рынков и готовит к публикации отчёты IDC по Интернет, персональным компьютерам, принтерам, оборудованию для автоматизации офисной деятельности и программному обеспечению.

Роберт Фариш - признанный эксперт во всех сегментах рынка, которые исследует IDC в регионе. Свободно говорит по-русски, большую часть времени живет в Москве.


Алексей Доля : Пожалуйста, расскажите немного о своей компании и ее представительстве в России.

Роберт Фариш : IDC основана более сорока лет назад. Это одна из ведущих международных исследовательских и консалтинговых компаний, занимающаяся изучением мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций. IDC располагает широкой сетью филиалов в 50 странах, где более 700 экспертов-аналитиков собирают и обрабатывают информацию о местных рынках ИТ.
Среди клиентов IDC ведущие мировые компании - поставщики информационных технологий, IT-организации, пользователи и финансовые структуры.
IDC - часть крупнейшей специализированной издательской компании - IDG (штаб-квартира в США). Ежемесячно более 100 миллионов читателей в 85 странах получают более 300 газет и журналов IDG по тематике информационных технологий. Пять основных изданий - ComputerWorld/InfoWorld, CIO, MacWorld, Network World и PC World - выходят на разных языках в 175 странах, в том числе и в России (ComputerWorld, "Мир ПК", "Сети", "Директор информационных технологий/CIO").


Алексей Доля : Что означает само слово "IDC"?

Роберт Фариш : Первоначально компания была названа International Data Corporation, но позднее было принято решение о том, что развёрнутое название слишком громоздко и следует использовать лишь аббревиатуру - IDC. Правда, полное название сохранилось некоторых региональных центрах, например в Германии.


Алексей Доля : Насколько мне известно, другие аналитические компании либо вообще не представлены в России и СНГ, либо не имеют здесь отдельных локальных офисов. Как вы считаете, чем обусловлено подобное внимание к этому региону вашей компанией и, соответственно, невнимание ваших конкурентов?

Роберт Фариш : Россия - не только больше остальных стран региона EMEA по своим масштабам, но и темпы развития IT-отрасли здесь одни из наиболее высоких. По темпам роста Россия является абсолютным лидером в своей "весовой категории", опережая Бразилию, Индию и Китай. По данным IDC, объем рынка ИТ в стране за 2004 г. превысил 8 млрд. долл. И хотя снижение темпов экономического роста в ближайшие годы может несколько замедлить темпы роста рынка ИТ, темпы его роста в России останутся на довольно высоком уровне. В этих условиях спрос на информацию о состоянии IT-отрасли будет постоянно расти, как в стране, так и за рубежом, и IDC считает целесообразным дальнейшее расширение активности не только в России, но и в странах СНГ.


Алексей Доля : Какие продукты и услуги предлагает IDC для российских компаний? Вы специализируетесь именно на информационных технологиях?

Роберт Фариш : Исследовательские ресурсы IDC охватывают все основные регионы мира. С 1996 г. IDC публикует ежегодно более 40 отчётов, квартальных сводок и бюллетеней о состоянии IT-рынков России и ряда стран СНГ. Кроме того, компания проводит заказные исследования и консалтинг в различных сегментах рынка ИТ. Тематика наших исследований охватывает телекоммуникации, персональные компьютеры (включая настольные, ноутбуки и ПК серверы), мобильные телефоны, системы хранения данных, периферийные устройства и офисную технику, услуги ИТ, корпоративное программное обеспечение и распределение затрат на ИТ по вертикальным рынкам.
Пользуются успехом у специалистов и тематические конференции IDC. Ежегодно мы, совместно с издательским домом "Открытые системы", проводим не менее четырёх различных мероприятий, аудитория каждого из них - не менее 150 специалистов из различных IT-отраслей.


Алексей Доля : Что собой представляет отчет IDC?

Роберт Фариш : IDC - международная корпорация, и ежегодно готовится более 5 000 стандартных отчётов об исследованиях всех сегментов мирового рынка информационных технологий и телекоммуникаций, их полный перечень размещён на сайте www.idc.com .
Ежегодный аналитический отчёт IDC - многостраничный документ, содержащий не только данные об объёмах поставок, но и обоснованный детальный прогноз, анализ тенденций рынка, несущий в себе подробную разбивку рассматриваемого сегмента по технологическим и ценовым параметрам, анализ продаж по вертикальным рынкам. Анализируются в отчёте экономические и политические факторы, влияющие на развитие рынка; рассматриваются позиции SWOT и конкурентный анализ поставщиков, влияние на рынок изменения цен и технологий. Естественно, уделяется внимание и каналам сбыта (авторизованным и неавторизованным).
Квартальные сводки - инструмент оперативного мониторинга - представляют собой базы данных в формате Excel и содержат данные о поставках того или иного изделия с разбивкой по технологическим сегментам, исследуемым IDC.


