Мира инфраструктура комплекса быстро развивается. Плотность транспортной системы


Инфраструктура - Комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура - Отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы Инфраструктура - комплек с отраслей экономики, обеспечивающих условия для производства товаров: энергетика, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Инфраструктура - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. Подразделяется на производственную и социальную.


Инфраструктурный комплекс: состав, значение, проблемы.

Цель урока: изучить состав, значение и проблемы инфраструктурного комплекса России посредством текста, таблиц, схем.



Что такое услуга?

  • Новый учебник - стр.131
  • Старый учебник - стр. 172.

Услуга - особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.


  • Что такое инфраструктурный комплекс?
  • Какова его главная задача?

Инфраструктурный комплекс – это комплекс, объединяющий отрасли хозяйства, производящие различные услуги.

Главная задача - оказание разнообразных услуг населению


Используя текст учебника, таблицы, заполните схему: « Классификация услуг»


  • Какие бывают услуги по характеру? По периодичности?
  • Приведите примеры услуг, которыми вы пользуетесь постоянно? Иногда?
  • К какому виду услуг вы отнесёте: торговлю, связь, образование, оборону?

  • От чего зависит развитие инфраструктуры?
  • Во всех регионах инфраструктурный комплекс развит одинаково? Где лучше?

  • Записать в тетрадь проблемы, характерные для инфраструктурного комплекса.

  • Какие виды транспорта есть в совхозе?
  • Как вы оцениваете работу транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
  • Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)? Как улучшить работу транспорта?

  • Есть ли в совхозе баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка, ремонтные мастерские?
  • Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
  • Как решить проблемы?

  • Есть ли в совхозе магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
  • Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
  • Как решить проблему?

  • Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их?
  • Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают?
  • В чем проблемы? Как их решить?

  • Есть ли в совхозе школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки?
  • Достаточно ли их? Удобно ли они расположены?
  • Есть ли проблемы? Как их решить?

Развитие нематериальной сферы в п. Восход

Виды услуг

Виды учреждений

Торговые

Общее число

Бытовые

Образовательные и культурные

Научные

Медицинские и оздоровительно-спортивные

Другие


  • Какие виды услуг и учреждений преобладают в посёлке?
  • На какой возрастной состав они ориентированы?

  • С каким комплексом познакомились сегодня?
  • Чем отличается инфраструктурный комплекс от ранее изученных?
  • Какое значение имеет инфраструктурный комплекс?

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Меня удивило…

Домашнее задание.

  • Новый учебник параграф 31.
  • Старый учебник параграф 34.
  • Подготовить сообщения о видах транспорта:

водный транспорт

воздушный транспорт

наземный транспорт

План:

1.Общая характеристика

2.Достоинства транспорта

3.Недостатки транспорта

4.Перспективы развития.


Учитель географии

МКОУ Скатинская СОШ

>> Состав комплекса. Роль транспорта

Инфраструктурный комплекс

§ 31. Состав комплекса. Роль транспорта

Инфраструктурный 1 комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги (рис. 59). Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов .

Услуга - особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Услуги бывают разными по своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления.


? Рассмотрите классификации услуг (табл. 31, 32). Дополните их примерами.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения. Однако роль инфраструктурного комплекса определяется не только этим.

1 Инфраструктура - совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможны без соответствующей инфраструктуры: жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередачи и пр. При этом чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений. Например, в наиболее развитом районе страны - Центральном - инфраструктурой занято 10% территории. А на Дальнем Востоке - только 0,5% территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, 1 км современной автомобильной магистрали стоит около 1 млн долл. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Вопреки мировой практике он считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира (табл. 33), а в самом комплексе накопилось много сложных проблем.


Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой; 2) сферу обслуживания (торговля, общественное питание, культура, искусство, наука, образование и пр.), именуемую социальной инфраструктурой

Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Ее главная задача - перемещение в пространстве людей, информации , энергии и различных грузов.

