Профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов. Профессиональное обучение инвалидов Среднее техническое образование для инвалидов

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» закрепил положение о том,что государство гарантирует инвалидам необходимые условия получения образования и профессиональной подготовки (ст. 9).

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в ответствии с индивидуальной программой реабилитации в учебных заведениях общего и специального типа, а также непосредственно на предприятиях. При поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения они пользуются определенными льготами - их зачисление производится независимо от плана приема.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

При получении профессионального образования инвалидам предоставляется возможность обучаться по индивидуальному графику. Инвалидами могут быть использованы и заочная форма обучения, практика экстерната, а также обучение на дому. В период обучения выплачивается стипендия в повышенном размере.

Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется и в специальных учебных заведениях системы Минздравсоцразвития России. В соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 1993 г. «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» Минздравсоцразвития России, Министерству образования и науки РФ, Государственному комитету РФ по высшему образованию предложено организовать в подведомственных образовательных учреждениях профессиональную подготовку и переподготовку инвалидов, в первую очередь по приоритетным профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.

Перечень таких приоритетных профессий был утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 г. , в котором указано, что при обучении инвалидов во всех типах учебных заведений должны соблюдаться медицинские указания и противопоказания к приему на обучение и рекоменда­ции МСЭК.

Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться также непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ благодаря наличию на предприятиях широкой производст­венной базы и возможностей выбора профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому уровню материального обеспечения во время обучения. В целом все виды профессиональной подготов­ки инвалидов - это необходимая мера по обеспечению им реальной возможности получить работу с учетом состояния здоровья и степе­ни потери трудоспособности.

Право инвалидов на трудоустройство обеспечивается введением дополнительных гарантий, закрепленных в Законе от 24 ноября 1995 г., а также в Законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями:

1) осуществление льготной финансово-кредитной политики в от­ношении специальных предприятий, применяющих труд инвалидов;

2) установление квоты для приема на работу инвалидов;

3) резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подхо­дящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирование создания предприятиями дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

5) создание инвалидам условий труда в соответствии с индиви­дуальной программой реабилитации;

6) создание условий для предпринимательской деятельности;

7) организация обучения инвалидов новым профессиям.

Закон обязывает местные органы власти обеспечить создание до­полнительных рабочих мест и специализированных предпри­ятий для применения труда инвалидов. Законодательством установ­лено для организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работающих в кото­рых составляет более 30 человек , квоты для приема на работу инва­лидов. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности организации, хозяйственные товарищества и общест­ва, уставный капитал которых состоит из вклада общественных объ­единений инвалидов, освобождаются от обязательного квотирова­ния. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанав­ливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов.

При несоблюдении предприятиями квоты для приема на работу инвалидов они вносят обязательную плату в Государственный фонд занятости населения . Вместе с тем применяются и определенные меры по созданию заинтересованности предприятия в приеме на ра­боту инвалидов. Им устанавливаются налоговые льготы, кроме того, из местных бюджетов и иных источников выплачиваются компенса­ции на покрытие доходов, недополученных вследствие применения труда инвалидов.

В решении проблем трудоустройства инвалидов важная роль принадлежит муниципальным центрам социального обслуживания. В соответствии с Федеральным законом РФ от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ст. 28) они вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства и надомные производства специально для трудоустройства инвалидов и граждан пожилого возраста. Такие цехи, мастерские и другие производства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания. Непосредственно же вопросами трудоустройства инвалидов занимаются органы социальной защиты населения.

Закон от 24 ноября 1995 г. предусматривает, что всем инвалидам, занятым на предприятиях, в учреждениях и организациях должны быть созданы необходимые специальные условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 223).

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - это рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного, дополнительного оснащения и обеспечение техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

В случаях, предусмотренных законодательством, администрация обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Инвалидам I и II групп устанавливается сокращенный рабочий день (не более 35 человек в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней).

Рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организациях должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от степени инвалидности.

