Что такое буддийская медитация? Рассмотрим этапы процесса медитации в буддизме Что такое буддийская медитация? Рассмотрим этапы процесса медитации в буддизме. Медитация - cистема медитации

Буддийские медитации имеют большую популярность, потому что эта мировая религия помогает людям работать со своей энергетикой. Именно буддийские монахи первыми начали применять методику медитаций для достижения гармонии.

Иногда бывает так, что найти свою дорогу в жизни бывает очень сложно. Далеко не всегда человек понимает, что ему нравится, а что нет. Очень редко в раннем возрасте люди осознают, чем хотят зарабатывать на жизнь. Неопределенность пугает нас и потом. Медитация «Путь судьбы» избавляет от ненужных страхов и помогает отыскать верную дорогу, улучшив энергетику и подарив удачу.

Подготовка к медитации

Процедура подготовки стандартная. Вам понадобится спокойная атмосфера. Музыку желательно исключить, ибо погружение будет глубоким и сосредоточенным. Вам нужна будет не атмосфера, а концентрация на самой сути.

Лучше проводить данную медитацию либо рано утром, либо поздно вечером, поскольку в это время не только меньше посторонних звуков, но и лучше сама окружающая энергетика. Определите для себя, когда вам проще искать путь — утром, настраиваясь на целый день, или вечером, когда дела позади и впереди целая ночь.

Каждый раз, когда вы будете готовиться к медитациям для поиска своего пути, старайтесь делать так, чтобы в помещение проникало как можно меньше света. Проводится медитация только сидя — можно принять позу лотоса из йоги, а можно просто устроиться поудобнее так, как удобно вам. Главное — не ложиться, потому горизонтальное положение тела ухудшает работу мозга.

Медитация «Путь судьбы»

Закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь на вершине невероятно высокой горы. Вокруг вас зеленые леса, поля и снежные пятна на них. Вы не знаете, какая погода вокруг вас, но вам приятно и комфортно. Вы ощущаете ветер, но он не холодный и не теплый — он просто обволакивает вас, словно создает кокон.

Вы сидите так долгое время, любуясь красотой природы. Перед вами простирается огромный мир, который открыт для исследования, для познания. Перед вами дороги, о которых знает Далай Лама и теперь знаете вы.

Путь первый: путь познания . Вы начинаете медленно спускаться с горы. Сначала ваше движение еле заметное, но потом оно начнет ускоряться. Равнина внизу под вами будет быстро приближаться, но вы словно птица взлетите прямо перед падением. Дальше вы полетите вперед. Мимо будут пролетать леса, животные и даже люди, но они не будут вас замечать. Вы можете слетать даже в космос, взмыв вверх и наблюдая, как светлое небо темнеет и превращается в бесконечную тьму, в которой яркими огоньками светят звезды. Вы можете отправиться в мегаполис,в деревню или на необитаемый остров. Пролетая через город, вы смотрите, как люди спешат на работу, на свидания, за покупками или просто сидят и читают книгу. Вокруг нет ни одного облака, а Солнце вас не слепит. Потом наступает тьма, и вы взмываете вверх и летите к необитаемому острову в центре тихого океана. Только Луна смотрит на вас и освещает ваш путь. Вы прибываете на место через пару минут. Вы снова одни. Теперь вокруг вас снова мертвая тишина. Лишь волны океана издают слабый шум, ударяясь о берег. Почувствуйте всю силу этого невероятного спокойствия. Вы можете посетить также пустыню или южный полюс, а можете улететь далеко в космос, чтобы успокоиться и вновь сосредоточиться лишь на одной точке. Потом можно выходить из медитации.

Путь второй: сострадание . Данная ступень медитации "Путь судьбы" будет сложнее, ибо нужно будет представлять гораздо больше конкретных вещей. Вы сидите все на той же горе, но в этот раз вы полны решимости избрать иной путь к гармонии и просветлению. Нам нужно создать что-то, что будет жить самостоятельно. Давайте создадим город. Под вами, внизу, в долине, располагается огромная зеленая равнина, окруженная лесом. Представьте, как из самых недр земли начинают расти небоскребы. Они становятся все выше и выше, пока не достигают вашего уровня. Далее попробуйте силой мысли создать дороги. Они рисуются сами собой там, где нравится именно вам. В этом городе нет одного — людей. Спуститесь с горы, медленно паря над городом и встаньте на одном из перекрестков. На счет раз вы увидите машины, насчет два людей, а на счет три все придет в движение. Раз, два, три — Вы творец, вы создатель. Каждый человек может и умеет создавать что-то у себя в голове, а значит, он может делать это и в реальной жизни.

Путь третий: отрицание . Представьте себе, что вы являетесь частью огромного организма под названием город. Вы выполняете свои обязанности, работаете и отдыхаете, являетесь частью социума. По философии буддизма можно отказаться от всего, чтобы обрести спокойствие, и освободиться от эгоистичных желаний, тянущих нас в пропасть. Пустота — это состояние нирваны, поэтому представьте себе, как дома заменяются деревьями, а люди становятся красивыми животными. Дороги превращаются в поля. Через асфальт прорываются еще деревья и трава. Все становится гармоничным, максимально лишенным излишеств. После этого попробуйте представить все свои личные вещи в одном месте. Компьютер, одежду, телефон, мебель и все, что у вас есть. Одним движением руки все это исчезает. Вы остались наедине с самими собой. Вы достигли просветления.

