Должностная инструкция врача по медико-социальной экспертизе. Медицинская сестра как участница медико-социальной экспертизы Задачи специалиста по реабилитации

В прошлом году в администрацию президента РФ поступило более 130 тысяч жалоб на работу медико-социальной экспертизы: на некомпетентность и необъективность специалистов, на коррупцию и участившиеся ошибки. Каждую неделю Общественные палаты регионов регистрируют десятки обращений граждан.

Cитуация в системе МСЭ вышла из-под контроля — по словам председателя Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни ОПРФ Владимира Слепака. С этим согласна руководитель Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктор медицинских наук Светлана Данилова. Перед интервью Светлана Григорьевна прислала в редакцию письмо молодой женщины-инвалида, рассказывающей о своей поездке на очередную комиссию. Показала, чтобы журналисты понимали, с чем сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Там нет никаких обобщений и анализа проблем, но есть обида, откровенность, да просто настоящая жизнь… Мы сразу связались с автором: можно ли опубликовать? «Почему нельзя? Я не возражаю», — ответила колясочница из Башкирии Людмила Симонова.

«Бабушка – инвалид, у неё сахарный диабет, а она 7 часов в очереди…»

«У меня I группа инвалидности с 2008 года. Травма шейного отдела позвоночника, нарушение функций тазовых органов, – поясняет Людмила Симонова. — Живу в селе. Сходила недавно к своему лечащему врачу, сдала анализы. Он написал посыльный лист и отправил в город к урологу, неврологу и так далее.

Еду в город Белорецк за сто километров. Врачи принимают в разное время и в разные дни — кому как повезет записаться. Мне пришлось неделю жить в городе, чтобы всех обойти. Проктолога не нашла, поехала в следующий город – Магнитогорск. Еще сто километров… Здание не приспособлено для колясочников, помещение старое, штукатурка отваливается, внутри сыро и холодно. Люди ждут своей очереди часами. С часа дня до семи вечера мы сидели с мыслью: «Когда же нас пригласят?». Одна бабушка пришла в 11 и ушла через восемь часов. Сказала: «Как смену отпахала». Другая плакала, умоляя ее принять. Старушка – инвалид, у неё сахарный диабет, ей кушать хотелось, а она 7 часов в очереди стояла. Работники МСЭ ходили мимо с каменными лицами и делали вид, что ничего не замечают.

В Белорецке с недавнего времени нет МСЭ, к нам приезжают эксперты из Уфы в определенные дни. Пришлось жить в Белорецке, ждать, когда приедут специалисты. Хорошо, родственники пустили, и хорошо, что у меня есть друг, который затаскивал меня на 3 этаж. А так не представляю, сколько пришлось бы мотаться из села в город по бездорожью (асфальта у нас нет), нанимать машину, потому что наши автобусы не оборудованы для колясочников.

В этот раз к нам приехали работники бюро МСЭ №6 Уфы. По моим представлениям, меня должны были пригласить в назначенное время в кабинет. Спросить, какие у меня проблемы, дать советы и рекомендации по поводу всего списка технических средств реабилитации, которые облегчили бы жизнь и помогли приспособиться, адаптироваться. Не зря же в индивидуальную программу реабилитации добавили слово «абилитация». Считала, что МСЭ должна работать для инвалидов, но ошиблась. Отсидела я в очереди, вызвали, посмотрели на меня и заявили: «Если переделываем ИПР, то половину того, что у тебя вписано, убираем, тебе это по новым правилам не положено. Лучше оставь старую программу и иди домой».

Как убирают? По какому закону? Оказалось, что мне не положена электроколяска, но я «шейница», руки плохо работают. Да, я передвигаюсь на активной коляске по дому, её легко складывать в багажник, поднимать со мной на третий этаж по ступенькам, когда бываю в городе у сестры, однако для прогулок по моей деревне без асфальта с ямами и кочками необходима электрическая коляска. И в 2012 году мне ее вписали в программу. Сейчас заявили: «Нас не волнует, где ты живешь».

