Методика сложные аналогии пройти онлайн. Определяем уровень развития логического мышления школьников с помощью методики «Сложные аналогии

Единственный орган, который действительно подвергается опасности при физических нагрузках у детренированного человека,— сердце.

Для определения функционального состояния сердечной мышцы, пульс проверяют утром, не вставая с постели. Полученный результат сравнивают с данными таблицы 1.


Плохое функциональное состояние сердца (учащенный пульс в покое) может наблюдаться при недостаточной тренированности сердца или истощении организма.

Нормальный пульс в покое свидетельствует о хорошем функциональном состоянии сердца. Замедленный пульс в состоянии покоя свидетельствует о том, что сердце хорошо тренировано.

Чтобы избежать ошибок в оценке тренированности сердца важно проходить тестирование только при хорошем самочувствии и эмоциональном спокойствии.

Как определить реакцию сердца на нагрузки?

Пульс в состоянии покоя не позволяет определить реакцию сердца на нагрузки. Для этого проходят степ-тест :

В течение 3 мин поднимайтесь на одну ступеньку лестницы и спускайтесь с нее (на счет 1-4):

На счет «раз» - правую ногу - на ступеньку;
На счет «два» - левую ногу - на ступеньку;
На счет «три» - правую ногу - на пол;
На счет «четыре» - левую ногу - на пол

Через 30 с. после того, как вы остановились, измерьте свой пульс и сравните его частоту с показателями, приведенными в таблице 2.


Если в ходе степ-теста пульс «замедленный» - сердце отлично тренированно. Если в ходе степ-теста пульс не превысил нормальных показателей - сердце нормально тренировано. В таком случае, для тренировки сердца подойдет комплекс тренировок для сердца.

Если в результате степ-теста пульс превысил отметку «учащенный», а самочувствие ухудшилось - сердце плохо тренировано.

Причины учащенного пульса

У взрослых людей причина учащенного пульса - малоподвижный образ жизни и плохая тренированность сердечной мышцы. Слаботренированному сердцу тяжелее обеспечивать нормальное кровообращение организма при физических нагрузках. Поэтому, для поддержания нормальной жизнедеятельности сердцу приходится работать быстрее.

У детей и пожилых людей учащенное сердцебиение связано с физиологическими особенностями организма. Например, у новорожденных детей сердце сокращается чаще, и пульс может достигать в норме 120-140 ударов в минуту. Это связано с интенсивным ростом организма.

С возрастом, частота сердечных сокращений постепенно уменьшается.

У детей 8 и 9 лет пульс в норме составляет 80-85 ударов в минуту, 10 лет - 78-86, 11 лет - 78-81, 12 лет - 75-82, 13 лет - 72-80, 14 лет - 72-78, 15 лет - 70-76.

После 60 лет пульс в норме может увеличиваться. Учащение сердечных сокращений после 60 лет может быть связано с возрастными изменениями сердечной мышцы.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Какие деликатесы защищают сердце?

Если вы хотите, чтобы ваше сердце билось без перебоев – забудьте об устрицах и шампанском! Отдайте предпочтение черному шоколаду с красным вином: вино и шоколад содержат вещества, полезные для здоровья сердечнососудистой системы.

Среди других вкусных и полезных для сердца блюд, которыми можно побаловать себя в романтический вечер, эксперты советуют семгу или тунец, богатые омега-3-кислотами. Употребляйте также чернику, клюкву, малину и клубнику, в которых содержатся бета-каротин и лютеин, антоцианин, эллаговая кислота, витамин С, фолиевая кислота, калий и клетчатка. Стоит обратить внимание на черную или красную фасоль – источник ниацина, фолиевой кислоты, магния, кальция и клетчатки; грецкие орехи и миндаль, содержащие витамин Е, магний, омега-3, клетчатку и моно- и полиненасыщенные жиры.

Установление логических отношений между явлениями считается одним из показателей зрелости личности. Почему важно периодически диагностировать, насколько успешно идёт освоение навыка школьником. Вот почему методика «Сложные аналогии» оказывается очень информативным и важным приёмом исследования.

Английский педагог и философ ХVIII века Джон Локк

Приём был предложен психологом и психиатром Э.А. Коробковой, работавшей с детьми с отклонениями в психическом и физиологическом развитии. Цели методики заключаются в определении:

  • способности ребёнка устанавливать логические связи разного характера (и сложные, и простые) между понятиями;
  • возможности понимать абстрактные связи между явлениями.

Суть диагностики заключается в том, что испытуемый получает бланк с 40 словами, находящимися в определённой связи и объединёнными в пары, а также 12 словами, относящимися к шифру, в котором в качестве образца указаны пары с конкретными типом логических отношений:

  • собирательным («овца - стадо»);
  • видовым («малина - ягода»);
  • количественным («море - океан»);
  • антонимичным («свет - темнота»);
  • причинно-следственным («отравление - смерть»);
  • синонимическим («враг - неприятель»).

Тест можно применять в работе с детьми, достигшими 13–14 лет, конечных возрастных ограничений для использования приёма нет.

Процедура проведения диагностики среди школьников

Исследование рекомендуется проводить в индивидуальной форме, но допускается и групповой вариант тестирования. В обоих случаях диагностика подразумевает письменную форму ответов. На работу с бланком теста выделяется 4–5 минут.