Философия буддизма проста: жизнь — это шахматная доска, по которой вы идете сами, выбирая свой личный путь. Главное в жизни — это мысли, которые формируют наше настоящее и будущее. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Кюнзиг Шамар Ринпоче родился в Восточном Тибете. Когда ему было четыре года, Шестнадцатый Гьялва Кармапа признал его Четырнадцатым Шамарпой. От Его Святейшества он получил полную передачу поучений линии Кагью и находился рядом с ним вплоть до самой его смерти, последовавшей в 1981 году. После смерти Кармапы Кюнзиг Шамар Ринпоче стал держателем учений Кагью и посвятил себя работе над многочисленными проектами, начатыми учителем. В Тибете в 1994 году он узнал и подготовил возведение на трон 17-е воплощение Кармапы – Тринле Тхае Дордже. Благодаря активности Шамара Ринпоче в Нью-Дели, Индия, был основан Международный буддийский институт имени Кармапы. Одновременно с этим он курирует центр медитационного уединения в Непале. В настоящее время Кюнзиг Шамар Ринпоче посещает с лекциями центры Кагью по всему миру.

Целью медитации является постижение истинной природы ума – достижение состояния Будды. Ум лежит в основе как нашего настоящего опыта обусловленного существования, так и Просветления. Просветление означает постижение истинной природы ума, тогда как в обычной жизни эта природа не осознается.

Как нам научиться понимать, что абсолютно все является проявлением ума? Сейчас мы переживаем внутреннюю запутанность, которая способствует возникновению мешающих эмоций, таких как гнев, привязанность, тупость, ревность и гордость. Истинная же природа ума свободна от мешающих эмоций. Испытывая мешающие чувства, мы склонны действовать под их влиянием. Эти действия оставляют следы в нашем уме и формируют привычки или тенденции воспринимать мир определенным образом. Впоследствии, когда тенденции укореняются, это обуславливает наше иллюзорное восприятие мира.

Цель медитации – научить нас искусным методам, освобождающим от иллюзий. Если бы мы были способны сегодня устранить неведение, то бесчисленные кармические отпечатки исчезли бы сами собой.

Даже малейший отпечаток в уме может повлечь за собой жизнь, полную иллюзий. Наш сегодняшний мир полностью основан на впечатлениях от предшествующих действий. Так ум продолжает создавать иллюзии. Ум хранит бесконечное множество впечатлений, каждое из которых способствует возникновению дальнейших иллюзий. Таким образом, наше обусловленное существование и мир, воспринимаемый нами сейчас, не имеют ни начала, ни конца. Все, что мы воспринимаем, является продуктом нашего собственного ума.

Цель медитации – научить нас искусным методам, освобождающим от иллюзий. Если бы мы были способны сегодня устранить неведение, то бесчисленные кармические отпечатки исчезли бы сами собой.

Различные буддийские линии передачи используют разные виды медитаций. В традиции Кагью это – Великая печать, Махамудра. В традиции Ньингма основной практикой является Великое совершенство, Махаати. В традициях Гелуг и Сакья практика медитации с Йидамом включает фазу растворения, в которой происходит слияние с аспектом мудрости Йидама. Это медитация глубокого видения, сопоставимая с Великой печатью. В традиции Тхеравады первая практика заключается в успокоении ума посредством концентрации на дыхании или на статуе Будды, после чего основной практикой становится размышление над отсутствием эго.

Все эти виды медитации можно объединить в две категории. Первая из них – это успокоение ума, ум просто покоится в том, что есть. На санскрите это называется шаматха, а по-тибетски – шинэ. Ко второй категории относятся медитации на глубокое видение – випашьяна на санскрите и лхагтонг по-тибетски. Все буддийские медитативные практики относятся к этим двум группам: медитациям успокоения ума – шинэ и медитациям глубокого видения – лхагтонг. Они будут рассмотрены в следующих семи пунктах.

Условия для медитативной практики

* Подходящие внешние условия – первое, что требуется для практики шинэ и лхатонг. Для медитации важно иметь хорошее место, без внешних помех. Иногда, медитируя, можно вызвать недовольство окружающих, что создает проблемы. Лучшим же местом для медитации, конечно, будет то, где присутствует благословение великих практиков прошлого.

* Также нам необходимо создать определенные внутренние условия. Главное качество, которым мы должны обладать, – быть не слишком привязанными к внешним объектам органов чувств и не так сильно заботиться об исполнении своих мирских желаний. Мы просто должны иметь меньше желаний. Не менее важно быть удовлетворенными нашей сегодняшней ситуацией.

Как стимулировать себя развивать эти качества, можно показать на примере родителей, беседующих со своими детьми о медитации. Если родители практикуют Дхарму, они ободряют своих детей словами: «Постарайтесь не быть честолюбивыми. Не слишком гонитесь за материальным. Довольствуйтесь тем, что у вас есть. Тогда вы сможете практиковать медитацию. В противном случае вы просто потратите свою жизнь зря». Родители, которые не медитируют, советуют противоположное: «Старайтесь ничего не упустить, будьте честолюбивыми. Вы должны стать очень богатыми и успешными. Приобретайте материальные ценности и берегите их. Все остальное – пустая трата времени».

*В-третьих, мы должны иметь не слишком много различных занятий и обязанностей. Если мы слишком заняты, то не сможем медитировать.

