Уроки джапы-медитации для начинающих. Самостоятельная джапа медитация

Что может рассказать о джапа-медитации Е.С. Шачинандана Свами - организатор ежегодных личных интенсивных джапа-ретритов для всех желающих улучшить свою практику повторения Святых Имен, или джапа-медитацию?..

Я люблю думать о повторении мантры как об упражнении, которое развивает мои отношения с Божественной четой: Шри Шри Радхой и Кришной. Суть воспевания в том, чтобы думать о личности или об отношениях с той личностью, имя которой ты произносишь. Однако, на начальном этапе повторения мантры, когда садхака берёт в руки джапа-малу, он готовится к тому, чтобы хотя бы противостоять своему самому жестокому врагу: беспокойному уму.

Победить ум может только прекраснейший Манохар, Господь Кришна. Но как садхака приобретет Кришну в форме Его Святого имени, если его ум всегда блуждает от образа Кришны к материальному миру? Ведь только чистый ум способен сосредоточиться на лотосных стопах Радхи и Кришны. Беспокойный ум будет перескакивать от Радхи и Кришны к притягательным и непривлекательным вещам повседневной жизни материального мира.

Если преданный хочет контролировать свой ум, то он должен быть как пилот самолета, который заметил, что его самолет отклонился от курса из-за влияния сильного ветра. Фиксируя направление в уме, пилот сможет вернуться к прежнему курсу. Чтобы помочь очистить ум и устремить его на правильный курс, Шрила Санатана Госвами в своём произведении «Хари-Бхакти-Виласа» дает шесть эффективных правил для совершенствования джапы.

Шесть правил эффективной джапа-медитации:

Первое правило – это манах самскаранам, способность контролировать ум. Господь Кришна упоминал об этой практике в «Бхагавад-гите» (6.26):

«Куда бы ни устремлялся ум, изменчивый и беспокойный по природе, йог всегда должен возвращать его под власть своего истинного «Я».

Как это сделать? Самый простой путь - это смотреть на графическое изображение маха-мантры во время её повторения.

Это стандартная йогическая медитация Гауракишоры даса бабаджи, надиктованная в письме к ученику, в котором он советует ему произносить имя и одновременно смотреть на слоги маха-мантры. Такой тип визуальной медитации является йогической практикой, это - мистический процесс. Сложно объяснить его с точки зрения западной психологии, но это невероятно эффективный метод для фиксации ума. После некоторого времени простого повторения и чтения мантры одновременно ум поддастся и успокоится.

Следующий метод улучшения джапа-медитации - это шаучам, внешнее и внутреннее очищение. Чистота ума очень важна для преданного. Следует отметить, что когда преданный читает мантру, все воспоминания усиливаются - начинает всплывать в уме всё, на что он посмотрел, всё, что он читал, и всё тайные взгляды, брошенные на противоположный пол, приобретают какой-то мистический оттенок. Все это похоже на несрежиссированное, любительское домашнее кино в уме. Поэтому, повторять мантру можно легко тогда, когда зеркало ума не покрыто пылью и грязью, - поэтому так важно постоянно заботиться о чистоте ума.
Шачинандана Свами: «Суть воспевания в том, чтобы думать о личности или об отношениях с той личностью, имя которой ты произносишь»

Третье качество - это мауна, молчание. Праджалпа - разговоры не по сути, или разговоры ради самих разговоров, - загрязняет ум. Следует избегать праджалпы в нашем Движении сознания Кришны, поскольку эффект от этого приносит только беспокойства. Санатана Госвами говорит, что из всех оскорблений наихудшее — критика ваишнавов. Следует научиться быть молчаливым, когда дело касается материальных тем, но словоохотливым - когда обсуждаются духовные темы. Надо говорить о Кришне, и, если кто-то хочет насладиться драмой или скандалом, то он может вспомнить о Господе Нитьянанде, например, как Он ударил Своего дорогого преданного в грудь. Когда мы говорим о духовных вещах, ум очищается.

Следующее качество эффективной джапа-медитации - мантрартха-чинтана: размышление о значении мантры. Рекомендуется проговаривать мантру осмысленно, потому что только так можно оторвать праздный от повседневных материальных забот и дел. Поэтому необходимо медитировать с особым настроением: «О Радха, о Кришна! Пожалуйста, займите меня в служении вам».

Начальное служение может относиться к миссии проповеди. Более продвинутое служение называется бхава-сева, где в настроении любви приближается к Радхе и Кришне в соответствии с правилами, описанными в «Прартханс» Нароттамы даса Тхакура, путеводителе для ваишнавов.

«Когда я повторяю мантру, я украшаю тело Господа цветами - мне нравится выполнять это служение во время воспевания». Откровение одного из старших преданных

Смысл этого процесса в том, чтобы созерцать смысл мантры. Преданный должен самостоятельно познакомиться со значением мантры.

Шачинандана Свами: «Стремиться поскорее завершить свои круги - это не настроение бхакти. »

Например, у нас есть объяснение маха-мантры Гопалы Гуру Госвами:
первое слово «Харе», по его словам, означает: «Хари завладевает моим умом и избавляет меня от рабства материального мира;

«Кришна» означает: «О Кришна, привлеки мой ум»;

Следующее «Харе» означает: «О Хари, погрузи мой ум в блаженство Твоего имени, образа и игр»;
Четвертое имя, «Кришна» означает: «О Кришна, позволь мне находиться в обществе Твоих преданных — это очистит мой ум и даст знание о преданном служении Тебе».

Следующее слово «Кришна» означает: «О Кришна, даруй мне твердую веру в Твое имя, образ, качества и игры».

Последующее - «Кришна»: «О Кришна, даруй мне вкус к Твоему имени, образу, качествам и играм».

Потом, «Харе»: «О Хари, благослови меня, чтобы я смог служить Тебе достойно».

Затем снова - «Харе»: «О Хари. Радха, дай мне то служение, которое Ты считаешь, я способен исполнять для Тебя».

Авьягратва или терпение - это еще одно качество, необходимое для джапа-медитации. Его очень важно развивать, но не форсируйте практику. Стремиться поскорее завершить свои круги - это не настроение бхакти. Приходилось ли вам когда-нибудь чувствовать, что ваш собеседник хочет поскорее уйти от вас? Тогда вы и сами захотели бы уйти: «Если наша встреча нисколько не важна для вас. тогда я сам завершу её - нет смысла продолжать. У меня больше нет интереса к ней».

«Приходилось ли вам когда-нибудь чувствовать, что ваш собеседник хочет поскорее уйти от вас?.. Не торопитесь во время повторения маха-мантры». Шачинандана Свами

Не торопитесь во время повторения мантры, поскольку Кришна может сбежать от вашей практики джапы, когда Он увидит, что вы просто хотите «завершить её». Он может сказать: «Я уйду до того, как ты окончательно оставишь Меня». И тогда вы останетесь наедине со своими скучными кругами.

Последнее качество - это анирееда, непреклонность, то есть упорство. Слово «нирведа» означает «равнодушие», «безразличие», или даже «депрессию», частичка «А» перед этим слово означает «не». Другими словами, если повторение мантры не приносит мгновенных результатов, то вы не должны терять надежды.
Все эти шесть качеств направлены на то, чтобы утвердить человека в том, что повторение мантры - это жизненная миссия. Воспевание начинается не тогда, когда преданный садится повторять джапу, а когда преданный хочет повторять святое имя должным образом. А для этого он должен подготовить себя к такой жизни, развивая необходимые для этого качества.

Пранава (Омкара, слог Ом)
ОM (Аум) - это всё. Ом - это имя, символ Бога, Ишвары, Брахмана. Ом - это ваше истинное имя. Слог Ом покрывает весь опыт, который человек обретает в трех состояниях сознания. Слово Ом поддерживает все проявленные миры. Из слога Ом проявилась эта воспринимаемая чувствами Вселенная. Мир существует в слоге Ом и исчезает в этом звуке. А представляет физический план, у - ментальный и астральный планы, мир разумных духов, все небеса, ам - состояние глубокого сна и всё, что неизвестно бодрствующему сознанию, все, что недоступно интеллекту. Ом представляет всё. Ом - это основа вашей жизни, мысли и разума. Ом - это всё. Все слова, обозначающие объекты, сходятся в слове Ом. Таким образом, весь мир вышел из звука Ом, пребывает в нем и в нем же исчезает. Приступая к медитации, громко произнесите Ом три, шесть или двенадцать раз. Это выгонит из ума все мирские мысли и уберет викшепу (метания ума). Дальше повторяйте Ом в уме.

Джапа мантры Ом (Пранава-джапа) оказывает потрясающее воздействие на ум. Метод повторения священного слога Ом всегда привлекал внимание всех европейцев, имеющих дело с Востоком. Вибрации этого слова так сильны, что, переусердствовав, можно обрушить даже большое здание. В это, конечно, трудно поверить, не убедившись на практике, но, однажды испытав это, легко понять, что вышеприведенное утверждение - чистая правда. Я на себе ощутил силу вибраций и могу всецело поверить, что возможен упомянутый эффект. Произнесенная по буквам, эта мантра окажет на ученика определенное воздействие, но если ее произнести правильным способом, она пробуждает и изменяет каждый атом в физическом теле, порождает новые вибрации и состояния, пробуждает в теле духовную силу.