Транспорт. Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определенные грузы (нефть, газ, электроэнергию). (Приведите примеры универсальных и специализированных видов транспорта.)

Основная задача транспорта - надежно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему.

Транспортная система - совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

В России несколько сотен транспортных узлов разных типов (рис. 60). Крупнейший из них - Москва.

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показателями: 1) количеством перевезенных грузов (млн т) и пассажиров (млн чел.); 2) грузо- и пассажи- рооборотом (табл. 34, 35).

Грузооборот (т км) - произведение количества перевезенного груза (т) на дальность его перевозки (км).

Пассажирооборот рассчитывается аналогично для числа перевезенных пассажиров.

При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъемность и влияние природных условий на его работу.

? Подумайте, как влияют природные условия на работу различных видов транспорта.

Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок невысока (25-35 км/ч).

Второй по экономичности транспорт - железнодорожный. Он всего на 30% дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее.

Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз - железнодорожных.

Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта - авиационный .

Наиболее дешевый вид пассажирских перевозок - автобусами.

Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. (Подтвердите это примерами по картам атласа.) Населенные пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удаленных от них поселениях. (Почему? Приведите примеры.) Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий (табл. 36).


Вопросы и задания


1. Какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?
2. Какова роль транспорта в экономике России?
3. Какие виды транспорта образуют транспортную систему?


Внимание! Проблема!

Практически все звенья российской инфраструктуры сейчас находятся в глубоком кризисе.

Почти 1/3 железных и 1/6 автомобильных дорог нуждаются в серьезном ремонте. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей и поездов, увеличивают расход топлива.

Ежегодные потери из-за плохих дорог оцениваются примерно в 120 млрд рублей. Нуждаются в модернизации все морские порты. Снижается число аэродромов. Остро нуждается в жилье почти 1/3 населения страны. Во многих российских городах и поселках городского типа нет водопровода и канализации, 50% сельских населенных пунктов не имеют ни одного стационарного телефона. Износ водопроводов составляет 40%, а тепловых сетей - 60%.

Изношенная инфраструктура не только снижает эффективность всего хозяйства, но и создает угрозу для жизни населения. Быстро реконструировать инфраструктурный комплекс невозможно, поскольку отдельные его элементы довольно дорогостоящи.

География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 17-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - 285 с.: ил., карт.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;
  2. продолжить работу со схемами, таблицами;
  3. воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;
  4. развивать речь учащихся, географическое мышление.

Оборудование урока: карточки с домашним заданием, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

– Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?

Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей) будут работать по карточкам, выполняя задания по легкой промышленности. Прочитайте задания пока я напоминаю правила игры и если будут вопросы, то спросите.

Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.

Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?

Первое утверждение:

– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе.
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Россия увеличивает вылов рыбы в зонах иностранных государств, с которыми она имеет соответствующие договоры
– Большая часть рыбоперерабатывающих предприятий находится на специальных судах и перерабатывается в море.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным (слайд 1 ). Приложение

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе деловой игры определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного комплекса в наших микрорайонах.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4. Объяснение нового материала.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2 ).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части

Инфраструктурный комплекс

Коммуникационная система

Транспорт связь

Сфера обслуживания

  1. Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)
  2. Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)
  3. Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)
  4. Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)
  5. Наука и образование (ВУЗы, школы)
  6. Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)
  7. Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)
  8. Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)
  9. Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:

– Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.

– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются.
Откройте страницу 132 учебника. Найдите таблицу 31 (Слайд 3 ). Приложение
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу, на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.
Посмотрите на таблицу 32.
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.
Проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг.
Начну я, вы внимательно следите.
Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.
Таня – ты парикмахер. Твоя профессия к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру какая? (материальная, материализуемая в предметах своего воздействия).
По периодичности? (нужная иногда)
По широте потребителей? (нужная всем).
Артем, ты – водитель автобуса.
Лена, ты – врач.
Денис, ты – офицер ВС.

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.

