Платят ли батюшкам зарплату. Как и сколько зарабатывает священник в церкви разных стран

«Сколько в среднем зарабатывает священник в большом городе?» — спрашивают наши читатели, возможно, будущие священники. В Интернете встречаются очень противоречивые цифры.

Вспоминаю, что первый раз напрямую я соприкоснулся с зарплатой церковнослужителя на Кипре, у отца Сергия Козлова, — я планировал там жить и, соответственно, заниматься любимым делом. Храм сам по себе принадлежит Тримифутинской епархии, но на самом деле это храм русской общины, и богослужения ведутся по чину Русской Православной Церкви. Священник Сергий Козлов учился в академии в Сергиевом Посаде, а позже в Греции в Салонийском университе на факультете богословия, что, соответственно, определило выбор нынешнего патриарха Кирилла о его назначении. На самом деле батюшка жил достаточно небогато, а так как богослужения проводили по воскресным дням, он был вынужден подрабатывать в других местах. Соответственно, остальному клиру платить он не мог. «Нужно найти работу, которой ты занимался в России», — запомнил я его слова.

Для сравнения можно привести зарплаты священников в других странах. Как известно, в Белоруссии зарабатывают в среднем порядка 24 тысяч рублей, на Украине — 32 тысячи, в Греции около 40-ка, в Италии и Испании — порядка 56 тысяч (в переводе на наш рубль), во Франции — около 65 тысяч плюс бесплатное жильё. В Бельгии начинающий священник получит 120 тысяч, а более опытный — до 360 тысяч рублей в месяц.

Но давайте всё же вернёмся к российской действительности. «Приходской священник получает зарплату, сумма которой определяется приходским советом и зависит от финансового положения прихода. Это может быть как вполне достаточная для жизни сумма, так и минимальная зарплата «, — ловко отвечает отец Андрей Ефанов, благочинный Кинешемской епархии. Ну а как иначе? А всё дело в том, что зарплата священника совершенно произвольна.

Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищённая часть общества “, — говорит архимандрит Савва Тутунов. «Зарплата священников в России зависит от их вышестоящего начальника «, — вторит соседний сайт. «Сейчас у нас содержателем священнослужителя является приход. И зарплата священника - то жалование, которое он имеет в результате служения на конкретном приходе. У нас нет какого-то распределения зарплат в епархиях. И тем более, как в каких-то странах, нет государственных зарплат для духовенства «, - поясняет замглавы Учебного комитета РПЦ , настоятель храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве протоиерей Максим Козлов.

И это действительно так.

«Ого, какая зарплата, столько и священники не получают «, — позже ответил мне один сельский батюшка, когда мне предложили алтарничество за 30 тысяч рублей в месяц. А вот в соседнем со мной туристическом городе рядовой священник может получить до 200 тысяч в месяц. Но и это только на сезон: в остальные месяцы он будет получать по 15-ть и жить на то, что скопил летом. А упомянутый мной сельский батюшка вообще не получает зарплаты, поскольку приход убыточен и он живёт только на средства от подработки.

Общее представление о ситуации даёт один из личных дневников ЖЖ:

Сельские приходы собирают в среднем ежемесячно (внимание!) ~20 тысяч рублей. Из которых за коммуналку зимой идет порядка 7 тысяч, обязательно нужно платить какой-то епархиальный налог. В сельских же приходах та же машина для священника не роскошь, а суровая необходимость, ее обслуживание (бензин, например) оплачивается отсюда же. Копеечная же зарплата идет еще 2-3м человекам, обслуживающим приход, вроде сторожа. И на зарплату священнику остается 5-10 тысяч… А если в приходе 10 бабулек? Выход ищут по-разному. Кто попредприимчивей приусадебное хозяйство организуют или даже заводик какой производственный мелкий (читала на спецфоруме про такой случай).