Хари нама
У каждой мантры есть шесть составляющих:

Есть риши (мудрец), который первым обрел самоосознание посредством этой мантры и который дал эту мантру другим. Он - пророк этой мантры. Мудрец Вишвамитра - это риши гаятри-мантры.
Мантра написана определенным стихотворным размером.
Существует особый Дэвата, божество-покровитель мантры.

У нее есть биджа (семя). Оно придает мантре особую силу. Это - суть мантры.
Каждая мантра имеет шакти.

И наконец, она имеет килаку (колышек, клин). Он запирает мантра-чайтаныо, скрытую в мантре. Когда продолжительное постоянное повторение имени устраняет пробку, скрытая чай-танья высвобождается. Бхакт удостаивается лицезрения Ишта-дэваты.

Мананат траяте ити мантрах - "Мананой (постоянным размышлением, памятованием), которой защищаются или освобождаются, является мантра". Именно мантра приводит к постижению личного Ишта-дэваты. С практической точки зрения Ишта-дэвата и мантра являются одним и тем же.

Просто лишь вспомнив Имя, можно уничтожить все грехи, накопленные за много рождений.
Харер-нама харер-нама харер-намайва кевелам /кому настьева настьева настьева гатир аньятха. В этой кали-юге есть лишь имя Хари, Хари, Хари. В этой кали-юге нет других способов, нет другого пути и никакого другого метода спасения. Даже грехи величайших из грешников сводятся на нет произношением имени Хари (имени Бога). Мало того, делая это, мы получаем вечную безопасность, самоосознание и вечное счастье. Настолько важна Хари-нама.

Рама на сакахин нама гун гай -Даже Рама, сам Бог, не может описать величие намы. Что же говорить о нас? Особенно мантра нужна в нашу эпоху. Потому что в этой кали-юге (железном веке): Кали юга кевала нама адхара - "Единственная опора в железном веке (кали-юге) - имя Бога". Нет других способов приобретения вечного счастья и покоя, которые были бы проще и легче, чем этот.
Рама нама манидапи дхару джиха дехари двар
Тулси бхишар бахер хун джо нахаши уджияр.

Положи этот драгоценный камень, свет Рама-намы (имени Рамы) на пороге твоей двери, языка, если ты хочешь осветить себя (свое "я") как внутри, так и снаружи.

Улта нама джапат джага джана,
Валмики бхайе брахма самана.

Всему миру известно, что даже произнося Имя в его противоположной форме, произнося Мара-Мара вместо Рама-Рама, великий святой Валмики стал самим Брахманом.

Если улта-нама приносит такой эффект, что же говорить о величии правильно произнесенного Имени!
Гапхил ту хай гхадьял ях дета хай манади
Гардунен гхади умар ки аур гхатади.

О беззаботный! Снова и снова напоминает тебе колокол. Время привело тебя к границе твоей жизни. А поэтому:

Рама намаки лут хай, лут саке то лут,
Анта кал пачхатаега джаб прана джаенге чут.

Следует взять себе в избытке имя Шри Рамы. В противном случае в последний миг жизни, когда приблизится смерть и прана (жизнь) прекратит пребывание в теле, останется лишь скорбеть по нему и призывать его.

Рама нама арадхбо тулси бритха на джай,
Ларикай ко паири бо аге хата сахай;
Тулси апне рам ко ридж бхаджо я кхидж,
Улта сиддха джамихайн кхет паре те бидж.

Знаменитый поэт Госвами Тулсидасджи говорит "Как обучение плаванью в детстве когда-нибудь очень пригодится в будущем, так и прославление имени Рамы никогда не проходит бесследно". Он говорит, что, если вы поминаете имя в хорошем или дурном настроении, оно наверняка произведет положительный эффект, так же как семена в поле, брошенные правильно или неправильно, дают полезные всходы.

Те, кто не верят в это, могут попробовать делать так ради эксперимента, проверки, а затем поступить так, как, по их мнению, будет правильно. Вовсе не мудро тратить время на споры и пустые обсуждения. Жизнь коротка. Время убегает. Тело постоянно разлагается. Совершая джапу или нама-смарану, вы ничего не теряете, а только приобретаете.

Калисантарана-упанишада
В конце двапара-юги риши Нарада подошел к Браме, Создателю, и спросил: "О Господь! Как, странствуя по этому миру, смогу я перейти через век кали?" Брама ответил: "Внимай потаенному, тому, что шрути держат в тайне, используя что можно пересечь сансару в кали-юге. Пагубное влияние кали можно преодолеть просто лишь произнеся имя Господа Нараяны". Снова спросил Нарада: "Могу ли я узнать имя, Господь?" Брама ответил:

Харе рама харе рама, рама рама харе харе,
Харе Кришна харе Кришна, Кришна Кришна харе харе.

Эти 16 имен несомненно разрушают пагубные эффекты кали. Они убирают аварану (пелену невежества) дживы, окруженную шестнадцатью калами (лучами). Тогда, подобно солнцу, что сияет в полную силу, когда облака разогнаны, единый Парабрахман сияет в полном великолепии".

Нарада спросил: "О Господь! Могу ли я узнать правила, которые следует соблюдать при повторении мантр?" Брама ответил: "Нет никаких правил. Кто бы, в чистом или нечистом состоянии, ни произнес их, тот всегда достигает салокьи (пребывания в мире Брахмана), самипьи (близости к Брахману), сарупьи (такой же формы, что у Брахмана) или саюджьи (растворения в Брахмане)".

Тот, кто произнес три с половиной кроры (35 миллионов) раз эту мантру, состоящую из 16 имен, избавляется даже от греха убийства брахмана. Он очищается от греха хищений золота. Он очищается от греха сожительства с женщиной низкой касты. Он очищается от греха неправедных поступков по отношению кпитри (предкам), да вам и людям. Оставив все дхармы, он сразу же освобождается от всех грехов. Он одновременно освобождается от всех привязанностей и обретает мукти.

Это - Калисантарана-упанишада из кришна (черной) Яджур-веды. В Бенгалии эту мантру повторяет множество людей. Это любимая мантра бенгальских вишнуитов.

Джапа впдкана (правила джапы)
Джапа - это повторение любой мантры или имени Бога с бха-вой и чувством. Джапа убирает нечистоту ума, разрушает грехи и ставит бхакта пред лицо Господа.

Каждое имя полно бесчисленных сил. Подобно тому как огонь имеет природное свойство сжигать предметы, так же и имя Бога обладает силой сжигать грехи и желания. Слаще всех сладостей, полезнее всех благих вещей, чище всего чистого - таково имя Бога.

Имя Бога-это лодка, чтобы переплыть сансару. Это оружие для победы над умом.
Повторение мантры вновь и вновь генерирует большую духовную силу, придает поступательный импульс и усиливает духовные самскары.

Повторение мантры порождает вибрации. Вибрации создают определенные формы. Повторение Ом намах Живая проявляет форму Господа Шивы в уме; повторение Ом намо Нараяная проявляет форму Господа Хари.

Величие имени Бога не может быть установлено доводами и интеллектом. Без сомнения, его можно пережить, постичь только путем преданности, веры и постоянного повторения.
Есть три вида джапы: манасика-джапа (джапа в уме), упам-су-джапа (бормотание) и вайкхари-джапа (громкая, слышимая).

Повторение джапы в уме (манасика-джапа) сильнее громкой джапы.
Встаньте в 4 утра и два часа совершайте джапу. Брахмамухур-та наиболее благоприятное время для джапы и медитации.

Если вы не можете омыть все тело, омойте ладони, ступни, лицо и тело, а затем садитесь для джапы.
Садитесь лицом на север или восток. Это усилит воздействие джапы.

Сидите на траве куша, или на оленьей шкуре, или на коврике. Покройте их куском ткани. Это сохраняет телесное электричество.
Перед тем как приступить к джапе, прочитайте молитвы.

Примите устойчивое положение. У вас должна быть асана-джая (победа над асаной). Нужно, чтобы вы могли сидеть в падма-, сидцха- или сукха-асане по три часа подряд.

Повторяя мантру, чувствуйте, что Господь пребывает в вашем сердце, что саттва (чистота) течет от Господа в ваш ум, что мантра очищает ваше сердце, разрушает желания, вожделения и дурные мысли.

Не совершайте джапу торопливо, подобно наемному работнику, который торопливо пытается закончить свою работу. Творите ее медленно, с бхавой, однонаправленностью ума и безраздельной преданностью.

Произносите мантру отчетливо и без ошибок. Не повторяйте ее слишком быстро или слишком медленно.
Не перебирайте четки с помощью указательного пальца. Пользуйтесь большим, средним и безымянным пальцами. Не переходите через Меру (разделительную бусину): дойдя до конца четок, переверните их и перебирайте в обратную сторону. Покройте вашу руку полотенцем.

Во время джапы пребывайте в бодром сознании. Будьте настороже. Если сон пытается побороть вас, встаньте и творите джапу стоя.

Примите решение не уходить, пока не закончили повторять определенное минимальное количество мал (числа всех бусин на четках).

Мала -это кнут, используемый, чтобы направить ум к Богу.
Иногда творите джапу без малы. Руководствуйтесь часами.

