Турецкая политика вк. Внешняя политика Турции: новые приоритеты, Турция и Россия

Реформаторы из команды премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана были не в ладах с движением Гюлена, представляющего собой религиозное братство с богатой историей.

Турецкий пролив Босфор длиной 31 километр рассекает надвое древнюю Византию, ныне носящую название Стамбул, и является весьма поучительной метафорой громких турецких скандалов.

Поверхностные течения этого самого оживленного пролива в мире идут с севера на юг, из Черного моря в Средиземное. Но есть и невидимое, подводное течение, идущее с юга на север, которое вопреки всякой логике несет воды из Средиземного моря обратно в Черное, откуда они пришли. По словам геологов, Черное море это «меромиктическое» озеро, 90% объема которого лишено кислорода, и является малосоленым. В отличие от него, Средиземное море очень соленое. Результатом этого является сложная гидрология, о которой стало известно лишь в 1935 году. Течения и встречные течения по сей день озадачивают ученых.

То же самое можно сказать и о турецкой политике. То, что мы видим на поверхности, скрывает под собой сложное взаимодействие течений, находящихся внизу. Внешне Турция это современное государство с политической системой и партиями, которые легко можно принять за европейские или североамериканские.

Ослабить военных

Согласно этой точке зрения, Партия справедливости и развития (ПСР) во главе с премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом стала организацией реформаторов, сумевшей вырвать клыки своенравным военным, организовавшим три переворота в период с 1960 по 1980 годы, и построить в стране крепкую демократию. ПСР пришла к власти в 2002 году, пообещав развивать свободу, покончить с бедностью и положить конец коррупции. До последнего времени многие на Западе расхваливали Турцию и ПСР как пример для Ближнего Востока и исламского мира.

Опять же, согласно такой точке зрения, ПСР, пришедшая к власти как коалиция исламистов и либералов, в последнее время вступила в конфликт с движением Гюлена, представляющим собой влиятельное религиозное братство, которое благодаря своей глобальной сети СМИ, школ и коммерческих предприятий стало серьезным игроком в турецкой политике. Его возглавляет проповедник по имени Фетхуллах Гюлен, уехавший в добровольную ссылку и живущий в Пенсильвании.

Контекст

Дежавю 70-­х: будут ли военные снова править Турцией

Carnegie Moscow Center 17.07.2016

Нестабильное положение в Турции

Aftenposten 16.07.2016

Турция: Ночь, когда перевороты ушли в историю

ИноСМИ 16.07.2016

Турция: Это было ожидаемо

ИноСМИ 16.07.2016 Людей начали в массовом порядке подвергать арестам, им стали предъявлять обвинения. А министрам ПСР начали угрожать судебными обвинениями в коррупции. В ходе обыска в доме у президента крупнейшего государственного банка нашли 4,5 миллиона долларов. Сцена ареста сына министра внутренних дел приковала внимание всех турецких телезрителей.

Во главе этой драмы оказались связанные с движением Гюлена прокуроры. Тот факт, что движение и его сторонников из полиции и судебной системы считают главными фигурантами судебных дел «Эргенекон» и «Кувалда», в результате которых удалось заткнуть рты многим критикам ПСР, а сотни офицеров бросить за решетку, включая экс-главу турецкого генштаба, подтверждает точку зрения о видимом течении в турецкой политике. То, что реакцией правительства стало отстранение главного прокурора и героя ПСР, стало кульминационным пунктом в этой общепринятой повествовательной линии.

Смена альянсов

Но внутри сложной политической гидрологии Турции течет нечто более глубокое. Дело в том, что Турция не современное государство. Скорее, это сколлапсировавшая звезда империи. Она наследница больших и малых династий, которые вплетали Османскую империю в ткань непостоянных альянсов между территориями, известными как «миллеты». В свою очередь, завоевавшая в 1453 году Византию Османская империя не заменила свою предшественницу, а включила ее в свой состав и стала ей подражать. Неудивительно, что турецкая политика остается сложной и запутанной, как в Византии.

Можно сказать, что в основе динамики Османской империи лежала нескончаемая борьба между центром в Стамбуле и периферией, доходившей в зените славы османов до Будапешта на западе и до Аравийского моря на востоке, а также охватывавшей все Черное море вплоть до России и Кавказа. Эти центробежные силы со временем разорвали империю на части, что привело к созданию в 1923 году сегодняшней Турецкой Республики.

Светская республика пришла на смену теократической монархии, однако старые привычки и рефлексы остались.

Капитализм как чуждая идея

Одна из давних традиций Турции это система создания состояний за счет мздоимства и ренты, которая противоречит концепциям западного капитализма. Инновации и предпринимательство были и остаются едва ли не чуждыми идеями. Их место занимали близкие отношения между бизнесом и властью, из-за чего их было трудно различить. Государственные предприятия преобладали в стране на всем протяжении 20-го столетия, поскольку огромные частные состояния создавались за счет государственной щедрости, связей и высоких тарифных барьеров. Центр власти, переместившийся в новую столицу Анкару, верховенствовал во всем, и непреложным правилом был жесткий централизованный контроль под опекой военных.

До конца 1940-х годов в стране не допускалась деятельность политических партий, кроме Республиканской народной партии, которая провозгласила Турецкую Республику. Когда они появились на сцене, их цвета и оттенки были в значительной степени сродни удельным княжествам или старым миллетам. Они функционируют как системы покровительства, разбирая межфракционные споры и управляя альянсами влиятельных семей с государством.

Первые многопартийные выборы состоялись в 1950 году. Победу на них одержала Демократическая партия, пользовавшаяся поддержкой периферии и сельского центра. Это стало сигналом о возврате к фундаментализму и напряженности. Ее лидер Аднан Мендерес (Adnan Menderes), которого Эрдоган считает своим наставником, бросил вызов власти центра и системе протекции, которую центр поддерживал и укреплял. В результате в 1960 году произошел переворот. Мендереса повесили. Его виселица, сооруженная рядом со зданием импровизированного военного трибунала во время процесса, очень многое говорит о презумпции невиновности в Турции и о независимости судебной системы даже в наши дни.

Богатым семьям разрешили и дальше накапливать огромные состояния. Такие конгломераты как Eczacibasi, Koc, Sabanci и Dogan — это фамилии самых состоятельных семейных кланов. Они заменили, а в некоторых случаях в открытую захватили активы бывших коммерческих и послушных власти османских классов, а немусульманские меньшинства сегодня в основном уехали.