Эксперты не согласились со многими решениями лечащих врачей, проигнорировали их рекомендации. Обращались со мной и другими инвалидами так, будто мы пришли к ним милостыню просить, хамили. Комиссия дала знакомой группу инвалидности, а потом вызвала ее в Уфу на повторное обследование. Мне дали месяц на обжалование решения в главном бюро региона. Но это будет огромная проблема — придется ехать уже не сто, а триста километров, тратить свои деньги, нанимая машину. Вот так помогают в нашей стране жить инвалидам, всё для них».

«Когда впервые услышала, что II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила»

Беседуем с руководителем Межрегионального центра независимой медико-социальной экспертизы, доктором медицинских наук Светланой Даниловой.

— Светлана Григорьевна, всё, о чем пишет Людмила Симонова, — правда?

— Конечно. Российские инвалиды преодолевают столько препятствий, чтобы пройти комиссию, оформить статус или получить льготные препараты, что мама не горюй. Сейчас ведь невозможно попасть на прием к узкому специалисту, минуя терапевта, — он дает направления. Сначала идешь к нему, потом по врачам, дальше – снова к нему с результатами. Инвалид едет за 100 километров в один город, еще за сто – в другой. А, по идее, должен обследоваться и получать помощь по месту жительства. Задача МСЭ – не оспаривать диагнозы, установленные клиницистами, а определиться с ограничениями жизнедеятельности. У нас же эксперты меняют диагнозы, отменяют рекомендации врачей, говорят: «У пациента нет выраженных нарушений».

В Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидность трактуется как «социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты». В соответствии с этим, кроме экспертного освидетельствования, на учреждения МСЭ возложены обязанности по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов и определению их потребностей в мерах социальной защиты.

— Это по закону, а как в жизни ?

— А в жизни основная проблема медико-социальной экспертизы — длительность и сложность получения группы инвалидности и реабилитационных услуг для граждан с ограниченными возможностями через процедуру освидетельствования в учреждениях МСЭ. В настоящее время инвалиды часто отказываются от прохождения бюрократических процедур и решают проблемы за счет собственных средств. Законные права инвалидов ущемляются. МСЭ заставляет людей проходить ненужные обследования, собирать ненужные анализы, аргументируя это тем, что они якобы дисциплинируют инвалида: «Хоть раз в год он пройдет врачебную комиссию, иначе не заставишь». Но, по сути, бюро МСЭ сегодня – это сложный бюрократический аппарат, создающий различные препятствия и проблемы для инвалидов.

Вступление в силу приказа Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» поставило под сомнение необходимость существования самой МСЭ как отдельной структуры.

Согласно пункта 4 данного закона необходимым условием формирования состава бюро является наличие не менее одного врача по МСЭ. При этом специальность врача не указывается…

— Неужели в бюро включен всего один медик, а остальные эксперты кто? Чиновники?..

— Когда были ВТЭК, в комиссии было три врача. Потом пробовали включать 5 специалистов. Сейчас работают три эксперта, один из них – по медико-социальным вопросам. Причем, из документации убрали уточнения о специализации врача. Специалисты в МСЭ не идут, так как невозможно получить категорию, она не учитывается.

Бюро МСЭ общего профиля освидетельствуют граждан с самыми разными заболеваниями, и каким бы грамотным ни был врач по МСЭ, хорошо ориентироваться во всех нозологических формах практически невозможно. А входящие в состав бюро психолог и специалист по реабилитации в вопросе установления инвалидности вообще не компетентны.

Кроме того, согласно правилам, утвержденным постановлением правительства РФ от 20.02.2006 № 95 решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе принимается большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ. При наличии одного врача по медико-социальной экспертизе сомнительна объективность такого голосования — основным условием признания лица инвалидом по сей день остается вид и степень выраженности нарушенных функций организма, которые может определить только врач по МСЭ (за исключением психических функций).

Иными словами, бюро МСЭ превращается в бюро по выписке справок об инвалидности, что значительно увеличивает коррупционную составляющую и существенно уменьшает объективность вынесенного решения.

— Инвалиды жалуются на низкий профессиональный уровень специалистов МСЭ в регионах. Говорят, что те даже диагнозы путают. Мама ребенка с тяжелым заболеванием недавно показала копию документа, в котором адреногенитальный синдром эксперты называют… сахарным диабетом. Где их готовят?