Посмотрите на рисунок (слайд 4 ) и скажите, к какой сфере будут относится отрасли, входящие в инфраструктурный комплекс? (К непроизводственной сфере )

А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?

Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?

Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.

А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).

– Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?

– Что такое инфраструктура?

Зачитайте определение на стр. 131. Т.е. инфраструктуру и составляют отрасли, входящие в сферу обслуживания и коммуникационную систему. Поэтому комплекс назвали инфраструктурным.

Каково же значение этого комплекса?

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

– Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой ).

Как и у любого другого, уже изученного нами межотраслевого комплекса, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.

О них нам расскажет Катя (заранее подготовленный ученик) (Внимание! Проблема! Стр.137)

5. Закрепление изученного.

Катя познакомила нас с проблемами инфраструктурного комплекса у нас в стране в целом. А как обстоят дела в различных отраслях инфраструктурного комплекса у нас в микрорайонах Новоселы, Химчистка, Красный Октябрь?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим экспертные группы по 4 человека, которые проанализируют состояние соответствующей отрасли в микрорайоне и кто-то из группы доложит нам кратко, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.

У вас на столах есть листочки, в которых написано, какую отрасль вы будете представлять. На обсуждение даю 2 минуты.

Выступление групп.

1 группа– транспорт

  1. Какие виды транспорта есть в микрорайоне?
  2. Как вы оцениваете работу городского транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
  3. Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)?
  4. Как улучшить работу транспорта?

2 группа – Бытовое обслуживание

  1. Есть ли в микрорайоне баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
  2. Как решить проблемы?

3 группа – Розничная торговля и общественное питание

  1. Есть ли в микрорайоне магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
  2. Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
  3. Как решить проблему?

4 группа –Медицинское обслуживание

  1. Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?

5 группа – Образование и культура.

  1. Есть ли в микрорайоне школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы? Как их решить?

К нам на урок пришла глава микрорайона Новоселы Таробкова Н.А.

Мы предоставляем ей слово и она расскажет о перспективах развития этих отраслей в нашем микрорайоне.

6. Домашнее задание.

§ 31 стр. 131 – 133

Заполнить таблицу “Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города”. Таблицы у каждого на столе.

Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города.

1.Составьте таблицу учреждений нематериальной сферы вашего микрорайона, используя предложенный перечень.

Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.

2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.

3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?

7. Итог урока. Выставление оценок.

С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?

В ВВП 6,6%, 6,2% в занятых, 19 % в ОПФ, 65% в Сфере услуг.

Инфраструктурный комплекс – это совокупность отраслей и видов деятельности, создающих необходимые условия для функционирования базовых отраслей материального производства и обеспечивающих благоприятные условия жизни населения (включая качество окружающей среды). В составе инфраструктурного комплекса выделяют социальную, производственную и экологическую инфраструктуру.

Деление инфраструктурного комплекса на виды довольно условно, так как часто одни и те же объекты инфраструктуры обслуживают и производство, и население, и вносят вклад в охрану окружающей среды. Кроме того, одни элементы инфраструктуры влияют на функционирование производства непосредственно, другие – косвенно, обеспечивая необходимые условия жизни населения. Поэтому инфраструктурный комплекс имеет межотраслевой характер и выступает в роли крупного подразделения экономики, которое называют сферой производства услуг как производственного, так и непроизводственного характера. По удельному весу сферы производства услуг в ВВП судят о степени прогрессивности структуры экономики. В Беларуси (2001г.) на сферу услуг приходится 45,1% в производстве ВВП. В этой сфере занято 52% всех занятых в экономике. Пока это еще значительно ниже, чем в высокоразвитых странах (60-70% и по доле услуг в ВВП, и по количеству занятых в экономике), но в последние годы роль сферы услуг в хозяйстве Беларуси повышается и ее значение как фактора развития и инвестиционной привлекательности страны возрастает.