Наряду с джапой занимайтесь медитацией. Это -джапа-са-хита-дхьяна. Постепенно джапа отпадет и останется одна лишь медитация (джапа-рахита-дхьяна).

Повторяйте джапу четыре раза в день: рано утром, в полдень, вечером и ночью.
Поклоняющийся Господу Вишну должен повторять Ом намо Нараяная; поклоняющийся Господу Шиве - Ом номах Шивая; поклоняющийся Господу Кришне - Ом намо Бхагавате Васу-дэвая; а преданный Господа Рамы - Ом Шри Рамая намах или Ом Шри Рама джая Рама джая джая Рама; поклоняющийся Дэви (Дурге) -гаятри-мантру или Дурга-мантру.

Предпочтительно придерживаться одной мантры. Видьте Господа Кришну в Раме, Шиве, Дурге, Гаятри и во всех.

В джапа-садхане чрезвычайно важна регулярность. Садитесь на то же место, в то же время.
Пурасчарана - это повторение мантры способом акшара-лакша, т. е. столько лакш (сотен тысяч) раз, сколько букв содержит мантра.

Джапа должна войти в привычку. Даже во сне вам следует творить джапу.
Джапа-йога - это простейший, быстрейший, безопаснейший, наиболее надежный и дешевый путь достижения бого-осознания. Слава Господу! Слава, слава Его имени!
О человек! Найди прибежище в Имени. Нама и Нами - неразделимы.

Транскрипция
Номерпп Мантра Дэвата.

1 Ом Шри Маха-ганапатайе намах Господь Ганапати
Ом намах Шивая (паньчакшара -мантра) Господь Шива
3. Ом намо Нараяная (аштакшара-мантра) Господь Хари
4. Хари Ом Господь Хари
5. Хари Ом тат сат Господь Хари
6. Харе Рама Харе Рама, Рама Рама Харе Харе, Маха-мантра Харе Кришна Харе Кришна, Кришна Кришна Харе Харе
7. Ом намо Бхагавате Васудэвая Господь Кришна
8. Ом Шри Кришная Говиндая Господь Гопиджанаваллабхая намах Кришна
9. Ом Шри Кришная намах Господь Кришна
10. Ом Шри Рама, джая Рама, джая джая Рама Господь Рама
11. Ом Шри Рамая намах Господь Рама
12. Ом Шри Сита-рамачандрабхьям намах Господь Рама
13. Ом Шри Рама Рама Рамети, Раме Раме Господь Рама
Манораме, сахасранама таттульям Рама нама варанане
14. Ападамапахарттарам датарам сарвасампадам Господь Рама локабхирамам Шри Рамам бхуйо бхуйо намамьяхам

15. Артанамартихантарам бхитанам Господь Рама бхитинашанам; двишатам каладандам там
Рамачандрам намамьяхам
16. Рамая Рамабхадрая Рамачандрая ведхасе Господь Рама Рагхунадхая натхая Ситаях патайе намах
17. Сита Рам; Радхе Шьям; Радхе Кришна Джугал-мантра
18. Ом Шри Рамах шаранам мама Шаранагати-мантра
19. Ом Шри Кришнах шаранам мама Шаранагатн-мантра
20. Ом Шри Сита-Ра мах шаранам мама Шаранагати-мантра
21. Ом Шри Рамачандра-чаранау шаранам Шаранагати-прападье - мантра
22. Ом Шриман Нараяна-чаранау шаранам Шаранагати-прападье мантра
23. Сакридэва прапанная тавасмити ча ячате; Шаранагати-абхаям сарвабхутебхьо дадамьетад вратам мама мантра

24. Ом Шри Ханумане намах Шри Хануман
25. Ом Шри Сарасватьяй намах Шри Сарасвати
26. Ом Шри Каликаяй намах Шри Кали
27. Ом Шри Дургаяй намах Шри Дэви
28. Ом Шри Маха-лакшмьяй намах Шри Лакшми
29. Ом Шри Шараванабхавая намах Господь Субрахманья (Карттикея)
30. Ом Шри Трипура-сундарьяй намах Трипура Сундари
31. Ом Шри Бала-Парамешварьяй намах Шарада
(Сарасвати)

32. Ом со"хам Ведантическая формула
33. Ом ахам брахма"сми Ведантическая формула
34. Ом Тат твам аси Ведантическая формула
35. Ом трьямбакам яджамахе сугандхим Маха-мрить-пуштивардханам, урварукам ива юнджая бандханан-мритьормукшия ма"мритат

Гаятри (мантры из 24 слогов) различных Дэват

Транскрипция
1. Ом Экадантая видмахе Вакратундая дхимахи, тано Данти прачодаят
2. Ом Татпурушая видмахе Вакратундая дхимахи, тано Данти прачодаят
3. Ом Ведатмане видмахе Хираньягарбхая дхимахи, тано Брахма прачодаят
4. Ом Чатурмукхая видмахе Камандалудхарая дхимахи, танно Брахма прачодаят
5. Ом Нараяная видмахе Васудэвая дхимахи, танно Вишнух прачодаят
6. Ом Ваджранакхая видмахе Тикшнадамштрая дхимахи, танно Нрисимха прачодаят
7. Ом Нрисимхая видмахе Ваджранакхая дхимахи, тано Симхах прачодаят
8. Ом Татпурушая видмахе Суварнапакшая дхимахи, тано Гарудах прачодаят
9. Ом Татпурушая видмахе Махадэвая дхимахи, тано Рудрах прачодаят
10. Ом Татпурушая видмахе Сахасракшая дхимахи, тано Рудрах прачодаят
11. Ом Татпурушая видмахе Нандикешварая дхимахи, танно Вришабхах прачодаят
12. Ом Татпурушая видмахе Махасеная дхимахя" тано Скандах прачодаят
13. Ом Шанмукхая видмахе Махасеная дхимахи тано Шаштхах прачодаят
14. Ом Бхаскарая видмахе Махадьютикарая дхимахи, танно Адитьях прачодаят
15. Ом Адитьяя видмахе Сахасракираная дхимахи, тано бханух прачодаят
16. Ом Прабхакарая видмахе Дивакарая дхимахи, тано Сурьях прачодаят
17. Ом Катьяяньяй видмахе Каньякумарьяй дхимахи, танно Дурга прачодаят
18. Ом Махашулиньяй видмахе Махадургаяй дхимахи, танно Бхагавати прачодаят
19. Ом Дашаратхае видмахе Ситаваллабхая дхимахи, тано Рамах прачодаят
20. Ом Анджанеяя видмахе Вайюпутрайя дхимахи, тано Хануман прачодаят
21. Ом Дэвакинанданая видмахе Васудэвая дхимахи, тано Кришнах прачодаят
22. Ом Гопалая видмахе Гопиджанаваллабхая дхимахи, танно Гопалах прачодаят
23. Ом Джамадагньяя видмахе Махавирая дхимахи, тано Парашурамах прачодаят
24. Ом Дакшинамуртае видмахе Дхьянасгхая дхнмахи, танно Дхишах прачодаят
25. Ом гурудэвая видмахе Парабрахмане дхимахи, тано гурух прачодаят
26. Ом Хамсая видмахе Парамахамсая дхимахи, тано Хамсах прачодаят
27. Ом Парамахамсая видмахе Махататтвая дхимахи, танно Хамсах прачодаят
28. Ом Вагишварая видмахе Хаягривая дхимахи, тано Хамсах прачодаят
29. Ом Парамешварая видмахе Парататтвая дхимахи, танно Брахма прачодаят
30. Ом Вагдевьяй ча видмахе Камарапжая дхимахи, тано Дэви прачодаят
31. Ом Махадэвьяй ча видмахе Вишнупатньяй ча дхимахи, танно Лакшмих прачодаят
32. Ом Сарвасаммохиньяй видмахе Вишваджананьяй дхимахи, таннах Шактих прачодаят
33. Ом Бхагаватьяй ча видмахе Махешварьяй ча дхимахи, танно Аннапурна прачодаят
34. Ом Каликаяй ча видмахе Шмашанавасиньяй дхимахи, танно Агхора прачодаят

Ануштубха-мантра (мантры из 32 слогов)

Транскрипция
1. Ом Уграм Вирам Махавишнум Джвалантам
Вишватомукхам, Нрисимхам Бхишанам Бхадрам Мритьюмритьюм намамьяхам
2. Ом Рамабхадра Махешваса Рагхувира Нрипоттама, бхо Дашасьянтакасмакам ракшам Куру шриям ча ме
3. Ом Кришная Васудэвая Харайе Параматмане, Пранатаклешанашая Говиндая намо намах
4. Ом Кришная Васудэвая Харайе Дэваки-нанданая ча, Нанда-гопа-кумарая Говиндая намо намах
Ом Кришная Ядавендрая Джнянамудрая йогине, Натхайя Рукминишайя намо Ведантаведине
6. Ом Васудавасутам Дэвам Камсачанурамарданам, Дэваки-параманандам Кришнам ванде Джагад-гурум
7. Ом Ригьяджух самарупая Ведахарана кармане, Пранаводгита вапуше Махашваширасе намах

Мантра преданности

Ом намо"стy те махайогин прапаниаманушадхи мам | ятха тваччаранам бходжератих сьяданапайини ||
"Склоняюсь пред Тобой, о великиййогин! Молю, направь меня, припавшего к Твоим ногам, дабы я обрел непреходящее утешение в твоих лотосных стопах".

