Инфраструктурный комплекс транспорт. Плотность транспортной системы

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;
  2. продолжить работу со схемами, таблицами;
  3. воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;
  4. развивать речь учащихся, географическое мышление.

Оборудование урока: карточки с домашним заданием, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

– Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?

Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей) будут работать по карточкам, выполняя задания по легкой промышленности. Прочитайте задания пока я напоминаю правила игры и если будут вопросы, то спросите.

Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.

Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?

Первое утверждение:

– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе.
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Россия увеличивает вылов рыбы в зонах иностранных государств, с которыми она имеет соответствующие договоры
– Большая часть рыбоперерабатывающих предприятий находится на специальных судах и перерабатывается в море.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным (слайд 1 ). Приложение

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе деловой игры определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного комплекса в наших микрорайонах.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4. Объяснение нового материала.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2 ).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части

Инфраструктурный комплекс

Коммуникационная система

Транспорт связь

Сфера обслуживания

  1. Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)
  2. Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)
  3. Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)
  4. Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)
  5. Наука и образование (ВУЗы, школы)
  6. Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)
  7. Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)
  8. Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)
  9. Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

– Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:

– Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.

– Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

– Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются.
Откройте страницу 132 учебника. Найдите таблицу 31 (Слайд 3 ). Приложение
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу, на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.
Посмотрите на таблицу 32.
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.
Проведем небольшую игру по этим таблицам, чтобы лучше запомнить классификацию услуг.
Начну я, вы внимательно следите.
Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.
Таня – ты парикмахер. Твоя профессия к какой отрасли относится? (бытовое обслуживание)
Значит твоя услуга по характеру какая? (материальная, материализуемая в предметах своего воздействия).
По периодичности? (нужная иногда)
По широте потребителей? (нужная всем).
Артем, ты – водитель автобуса.
Лена, ты – врач.
Денис, ты – офицер ВС.

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.

Посмотрите на рисунок (слайд 4 ) и скажите, к какой сфере будут относится отрасли, входящие в инфраструктурный комплекс? (К непроизводственной сфере )

А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?

Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?

Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.

А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).

– Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?

– Что такое инфраструктура?

Зачитайте определение на стр. 131. Т.е. инфраструктуру и составляют отрасли, входящие в сферу обслуживания и коммуникационную систему. Поэтому комплекс назвали инфраструктурным.

Каково же значение этого комплекса?

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

– Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой ).

Как и у любого другого, уже изученного нами межотраслевого комплекса, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.

О них нам расскажет Катя (заранее подготовленный ученик) (Внимание! Проблема! Стр.137)

5. Закрепление изученного.

Катя познакомила нас с проблемами инфраструктурного комплекса у нас в стране в целом. А как обстоят дела в различных отраслях инфраструктурного комплекса у нас в микрорайонах Новоселы, Химчистка, Красный Октябрь?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, создадим экспертные группы по 4 человека, которые проанализируют состояние соответствующей отрасли в микрорайоне и кто-то из группы доложит нам кратко, как обстоят дела в этой отрасли, какие проблемы и как их решить.

У вас на столах есть листочки, в которых написано, какую отрасль вы будете представлять. На обсуждение даю 2 минуты.

Выступление групп.

1 группа– транспорт

  1. Какие виды транспорта есть в микрорайоне?
  2. Как вы оцениваете работу городского транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
  3. Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)?
  4. Как улучшить работу транспорта?

2 группа – Бытовое обслуживание

  1. Есть ли в микрорайоне баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка? Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
  2. Как решить проблемы?

3 группа – Розничная торговля и общественное питание

  1. Есть ли в микрорайоне магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
  2. Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
  3. Как решить проблему?

4 группа –Медицинское обслуживание

  1. Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их? Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают? В чем проблемы? Как их решить?

5 группа – Образование и культура.

  1. Есть ли в микрорайоне школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки? Достаточно ли их? Удобно ли они расположены? Есть ли проблемы? Как их решить?

К нам на урок пришла глава микрорайона Новоселы Таробкова Н.А.