Алексей Доля : Вы не могли подробнее рассказать о проводимых вами исследованиях? Что может заказать клиент и что он при этом получит?

Роберт Фариш : В том случае, когда стандартный отчёт содержит недостаточно информации или по тем или иным причинам, IDC не охватывает некоторых направлений, наши клиенты могут заказать исследование интересующего сектора рынка. Иногда требуется не детальный отчёт, а общий обзор рынка или, наоборот, детальная информация об использовании технологии или изделия в различных отраслях, оперативная информация для вывода на рынок нового изделия, исследование каналов сбыта. Все варианты трудно предугадать. IDC готова провести исследование любой сложности, опираясь на значительный объём знаний и данных о российском рынке ИТ, накопленных за десятилетие работы в стране.


Алексей Доля : Может ли частное лицо являться заказчиком исследования и покупателем уже готового отчета?

Роберт Фариш : Да, конечно.


Алексей Доля : Сколько времени требуется на проведение исследования и сколько может стоить итоговый отчет?

Роберт Фариш : Любое исследование предварительно согласуется с заказчиком по основным параметрам - сроки, степень детализации, объёмы работ и т.д. Их сочетание и определяет окончательную стоимость услуги. Не трудно догадаться, что чем меньше времени оставляет заказчик на проведение исследования, тем дороже оно будет стоить. Однако, в тех случаях, когда IDC не в состоянии обеспечить надлежащего качества - мы отказываемся от предложений, какими бы заманчивыми они ни были.


Алексей Доля : Что происходит с отчетом, созданным в результате заказного исследования, после того, как его получил заказчик? Этот отчет поступает в свободную продажу, то есть в категорию "уже готовые отчеты, который может купить любой желающий"?

Роберт Фариш : Это также зависит от желания заказчика. Как правило, заказной отчёт переходит в полное распоряжение заказчика, тем не менее, есть ряд условий, выдвигаемых IDC, которые заказчик обязуется выполнять. Эти условия, главным образом, касаются защиты авторских прав и порядка использования данных IDC.


Алексей Доля : Самый, пожалуй, интересный вопрос - как именно вы проводите исследование и откуда берете информацию (статистику) для этого? Не выдавая секретов, вы можете прояснить этот вопрос?

Роберт Фариш : Прежде всего, напомню: IDC - международная корпорация. Это означает, что во всех странах, в исследованиях всех уровней - от мирового до местного, используются единые аналитические приёмы, стандарты исследований и определений, документированные оценки и методики. Такой подход обеспечивает полную прозрачность для клиента, а единообразие методик позволяет проводить многократные перекрёстные проверки различных источников и прогнозов, повышая надёжность полученных результатов.
Основные источники информации о состоянии рынка - данные поставщиков (по регионам и странам), дистрибьюторов, открытые публикации, опросы ведущих специалистов и менеджеров. Один из ключевых моментов - анализ и проверка полученных данных. Здесь IDC опирается на отработанные методики и использует огромные возможности, которые предоставляет распределенная структура компании: поставки большинства продуктов ИТ можно отследить практически в любой из 55 стран. Кроме того, для анализа и прогноза динамики основных сегментов рынка ИТ используются проверенные модели рынков стран мира, учитывающие экономические, культурные и географические особенности. Параметры моделей постоянно уточняются, что повышает точность конечных результатов.


Алексей Доля : Вы проводите исследование в следующих областях - Новые Технологии, Потребительские Рынки, Компоненты и Периферия, Системы, персональные Системы, каналы сбыта, услуги ИТ, программное обеспечение, Телекоммуникации. Скажите, пожалуйста, чем обусловлено подобное деление? Почему, например, не выделить информационную безопасность (или что-нибудь еще) в отдельный сектор?