* Четвертый пункт – правильное поведение. Это значит, что мы избегаем неблагих действий, приносящих вред другим. Все буддийские обещания направлены на то, чтобы не совершать действий, создающих негативную карму. Существуют различные виды обещаний: для практикующих мирян, послушников-новичков, монахов и Бодхисаттв. Практикующему мирянину можно дать пять обещаний, которые называются «пять обетов мирянина», на санскрите «упасаки». Это – не убивать, не воровать, не лгать, не причинять другим сексуальный вред, не употреблять алкоголь и наркотики.

Так как наша основная практика – путь Бодхисаттвы, то важно дать обещание Бодхисаттвы, которому можно следовать, будучи мирянином. Монахи и монахини тоже дают обещание Бодхисаттвы. Как миряне, так и монахи могут совмещать практику Бодхисаттвы с обещаниями упасаки. Например, Марпа-переводчик был Бодхисаттвой-мирянином, а индийский мастер Нагарджуна был Бодхисаттвой-монахом. Оба были Просветленными.

Так как наша основная практика – путь Бодхисаттвы, то важно дать обещание Бодхисаттвы, которому можно следовать, будучи мирянином.

Что же требуется для практики лхагтонг? Изначально здесь важно положиться на хорошего учителя, который правильно объяснит Учение. В традиции Тхеравады учителю необходимо обладать собственным опытом медитации на отсутствие эго и умением этот опыт передавать. В традиции Махаяны учитель должен обладать знанием Мадхьямаки – пониманием природы пустотности всего и способностью это знание ясно объяснить.

Вторым по важности условием для практики лхагтонг является глубокий анализ полученных поучений. Ознакомившись с поучениями Махаяны о пустотности, мы должны изучать различные комментарии к ним и получить разъяснения нашего учителя о том, как их понимать. Затем нам следует анализировать эти поучения, размышлять над ними. Это принесет большую пользу и усилит нашу практику лхагтонг.

Препятствия в медитативной практике

Объяснение восьми помех или ложных состояний ума, которые могут препятствовать хорошей медитации.

Умственное возбуждение. Первое препятствие – это умственное возбуждение. Когда вы чего-то страстно желаете или так же страстно отвергаете и вдобавок постоянно раздумываете об этом, ваш ум становится активным. Этот процесс обдумывания и беспокойства по поводу самых разных вещей вместо медитации называется умственным возбуждением.

Сожаление. Второе препятствие – сожаление, возникает, если фиксироваться на чем-то таком, что уже произошло. Это позади и уже ничего нельзя изменить, тем не менее мы испытываем большое сожаление.

Умственная тяжесть. Третье препятствие – умственная тяжесть. Это состояние связано с кармой и означает, что при желании заняться чем-то позитивным, например медитацией, вы чувствуете, что не в силах этого сделать. Вы сразу ощущаете усталость, физическую и умственную тяжесть. Однако при желании совершить негативное действие вы тут же становитесь очень бодрыми и активными.

Притупленность ума. Четвертым препятствием является притупленность ума или отсутствие ясности. Не следует путать состояние умственной тяжести с притупленностью ума. И то и другое имеет отношение к карме, но притупленность в большей степени зависит от нашего здоровья и физического состояния. Например, при переедании сладкого уровень сахара в крови сначала повышается, а затем резко понижается. В результате вы испытываете подобное состояние умственной притупленности.

Сомнение. Пятое препятствие – сомнение. Оно является основной проблемой как в шинэ, так и в лхагтонге. Сомнение возникает от недостатка доверия. Например, вы думаете: «Просветление, может быть, существует, а может, и нет». Сомнение тянет вас вниз, и вы не можете правильно медитировать. Иногда вы продвигаетесь вперед, но сомнение снова возвращает вас назад. Это очень стойкое препятствие.

Злонамеренность. Шестое препятствие – желание зла другим. Это означает быть безжалостным, эгоистичным и заносчивым. Если вы завидуете и испытываете сильную неприязнь к другим людям, то это большое препятствие для медитации.

Привязанность. Седьмое препятствие – быть жадным и привязчивым – не такое серьезное. Это просто означает, что у вас много желаний.

Сонливость. Последним препятствием является сонливость. Вы не в состоянии осознанно находиться в ситуации и всегда хотите спать.

Пять видов отклонений

Для шинэ и лхагтонга характерен еще один набор препятствий. Их называют «Пять видов отклонений».

Отклонение от Махаяны. Первое – это отказ от Махаяны. Медитативные практики Махаяны настолько глубоки и многогранны, что это может ошеломить. Получая поучения по Хинаяне, вы ошибочно полагаете, что с ее помощью сможете достичь Освобождения в этой жизни. Хотя медитации Махаяны намного мощнее практик Хинаяны, вы заблуждаетесь, думая, что методы последней позволят вам достичь результатов гораздо быстрее. Отказ от Махаяны в пользу Хинаяны является серьезным препятствием на пути.

Внешнее отклонение. Второе отклонение – внешнее: повышенный интерес к чувственным удовольствиям и чрезмерное стремление к богатству, роскоши и т.д.

Внутреннее отклонение. Третье отклонение – внутреннее. Происходит, когда появляются различные состояния ума, мешающие медитации, в особенности – возбуждение и притупленность ума. Существует также внутреннее отклонение, возникающее в процессе более продвинутых практик: достижение определенного совершенства в медитации приводит ум в состояние приятного внутреннего покоя. Такое ощущение приносит большое облегчение, так как ум стал очень спокойным. Но привязанность к покою является препятствием.