Политические драмы

Идеологическое насилие, холодная война и сепаратистские позывы турецких курдов стали неотъемлемой частью великих политических драм Турции в 1960-е, 1970-е и 1980-е годы. Но всякий раз, когда правительство уходило слишком далеко в сторону от центристской линии, в дело вступали военные. Перевороты в стране происходили в 1971 и 1980 годах, и всякий раз политические классы получали разрешение вернуться лишь после определенного карательного срока.

Скачки между этими полюсами создавали другие, менее влиятельные коммерческие династии, так как каждая партия, придя к власти, стремилась закрепить собственные завоевания за счет нового состоятельного класса своих сторонников, который создавался посредством предоставления этим людям доступа к кредитам государственных банков, государственным тендерам и прочим привилегиям.

Когда в 1980-е годы произошел подъем глобализованной торговли и пали пошлины, к власти пришла очередная новая партия и правительство во главе с покойным Тургутом Озалом (Turgut Ozal). Партия Отечества породила очередную волну самоутверждения Турции и экономический подъем в центре страны. Это придало смелости так называемым «анатолийским тиграм», представляющим собой новую породу консервативной буржуазии, чье богатство стало результатом перехода Турции на позиции глобализации в текстильной, цементной промышленности, в производстве мебели и строительстве. Начались новые, хотя и менее крупные столкновения между центром и периферией, включая «постмодернистский переворот» в 1996 году, когда военные тихо отстранили первое исламистское правительство Турции от власти. И опять старая гвардия укрепила свои позиции.

Но в конечном итоге этот новейший класс проложил путь Эрдогану, который добился успеха в 2002 году. Он также способствовал подъему движения гюленистов, которое черпало и продолжает черпать свои силы у такой же, хотя и более узкой базы поддержки.

Первое правительство Партии свободы и справедливости стало своего рода коалицией в составе исламистов, уставших от экономического непостоянства власти светских консерваторов, бравших пример с бурно развивавшегося в то время Евросоюза либералов и, конечно, гюленистов.

Надежды на ЕС

Экономика страны развивалась, и в 2004 году Турция под руководством ПСР начала переговоры о вступлении в Евросоюз. Такое стремление присоединиться к ЕС скрывало многочисленные различия между центром и периферией, а наплыв портфельных и прямых иностранных инвестиций смазывал традиционные шестеренки протекционистского механизма. Но оно также обнажило новые трещины, возникшие в отношениях старой и новой правящей элиты — ведь объемы прямых иностранных инвестиций в некоторые годы превышали весь объем зарубежных капиталовложений в Турцию со времен основания республики и до 2000 года.

Огромное стремление к вступлению в ЕС и экономический рост во многом помогли начать наступление на военных, и пользуясь помощью и поддержкой самых разных сил, ПСР ограничила власть генералов, а оказавших сопротивление бросила за решетку. Конечно, в судах судили и за реальные преступления, однако связанные с глубинными течениями скрытые мотивы присутствовали и здесь.

Но ПСР в своем наступлении на старую гвардию не ограничилась военными. Ее союзники по сути дела захватили и перераспределили бастионы старой коммерческой власти, начиная с медийной и коммуникационной империи семейства Узан. Следующий удар они нанесли по медийной и энергетической империи клана Доган, обложив его многомиллиардными налоговыми штрафами, когда эта корпорация нарушила правила отчетности. А позднее они поставили на место влиятельную династию промышленников и торговцев недвижимостью Коч, проведя против нее серию расследований после того, как Кочи поддержали прошлогодние протесты против Эрдогана и ПСР в парке Гези.

Движение Гюлена против Эрдогана

У движения Гюлена также множество противоречий с ПСР. В частности, в области экономики они возникли из-за серии предложенных реформ в сфере образования, которые в случае их реализации приведут к закрытию подготовительных курсов в частных университетах. Движение гюленистов получало от этого сектора большие доходы, потому что по своим размерам он намного превышает объем государственного бюджета на образование. И конечно, это движение стало посредником в новой коалиции против ПСР, которая сформировалась в составе нескольких фракций. Но это лишь поверхностное политическое течение.

Однако гюленисты явно не одиноки. Премьерство Эрдогана породило серьезную вражду между некогда лояльными либералами, консерваторами и, что крайне важно, старой элитой, которая прежде считала, что ей удастся договориться с ПСР. Имея поддержку в полиции, СМИ и судебной системе, движение Гюлена является не самым сильным противником, но в силу своей публичности оно полезно тем разнообразным группировкам, которые сегодня срастаются, чтобы осадить Эрдогана.

Скорее всего, они намерены укротить ПСР, но не уничтожить ее. Рост электорального влияния противостоящей ПСР коалиции вряд ли пустит под откос мощный локомотив этой партии на предстоящих будущим летом президентских выборах. Но местные выборы в марте это совсем другое дело. Призом на них станет пост мэра Стамбула, с которого Эрдоган двадцать лет назад начал свою карьеру, и усиливающаяся анти-эрдогановская коалиция при помощи гюленистов может забрать его себе. Это не сокрушит ПСР, но станет для нее мощным психологическим ударом и умерит ее браваду.

Это также станет сигналом о возвращении к нормальному состоянию в Византии. Пробыв 10 лет в тени и в обороне, политические воротилы из центра с османскими корнями возвращаются, чтобы бросить вызов выскочкам с периферии турецкой политики. Эта политика течет странными путями и в разных направлениях, как и воды Босфора.

В Foreign Policy вышла крайне примечательная статья, в которой раскрываются некоторые подробности предшествовашие нормализации отношений между Турцией и Россией, а так же рассказывается о тайных контактах представителей турецкой армии и разведки с правительством Асада, на предмет нормализации отношений между Сирией и Турцией на почве общей нелюбви к курдам.

У турецкого «государства в государстве» есть тайный канал общения с Асадом

В прошлом месяце Турция активно работала над тем, чтобы превратить давних соперников в новых друзей. 27 июня турецкие официальные лица объявили о нормализации отношений с Израилем после шестилетнего разлада, возникшего из-за инцидента с судном Mavi Marmara, когда погибли люди. В тот же день турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган выразил России чувства сожаления в связи со сбитым в ноябре 2015 года российским самолетом, и это проложило путь к восстановлению отношений между двумя странами.Во внешнеполитической «перезагрузке» Турции важное место занимает судьба Сирии. Сможет ли Анкара протянуть оливковую ветвь мира своему злейшему врагу сирийскому президенту Башару аль-Асаду?

