Занимательная экология (задания на функциональную грамотность). Какие существуют ли биологические Какие связи существуют между грибами и насекомыми

Представила: Мишакова В.Н.
Дата: 03.02.04

1. Дать краткий ответ: Как поступают в клетку капли жидкости, содержащей в растворенном и взвешенном состоянии разнообразные вещества?

2. Почему грибы, собранные около автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?

3. Почему люди, умеющие плавать, но оказавшиеся в холодной воде и вынужденные в ней какое-то время оставаться, нередко тонут?

4. Наступило лето. У любителей позагорать заметно изменился цвет кожи, она приобрела коричневый оттенок. Что вызвало изменение окраски кожи и какое это имеет биологическое значение?

5. Давно замечено, что под ритмичную музыку (марш) всегда легче работается. Почему?

6. Дайте краткий ответ:

У кого уши на ногах?
есть ли хищные растения?
кто строит себе дом под водой из воздуха?
какая рыба вьёт гнездо?
листья каких деревьев осенью краснеют?


10 класс

1. Перечислите уровни организации живой материи.

2. Какие связи существуют между грибами и насекомыми?

3. Почему нельзя накладывать жгут на конечность ниже повреждения крупной артерии?

4. Способность человека ходить на двух конечностях кроме известных преимуществ способствовала формированию некотрых изъянов нашего организма. Назовите их.

5. Сейчас вспомнили о старом методе лечения раковых опухолей - больному вводили смесь убитых бактерий (например, синегнойной палочки), что иногда приводило к ремиссии опухолей. Почему помогал этот метод лечения и почему к нему вернулись?

6. Дайте определения:

Гипокинезия
сфинктер
цитоскелет
глюкокортикоиды
пандемия

1. Дать краткий ответ:

Как поступают в клетку твердые и крупные частицы вещества?

Почему на стенки желудка не действует пищеварительный сок?

2. От горной болезни помогает приём лимонной или аскорбиновой кислоты. Объясните это.

3. Дайте сравнительную характеристику строения и функций митохондрий и хлоропластов.

4. Почему внутренний слой надкостницы называют камбиальным?

5. Если в пище отсутствует любая из 20 аминокислот, то развиваются одни и те же симптомы заболеваний. Чем это можно объяснить?

6. Дайте развернутый ответ:

Определите гаметы, фенотип и генотип родительских форм ночной красавицы, если соотношение фенотипов гибридов первого поколения составило 50% с розовыми и 50% с белыми цветками (красный цвет проявляет неполное доминирование).

7. Дайте краткий ответ:

Примерные ответы
на вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии
2003-2004 учебный год

1. Капли жидкости поступают путем пиноцитоза. 1 балл.

2. В них накапливаются ядовитые вещества (соли свинца и других тяжелых металлов), которые вызывают отравления и даже смертельный исход. 3 балла

3. Низкая температура воды вызывает спазм сосудов кожи, легких, длительное сокращение дыхательных мышц, нарушение сердечной деятельности. Недостаток кислородного обеспечения приводит к серьезным нарушениям в деятельности мозга. 5 баллов.

4. Потемнение кожи под действием солнечных лучей вызвано усилением накопления в клетках нижних слоев эпителия меланина - пигмента, способного поглотить ультрафиолетовые лучи и тем самым защитить организм от их вредного воздействия. 5 баллов.

5. Учеными доказано, что ритм является благотворным фактором в жизни человеческого организма и положительно влияет на работоспособность мышц.
Приятная музыка задерживает утомление нервной системы. 5 баллов.

Кузнечика (на голени передней пары)
- росянка, пузырчатка
- паук -серебрянка
- колюшка
- осина, клён, рябина. 5 баллов.

Примерные ответы

1. Молекулярный, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. 4 балла.

2. Грибы служат пищей многим насекомым: известны грибные комары, чьи личинки часто приводят в негодность съедобные для человека грибы.

Личинки многих усачей могут развиваться только в древесине, богатой гифами грибов-древоразрушителей. Поскольку эти личинки питаются не столько самими гифами, сколько полуразрушенной грибом древесиной, эту взаимосвязь можно назвать комменсализмом. У некоторых короедов, личинки которых, личинки которых также развиваются в стволах деревьев, связь с грибами взаимовыгодная: взрослые насекомые переносят споры грибов в специальных кормашках и заражают ими дерево, в которое откладывают яйца, способствуя таким образом распростпранению грибов. 7 баллов.