— В России экспертов готовят в интернатуре в Санкт-Петербурге — там есть институт усовершенствования врачей. И в федеральном бюро МСЭ. Уровень действительно низкий. Профессионалов мало: и руководители слабые, иногда бывает стыдно их слушать – не знают нормативных документов, плохо ориентируются в законодательстве, и экспертам в регионах не хватает знаний и компетенций для понимания и исполнения приказов Минтруда РФ. Это печально, потому что система МСЭ — абсолютная монополия. Ее решения невозможно оспорить. В досудебном порядке обжалование проводится в самой службе: одним составом, другим и далее надо обращаться в федеральное бюро, где зачастую присланные документы вообще не открываются. Я там защищала кандидатскую, докторскую и неоднократно видела, как проходят заседания, как эксперты не видят больного, не изучают документацию, а сразу берут за основу решения главного бюро региона. Решения меняются крайне редко. Иногда суды, рассматривая иски инвалидов, постановляют: проходите экспертизу в любом регионе по вашему выбору. А какой регион изменит решение после федерального бюро?

Никакой независимый эксперт не может подойти к службе, так как нет по закону независимой МСЭ – лицензия дается лишь федеральным учреждениям. Поэтому, сколько бы ни было заключение независимого эксперта объективным и справедливым, на изменение решения федерального учреждения МСЭ оно не повлияет.

Общественная палата РФ предлагает рассматривать «ошибки МСЭ с точки зрения Уголовного Кодекса России» и приводит примеры коррупции в Ульяновской, Волгоградской областях…

— И коррупция есть, и, к сожалению, в регионах есть свои ставки. Я, наверное, тарифы на карту скоро повешу — много жалоб от инвалидов. Помню, когда мне впервые сказали, что в Воркуте II группа инвалидности стоит 450 тысяч рублей, не поверила. А потом люди подтвердили. В той же Воркуте врача-хирурга взяли с поличным. Особенно страшно, когда вымогают деньги у настоящих инвалидов. Увы, это тоже часть системы. Ее нужно менять, но я уже не верю разговорам о реорганизации МСЭ. Три года назад такой вопрос уже поднимался, Минэкономразвития РФ просили подсчитать, во сколько обойдутся реформы. Насчитали много, написали много и ничего конкретного не предложили.

Никакая реорганизация МСЭ на данном этапе не сможет решить проблему. Примеры — крупнейшие регионы, такие как Краснодарский край, Ростов-на-Дону. Руководители несколько лет назад были сняты, а на местах специалисты первичных бюро как работали, так и работают. В службе ничего не изменилось. Монополия была и осталась.

Полагаю, что определением групп инвалидности может заниматься врачебная комиссия медицинской организации по представлению лечащего врача на основании данных первичной медицинской документации, без заполнения направления на МСЭ. В настоящее время лечащий врач представляет на врачебную комиссию пациента с временной нетрудоспособностью, инвалида с ухудшением состояния с целью назначения и коррекции лечения, лечебно-диагностических мероприятий. Поэтому председатель комиссии обычно осведомлен об особенностях течения заболевания таких пациентов. А специалисты бюро МСЭ определяют группу инвалидности, ничего не зная о пациенте (если речь не идет о переосвидетельствовании) и полагаются только на представленные медицинские документы и однократный осмотр пациента в течение нескольких минут.

Считаю целесообразным упразднить службу МСЭ, а проведение МСЭ возложить на врачебные комиссии организаций здравоохранения, тем более, что большую часть функций в той или иной степени врачебная комиссия выполняет в настоящее время. Реформирование потребует изменения порядка лечебных учреждений по проведению экспертизы нетрудоспособности, пересмотра функциональных обязанностей врачебных комиссий лечебных организаций первичного звена. Зато оно позволит сократить маршрут движения граждан с ограниченными возможностями, упростит процедуру освидетельствования, повысит качество и расширит объемы предоставляемых инвалидам медико-социальных реабилитационных услуг.