Турция разорвала дипломатические отношения с Сирией в сентябре 2011 года, когда Асад отказался проводить реформы, чтобы погасить нараставшее движение протеста против его правления. С тех пор Турция поддерживает сирийскую оппозицию, которая вознамерилась свергнуть режим Асада, а также размещает на своей земле более двух с половиной миллионов сирийских беженцев. Маленькая националистическая партия левого толка сегодня утверждает, что из-за усиливающегося кризиса беженцев, жестокой военной кампании России в Сирии и захвата сильными отрядами курдских боевиков территории в северной части страны у Турции не остается иного выбора, кроме налаживания контактов с режимом Асада. На самом деле, лидеры этой партии уже заявляют об обмене посланиями между турецкими и сирийскими официальными лицами.

Исмаил Пекин

Партия «Ватан» (Родина) является националистическим движением антизападной и антиамериканской направленности, а возглавляет ее хорошо известный в Турции политик-социалист Догу Перинчек (Dogu Perincek). Заместитель председателя партии — бывший руководитель военной разведки турецких вооруженных сил генерал-лейтенант Исмаил Хакки Пекин (Ismail Hakki Pekin). Перинчек и Пекин рассказали Foreign Policy, что у них в прошлом году были встречи с членами правительств России, Китая, Ирана и Сирии. Они передали полученные в ходе этих встреч послания высокопоставленным руководителям турецкого военного ведомства и Министерства иностранных дел.

Лидер социалистов Перинчек и армейский генерал Пекин могут показаться довольно странной парой. Их политическое сотрудничество началось в тюрьме, поскольку оба были арестованы в 2011 году в связи с делом организации «Эргенекон». Обвинение утверждало, что некая группировка, принадлежащая к «государству в государстве», замышляет военный переворот с целью свержения избранного правительства. Оба они стойко придерживаются кемалистского политического мировоззрения, основанного на строгой приверженности доктрине отделения церкви от государства и турецкому национализму, а также «антиимпериалистических» взглядов, из-за которых с опаской относятся к американскому и западному влиянию на политику Турции. В 2016 году Верховный апелляционный суд отменил приговоры по делу «Эргенекона», постановив, что террористической организации «Эргенекон» вообще не существует, и что доказательства по делу были собраны незаконно.


Догу Перичек.

Перинчек и Пекин впервые встретились с Асадом в Дамаске в феврале 2015 года. По словам Перинчека, во время встречи стороны договорились о том, что «Турции и Сирии необходимо совместно бороться против сепаратистских и фанатичных террористических группировок». Пекин и другие члены партии «Ватан» из числа высокопоставленных в прошлом турецких военнослужащих, такие как контр-адмирал Сонер Полат (Soner Polat) и генерал-майор Беязит Каратас (Beyazit Karatas), впоследствии три раза посещали Дамаск. По словам Пекина, во время этих визитов, состоявшихся в январе, апреле и мае, их делегация встречалась со многими влиятельными руководителями спецслужб, дипломатами и политиками из сирийского правительства. Среди них были начальник Управления общей безопасности Сирии Мухаммед Диб Зейтун (Mohammed Dib Zaitoun), начальник Бюро национальной безопасности Али Мамлюк (Ali Mamlouk), министр иностранных дел Валид Муаллем (Walid Muallem), заместитель министра иностранных дел Фейсал Мекдад (Faisal Mekdad) и заместитель генерального секретаря сирийской партии БААС Абдулла аль-Ахмар (Abdullah al-Ahmar). По словам Пекина, главной темой этих встреч стала «подготовка почвы для возобновления дипломатических отношений и политического сотрудничества между Турцией и Сирией».

По словам отставного турецкого генерала, его встреча с влиятельным шефом безопасности Мамлюком вышла на самый высокий государственный уровень. «Мамлюк часто просил разрешения отлучиться в соседнюю комнату, чтобы напрямую поговорить по телефону с Асадом», — сказал Пекин. Пекин рассказал, что после каждого визита он докладывал о результатах высокопоставленным руководителям из Министерства иностранных дел и Министерства обороны, ощущая постепенное изменение во взглядах турецких официальных лиц на протяжении последних полутора лет. «В январе 2015 года Турция была не готова менять свой курс, — сказал он. — Однако во время своего последнего визита я заметил, что они (чиновники из МИДа) заняли более открытую и гибкую позицию в этом вопросе». Высокопоставленный руководитель из турецкого Министерства иностранных дел подтвердил факт встречи с Пекином, однако резко опроверг заявления о том, что Турция ведет переговоры с режимом Асада. «Да, мы слушали Пекина, — сказал он. — Мы выслушиваем миллионы людей, даже водителей грузовиков, говорящих, что они владеют важной информацией из зоны конфликта. Но никакого обмена мнениями на этих встречах не было».

Тем не менее, Пекин и Перинчек считают, что рост влияния партии сирийских курдов «Демократический союз» (PYD), которая выкроила для себя крупный автономный район в северной части Сирии на границе с Турцией, может заставить турецкое руководство прислушаться к их доводам. «Демократический союз» тесно связан с Курдской рабочей партией, которая уже несколько десятилетий ведет партизанскую войну против турецкого государства и занесена в список террористических организаций в США и Турции. Два руководителя из партии «Ватан» заявляют, что Турцию и режим Асада связывает этот общий враг. «Башар аль-Асад заявил нам, что „Демократический союз“ это предательская организация, сепаратистская группировка. Он сказал, что не потерпит такой сепаратистской группировки в Сирии, и не сомневается в том, что Курдская рабочая партия и „Демократический союз“ это пешки США, — заявил Перинчек. — Я слышал это от него собственными ушами». По словам Пекина и Перинчека, «Демократический союз» получает важную помощь и поддержку от Соединенных Штатов, и единственный способ противостоять этому — налаживание связей с другими странами региона, в том числе, с режимом Асада. «Турция борется против Курдской рабочей партии у себя дома, однако этого недостаточно, — отметили они. — Турция должна добиться прекращения зарубежной поддержки „Демократическому союзу“ и бороться с ним в целях разгрома Курдской рабочей партии. А чтобы добиться прекращения зарубежной поддержки Курдской рабочей партии, Турция должна сотрудничать с Сирией, Ираком, Ираном и Россией».