3. Наложение жгута ниже раны не уменьшает скорость кровотечения, не остановит его. 3 балла.

1) тяжёлые роды, так как под другим углом соединены тазовые кости, поясничные позвонки вдаются в тазовую полость;

2) выпадение межпозвоночного диска в поясничном отделе;

3) грыжа, так как кишечник слабо закреплён;

4) органы, расположенные в брюшной полости защищены только мышцами;

5) варикозное расширение вен;

6) плоскостопие;

7) кариес. 7 баллов.

5. Вещества убитых бактерий не прямо действуют на клетки опухоли, а стимулируют клетки имунной системы - макрофаги - амёбовидные клетки, являющиеся фагоцитами. Они и уничтожают клетки опухоли.

Сейчас всё больше фактов говорят о том, что роль имунной системы в защите от злокачественных опухолей велика, то и методы лечения разрабатываются те, которые направлены на усиление имунной системы. 5 баллов.

Заболевание, являющееся следствием ограничения подвижности;
- круговая мышца;
- система микротрубочек и белковых волокон, обеспечивающая поддержание формы клетки и транспорт структур в цитоплазме;
- гормоны коркового слоя нодпочечников: гидрокортизон, кортизон, кортикостерон;
- всемирная эпидемия. 5 баллов.

Примерные ответы

1. 1 балл. Твердые и крупные частицы вещества поступают путем фагоцитоза.

1 балл. Действию желудочного сока препятствует слизь, которую выделяют железы желудка.

2. 5 баллов. Люди в условиях дефицита кислорода начинают интенсивно дышать, т.к. рецепторы нервной системы раздражаются нехваткой кислорода. Кислорода это не прибавляет, но весь углекислый газ выдыхается, кровь подщелачивается и не возбуждает дыхательный центр, поэтому лёгкие не получают стимула к вентиляции - наступает горная болезнь. Поступление кислоты может повысить кислотность крови и облегчить состояние больного.

3. 5 баллов. У них есть общие черты. Основная характеристика, объединяющая эти органоиды, это то, что они имеют собственную генетическую информацию и синтезируют собственные белки. Эти органоиды имеют общий план строения - оболочка состоит из двух мембран. Наружная мембрана - гладкая, внутренняя образует выросты, у митохондрий называемые кристами, а у хлоропластов - тилакоидами, которые образуют стопки-граны.

4. 2 балла. Т.к. он выполняет ту же функцию, что и камбий, т.е. это слой активно делящихся клеток, обеспечивающий рост кости в толщину.

5. 5 баллов. Голодание по любой незаменимой аминокислоте приводит к общей белковой недостаточности, т.к. у человека и животных почти все белки содержат все аминокислоты.

Элементы ответа:

1) гаметы: А,а, а, а

2) фенотип родителей: растение с розовыми цветками и растение с белыми цветками

3) генотипы родителей: Аа, аа.

7. 5 баллов

Т-лимфоцитах

В толостом кишечнике

Уменьшается объём грудной клетки, а давление - возрастает

По берегам водоёмов

Костный мозг, тимус, селезёнка, лимфатические узлы.

1)В настоящее время в средствах массовой информации учёные выдвигают различные новые гипотезы механизмов старения.Сформулируйте суть гипотезы,которая привлекла ваше внимание.Согласны ли вы с ней?Может быть,у вас существует собственное мнение по этому вопросу?
2)Существуют факторы,приводящие к нарушению развития зародыша человека.Их называют тератогенами.Помимо физических и химических,выделяют группы биологических тератогенов,среди которых возбудители таких болезней,как краснуха,грипп,полиомиелит и др.Объясните,каков механизм воздействия биологических тератогенов на зародыш человека.

Распределите признаки на группы: А – ароморфоз, Б – идиоадаптация, В - дегенерация 1. Возникновение хлорофилла.

2. Возникновение ползучего стебля у земляники.

3. Появление фотосинтеза.

4. Появление органов и тканей.

5. Появление зацепок на плодах лопуха и череды.

8. Появление клубней у дикого картофеля.

9. Утрата корней, хлорофилла и листьев повилики.

10. Утрата тычинок и пестиков в краевых цветках соцветия подсолнеч­ника.

11. Появление плода у покрытосеменных.

12. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса).