Величие мантр
Мантра - это божественность. Мантра и покровительствующий Дэвата едины. Сама мантра - это Дэвата. Мантра - это божественная сила (дайви шакти), проявляющаяся в звуковом теле. Постоянное повторение мантры с верой, преданностью и чистотой увеличивает шакти (силу) устремленного, очищает и пробуждает мантра-чайтаныо, сокрытую в мантре, и наделяет садхаку мантра-сиддхами, просветлением, свободой, покоем, вечным блаженством и бессмертием.

Благодаря постоянному повторению мантры садхака насыщается достоинствами и силами божества, опекающего мантру. Повторение Сурья-мантры приносит здоровье, долгую жизнь, активность, жизненность, теджас (сияние). Эта мантра устраняет все болезни тела и глазные болезни. Никакой враг не сможет причинить вреда. Очень полезно повторение Адитья-хридайи рано утром. Господь Рама победил Равану благодаря повторению Адитья-хридайи, которую ему сообщил риши Агастья.

Мантры сложены в форме прославления божеств и призыва к ним, мантры просят о помощи и прощении. Некоторые мантры управляют и повелевают злыми духами. Ритмические вибрации звука порождают формы. Произнесение мантры вызывает образ определенного божества.

Повторение Сарасвати-мантры Ом Шри Сарасватъяй намах дарует вам мудрость и здравомыслие, сделает вас образованным человеком. Вас посетит вдохновение, и вы будете сочинять поэмы. Вы станете великим ученым. Повторение Ом Шри Маха-лакшмьяй намах принесет вам достаток и устранит бедность. Ганеша-мантра устранит все препятствия в любом начинании. Она ниспошлет вам мудрость, как, впрочем, и сиддхи, богатство и т. д. Маха-мритыонджая-мантра предотвратит несчастные случаи, уберет неизлечимые болезни и несчастья и ниспошлет долгую жизнь и бессмертие. То же и с мокша-мантрой. Творящие ежедневно джапу этой мантры будут иметь хорошее здоровье, долгую жизнь и под конец достигнут мокши. "Мы поклоняемся трехглазому Господу (Шиве), наполненному сладким ароматом, питающему всех существ.

Подобно тому как спелый огурец отделяют от стебля, да освободит он меня от оков санса-ры и смерти и да укрепит он меня в бессмертии". Таково значение Маха-мритыонджая мантры:

ом трьямбакам яджамахе сугандханам пуштивардханам / урварукам ива бандханан мритьормукшия ма"мритат

Это мантра, дарующая жизнь. В наши дни, когда жизнь весьма усложнилась, ежедневно происходят несчастные случаи. Эта мантра предохраняет от укуса змеи, дорожных аварий, пожаров, происшествий на воде, авиакатастроф и т. п. Болезнь, которую врачи признали неизлечимой, может быть устранена этой мантрой, если ее повторять искренне, с верой и преданностью. Это - оружие против всех болезней. Данная мантра побеждает смерть.

Это также и мокша-мантра, мантра Господа Шивы. Она дарует здоровье (арогыо), долгую жизнь (диргха-аюс), умиротворенность (шанти), богатство (айшварью), преуспевание (пуш-ти), удовлетворение (тушти) и бессмертие (мокшу).

Повторите в свой день рождения эту мантру лакшу (сто тысяч) раз. Или хотя бы 50 000 раз. Совершите хавану (огненное жертвоприношение), накормите садху (духовных людей), бедных и больных.

Повторение Субрахманья-мантры Ом Шри Шараванабхавая намах принесет вам славу и успех в любом начинании. Она устранит пагубные влияния и защитит от злых духов. Повторение Шри Хануман-мантры Ом Шри Ханумате намах принесет победу и укрепит вас. Повторение паньчадашакшары и шода-шакшары (шри-видьи) даст вам достаток, силу, свободу и все, что хотите. Вы должны научиться этой видье непосредственно от гуру.

Если повторить гаятри, или Пранаву, или Ом намах Шивая, Ом намо НараянаЯу или Ом наш Бхагавате Васудэвая лакшу с четвертью раз, с бхавой (верой) и преданностью, то вы обретете мантра-сиддхи.

Ом, со"хам, Шиво"хам, ахам брахма"сми -это мокша-мантры. Они помогут вам достичь самоосознания. Ом Шри Рамая намах, Ом намо Бхагавате Васудэвая-это сагуна-мантры, которые позволят вам достичь вначале сагуна-осознания, а в конце - и ниргуны.

Чтобы быстро приобрести мантра-сиддхи, следует в дни затмений повторять мантру, излечивающую от укусов скорпиона и кобры. Вам следует стать в воду и повторять эту мантру. Так- сильнее и эффективнее. Чтобы обрести мантра-сиддхи, эту мантру можно повторять также и в обычные дни.

Мантра-сиддхи для излечения от укусов скорпиона и т. п. можно получить в течение 40 дней. Повторяйте мантру регулярно с верой и преданностью. Приступайте к джапе рано утром, совершив омовение. Соблюдайте брахмачарью (половое воздержание) и 40 дней живите на молоке и фруктах или прибегните к ограниченной диете.

Мантрами можно излечить хронические болезни. Пение мантр генерирует мощные духовные волны или божественные вибрации. Мантры проникают в физическое и астральное тела пациентов и устраняют причины страданий. Они наполняют клетки чистой саттвой, божественной энергией. Они убивают микробы и оживляют клетки и ткани. Они -лучшие, сильнейшие антисептики и бактерициды. Они более сильны, чем ультрафиолетовые или рентгеновские лучи.

Нельзя употреблять мантра-сиддхи во вред другим. Те, кто используют силу мантр во вред другим, в конце концов накажут сами себя.

Пользующиеся силой мантры для излечения от укуса змеи, скорпиона и от хронических болезней не должны принимать никаких подарков или денег. Им следует быть совершенно бескорыстными. Не следует принимать даже фрукты и одежду. Они потеряют силу, если будут использовать ее в личных целях Если они совершенно бескорыстны, если они служат человечеству с сарватма-бхавой (сопереживая всем), их могущество прирастет Божьей милостью.

Обретший мантра-сиддхи может излечивать от укуса кобры, скорпиона или любой хронической болезни всего лишь прикосновением к больной части тела. Если человека укусила кобра, посылают телеграмму мантра-сиддхе (овладевшему силой мантр). Мантра-сиддха произносит мантру, и укушенный излечивается. Удивительно! Разве это не доказывает огромную силу мантры?

Получите посвящение в мантру от своего гуру- Если вам трудно найти гуру - молитесь своему Ишта-дэвате и повторяйте определенную мантру.

Да станете вы все мантра-йогами, обладающими мантра-сид-дхами! Да станете вы все опорой миру, превратившись в божественных целителей, излечивающих мантрами! Да откроются по всему миру центры божественной мантра-терапии!

Помощники в джапе
Теперь вы обладаете глубоким знанием джапа-йоги и величия Имени. С этой же минуты начните истинную садхану. Ниже я привожу практические советы, полезные в вашей ежедневной духовной практике. Обратите на них внимание и придерживайтесь их.

Постоянное время
Наиболее благоприятное время -это раннее утро (брахмаму-хурта) и вечерние сумерки, когда саттва проявлена сильнее всего. Регулярность и систематичность очень важны.

Постоянное место
Очень полезно сидеть каждый день на том же месте. Не меняйте его.

Удобная поза
Удобная асана помогает успокоить ум, управлять раджасом и помогает сосредоточению.

Обращение лица к северу или востоку
Это оказывает невидимое влияние и усиливает результативность джапы.

Подстилка
Следует использовать подстилку из шкуры оленя, или циновку из травы куша, или ковер. Это помогает сохранять телесное электричество.

Повторяйте возвышающую молитву
Обращение с соответствующей молитвой к Ишта-дэвате с просьбой о помощи вызывает правильную саттвическую бхаву.

Бдительность
Это очень важный момент. Вначале вы будете свежи и бодры. Спустя некоторое время незаметно ум начнет блуждать и вами овладеет дремота. Будьте бдительны, повторяя мантру.

Джапа-мала (четки)
Использование малы способствует бдительности и вызывает желание продолжительно повторять мантру. Примите решение не уходить, пока не повторили определенное минимальное количество мал.

Разнообразие в джапе
Это необходимо для поддержания интереса, чтобы избежать усталости и противодействовать монотонности. Повторяйте какое-то время мантру вслух, затем-шепотом, потом-в уме.

Медитация
Одновременно с джапой думайте о Господе как о присутствующем перед вами, представляйте его чарующе прекрасный облик. Эта практика делает огромный вклад в чудодейственность и силу вашей садханы.

Окончание молитвы и отдых
Это важно. Когда джапа закончена, не следует немедленно покидать помещение, смешиваться столпой или окунаться в мирские дела. Посидите очень спокойно хотя бы минут десять, произнося вполголоса какую-нибудь молитву, памятуя о Господе, размышляя о Его бесконечной любви. Затем, совершив глубокий почтительный поклон, покиньте помещение и приступите к своим обычным обязанностям. Духовные вибрации сохранятся.

