Морфологический разбор. Служебные части речи

Исторические песни посвящались и реформатору русской жизни Петру I. В песнях Петр показан выдающимся полководцем. В них выражается сочувствие народа к его деятельности. В песнях он идеальный царь, заботящийся о благе подданных, блестящий полководец, организатор военных побед. Так, в песне "Петра I узнают в шведском городе" говорится об одном эпизоде царствования Петра I. Царь тайно отправляется в шведское королевство под видом купца. В песне поется, что никто про это не знает и не ведает. Для того, чтобы предстать богатым купцом, он свои корабли наполняет чистым серебром, украшает чистым золотом и берет с собой "силушки очень мало". Петр велит называть себя не государем, а заморским купчиной.

Однако его узнают в "стекольном государстве" (Стокгольме). Шведская королева кричит своим подданным:

"Ой вы гой еси, мои шведские генералы! Запирайте вы воротички покрепче, Вы ловите царя белого скорее!"

Рассказывая об этом событии, песня подчеркивает смелость и находчивость Петра:

Обо всех он шведских замыслах догадался, Ко крестьянину он на двор скоро бросался: "Ты бери-ко, бери, крестьянин денег вдоволь, Ты вези меня на край сине моря".

На кораблях царь уходит от погони. Враги пытаются захватить его в плен, но безуспешно. Стремясь поймать русского царя, королева посылает дважды погоню. А преследователи обращаются с просьбой к Петру, чтобы он взял их с собой, поскольку назад им дороги нет:

"Ты возьми-ко, возьми, царь белый, нас с собою, А не возьмешь ты нас, батюшка, с собою, Уж не быть-то нам, горьким, живыми на свете".

После отказа царя "вся погоня в сине море побросалась". 1

Народ называет Петра "наш батюшка". В этом обращении видна народная любовь к самодержцу.

Исторических песен о Пугачеве значительно меньше, потому что в представлении народа он был законным царем, а не вольным казаком-разбойником. О нем нельзя было складывать разбойничьи песни. В пугачевских песнях народ идеализировал образ Пугачева, видел в нем защитника, героя, изображал его непокорным, гордым даже в тяжелых жизненных ситуациях. Это показано в песне "Суд над Пугачевым. Панин", в которой атаман ведет себя гордо, независимо, отвечая на вопрос царского вельможи Панина:

Судил тут граф Панин вора Пугачева: Скажи, скажи, Пугаченько, Емельян Иванович, Много ли перевешал князей и боярей? Перевешал вашей братьи семьсот семи тысяч. Спасибо тебе, Панин, что ты не попался: Я бы чину-то прибавил, спину-то поправил, На твою бы на шею варованны вожжи, За твою-то бы услугу повыше подвесил! - Граф и Панин испужался, руками сшибался: Вы берите, слуги верные, вора Пугачева, Поведите-повезите в Нижний Городочек, В Нижнем объявите, в Москве покажите… 2

Читайте также другие статьи раздела "Исторические песни" .

Карточки по теме "Имя прилагательное"

1.1.1. Спишите предложения и расставьте знаки препинания.

Жара понемногу зам…рала и от воды подн…мался лёгкий ветерок.

2. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

3.Выполните морфологический разбор прилагательных.

1.2.1. Спишите предложения.

Вода в пруду давно уже потеряла свою утреннюю синеву и прозрачность и бьёт в глаза своим ослепительным блеском. (П.Романов)

2. Выполните морфологический разбор одного прилагательного. http://russkiy-na-5.ru/articles/177

3. Выполните морфологический разбор слова «прозрачность».

4.Объясните отсутствие запятых в предложении.

1.3.1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

В небе над лесом ст…лились белые обл…ка причудливыми тяж…лыми столбами. (П.Романов)

2.Определите морфологические признаки любого прилагательного.

3. Выполните морфологический разбор слова «причудливыми».

1.4.1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Белеет земля белеет крыша балагана и на фоне сизого неба желтыми призраками вытянулись вверх … лиственницы. (В.Шишков)

2.Объясните графическую постановку знаков препинания.

1.5.1. Спишите предложение, расставляя знаки препинания.

Пришёл март первенец весны Он месяц проталин, звонкой и дружной капели.

2. Выполните морфологический разбор любого прилагательного.

3.Подчеркните прилагательные как члены предложения.

4.Дайте определение имени прилагательного.

1.6.1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Тает снег на городских улицах на просёлочных дорогах. (С.Ларин)

2.Объясните постановку знаков препинания.

3.Определите синтаксическую роль прилагательных.

4. Выполните морфемный разбор прилагательных.