Особенно большое значение для привлечения инвестиций в экономику страны и ее регионов имеет сравнительно высокий уровень развития производственной инфраструктуры. Так как состав, функции и уровень развития социальной инфраструктуры уже рассмотрены при характеристике уровня и качества жизни населения (лекция 6, с. 82-87), а состав и роль экологической инфраструктуры – при оценке природно-ресурсного потенциала (лекция 4, с. 56-66), предметом рассмотрения в настоящей лекции является именно производственная инфраструктура как важнейший фактор развития всех межотраслевых комплексов и экономики страны в целом.

Производственная инфраструктура включает в свой состав такие отрасли как транспорт и связь, торговля и общепит, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, инженерная инфраструктура (магистральные системы водо- и энергоснабжения, удаления и переработки отходов и пр.) и др. виды обслуживания сферы производства товаров. В совокупности они выступают как материальное воплощение комплексности, взаимосвязанности развития всех сфер деятельности в стране и в ее регионах. Они интегрируют все отрасли производства в пределах каждого территориального подразделения и включают их в территориальное разделение труда с другими регионами. На долю отраслей, относимых к производственной инфраструктуре, приходится (2001г.) почти 53% всего объема услуг, произведенных в стране, и около 20% всех занятых в сфере услуг.

Особенно большой вклад в обеспечение комплексности развития страны и ее регионов вносят транспорт и связь. Они являются достаточно развитыми отраслями экономики страны во многом благодаря выгодному экономико-географическому положению Беларуси и сложившемуся исторически пересечению на ее территории важнейших трансъевропейских железнодорожных, трубопроводных, автомобильных магистралей, оптоволоконных линий и ЛЭП, связывающих восток и запад, север и юг евроазиатского континента. Удельный вес транспорта и связи в производстве ВВП Беларуси составляет 11,3% (2001г.). Количество занятых в этих отраслях – около 7% от занятых в экономике.

Транспортный комплекс в составе инфраструктуры Беларуси включает все виды современного транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, речной и воздушный. Решается задача создания собственного морского торгового флота. Все виды транспорта взаимосвязаны, каждый из них имеет функциональные особенности, а все вместе во взаимодействии образуют транспортную систему, основная роль которой обеспечивать потребности всех хозяйствующих субъектов страны и населения в перевозках и международных связях.

В последние годы транспорт вносит большой вклад в экспортный потенциал Беларуси, успешно (с положительным сальдо) экспортируя транспортные услуги и став по существу одной из важных отраслей специализации страны в международном разделении труда. На долю транспорта приходится (2002г.) 56,7% всего белорусского экспорта услуг. В основном (83,3%) это услуги грузового транспорта и наибольший удельный вес в международном экспорте грузовых перевозок занимает трубопроводный транспорт, затем следуют (в примерно равных долях) автомобильный и железнодорожный.

В таблице 14 приведены показатели, характеризующие деятельность всех видов транспорта и их роль в транспортной системе страны.

Как следует из данных табл. 14, ведущую роль по объему перевезенных грузов и по перевозкам пассажиров играет автомобильный транспорт . Но по грузообороту он уступает трубопроводному и железнодорожному, по пассажирообороту – железнодорожному. Особенностями автотранспорта, в отличие от всех остальных видов, является высокая маневренность (способность доставлять грузы и пассажиров «от ворот до ворот»), универсальность, скорость перевозки и наличие самых разных автотранспортных средств. Ввиду более высокой себестоимости перевозок на большие расстояния, чем у железнодорожного, автотранспорт наиболее широко используется для перевозки грузов на короткие расстояния небольшими партиями, а также для перевозки рассредоточенных по определенным потокам пассажиров на внутрирайонных и внутригородских маршрутах. Однако в последние годы увеличились автомобильные грузоперевозки на дальние расстояния и особенно международные. Белорусские автоперевозчики (в эксплуатации около 12 тыс. автопоездов) доставляют грузы более чем в 40 стран Европы и Азии.

