Инфраструктура - Комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура - Отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы Инфраструктура - комплек с отраслей экономики, обеспечивающих условия для производства товаров: энергетика, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Инфраструктура - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. Подразделяется на производственную и социальную.
Инфраструктурный комплекс: состав, значение, проблемы.
Цель урока: изучить состав, значение и проблемы инфраструктурного комплекса России посредством текста, таблиц, схем.
Что такое услуга?
- Новый учебник - стр.131
- Старый учебник - стр. 172.
Услуга - особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
- Что такое инфраструктурный комплекс?
- Какова его главная задача?
Инфраструктурный комплекс – это комплекс, объединяющий отрасли хозяйства, производящие различные услуги.
Главная задача - оказание разнообразных услуг населению
Используя текст учебника, таблицы, заполните схему: « Классификация услуг»
- Какие бывают услуги по характеру? По периодичности?
- Приведите примеры услуг, которыми вы пользуетесь постоянно? Иногда?
- К какому виду услуг вы отнесёте: торговлю, связь, образование, оборону?
- От чего зависит развитие инфраструктуры?
- Во всех регионах инфраструктурный комплекс развит одинаково? Где лучше?
- Записать в тетрадь проблемы, характерные для инфраструктурного комплекса.
- Какие виды транспорта есть в совхозе?
- Как вы оцениваете работу транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
- Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)? Как улучшить работу транспорта?
- Есть ли в совхозе баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка, ремонтные мастерские?
- Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
- Как решить проблемы?
- Есть ли в совхозе магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
- Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
- Как решить проблему?
- Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их?
- Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают?
- В чем проблемы? Как их решить?
- Есть ли в совхозе школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки?
- Достаточно ли их? Удобно ли они расположены?
- Есть ли проблемы? Как их решить?
Развитие нематериальной сферы в п. Восход
Виды услуг
Виды учреждений
Торговые
Общее число
Бытовые
Образовательные и культурные
Научные
Медицинские и оздоровительно-спортивные
Другие
- Какие виды услуг и учреждений преобладают в посёлке?
- На какой возрастной состав они ориентированы?
- С каким комплексом познакомились сегодня?
- Чем отличается инфраструктурный комплекс от ранее изученных?
- Какое значение имеет инфраструктурный комплекс?
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я понял, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось …
- Я смог…
- Меня удивило…
Домашнее задание.
- Новый учебник параграф 31.
- Старый учебник параграф 34.
- Подготовить сообщения о видах транспорта:
водный транспорт
воздушный транспорт
наземный транспорт
План:
1.Общая характеристика
2.Достоинства транспорта
3.Недостатки транспорта
4.Перспективы развития.
Учитель географии
МКОУ Скатинская СОШ
>> Состав комплекса. Роль транспорта
Инфраструктурный комплекс
§ 31. Состав комплекса. Роль транспорта
Инфраструктурный 1 комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги (рис. 59). Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов .
Услуга - особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Услуги бывают разными по своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления.
? Рассмотрите классификации услуг (табл. 31, 32). Дополните их примерами.
Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения. Однако роль инфраструктурного комплекса определяется не только этим.
1 Инфраструктура - совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения.
Освоение и использование любой территории невозможны без соответствующей инфраструктуры: жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередачи и пр. При этом чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений. Например, в наиболее развитом районе страны - Центральном - инфраструктурой занято 10% территории. А на Дальнем Востоке - только 0,5% территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, 1 км современной автомобильной магистрали стоит около 1 млн долл. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.
В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Вопреки мировой практике он считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира (табл. 33), а в самом комплексе накопилось много сложных проблем.
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой; 2) сферу обслуживания (торговля, общественное питание, культура, искусство, наука, образование и пр.), именуемую социальной инфраструктурой
Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Ее главная задача - перемещение в пространстве людей, информации , энергии и различных грузов.