Некоторые чиновники из турецкого правительства разделяют такую линию аргументации. «Асад безусловно убийца. Он издевается над собственным народом. Но он не поддерживает курдскую автономию. Мы друг друга недолюбливаем, но у нас в этом плане аналогичная политика» , — заявил 17 июня агентству Reuters анонимный высокопоставленный руководитель из Партии справедливости и развития. Однако другие высокопоставленные турецкие представители отвергают утверждения о том, будто позиции Турции по отношению к режиму Асада меняются. Один из них рассказал Foreign Policy, что идея сотрудничества Турции с режимом Асада против «Демократического союза» «смехотворна». Он задал риторический вопрос: «Асад не может защитить даже свою столицу с окрестностями — как же он поможет нам в борьбе против „Демократического союза“? Ведь именно он уполномочил его на борьбу против Турции и сирийской оппозиции».

Согласно утверждениям Перинчека и Пекина, они занимаются дипломатией не только по сирийскому направлению — они сыграли определенную роль в деле примирения Турции и России.
«Группа близких к Эрдогану бизнесменов обратилась к нам за содействием в улучшении связей с Россией», — сказал Пекин, побывавший в России в декабре сразу после инцидента со сбитым российским самолетом. Организация Пекина познакомила этих бизнесменов с ультранационалистическим российским философом Александром Дугиным, поддерживающим тесные связи с Кремлем. Он объяснил, что русские ждут некоего жеста, который можно назвать извинением. Перинчек заявил, что сразу после этой встречи был арестован турецкий гражданин Альпарслан Челик (Alparslan Çelik), который, согласно российским заявлениям, убил летчика сбитого самолета. «Мы внесли важный вклад в этот процесс [примирения], и обе стороны, Турция и Россия, пожелали, чтобы мы в этом участвовали». Источники из президентского окружения заявили, что не обладают информацией об этой встрече.

Отвечая на вопрос о том, не является ли партия «Ватан» посредником между Турцией и Сирией, Перинчек сказал: «Нам никто не дает указания». Пекин и Перинчек при описании своей деятельности воздержались от употребления термина «посредник». Пекин вместо этого заявил: «Мы закладываем фундамент». «В Партии справедливости и развития, и особенно вокруг Реджепа Тайипа Эрдогана есть много людей, считающих, что быть врагом Сирии и России неприемлемо, — заявил Перинчек. — На самом деле, именно по этой причине был сформирован новый кабинет». Надо сказать, что турецкий сдвиг во внешней политике в сторону России и Израиля соответствует политическим изменениям в Анкаре. После длительных разногласий с Эрдоганом 4 мая ушел в отставку премьер-министр Ахмет Давутоглу. Его сменил Бинали Йылдырым (Binali Yildirim), подавший сигнал о том, что не станет продолжать политику своего предшественника.

«Мы будем и дальше улучшать отношениям со своими соседями, — сказал 11 июля Йылдырым, выступая в Политической академии Партии справедливости и развития. — У нас нет причин для того, чтобы воевать с Ираком, Сирией или Египтом, но нам нужно развивать с ними сотрудничество». Меняется и соотношение сил между различными игроками на турецком поле безопасности. Газета Wall Street Journal сообщила, что турецкая армия восстанавливает свое влияние на политику, поскольку курдская проблема и угрозы региональной безопасности усиливаются. Долгие годы вооруженные силы Турции напрямую управляли демократически избранными правительствами и в целях защиты этой политической привилегии осуществили четыре переворота. При правительстве Партии справедливости и развития военные утратили свое влияние. Однако неприятный раскол между этой партией и движением Гюлена, произошедший в конце 2013 года, придал сил старому истэблишменту. Гюленисты обладали мощным влиянием в государственных институтах власти, но их сменили другие люди, преданные республике, народу, и выступающие против религиозных братств.

Высокопоставленный представитель Партии справедливости и развития отметил «некоторые досадные инциденты» между властью и армией, имевшие место в прошлом, однако подчеркнул, что сейчас отношения вполне нормальные. «В последние несколько лет взаимодействие между армией и правительством усилилось», — заявил он. Известно, чтотурецкая армия с опаской относится к политике государства, направленной против Асада. Один высокопоставленный правительственный чиновник, участвовавший в формировании турецкой политики по Сирии, сказал, что Анкара хотела создать буферную зону в северной Сирии, однако турецкая армия еще в 2011 году выступила против такого решения. «С самого начала турецкая армия выступает за сохранение дружбы, добрых отношений и сотрудничества с Сирией, Ираком, Ираном и Россией» , — сказал Перинчек.

Источники из президентской администрации и Министерства иностранных дел резко опровергли слухи о том, что Турция вносит изменения в свою политику в отношении Сирии, заявив, что отстранение от власти режима Асада остается приоритетом для Анкары. Однако другие обозреватели заметили изменения в акцентах Анкары в отношении Сирии. Ветеран турецкой журналистики из газеты Hurriyet Абдюлькадир Сельви (Abdülkadir Selvi) утверждает, что Турция совершает переход от «эпохи идеализма», олицетворением которой был Давутоглу, к эре реализма, за который ратуют сторонники правительства. В эту новую эру, утверждает Сельви, турецкое правительство будет и дальше критиковать сирийский режим, но ослабит усилия по свержению Асада и начнет сотрудничать с теми, кто противится созданию курдского коридора в северной Сирии.
Как заявляет Сельви, «Территориальная целостность Сирии для турецкого государства сегодня важнее, чем судьба режима Асада».

PS. Собственно, еще весной писал, что проблема курдов, будет объективно толкать Турцию к контактам с Асадом, которые пока протекают в такой вот непубличной форме. Турция конечно сама в этом виновата. Сначала несколько лет прикладывала все усилия для свержения Асада, что привело к угрозе создания курдского государства, а теперь вот приходиться беспокоиться о территориальной целостности Сирии. Здесь мы видим весьма наглядное фиаско турецкой внешней политики, которая сама же взрастила смертельную угрозу для территориальной целостности самой Турции. Еще и упорствуя в своих заблуждениях, умудрились поссориться с Россией, нанеся ущерб собственной экономике.
Потом пришлось петлять и криво извиняться, пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре. Кстати, отмечаю, что в статье фактически подтвердили, что Давутоглу ушел именно из-за истории с Су-24 и пересмотра турецкой политики в Сирии. Тем, кто в мае мне рассказывал http://colonelcassad.livejournal.com/2738869.html , что тут нет никакой связи, отдельный привет.