Осуществляйте садхану с настойчивостью, упорством и без перерывов. Придите к великой цели жизни и наслаждайтесь Высшим Блаженством.

Правила джапы
1. Выберите любую мантру или имя Бога
(предпочтительно -данные вашим гуру) и повторяйте их от 108 до 1080 раз в день (от одной до десяти мал).
2. Используйте четки из 108 бусин, сделанные из рудракши (голубого клена) или туласи (священного базилика).

3. Перебирайте бусы лишь средним и большим пальцами правой руки. Указательный палец не используйте.
4. Не допускайте, чтобы мала висела ниже пупка. Держите руку у сердца или у носа.
5. Не нужно, чтобы мала была видна вам или другим.

Покройте ее чистым полотенцем или платком, которые ежедневно стираются.
6. Перебирая четки, не переходите через Меру (большую разделительную бусину) малы при переборе четок. Дойдя до нее, разверните четки в обратную сторону.

7. Некоторое время творите джапу в уме. Если ум блуждает - обратитесь на некоторое время к губной джапе (шептанию, бормотанию) или к громкой джапе, а когда сможете, возвратитесь к безмолвной джапе.

8. Утром, прежде чем садиться для джапы, примите душ или омойте ваши ладони, стопы, лицо и рот. В другое время это не является абсолютно необходимым. Совершайте джапу всегда, когда у вас есть свободное время, особенно в сандхьи - "кардинальные точки" дня: утром, днем, вечером и перед сном.

9. Соедините джапу с ритмичным дыханием или пранаямой и медитируйте на облик вашего Божества. Пусть перед вами будет картинка или фигурка этого Божества. Думайте о значении мантры, когда повторяете ее.

10. Произносите каждую букву мантры правильно и отчетливо. Повторяйте не слишком быстро и не слишком медленно. Увеличивайте скорость, только когда ум блуждает.

11. Соблюдайте мауну (молчаливость) и избегайте отвлекающих вас вещей и событий.
12. Лицом на восток или север, сидите в отдельной комнате для медитации или в любом хорошем месте: в храме, на берегу реки, под баньяновым или под пипаловым деревом и т. п.

13. Повторяя мантру, не просите Бога о каких-либо мирских вещах. Ощущайте, что ваше сердце очищается, а ваш ум с божьей милостью успокаивается силой мантры.

14. Храните вашу гуру-мантру в тайне. Никогда и никому не открывайте ее.
15. Несите в уме поток джапы и в повседневную жизнь, какой бы работой ни были заняты.

Гаятри-мантра

Ом / бхур бхувах свах I mam савитур вареньям I бхарго дэвасья дхимахи I дхийо по нах прачодаят II
Ом - Символ Парабрахмана
бхух - Бху-лока (физический план)
бхувах - Антарикша-лока (астральный план)
свах - Сварга-лока (небесный план)
тат - Тот, запредельный, Параматман

савитух - Ишвара (Создатель) вареньям - Достойный поклонения, почитания бхаргах - Устраняющий грехи и невежество; величие, сияние дэвасья - Блистательного (Джняна-сварупы); сияющего дхимахи - Медитируем дхиях - Буддхи, интеллект, понимание ях - Который, кто нах - Нас прачодаят - Да просветит, поведет, подтолкнет

"Мы медитируем на великолепие Ишвары, сотворившего Вселенную, достойного поклонения, воплощающего знание и свет, устраняющего всяческие грехи и невежество. Да просветит он наш разум".

Что же это за просветление? Сейчас у вас деха-атмабуддхи, то есть разум, который заставляет вас отождествлять себя с телом, ошибочно принимать тело за душу. И вы молите благословенную мать Вед, Гаятри, ниспослать на вас шуддха-саттва-буддхи (разум в чистой благости), который поможет вам осознать, что ахам брахма"сми - "Я есть Брахман". В этом - адвайтистское (свойственное учению недвойственности) значение гаятри. Продвинувшимся в изучении йоги может понравиться такое значение: "Я есть тот Верховный Свет светов, что дает свет буддхи (разуму)".

Гаятри-мантра состоит из 9 имен, а именно: 1) ом; 2) бхух; 3) бхувах; 4) свах; 5) тат; 6) савитух; 7) вареньям; 8) бхаргах; 9) дэвасья. Этими девятью именами прославляют Бога. Дхимахи означает поклонение, медитацию на Господа. Дхийо йо нах пра-чодаят является молитвой.

В мантре есть пять остановок, пауз, а именно: после ом, после бхур бхувах свах, после тат савитур вареньям, после бхарго дэвасья дхимахи и после дхийо йо нах пранодаят. Повторяя эту мантру, следует в каждом из этих мест выдержать небольшую паузу.

Савитар-это покровительствующее Божество гаятри-ман-тры, огонь (агни) -это рот, риши - Вишвамитра; стихотворный размер-гаятри. Этумантрупроизносят во время ритуала получения священного шнура, во время пранаямы, джапы и т. п. Чем является гаятри, тем же есть и сандхья, и наоборот. Сандхья и гаятри тождественны. Медитирующий на гаятри, медитирует на Господа Вишну, верховного Господа Вселенной.
Человек может повторять в уме гаятри-мантру в любых положениях, даже лежа, сидя, на ходу и т. д.

Повторяющий её не совершает греха. Поэтому следует совершать сандхья-вандану (молитву на стыке времен дня) с этой гаятри-мантрой каждый день трижды: утром, в полдень и вечером. Только гаятри-ман-тра предписана всем индусам. Господь указывает в Ведах: "Пусть (одна) мантра будет общей для всех" - самано мантрах. Поэтому гаятри должна быть мантрой для всех индусов. "Тайная мудрость Упанишад - это суть четырех Вед, а гаятри с тремя вьяхрити (земля, небо, небеса) - это суть Упанишад". Настоящим брахманом является тот, кто знает и понимает гаятри. Без знания её он -шудра (низкорожденный), хотя бы он и был сведущ в четырех Ведах.

Благословения, даруемые гаятри-джапой
Гаятри - это мать Вед и уничтожитель грехов. Ни на земле, ни на небесах нет ничего, очищающего сильнее, чем гаятри. Джапа гаятри приносит такой же плод, что и произнесение всех четырех Вед вместе с антами (текстами, примыкающими к Ведам). Одна эта мантра, повторенная трижды в день, приносит великое благо (кальяну, мокшу). Она - верховная мантра Вед. Она уничтожает все грехи. Она ниспосылает великолепное здоровье, красоту, силу, активность, жизненность и магнетическую ауру на лице (брахманическое сияние).

Гаятри уничтожает три вида талы (боли). Гаятри приносит четыре пурушартхи (цели жизни): дхарму (долг), артху (достаток), каму (желанные объекты) и мокшу (освобождение). Она уничтожает три грантхи (узла неведения): авидью (невежество), каму (страсть) и карму. Гаятри очищает ум. Гаятри ниспосылает упасаке (поклоняющемуся) ашта-сиддхи (восемь совершенств). Гаятри делает человека сильным и разумным. В конце концов гаятри дарует освобождение из круговорота рождений и смертей.

Повторение гаятри приводит к даршане (лицезрению) Гаятри и в конце концов приводит к постижению Адвайта-брахмана, единства сознания (танмаята, таллината, тадрупата, тадака-рата). Тогда просивший у Гаятри света запоет с бьющей через край радостью: "Я - тот Свет светов, что дает свет буддхи".
Да ниспошлет на нас Гаятри, благословенная мать Вед, правое понимание, чистый разум, правое делание и правое мышление! Да укажет она нам путь во всех наших делах! И да избавит она нас от сансары, от колеса рождений и смертей! Слава! Слава Гаятри, создательнице Вселенной!

Величие гаятри
Ману-смрити (2.76-87)

Брама выдоил из трех Вед буквы а, у им, создал из их соединения трехбуквенный слог, а также три слова: бхух, бхувах и свах.

Из трех Вед Всевышний Господь выдоил три меры (стопы) того непроизносимого текста, что начинается со слова тат и называется савитри или гаятри.

Дваждырожденный, который, вдали от людей, повторит эти три (Ом, вьяхрити и гаятри) 1000 раз, через месяц освобождается даже от великого греха, как змея от старой кожи.

Три великих неизменных слова, предваряемые трехбуквенным слогом, за которыми следует гаятри, состоящая из трех стоп, следует рассматривать как рот, как главную часть Вед, Кто ежедневно неустанно повторяет этот священный текст три года, приблизится к божественной сути, будет двигаться свободно, как воздух, и приобретет небесную форму.

Трехбуквенный звук - это символ Всевышнего; задержка дыхания с сосредоточением ума на Боге - это высшее поклонение; нет ничего более благородного, чем гаятри; провозглашение истины лучше тишины.
Все ритуалы, описанные в Ведах, приношения огню и церемониальные жертвоприношения преходящи. Но провозглашено, что слог Ом непреходящ, поэтому его называют Лкшара Брахманом. Все слова следует повторять медленно, не проглатывая звуков, с акшара-шуддхи. Во время джапы нельзя торопиться. По желанию можно совершить парасчараны, но медленно и размеренно.