Роберт Фариш : В значительной мере ответ на этот вопрос я уже дал выше. Использование единой классификации - одно из преимуществ IDC, поскольку использование стандартных определений исключает путаницу и разнобой, и позволяет сравнивать рынки различных стран и регионов. Естественно, что классификация может меняться (и меняется по мере необходимости), но одновременно во всей структуре компании, а не в отдельно взятой стране.


Алексей Доля : Не могли бы вы сравнить объем работ (возможно, количество заказов и спрос на них), проводимых офисом IDC в России и странах Европы и Северной Америки?

Роберт Фариш : Исследовательские ресурсы IDC охватывают все основные регионы мира, но распределение их неравномерно и зависит от развития рынков ИТ. Распределение ресурсов таково: Латинская Америка - 10%; Азиатско-Тихоокеанский регион - 26%; Европа, Ближний Восток и Африка (EMEA) - 25%; Северная Америка - 39%. Более наглядно сравнение штата аналитиков: в Северной Америке их работает более 300, в EMEA - почти 200 (из них 15 - в России).
Могу привести ещё один пример, иллюстрирующий объёмы перерабатываемой в компании информации. В различных странах IDC ежегодно опрашивает более четверти миллиона пользователей ИТ и руководителей ведущих компаний.


Алексей Доля : В чем, на ваш взгляд, специфика проведения исследований именно российских сегментов рынка?

Роберт Фариш : В географии:). Это, конечно же, шутка, но в каждой шутке... Наиболее заметной проблемой можно считать получение объективной информации о рынке. Ситуация в различных сегментах российского рынка ИТ заметно отличается. Так, поставки периферийных устройств, полностью обеспечиваемые зарубежными компаниями, проследить гораздо проще, чем персональных компьютеров, основную массу которых собирают из комплектующих на территории России, а отчётность поставщиков во многих случаях не отражает реальных масштабов производства и ориентирована на оптимизацию налоговых выплат. В то же время, данные, охотно предоставляемые российскими поставщиками ПК исследовательским компаниям, часто служат исключительно решению маркетинговых задач.


Алексей Доля : Один из самых важных сегодня вопросов - непредвзятость аналитической компании. Очевидно, что вы не только прогнозируете развитие рынка, но и сами на него влияете. Вам удается сохранять объективность и избегать конфликта интересов? Если да - то каким образом?

Роберт Фариш : IDC - независимая компания. Её доходы никоим образом не связаны с финансовыми показателями того или иного поставщика. Более того, её клиенты - практически все крупные IT-компании. Опубликовать данные, искаженные в интересах одной из них, было бы равносильно потере доверия у всех остальных, а IDC уже более 40 лет поставляет информацию о мировом рынке ИТ, и список её клиентов постоянно растёт.


Алексей Доля : Правильно ли я понимаю, что заказчик никак не может повлиять на результаты исследования?

Роберт Фариш : На результаты - нет. Как я рассказал ранее, клиент определяет лишь сроки и степень детализации исследования, ряд других технических деталей.


Алексей Доля : За объективностью сразу следует конфиденциальность. Вы охраняете информацию о своих клиентах и их заказах?

Роберт Фариш : IDC имеет многолетний опыт работы с конфиденциальной информацией. IDC доверяют самую важную корпоративную информацию лидеры рынка ИТ во всех странах. Доверие основано на безукоризненной репутации, которую компания заслужила за многие десятилетия безупречной работы.


Алексей Доля : Почти во всех крупных компаниях есть собственные отделы маркетинга, которые способны проводить анализ и исследование своими силами. Какие преимущества при проведении исследования имеет IDC перед собственными ресурсами компании?

Роберт Фариш : Вероятно, каждая компания проводит собственные исследования и анализ рынка, а некоторые из них - располагают значительными ресурсами, но для решения серьёзных и крупных задач все обращаются к профессионалам. В каждой стране есть свои исследовательские компании, но только IDC предлагает уникальное сочетание знания мирового и местного рынков и почти сорокалетний исследовательский опыт. На стороне IDC - выверенные методики и определения, применимые не только к конкретной технологии, но и ко всей отрасли. Ещё одно преимущество IDC - независимый подход стороннего наблюдателя. Все эти факторы позволяют нашим клиентам воспользоваться лучшим из того, что могут предложить как местные, так и крупные зарубежные компании.


Алексей Доля : Скажите, у вас есть конкуренты в России?

Роберт Фариш : На мировом рынке IDC конкурирует с несколькими крупными аналитическими компаниями. Каждая из них сильна в определённом секторе рынка. Некоторые из них представлены и в России, в частности - Gartner Group. Однако наметившаяся специализация и высокая потребность в информации не приводили IDC к прямому соперничеству на российском рынке.