Мы предоставляем ей слово и она расскажет о перспективах развития этих отраслей в нашем микрорайоне.

6. Домашнее задание.

§ 31 стр. 131 – 133

Заполнить таблицу “Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города”. Таблицы у каждого на столе.

Характеристика развития нематериальной сферы в своем микрорайоне города.

1.Составьте таблицу учреждений нематериальной сферы вашего микрорайона, используя предложенный перечень.

Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.

2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.

3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?

7. Итог урока. Выставление оценок.

С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?


Инфраструктура - Комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества. Инфраструктура - Отрасли экономики, научно-технических знаний, обслуживания, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы Инфраструктура - комплек с отраслей экономики, обеспечивающих условия для производства товаров: энергетика, связь, транспорт, образование, здравоохранение. Инфраструктура - комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. Подразделяется на производственную и социальную.


Инфраструктурный комплекс: состав, значение, проблемы.

Цель урока: изучить состав, значение и проблемы инфраструктурного комплекса России посредством текста, таблиц, схем.



Что такое услуга?

  • Новый учебник - стр.131
  • Старый учебник - стр. 172.

Услуга - особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.


  • Что такое инфраструктурный комплекс?
  • Какова его главная задача?

Инфраструктурный комплекс – это комплекс, объединяющий отрасли хозяйства, производящие различные услуги.

Главная задача - оказание разнообразных услуг населению


Используя текст учебника, таблицы, заполните схему: « Классификация услуг»


  • Какие бывают услуги по характеру? По периодичности?
  • Приведите примеры услуг, которыми вы пользуетесь постоянно? Иногда?
  • К какому виду услуг вы отнесёте: торговлю, связь, образование, оборону?

  • От чего зависит развитие инфраструктуры?
  • Во всех регионах инфраструктурный комплекс развит одинаково? Где лучше?

  • Записать в тетрадь проблемы, характерные для инфраструктурного комплекса.

  • Какие виды транспорта есть в совхозе?
  • Как вы оцениваете работу транспорта (отлично, удовлетворительно, неудовлетворительно)?
  • Что мешает эффективной работе транспорта (дороги, нехватка автобусов в “часы пик”)? Как улучшить работу транспорта?

  • Есть ли в совхозе баня, прачечная, ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, химчистка, ремонтные мастерские?
  • Нужны ли они? Удобно ли ими пользоваться (режим работы)?
  • Как решить проблемы?

  • Есть ли в совхозе магазины (продовольственные, промышленных товаров, бытовые), рынки. Достаточно ли их? Удобен ли режим работы? Удобно ли расположены?
  • Есть ли кафе, столовые? Нужны ли они?
  • Как решить проблему?

  • Есть ли в микрорайоне поликлиники, больницы, аптеки? Достаточно ли их?
  • Все ли специалисты есть? Удобно ли они работают?
  • В чем проблемы? Как их решить?

  • Есть ли в совхозе школы, детские сады, библиотеки, клубы, парки?
  • Достаточно ли их? Удобно ли они расположены?
  • Есть ли проблемы? Как их решить?

Развитие нематериальной сферы в п. Восход

Виды услуг

Виды учреждений

Торговые

Общее число

Бытовые

Образовательные и культурные

Научные

Медицинские и оздоровительно-спортивные

Другие


  • Какие виды услуг и учреждений преобладают в посёлке?
  • На какой возрастной состав они ориентированы?

  • С каким комплексом познакомились сегодня?
  • Чем отличается инфраструктурный комплекс от ранее изученных?
  • Какое значение имеет инфраструктурный комплекс?

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Я понял, что…
  • Я приобрел…
  • Я научился…
  • У меня получилось …
  • Я смог…
  • Меня удивило…

Домашнее задание.

  • Новый учебник параграф 31.
  • Старый учебник параграф 34.
  • Подготовить сообщения о видах транспорта:

водный транспорт

воздушный транспорт

наземный транспорт

План:

1.Общая характеристика

2.Достоинства транспорта

3.Недостатки транспорта

4.Перспективы развития.