Транспорт. Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определенные грузы (нефть, газ, электроэнергию). (Приведите примеры универсальных и специализированных видов транспорта.)
Основная задача транспорта - надежно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему.
Транспортная система - совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.
В России несколько сотен транспортных узлов разных типов (рис. 60). Крупнейший из них - Москва.
Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показателями: 1) количеством перевезенных грузов (млн т) и пассажиров (млн чел.); 2) грузо- и пассажи- рооборотом (табл. 34, 35).
Грузооборот (т км) - произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки (км).
Пассажирооборот рассчитывается аналогично для числа перевезенных пассажиров.
При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.
? Подумайте, как влияют природные условия на работу различных видов транспорта.
Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок невысока (25-35 км/ч).
Второй по экономичности транспорт - железнодорожный. Он всего на 30% дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее.
Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз - железнодорожных.
Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта - авиационный .
Наиболее дешевый вид пассажирских перевозок - автобусами.
Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. (Подтвердите это примерами по картам атласа.) Населенные пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удаленных от них поселениях. (Почему? Приведите примеры.) Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий (табл. 36).
Вопросы и задания
1. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?
2. Какова роль транспорта в экономике России?
3. Какие виды транспорта образуют транспортную систему?
Внимание! Проблема!
Практически все звенья российской инфраструктуры сейчас находятся в глубоком кризисе.
Почти 1/3 железных и 1/6 автомобильных дорог нуждаются в серьезном ремонте. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей и поездов, увеличивают расход топлива.
Ежегодные потери из-за плохих дорог оцениваются примерно в 120 млрд рублей. Нуждаются в модернизации все морские порты. Снижается число аэродромов. Остро нуждается в жилье почти 1/3 населения страны. Во многих российских городах и поселках городского типа нет водопровода и канализации, 50% сельских населенных пунктов не имеют ни одного стационарного телефона. Износ водопроводов составляет 40%, а тепловых сетей - 60%.
Изношенная инфраструктура не только снижает эффективность всего хозяйства, но и создает угрозу для жизни населения. Быстро реконструировать инфраструктурный комплекс невозможно, поскольку отдельные его элементы довольно дорогостоящи.
География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные урокиЦели урока:
- познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;
- продолжить работу со схемами, таблицами;
- воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;
- развивать речь учащихся, географическое мышление.
Оборудование урока: карточки с домашним заданием, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?
Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей) будут работать по карточкам, выполняя задания по легкой промышленности. Прочитайте задания пока я напоминаю правила игры и если будут вопросы, то спросите.
Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.
Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?
Первое утверждение:
– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно
проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3
группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе.
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных
районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Россия увеличивает вылов рыбы в зонах иностранных государств, с которыми она
имеет соответствующие договоры
– Большая часть рыбоперерабатывающих предприятий находится на специальных судах
и перерабатывается в море.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой
продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских
населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются
только на потребителя.
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным (слайд 1 ). Приложение
Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе деловой игры определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного комплекса в наших микрорайонах.
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
4. Объяснение нового материала.
Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2 ).
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части
Инфраструктурный комплекс
Коммуникационная система Транспорт связь |
Сфера обслуживания
|
– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
– Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?
Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.
– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)
– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются.
Откройте страницу 132 учебника. Найдите таблицу 31 (Слайд 3 ). Приложение
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу, на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.
Посмотрите на таблицу 32.
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.
Проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг.
Начну я, вы внимательно следите.
Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.
Таня – ты парикмахер. Твоя профессия к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру какая? (материальная, материализуемая в предметах своего воздействия).
По периодичности? (нужная иногда)
По широте потребителей? (нужная всем).
Артем, ты – водитель автобуса.
Лена, ты – врач.
Денис, ты – офицер ВС.
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.
Посмотрите на рисунок (слайд 4 ) и скажите, к какой сфере будут относится отрасли, входящие в инфраструктурный комплекс? (К непроизводственной сфере )
А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?
Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?
Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.
А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).
– Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?
– Что такое инфраструктура?
Зачитайте определение на стр. 131. Т.е. инфраструктуру и составляют отрасли, входящие в сферу обслуживания и коммуникационную систему. Поэтому комплекс назвали инфраструктурным.
Каково же значение этого комплекса?
Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.
Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.
При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.
– Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой ).
Как и у любого другого, уже изученного нами межотраслевого комплекса, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.
О них нам расскажет Катя (заранее подготовленный ученик) (Внимание! Проблема! Стр.137)
5. Закрепление изученного.
Катя познакомила нас с проблемами инфраструктурного комплекса у нас в стране в целом. А как обстоят дела в различных отраслях инфраструктурного комплекса у нас в микрорайонах Новоселы, Химчистка, Красный Октябрь?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим экспертные группы по 4 человека, которые проанализируют состояние соответствующей отрасли в микрорайоне и кто-то из группы доложит нам кратко, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.
У вас на столах есть листочки, в которых написано, какую отрасль вы будете представлять. На обсуждение даю 2 минуты.
Выступление групп.
1 группа– транспорт
- Какие виды транспорта есть в микрорайоне?
- Как вы оцениваете работу городского транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
- Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)?
- Как улучшить работу транспорта?
2 группа – Бытовое обслуживание
- Есть ли в микрорайоне баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
- Как решить проблемы?
3 группа – Розничная торговля и общественное питание
- Есть ли в микрорайоне магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
- Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
- Как решить проблему?
4 группа –Медицинское обслуживание
- Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?
5 группа – Образование и культура.
- Есть ли в микрорайоне школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы? Как их решить?
К нам на урок пришла глава микрорайона Новоселы Таробкова Н.А.
Мы предоставляем ей слово и она расскажет о перспективах развития этих отраслей в нашем микрорайоне.
6. Домашнее задание.
§ 31 стр. 131 – 133
Заполнить таблицу “Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города”. Таблицы у каждого на столе.
Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города.
1.Составьте таблицу учреждений нематериальной сферы вашего микрорайона, используя предложенный перечень.
Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.
2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.
3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?
7. Итог урока. Выставление оценок.
С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?
В ВВП 6,6%, 6,2% в занятых, 19 % в ОПФ, 65% в Сфере услуг.
Инфраструктурный комплекс – это совокупность отраслей и видов деятельности, создающих необходимые условия для функционирования базовых отраслей материального производства и обеспечивающих благоприятные условия жизни населения (включая качество окружающей среды). В составе инфраструктурного комплекса выделяют социальную, производственную и экологическую инфраструктуру.
Деление инфраструктурного комплекса на виды довольно условно, так как часто одни и те же объекты инфраструктуры обслуживают и производство, и население, и вносят вклад в охрану окружающей среды. Кроме того, одни элементы инфраструктуры влияют на функционирование производства непосредственно, другие – косвенно, обеспечивая необходимые условия жизни населения. Поэтому инфраструктурный комплекс имеет межотраслевой характер и выступает в роли крупного подразделения экономики, которое называют сферой производства услуг как производственного, так и непроизводственного характера. По удельному весу сферы производства услуг в ВВП судят о степени прогрессивности структуры экономики. В Беларуси (2001г.) на сферу услуг приходится 45,1% в производстве ВВП. В этой сфере занято 52% всех занятых в экономике. Пока это еще значительно ниже, чем в высокоразвитых странах (60-70% и по доле услуг в ВВП, и по количеству занятых в экономике), но в последние годы роль сферы услуг в хозяйстве Беларуси повышается и ее значение как фактора развития и инвестиционной привлекательности страны возрастает.