Алгоритм проведения исследования:

Файлы: Материалы к тесту

Анализ и интерпретация результатов

Проверив результат подростка по ключам, экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов, соответствующих образцу, и выставляет оценку по десятибалльной шкале:

Интерпретируется результат так:

  • 10 баллов - ребёнок понимает абстракции и сложные логические связи;
  • 9 баллов - ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;
  • 8 баллов - есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов - наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов - испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода - малина»);
  • 4 балла - нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла - школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг - неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны - ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл - испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.

Что касается устного комментария ребёнка при индивидуальной форме проведения, то он имеет важное значение для диагностики нарушений мыслительного процесса, заключение о характере которых может делать только специалист по возрастной психологии с целью разработки индивидуальной программы коррекции.

Методика «Сложные аналогии» позволяет сделать выводы о том, насколько хорошо ребёнок может выстраивать разного рода логические связи между явлениями и понятиями. Эти результаты имеют большую ценность для определения интеллектуального уровня подростка, а также его соответствия возрастным нормам. По итогам теста психолог может предложить индивидуальную программу коррекции в случае необходимости.

Шкалы: уровень развития мышления

Назначение теста

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание теста

Методика состоит из 20 пар слов-логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача - определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» - таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Инструкция к тесту

«На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания- 3 минуты».

Тест

Шифр

A. Овца - стадо
Б. Малина - ягода
B. Море - океан
Г. Свет - темнота
Д. Отравление - смерть
Е. Враг - неприятель

Пары слов

1. Испуг - бегство
2. Физика - наука
3. Правильно - верно
4. Грядка - огород
5. Пара - два
6. Слово - фраза
7. Бодрый - вялый
8. Свобода - воля
9. Город - страна
10. Похвала - брань
11. Месть - поджог
12. Десять - число
13. Плакать - реветь
14. Глава - роман
15. Покой - движение
16. Смелость - геройство
17. Прохлада - мороз
18. Обман - недоверие
19. Пение - искусство
20. Тумбочка - шкаф

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ Д Б Е А Е А Г Е В Г
Вопрос 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ Д Б Е А Г Е В Д Б В

Обработка и интерпретация результатов теста

Оценка результатов осуществляется по таблице:

Оценка в баллах Количество правильных ответов
9 19
8 18
7 17
6 15
5 12-14
4 10-11
3 8-9
2 7
1 6

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость - скупость», «прохлада - мороз».

Источники

Сложные аналогии / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.131-133.

Цель : методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание . Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «Шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «Шифр» – пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая найденному аналогу из таблицы «Шифр». выполнения ограничено тремя минутами.

Материал . Бланк методики, бланк протокола регистрации ответов.

Инструкция . «На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «Шифр».

Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «Шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «Шифр» аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

Материал к методике Шифр
  • А. Овца – стадо
  • Б. Малина – ягода
  • В. Море – океан
  • Г. Свет – темнота
  • Д. Отравление – смерть
  • Е. Враг – неприятель
  1. Испуг – бегство А Б В Г Д Е
  2. Физика – наука А Б В Г Д Е
  3. Правильно – А Б В Г Д Е
  4. Грядка – огород А Б В Г Д Е
  5. Пара – два А Б В Г Д Е
  6. Слово – фраза А Б В Г Д Е
  7. Бодрый – А Б В Г Д Е
  8. Свобода – воля А Б В Г Д Е
  9. Страна – город А Б В Г Д Е
  10. Похвала – брань А Б В Г Д Е
  11. Месть – поджог А Б В Г Д Е
  12. Десять – А Б В Г Д Е
  13. Плакать – реветь А Б В Г Д Е
  14. Глава – А Б В Г Д Е
  15. Покой – движение А Б В Г Д Е
  16. Смелость – геройство А Б В Г Д Е
  17. Прохлада – А Б В Г Д Е
  18. Обман – недоверие А Б В Г Д Е
  19. Пение – искусство А Б В Г Д Е
  20. Тумбочка – шкаф А Б В Г Д Е
Ключ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Д Б Е А Е А Г Е В Г Д Б Е А Г Е В Д Б В
Анализ результатов

Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логически объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

Описание теста

Методика состоит из 20 пар слов-логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр » – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр » пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами .

Инструкция к тесту

«На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр ».

Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания- 3 минуты».

Тестовый материал

Шифр

A . Овца – стадо

Б . Малина – ягода

B . Море – океан

Г . Свет – темнота

Д . Отравление – смерть

Е . Враг – неприятель

Пары слов

  1. Испуг – бегство
  2. Физика – наука
  3. Правильно – верно
  4. Грядка – огород
  5. Пара – два
  6. Слово – фраза
  7. Бодрый – вялый
  8. Свобода – воля
  9. Город – страна
  10. Похвала – брань
  11. Месть – поджог
  12. Десять – число
  13. Плакать – реветь
  14. Глава – роман
  15. Покой – движение
  16. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту

    Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

    Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

    Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость – скупость», «прохлада – мороз».

    Источники
  • Сложные аналогии / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.131-133.
Поделиться