1.7.1. Спишите предложения, обозначая грамматические основы.

Мы купались в ласковой радуге, как в реке, а она словно взмахивала перед нами цветными крыльями.

(В.Крапивин)

3. Выполните морфологический разбор одного прилагательного.

1 .8.1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните имена прилагательные.

1)Невнятный ш…рох ночи доходил из мрака.

2)В тихой с…неве ра…вета открылась передо мной древняя земля. (К.Паустовский)

2. Выполните морфологический разбор любого прилагательного.

1.9.1. Спишите предложения, вставляя буквы и раскрывая скобки.

1) Сытый голодно… (не)разумеет.

2)У горк… беды нет сладк… еды.

2. Определите синтаксическую роль прилагательных.

2.1.1. Спишите предложени е .

Великолепен был вид зимней природы. (С.Аксаков)

2.Определите синтаксическую роль прилагательных.

3. Дайте определение имени прилагательного.

2.2.1. Выпишите из стихотворения краткие прилагательные, определяя их морфологические признаки.

Дождь капает. Тёмными клоками,

Редея, облака летят.

Вороны на плетне сидят

Так мокры, жалки!

Под ногами

Листы поблёклые шумят.

Сад тих. Деревья почернели;

Стыдясь невольной наготы,

В тумане прячутся кусты;

Грачей пустые колыбели

Качает ветер, и мертва

К земле припавшая трава. (И.Никитин.)

2.Выполните морфологический разбор любого полного прилагательного.

3.Объясните постановку знаков препинания перед союзом И.

2.3.1. Образуйте от прилагательных, которые есть в тексте, краткое прилагательное мужского и женского рода.

Погода вначале была хорошая тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болоте что-то жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. (А.П.Чехов.)

2. Выполните морфологический разбор любого полного прилагательного.

3. Определите синтаксическую роль прилагательных в первом предложении.

2.4.1. Спишите предложения, в которых есть краткое прилагательное.

Вдали видишь сад. Золотой, подсохший, он по-прежнему могуч. Замечаешь кленовые аллеи, вдыхаешь тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок. Воздух так чист и свеж, словно его нет.

(И.Бунин.)

2.Определите синтаксическую роль кратких прилагательных.

3.От каких прилагательных нельзя образовать краткую форму?

2.5.1.Образуйте краткие прилагательные от полных прилагательных. Почему нельзя образовать краткие прилагательные от всех прилагательных?

Ночной- Загадочный-

Величавый- Сухой-

Резкий- Осенний-

Кожаный- Прекрасный-

Птичий- Лесной-

2.Составьте с двумя краткими прилагательными предложения.

2.6.1. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Каждая черта её молод… свеж… лица чиста, благородна и проста.

2.Выполните синтаксический разбор предложения.

3.Расскажите о кратких прилагательных.

2.7.1.Определите, какими членами предложения могут быть прилагательные в данных предложениях.

1) Счастье всегда на стороне отважного.

2) У единственного дуба в парке листва ещё бесцветна и тонка.

3) Добрая пословица по времени молвится.

2. Выполните морфологический разбор прилагательного.

2.8.1. Спишите предложения, определите форму имени прилагательного.

1) Чужим богат не будешь.

2) Дом платежом красен.

3) Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

2.Какие морфологические признаки есть у кратких прилагательных?

2.9.1.Полные прилагательные, данные в скобках, замените краткими. Запишите предложения.

1) (Глупая) та птица, которой гнездо своё не (милое).

2) Не (дорогой) подарок, (дорогая) любовь.

2. Расскажите о кратких прилагательных.

3.1.1. Спишите предложения, подчёркивая прилагательные как члены предложения.

От звонкого, весёлого смеха горе бежит.

2.Образуйте все формы степеней сравнения от прилагательных.

3.Расскажите о сравнительной степени имени прилагательного.

3.2.1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

Ядрёные холодные капли вонзались в дорожную пыль сворачивались в комочки грязи.

2. Образуйте все формы степеней сравнения от одного прилагательного.

3.3.1. Образуйте все формы степеней сравнения от прилагательных в данной поговорке.

Длинная нитка-ленивая швея.

2.Дайте определение имени прилагательного.

3. Выполните морфологический разбор любого прилагательного.

3.4.1.Определите степень сравнения от прилагательных в пословицах и поговорках.

1)Худой мир лучше доброй ссоры.

2)Ключ сильнее замка.

3)Утро вечера мудренее.

4)Быстрее мысли ничего нет.

2.Образуйте другие формы степеней сравнения от любого прилагательного.