Органы социальной защиты населения принимают необходимые меры для реализации возможности инвалидов работать. В настоящее время, когда обострились проблемы трудоустройства вообще и трудоустройства инвалидов в частности, возникает потребность в расширении надомного труда инвалидов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1996 г. № 1285 «Об утверждении порядка участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности» в стационарных учреждениях социального обслуживания создаются специальные рабочие места для лиц, проживающих в них и имеющих остаточную трудоспособность. Лечебно-трудовая деятельность гра­ждан в стационарных учреждениях проводится под руководством инструкторов по труду и инструкторов по подготовке рабочих в со­ответствии с планами-расписаниями и индивидуальными програм­мами реабилитации.

Определение вида и продолжительности лечебно-трудовой дея­тельности осуществляется врачом стационарного учреждения кон­кретно для каждого гражданина с учетом его желания. Продолжи­тельность лечебно-трудовой деятельности не должна превышать 4 часов в день.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида .

Обучение может быть организовано по очной, заочной, вечерней и дистанционной форме. Для инвалидов учебные заведения практикуют различные формы организации процесса обучения: по индивидуальной форме, обучение на дому, индивидуальный график сдачи экзаменов, увеличение сроков обучения и т.д.

Согласно ст. 71, часть 5 от 29 декабря 2012г. федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), с 1 сентября 2013 года дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, зачисляются в ВУЗ вне конкурса в пределах квот (не менее 10% бюджетных мест), а все другие категории льготников зачисляются на подготовительные отделения ВУЗов. Бесплатное обучение на подготовительном отделении ВУЗа допускается лишь один раз , .

Профессиональная подготовка (переподготовка) и повышение квалификации безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

  • - гражданин не имеет профессии (специальности);
  • - невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;
  • - необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам;
  • - гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).
  • - Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют безработные инвалиды.
  • - При направлении органами службы занятости безработных инвалидов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в другую местность им оказывается финансовая поддержка, включающая:
  • - оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно;
  • - суточные расходы за время следования к месту обучения и обратно;
  • - оплату найма жилого помещения на время обучения.

Специализированные образовательные учреждения имеют своей целью подготовку из числа инвалидов конкурентноспособных специалистов со средним профессиональным образованием и рабочих с начальным профессиональным образованием. Подготовка ведется по востребованным на рынке труда и рекомендованным для трудоустройства инвалидов профессиям.

Учебные заведения одновременно работают по 3 направлениям: профессиональная реабилитация, социальная реабилитация, медицинская поддержка, т.е. помимо специально оснащенных учебных кабинетов, в таких образовательных учреждениях имеются кабинеты психологической диагностики и психологической разгрузки, библиотеки, спортивные и тренажерные залы, комнаты социально - бытовой адаптации, массажные кабинеты, медпункты с современным оборудованием.

В большинство специализированных учебных заведений могут поступить не только дети - инвалиды, но и взрослые инвалиды. Поступившие студенты - инвалиды находятся на государственном обеспечении - бесплатное обучение, питание, проживание в общежитии, медицинское обслуживание. По окончанию обучения выдаётся диплом государственного образца.

Приём в учебные заведения любого уровня, независимо от их территориальной принадлежности, осуществляется в соответствии с рекомендациями по профессиональному обучению, сформированными в индивидуальной программе реабилитации. Всем желающим поступать в учебные заведения заблаговременно до подачи документов в приемные комиссии, нужно обратиться в бюро медико - социальной экспертизы для разработки мероприятий по профессиональной реабилитации.

Министерством образования и науки РФ разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образовании .

Министерство образования и науки Российской Федерации сообщило, что с целью повышения эффективности реализации мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования инвалидов разработан портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования (www.wil.ru).

Рекомендуется использовать портал для получения актуальных данных, информации о документах нормативного и методического характера, а также обмена опытом в сфере инклюзивного высшего образования. На портале, в том числе, размещена полученная в ходе ежегодного мониторинга Минобрнауки России информация о наличии условий для получения лицами с ограниченными возможностями здоровья высшего образования (в частности об адаптированных образовательных программах) по ВУЗам, расположенным в конкретных субъектах РФ, по наличию в них безбарьерной среды, по материально-техническому оснащению, по наличию специалистов сопровождения, использованию дистанционных образовательных технологий.