13. Приспособления к опылению, распространению плодов и семян.

14. Появление псилофитов (первых наземных растений).

1. Под влиянием каких факторов популяция начнет эволюциониро­вать?

2. Перечислите максимум возможных способов защиты от врагов у жи­вотных и растений. Существуют ли абсолютно надежные средства защи­ты?

3. Покрытосеменные растения произошли от голосеменных путем при­спо­собления цветка к образованию плода. Объясните:

а) К какому направлению эволюции относится возникновение плода у по­крытосеменных;

б) Какое биологическое значение имеет образование семян внутри плода.

4. В чем сходство и различие биологического прогресса и регресса?

5. В двух озерах, которые между собой не сообщаются, живут различ­ные виды рыб: карась, плотва, язь, лещ, судак. Определите:

а) Сколько популяций рыб живет во втором озере?

б) Сколько популяций рыб живет в первом озере?

в) Сколько видов рыб живет в двух озерах?

г) Сколько популяций рыб живет в двух озерах?

Участок молекулы ДНК имеет следующее расположение нуклеотидов:

5/-Ц-А-Ц-Г-Т-Ц-Ц-Т-А-А-Ц-Ц-Т-Т-Т-Т-Г-А-Ц-Г-А-А-Ц-А-Ц-Г-А-Т-Г-А-Т-Г-А-А-Ц-Т-3/
ВОПРОСЫ:
1)Определите количество нуклеотидов, содержащих аденин в этом фрагменте ДНК. Определите коэффициент специфичности её нуклеотидного состава.
2)Постройте и-РНК на соответствующей данной нуклеотидной цепочке ДНК. Определите количество в ней нуклеотидов в ней нуклеотидов содержащих урацил?
3)Постройте полипептидную цепь, соответствующую данной нуклеотидной цепочке ДНК. Определите количество аминокислот в данном белке?Сколько молекул триптофана в нем содержится? Сколько молекул глутамина в нем содержится?

4)выпишите все т-РНК, участвующие в данном биосинтезе, Сколько разных типов т-РНК принимают в нем участие?
5)Существуют ли другие способы кодирования белка,соответствующего данному участку ДНК?Если нет, то почему? Если да,то как это возможно, и сколько существует вариантов?

P.S.:решите что можете,спасибо зарание!Нужно само решение ссылки не кидать

Занимательная экология

(задания на функциональную грамотность)

1. На островах часто встречаются животные и растения нигде кроме данного острова не обитающие. Как может возникнуть такая ситуация? Приведите примеры. (Особи на суше могут скрещиваться с близкими видами, будет происходить смешение генофондов и межвидовые различия будут стираться, «континентальные» гибриды будут отличаться от «островных» особей. Примеры - виды, обитающие а Австралии и Новой Зеландии: ехидна ; некоторые сумчатые млекопитающие).

2. Сильное цветение воды наблюдаемое в прудах и озерах часто сопровождается замором рыбы. Как вы объясняете это явление? ( «Цветение» воды - это образование в ней большого количества водорослей .

Возможные причины гибели рыб: водоросли фотосинтезируют и, помимо выделения кислорода, образуют органические вещества - O 2 выделяется в атмосферу, а органика остается в воде - рыбам элементарно не хватает кислорода, они задыхаются; если поверхность водоема сильно, густо «зацвела», то придонные слои остаются совсем без кислорода и начинают идти процессы бескислородного окисления - будут образовываться вещества, опасные для жизни рыб - сероводород H 2 S и аммиак NH 3 ; сами водоросли могут быть ядовиты для рыб)

3. Почему происходят массовые миграции животных? (Миграции бывают двух видов: регулярные (сезонные) - связаны с питанием или размножением животных; нерегулярные (случайные).

Причинами случайных миграций могут быть вспышки численности вида (таким образом животные снижают внутривидовую конкуренцию) или природные катаклизмы (пожары, разлив реки, извержение вулкана и т.д.)

4. Какие связи существуют между грибами и насекомыми? (Грибы м огут служить питанием для некоторых видов насекомых; ко мменсализм

Комменсализм – это такая форма взаимоотношений между двумя видами, когда деятельность одного из них доставляет пищу или убежище другому (комменсалу). Иными словами, комменсализм – одностороннее использование одного вида другим без принесения ему вреда.