Развитию автотранспорта в Беларуси, кроме проходящих по ее территории трансъевропейских коридоров №2 и №9 (с ответвлениями), способствует довольно густая сеть автомобильных дорог с твердым покрытием международного, республиканского и местного значения. При плотности автодорог с твердым покрытием, равной 321,9 км/тыс. км. 2 территории республики, в Минской области она достигает 398 км/тыс. км 2 , а в Гомельской составляет 234,9 км/тыс. км 2 . Наибольший удельный вес в перевозках автотранспорта занимают сельскохозяйственные грузы, а также легкой и пищевой промышленности, лесные, строительные материалы и детали.

Основными проблемами автотранспорта являются: высокая изношенность подвижного состава, что требует его обновления и модернизации, стимулирования приобретения белорусскими перевозчиками техники отечественного производства; несоответствие структуры и технического состояния автодорог общего пользования требованиям автотранспорта и западноевропейским нормам и стандартам; недостаточное развитие системы сервисного обслуживания на магистральных автодорогах. Преодоление этих проблем осуществляется поэтапно в соответствии с государственной программой «Дороги Беларуси на период 1997-2005 гг.» и Программой социально-экономического развития Беларуси на 2001-2005 гг.

Урок-39 9 класс Дата____

Тема: Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс

Цели и задачи урока :

    Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: «грузооборот», «транспортный узел», «магистраль».

    Развить понятие «инфраструктура», представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.

    Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения Казахстана.

    Изучить состав транспорта.

Оборудование: уч. за 9 класс, атлас за 9 класс.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?

Вы знаете “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей) будут работать по карточкам, выполняя задания по карточке. (Легкая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.)

Прочитайте задания пока я объясняю правила игры и если будут вопросы, то спросите.

Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.

Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?

Первое утверждение:

Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе.
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным.

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4.Изучение нового материала.

Запись в тетрадях

Инфраструктура (от лат. инфра - ниже, под и структура - строение, расположение) -это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2 ).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части

Инфраструктурный комплекс

Коммуникационная система

Транспорт связь

Железнодорожный

Автомобильный

Авиационный

Трубопроводный

Морской и речной

Электронный

Канатно-подвесной

Гужевой

Сфера обслуживания

    Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)

    Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)

    Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)

    Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)

    Наука и образование (ВУЗы, школы)

    Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)

    Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)

    Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)

    Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:

Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.

Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

Задача коммуникационной системы - это перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.

Основная задача транспорта – обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь Казахстана с другими государствами.

Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами .

(это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними)

Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.

Пассажирооборот – это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

а) себестоимость перевозки. (самый дорогой - авиационный, но он самый быстрый, дешевый - морской)

б) скорость перевозок

в) комфортность

г) надежность

д) влияние природных условий.

4.Закрепление нового материала.

Работа с картой:

Определить конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров. Выполняет 56% пассажирских перевозок. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъёмности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность. По протяжённости железных дорог 14,6 тыс км, 3 место в СНГ после России и Украины)- в северной части Казахстана наибольшая густота сети, на юге железных дорог мало.

Из текста учебника выпишите наиболее крупные железнодорожные магистрали. (Оренбург-Ташкент, Семипалатинск – Алматы – Арысь (Турксиб), Петропавловск-Астана-Караганда-Мойынты-Шу, Карталы-Астана-Павлодар (южно-сибирская), Комсомольск-Костанай-Кокшетау (среднесибирская)

Практическая работа.

Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа) по плану:

    Протяжённость магистрали

    Направление магистрали.

    Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.

    Крупные транспортные узлы магистрали.

    Состав и направление грузопотоков.

    Перспективы развития магистрали.

5. Задание на дом. п. 37-38, 5 групп:

1. особенности данного вида транспорта

2. доля в грузообороте.

3. главные направления магистралей

4. проблемы, перспективы

5. влияние транспорта на окружающую среду.

1. автомобильный транспорт

2. морской

3. речной

4. авиационный

5. трубопровод

Поделиться