Четыре домашних священнодействия вместе с надлежащими жертвоприношениями не сравнятся, даже все вместе, с шестнадцатой частью жертвоприношения, состоящего из повторения гаятри.
Лишь повторением гаятри брахман достигает цели, вне зависимости от того, производит он или нет иные религиозные действия.

Чхандогья-упанишада
"Поистине, все сотворенное - это гаятри. Речь - это гаятри; речь поддерживает все сущее. Поистине гаятри состоит из четырех частей и обладает шестью свойствами. Все существа составляют величие гаятри. Поистине, Брахман (на которого указывает гаятри) является пространством, окружающим человека. Это пространство тождественно пространству внутри человека" (глава Ш, раздел XII).

"Поистине, человек - это яджня (жертвоприношение). Первые двадцать четыре года его жизни образуют утренний ритуал, ибо гаятри включает в себя 24 буквы и утренний ритуал сопровождается гаятри" (глава III, раздел XVI).

Гаятри-пурасчарана
Мантра брахма-гаятри состоит из 24 акшар (слогов). Таким образом, одна гаятри-пурасчарана соответствует повторению гаятри-мантры 2400000 раз. Есть различные правила пурасчара-ны. Если вы повторяете мантру 3000 раз ежедневно, вам следует придерживаться этого числа все время до окончания всех 24 лакш. Очистите зеркало манаса (ума) от его мал (загрязнений) и подготовьте почву для посева духовных зерен.

Махараштрийцы очень любят гаятри-пурасчарану. В Пуне и в других местах есть люди, совершившие пурасчарану несколько раз. Шри пандит Мадан Мохан Малавияджи -приверженец гаятри-пурасчараны. Благодаря гаятри-джапе и милости благословенной матери Гаятри он преуспел в жизни и основал в Бенарасе индийский университет.

Свами Видьяранья, уважаемый автор знаменитой "Паньча-даси", совершил гаятри-пурасчарану. Божественная Мать удостоила его даршаны и обещала исполнить желание. Свами Видьяранья попросил: "О Мать! Великий голод случился в Деккане. Да падет золото дождем с неба, чтобы облегчить огромные страдания народа". И что вы думаете? Пошел золотой дождь. Такова сила (шакти) гаятри-мантры.

Только йога-бхрашты (люди с чистым сознанием) могут получить даршану Гаятри, сотворив лишь одну пурасчарану. Так как умы подавляющего большинства людей в этой кали-юге заполнены различными видами загрязнений, следует сотворить более одной пурасчараны - по степени загрязнения рассудка. Чем больше загрязнение, тем больше количество пурасчаран. Знаменитый Свами Мадхусудана Сарасвати сотворил семнадцать пурасчаран Кришна-мантры и все же не удостоился даршаны Господа Шри Кришны, так как в прошлых жизнях убил 17 брахманов. Но он получил даршану Господа, когда был на полпути через восемнадцатую пурасчарану. Такое же правило применимо и к гаятри-пурасчаране.

Указания относительно гаятри-джапы
1. По окончании пурасчараны сотворите хаван

(священные подношения) и накормите брахманов, садху и бедных, чтобы умилостивить Богиню.
2. Желающие творить пурасчарану могут жить "а молоке и фруктах. Это делает разум саттвическим. Это приносит великие духовные преимущества.

3. Не существует каких-либо ограничений, когда вы
повторяете мантру с нишкама-бхавой (не желая мирских благ) для достижения мокши. Ограничения (видхи) появляются, лишь когда вы хотите получить мирские богатства, когда вы совершаете джапу с сакама-бхавой.

4. Когда гаятри-пурасчарана совершается на берегах Ганга,
под деревом ашваттхой (индийской смоковницей), мантра-сиддхи приходит быстро.

5. Если вы повторяете гаятри 4000 раз ежедневно, вы можете закончить пурасчарану за один год, семь месяцев и двадцать пять дней. Если вы произносите слова медленно, то на повторение 4000 мантр уйдет по крайней мере 10 часов. Так или иначе, ежедневно следует повторять одинаковое количество джап.

6. Когда вы совершаете пурасчарану, следует придерживаться строгой брахмачарьи (полового воздержания). Тогда вы можете легко обрести даршану Гаятри.

7. Очень полезна во время пурасчараны практика акханда моуны (нерушимого молчания). Те, кто не в состоянии практиковать его, могут соблюдать полную моуну по неделе в месяц или по воскресеньям.

8. Осуществляющим пурасчарану не следует вставать, пока они не закончат намеченное количество повторений. Также не следует изменять позу.

9. Счет может вестись с помощью малы, пальцев или часов. Сосчитайте точное количество мантр, которое вы можете произнести за один час. Предположим, вы можете повторить за час гаятри-мантру 400 раз; тогда джапа в течение 10 часов означает 10 х 400 = 4000. При ведении счета с помощью часов вы достигаеге большей концентрации.

Состоит из трёх этапов.

Первый этап улучшения джапа-медитации

Первый этап улучшения джапы-медитации заключается в том, что в течение недели вы только наблюдаете за своей : это помогает вам осознать свои плохие привычки во воспевания Святого Имени. Вы просто наблюдаете и пока ничего не меняете. Обычно мы не обращаем внимания на наши привычки, а, применяя эту практику, мы становимся более внимательными к ним.

Первое же наблюдение за своей джапой - рассказывает Радха-Валлабха Прабху — почтительное обращение в Ведической культуре к лицам мужского пола. Аналоги в других культурах: господин,пан,сударь,мистер и др.. Буква «х» в слове «прабху» читается очень легко и незаметно, в итоге слово звучит почти как «прабу».

">прабху - стало для меня очень болезненным уроком. Я увидел, насколько меня отвлекал Ум - тонкий матеpиальный элемент, часто называемый ">ум в процессе джапы, насколько моя повседневная рутина не способствовала соблюдению твердой садханы.

На этом этапе вы пока просто наблюдаете за своей джапа-медитацией и духовной жизнью с точки зрения преобразования. Такой подход сразу же позволит вам:

  1. начать осознавать, над чем именно необходимо работать в процессе воспевания Святого Имени;
  2. обратить своё внимание на такие аспекты , как концентрация, продолжительность ночного сна, количество прочитанных с утра кругов и так далее;
  3. заметить, что оставленные круги на вечер имеют тенденцию входить в привычку.

Постепенно вы увидите множество привычек, которые важно изменить, и здесь потребуется сфокусироваться на одной-двух основных, чтобы добиться успеха. Если вы попытаетесь изменить все плохие привычки сразу, то, скорее всего, вы потерпите фиаско и попросту вернётесь туда, откуда начали. Важно серьёзно отнестись к этой практике и разумно оценить свои силы, тогда победа за вами вероятна. Следует также отметить, что сама цель должна быть значимой, тогда у вас будет вдохновение...

Не прикладывая усилий к изменению привычек,
невозможно добиться желаемого результата.

Радха-Валлабха прабху :«наиболее важная привычка, которую следует развить - это повторение всей джапы с утра пораньше»

Например, в этом году, для улучшения джапа-медитации я решил, что наиболее важная привычка, которую следует развить - это повторение всей джапы с утра пораньше.

Я продумал, что если буду ложиться спать всегда в определенное время, то смогу начинать на полчаса раньше.

Второй этап улучшения джапа-медитации

Второй этап в работе над процессом улучшения джапа-медитации сводится к тому, что вы всю следующую неделю медитируете на изменение привычки, выбранной вами, и регулярно молитесь об успехе вашего начинания.

Молитва ваша может быть в таком настроении: «, я хочу улучшить это. Я это сделаю», а ещё лучше - «Я делаю это», что говорит о том, что вы уже что-то делаете, а не только собираетесь начать это делать «с понедельника». Завершить молитву можно словами: «, пожалуйста, помоги мне».

Очень важно в это время просто развить внутреннюю решимость, не пытайтесь что-то изменить пока не будет у вас решимости. Необходимо почувствовать внутренний импульс для эффективного изменения привычек на длительное время. Иначе, не настроившись достаточно решительно, после пары недель практики круговорот повседневной жизни поглотит новые привычки, вернув всё на «прежние рельсы». Что может повлечь с вашей стороны начало сокрушений: «О, да, я должен был это изменить! Я должен был начать вставать пораньше, но сделаю это потом, а сейчас не время».

Без внутренней силы, основанной на молитве,
старые привычки, скорее всего, постепенно вернутся назад.

Это не значит, что вы должны декламировать свою молитву во время джапа-медитации . Эксперты по изменениям привычек говорят, что наиболее эффективное время для медитации и молитвы на изменения - как раз перед сном, и сразу же после пробуждения, или перед обычными повседневными действиями, например, перед едой. Целую неделю в эти часы я молился о задуманных мною изменениях.

И когда я осознал, что молитва об изменении привычек необыкновенно вдохновляет, то в этом же году даже решил начать развивать в качестве одной из привычек ежедневную молитву для улучшения джапы. Тогда я стал молиться: «Я всегда буду повторять свои круги в настроении молитвы. Кришна, пожалуйста, помоги мне». Оказалось, что делая это в течение дня, я намного больше фокусируюсь на джапа-медитации утром, так как важность процесса молитвы уже была усвоена.