Также, с целью повышения качества получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создан портал www.umcvpo.ru, обеспечивающий информационно-технологическую поддержку дистанционного обучения данной категории студентов.

На портале размещены нормативные правовые документы, материалы конференций и семинаров, видеозаписи мероприятий, архив видеолекций и вебинаров, материалы курсов повышения квалификации, информация о проектах и мероприятиях, направленных на социализацию лиц с инвалидностью. Посетители портала имеют возможность просмотра мероприятий в режиме онлайн, доступа к научно-образовательным ресурсам и электронным каталогам. Электронная библиотека позволяет получить доступ к учебной и научной литературе, к формирующейся единой общероссийской коллекции методических материалов по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Профессиональная реабилитация инвалидов как самостоятельный вид социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства. В соответствии с этим законом государство гарантирует бесплатное профессиональное обучение или переобучение инвалидов в учебных заведениях как общего типа, так и в специальных учебных заведениях и последующее их трудоустройство.

Статья 19. Образование инвалидов

Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется с освобождением от оплаты как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользования услугами сурдопереводчиков является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (за исключением инвалидов, обучающихся за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях). Для инвалидов, обучающихся за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, обеспечение этих мероприятий является расходным обязательством Российской Федерации.

Статья 23. Условия труда инвалидов.

Инвалидам, занятым в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней.

Такая обязанность вытекает для каждого государства, ратифицировавшего Конвенцию МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (Россия ратифицировала эту Конвенцию 3 июля 1988 г.). Статья 7 Конвенции № 159 компетентные органы принимают меры с целью организации и оценки служб профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости, а также других связанных с ними служб, чтобы инвалиды имели возможность получать, сохранять работу и продвигаться по службе; существующие службы для трудящихся в целом используются там, где это возможно и целесообразно, с необходимой адаптацией.

При получении профессионального образования (среднего специального или высшего) в учебных заведениях общего типа для инвалидов предусмотрены определенные преимущества: они зачисляются в эти заведения на основании результатов собеседования независимо от плана приема; они могут обучаться по индивидуальному графику. В период получения профессионального образования в специальных учебных заведениях системы социальной защиты населения инвалиды, как правило, находятся на полном государственном обеспечении.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. предусматривает, что профессиональная подготовка инвалидов осуществляется по тем профессиям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда. Перечень таких приоритетных профессий утвержден постановлением Министерства труда РФ от 8 сентября 1993 г. Профессиональная подготовка инвалидов может осуществляться непосредственно на производстве. Она имеет ряд преимуществ, благодаря наличию на предприятиях широкой производственной базы и возможностей в выборе профессий, сокращению сроков подготовки, более высокому уровню материального обеспечения во время обучения.

Право инвалидов на трудоустройство обеспечивается введением дополнительных гарантий. Они закреплены в Законе от 24 ноября 1995 г. и Законе РФ «О занятости населения в РФ». Статья 13. Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

3. Гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации.

4. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;

создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;


1. Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в учеб­ных заведениях общего и специального, типа, а также непо­средственно на предприятиях в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (в том числе по индивидуальному графику, занятия на дому, экстернат, заочная форма обучения и т. д.).
Профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов осуществляются в первую очередь по приоритетным професси­ям и специальностям, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на ре­гиональных рынках труда2.
2. Трудоустройство инвалидов гарантируется системой гарантий (например установление квоты для приема на работу инвали­дов; резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; создание инвали­дам условий труда в соответствии с индивидуальной програм­мой реабилитации; создание иных условий труда для инвали­дов и др.), а также системой мер экономического стимулиро­вания (например осуществление льготной финансово-кредитной
1 См. Постановление Верховного Совета РФ "Об упорядочении платы за со­держание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" от 6.03.92 № 2464-1.
2
См. Указ Президента РФ "О,мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов" от 25.03.93 №
политики в отношении спецпредприятий, применяющих труд инвалидов; стимулирование создания предприятиями дополни­тельных рабочих мест для трудоустройства инвалидов; созда­ние условий для предпринимательской деятельности):
организациям, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее 2% и не более 4%]);
общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и об­щества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов;
в случае невыполнения или невозможности выполнения уста­новленной квоты для приема на работу инвалидов работодате­ли ежемесячно вносят в бюджеты субъектов РФ обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах ус­тановленной квоты. Размеры и порядок внесения работодате­лями указанной платы определяются органами государствен­ной власти субъектов РФ;
в случаях, предусмотренных законодательством, администра­ция обязана принимать на работу инвалидов и в соответствии с медицинскими рекомендациями устанавливать для них не­полное рабочее время и другие льготные условия труда. Инва­лидам I и II групп устанавливаются сокращенный рабочий день (не более 35 часов в неделю), ежегодный оплачиваемый отпуск (не менее 30 календарных дней);
рабочие места для инвалидов на предприятиях и в организаци­ях должны соответствовать специальным требованиям , предъ­являемым к рабочим местам инвалидов в зависимости от груп­пы инвалидности.

Генеральная конференция Международной организации труда,
созванная в Женеве Административным советом Международного бюро труда и собравшаяся на свою тридцать восьмую сессию 1 июня 1955 года,
постановив принять ряд предложений о переквалификации инвалидов, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать второго дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят пятого года нижеследующую Рекомендацию, которая будет именоваться Рекомендацией 1955 года о переквалификации инвалидов:
принимая во внимание многочисленные и разнообразные проблемы, касающиеся нетрудоспособных лиц,
принимая во внимание, что переквалификация этих лиц необходима для того, чтобы восстановить в максимальной степени их физические и умственные способности и дать им возможность внести свой вклад в социальную, профессиональную и экономическую жизнь,
принимая во внимание, что для предоставления работы каждому инвалиду и для обеспечения наилучшего использования ресурсов рабочей силы необходимо развивать и восстанавливать трудовые способности инвалидов путем сочетания в постоянном и координированном процессе медицинского, психологического, бытового обслуживания и обслуживания в области просвещения, а также профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства, включая испытательный контроль,
Конференция рекомендует следующее:

I. Определения

1. В целях настоящей Рекомендации:
a) термин переквалификация означает ту часть постоянного и координированного процесса переобучения, которая включает в себя предоставление инвалидам обслуживания, дающего им возможность получить и сохранить подходящую работу, причем это обслуживание включает, в частности, профессиональное ориентирование, профессиональную подготовку и предоставление подходящей работы;
b) термин инвалид означает всякого человека, чьи возможности получения и сохранения подходящей работы серьезно сокращены в результате повреждения его физических или умственных способностей.

II. Охват переквалификации

2. Службы переквалификации должны быть доступными любому инвалиду, независимо от возраста и от причины и характера его инвалидности, при условии что он может быть подготовлен к подходящей работе и что он имеет разумную перспективу на получение и сохранение такой работы.