Для курдов, активизация контактов такого рода между Сирией и Турцией конечно не сулит ничего хорошего, потому что американцам они нужны скорее как инструмент для реализации своих сиюминутных военно-политических целей. Вполне ведь можно представить ситуацию, когда Россия и США из ситуативных соображений разбираются с Халифатом в Северной Сирии, а через некоторое время Дамаск и Анкара договариваются о том, чтобы не допустить создания курдского государства в Сирийском Курдистане - в этом Асад и Эрдоган вполне себе сходятся уже сейчас, просто общий контекст их отношений за 5 лет сирийской войны делает невозможным немедленное восстановление отношений, да и США будут явно не заинтересованы в таких ситуативных договоренностях направленных против курдов. Москва же наоборот будет заинтересована в изменении отношения Турции к Асаду, так как это ослабит давление на Асада и усилит позиции Кремля в переговорах с США. Вероятно, такую сделку мог бы поддержать и Иран, так как отношения шиитской милиции и Пешмерги в Ираке, а так же действия курдов в приграничных районах Ирана вряд ли будут способствовать поддержки Ираном идеи курдского государства.

PS. Кстати, стоит отметить, что сообщения турок о ликвидации одного из лидеров Курдской Рабочей Партии отвечавшего за боевые операции не подтвердились.
Бахоз Эрдал оказался жив и здоров и само собой он еще не раз приложит свои мазолистые руки к атакам на турецкую военную инфраструктуру на территории Турции опираясь на курдские районы в провинции Хасаке.
По заявлениям РПК, только 9 июля в Мардине было убито 40 турецких солдат http://kurdistan.ru/2016/07/13/news-26852_RPK_zayavila_ob_ubiy.html
Так же стоит отметить, что США заключили соглашение с руководством Иракского Курдистана на предмет оказания дальнейшей военной помощи http://kurdistan.ru/2016/07/13/news-26851_Kurdistan_i_SSHA_pod.html

Турции есть над чем задуматься.

Введение

1.1 Турецкая модель этатизма

1.2 Основные шаги либерализации турецкой экономики 80-90 -х годов

1.3 Стабилизационные тенденции развития турецкой экономики

Раздел 2. Роль ислама во внутренней политике Турции

2.1 Место ислама в общественно-политической жизни Турции

2.2 Деятельность турецких партий, которые используют ислам в политических целях

Раздел 3. Аспекты решения Турцией курдского вопроса

3.1 Проблема курдского терроризма

3.2 Характеристика положения курдов в Турции

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы связана с поиском современными правительствами путей решения ряда внутренних экономических проблем государств, которые ранее входили в СССР. И поскольку они были отнюдь не первыми, кто избрал эту дорогу развития, интересным представляется опыт тех стран, чей путь в каких-то моментах совпадал с советским. Анализ этого опыта может дать материал для прогноза дальнейшего развития событий как в Украине, так и в странах „ближнего зарубежья”. Чем более близкое знакомство с историей национальной хозяйственной модели, тем верней можно сделать выбор. А что можно сказать об уже сделанном выборе? Президенты Кыргызстана и Казахстана А. Акаев и Назарбаев свой выбор сделали: для них путеводной звездой служит Турция, которая в последнее десятилетие осуществила огромный рывок к процветанию на пути либерализации экономического механизма.

Посмотрим на турецкую историю прошлого века. Создание Турецкой Республики в начале 20 - х годов означало видимый разрыв с социальными, экономическими, политическими традициями: Турция стала светским государством, парламентским республикой, состоялся поворот к самостоятельному развитию национального хозяйства, была созданная самобытная экономическая модель, в которой ключевую роль стало играть государственное предпринимательство. Не меньший по масштабам разрыв традиции пережили народы, которые входили в Российскую империю. Если же обратиться к глобальным историческим параллелям, то Турция, как и Украина, будучи в составе России столетиями балансировала между Западом и Востоком, не будучи ни тем, ни другим. В конце концов, последние десятилетия ознаменовались успехом в проведении экономических реформ „по рецептах” Международного валютного фонда. Все это довольно важное для определение факторов нынешнего положения Турецкой Республики в мировой экономике и цивилизации.

Объектом курсовой работы является широкий спектр мероприятий турецкого правительства, который использовался для решения важных внутригосударственных проблем.

Предметом исследования определено рассмотрение и изучение вопросов, связанных с решения внутриэкономических и внутриполитических вопросов турецкого государства.

Основной целью курсовой работы является исследование особенностей внутренней политики турецкого правительства в решении вопросов экономического развития страны, проблемы курдского терроризма, а также роли ислама в политической жизни Турции, методы реализации его влияния на внутреннюю политику.

Для достижения этой цели поставлены и решаются следующие задачи:

Проанализировать основные принципы проведения экономических преобразований;

Рассмотреть механизм влияния ислама на турецкое общество;

Дать общую историческую картину зарождения и деятельности партий, использующих ислам;

Проследить решение курдской проблемы.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 40-х годов ХХ века по настоящее время.

Территориальные рамки определяются границами турецкого государства.

Цель, предмет и задание курсовой работы определили структуру курсовой работы, которая состоит из вступления, трех разделов, выводов и списка использованной литературы.

При разработке данной проблемы в основном использовались работы турецких, западных (в основном американских), советских, российских и украинских авторов.

Исследованием экономических преобразований Турции занимались такие исследователи как Авдашева С. (Турция: национальная модель либерализации экономики // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. – С. 15 – 58), Розалиева Ю. (экономическая история Турции. – М., 1980.), Старченков Г. (Двести лет вестернизации Турции // Азия и Африка сегодня. – 2000. - №19-20. – С.25 – 31) и другие. В этих работах дана характеристика политики турецкого правительства в сфере экономических преобразований.