Учитель географии

МКОУ Скатинская СОШ

Урок географии в 9-м классе по теме "Инфраструктурный комплекс"

Цели урока :

    познакомить учащихся с инфраструктурным комплексом: рассмотреть состав, значение, проблемы комплекса;

    продолжить работу со схемами, таблицами;

    воспитывать чувство товарищества, любовь к родному краю;

    развивать речь учащихся, географическое мышление.

Оборудование урока : Проектор, 3 презентации.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.(Обеспечение людей продовольствием)
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК? (три основных звена)
– Что относится к 3 звену АПК? (Пищевая и легкая промышленность)
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК? (отрасли, использующие необработанное сырье-- крупяная, маслодельная, сахарная, чайная, консервная, рыбная; и отрасли, использующие сырье, прошедшее переработку-- чаеразвесочная, кондитерская,хлебопекарная, макаронная)

Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой и легкой промышленности проведем небольшой тест из 8 вопросов.

1. Основным звеном АПК является:

А) растениеводство; Б) животноводство; В) сельское хозяйство.

2. Мероприятия, целью которых является повышение качества почвы(плодородия),называются:

А) рекультивация Б) мелиорация; В) рентабельность.

3. К первому звену АПК относится:

А) производство удобрений; Б) пищевая промышленность; В) торговля.

4. Основная часть картофеля(90%) в стране выращивается на:

А)фермерских хозяйствах; Б) в колхозах; В) личных подсобных хозяйствах.

5. Важнейшей зерновой культурой России является:

А) гречиха; Б) овес; В) пшеница.

6. Полеводство занимается возделыванием:

А) овощей; Б) зерновых культур; В) технических культур.

7. В Нечерноземной зоне выращивают:

А) лен-долгунец; Б) сахарную свеклу; В) подсолнечник.

8. найдите соответствие:

1 тундра Б. рожь, ячмень, лен

2 лесная зона А. оленеводство

3 лесостепи и степи Г. Овцеводство. 4 полупустыни В. пшеница, кукуруза, сахарная свекла.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным.

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся сами в ходе урока определить проблемы в различных отраслях инфраструктурного комплекса. Познакомимся с инфраструктурным комплексом поселка Излучинск и города Сочи.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4. Объяснение нового материала.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 11 ).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части.(Записать в тетрадь).

Коммуникационная система

Транспорт и связь

Состав инфраструктурного комплекса

Сфера обслуживания

    Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)

    Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)

    Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)

    Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)

    Наука и образование (ВУЗы, школы)

    Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)

    Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)

    Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)

    Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов

Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. .(слайд 12)

По своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления услуги существенно различаются.
Откройте страницу 132 учебника и найдите таблицу 31.
– По характеру услуги делятся на 2 группы. Назовите первую группу. (материальные) Она в свою очередь делится на подгруппы. Назовите первую подгруппу материальных услуг и сразу же назовите виды услуг, относящихся к этой подгруппе.
Назовите вторую подгруппу и виды услуг.
– Назовите вторую группу(нематериальные), на какие подгруппы она делится и какие виды услуг относятся к каждой подгруппе.
Посмотрите на таблицу 32. .(слайд 13)
По периодичности потребления услуги делятся на 2 группы, какие?
По широте круга потребителей услуги делятся на 3 группы. Какие?
Назовите услуги нужные иногда всем, большинству, немногим.

ВЫВОД: Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, которые производят разнообразные услуги, а не товары.

Вопрос : А все ли отрасли инфраструктурного комплекса относятся к непроизводственной сфере?

Транспорт, торговля и общественное питание относятся к производственной сфере, а почему?

Ответ: Они оказывают производственные услуги, т.е. услуги, обеспечивающие процесс производства.

А к какой сфере вы отнесете ателье по индивидуальному пошиву одежды, обуви, изготовлению мебели на заказ? (относятся одновременно и к материальному производству и к сфере обслуживания).