Третий этап улучшения джапа-медитации

Третьей стадией в процессе формирования новых привычек и устранения старых, вредных привычек, является уже сама практика, где вы, наконец-то, приобретаете привычку. Независимо от обстоятельств.

Первый принцип - начать практиковать более осознанно и
понять, что больше всего нуждается в улучшении.

Пять аспектов, на которые следует обратить внимание:

  1. количество повторяемых кругов;
  2. количество кругов, прочитанных внимательно;
  3. количество кругов, которые вы повторили с утра
  4. количество кругов, которые вы повторили перед сном
  5. ваша поза, которую вы принимаете для практики джапа-медитации.
«Все мы рождаемся и умираем с одной и той же невысказанной просьбой на губах: любите меня, пожалуйста, как можно сильнее! В отчаянных поисках этой несбыточной любви к себе мы проходим мимо великолепных вещей, которые вполне могли бы сбыться, в том числе и мимо настоящих чудес. Но нам не до них: мы слишком заняты поиском тех, кто нас оценит и полюбит» . Макс Фрай

Из всех систем йоги, пробуждающих пратьяхару (отвлечение от внешних объектов) и ведущих непосредственно к самадхи (духовное состояние сознания), джапа йога является наиболее безопасной и лёгкой практикой и потому может использоваться каждым в любое время и в любых условиях .
Слово “джапа” означает “ротация” (или вращение) сознания и соединение своей сущности с Высшей Сущностью. Атрибутом джапа йоги является мантра или определённым образом сгруппированные звуковые вибрации, которые воздействуют на человека. Традиция утверждает, что наибольший эффект от мантры исходит тогда, когда её даёт сам гуру или когда она спонтанно приходит во сне.
Когда мантра проговаривается вслух или ментально, вибрация мантры создаёт определённую форму внутри человека. Этот внутренний, или психический, символ обладает потенцией к физическому проявлению.
Мала , или чётки, — следующий атрибут джапа йоги . Мала — нить с нанизанными на неё 108 бусинами, которые зафиксированы узлами созидания (брахма-грантхами ). Кроме того, есть ещё большая, 109 бусина, называемая Сумеру и предназначенная для того, чтобы возвращать блуждающий ум к мантре всякий раз, когда пальцы, перебирающие бусы, наталкиваются на большую бусину. Очень часто начинающие в процессе чтения мантры отвлекаются от самой мантры и автоматически проговаривают мантру, перебирая чётки так же автоматически, большая бусина как бы отрезвляет блуждающий ум и возвращает его к процессу джапы.
Джапа йога ориентирована на продолжительную ротацию сознания, чтобы скорректировать и сконцентрировать ум на мантре и отвлечь его от всего остального. Такая практика, будучи регулярной, конструктивно воздействует на все физические и психические процессы, протекающие в человеке и улучшает их рабочее состояние.
Следует отметить, что ум недопустимо грубо отдёргивать или подавлять, принуждая его повторять мантру. Повторение мантры должно стать спонтанным и естественным процессом, а ум — наблюдателем этого процесса. Когда во время повторения мантры возникают различные мысли (а они будут возникать), ученик должен просто наблюдать за ними как бы со стороны, не вовлекаясь в их игру. Эти мысли как пришли, так и уйдут. Просто наблюдайте их и продолжайте свою практику.Джапа йога подразделяется на 4 вида :
1 — байкхари , или звуковая ;
2 — упаншу , или шепчущая ;
3 — манасик , или мысленная ;
4 — ликхит или пишущая .
Байкхари — произнесение мантры вслух. Эта практика быстро формирует устойчивость ума и заряжает его энергией. Уже после нескольких недель такой практики ум обретает спокойствие. Если вы желаете медитировать на определённый объект, но испытываете некоторые трудности, практикуйте байкхари , т.е. внятную громкую джапу в течение хотя бы часа и после этого можете медитировать.
Упаншу — произнесение мантры шёпотом так, чтобы её мог слышать только сам шепчущий, когда движутся лишь губы, но звука почти не слышно. Эта джапа обладает более тонким воздействием на ум и постепенно подводит его к стадии манасик джапы. Обычно упаншу джапу выполняют те, кто хочет практиковать мантру в течение 8-10 часов в день во имя особой цели. В Мантра-шастре сказано, что мантра может исправлять ошибки судьбы.
Манасик джапу не рекомендуется практиковать до того, пока не освоены байкхари и упаншу . Люди с неустойчивым умом не способны на реальный прогресс без этих предварительных практик. Манасик джапа является ещё более тонкой техникой. Писания и мудрецы солидарны в том, что устойчивая и преданная практика манасик джапы непременно приведёт человека к просветлению.
Ликхит джапа — это записывание мантры сотни раз красными, голубыми или зелёными чернилами как можно более маленькими буквами. Мантру следует писать очень прилежно, соблюдая пропорцию с ощущением красоты. Чем меньше буквы, тем выше концентрация. Ликхит джапа всегда совмещается с манасик джапой и потому требует ментального повторения мантры.
Индусская традиция считает, что если человек посвящён в мантру, он должен продолжать её всю жизнь.
Джапа анустхана . “Анустхана” означает выполнение, наблюдение и завершение действия с решимостью и настойчивостью. Анустхану можно отнести к джапе , и тогда она называется джапа анустхана . Её практикуют как средство очищения для дальнейшего духовного прогресса или же как средство для достижения своекорыстных физических целей.
Вайкхари джапа анустхану часто культивирует хор практикующих. Например, в Ришикеше с 1943 года постоянно и круглосуточно, поётся мантра “Харе Рама Харе Кришна” . Воспевание мантры создаёт атмосферу, сотканную из мощных вибраций.
Манасик джапа анустхана , использующая мантру гуру, является самым популярным видом анустханы среди духовных учеников. Прежде чем начать практику, ученик ставит перед собой определённую цель (например, прочитывать 10800 мантр в день в течение 10 дней) и решительно продвигается к ней, не прекращая практику.
Сумирани джапу практикуют на 27 бусинах без большой разделительной бусины Сумеру. Эта практика весьма эффективна, т.к. её культивируют 24 часа беспрерывно . Цель этой техники заключается в том, чтобы не повторять мантру, а ожидать, пока она сама не придёт спонтанно в процессе непрерывного вращения бусинок пальцами. Даже во сне рекомендуется не оставлять этого занятия.

Правила и советы для джапы:
—Используйте рудракшу или туласи мала из 108 бусин + большая бусина Сумеру, читая мантру своего гуру. Для тантрических мантр употребляются кристаллические мала.
—Указательный и мизинец не должны дотрагиваться до бус.
Джапу практикуйте в устойчивой медитативной асане (например, в падмасане или сиддхасане ). Правая рука с малой может покоиться на правом колене.
Малу не должны видеть другие. Держите чётки в ткани или в шёлковом мешочке, когда их не используете. Чётки, предназначенные для джапы , не носят на себе.
—Читая на чётках, не перепрыгивайте через 109-ую Сумеру и не читайте на ней. Когда вы подошли к большой бусине Сумеру, поворачивайте назад малу .
—В течение некоторого времени совершайте ментальную джапу . Если ум начинает блуждать, переходите на какое-то время к байкхари , а затем возвращайтесь опять к манасик джапе незамедлительно.
—Произносите каждую букву мантры правильно и отчетливо. Не повторяйте её ни слишком быстро, ни слишком медленно. Повышать скорость можно лишь тогда, когда ум начинает блуждать.
—Не желайте ничего мирского во время повторения мантры.
—Держите вашу мантру, данную гуру, в тайне.
—Продолжайте ментально проговаривать мантру, какой бы работой вы не занимались.
—Если возможно, лучше повернуться во время практики лицом к северу или к востоку.
Джапа способна извлечь из глубин подсознания подавленные комплексы, желания и страхи в форме причудливых образов и мыслей. Если это происходит, просто наблюдайте за подобными явлениями, как равнодушный зритель и не теряйте нить своей джапы . В процессе повторения джапы пробуждается читта шуддхи , или ментальное очищение, в котором сгорают самскары (впечатления прошлого) и васаны (будущие желания).
Йога предупреждает, что существуют три основных препятствия на пути к медитации: нечистота, невежество и рассеянность . И все три могут быть устранены практикой джапы посредством постоянного осознания мантры. Не следует во время джапы сильно напрягаться и чрезмерно концентрироваться. Только постоянная, искренняя и расслабленная джапа способна наделить ум осознанием и отвлечь его от внешних влечений.
Беспокойство, возбуждение и напряжение не являются нашей естественной природой. Наша подлинная природа — это самадхи , чистое сознание, спокойствие и уравновешенность. Сравнение с зеркалом помогает прояснить проблему: пока зеркало покрыто пылью, оно не может отражать ясно объекты, но если мы сотрём эту пыль, естественное качество зеркала тут же проявит себя, отражая чётко и ясно все объекты.
Видимая обусловленность ума несчастьями и комплексами — всего лишь иллюзия. Когда садхана (духовная практика) очистит ваш ум, вы прочувствуете своё подлинное “Я”.
В медитации мы не должны напрягать свой ум, форсируя события усиленной концентрацией. Мы стремимся лишь к расслабленному осознанию, а не к концентрации как таковой. Задача в том, чтобы быть постоянно осознающими, в этом и заключается однонаправленность ума. Мы не боремся с нашими мыслями и не пытаемся их подавить. Мы просто наблюдатели и бескорыстные свидетели.
Иногда на поверхность вашего ума выплескиваются такие желания, что вы недоумеваете: откуда они взялись? Это явление означает, что ваше осознание мантры ещё поверхностно. Когда же ваше осознание мантры станет сокровенным и глубоким, тогда начнут всплывать более основательные мысли и желания. За ними обычно следуют несколько мгновений бездумья благодаря однонаправленности вашего сознания. Итак, расслабляйтесь в джапе , и всё случится автоматически. Не беспокойте себя по поводу тех или иных отвлечений вашего ума. Всё придёт в своё время именно благодаря джапе и осознанной мантре.
Свами Сатьянанда Сарасвати

Медитации на чистое бхакти (преданное служение)
Для чтения Харе Кришна маха-мантры не существует строгих правил. Самое замечательное в мантра-медитации то, что ею можно заниматься где угодно и в любое время — дома, на работе, в автобусе или в метро, или даже за рулем автомобиля.