III. Принципы и методы профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов

3. Должны приниматься все необходимые и осуществимые меры для создания или развития специализированных служб профессионального ориентирования для инвалидов, нуждающихся в помощи при выборе или изменении своей профессии.
4. Процесс профессионального ориентирования должен включать, в той степени, в какой это позволяют условия каждой страны, и в зависимости от конкретных случаев:
a) беседу со специалистом по профессиональному ориентированию;
b) учет прежнего трудового опыта;
c) изучение школьного аттестата или любых других документов, относящихся к учебе в заведениях общего или специального образования;
d) медицинский осмотр в целях профессионального ориентирования;
e) соответствующие тесты по установлению способностей и пригодности к работе и, если это желательно, другие психологические тесты;
f) обследование личного и семейного положения данного лица;
g) определение пригодности и развития способностей путем проведения соответствующих практических испытаний или другими подобными методами;
h) профессиональный технический экзамен в устной или иной форме во всех случаях, когда это представляется необходимым;
i) определение физических способностей данного лица в связи с требованиями различных профессий и определение возможности увеличения этих способностей;
j) предоставление сведений, относящихся к возможностям получения работы и образования, с учетом профессиональной квалификации, физических способностей, пригодности, предпочтения и опыта данного лица, а также требований рынка занятости;
5. Принципы, меры и методы профессионального обучения, обычно применяемые для обучения трудоспособных лиц, должны применяться к инвалидам в той степени, в какой это позволяют медицинские и педагогические условия.
6. 1) Обучение инвалидов должно, по возможности, сделать их способными заняться такой экономической деятельностью, в которой они смогут использовать свою профессиональную квалификацию или способности, учитывая перспективу получения работы.
2) С этой целью профессиональное обучение должно:
a) координироваться с производимым после медицинской консультации устройством на такую работу, выполнение которой в наименьшей возможной степени затрагивалось бы инвалидностью или влияло бы на инвалидность;
b) осуществляться всякий раз, когда это возможно и целесообразно, в рамках прежней профессии инвалида или в профессии, близкой к ней;
c) продолжаться до тех пор, пока инвалид не получит необходимых навыков для нормальной работы на равных условиях с трудоспособными рабочими, если он к этому способен.
7. Инвалиды должны во всех случаях, когда это возможно, получать подготовку совместно с трудоспособными рабочими и в одинаковых с ними условиях.
8. 1) Для обучения инвалидов, которые, особенно вследствие характера или степени серьезности своей инвалидности, не могут обучаться совместно с трудоспособными трудящимися, должны создаваться или расширяться специальные службы.
2) Во всех случаях, когда это возможно и целесообразно, эти службы должны включать, в частности:
a) школы и центры обучения, в том числе интернаты;
b) специальные краткосрочные и долгосрочные курсы для подготовки по определенным специальностям;
c) курсы повышения квалификации для инвалидов.
9. Должны быть приняты меры для поощрения предпринимателей в деле обеспечения профессиональной подготовки инвалидов; такие меры должны включать, в зависимости от обстоятельств, финансовую, техническую, медицинскую или профессиональную помощь.
10. 1) Должны приниматься меры для разработки специальных мероприятий для трудоустройства инвалидов.
2) Эти мероприятия должны обеспечивать удовлетворительное трудоустройство путем:
a) регистрации желающих получить работу;
b) регистрации их профессиональной квалификации, опыта и желаний;
c) соответствующих бесед с ними;
d) определения, в случае необходимости, их способностей с физической и профессиональной точек зрения;
e) поощрения предпринимателей к тому, чтобы они сообщали компетентному органу власти о вакантных местах;
f) в случае необходимости установления контакта с предпринимателями, с тем чтобы показать им способности инвалидов к труду и обеспечить инвалидов работой;
g) оказания инвалидам помощи в использовании ими таких услуг по профессиональному ориентированию, профессиональному обучению, медицинскому и бытовому обслуживанию, которые могут оказаться необходимыми.
11. Меры по испытательному контролю должны применяться, для того чтобы:
a) проверить, дали ли устройство на работу или использование средств профессионального обучения или переобучения удовлетворительные результаты, и определить ценность принципов и методов профессионального ориентирования;
b) устранить, насколько это возможно, препятствия, способные помешать инвалиду удовлетворительно устроиться на работу.