Отклонение из-за чудесных способностей. Четвертое отклонение связано с пониманием природы вещей. Мы также могли бы назвать это «отклонением из-за чудесных способностей». Достигнув совершенства в шинэ, вы можете глубоко концентрироваться на физической природе вещей и управлять их внешним проявлением. Этот контроль осуществляется посредством концентрации. Буддизм учит, что физические объекты состоят из четырех элементов – земли, воды, огня и воздуха. С помощью концентрации, развитой в шинэ, можно изменять элементы: воду превратить в огонь, огонь – в воздух и т.д. На нашем сегодняшнем уровне развития мы не в состоянии понять, как действует такая сила. Ее невозможно объяснить законами физики. Но привязанность к чудесным способностям становится препятствием на пути.

Негативные состояния ума. Пятым отклонением являются негативные состояния ума. Когда достигнуто совершенство в шинэ, медитация становится глубокой и стабильной, но при этом все еще сохраняется привязанность к эго. Только посредством практики лхагтонг привязанность к эго можно полностью растворить. Даже глубокая и всеохватывающая медитация шинэ без лхагтонга приводит к отклонению, связанному с негативным состоянием ума.

Только посредством практики лхагтонг привязанность к эго можно полностью растворить. Даже глубокая и всеохватывающая медитация шинэ без лхагтонга приводит к отклонению, связанному с негативным состоянием ума.

На этот раз мы родились людьми, и наши человеческие тела возникли в результате наших действий в прошлых жизнях. Когда человеческая карма исчерпывается, мы умираем и перерождаемся в соответствии с нашими предыдущими действиями. Если в этой жизни мы практикуем только шинэ, это создает карму, ведущую к перерождению в состоянии, напоминающем глубокое погружение в медитации, но не являющимся освобождением из сансары. В таком медитативном состоянии мы можем пребывать очень долго. Оно очень спокойное, но не является Освобождением. Когда карма пребывания в этом состоянии истощается, мы из него выпадаем и снова оказываемся в других мирах сансары. Это отклонение называется негативным состоянием ума, потому что неправильно применяемая медитация приводит не к Освобождению, а к перерождению в обусловленном существовании.

Существует четыре медитативных состояния умственного покоя. Первое – это переживание бесконечного пространства, второе – бесконечного ума, третье и четвертое – переживание пустоты всего и осознание того, что вещи ни существуют, ни не существуют. Но все это еще не Освобождение, а лишь опыт, возникающий в уме. Можно пробыть миллионы лет в таком погружении. С одной стороны, это, конечно, приятно, но в этом нет абсолютно никакой пользы, так как в конечном счете мы снова оказываемся в разных мирах сансары.

Противоядия

Умственное возбуждение. Отчего возникает возбуждение? Из-за обычной привязанности к этой жизни. Мы родились в человеческом теле, и это естественно, что мы привязаны к нему и заботимся о нем. Из-за привычной привязанности возникает беспокойство, и мы не можем чего-то действительно добиться в этой человеческой жизни. В тот момент, когда мы умрем, наши пристрастия и антипатии перестанут существовать. Если мы будем помнить об этом, тогда отпадет необходимость держаться за что-либо или раздражаться из-за происходящего. Поэтому противоядием в случае умственного возбуждения является размышление о непостоянстве. Понимание непостоянства успокаивает ум.

Мы можем размышлять о непостоянстве как во время медитации, так и в повседневной жизни. Это можно делать на грубом уровне, когда мы медитируем на непостоянство мира и населяющих его существ. Вспоминаем о том, как мир меняется с течением времени и сколь быстро проходят годы. Каждый год состоит из времен года: зимы, весны, лета и осени. Времена года состоят из месяцев, месяцы – из дней, дни – из часов, часы – из минут, минуты – из секунд и т.д. Мир меняется каждое мгновение.

Также мы можем размышлять о непостоянстве существ, живущих в этом мире. Следует помнить, что мы и все другие существа постоянно стареем, и в конце концов все умрем. Сначала мы растем, потом взрослеем, стареем и наконец умираем. Никому еще до сих пор не удалось избежать смерти.

Можно размышлять о непостоянстве на более тонком уровне. Физическая материя состоит из мельчайших частиц и атомов. Они постоянно находятся в движении. Непрерывно меняясь, в каждый момент времени одни частицы исчезают, и новые появляются в других комбинациях. Следовательно, материя постоянно обновляется, так как ее частицы изменяются по сравнению с предыдущим моментом.

Как уже говорилось, задача шинэ заключается в концентрации, а ее результатом является успокоение ума. Хотя концентрация на непостоянстве всего не является основной практикой шинэ, она тоже успокаивает ум.

В нашей повседневной жизни нам нужно размышлять о непостоянстве, для того чтобы уменьшить нашу привязанность. Что бы ни случалось, пусть вас это не задевает, и не нужно делать из чего бы то ни было сенсации. Размышление о непостоянстве поможет против любой проблемы. Иначе неожиданные препятствия могут застать вас врасплох. Сама проблема может и не разрешится, зато понимание непостоянства смягчит вашу реакцию на нее.

В нашей повседневной жизни нам нужно размышлять о непостоянстве, для того чтобы уменьшить нашу привязанность.

Сожаление. Испытывая сожаление, мы должны понимать, что это бессмысленное чувство, так как прошлое уже произошло. Его нельзя изменить, даже если мы будем много думать об этом. Поэтому нужно просто отпустить такие мысли и забыть о них.