Понятно, что при таком раскладе назвать точную сумму или хотя бы определить способ ценообразования очень сложно. Возможно, поможет более эмоциональное объяснение в виде одного комментария — ответа на похожий вопрос на авторитетном портале «Православие и мир»:

Огромное количество московских священников тихо, спокойно, падая с ног от усталости делают своё дело; живут в панельных домах со своими многочисленными чадами и матушками, которые точно так же решают насушные бытовые вопросы: чем накормить, во что одеть. Слава Богу, прихожане выручают. И при этом многие батюшки ездят на иномарках… На тех, которым в зубы не смотрят: духовное чадо подарил: продавать уже невыгодно, а так и батюшка рад будет (он и такую убитую (но внешний вид хоть куда!) купить не сможет), и глядишь, всю жизнь Богу за него и всё семейство молиться будет. По-разному бывает… Встретила как-то священника со своего прихода в маршрутке, в 22 часа, с требы домой возвращался… И семью дьякона на новеньком мерседесе-автобусе, который их семье в Германии подарили — петь они туда ездили, вот немцы растрогались да и подарили. 11 человек семья! Позавидуем? Только чему: что машинка люкс, или что 9 детей в семье? В большой семье не без урода.


В последнее время все чаще люди стали критиковать православных священников. Львиная доля всей критики растет из убеждения, что священники очень неплохо зарабатывают. Не все интересуются какова реальная зарплата священника. И вот нехорошие персонажи через СМИ и Интернет раскручивают убеждение, что вроде как везде пухнут дети от нищеты и голода, а рядом ездят попы на майбахах.

Есть ли зарплата у церковнослужителей?

К требам относятся таинства (крещение, исповедь, причащение на дому, елеосвящение, венчание), церковные обряды (отпевание, погребение, освящение квартиры, дома, колодца, садового участка, машины и пр.) и другие молитвенные чины и последования, имеющие частный характер.

Зарплата священника может быть как постоянной, так и зависеть от доходов храма, от времени года, от усердия самого священнослужителя.

Есть ли у священника зарплата?

— Фиксированного оклада священнослужители не имеют. Как правило, оплата труда зависит от уровня дохода храма и количества прихожан. Понятно, что в Москве денег на порядок больше, чем в умирающем селе. Собранные пожертвования распределяются на зарплаты, ремонт и прочие нужды епархии. Все священно­служители сегодня имеют трудовую книжку. Пенсию служителям церкви, так же как и мирянам, назначают в зависимости от трудового стажа.

Зарплата священника.

Приближается Рождество, и думая об этом празднике, мне вдруг пришла в голову мысль, а сколько же зарабатывают священники в РПЦ? Может быть, если зарплата хорошая, мне туда работать пойти?=))

Попытался покопаться в интеренете, выяснилось, что информации об этом немного. Официальной информации нет вообще. А та информация, которая есть, либо от СМИ никакого отношения к церкви не имеющих, либо от некоторых священников, с неслишком большим доходом, которым особо скрывать нечего — поэтому они и пишут.

Кто платит зарплату священникам

Представители различных религиозных организаций часто говорят, что священнослужитель – это не просто работа, а призвание, постоянное служение Богу и людям. Между тем с юридической точки зрения священнослужитель – такая же профессия, как и все остальные. Он тоже оканчивает высшее учебное заведение, устраивается на работу, получает зарплату и старается обеспечить себе достойную старость. Однако последнее дается с большим трудом.

Лепта в кармане священника

Соотношение богатства и бедности в жизни католического священнослужителя нередко становится объектом пристального внимания как прихожан, так и сторонних наблюдателей. Между тем жизнь священника в некоторых европейских странах, где католичество является господствующей конфессией, отличается от жизни его собратьев в России. О материальной стороне жизни католического духовенства в России в беседе с корреспондентом «НГР» Лидией ОРЛОВОЙ рассказал генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь КОВАЛЕВСКИЙ.

Нужно ли платить священникам зарплату?

Как сообщалось, волгоградский депутат от «Единой России» Роланд Херианов предложил приравнять священнослужителей к госслужащим и платить им зарплату. Свое предложение он обосновал тем, что «помимо текущих вопросов, связанных с работой храмов, священникам приходится ежедневно заботиться о благополучии своих семей. Многие православные батюшки являются многодетными отцами, воспитывают приемных детей.