Алексей Доля : Один из последних вопросов... Ваши прогнозы всегда сбываются?

Роберт Фариш : Если бы нашлась компания, прогнозы которой сбывались бы ВСЕГДА, она смогла бы стать очень богатой. Конечно же, нам иногда приходится корректировать свои прогнозы, но главное в том, что составляя их, мы всегда можем объяснить - как и почему мы пришли к таким выводам.


Алексей Доля : Хотите сказать что-нибудь нашим читателям напоследок?

Роберт Фариш : Хочу пожелать им успехов и правильных решений.


Алексей Доля : Большое спасибо, что столь интересное интервью. Мы и дальше будем следить за деятельностью вашей компании в России и мире. Удачи!

Во время чемпионата мира по футболу в 2018 году на стадионах, где пройдут матчи, установят инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) ФТС России. Машины будут сканировать крупногабаритные грузы и автомобили, чтобы исключить попадание оружия и взрывчатки на стадионы. Подробнее о том, как таможня борется с санкционными продуктами, будет ли понижен порог беспошлинного ввоза в страну товаров в посылках и кто активизируется на российских границах во время мирового первенства по футболу, в интервью «Известиям» рассказал первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.

В мае этого года на коллегии ФТС приняли комплексную программу развития таможни до 2020 года. В соответствии с ней через три года до 95% деклараций на товары, пересекающие границу, будет регистрироваться в центрах электронного декларирования. Как будет выглядеть работа таких центров?

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

В Роттердаме есть центр таможенного контроля, который находится в башне, расположенной посреди порта. В ней работают с электронной информацией и электронными декларациями. Оформление документов доверено электронным машинам, что исключает контакт между таможенниками и предпринимателями. Электроника сама, исходя из статистических данных и специального алгоритма, определяет товар из зоны риска. В башне сидят таможенники-эксперты, которые анализируют сообщения электронных систем. Они реагируют на сообщение электроники о том, что в порту есть подозрительная партия товара, после чего туда направляют группу досмотра. Искусственный интеллект нескоро заменит человека, но уже сейчас электроника и эксперт вместе принимают решение о досмотре той или иной партии. Мы хотим внедрить такую систему на территории всей страны. Но быстро это не сделаешь - страна у нас гораздо больше Нидерландов.

Нередко таможенные посты располагаются в помещениях, которые принадлежат бизнес-структурам. Когда их отделят от бизнеса?

До 2020 года. В Екатеринбурге около двух лет назад создан в порядке эксперимента Центр электронного декларирования в здании самой таможни - на федеральных площадях. Туда переместили людей, которые принимают, пропускают и обрабатывают декларации в электронном виде. Такая работа ведется больше двух лет не только в Уральском таможенном управлении, но и в Приокском. Сейчас ФТС важно дождаться финансирования.

- Минфин уже согласовал бюджет программы развития таможни?

Дополнительные средства находятся в процессе согласования. Мы просим выделить деньги только на самое необходимое. Например, на то, чтобы полностью отделить от бизнеса инспекторов, которые принимают решения о досмотре товарных партий.

В 2018 году ФТС примет участие в обеспечении безопасности на чемпионате мира по футболу. Каким будет ваше участие?

Мы выделим 10 инспекционно-досмотровых комплексов. По одному на каждый из стадионов, где будут проходить футбольные матчи. Эти машины позволяют сканировать автотехнику, габаритные вещи и конструкции при помощи рентгена, получая 3D-изображение. Два года назад такой комплекс обнаружил 858 кг гашиша, который был замурован промышленным способом в стрелу экскаватора. Поэтому ИДК - это грозное оружие против контрабандистов и террористов. Немаловажен и профилактический эффект: зная, что в стерильную зону пройти можно только через ИДК, оружие на соревнования не повезешь. Нашим комплексам около 10 лет. Сейчас им нужна замена, и ФТС обновит технику к чемпионату мира. На эти нужды в 2018 году выделяются деньги из федерального бюджета.

- На границе появится дополнительная работа?

Увеличится поток контрафактных товаров с поддельной символикой первенства и известных торговых марок. Уже в прошлом году мы изъяли 20 млн единиц таких товаров народного потребления - в основном одежду и сувениры. Как показывает опыт проведения больших спортивных мероприятий, на границе активизируются люди, занимающиеся контрабандой наркотиков и оружия, увеличится поток экстремистской литературы. Мы готовимся к этому.