Умственная тяжесть. Лучший способ преодолеть физическую и умственную тяжесть – это развить большое доверие и убежденность относительно просветляющих качеств Трех драгоценностей. Подумайте о непревзойденных качествах Будды. Вдохновитесь совершенством Учения – глубинными методами, приводящими к постижению. Учение истинно, оно действительно работает. Наконец, задумайтесь о качествах практикующих, о Сангхе. Здесь я имею в виду не обычных монахов или мирян, а тех практикующих, которые уже достигли высшего познания. Развивая убежденность и доверие к Трем драгоценностям, мы сможем преодолеть препятствие умственной тяжести.

Притупленность ума. Следующим препятствием является притупленность ума или отсутствие ясности. Способ противодействия – держать себя в тонусе и бодриться. К примеру, генерал, готовясь к войне, сначала поднимает боевой дух своего войска. Если солдаты сомневаются, то они могут поддаться страху и оцепенеть. Но если их хорошо воодушевить, они храбро ринутся в бой и одержат победу. Притупленность ума – неуловимый противник нашей медитации. Нужно себя перенастраивать, чтобы его победить.

Сомнение. Средство против сомнения – обычная концентрация. Безусловно, лучше вообще не поддаваться своим сомнениям, а просто продолжать практику.

Логический подход – тоже хороший способ устранить сомнения. Если вдруг вы засомневались в существовании пути к Просветлению, то просто спросите себя, в чем заключается этот путь? В удалении неведения. А что такое неведение? Неведение – это продукт ума, который возникает в результате привязанности к эго. Подобные размышления проясняют сомнения и помогают избавиться от них. В этом и состоит смысл изучения. Не у каждого найдется на это время, однако те, кто много изучал, могут помогать другим, объясняя все, но более простым способом.

Злонамеренность. Чтобы преодолеть это препятствие, нужно размышлять о доброте, применяя два метода.

Первый – всматриваться в истинную природу ума. Доброта не является чем-то материальным. Несмотря на свою пустотную сущность, чувство доброты возникает в уме.

Другой метод – развивать доброту сначала по отношению к тем, кого вы любите (например, к родителям, детям, друзьям и т.д.), постепенно все больше распространяя это чувство на всех существ. Такие медитации на развитие доброты являются очень мощными практиками. Если в них достичь совершенства, то можно воздействовать и на окружающих. Йогин, практикующий в полном одиночестве в пещере, может благотворно влиять на всех живых существ в округе. Люди и даже животные начинают также испытывать естественное чувство доброты.

Такие медитации на развитие доброты являются очень мощными практиками. Если в них достичь совершенства, то можно воздействовать и на окружающих.

Привязанность. От привязанности или слишком большого количества желаний можно избавиться, размышляя о проблемах, связанных с умножением богатства и сохранностью имущества. Вспомните закон причины и следствия. Если вы привязаны к своему имуществу, то вам нужно вкладывать много энергии, чтобы его оберегать. Когда вы видите, сколько на это требуется сил, ваша жадность автоматически уменьшается. Другим методом является размышление о чувстве удовлетворенности. Быть довольным тем, что имеется, – великая свобода.

Сонливость. Следующим препятствием является сонливость. В этом случае полезно представлять свет, подобный красному осеннему небу на заходе солнца, прозрачный мягкий красный свет. Свет не должен быть резким и ярким или подобным прямому солнечному свету – это не поможет.

Когда вы привыкнете медитировать и медитация станет для вас совершенно естественной, эти проблемы и препятствия вас больше не будут беспокоить. Тогда медитация станет частью вас.

Когда ум достигает такого уровня, это также влияет на тело. Все энергии в теле умиротворяются и успокаиваются, и вы медитируете с удовольствием. Обычно мы думаем, что тело контролирует ум, но на тонком уровне все происходит наоборот. Когда медитация становится естественной, успокоившийся ум контролирует наше физическое тело и приспосабливает его к медитации.

Чтобы развить естественную медитацию, нам необходимы два качества: осознанное присутствие в каждый момент времени и знание противоядий. Осознанное присутствие означает замечать все, что происходит в уме, ничего не упуская. Благодаря этому вы вовремя замечаете, когда возникает то или иное препятствие в медитации, например, возбуждение ума. Тогда вы вспоминаете нужное в этом случае противоядие. Таким образом, осознанное присутствие и знание противоядий дополняют друг друга. Они являются важными предпосылками к тому, чтобы медитация стала частью вас. Обретая опыт в медитации, вы будете понимать, как они взаимодействуют.

В общем, все препятствия можно разделить на две категории: возбуждение и притупленность ума. Для защиты от них может быть полезен общий совет: избегайте зависимости от курения, алкоголя и т.п. Кроме того, не переедайте – это ведет к отупению. Работающие люди, конечно, должны хорошо питаться, но при этом нужно уделять внимание тому, что вы едите. Тем, кто много медитирует, требуется меньше еды. (Монахи времен Будды не ели после часа дня.) Это способствует успешной практике шинэ. И у вас не будет бессонницы, если вы пропустите ужин.

Обычно монахам запрещается употреблять алкоголь. Однако практикующим лхагтонг он рекомендуется в небольшом количестве. Конечно, не нужно при этом напиваться. В результате практики лхагтонг высвобождается много энергии, а избыток энергии может вызывать нарушения сна. Такого нет в других практиках.