3. Дайте определение имени прилагательного.

3.5.1. Прилагательные, данные в скобках, замените указанной формой.

1) Правда (светлый- простая форма сравнительной степени) солнца.

2) Природа постаралась сделать свои создания (незаметный- составная форма сравнительной степени) для человеческого глаза.

2. Определите синтаксическую роль получившихся форм прилагательных.

3.6.1. Прилагательные, данные в скобках, замените указанной формой. Запишите получившиеся предложения.

1)Камень - кит-это жертвенный камень (древний- простая форма превосходной степени) эпохи.

2)Эстонцы гордятся им как один из самых (древний- составная форма превосходной степени) памятников своей родины.

3.7.1. Образуйте от прилагательных, от которых это возможно, все формы степеней сравнения.

Грустный - Добрый-

Вечерний - Птичий-

2.Объясните, почему нельзя образовать степени сравнения от некоторых прилагательных?

3.Составьте предложение с прилагательными в любой степени сравнения.

3.8.1.Спишите, определите формы имён прилагательных в предложениях.

На одном из небольших холмов возле Луговки - самой старой деревушки Светогорья - стоит чудо-юдо камень. (С.Гейченко.)

2.Выполните морфологический разбор любого прилагательного.

4.1.1. Выпишите прилагательные из текста.

Прощай, зима-чародейка! Она была настоящей красавицей в белоснежном пушистом платье с небольшими складками-сугробами, в чудесных светлых сапожках-скороходах.

3. Объясните постановку запятой в первом предложении.
4. 2. 1. Выпишите прилагательные из текста.

На высокой ветке желтоногая птица с крючковатым носом сидит. Золотисто-желтыми глазами по сторонам водит. Осиное гнездо высматривает.

2. Определите разряды прилагательных.

3. Выполните морфемный разбор прилагательных из первого предложения.

4. Расскажите о разрядах прилагательных.

4.3.1. Спишите предложение.

На уступе скалы под каменистым навесом в огромном гнезде на из козьей шерсти лежат два пестрых яица.

2. Определите разряды прилагательных.

3. Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.

4.4.1.Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Жара понемногу зам…рала и от воды подн…мался легкий ветерок.

2. Определите разряд прилагательного.

3. Расскажите о разрядах прилагательных.

4.5.1. Определите разряды прилагательных в данных предложениях.

1) В синем сумраке белое платье за реш…ткой мелькает резной.

2) Лишь ветер каменного века в ворота ч…рные стучит.

2. Расскажите о правописании о-е после шипящих в корне слова.

4.6.1. Составьте словосочетания с прилагательными так, чтобы они относились к разным разрядам.

Лисий, каменный, орлиный, свинцовый.

2. Расскажите о разрядах прилагательных. Почему возможен переход прилагательного из одного разряда в другой?

3. Дайте определение имени прилагательному.

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО? ” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ .

Н. ф. – … (И. п., ед. ч. )

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч. ) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. ),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса ), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы )),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. –); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам) ,

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн. ), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П ). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ? ” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р .)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

Непостоянные признаки:

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой? ) или краткой (каков? ) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ? ” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА .

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать ? что сделать ?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что с делать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога )/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога ).

Непостоянные признаки:

  • в … наклонении (изъявительное : что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы ? что сделал бы ?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО? ” (или “КОТОРЫЙ? ”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое ),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил .
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл .
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы .
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл .
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки :

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест.-прил., мест. -числ .)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное , т.к. указ. на лицо;
    возвратное , т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное , т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное , т.к. указ. на вопрос;
    относительное , т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные , т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные , т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные , т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.)и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное. )

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия , кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

Н.ф. – … (И., ед., м.).

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что с делавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся , невозвратное – нет -ся ).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).

Непостоянные признаки:

  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что с делав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся , невозвр. – нет -ся ).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: из, в ) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг ) / непроизводный (из, к, об …).
  • Неизменяемая часть речи.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

II. Признаки:

  • Простой (из одного слова: и, а, но… ) / составной (из нескольких слов: потому что… ).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако… ) + группа по значению (соединительные: и ; противительные: но ; разделительные: или ). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно… ) + группа по значению (изъяснительные : что, временные : когда, условные : если, причинные : потому что, целевые : чтобы, следственные : так что; уступительные : несмотря на то что, хотя; сравнительные : как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно:вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно:наклонения, степени сравнения).

II. Признаки:

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы… /смысловые: неужели, вот, именно… ).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

II. Признаки: неизменяемая часть речи; производное/непроизводное.

III. Не является членом предложения.

Поделиться