ФТС рассматривает новые меры по ограничению ввоза санкционной продукции на территорию России через Белоруссию?

Сейчас у нас есть 35 мобильных групп. Результаты их работы, на наш взгляд, положительные на всех направлениях - и на казахстанской, и на белорусской границе. Они плотно взаимодействуют с Россельхознадзором, Роспотребнадзором, МВД и погранслужбой. Группы действуют не на самой границе, потому что у нас таможенной границы нет, а на некотором удалении. С ноября 2015 года, когда были введены контрсанкции, мы выявили почти 2800 транспортных средств и 38,5 тыс. т товаров, на которые распространяются запреты и ограничения. За эти годы мы развернули на границе 27 тыс. т и уничтожили 8,5 тыс. т санкционных товаров. Считаем, что за нарушение санкций наказание должно быть более серьезным. ФТС возвращает товар, но у недобросовестных предпринимателей возникает соблазн вернуться другим путем. В итоге таможенники обнаруживают дороги, проложенные контрабандистами через леса.

- Работа мобильных групп вас удовлетворяет?

Мы продолжим работать мобильными группами. Тем более что есть предпосылки для улучшения эффективности их работы. Сейчас мы стараемся вести профилактическую работу с владельцами логистических и торговых центров, где ранее изымали санкционные товары. Надеемся, что бизнесмены скоро подпишут Хартию добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Для подписавших документ максимально сократят количество проверок. Предприниматели, в свою очередь, дадут слово торговать честно. Мы считаем хартию важнейшим элементом в системе пресечения незаконного ввоза товаров.

Кроме того, принят закон, который наделил таможенников правом самостоятельной остановки транспортных средств. Сейчас мы согласовываем с МВД правила остановки автомашин. Это делается для того, чтобы водитель четко понимал, кто его тормозит.

- В других странах ваши коллеги могут останавливать автотранспорт?

Во всем мире таможенники обладают правом самостоятельной остановки машин.

В этом году было несколько громких дел по пресечению контрабанды ювелирных изделий. Таких случаев стало больше?

Роста количества попыток провоза ювелирных изделий нет. В этом году наши оперативники обнаружили в Москве подпольный магазин, где торговали дорогими часами и украшениями. Стоимость арестованного товара оценивается почти в 10 млрд рублей. Эта история запомнилась. В последние годы в аэропортах страны чуть ли не ежедневно случаются задержания незадекларированных ювелирных изделий. Сейчас вещи ценой до €10 тыс. можно провезти самолетом без оплаты пошлины. Но богатых людей много. Они везут купленные за границей украшения ценой гораздо больше €10 тыс. и при этом не хотят платить пошлину - 30% от цены изделия.

- Из-за размера пошлины?

Нет, конечно. У нас самые либеральные нормы в мире - такого предела бесплатного провоза товаров нет нигде. В Европе средняя планка беспошлинного провоза - €400. Но ситуация, думаю, будет меняться. Государство, устанавливая высокую планку беспошлинного ввоза, дает конкурентное преимущество иностранным производителям.

- То же самое можно сказать и об интернет-торговле?

Да, у нас самая высокая планка в мире - в посылках можно ввозить товар на €1 тыс. в месяц. В Европе беспошлинный предел равняется €22. Разница существенная.

- Будет понижен порог беспошлинного ввоза?

В ноябре прошлого года Евразийским межправительственным советом было принято решение - в рамках ЕАЭС порог понижать синхронно. Предполагается это делать шагами в 500, а затем в €200. Но страны, желающие опустить порог еще ниже, могут это сделать самостоятельно. Например, белорусы с 14 апреля прошлого года понизили планку беспошлинного ввоза до €22 в месяц для товаров, пересылаемых по почте. Что в итоге получится у нас, я не знаю - не в компетенции ФТС принимать такие решения.

После 11 сентября 2001 года практически все государства мира направили значительные усилия на обеспечение безопасности в аэропортах. Не остались без внимания морские порты и сухопутные пограничные пропускные пункты.