Следующий совет касается времени сна. Ложитесь после 10 часов вечера и вставайте в 5 часов утра. Если вы ложитесь после полуночи, то – даже если вы спите восемь часов – это не приносит настоящей пользы. Так что ложитесь спать до полуночи.

Буддийская медитация - это обобщающее условное название, которым европейские учёные обозначают основные духовные практики, нацеленные на достижение главных целей буддийской культуры: освобождение от сансары , достижение нирваны , обретение состояния архата и Будды , Любви, Сострадания, невозмутимости и других подобных состояний. Термин «медитация» недостаточно точен, поскольку носит обобщающий характер: его используют при переводе десятков доктринальных понятий со множества языков, и им обозначают целый ряд духовных практик, относящихся к нескольким стадиям работы с сознанием и достигнутым уровням сложности (дхьяна , самадхи , випассана , шаматха , самапатти и т. д.) .

Базовые техники медитации, описанные в дошедших до нас древних , получили дальнейшее развитие и были многократно модифицированы в течение веков при передаче от учителей к ученикам.

Буддистская медитация включает в себя множество медитационных техник, нацеленных на развитие внимательности , , умиротворения и прозрения . Буддисты используют медитацию как один из способов достижения просветления и нирваны .

В буддийской психотехнике выделяются два уровня, которые соответствуют общеиндийскому делению на «йогу действия» и «йогу созерцания». Первый уровень включает в себя способы выработки и интенсификации определённых физических и психических способностей, ко второму уровню относятся методы созерцания предметов, психических состояний и процессов, протекающих в организме того, кто практикует физическую йогу . Множество методов буддийской медитации подчинено общей цели – очищению психики и сознания от аффективной окрашенности. При этом ни один метод не носит универсального и общезначимого характера. Выбор метода всегда определяется с учётом типа личности конкретного индивида и преобладающих в его характере аффектов .

Отличительные черты буддийской медитации [ | ]

Основную проблему определения специфики буддийской медитации буддологи видят в том, что буддийская форма медитативной практики, с одной стороны, возникла на основе брахманско -шраманской йоги, а с другой стороны, она занимает центральное место в буддийской сотериологии. Именно буддийская медитация считается в религиоведении тем новым элементом, который Будда Шакьямуни внёс в религиозную жизнь Индии.

В некоторых буддийских источниках [каких? ] утверждается, что архат (буддийский святой) может совершать любые преступления и при этом не оскверняться (то есть не накапливать неблагую карму). Европейские исследователи увидели в таких утверждениях сходство с «белокурой бестией», или сверхчеловеком Ницше , находящимся «по ту сторону добра и зла». Иная точка зрения состоит в том, что подобное понимание носит поверхностный характер, так как архат находится «по ту сторону добра и зла» не из-за собственной аморальности, а, наоборот, потому, что он достиг высшего морального совершенства, при котором все его мысли, слова и поступки становятся благими автоматически, без каких-либо усилий с его стороны. Чрезвычайно важная черта буддийского учения состоит в том, что хотя моральное поведение и не является самоцелью для его последователей, оно всё же представляет собой неотъемлемую и присутствующую на всех этапах религиозного пути составную часть программы спасения .

Буддийский путь спасения представляет собой совокупность моральных норм, психотехники и определённых теоретических представлений. В соответствии с палийской традицией, они обозначаются следующими понятиями: «культура поведения», «культура психики», «культура мудрости». Каждая из данных категорий специфицируется во множестве матрик (терминологических списков, снабжённых числовой индексацией). В европейской буддологической литературе «культура поведения» обычно называется этикой, а «культура психики» и «культура мудрости» часто объединяются в понятии «буддийская медитация». Согласно буддийскому учению, успех медитации возможен только при соблюдении нравственной чистоты медитирующего, поэтому «культура поведения» служит подготовительным этапом медитации. Этому этапу соответствуют следующие звенья восьмеричного пути: правильное действие, правильная речь и правильный образ жизни.

Буддийская добродетель включает в себя четыре уровня этических наставлений:

  1. Правила поведения для обычных мирян, совпадающие с нормами морального кодекса древнеиндийского общества. Главные из них – пять заповедей (панча шила): «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лги», «не опьяняй себя».
  2. Правила внешнего поведения для членов буддийской общины.
  3. Общие методы самотренинга, направленные на достижение членами общины различных уровней спасения.
  4. Методы самотренинга по программе достижения высшей цели буддийской сотериологии – состояния архата. Четвёртый уровень представляет собой совокупность предыдущих трёх уровней плюс реализацию главных буддийских доктрин: четырёх благородных истин, восьмеричного пути и устранение аффектов.

Первые три уровня имеют много общего с методами тренировки брахманских и шраманских общин. Четвёртый же является полностью буддийским нововведением.

Уникальная буддийская точка зрения на духовный путь состоит в том, что любой человек может достичь Просветления собственными усилиями без опоры на слепую веру .

В буддологической литературе понятие «буддийская медитация» употребляется в двух основных смыслах: широком и узком. В широком смысле данный термин служит синонимом всей совокупности разнообразных методик физического и духовного самосовершенствования, в узком смысле – как обозначение всех методов созерцания (bhavana).