Ликвидация службы МСЭ путем передачи ее функций врачебным комиссиям медицинских организаций позволит:

снизить социальную напряженность среди инвалидов и граждан, первично направляющихся на МСЭ (будет исключена долгая процедура заполнения направлений на МСЭ и последующего освидетельствования в бюро);

сократить расходы федерального бюджета на содержание службы МСЭ;

снизить нагрузку на специалистов врачебной комиссии и врачей медицинской организации за счет исключения необходимости заполнения направления на МСЭ;

увеличить доступность экспертизы для населения, ведь врачебные комиссии существуют во всех медицинских организациях, тогда как бюро МСЭ создается из расчета 1 бюро на 90 000 человек, и граждане небольших населенных пунктов вынуждены за свой счет преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться до бюро МСЭ;

исключить коррупционную составляющую со стороны специалистов бюро МСЭ;

законодательно утвердить независимую МСЭ.

Инвалидность можно оформить, если есть:

  • нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
  • ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
  • необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Решение о признании инвалидом принимается по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ).

В зависимости от состояния здоровья взрослым присваивается I, II или III группа инвалидности, детям до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

2. Как получить направление в бюро медико-социальной экспертизы?

Направления на медико-социальную экспертизу выдают медицинские организации (организационно-правовая форма медицинской организации и место вашего жительства не имеют значения).

Определяя, есть ли у вас признаки инвалидности, врач должен опираться на диагностические исследования, результаты лечения, реабилитации и абилитации. Поэтому за направлением на МСЭ лучше всего обращаться к своему лечащему врачу. Но также можно пойти, например, к главному врачу медицинской организации, в которой вы проходите лечение.

По Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

">закону, если человек нуждается в социальной защите, выдать направление на МСЭ могут также органы социальной защиты населения и органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, но только при наличии у них медицинских документов, которые подтверждают нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов. На практике это означает, что вам все равно придется обращаться в медицинскую организацию.

Если вам отказывают в выдаче направления, требуйте, чтобы вам выдали письменный отказ. С этой справкой вы имеете право обратиться в бюро МСЭ самостоятельно. В этом случае обследование вам назначат сотрудники бюро МСЭ, и по его результатам определят, есть ли необходимость в проведении медико-социальной экспертизы.

После того как вы получите направление, вас запишут на медико-социальную экспертизу в бюро МСЭ.

3. Какие документы нужны для записи на МСЭ ребенка?

Чтобы записать ребенка на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:

  • заявление (дети старше 14 лет заполняют и подписывают заявление самостоятельно, за детей младше 14 лет это должны делать законные представители);
  • документ, удостоверяющий личность (для детей младше 14 лет - свидетельство о рождении, для детей старше 14 лет - паспорт);
  • медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования - обычно выдаются врачом, выдавшим направление на МСЭ);
  • СНИЛС;
  • паспорт родителя или опекуна;
  • опекуну (представителю органа опеки и попечительства) - документ об установлении опеки.

4. Какие документы нужны взрослым для записи на МСЭ?

Чтобы записаться на медико-социальную экспертизу, вам понадобятся:

  • заявление (может быть заполнено как самим гражданином, так и его представителем);
  • документ, удостоверяющий личность (оригинал и копия);
  • направление на МСЭ, выданное лечащим врачом;
  • трудовая книжка (оригинал и копия);
  • профессионально-производственная характеристика с места работы - для работающих граждан;
  • медицинские или военно-медицинские документы, свидетельствующие о состоянии здоровья гражданина (амбулаторная карта, выписки из стационаров, заключения консультантов, результаты обследования, красноармейская или военная книжка, справка о ранении и другое);
  • СНИЛС;
  • если документы будет подавать представитель - доверенность на представителя и его паспорт.