Яркий пример - грибы и насекомые могут использовать растения (древесину) - грибы разрыхляют древесину дерева гифами, а личинки насекомых могут поселиться в таком дереве. Насекомые могут переносить споры грибов на довольно далекие расстояния, способствуя их распространению).

5. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их едят?

(Насекомые - опылители помогают половому размножению цветковых (покрытосеменных) растений; животные, питаясь плодами, способствуют распространению семян; продукты жизнедеятельности животных служат удобрением для почвы, в которой живут растения (органическое питание)

6. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин. (Правило экологической пирамиды : с уровня на уровень переходит всего лишь 10% энергии.

1. Данный дельфин весит 300 кг. Его питание - хищные рыбы (это консумент 3-го порядка). Т.е. его 300 кг веса - это 10% от массы рыбы. Значит, масса хищных рыб должна быть 3000 кг.

2. Хищные рыбы питаются нехищными. Это консументы 2-го порядка. Масса нехищных рыб должна быть в 10 раз больше массы хищных (правило 10%), т.е. 30 тонн (30 000 кг).

3. Пищей нехищным рыбам служит фитопланктон - это уже организм -продуцент ! И его должно быть в 10 раз больше, т.е. 300 тонн (300 000 кг)

Получается, чтобы в море вырос дельфин массой 300 кг, нужно 300 000 кг планктона - в 1000 раз больше, чем вес дельфина!

7. У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время? (Листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучи Солнца и поэтому меньше страдают от весенних заморозков).

8. Родина сирени – Персия. В Карелии сирень хорошо растет, но осенью, когда другие деревья и кустарники сбрасывает листву, сирень продолжает стоять зеленая, с листьями. Почему сирень не сбрасывает листья одновременно с другими растениями? (В Персии климат гораздо теплее, чем в Карелии и средней полосе России, поэтому там сирень долго не сбрасывает листья. Это качество передается по наследству. По этой причине даже не севере России сирень долго стоит с листьями).

9. На моховых болотах можно встретить хищное растение – росянку. Пищей росянки служат мелкие насекомые. При этом выделяется пищеварительный сок, и насекомое «переваривается», питательные вещества всасываются растением. Объясните, с чем связан такой способ питания? (Почва моховых болот очень бедна перегноем, поэтому растения получают мало органических веществ, в том числе содержащих азот. Соединения азота нужны для образования белков в организме. Росянка, «переваривая» животные белки, преодолевает, таким образом, белковый голод. Это своеобразное приспособление к условиям среды обитания).

10. Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса? (Ель хорошо растет под пологом светолюбивой березы. Но в силу того, что ель долговечнее и выше березы, она (ель), в конце концов, перегонит березу по высоте и затенит ее. Таким образом, произойдет смена пород, и на месте березового леса вырастет еловый. Это может быть примером межвидовой борьбы «за место под Солнцем»).

11. В лесу в 2-3 раза меньше микробов, чем на лесосеке или большой поляне. Чем ближе к кронам деревьев, тем меньше микробов (в кедровом лесу, например, в одном куб. метре приземного слоя воздуха найдено 1 400 бактерий и спор плесневых грибов, а на высоте 1, 5 метра – всего 700). Как объяснить этот факт? (Ближе к кроне больше фитонцидов, выделяемых листьями и хвоей. Они губительно действуют на микроорганизмы. Отсюда вывод, чем больше деревьев с хорошо развитой кроной, тем чище и безопасней воздух).

12. На полянах и прогалинах ольшаников развивается хороший травостой. «Где ольха – там и трава» - гласит народная мудрость. Объясните это явление. (На корнях ольхи поселяются клубеньковые бактерии, способные фиксировать азот воздуха. С ольхой клубеньковые бактерии находятся в симбиотических отношениях. Почва около ольхи обогащена солями азота, что и способствует росту не только самой ольхи, но и густой трявяной растительности).

13. Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель; лиственница и лиственные породы – более устойчивы. С чем это может быть связано? (Разная устойчивость к газам и пыли связана с продолжительностью жизни хвои и листьев).

14. Многоярусный смешанный лес с богатым подлеском (кустарниками) оказывает благоприятное воздействие на водный режим, в то время как однородный хвойный лес – скорее неблагоприятное. Почему? (В хвойном лесу корни развиваются в одних горизонтах. Опадающая хвоя покрывает всю поверхность почвы, такой лес плохо аккумулирует влагу, сравнительно велик поверхностный сток).