Проблемам влияния исламского фактора на общественную и политическую жизнь посвящены статьи Киреева Н. (Метаморфозы политического ислама // Азия и Африка сегодня. – 2003. - №6. – С. 17 – 23), интернетсайты московского государственного университета имени Ломоносова (Алекперов Р. Роль ислама во внутренней и внешней политике Турции после второй мировой войны // www Moscow Lomonosov University. Com), Вербанца П.(Іслам в турецькій політиці //Політика і час. – 2002. - №10. – С. 44 – 49.) Авторы этих исследований преимущественно занимались внутренней политикой Турции и рассматривали политику государства и военных по отношению к исламским партиям, а также исследовали роль ислама в политической жизни страны.

Вопросам решения курдского вопроса посвящено ряд статей Уоркинга Р. (Не хочет Турция войны //Эхо планеты. – 2002. - №19-20. – С. 50 – 53), а также интернетсайты Алмаатинского государственного университета (Казахстан) (Сагнаев Д. Турция и проблемы курдского терроризма // www AGV com). Авторы этих исследований рассматривали причины возникновения курдской проблемы и пути ее решения.

Таким образом использование системного анализа существующей литературы в комплексе с объективной оценкой событий по указанной проблематике предоставит возможность достижения поставленной цели данного исследования.

Раздел 1. Особенности внутренней экономической политики Турции

1.1 Турецкая модель этатизма

Преобразование 20-х годов имели решающее значение для будущего развития Турции, в том числе создания ее экономической системы. В первые же года существования республики стало ясно, что хозяйственный прогресс может быть достигнут лишь в случае, если его локомотивом станет государство. К 20-м годам в Турции не просто не были развиты традиции частного предпринимательства, но не существовало национального турецкого предпринимательства как такого. Подавляющее большинство купечества в стране представляли греки, армяне, еврее. Области промышленности были разделены между иностранным капиталом, частица которого представляла: 67,5% капиталов в добывающей промышленности (французские компании), 75% капиталов в обрабатывающей промышленности (английские компании), 67,5% капиталов в железнодорожном строительстве (немецкие компании). Капитал, сосредоточенный в национальных банках, представлял около одной пятой капитала банков иностранных. Кемалистская революция, которая происходила в эти года вобрала в себя стремление всех слоев общества, в том числе буржуазии, которая зарождается, к национальной самостоятельности. Это ярко продемонстрировал первый Измирский экономический конгресс (1924), что потребовал от государства проведения политики, которая более всего полно отвечает интересам развития частного турецкого предпринимательства.

Много западных экономистов считают 20 - е года периодом „первой попытки либерализации”, но это не совсем так. В то время поддержка национального капитала, который зарождается, допускала не либерализацию, способную снова привести страну к подчинению Запада (что противоречило духу кемалистской революции), а усиление экономического патернализма со стороны государства.

Кроме хозяйственных проблем, ключевая роль государства в создании турецкой экономической системы определялась традициями мусульманского общества. Стойкость социальных и хозяйственных форм делает необходимым условием кардинальных преобразований общества наличие харизмы лидера, который в силу своего авторитета может разрешить игнорировать традиционные ценности и утверждать новые. Таким лидером в 20-30 - е года был Мустафа Кемаль Ататюрк, первый президент Турецкой Республики, глава народно-республиканской партии, чье имя стало символом национальной независимости. Именно с ним связанный важнейший выбор модели будущего Турции как парламентской республики и светского государства. Именно под его руководством в стране сложилась экономическая модель. В ней государство сыграет ключевую роль, во время отсутствия значительных частных накоплений она берет на себя заботу о больших инвестиционных проектах.

Особенностью хозяйства Турции на протяжении почти шестидесяти лет было тесное сотрудничество частного сектора с государственным.

Патернализм турецкого государства относительно национальной промышленности выражался в поддержке низкой ставки процента по кредитам (наибольшие турецкие банки, которые играли на протяжении этого периода главную роль в кредитной системе - Деловой банк, созданный по инициативе Ататюрка, Сумербанк, Этибанк, Народный банк, - были или полностью, или частично государственными и во всяком случае испытывали сильное притеснение правительственной политики). Для поддержки молодой национальной индустрии проводилась линия на твердый протекционизм во внешнеэкономической политике. Ограничивался приток в Турцию иностранных капиталов (в 30-ые годы государство выкупило предприятия, которые принадлежали иностранцам на территории страны). Серьезное внимание отводилось аграрному сектору (эта традиция также была заложена Ататюрком, которые основывали в 20-е года „показательные фермерские хозяйства”). Со временем практиковались дотационные закупки ряда сельскохозяйственных продуктов. Правительство неоднократно стремилось стать между работодателями и наемными работниками, занимая патерналистсткие позиции не только относительно предпринимателей, но и относительно профсоюзов.

Воздушная операция ВКС РФ в Сирии против «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация – прим.) породила множество предположений, слухов и толкований в среде экспертов и общественности всех вовлеченных в конфликт стран. Мало кто воспринял проводимую Россией операцию в Сирийской Арабской Республике исключительно как продолжение традиционной войны мирового сообщества против «ИГ». Большинство увидели в ней нечто большее, требующее некоторой «расшифровки».

Так, одни трактуют эту операцию, скорее, как кульминацию российско-американского противостояния, где помощь Москвы оказывается Асаду по принципу «враг моего врага - мой друг». Другие же делают акцент на сложной экономической ситуации в России, предполагая, что лишь война может стать единственным способом поднять мировые цены на углеводороды.

Недавние резкие заявления президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в адрес России, сделанные после нарушения воздушного пространства страны силами ВКС РФ, актуализировали вопрос отношения турецкого экспертного и общественного мнения к российской операции в САР. «Всем известны наши хорошие отношения с Россией, - предупредил Эрдоган. - Но если Россия потеряет такого друга, как Турция, с которым она сотрудничает во многих сферах, она потеряет многое, и Москве следует знать об этом».

Таким образом, если верить лидеру Турции, российско-турецкое многоплановое сотрудничество находится под угрозой срыва из-за операции в Сирии. «Россия является партнером Турции, но Москва должна ценить это партнерство», - вторит президенту премьер-министр Ахмет Давутоглу.

В этой связи небезыинтересно узнать, как трактует российскую воздушную операцию против «ИГ» в Сирии экспертное и общественное мнение Турции. Об этом рассказывает один из ведущих турецких исследователей, доцент и преподаватель факультета истории в университете Йылдырым Беязит (Yıldırım Beyazit Üniversitesi, Анкара) доктор Салих Йылмаз.