Символ Веры

Условно украинских священнослужителей, независимо от подчинения тому или иному патриархату, можно разделить на два типа – «менеджеров» и «молитвенников».

Первые ищут спонсоров, отстраивают храмы, ездят на хороших авто. Вторые же уповают на милость Господнюю. И пока Господь им ее не послал – служат в недостроенных церквях и с трудом сводят концы с концами.

– Каждый выживает, как может, – объясняет епископ УПЦ КП Евстратий (в Киевской Митрополии Московского Патриархата о делах хозяйственных говорить отказались.

Сколько на самом деле зарабатывают священники?

Вот у нас тут отцы из разных епархий, из разных стран, давайте все здесь и отпишемся чтобы народ не строил иллюзий. Ну, хотя бы те, кому нечего скрывать.

В Одессе зарплата священника колеблется между 500 и 1000 гривен. Кроме зарплаты есть еще деньги которые верующие жертвуют за совершение треб (различных освящений и проч.). Хорошо, если набегает еще 1000. Но во многих храмах все требы оплачиваются через храмовую кассу, соответственно священник их не видит.

Тема: Должен ли священнослужитель получать зарплату?

Вопрос возник такой. знаю у баптистов,пятидесятников и др.-церковь содержит пастора,у православных-не знаю,интерестно,также если есть оплата,то какова?знаю у Свидетелей Иеговы,старейшины не получают 3.п.,что считаю больше основано на Писании

Будет интересно узнать на основании каких мест Писания вы делаете вывод. что отказ от содержания пресвитера церковью «больше основано на Писании» .

Не ожидал вот этого:
"Во многих храмах сотрудники церкви ничтоже сумняшеся называют фиксированную сумму, которую должен внести каждый желающий обвенчаться, покрестить ребенка и т. д. Например, на вопрос, каков объем рекомендуемого пожертвования за венчание, женщина, торговавшая в церковной лавке московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубино, достаточно резко ответила: "Что значит пожертвование? Оплата, а не пожертвование! Пять тысяч".

В это трудно поверить, что даже в таком храме подобное может случаться, но, как говорится, "и на старуху бывает проруха".

"Клирикам положен фиксированный оклад, который остается на усмотрение настоятеля. Согласно "Положению о материальной поддержке священнослужителей", при условии полной занятости на приходе и отсутствии других доходов священники "должны получать содержание, по возможности ориентируемое на среднюю заработную плату по региону для социальных работников". Средняя зарплата соцработников (психологов, педагогов, медицинского персонала среднего звена) обычно не дотягивает даже до средней зарплаты по региону. Например, в Новосибирской области люди, занятые в соцсфере получают в месяц около 17 тысяч рублей, в Томской области - чуть больше 10 тысяч рублей, в Новгородской области порядка 14 тысяч рублей, а в Москве и Подмосковье - в среднем 48-50 тысяч рублей. Довести среднюю зарплату соцработника до средней по региону планируется к 2018 году.

Как говорит о. Дмитрий Свердлов, несмотря на рекомендации "Положения", вопрос о зарплате священника остается скорее на усмотрение настоятеля: "Оклад может быть очень большим или очень маленьким, это вопрос доброй воли настоятеля и его адекватности. Есть пожилые настоятели, которые не ходили в магазин так же давно, как архиереи, поэтому цен не знают. Есть люди жадные, есть щедрые".

(...) Архимандрит Савва Тутунов считает, что брать плату за требы - это нормально: "Важно осознавать, что на пожертвования храм живет: из поступающих средств оплачиваются коммунальные платежи, охраняются церковные здание и территория, начисляются зарплаты всех сотрудников - от уборщиц до настоятеля. Меня как обывателя - ведь я не всегда был священником - никогда не смущало, когда мне называли какую-то желательную сумму пожертвования. А вообще, практика очень разная. Где-то суммы не указываются вообще, а где-то приходской совет сочтет необходимым в какой-то мягкой форме предлагать прихожанам какие-то ориентировочные суммы, иначе храм останется, скажем, без электричества. В любом случае жертва - это то, что подается добровольно и по мере возможностей. Жестко требовать фиксированную плату за, к примеру, венчание нельзя. Но и прихожанину следует поступать по совести, понимая нужды храма".