IV. Административная организация

12. Службы переквалификации должны организовываться и расширяться компетентным органом или органами власти в рамках постоянной и координированной программы и, по мере возможности, должны использоваться существующие службы профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства.
13. Компетентный орган или органы власти должны обеспечивать наличие достаточного персонала с соответствующей квалификацией, занимающегося вопросами переквалификации инвалидов, включая испытательный контроль.
14. Расширение служб переквалификации инвалидов не должно во всяком случае отставать от расширения общих служб профессионального ориентирования, профессионального обучения и трудоустройства.
15. Службы переквалификации инвалидов должны организовываться и расширяться, чтобы давать инвалидам возможность подготовиться к работе на свой собственный счет во всех видах занятий, а также получить и сохранить эту работу.
16. Административная ответственность за общую организацию и расширение служб переквалификации инвалидов должна быть возложена:
a) либо на один орган власти;
b) либо совместно на органы власти, ответственные за выполнение различных частей программы, причем один из этих органов должен нести основную ответственность за координацию такой деятельности.
17. 1) Компетентный орган или органы власти должны принять все необходимые и целесообразные меры для обеспечения сотрудничества и координации между государственными и частными учреждениями, занимающимися переквалификацией инвалидов.
2) Эти меры должны включать в зависимости от обстоятельств:
a) определение компетенции и обязанностей государственных и частных учреждений;
b) предоставление финансовой помощи частным учреждениям, эффективно занимающимся вопросами переквалификации инвалидов;
c) предоставление частным учреждениям консультаций по техническим вопросам.
18. 1) Службы переквалификации инвалидов должны создаваться и расширяться при содействии представленных консультативных комитетов, создаваемых в национальном масштабе и, если необходимо, в районном или местном масштабе.
2) В эти комитеты, в зависимости от обстоятельств, должны входить:
a) представители органов и учреждений, непосредственно связанных с переквалификацией инвалидов;
b) представители организаций предпринимателей и трудящихся;
c) лица, обладающие особой квалификацией в силу своих знаний в области переквалификации инвалидов и заинтересованности в этом вопросе;
d) представители организаций инвалидов.
3) Эти комитеты должны нести ответственность за консультации:
a) в национальном масштабе - по развитию политики и программ переквалификации инвалидов;
b) в районном или местном масштабе - по применению мер, проводимых в национальном масштабе, по их приспособлению к условиям района или местности и по координации районной и местной деятельности.
19. 1) Исследования, имеющие целью рассмотрение результатов, достигнутых службами переквалификации инвалидов, и улучшение указанных служб, должны поддерживаться и поощряться, особенно компетентным органом власти.
2) Такие исследования должны включать общее и специальное изучение трудоустройства инвалидов.
3) Эти исследования должны также включать научные работы по различным системам и методам, играющим роль в переквалификации инвалидов.

V. Меры поощрения использования инвалидами служб переквалификации

20. Должны приниматься меры для предоставления инвалидам возможности полностью использовать все существующие службы переквалификации инвалидов и обеспечения того, чтобы на какой-нибудь орган власти была возложена ответственность за оказание помощи лично каждому инвалиду для достижения им максимальных успехов в переквалификации.
21. Эти меры должны включать:
a) сбор и распространение информации о существующих службах переквалификации инвалидов, а также о тех перспективах, которые эти службы дают инвалидам;
b) предоставление инвалидам соответствующей и достаточной финансовой помощи.
22. 1) Эта финансовая помощь должна предоставляться на любой стадии процесса переквалификации; она должна облегчить инвалидам подготовку к работе по подходящей профессии и эффективное сохранение этой работы, включая работу на собственный счет.
2) Она должна включать бесплатное использование инвалидами служб переквалификации, пособия на содержание и возмещение необходимых транспортных средств в течение всего периода профессиональной подготовки с целью получения работы, предоставление денежных ссуд и пособий или снабжение необходимыми инструментами и оснащением, а также протезными и любыми другими необходимыми приспособлениями.
23. Инвалиды должны иметь возможность использовать все средства переквалификации, не теряя при этом никаких пособий, предоставляемых системой обеспечения на других основаниях.
24. Инвалидам, которые проживают в районах, где перспективы занятости или возможности подготовки к выполнению какой-либо работы ограничены, должны быть предоставлены все возможности для профессиональной подготовки, включая обеспечение жилищем и питанием, а также возможность для переезда, если они этого пожелают, в районы, где существует больше возможностей в области занятости.
25. Не должна проводиться никакая дискриминация на основании инвалидности в отношении лиц, потерявших трудоспособность, включая лиц, получающих пособие по инвалидности, в области заработной платы и других условий труда, если их труд является равноценным труду физически полноценных трудящихся.