В некоторых случаях могут понадобиться Дополнительные документы (в зависимости от конкретного случая):

  • акт о несчастном случае на производстве по форме Н-1 (заверенная копия);
  • акт о профессиональном заболевании (заверенная копия);
  • заключение межведомственного экспертного совета о причинной связи заболевания, инвалидности с воздействием радиоактивных факторов (заверенная копия, подлинник предъявляется лично);
  • удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС или проживающего в зоне отчуждения или отселения (копия, подлинник предъявляется лично);
  • для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, - вид на жительство;
  • для беженцев - удостоверение беженца (предъявляется лично);
  • для иногородних граждан - свидетельство о регистрации по месту проживания;
  • для уволенных с военной службы - свидетельство о болезни, составленное ВВК (заверенная копия, подлинник предъявляется лично).
">дополнительные документы .

Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи заявления.

5. В какое бюро МСЭ нужно обращаться?

Медико-социальная экспертиза проводится в бюро МСЭ по месту жительства. В некоторых случаях МСЭ может проводиться:

  • в Главном бюро МСЭ - в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования;
  • в Федеральном бюро МСЭ - в случае обжалования им решения Главного бюро МСЭ, а также по направлению Главного бюро МСЭ в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования;
  • на дому - если гражданин не может явиться в бюро (Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

6. Как проводится экспертиза?

В ходе экспертизы специалисты бюро изучат представленные вами документы, проведут анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных.

В некоторых случаях специалисты бюро МСЭ могут назначить вам дополнительное обследование. Вы можете от него отказаться. В этом случае решение о признании вас инвалидом или об отказе в признании вас инвалидом будет приниматься, основываясь только на предоставленных вами данных. Ваш отказ будет отражен в протоколе МСЭ, который ведется во время проведения экспертизы.

В проведении медико-социальной экспертизы по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (консультанты). Вы имеете право тоже пригласить любого специалиста с его согласия, у него будет право совещательного голоса.

Решение о признании инвалидом или об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов медико-социальной экспертизы.

По итогам составляется акт медико-социальной экспертизы. Вы имеете право запросить копии и акта, и протокола.

Кроме того, специалисты бюро после проведения медико-социальной экспертизы подготовят для вас индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА).

7. Какие документы выдают после проведения экспертизы?

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются:

  • справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности;
  • индивидуальная программа реабилитации или абилитации (ИПРА).

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

При необходимости внести изменения (новые персональные данные, технические ошибки) в ИПРА или при необходимости уточнить характеристики ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий проходить новую медико-социальную экспертизу не нужно. Достаточно написать заявление в бюро МСЭ, выдавшее документ. Вам выдадут новую ИПРА.

Датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления о проведении МСЭ. Инвалидность устанавливается до 1 числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной МСЭ (переосвидетельствования).

8. Как пройти переосвидетельствование?

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп - 1 раз в год, а детей-инвалидов - 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».

Переосвидетельствование может быть проведено заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Если инвалидность установлена без указания срока переосвидетельствования либо если переосвидетельствование необходимо провести ранее установленного срока, оно может проводиться:

  • по личному заявлению инвалида (либо его законного или уполномоченного представителя);
  • по направлению медицинской организации в связи с изменением состояния здоровья;
  • . Подробнее о работе бюро МСЭ можно узнать на сайте

Общественная палата запустила 1 октября «горячую линию» по вопросам доступности и качества работы учреждений системы медико-социальной экспертизы, пресс-служба ОП РФ. Обратиться на нее могут граждане, которые не удовлетворены работой системы МСЭ. Позвонить на телефон «горячей линии» можно из любого региона России, все звонки бесплатные.

«Горячая линия не будет выступать в роли справочного бюро, – рассказала зампредседателя комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Екатерина Курбангалеева, – мы собираем всю необходимую информацию по обращению, анализируем его, пытаемся решить, но если вопрос не решаем на уровне нашего сопровождения – юридически-организационного, то мы передаем его в МСЭ».

Напомним, 29 марта 2018 года правительство России приняло постановление №339, которое значительно упростило методы освидетельствования и переосвидетельствования людей с инвалидностью. Появился конкретный список диагнозов, при которых инвалидность дается при первичном освидетельствовании до 14 или 18 лет. Раньше детям с инвалидностью приходилось каждый год доказывать свой статус. Изменения также коснулись индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА). «Если человеку, например, нужно изменить размер памперсов, для этого не нужно проходить всю длительную процедуру – от врачей до МСЭ, которая иногда растягивается на два месяца, теперь можно просто прийти в МСЭ и внести изменения в ИПРА», – пояснила Курбангалеева.