Доктор Йылмаз, в последнее время у России создается впечатление, что позиция Турции по вопросу российских бомбардировок «ИГ» звучит достаточно жестко. Анкаре явно это не нравится. Чем бы Вы объяснили это обстоятельство?

Говоря об отношении турецких экспертов и общества страны к российскому военному участию в САР, следует отметить следующее. Россия никогда ранее открыто не заявляла, что оказывает помощь армии Башара Асада, или что в Сирии уже находятся Вооруженные силы РФ. Это стало окончательно ясно только сейчас. И, конечно, когда Россия мгновенно и неожиданно раскрыла свои карты, начав воздушную операцию на стороне Асада, эти известия застали Турцию врасплох.

- Можно ли утверждать, что турецкие эксперты и общество солидарны с этой оценкой правительства?

О солидарности можно говорить в том смысле, что турецкое общество относится с некоторой долей недоверия к действиям России в регионе. Ведь Турция обладает доказательствами, свидетельствующими, что ВКС РФ вместо того, чтобы наносить удары по «ИГ», наносят их по «Джебхат аль-Нусре» (запрещенная в России радикально-исламистская группировка – прим.) , а также по силам сирийской оппозиции.

Демотиватор "В сортах... не разбираемся". Источник: вКонтакте

- Как тогда в Турции относятся к американским бомбардировкам «ИГ»? Менее негативно, чем к российским?..

Нельзя сказать, что турецкое общество относится к российским бомбардировкам в САР хуже, чем к американским бомбардировкам в этой стране. Анкара в принципе не доверяет Вашингтону. Ведь американцы выстраивают диалог c курдскими организациями, аффилированными с террористической PKK, и поддерживают их вооружением в Сирии. Это относится к курдской PYD (партии «Демократический Союз») под руководством Салиха Муслима.

- Что Вы можете сказать об отношении турецкого общества к российской воздушной операции в САР против «ИГ»?

Турки считают, что русские пришли в Сирию по причине начавшегося противостояния по типу «холодной войны» между РФ и США. Это одна из причин. Другая, не менее значительная причина, лежит в экономической плоскости: всем в Турции очевидно, что операция Москвы в САР началась только тогда, когда народ России стал явно ощущать негативное воздействие тяжелейшего экономического кризиса в своей стране (оценки экономического кризиса как «тяжелейшего» представляются явно преувеличенными, однако мы приводим эту точку зрения без изменений. – прим.). Несомненно, РФ предприняла этот шаг для того, чтобы отвлечь российское общественное внимание от собственных, российских экономических проблем. Следует отметить, что турецкий народ скептически оценивает возможности России победить «ИГ».

- С чем связана подобная оценка?

Не стоит забывать, что США уже совершили порядка 7000 воздушных операций на протяжении 4 лет, а «ИГ» по-прежнему сильно. Турки не сомневаются, что действия России в САР не только не возымеют ожидаемого эффекта, но даже, напротив, поставят черту под любыми дальнейшими попытками России сохранить Сирию в орбите своих интересов. После этих бомбардировок Россия более не сможет задержаться в САР, и уж тем более - решить вопрос с «ИГ» (будем надеяться, что российские ВКС вскоре докажут обратное – прим.).

- Какова позиция турецких политологов относительно операции ВКС РФ в САР?

Турецкие политологи склонны считать, что Россия своим участием в вооруженном сирийском конфликте попала в ловушку США. Поскольку, если раньше весь мир понимал, что за провал операции против «ИГ» ответственны США, то теперь, в случае неуспешного исхода операции ВКС РФ, вина ляжет на Россию.

- Что, на Ваш взгляд, реально может угрожать российско-турецким отношениям в Сирии?

Вероятность того, что русские договорятся с американцами по курдскому вопросу против Турецкой Республики. У Турции есть неоспоримые подтверждения того факта, что Москва оказывает поддержку сирийским курдам, действия которых направлены против Анкары. Так, лидер PYD Салих Муслим недавно совершил визит в Москву, а после него заявил, что сирийских курдов поддержит Россия. Эти заявления, разумеется, шокировали турецких политиков и экспертное сообщество.

- Каково мнение турецкого общества относительно этих переговоров?

Турки считают, что война в Сирии покажет, кто Турции друг, а кто враг. Поэтому Анкара внимательно следит как за действиями США, так и за действиями России. В случае, если США и Россия продолжат военную и политическую поддержку сирийской курдской партии «Демократический Союз» (РYD), турецкое общество готово ответить обеим странам самым жестким образом. Неслучайно 13 октября послы США и России были вызваны в МИД Турции в Анкаре для дачи объяснений по вопросу оказания военной поддержки PYD. Турецкая Республика официально предупредила Москву и Вашингтон о значительном понижении статуса отношений в случае, если политика по оказанию военной помощи PYD продолжится.

- Можно ли утверждать, что турецкое общественное мнение о России изменилось из-за разногласий по Сирии?

Турецкое общество по-прежнему относится к России и русским как к дружественному народу и стране.

Трудно не согласиться с тем, что цели России в Сирии могут носить разноплановый характер. Одни из этих целей заявлены официально, а другие, как и в любой подобной операции, уточняются в процессе и не афишируются. До поры до времени….

Беседовал Юрий Мавашев

Не питая особого доверия к главе турецкого государства Реджепу Тайипу Эрдогану, все же не стану уподобляться некоторым комментаторам в Интернете, которые расценили его визит и встречу с Президентом России только как покаянную: «Ага, приполз».

Да, эмоциональный налет в восприятии этого события есть, но он возникает как следствие нашего же эмоционального и справедливого гнева по поводу действий Турции, сбившей российский боевой самолет. Но эмоции выплеснуты и, конечно, не забыты. И теперь за ними следует видеть нечто большее, что имеет значение как для Турции, так и для России.

Хотя справедливости ради надо сказать, что извинение турецкого лидера, на чем настаивала российская сторона, прозвучало в письме, которое он направил Владимиру Путину. Продолжением можно считать визит Эрдогана. Имеет значение то, что встретились президенты не где-то на нейтральной территории, не Путин полетел в Анкару, не делегации политиков контактировали, а сам Эрдоган прибыл в нашу страну.