Буддийская медитация в узком смысле (бхавана) включает в себя практику «самообладания» (смрити), практику концентрации (самадхи) и практику мудрости (праджня), иначе называемую випассана . Именно випассана представляет собой главную составляющую буддийской медитации. Випассана – это интенсивное понимание, которое даёт проникновение в глубь вещей. Согласно раннему буддизму, истинная природа вещей – это дхармы (простейшие элементы бытия). В буддийской медитации шаматха и випассана дополняют друг друга, но если шаматха нацелена на очищение сознания от всех его прежних объектов, то випассана обеспечивает перекодировку реальности в терминах буддийского учения, то есть вырабатывает привычку видеть и мыслить дискретно (разлагать реальность на дхармы-элементы).

Для планомерной перестройки психики в раннем буддизме были созданы различные классификации дхарм. Первоначально они представляли собой руководства по медитации и лишь впоследствии, в период развития различных буддийских школ, стали предметом теоретического рассмотрения. По словам Э. Конзе , «теория дхарм – это, по существу, техника медитации» .

Примечания [ | ]

Литература [ | ]

  • Аюшеева Д. В. Буддийская созерцательная традиция и современная наука // Вестник БНЦ СО РАН. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН , 2016. - № 4 (24) . - С. 55-60 . - ISSN 2222-9175 . Архивировано 10 апреля 2017 года.
  • Лысенко В. Г. Медитация в буддизме // Философия буддизма: энциклопедия / отв. ред. М. Т. Степанянц ;. - М. : Вост. лит.,ИФ РАН , 2011. - С. 463-469. - 1045 с. - ISBN 978-5-02-036492-9 .
  • Bodhi, Bhikkhu (1999). The Noble Eightfold Path: The Way to the End of Suffering . Available on-line at http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/bodhi/waytoend.html .
  • Bodhi, Bhikkhu (trans.) (2000). The Connected Discourses of the Buddha: A Translation of the Samyutta Nikaya ISBN 0-86171-331-1 .
  • Bodhi, Bhikkhu (ed.) (2005). In the Buddha"s Words: An Anthology of Discourses from the Pāli Canon . Boston: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-491-1 .
  • Brach, Tara (ed.) (2003) Radical Acceptance: Embracing Your Life With the Heart of a Buddha . New York, Bantam Publications. ISBN 0-553-38099-0
  • Brahm, Ajahn (2006). Mindfulness, Bliss, and Beyond: A Meditator"s Handbook . Somerville, MA: Wisdom Publications. ISBN 0-86171-275-7 .
  • Buddhaghosa, Bhadantacariya & Bhikkhu Nanamoli (trans.) (1999), The Path of Purification: Visuddhimagga . Seattle: Buddhist Publication Society Pariyatti Editions. ISBN 1-928706-00-2 .
  • Epstein, Mark (1995). Thoughts Without a Thinker: Psychotherapy from a Buddhist Perspective . BasicBooks. ISBN 0-465-03931-6 (cloth). ISBN 0-465-08585-7 (paper).
  • Fischer-Schreiber, Ingrid, Franz-Karl Ehrhard, Michael S. Diener & Michael H. Kohn (trans.) (1991). The Shambhala Dictionary of Buddhism and Zen . Boston: Shambhala. ISBN 0-87773-520-4 (French ed.: Monique Thiollet (trans.) (1989). Dictionnaire de la Sagesse Orientale . Paris: Robert Laffont. ISBN 2-221-05611-6 .)
  • Gethin, Rupert (1998). The Foundations of Buddhism . Oxford: Oxford University Press. ISBN 0-19-289223-1 .
  • Goldstein, Joseph (2003). One Dharma: The Emerging Western Buddhism . NY: HarperCollins Publishers. ISBN 0-06-251701-5 .
  • Hart, William (1987). The Art of Living: Vipassana Meditation: As Taught by S.N. Goenka . HarperOne. ISBN 0-06-063724-2
  • Gunaratana, Henepola (1988). The Jhanas in Theravada Buddhist Meditation (Wheel No. 351/353). Kandy, Sri Lanka: Buddhist Publication Society. ISBN 955-24-0035-X . Retrieved 2008-07-21 from "Access to Insight" at http://www.accesstoinsight.org/lib/authors/gunaratana/wheel351.html .
  • Kabat-Zinn, Jon (2001). Full Catastrophe Living . NY: Dell Publishing. ISBN 0-385-30312-2 .
  • Kamalashila (1996, 2003). Meditation: The Buddhist Art of Tranquility and Insight . Birmingham: Windhorse Publications. ISBN 1-899579-05-2 . Available on-line at https://web.archive.org/web/20061101181404/http://kamalashila.co.uk/Meditation_Web/index.htm .
  • Kapleau, Phillip (1989). The Three Pillars of Zen: Teaching, Practice and Enlightenment . NY: Anchor Books. ISBN 0-385-26093-8 .
  • Linehan, Marsha (1993). Cognitive-Behavioral Treatment of Borderline Personality Disorder . NY: Guilford Press. ISBN 0-89862-183-6 .
  • Mipham, Sakyong (2003). Turning the Mind into an Ally . NY: Riverhead Books. ISBN 1-57322-206-2 .
  • Nyanaponika Thera (1996). The Heart of Buddhist Meditation . York Beach, ME: Samuel Weiser, Inc.

Поступил мне недавно такой вопрос:

«…Еше, расскажите, пожалуйста, поподробнее как медитировать правильно в буддизме ? Как вы оцениваете правильную или неправильную медитацию, как буддийский учитель в плане того, что ученик может совершить свои ошибки? Обучаете ли вы медитации своих учеников?..»