Важное обновление информации!

Как пройти комиссию: алгоритм

Шаг 1

Сначала необходимо получить у терапевта на основании данных, внесённых в амбулаторную карту.

Шаг 3

Прохождение гражданином экспертизы. Она может иметь место как в бюро, так и, если это необходимо, на дому у больного. Как правило, присутствуют при этом работники учреждения (минимум трое) и другие врачи всех необходимых профилей.

В ходе самой экспертизы специалисты в первую очередь знакомятся со всей документацией, затем уже проводят осмотр и беседу с пациентом, анализируют его состояние. Все действия и разговоры во время работы комиссии протоколируются.

Шаг 4

Шаг 5

Важно! Принятое комиссией решение доносится до пациента в тот же день, в который происходило проведение обследования. В случае положительного заключения человеку на руки выдаётся оригинал справки, а также разработанная специально для него схема будущей реабилитации и лечения.

Шаг 6

Обращение гражданина с этой самой справкой в пенсионный фонд или иную социальную организацию для получения пенсии и иной помощи. Сделать это необходимо в течение трёх дней после получения бумаг .

Итого, примерно за два месяца реально успешно оформить себе инвалидность.

Однако это не означает, что о визите в бюро МСЭ можно забыть. В зависимости от назначенной группы, инвалиды в России должны подтверждать свой статус с некой периодичностью :

  • первая группа – каждые два года;
  • вторая и третья – ежегодно;
  • дети-инвалиды – один раз в течение действия данного статуса.

Раньше срока тоже возможно. Если это связано с заметным ухудшением состояния гражданина – то когда угодно, если же нет – то инвалидность должна быть действительна ещё не больше чем два месяца.

Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N95 предоставляет гражданам право и оспорить решение комиссии. На то, чтобы местного центра МСЭ в главном бюро, отведён срок в один месяц. Такой же период действует для жалобы на решение главного бюро в центре федеральном.

Документы на обжалование при этом приносить надо в то бюро, где Вы уже обследовались. Именно оно само вынуждено передавать заявления недовольных граждан в вышестоящие инстанции не более чем в трёхдневные сроки. Самый последний орган, в который можно обратиться при таком разбирательстве, и решение которого обжалованию уже не подлежит – это суд.

Возможные сложности

  • Сам больной пребывает в нетранспортабельном состоянии либо в реанимации. Заниматься сбором бумаг тогда обязаны врачи медицинского учреждения, его родственники и компания, в которой трудоустроен больной. Его собранные документы передаются в бюро МСЭ на основании особой справки, подтверждающей неспособность гражданина заниматься всем лично.
  • Клиника, в которой находится пациент – психиатрическая, и ситуация аналогична предыдущей, то есть состояние человека весьма тяжёлое. В такие моменты обычно оформляется нотариально утверждённая доверенность, и от лица больного имеют права выступать его родственники.
  • Гражданин способен самостоятельно заниматься оформлением инвалидности, но в медицинском учреждении ему было отказано в выдаче направления. Решение этой проблемы – потребовать бланк по форме

Должностные обязанности специалистов вытекают из задач бюро медико-социальной экспертизы.

Руководитель филиала (первичного бюро) выполняет в первую очередь функции организатора деятельности экспертов и представляет бюро в отношениях с другими учреждения­ми и с гражданами, проходящими освидетельствование (или их законными представителями) при обсуждении возникающих по ходу освидетельствования проблем.

Ру­ководитель ведет обсуждение полученных результатов, принимает решение, вносит решение в медицинские до­кументы. Руководитель бюро может по совместительству выполнять функции врача-эксперта по одной из специ­альностей, включенной в состав бюро.

Традиционно в состав врачей-экспертов входят тера­певт, невропатолог и хирург . Среди них и распределяют­ся обязанности по освидетельствованию граждан с раз­личной патологией. Как правило, это соответствует клас­сификации болезней, принятой в практической медици­не: нервные болезни и неврологические состояния вхо­дят в компетенцию невропатолога; нарушения опорно-двигательного аппарата и костно-мышечной системы - в компетенцию хирурга; внутренние болезни - в компе­тенцию терапевта.