Особенно большое значение для привлечения инвестиций в экономику страны и ее регионов имеет сравнительно высокий уровень развития производственной инфраструктуры. Так как состав, функции и уровень развития социальной инфраструктуры уже рассмотрены при характеристике уровня и качества жизни населения (лекция 6, с. 82-87), а состав и роль экологической инфраструктуры – при оценке природно-ресурсного потенциала (лекция 4, с. 56-66), предметом рассмотрения в настоящей лекции является именно производственная инфраструктура как важнейший фактор развития всех межотраслевых комплексов и экономики страны в целом.
Производственная инфраструктура включает в свой состав такие отрасли как транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, инженерная инфраструктура (магистральные системы водо- и энергоснабжения, удаления и переработки отходов и пр.) и др. виды обслуживания сферы производства товаров. В совокупности они выступают как материальное воплощение комплексности, взаимосвязанности развития всех сфер деятельности в стране и в ее регионах. Они интегрируют все отрасли производства в пределах каждого территориального подразделения и включают их в территориальное разделение труда с другими регионами. На долю отраслей, относимых к производственной инфраструктуре, приходится (2001г.) почти 53% всего объема услуг, произведенных в стране, и около 20% всех занятых в сфере услуг.
Особенно большой вклад в обеспечение комплексности развития страны и ее регионов вносят транспорт и связь. Они являются достаточно развитыми отраслями экономики страны во многом благодаря выгодному экономико-географическому положению Беларуси и сложившемуся исторически пересечению на ее территории важнейших трансъевропейских железнодорожных, трубопроводных, автомобильных магистралей, оптоволоконных линий и ЛЭП, связывающих восток и запад, север и юг евроазиатского континента. Удельный вес транспорта и связи в производстве ВВП Беларуси составляет 11,3% (2001г.). Количество занятых в этих отраслях – около 7% от занятых в экономике.
Транспортный комплекс в составе инфраструктуры Беларуси включает все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, речной и воздушный. Решается задача создания собственного морского торгового флота. Все виды транспорта взаимосвязаны, каждый из них имеет функциональные особенности, а все вместе во взаимодействии образуют транспортную систему, основная роль которой обеспечивать потребности всех хозяйствующих субъектов страны и населения в перевозках и международных связях.
В последние годы транспорт вносит большой вклад в экспортный потенциал Беларуси, успешно (с положительным сальдо) экспортируя транспортные услуги и став по существу одной из важных отраслей специализации страны в международном разделении труда. На долю транспорта приходится (2002г.) 56,7% всего белорусского экспорта услуг. В основном (83,3%) это услуги грузового транспорта и наибольший удельный вес в международном экспорте грузовых перевозок занимает трубопроводный транспорт, затем следуют (в примерно равных долях) автомобильный и железнодорожный.
В таблице 14 приведены показатели, характеризующие деятельность всех видов транспорта и их роль в транспортной системе страны.
Как следует из данных табл. 14, ведущую роль по объему перевезенных грузов и по перевозкам пассажиров играет автомобильный транспорт . Но по грузообороту он уступает трубопроводному и железнодорожному, по пассажирообороту – железнодорожному. Особенностями автотранспорта, в отличие от всех остальных видов, является высокая маневренность (способность доставлять грузы и пассажиров «от ворот до ворот»), универсальность, скорость перевозки и наличие самых разных автотранспортных средств. Ввиду более высокой себестоимости перевозок на большие расстояния, чем у железнодорожного, автотранспорт наиболее широко используется для перевозки грузов на короткие расстояния небольшими партиями, а также для перевозки рассредоточенных по определенным потокам пассажиров на внутрирайонных и внутригородских маршрутах. Однако в последние годы увеличились автомобильные грузоперевозки на дальние расстояния и особенно международные. Белорусские автоперевозчики (в эксплуатации около 12 тыс. автопоездов) доставляют грузы более чем в 40 стран Европы и Азии.