Почему же этот комплекс назвали инфраструктурным?

Что такое инфраструктура? (Инфра - - ( infra -) - приставка, обозначающая величину, большую по сравнению с какой-либо другой величиной).

Зачитайте определение на стр. 131 (в сноске внизу страницы)

Каково же значение этого комплекса? .(слайд 15)

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

Как вы думаете, Центральная Россия или Дальний Восток имеет наиболее развитую инфраструктуру и почему? (Центр. Россия – 10% территории, Дальний Восток – 0,5% территории заняты инфраструктурой ).

Вся инфраструктура подразделяется на несколько видов. Посмотрим на слайде какие виды инфраструктур бывают. .(слайд 15)

Как и у любого другого, у инфраструктурного комплекса есть свои проблемы.

(Внимание! Проблема! Стр.137) - прочитать вслух.

А сейчас посмотрим какую долю инфраструктурный комплекс занимает в экономике отдельных стран в процентах к внутреннему валовому продукту

Что такое внутренний валовый продукт? .(слайд 16)

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира

А сейчас давайте обратимся к социальной инфраструктуре. Что она собой представляет у нас в Излучинске?

Запишите в тетрадь это определение.

Социальная инфраструктура - это система объектов образования, дошкольного воспитания, здравоохранения, социального обеспечения, бытового обслуживания, торговли , культуры, спорта, досуга, иных социально значимых объектов обслуживания населения.
- А сейчас Валя Степаненко представит вашему вниманию инфраструктурный комплекс нашего поселка.

Презентация "Излучинск"

Вы все прекрасно знаете, что в нашей стране сейчас проходят 22 зимние Олимпийские игры в городе Сочи. Для проведения этой Олимпиады наше государство выделило колосальную сумму денежных средств для создания уникальной во всем мире инфраструктуры. Было построено свыше 300 различных зданий и сооружений. Бакаев Тимур познакомит вас с некоторыми из них. Он потрудился и сделал выборку самых значимых объектов.

Презентация "Сочи"

5. Закрепление изученного.

С каким комплексом мы сегодня познакомились? Что отличает инфраструктурный комплекс от других, ранее изученных комплексов? Каково значение инфраструктурного комплекса?

6. Домашнее задание.

§ 31 страница 131 – 137

Приготовить презентации по видам транспорта.

Перечень видов учреждений: школа, детский сад, ясли, аптека, поликлиника, спорткомплекс, стадион, театр, кинотеатр, концертный зал, магазин, почта, банк, мастерские (разные), рынок и др.

2.Прямой линией подчеркните учреждения, услугами которых пользуетесь вы, волнистой – старшие в семье.

3.Подведите итог: какие виды услуг и учреждений преобладают? На какой возрастной состав они ориентируются в большей степени (на молодежь, на людей среднего или старшего возраста)?

7. Итог урока. Выставление оценок.

Урок-39 9 класс Дата____

Тема: Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс

Цели и задачи урока :

    Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями: «грузооборот», «транспортный узел», «магистраль».

    Развить понятие «инфраструктура», представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.

    Определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения Казахстана.

    Изучить состав транспорта.

Оборудование: уч. за 9 класс, атлас за 9 класс.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Какой комплекс мы с вами изучаем? (АПК)
– Назовите главную задачу АПК.
– Сколько звеньев выделяют в составе АПК?
– Чем занимается 3 звено АПК?
– Какие отрасли составляют 3 звено АПК?

Вы знаете “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши знания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее будут играть (Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей) будут работать по карточкам, выполняя задания по карточке. (Легкая промышленность: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития.)

Прочитайте задания пока я объясняю правила игры и если будут вопросы, то спросите.

Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете, что это действительно так, оставаясь на своем месте. Если же оно не верное, вы пересаживаетесь, т.е. ваш стул стал горячим и объясняете, почему оно неверное.