Врачи-эксперты имеют равные права и обязанности, а их деятельность отличается только по виду болезни кли­ента .

Это разделение связано с так называемой «инвалидизирующей болезнью», т. е. заболеванием, последствия­ми травм, дефектов развития, которые признаются (или выбраны клиентом вместе со своим лечащим врачом) глав­ными в возникновении ограничений функций организма.

В обязанности врача-эксперта входит:

· изучить медицин­ские документы, представленные освидетельствуемым гражданином,

· собрать анамнез больного (собственная ха­рактеристика состояния клиента),

· провести личный ос­мотр,

· доложить результаты на обсуждении членов экс­пертной комиссии,

· сделать необходимые записи в меди­цинских документах комиссии.

При необходимости врач-эксперт может запросить дополнительные сведения или направить клиента (освидетельствуемого) на дополнитель­ное обследование в другие учреждения.

В обязанности эксперта входит также сбор и оформле­ние статистических сведений о гражданах, прошедших освидетельствование в бюро.

Врач-эксперт обязан поддерживать на высоком уров­не свою квалификацию, заниматься профессиональной самоподготовкой и самообразованием. С точки зрения профессиональной деятельности врачи-эксперты принци­пиально должны занимать иную позицию в работе с кли­ентами, чем врачи лечащие, т. е. врачи системы здраво­охранения. Их усилия направлены не столько на выяв­ление наличия болезни, дефекта, сколько на определение остаточных возможностей освидетельствуемого лица, стой­кости его патологических отклонений, ограничивающих жизнедеятельность.


Врач-эксперт не устанавливает ме­тоды лечения, он рассматривает патологическое состоя­ние гражданина и на основании своих наблюдений опре­деляет степень тяжести и стойкость нарушения функ­ций.

В экспертный состав кроме специалистов-врачей, при­нимающих экспертное решение, входят специалист по социальной работе, психолог и реабилитолог.

Это - но­вые для экспертных комиссий специалисты, поэтому их Функции и должностные обязанности еще не устоялись. Более того, появились объективные противоречия между старыми и новыми специальностями в рамках одной экс­пертной комиссии. Они вытекают из того, что в прежних врачебно-трудовых экспертных комиссиях роль исследователя социальных проблем освидетельствуемого граж­данина выполняли врачи-эксперты, поэтому с введением новых должностей замещающие их специалисты как бы вторглись в старую сферу деятельности экспертов. По-видимому, со временем распределение функций станет более определенным, и каждый специалист в рамках бюро займет только ему отведенное место.

Некоторыми учеными обязанности и технологии рабо­ты специалистов бюро видятся следующим образом.

Задачи специалиста по реабилитации:

· проводить социальную диагностику - оценку про­фессионально-трудового статуса (нарушен, не нару­шен, трудовая деятельность невозможна, возможна со снижением интенсивности, возможна в другой про­фессии, возможна в специально созданных услови­ях); образовательного (нарушен, не нарушен, обра­зование возможно в обычных или в специально со­зданных условиях), социально-бытового (самообс­луживание не утрачено, частично утрачено, полнос­тью утрачено; социальные навыки не утрачены, час­тично утрачены, полностью утрачены, персональная сохранность не утрачена, частично утрачена, полнос­тью утрачена) и социально-средового статусов (нару­шен, не нарушен, социальная независимость не ут­рачена, частично утрачена, полностью утрачена, со­циальное общение не утрачено, частично утрачено, полностью утрачено, возможность решения круга личных проблем не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена, возможность заниматься спортом утрачена, частично утрачена, не утрачена), возмож­ность заниматься культурно-досуговой деятельностью (не утрачена, частично утрачена, полностью утраче­на, возможность заниматься общественной деятель­ностью не утрачена, частично утрачена, полностью утрачена);

· проводить оценку реабилитационного потенциала и ре­абилитационного прогноза;

· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности;

· определять потребность лица в реабилитации.