Действительно, через такие пропускные пункты ежегодно проходят миллионы автомобилей и контейнеров. Злоумышленники могут использовать их для перевозки оружия, наркотических и взрывчатых веществ, контрабанды. Ручной досмотр контейнера или большегрузного автомобиля - процедура длительная и дорогостоящая, требующая привлечения больших людских ресурсов. В связи с этим такая процедура может применяться только избирательно к грузу, вызывающему по каким-либо причинам подозрение. Необходимо обеспечить сотрудников пограничных пропускных пунктов инструментами, позволяющими быстро и эффективно посмотреть внутрь контейнера и проанализировать его содержимое без вскрытия. Такие инструменты существуют - это инспекционно-досмотровые комплексы.

Для досмотра перевозимых грузов на пропускных пунктах используются два основных метода:

Сканирование с помощью высокоэнергетического фотонного излучения, создаваемого ускорителем электронов;

Сканирование с использованием гамма-излучения радиоактивных изотопов кобальта или цезия (Кобальт 60, Цезий 137);

Основной принцип, лежащий в основе использования рентгеновского и гамма излучения состоит в том, что фотоны (гамма-кванты), генерируемые источником излучения, поглощаются и рассеиваются на своем пути в зависимости от плотности и атомной структуры материала, через который они проходят. Детекторная система на приемной стороне содержит элементы, преобразующие дошедшие до них фотоны в электрический сигнал.

Хотя рентгеновское и гамма-излучение являются ионизирующими и при их использовании должны приниматься специальные меры для защиты персонала, для автомобилей и грузов они никакой угрозы не представляют.

В системах на базе ускорителей электронов в качестве детекторов обычно используются сцинтилляционные кристаллы совместно с фотодиодами. В сцинтилляторах фотонное излучение преобразуется в видимый свет, который затем с помощью фотодиодов преобразуется в электрический ток. Величина тока пропорциональна количеству попавших в детектор фотонов.

В системах с использованием гамма-излучения обычно используют специальные детекторные линейки с фотоумножителями, так как излучение используемых в таких системах радиоактивных изотопов имеет существенно меньшую энергию. Достоинством таких систем является непрерывный характер излучения и, следовательно, отсутствие необходимости синхронизации излучающей и детектирующей подсистем. Также такие системы относительно компактны в связи с тем, что подсистема излучения имеет относительно простую конструкцию и небольшие размеры. Недостатком является относительно низкая проникающая способность и существенно меньшее разрешение, связанное с большими габаритными размерами фотоумножителей.

Существуют 3 основных критерия оценки эффективности досмотровых систем:

1. Проникающая способность;

2. Контрастная чувствительность;

3. Разрешение;

Проникающая способность гамма излучения связана с активностью соответствующих источников (радиоактивных изотопов) и в существующих системах не превышает 180 мм в стали.

Рентгеновские ускорители электронов позволяют получать фотонное излучение с энергиями до 9 МэВ, что обеспечивает проникающую способность в стали до 440 мм.

Контрастная чувствительность - второй критерий для досмотра, очень важен для того, чтобы различать предметы внутри контейнера. Чем выше контрастная чувствительность, тем выше вероятность обнаружения подозрительных предметов в грузе.

Разрешение - способность различать отдельные детали на картинке. Если поставлена задача найти сотню килограммов наркотиков в контейнере, то достаточно просто увидеть на изображении аномалию, значительно выделяющуюся на фоне остального содержимого контейнера. Но если необходимо, например, обнаруживать компоненты ядерного оружия, то их размеры могут быть достаточно малы. Поэтому необходимо иметь системы с максимально возможным разрешением для эффективного обнаружения подобного рода угроз.

Все три критерия напрямую связаны с уровнем энергии и количеством фотонов, прошедших сквозь материал. Поэтому большое значение имеет выбор источника излучения.

В настоящее время наибольшее распространение получили системы на основе линейных ускорителей электронов (LINAC), но предпринимаются попытки приспособить для использования в этих комплексах ускорители других типов.

Производством оборудования для ИДК в мире занимаются несколько компаний, в частности Smiths Heimann, RapiScan, Nuctech и другие.

Производители обычно подразделяют свою продукцию на 3 группы:

Мобильные ИДК;

Перебазируемые ИДК;

Стационарные ИДК;

Мобильные - устанавливаются на автомобильное шасси и могут свободно перемещаться по дорогам общего пользования. В их состав входит система автономного электропитания (дизель-генератор), что позволяет использовать мобильный комплекс практически везде, где есть более-менее ровная площадка.