Класс внимательно слушает ответы и если кто-то ошибается, не может объяснить или объясняет не полно или не точно, то поднимаете руку и исправляете или дополняете ответ товарища. Вопросы есть?

Первое утверждение:

Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают люди.
– Отрасли пищевой промышленности по характеру используемого сырья делятся на 3 группы.
– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе.
– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.
– Отрасли первой группы ориентируются на потребителя.
– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или иных районах, но и от размеров сырьевой базы.
– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах.
– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентируются только на потребителя.

3. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним межотраслевым комплексом – инфраструктурным.

Рассмотрим его состав, задачи, значение в экономике страны. Узнаем, какие проблемы существуют в этом комплексе у нас в стране и попытаемся определить проблемы и возможные пути их решения в различных отраслях инфраструктурного

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

4.Изучение нового материала.

Запись в тетрадях

Инфраструктура (от лат. инфра - ниже, под и структура - строение, расположение) -это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для нормального функционирования и обеспечения повседневной жизни населения.

Изучение любого комплекса мы начинаем с его состава (слайд 2 ).

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части

Инфраструктурный комплекс

Коммуникационная система

Транспорт связь

Железнодорожный

Автомобильный

Авиационный

Трубопроводный

Морской и речной

Электронный

Канатно-подвесной

Гужевой

Сфера обслуживания

    Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)

    Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)

    Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)

    Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)

    Наука и образование (ВУЗы, школы)

    Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)

    Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)

    Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)

    Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

Мы с вами записали состав инфраструктурного комплекса. Посмотрите еще раз на отрасли, входящие в этот комплекс и скажите:

Какова задача инфраструктурного комплекса?
– Этот комплекс производит какие-нибудь товары?
– Что же он производит? Что оказывает населению?

Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов.

Какова же задача комплекса? (Оказание разнообразных услуг)

Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, с/х и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры, т.е. без жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередач и т. д.

При этом, чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений.

Задача коммуникационной системы - это перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.

Основная задача транспорта – обеспечить надежную связь между отраслями хозяйства и районами страны, а также обеспечить связь Казахстана с другими государствами.

Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами .

(это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними)

Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.

Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза (тонны) на расстояние его перевозки (км), измеряется в т/км.

Пассажирооборот – это количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние (в пассажирокилометрах).

Виды транспорта отличаются по следующим показателям:

а) себестоимость перевозки. (самый дорогой - авиационный, но он самый быстрый, дешевый - морской)

б) скорость перевозок

в) комфортность

г) надежность

д) влияние природных условий.

4.Закрепление нового материала.

Работа с картой:

Определить конфигурацию железнодорожной сети. Где наибольшая густота железных дорог? (Железнодорожный транспорт играет важную роль в перевозках грузов и пассажиров. Выполняет 56% пассажирских перевозок. Преимущества железнодорожного транспорта в высокой грузоподъёмности, низкой себестоимости перевозок, всепогодность. По протяжённости железных дорог 14,6 тыс км, 3 место в СНГ после России и Украины)- в северной части Казахстана наибольшая густота сети, на юге железных дорог мало.

Из текста учебника выпишите наиболее крупные железнодорожные магистрали. (Оренбург-Ташкент, Семипалатинск – Алматы – Арысь (Турксиб), Петропавловск-Астана-Караганда-Мойынты-Шу, Карталы-Астана-Павлодар (южно-сибирская), Комсомольск-Костанай-Кокшетау (среднесибирская)

Практическая работа.

Характеристика одной из транспортных магистралей (по картам атласа) по плану:

    Протяжённость магистрали

    Направление магистрали.

    Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.

    Крупные транспортные узлы магистрали.

    Состав и направление грузопотоков.

    Перспективы развития магистрали.

5. Задание на дом. п. 37-38, 5 групп:

1. особенности данного вида транспорта

2. доля в грузообороте.

3. главные направления магистралей

4. проблемы, перспективы

5. влияние транспорта на окружающую среду.

1. автомобильный транспорт

2. морской

3. речной

4. авиационный

5. трубопровод

Поделиться