15. Отдельные экземпляры ели используются в производстве музыкальных инструментов: они имеют равнослойную древесину. В каких условиях могут вырасти такие ели? (Равнослойные годичные кольца образуются у ели только в очень густом еловом лесу).

16. Растения болот (клюква, багульник, пушица и другие) живут в условиях большой влажности, но, тем не менее, имеют ряд признаков растений засушливых мест обитания (например, мелкие, кожистые листья). Как можно объяснить такие особенности строения листьев растений болот? (Вода в болотах холодная, поэтому всасывание ее корнями затруднено. Следовательно, растение постоянно испытывает водное «голодание». (Подобное происходит со всеми растениями осенью, даже в условиях частых дождей). Листья для сокращения испарения у болотных растений мелкие, часто покрыты восковым налетом).

17 . Для стимулирования роста дуба в высоту совместно с ним выращивают другие породы (подгон) или же в качестве подгона используют сами дубки, но часто посаженные. Какая особенность дуба учитывается при этом? Какое значение для человека имеет такой прием? (Дуб – светолюбив, он не выносит затенения сверху. При боковом же затенении боковые сучья отмирают, и дуб усиленно растет вверх. Формируется древесина высокого качества (без сучков).

18. В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений? (Цементный завод – сильнейший источник пыли. В результате оседания пыли на листья у растений затрудняются процессы дыхания и фотосинтеза – основных физиологических процессов, происходящих в зеленых растениях).

19 . После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? (Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется).

20. Перед тем как выращивать сосновые деревья на бедных почвах и для быстрого восстановления хвойных лесов, английские ученые выращивают вместе с деревьями специальные грибы. Так же поступают и в Австралии при выращивании эвкалиптов. Какое это имеет значение? (Эти грибы опутывают корни деревьев своей разветвленной грибницей и помогают им усваивать питательные вещества из почвы, получая от дерева взамен органические вещества. Вот такой симбиоз).

21. Некоторые виды форелей живут в водоемах со слабо проточной водой, но метать икру уходят в быстро текущие реки. Можно ли разводить этих рыб в прудовом хозяйстве? Если да, то как? Если нет, то почему? (Можно при условии искусственного разведения. В быстро текущих реках в воде больше кислорода, поэтому при развитии икры необходимо создать такие условия (обеспечить аэрацию воды).

23. Опытные рыболовы летом пытаются ловить рыбу, такую как голавль, форель, хариус, у подветренного берега. Почему? (Ветер сдувает с кустов насекомых, которыми эти рыбы питаются).

24. Знаменитые французские исследователи Жак Ив Кусто и Филипп Кусто пишут: «когда вдоль кипящих жизнью кораллов скользит грозный силуэт акулы, это не вызывает паники среди рыб, они просто освобождают дорогу «господину» и внимательно следят за ним. Также ведут себя зебры и антилопы в африканской саванне на виду у льва. Можно подумать, что рыбы и зебры прошли одну школу, брали уроки жизни у одного учителя». Так ли это? (Да, это именно так. Этот учитель – Природа, которая наделила столь несхожие между собой существа единством жизненных проявлений. По поведению хищника животные улавливают степень опасности).

25. Опытные рыболовы знают, что плеск весел, стук по борту лодки отпугивает многих рыб, но громкий разговор на берегу рыб не беспокоит. Почему? (Звуковая волна плохо проникает из воздуха в воду, колебания же воды и звук хорошо передается по толще воды, и легко улавливается рыбами).

26.Экологическая сказка.

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Миша забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Миши был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Миша был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки:

    Можно ли Мишу назвать «добрым» мальчиком?

    Почему лось заплакал?

27. Экологическая викторина.

Наша река Тобол является очень важным водным объектом для Костанайской области. И сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы о нашей реке:

1. Какие экологические проблемы реки Тобол можете решить вы сами, без помощи взрослых?

2. Какая деятельность человека вредит нашей реке?

3. Какие рыбы обитали в водах нашей реки, но исчезли или стали редкими в результате деятельности человека?

4. Какие животные являются индикатором чистоты воды?

5. Что является индикатором загрязнения вод?

6. Какой вылов рыбы разрешается в нашей речке?

7. Какой вылов рыбы наносит ей непоправимый урон?

8. В какое время запрещён вылов рыбы?

Поделиться