VI. Сотрудничество между медицинскими учреждениями и учреждениями по переквалификации инвалидов

26. 1) Должны осуществляться самое тесное сотрудничество и координация деятельности между медицинскими учреждениями и учреждениями по переквалификации инвалидов.
2) Это сотрудничество и эта координация должны быть направлены на:
a) обеспечение того, чтобы медицинское обслуживание и, если необходимо, предоставление соответствующих протезных приспособлений способствовали последующей трудоспособности этих инвалидов;
b) выявление инвалидов, нуждающихся в переквалификации и способных воспользоваться ею;
c) создание условий для того, чтобы переквалификация инвалидов предпринималась как можно скорее и в наиболее благоприятный момент;
d) предоставление медицинских консультаций, если это требуется, на всех стадиях переквалификации инвалидов;
e) определение трудоспособности инвалидов.
27. Каждый раз, когда это возможно, и при условии наличия медицинского заключения переквалификация инвалидов должна начинаться во время медицинского лечения.

VII. Меры, направленные на увеличение возможностей получения работы инвалидами

28. В тесном сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся должны приниматься меры с целью предоставления инвалидам максимальных возможностей для получения и сохранения подходящей работы.
29. Эти меры должны основываться на следующих принципах:
a) инвалиды должны иметь, на равных основаниях с физически полноценными лицами, возможность доступа к той работе, для которой они имеют квалификацию;
b) инвалиды должны иметь полную возможность принять подходящую работу у предпринимателя по своему выбору;
c) должны подчеркиваться пригодность и способность инвалидов к труду, а не их инвалидность.
30. Эти меры должны включать:
a) исследовательскую работу, позволяющую анализировать и доказывать способность инвалидов к труду;
b) обобщение и систематическое распространение фактических данных, касающихся, в частности, следующих вопросов:
i) сравнение труда инвалидов и физически полноценных лиц, выполняющих одну и ту же работу, по качеству продукции и производительности труда, количеству несчастных случаев и неявок на работу, а также по трудовому стажу на данном участке работы;
ii) методы отбора кадров, основанные на специфических профессиональных требованиях;
iii) методы улучшения условий труда, включая приспособление и изменение оборудования для облегчения найма инвалидов;
c) меры по освобождению отдельных предпринимателей от увеличения страховых премий для возмещения за несчастные случаи на производстве и за профессиональные заболевания;
d) меры, направленные на поощрение предпринимателей к переводу на подходящую работу на их предприятиях трудящихся, работоспособность которых изменилась в результате повреждения их физических способностей.
31. Когда это соответствует условиям страны и проводимой в ней политике, должно поощряться использование труда инвалидов путем:
a) найма предпринимателями определенного процента инвалидов на условиях, позволяющих избежать увольнения физически полноценных трудящихся;
b) резервирования для инвалидов некоторых определенных занятий;
c) принятия мер, дающих лицам, имеющим серьезную инвалидность, возможность поступления на работу или отдающих им предпочтение в некоторых профессиях, считающихся подходящими для них;
d) поощрения создания и облегчения деятельности кооперативов инвалидов или любых других подобных организаций, управляемых самими инвалидами или от их имени.

VIII. Льготные условия труда

32. 1) Компетентным органом или органами власти в сотрудничестве, если необходимо, с частными организациями должны приниматься меры к созданию и расширению льготных условий обучения и предоставления работы для инвалидов, не способных поступить на работу и работать в обычных условиях конкуренции на рынке занятости.
2) Эти меры должны включать создание специальных мастерских для инвалидов, а также специальные меры для тех инвалидов, которые по физическим или психологическим причинам или в силу географических условий не могут регулярно передвигаться на работу и обратно.
33. Особые мастерские должны обеспечивать инвалидам под эффективным медицинским и профессиональным наблюдением не только полезную и оплачиваемую работу, но также возможность приспособления к работе, повышения квалификации и, когда это возможно, перехода на работу в нормальных условиях.
34. Для инвалидов, которые не могут выйти из дома, должны разрабатываться и применяться особые меры, чтобы обеспечить им под эффективным медицинским и профессиональным наблюдением полезную и оплачиваемую работу на дому.
35. В тех случаях и в той мере, в какой заработная плата и условия найма всех трудящихся вообще устанавливаются законодательством, эти положения о заработной плате и условиях найма должны применяться к инвалидам, пользующимся льготными условиями труда.