Думаю, не случаен и тот факт, что приняли гостя не в Москве и Кремле, а в Санкт-Петербурге. Это, конечно, тоже столица, хоть и северная, как у нас принято считать, но все же Москва и Кремль официально постоличнее будут.

Как известно, случайностей в дипломатии не бывает, так что этот факт — тоже показатель отношения к гостю. И если дальше отношения России и Турции будут встроены в новое русло, то на этом позицию отстраненности и неприятия самого Эрдогана и его страны надо завершать. Что, похоже, в Питере и произошло.

Но прежде чем рассматривать итоги визита турецкого президента, все же не удержусь от замечания, что Россия и ее президент Владимир Путин очень хорошо выдержали эту турецкую паузу. Сразу после инцидента с нашим самолетом и гибели летчика было выдвинуто условие: извинения и компенсации. И чтобы не было у турецкого руководства сомнений в том, что любое вероломство в отношении России и россиян не сойдет с рук, Россия включила экономические рычаги - эмбарго в торговой сфере, закрытие российского турпотока, сворачивание деятельности отдельных турецких компаний на нашей территории и прочее.

Но дело даже не в перечне запретов и ограничений, а в позиции: пока не признаете вину, дальше не пойдем. Признали, и это значит, что надо двигаться вперед. Вот этот принцип в международных отношениях и надо исповедовать. Как показывает практика последних лет, да и российско-турецкая история, он наиболее действен. И потом, у России порой и выбора особого нет, кроме как оставаться самой собой.

Что касается Турции, то российские контрмеры нанесли удар по экономике. Наложенные на неспокойную общественно-политическую ситуацию в стране, связанную с попыткой переворота, на распри Турции с Европой, они ослабили и республику, и позицию самого Эрдогана.

Как и предполагал в самом начале кризиса Владимир Путин, Турция одними помидорами не отделалась.

Потому слова Эрдогана во время встречи с Путиным о том, что « турецко-российские отношения вошли в положительное русло», можно считать искренними и полными надежд. Если говорить о конкретных договоренностях, то снова зазвучала тема строительства газопровода «Турецкий поток», замороженного в конце 2015 года, и восстановления торгово-экономических отношений.

Но если кто-то полагает, что от наших контрмер страдает только экономика Турции, он сильно ошибается.

Негативный сценарий отношений сказался и на российской экономике. Некоторые серьезные чиновники в российском правительстве оценивают российские потери от этого в девять миллиардов долларов. А сейчас в России то самое время, когда не до жиру…

Конечно-конечно, как бы ни развивались торгово-экономические отношения между Россией и Турцией, надо всем этим будет витать политика. Как забыть, что Турция - член НАТО, кстати не самый слабый? Но она в отличие от других стран, входящих в альянс, вынуждена действовать разнонаправленно, с учетом российского фактора вообще и на Черном море в частности. В Турции, члене НАТО и стране, стремящейся в Евросоюз, прекрасно понимают, что она обречена на устойчивые, нормальные отношения с Россией. Впрочем, и Россия в том же положении обреченности на добрососедство.

Если даже взять конкретную Сирию и нашу борьбу против международного терроризма, то роль Турции на этом направлении одна из существенных. Противоречия России и Турции по сирийской проблематике сгладить коренным образом не удастся - это понятно. Но Турция при определенных обстоятельствах может сыграть свою роль в урегулировании ситуации, не став, скажем на сторону России и поддерживаемого ею Асада, но хотя бы продемонстрировав невмешательство. Сегодня Россия, чтобы эффективнее завершить сирийские дела, не может опираться только на военную составляющую. Выход один: поддерживая усилия сирийской армии, параллельно искать мирное решение. И в его реализации очень может помочь сотрудничество со странами этого региона.

В этом плане визит в Россию турецкого президента Реджепа Эрдогана видится как один из ходов важной для России партии. Ему предшествовал саммит в Баку президентов России, Ирана и Азербайджана. Рано говорить, но очень возможно создание мощной евразийской кооперации. Во всяком случае, движение России в этом направлении просматривается. И если Турция с ее мощнейшим потенциалом станет звеном объединения, это будет в интересах России. Да, в Баку много говорили об экономике, о возможном создании взаимовыгодного транспортного коридора Север-Юг. Но злободневная тема противостояния мировому терроризму тоже звучала. То же самое и в Петербурге.

Встретил в сети заголовки западных СМИ типа «Путин снова переиграл Запад». Мне тоже хотелось бы верить в успех этого геополитического проекта и ощутить эффективность его для нашей страны. Но хочу посмотреть на ситуацию с иной стороны.

Такие оценки - показатель того, что Запад внимательно следит за действиями Эрдогана, который после подавления путча поехал не в Америку и объединенную Европу, а в Россию. Это кого хочешь будет тревожить.

И вот уже глава МИД ФРГ Штайнмайер исключил возможность появления военного союза России и Турции. Надо понимать, что он ни в коем случае этого не хотел бы. Британская газета Financial Times публикует статью под заголовком «Запад обеспокоен сближением Москвы и Анкары». Надо полагать, что чем теснее будут контакты России и Турции, тем жестче станет давление Запада на обе страны.

Будет ли лавировать Эрдоган между Западом и Россией или крепко прижмется плечом к кому-то одному, мы увидим. Но случайными не назовешь слова Путина о том, что наша страна против всяких неконституционных переворотов. А кто у нас мастер организовывать таковые в других странах?

Эрдоган открыто говорит, что именно США приложили руку к попытке его свержения. То, что за кадром высказанных позиций, - тоже интересно.

Но мы гаданием не занимаемся, а реально смотрим на вещи. И это позволяет нам успокоить Запад: в открытый военный блок с Россией Турция не войдет, она останется в НАТО. Но станет взаимодействовать с Россией если уж не в интересах своей турецкой национальной безопасности, то в интересах безопасности власти Реджепа Эрдогана.

Западное движение Турции очень сильно осложнено, этот проект для нее почти провальный. У России тоже с Западом не складывается.

Президенты обеих стран прекрасно понимают: плохие отношения между ними ослабляют позиции тех и других, что только на руку противнику. Так что тут не до обид, и «извините» вполне достаточно, чтобы двигаться дальше.

Или вы думаете по-другому? Пишите, звоните, приходите.

Александр Гикало

Поделиться