Перебазируемые и стационарные - устанавливаются в специально оборудованных зданиях. Обычно предполагается, что перебазируемый комплекс можно при необходимости достаточно быстро (в течение 3-4 недель) переместить в другое место, но отечественные требования к радиационной безопасности таких комплексов существенно отличаются от европейских. Свою лепту вносит климат, поэтому на практике и для перебазируемых и для стационарных комплексов в России принято строить капитальные здания.

В рамках программы по оснащению пунктов пропуска на государственной границе ИДК, ЗАО «Компания БЕЗОПАСНОСТЬ» построила подобный комплекс на базе оборудования от компании Smiths Heimann в Саратовской области на границе с Казахстаном в поселке Озинки.

Для оснащения была выбрана система HCVG-6040 компании Smiths Heimann, построенная на базе линейного ускорителя электронов.

Комплекс HCVM-6040 состоит из следующих основных компонентов:

1. Система тормозного фотонного излучения, генерирующая излучение с уровнем энергии до 6 МэВ, что обеспечивает проникающую способность по стали до 400 мм;

2. Система детектирования, представляющая из себя Г-образную детекторную линейку. В качестве детекторов используются сцинтилляционные кристаллы;

3. Жесткая стальная рама (портал), перемещающаяся с помощью электропривода по рельсам с постоянной скоростью. На раме установлены системы излучения и детектирования;

4. Компьютерная подсистема, обеспечивающая взаимодействие всех подсистем комплекса, визуализацию полученных изображений, их обработку, хранение и информационный обмен с внешними компьютерными системами;

5. Система управления на базе программируемого логического контроллера, отслеживающая состояние всех подсистем и обеспечивающая координирование всех операций;

6. Система бесперебойного электропитания;

7. Система радиационной безопасности;

8. Подсистема технологического видеонаблюдения, позволяющая оператору комплекса видеть происходящее в тоннеле сканирования и в коридорах;

9. Подсистема связи;

10. Подсистема громкого оповещения;

11. Подсистемы безопасности (охранная, пожарная сигнализация, система контроля доступа);

Преимуществом комплекса HCVM-6040 по сравнению с более ранними моделями является реализованная в нем функция дискриминации - разделения материалов по атомному номеру, что позволяет различать органические, неорганические вещества, металлы. Данная функция существенно облегчает и ускоряет анализ полученного изображения.

Серьезнейшее внимание уделено радиационной безопасности. Для размещения технологического оборудования используется специально спроектированное здание с бетонными стенами достаточной толщины и автоматизированными защитными воротами. Здание обеспечивает необходимый режим работы установки и защищает персонал от излучения.

Радиационная безопасность достигается следующими мерами:

1. Исключение доступа персонала и посторонних в досмотровый тоннель в процессе сканирования. Это обеспечивается организационными и техническими мерами. Система оснащена большим количеством блокировок, останавливающих излучение в случае попытки открытия двери в тоннель, появления посторонних в непосредственной близости от защитных ворот, а также в случае нажатия любой из двух десятков кнопок аварийного останова.

2. Применением защитных материалов, обеспечивающих значение дозы за час работы в любой точке в 10 см от внешней поверхности стен и защитных ворот не более 1 мкЗв. Доза в помещениях операторов не превышает установленного нормами радиационной безопасности порога для населения (не более 1мЗв/год).

3. Проведением постоянного радиационного контроля в помещениях операторов.

Длина досмотрового тоннеля позволяет сканировать автопоезда с максимально разрешенной российскими ПДД длиной. Производительность комплекса составляет до 23 транспортных средства в час в нормальном режиме.

Стабильная скорость движения портала, высокая проникающая способность излучения линейного ускорителя, минимальные размеры детекторов обеспечивают получение высококачественного изображения сканируемого автомобиля.

Программное обеспечение, используемое для анализа изображения, содержит большое количество мощных программных инструментов, что позволяет операторам анализа быстро и точно локализовывать подозрительные объекты, определять их размеры и относительное положение. Рентгеноскопические изображения вместе с таможенными декларациями хранятся в надежной и высокопроизводительной базе данных. Размер этой базы, размещенной на отказоустойчивом RAID-массиве позволяет хранить десятки тысяч изображений. При необходимости изображения можно экспортировать на съемные носители.

Использование подобных комплексов на пограничных пропускных пунктах позволяет перевести досмотр транспортных средств на качественно новый уровень и существенно повысить безопасность.

Поделиться