Задачи специалиста по социальной работе:

· проводить социальную диагностику,

· проводить оценку структуры и степени ограничения жизнедеятельности,

· принимать участие в определении реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

· определять потребность лица в мерах социальной за­щиты, включая реабилитацию;

· определять возможность проведения реабилитацион­ных мероприятий ИПР;

· устанавливать условия предоставления реабилитаци­онных услуг;

· определять круг учреждений для реализации ИПР;

· определять место и условия приобретения техничес­ких средств реабилитации.

Его технологии - определение ряда социальных ха­рактеристик освидетельствуемого: анализ дохода, семей­ного положения, роли семьи в помощи инвалиду, нали­чие технических средств и приспособлений и потребность в них, оснащенность жилья для инвалида.

Специалист по социальной работе должен оценить возможность выполнения инвалидом социально-бытовой и социально-средовой деятельности , включая:

· оценку возможности обеспечения персонального ухода;

· оценку возможности персональной сохранности (пользования газом, электричеством, водопроводом, транспортом, лекарствами и т. д.);

· оценку владения социальными навыками (возможность приготовления пищи, уборки помещения, стирки бе­лья, посещения магазинов и пр.);

· оценку возможности обеспечения социальной незави­симости (возможность самостоятельного проживания, пользования гражданскими правами, соблюдения от­ветственности, участия в общественной деятельности), - оценку возможности социального общения;

· оценку возможности решения личных проблем (конт­роль рождений, контроль отношений полов).

Задачи психолога:

· психодиагностика умственного развития;

· определение структуры и степени выраженности на­рушений высших психических функций;

· оценка профессионально значимых психических функ­ций, обучаемости, эмоционально-волевой сферы, лич­ностных и социально-психологических особенностей и возможностей коррекции деформаций личности;

· оценка социальной адаптации;

· проведение оценки социально-психологического, со­циально-бытового и др. статусов;

· проведение оценки реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза;

· проведение оценки структуры и степени ограничения жизнедеятельности инвалида;

· осуществление психологического сопровождения про­цедуры освидетельствования, разработки ИПР и ее реализации, определение мер психологической реаби­литации.

К этому распределению обязанностей можно добавить следующий комментарий. Психолог является ведущим при определении реабилитационного прогноза для данного ин­валида, поскольку от желания гражданина и его готовнос­ти приложить усилия для привлечения своего потенциала зависит реабилитационный эффект.

Надо сказать, что ра­бота психолога в бюро медико-социальной экспертизы боль­ше всего нацелена именно на установление тех качеств личности клиента, которые будут способствовать его реа­билитации. При этом другие стороны личности освидетельствуемого приходится оставлять без внимания. Может быть, выводы психолога в небольшой степени могут вли­ять на факт признания его инвалидом и устанавливаемую ему группу, однако это не должно снимать его ответствен­ности за принимаемое коллегиальное решение.

Специалист по социальной работе должен со време­нем стать ключевой фигурой в процессе медико-социальной экспертизы, так как даже в законодательстве подчер­кивается, что конечной целью экспертизы является ока­зание гражданину, обратившемуся в бюро, социальной помощи.

В самом общем виде решение бюро распадается на два блока :

1. признание гражданина инвалидом и установле­ние ему группы инвалидности;

2. определение реабилитационного потенциала и раз­работка мер реабилитации (индивидуальная программа).

С первым блоком решения лучше справляются врачи-эксперты , определяющие степень ог­раничения жизнедеятельности, при содействии специа­листа по социальной работе, который определяет степень социальной недостаточности.

Но второй блок решения более квалифицированно может быть исполнен усилия­ми реабилитолога, психолога и специалиста по социаль­ной работе . При этом главная и очень важная роль психо­лога - установить, а может быть, и сформировать у инва­лида психологическую готовность к осуществлению реа­билитации.

Роль остальных сотрудников бюро медико-социальной экспертизы сводится к созданию необходимых условий деятельности экспертов:

медсестра - обеспечивает материально-техническую основу экспертной процедуры;

медрегистратор - оформляет всю необходимую доку­ментацию, ведет протоколы заседаний комиссии, вы­писывает соответствующие справки.

Поделиться