Развитию автотранспорта в Беларуси, кроме проходящих по ее территории трансъевропейских коридоров №2 и №9 (с ответвлениями), способствует довольно густая сеть автомобильных дорог с твердым покрытием международного, республиканского и местного значения. При плотности автодорог с твердым покрытием, равной 321,9 км/тыс. км. 2 территории республики, в Минской области она достигает 398 км/тыс. км 2 , а в Гомельской составляет 234,9 км/тыс. км 2 . Наибольший удельный вес в перевозках автотранспорта занимают сельскохозяйственные грузы, а также легкой и пищевой промышленности, лесные, строительные материалы и детали.
Основными проблемами автотранспорта являются: высокая изношенность подвижного состава, что требует его обновления и модернизации, стимулирования приобретения белорусскими перевозчиками техники отечественного производства; несоответствие структуры и технического состояния автодорог общего пользования требованиям автотранспорта и западноевропейским нормам и стандартам; недостаточное развитие системы сервисного обслуживания на магистральных автодорогах. Преодоление этих проблем осуществляется поэтапно в соответствии с государственной программой «Дороги Беларуси на период 1997-2005 гг.» и Программой социально-экономического развития Беларуси на 2001-2005 гг.
Урок-39 9 класс Дата____
Тема: Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс
Цели и задачи урока :
Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: «грузооборот», «транспортный узел», «магистраль».
Развить понятие «инфраструктура», представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.
Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения Казахстана.
Изучить состав транспорта.
Оборудование: уч. за 9 класс, атлас за 9 класс.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
– Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?
Вы знаете “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей) будут работать по карточкам, выполняя задания по карточке. (Легкая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.)
Прочитайте задания пока я объясняю правила игры и если будут вопросы, то спросите.
Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.
Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?
Первое утверждение:
– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе.
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.
3. Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным.
Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
4.Изучение нового материала.
Запись в тетрадях
Инфраструктура (от лат. инфра - ниже, под и структура - строение, расположение) -это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.
Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2 ).
Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части
Инфраструктурный комплекс
Коммуникационная система
Транспорт связь
Железнодорожный
Автомобильный
Авиационный
Трубопроводный
Морской и речной
Электронный
Канатно-подвесной
Гужевой
Сфера обслуживания
Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)
Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)
Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)
Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)
Наука и образование (ВУЗы, школы)
Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)
Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)
Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)
Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.
– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
– Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?
Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.
– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)
– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.
Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.
Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.
При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.
Задача коммуникационной системы - это перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.
Основная задача транспорта – обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь Казахстана с другими государствами.
Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами .
(это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними)
Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.
Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.
Пассажирооборот – это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).
Виды транспорта отличаются по следующим показателям:
а) себестоимость перевозки. (самый дорогой - авиационный, но он самый быстрый, дешевый - морской)
б) скорость перевозок
в) комфортность
г) надежность
д) влияние природных условий.
4.Закрепление нового материала.
Работа с картой:
Определить конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров. Выполняет 56% пассажирских перевозок. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъёмности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность. По протяжённости железных дорог 14,6 тыс км, 3 место в СНГ после России и Украины)- в северной части Казахстана наибольшая густота сети, на юге железных дорог мало.
Из текста учебника выпишите наиболее крупные железнодорожные магистрали. (Оренбург-Ташкент, Семипалатинск – Алматы – Арысь (Турксиб), Петропавловск-Астана-Караганда-Мойынты-Шу, Карталы-Астана-Павлодар (южно-сибирская), Комсомольск-Костанай-Кокшетау (среднесибирская)
Практическая работа.
Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа) по плану:
Протяжённость магистрали
Направление магистрали.
Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.
Крупные транспортные узлы магистрали.
Состав и направление грузопотоков.
Перспективы развития магистрали.
5. Задание на дом. п. 37-38, 5 групп:
1. особенности данного вида транспорта
2. доля в грузообороте.
3. главные направления магистралей
4. проблемы, перспективы
5. влияние транспорта на окружающую среду.
1. автомобильный транспорт
2. морской
3. речной
4. авиационный
5. трубопровод