В церкви существует неформальная система взносов или условного налога в пользу епархии. По словам отца Дмитрия, это традиция со множеством исключений. По идее храм должен отдавать епархии по 20% со своего дохода. Если приход малообеспеченный или же храм только строится, по усмотрению архиерея эти взносы могут быть на время отменены.

"Архиерей может просто озвучить сумму, исходя из масштабов прихода, видимых действий спонсоров, - рассказал о. Дмитрий. - В последнее время у священника увеличилось количество направлений, по которым он отчисляет деньги, потому что епархии дробятся, образуются митрополии и таким образом появляется новая ступень в административной структуре, которая требует финансирования. Там тоже нужен аппарат, содержание, владыке нужен "Мерседес", облачение и прочие атрибуты архиерейской жизни. Мне повезло, ко мне требования не предъявляли. Я платил какие-то маленькие деньги, 2-3 тысячи за квартал. Но есть храмы, которые платят десятки тысяч. Есть ежегодная индексация нормативных взносов и сборы по случаю. Например, в Москве - на день рождения викария, на день ангела патриарха".

Священники, пожелавшие сохранить анонимность, утверждают, что епархиальные взносы по инициативе Московского патриархата в последнее время возросли в разы - но на что Москве нужны дополнительные деньги, можно только гадать. Настоятели некоторых московских храмов утверждают, что уровень требований по взносам за прошлый квартал был таким высоким, что они смогли по ним расплатиться только сейчас, к началу следующего квартала. При этом особо ретивые архиереи, недовольные настоятелем, который не может отчислять деньги в пользу епархии, могут просто "разжаловать" его в священники и назначить другого настоятеля.

Архимандрит Савва Тутунов утверждает, что такие ситуации бывают лишь тогда, когда настоятель недобросовестно выполняет свои функции: "Могу сказать, что случаи нерадения священнослужителей о благоустроении приходской деятельности встречаются. Хотя не могу сказать, что это частые случаи. Бывают и такие редкие ситуации, когда священнослужитель использует финансовые потоки прихода для своей личной выгоды. Встречаются клирики, которые по неопытности или неспособности руководить не могут устроить жизнь прихода, привлечь прихожан к активному служению. Иногда же клирики своей грубостью или замкнутостью распугивают людей... Вот и выходит, что некоторым священнослужителям лучше быть рядовым клириком под начальством настоятеля, чем настоятелем даже в самом небольшом храме".

"Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества".

Права священников в "Положении" прописаны, скорее, как рекомендации, четкого регламента нет, и положение настоятелей, равно как и клириков, сильно зависит от обстоятельств. "Среди священников есть колоссальное расслоение. Это как олигархат и нищета. Это самая незащищенная часть общества, и они живут в состоянии колоссальной внутренней тревожности", - утверждает о. Дмитрий Свердлов. У большинства священников большие семьи, которые нужно обеспечить и, как правило, основная часть священников кроме служения в церкви ничем не занимается. По словам отца Дмитрия, в силу специфики своего занятия - служения церкви - с одной стороны, священник не может зарабатывать деньги. При этом страх неопределенности и незащищенности, с другой стороны, толкает многих на стяжательство, чтобы обеспечить тылы и гарантии своей семье, и на зависимость от административной системы".

"Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, - любви нет"

Как следствие, духовенство занимает рабское положение и находится в полной зависимости от архиерея, мнение которого нередко может быть субъективным. По мнению Свердлова, улучшить положение священников может две вещи: любовь или регламент - точные положения о том, кто сколько кому должен и когда. "Самая главная проблема церковной экономики, как и всего остального церковного, - любви нет. Христос сказал, что вас узнают, что вы мои ученики, по любви между вами. Эта соль ушла из церковной жизни. Нет любви, и все пошло наперекосяк, - говорит священник. - Но если создать четкий регламент, то рано или поздно он станет достоянием публики, и тогда всплывут финансовые секреты. Поэтому нет ни того, ни другого", - сказал Свердлов.