Данный вопрос так или иначе похожий вопрос мне задается переодически не только в среде моих учеников, но и среди новичков буддистов, которые только-только подошли к медитации и не умеют толком её делать. Собственно, иногда и буддисты по рождению не знают не то, что про медитацию, но и про сутры и Будд.

Ответ на вопрос: «Как правильно медитировать?»

Ответ на вопрос : «Как правильно медитировать? » — может вам дать только ваш личный учитель в зависимости от вашего уровня развития и пути, а также воззрений и практики. В целом, сама медитация вещь тайная, как бы это смешно не звучало и люди на Западе пока мало что, (очень мало, только крупицы), знают про медитацию и про то, как следует правильно медитировать.)

Медитация может иметь несколько уровней, например медитация с концентрацией и основой, и без них. Аналитическая медитация и медитация без анализа. Собственно, исходя из этого и складывается путь ученика и духовный рост через практику медитации.

Правильности и неправильности медитации

Правильности и неправильности медитации , о которых следует сразу сказать. Проверьте эти пункты, перед тем как медитировать, обязательно.

Первое — если вы инвалид (по рождению или в результате травмы), без рук и без ног, глаз и тд, забудьте о медитации и духовной буддийской практике вообще. Так как только полноценный человек может практиковать буддизм — сексуально, умственно и физически полноценный человек или личность. Здоровое тело и здоровые чакры необходимы чтобы практиковать буддийский путь — Сутры и Тантры.

Второе — если вы умственно неполноценный человек, то забудьте на время про медитацию. Имеется в виду, что у вас проблемы с логикой и мышлением, вы часто поддаетесь эмоциям и негативу. Медитировать с таким умом не следует ибо ваши проблемы станут серьезнее и вы станее опасны для общества и себя самого.

Третье — если вы бисексуал или гомо, транс или сексуально озабоченный человек, то тоже забудьте пока про медитацию. Только и только гетеросексуальный человек со средним либидо может практиковать медитацию иначе вас ждут очень плохие кармические результаты.

Четвертное — если у вас есть психические расстройства и проблемы с позвоночником, шеей и головой (травмы, психозы и расстройства ЦНС, а также психики) — забудьте про медитацию, или вас ждут еще большие приступы болезней, препятствия и куча новых проблем.

Пятое — если у вас нет учителя (в идеале с опытом и буддийского), то забудьте про медитацию, потому что важна традиция передачи, иначе этот путь приведет вас в никуда. Вам будет очень важным и полезным внимание, забота, мудрость и опыт со стороны учителя, без него в медитации делать нечего, просто не получиться даже понять, что такое медитация? Уже не говорю просто про духовное развитие — его не будет…

Как буддийский учитель смотрит на медитацию ученика

Как буддийский учитель смотрит на медитацию ученика и то, что он может совершить ошибки? Нормально и адекватно. Ведь мы не совершенны. И как езде на велосипеде, медитации тоже нужно время, чтобы научитьсся. Да, ошбки среди учеников рядовой случай, они могут касаться воззрения, позы, времени, состояния и тд во время и до медитации.

Буддизм — древнейшее духовное течение, открывшее путь к Богу миллионам своих последователей. Родившийся на востоке несколько десятков столетий назад, буддизм стал колыбелью мудрости и древнейшего знания, выраженного не только в писаниях, но и в реальных, еще и поныне работающих практиках и медитациях...

Люди дзен говорят: «Просто сиди, ничего не делай». Самое трудное занятие на свете — просто сидеть и ничего не делать. Но если у вас это получается, если в течение нескольких месяцев вы сможете, ничего не делая, сидеть по несколько часов...

Тибетские буддисты верят, что Ади-Будда, изначальное и высшее существо, создало Дхиани Будд силой своей медитации.
Пять Дхиани Будд являются небесными Буддами, визуализация которых совершается во время медитации...

Приступая к медитации, вам прежде всего нужно познакомиться с особенностями эффективного отдыха. Не сна, а осознанного отдыха. Вам нужно уметь отпускать, осознанно сдавать контроль над телом. Именно тогда тело и ум достаточно сбавляют темп, чтобы вы могли безмятежно осознавать свой внутренний мир.

Эта статья была впервые опубликована в выпуске журнала "InsightJournal" за осень 2002 года. Переиздается с разрешения журнала. Эти указания были получены на девятидневном ритрите, проведенном Ли Брейсингтоном в апреле 2002 года в "Баррском центре буддийских исследований". Палийское слово "джхана" (санскр. "дхъяна")...

На наших ритритах участники практикуют осознанность в четырёх различных позах: при ходьбе, стоя, сидя и лёжа. Они стараются непрерывно поддерживать состояние осознанности, в какой бы позе ни находились. Для медитации осознанности основной позой является положение сидя...

Этот кpаткий очеpк послужит Вам введением в пpактику "медитации видения-как-есть", излагаемой в тpадиции буддизма Тхеpавады. Чтобы пpименять ее, Вам не обязательно знать учение Будды, хотя такое знание может помогать Вам пpояснять личное понимание миpа, возникающее...

Эта практика - нечто особенное. Мы не будем заниматься ею, если поставим целью освобождение самих себя от страданий. Но, не включив в свою духовную практику медитации практики «преобразования, тренировки ума», мы не сможем идти по пути, ведущему к освобождению от...

Поделиться