IX. Особые постановления в отношении физически неполноценных детей и подростков

36. Службы переквалификации для физически неполноценных детей и подростков школьного возраста должны создаваться и расширяться в тесном сотрудничестве между органами власти, ведающими образованием, и органом или органами власти, ведающими переквалификацией инвалидов.
37. В учебных программах должны учитываться особые проблемы физически неполноценных детей и подростков и необходимость предоставления им таких возможностей, как и физически полноценным детям и подросткам, для получения общей и профессиональной подготовки, наиболее соответствующей их возрасту, способностям, пригодности и предпочтению.
38. Основной задачей служб переквалификации физически неполноценных детей и подростков должно быть уменьшение в наибольшей степени трудностей профессионального и психологического порядка, которые вытекают из факта их инвалидности, а также предоставление им всех возможностей для подготовки их к работе, наиболее соответствующей их способностям, и поступлению на эту работу. Использование этих возможностей должно влечь за собой сотрудничество между медицинскими, социально-бытовыми и педагогическими службами, с одной стороны, и родителями или опекунами физически неполноценных детей и подростков, с другой стороны.
39. 1) Образование, профессиональное ориентирование, профессиональное обучение, а также трудоустройство физически неполноценных детей и подростков должны обеспечиваться в общих рамках таких мер, предназначенных для физически неполноценных детей и подростков, и должны осуществляться всегда, когда это возможно и целесообразно, в тех же условиях, которыми пользуются физически полноценные дети и подростки, и совместно с ними.
2) Должны приниматься особые меры в отношении тех физически неполноценных детей и подростков, которые по причине инвалидности не могут пользоваться этими службами в тех же условиях, что и физически полноценные дети и подростки, и совместно с ними.
3) Эти меры должны включать, в частности, специальную подготовку преподавателей.
40. Должны приниматься меры для обеспечения того, чтобы дети и подростки, у которых в результате медицинского осмотра обнаружены либо инвалидность или недостаток, либо общая нетрудоспособность:
a) получили как можно скорее соответствующую медицинскую помощь для устранения или уменьшения инвалидности или недостатка, от которых они страдают;
b) поощрялись к посещению школы или ориентировались к той деятельности, которая отвечает их желаниям и способностям, и чтобы им предоставлялась возможность для подготовки к такой профессии;
c) пользовались финансовой помощью, если это необходимо, в период лечения, учебы и профессионального обучения.

X. Применение принципов переквалификации инвалидов

41. 1) Службы переквалификации инвалидов должны приспосабливаться к особым нуждам и условиям каждой страны и прогрессивно расширяться в соответствии с этими нуждами и условиями, а также согласно принципам, изложенным в настоящей Рекомендации.
2) Это прогрессивное расширение должно иметь главной целью:
a) выявление и развитие трудовых качеств инвалидов;
b) предоставление им, в наибольшей степени, возможности получения подходящей работы;
c) устранение в области профессиональной подготовки или найма всякой дискриминации против инвалидов на основании их инвалидности.
42. Прогрессивное расширение служб переквалификации инвалидов должно поощряться с помощью Международного бюро труда, если на то поступает соответствующая просьба:
a) путем предоставления, когда это возможно, технической консультативной помощи;
b) путем организации широкого международного обмена опытом, полученным в различных странах;
c) с помощью других форм международного сотрудничества, направленных на организацию и расширение служб, соответствующих требованиям и условиям различных стран, включая подготовку необходимых кадров.

Поделиться