В официальной РПЦ утверждают, что применение документа о помощи священникам на практике - лишь вопрос времени. На деле документ мало что определяет - это, скорее, набор пожеланий и рекомендаций. Священники предпочитают терпеть и не жаловаться: открыто выраженное недовольство в адрес церковной верхушки чревато ухудшением отношений с архиереем, а то и с самим патриархом. В этом случае самым мягким "наказанием" будет личная просьба высшего духовенства не выносить эмоции на публику. А при неблагоприятном раскладе вчерашнему священнику придется думать о том, как прокормить свою большую семью и не пойти по миру. У тех, у кого есть светское образование и работа, тыл более менее обеспечен. Удел прочих - разговоры на кухне и смирение.

На что живут христианские священники в других странах

В некоторых европейских странах церковь финансируется церковным налогом, который, в зависимости от законодательства страны, платят либо люди, относящие себя к какой-либо конфессии, либо абсолютно все. Зарплаты священников оплачиваются из этих налогов.

В Германии церковный налог составляет 8-9% от подоходного и его платят только люди, относящие себя к определенной конфессии.

В Дании церковь связана с государством и абсолютно все жители страны должны платить церковный налог в размере 1,51% от заработка, который облагается налогом.

В Швеции церковный налог в размере 2% от дохода также платят все, независимо от принадлежности к той или иной конфесии. Причем церковь и государство в Швеции не связаны между собой.

В Австрии церковный налог составляет 1,1% от дохода и его обязаны выплачивать все жители, относящие себя к католичеству.

В Швейцарии нет государственной церкви, а размер церковного налога в разных кантонах разный. Максимальный налог составляет 2,3% от дохода и его выплачивают только верующие.

В Хорватии зарплату священникам платит государство, отдельного церковного налога нет.

В Финляндии в разных муниципалитетах прихожане той или иной церкви платят церковный налог в размере от 1% до 2% от дохода.

В Италии церковный налог называется "налог один на тысячу". Это значит, что каждый житель Италии платит 0,8% от подоходного налога в пользу церкви, причем в документе налогоплательщика он должен указать, для какой именно церкви предназначен налог.

В англиканской церкви и церквях Америки храм содержат прихожане, но пожертвования там довольно большие. Но при этом священник получает от прихода дом, машину, деньги на обучение детей и другие льготы.

В Испании церковь получает дотации из государственного бюджета и пожертвования верующих. С 2007 года испанские налогоплательщики по желанию могут перевести церкви 0,7% подоходного налога. Ежемесячную зарплату выплачивает курия.

Во Франции церковь получает доход только от пожертвований верующих, священники получают зарплату от курии и затем государственную пенсию вместе с пенсионными начислениями от церкви.

В Бельгии священники всех христианских конфессий получают зарплату от государства и ежегодные премии - летом и зимой.

Понятие пенсионного возраста имеется в соответствии с действующим законодательством, хотя фактически это редко соблюдается. Если священник не находится в очень тяжелом состоянии здоровья, он до последних своих дней старается исполнять пастырские обязанности в меру сил: службу, исповедь и т. д. А формально считаются вышедшими на пенсию те, кто достиг пенсионного возраста согласно действующему законодательству.


О. Алексий Касатиков. Протоиерей, настоятель храма Во Имя Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Первой городской больнице (Краснодар)

Зарплата, конечно, есть. Установленного размера не существует, все зависит от того храма, в котором священник служит. В разных храмах все совершенно по-разному. Одно дело - столичный храм, куда приходят богатые люди или проводится множество экскурсий, делают щедрые пожертвования, другое - храм в маленьком населенном пункте. И одно дело даже на Кубани такой маленький сельский пункт, другое - в Средней России. Могут быть совершенно разные доходы. Поэтому единого размера нет. Конечно, церковный народ заботится о своих пастырях - в меру этой заботы и бывает доход священника.

Тут можно упомянуть пресловутые «мерседесы». Далеко не все священники ездят на таких машинах. Конечно, бывает, найдется богатый человек, который и небогатому приходу подарит машину, но часто бывает и так, что священник живет очень бедно.