Существует два вида мантра-медитации: индивидуальная, при которой человек читает мантру на четках (она называется джапой ), и другая форма, когда он повторяет ее за кем-то (это называется киртаном ). Киртан обычно сопровождается игрой на музыкальных инструментах и хлопаньем в ладоши. Рекомендуется и та и другая форма мантра-медитации, так как обе они благотворно влияют на человека.
Для первого вида медитации вам нужны только четки.

Начиная мантра-медитацию, зажмите бусину, следующую за большой бусиной (её ещё называют бусиной Кришны), между большим и средним пальцами правой руки и произнесите всю маха-мантру :

Затем точно так же зажмите в пальцах следующую бусину и снова произнесите маха-мантру , затем следующую... и так пока не повторите мантру на каждой бусине четок и не дойдете до бусины Кришны. Вы прочитали один «круг» джапы . Не читая мантру на бусине Кришны, поверните четки и идите по кругу в обратном направлении. Четки очень важны для джапы, так как вовлекают в медитационный процесс осязание, что помогает лучше сосредоточиться на звуках маха-мантры .
Вы можете читать маха-мантру в помещении или гуляя по пляжу, или взбираясь на гору. Нужно только взять с собой четки. Если вы повторяете сидя, выберете удобное положение (желательно не лежа и не сутулясь, потому что в таком положении всегда тянет ко сну). Ее можно читать так громко или так тихо, как вам нравится, но достаточно громко, чтобы было слышно вам самим . Самое главное — произносите каждое слово четко и ясно. Ваш ум, возможно, захочет переключиться на какие-нибудь посторонние мысли, поскольку он беспокоен, неустойчив и всегда хочет думать о чем-нибудь. Попытайтесь сосредоточить все свое внимание на чтении Харе Кришна маха-мантры и вслушивайтесь в каждое слово.
Читать мантру можно в любое время дня, но в ведической литературе указываются определенные часы, наиболее благоприятные для духовной практики. Самыми благотворными для духовного развития являются ранние утренние часы. Хорошо, если вы отведете для чтения мантры определенное время дня, всегда одно и то же. Начните с чтения одного или двух кругов в день и постепенно увеличьте их число до шестнадцати; это — рекомендованный минимум для того, кто относится к джапа -медитации серьезно и хочет стать преданным Господа Кришны.
В отличие от джапы , формы медитации, в которой участвуете вы, ваши четки и Всевышний Господь, киртан является формой групповой медитации, где пение мантры сопровождается игрой на музыкальных инструментах. Вы возможно видели как проводится киртан на улицах вашего города, поскольку преданные часто используют такой метод воспевания, чтобы продемонстрировать процесс и позволить как можно большему числу людей получить пользу от слушания святых имен.
Киртаны можно проводить у себя дома, с семьей или друзьями, когда один человек ведет киртан , а остальные повторяют за ним. Киртан является двигателем медитационного процесса, где кроме слушания самого себя воспевающего пользу получают и от слушания других воспевающих. Музыкальные инструменты это конечно прекрасно, но можно обойтись и без них.
Звуки материального мира скучны, затерты и монотонны, а воспевание принесет вам ощущение духовной свежести, причем это ощущение будет постоянно усиливаться. Вы можете убедиться в этом сами. Попробуйте повторять в течение пяти минут какое-нибудь другое слово или фразу. Если вы будете снова и снова повторять «Кока-Кола», уже через несколько минут вам это смертельно надоест, не принеся никакого удовлетворения. Звук же имени Верховной Личности Бога трансцендентален, имя Его хочется повторять еще и еще.Усиление вашего воспевания
В каких бы условиях человек не повторял маха-мантру , это необычайно благотворно скажется на его духовном развитии. Однако великие мудрецы и святые - авторитеты в джапа -медитации - предлагают использовать некоторые приемы, которые усилят и ускорят действие такой медитации.
Чем больше человек воспевает, тем легче ему будет выполнять перечисленные ниже принципы, так как повторяя эту маха-мантру , он обретает духовную силу и развивает вкус к высшим наслаждениям. Когда человек начинает испытывать духовное наслаждение при воспевании, ему становится намного легче отказаться от дурных привычек, препятствующих духовному развитию.
1. От простого повторения Харе Кришна маха-мантры , автоматически возникает желание следовать четырем регулирующим принципам духовной жизни:
1 — Не употреблять в пищу мясо, рыбу и яйца
2 — Не употреблять одурманивающих средств.
3 — Не играть в азартные игры.
4 — Не вступать в половые отношения вне брака (а в браке - только для зачатия сознающих Бога детей).
Четыре вышеуказанных вида деятельности весьма затрудняют духовный прогресс, поскольку развивают привязанность к материальным вещам. Поэтому они не рекомендуются для тех, кто решил повторять Харе Кришна маха-мантру . Повторение настолько могущественно, что его можно начать на любом уровне, а оно поможет сделать необходимые приготовления.
2. Следует регулярно читать Ведическую литературу, особенно Бхагавад-гиту и Шримад Бхагаватам . Просто слушание о Боге, о Его необыкновенных деяниях и трансцендентных играх, очищает сердце человека от грязи, накопившейся там за то долгое время, что он находится в материальном мире. Но регулярно слушая о Кришне и о духовном мире, где Кришна наслаждается вечными играми со Своими преданными, человек может полностью постичь природу духовной души, осознать, что составляет истинную духовную деятельность и каков совершенный метод, с помощью которого можно достичь освобождения из материального мира.
3. Чтобы лучше защитить себя от материальной скверны, следует есть только вегетарианскую пищу, одухотворенную тем, что она была предложена Верховному Господу. Убивая любое живое существо, включая растения, человек навлекает на себя кармические последствия. Но Верховный Господь утверждает в Гите, что Он избавляет от кармических последствий того, кто предлагает Ему вегетарианскую пищу.
4. Следует жертвовать плоды своей деятельности Верховному Господу. Когда человек работает для собственного удовольствия и удовлетворения, он испытывает на себе кармические последствия своей деятельности. Если же он посвящает свой труд Богу и работает только для Его удовлетворения, то кармические реакции не образуются. Работа, обращенная в служение Господу, не только освобождает человека от кармы, но и пробуждает его дремлющую любовь к Кришне.
5. Человек, серьезно относящийся к джапа -медитации, должен как можно больше общаться с теми, чьи интересы подобны его собственным. Это придаст ему духовных сил. Шрила Прабхупада основал Международное Общество Сознания Кришны, чтобы люди, искренне стремящиеся стать сознающими Бога и иметь с Ним любовные отношения, могли получать пользу от общения с теми, кто также идет по пути возвращения домой, в духовный мир.

В конце концов люди, серьезно повторяющие маха-мантру , захотят получить инициацию от истинного духовного учителя. Инициация рекомендована Ведическими писаниями, поскольку она весьма поможет человеку повторять Харе Кришна маха-мантру и пробудить его изначальное духовное сознание. В Международном Обществе Сознания Кришны есть квалифицированные духовные учителя по всему миру, которые желают помочь любому искреннему человеку стать сознающим Бога.
Шрила Прабхупада указывал на то, что желающие получить инициацию должны следовать регулирующим принципам, упомянутым ранее, и ежедневно повторять на четках как минимум шестнадцать кругов. Шри Чайтанья Махапрабху , инкарнация Кришны, который популяризировал повторение святых имен пятьсот лет назад в Западной Бенгалии, Индия, представил систему ежедневного повторения фиксированного количества кругов. Тщательное соблюдение ежедневного повторения шестнадцати кругов поможет ученику постоянно помнить о Кришне.

Вот, вкратце, то, что есть сознание Кришны - постоянное памятование о Кришне . А повторение является простейшим способом постоянного поддержания уровня сознания Бога , ибо мистическая сила, содержащаяся в вибрациях мантры будет всегда держать вас на связи с Богом и вашей изначальной духовной природой. Все неисчислимые духовные возможности Бога, включая Его трансцендентный принцип наслаждения, содержатся в Его святых именах. Поэтому то наслаждение, которое вы испытаете, начав повторять мантру, будет намного сильнее любого материального наслаждения, которое вы когда-либо испытывали. И чем больше вы будете повторять Харе Кришна мантру, тем счастливее будете становиться.



Поделиться