О. Максим Белов. Священник, проректор по учебной работе Екатеринодарской духовной семинарии

Для начала стоит отметить, что зарплату получает тот, кто зарабатывает деньги, - топ-менеджер, бизнесмен, сотрудник компании или учреждения. Священнослужители не занимаются зарабатыванием денег. Каждый из нас призван на служение - это предполагает полную отдачу себя делу, при этом без ожидания какой-либо выгоды. Это проще понять на примере учителей и врачей. Их дело - тоже призвание. Как правило, эти люди - энтузиасты. Они заняты любимым делом, посвящают ему не только рабочее время, но и свободное. Спросите, какая у них зарплата, - обычно хватает на коммунальные платежи да на еду. И все. Не слишком большие деньги выделяет им государство.

А священник? Тех пожертвований, которые люди приносят в храм - кто-то за свечу пожертвовал, кто-то за молитву, а кто-то просто на благое дело дал, - не всегда хватает даже налог заплатить. Не забывайте, что согласно законодательству Церковь отделена от государства и вынуждена обеспечивать сама себя: нужно оплатить земельный налог, налог на имущество, коммунальные платежи - за электроэнергию, отопление (представьте себе сумму, учитывая размеры храма), в некоторых случаях даже аренду. На остаток необходимо приобрести для храма облачения, утварь, угли, ладан - словом, все, что нужно для отправления богослужения.

Храм требует большого внимания: за зданием нужно постоянно следить. Если храм новый, его необходимо и благоукрашать. Если все это сделано и каким-то чудом еще остались деньги - нет ничего плохого в том, чтобы разумную часть взять на обеспечение себя жильем и едой. В Священном Писании сказано, что служитель алтаря питается от алтаря. Священнику тоже нужно где-то жить и что-то есть. Помимо этого у него еще есть жена и дети, которых нужно накормить, одеть-обуть. В крупных храмах есть возможность платить штатным клирикам зарплату, но, как правило, она находится в пределах 3000-12 000 рублей, еще и облагается налогом, так как церковь с юридической точки зрения - некоммерческая организация, а священники - ее сотрудники, а не служители. При этом сам всегда помнишь, что в церковь шел не за деньгами и служить хотел не за блага земные. Поэтому такой вопрос почти не беспокоит.

У нас любят порассуждать об иномарках священников, даже мем появился - «поп на «мерседесе» (кстати, «проповедник на «ауди» воспринимается при этом почему-то спокойно). Но эти рассуждальщики упускают из виду, что в храмы ходят, в том числе, очень обеспеченные люди, для которых не составит труда по дороге подвезти священника до дома или привезти на службу. А для некоторых такие затраты, как подарить многодетному батюшке автомобиль, совсем не ударят по кошельку. Да, мы все помним нашумевшую историю иеромонаха на «гелендвагене», но она потому и нашумела, что была из ряда вон выходящей. Этого иеромонаха запретили в священнослужении не за «мерседес», за канонические нарушения, в том числе и касающиеся его образа жизни. А большинство священников ездит на очень скромных машинах.

Что касается понятия пенсионного возраста, так как с юридической точки зрения Церковь - это некоммерческая организация, значит, у всех сотрудников храма начиная от сторожа и заканчивая настоятелем есть трудовой стаж и пенсионный возраст, так как все являются гражданами нашего государства и платят налоги. Что касается отношений внутри Церкви, то это другой вопрос. Трудового стажа, или выслуги лет, или церковного пенсионного фонда не существует. Как правило, священник не уходит на пенсию, а служит, пока живет. Однако, согласно церковным нормам, по достижении 75 лет все, включая епископов, пишут прошение о почислении на покой. Это мудрая практика - у пожилых священнослужителей есть возможность освободиться от административных обязательств, справляться с которыми в преклонном возрасте нелегко. Но, повторюсь, они все равно продолжают молиться за богослужениями и совершать их.


Каждый священник, принятый на службу в Русской Православной Церкви (РПЦ) получает денежное довольствие, которое назначается вышестоящими начальниками, имеющими более высокий сан. Начиная с 2013 года РПЦ взялась за упорядочивание дохода священнослужителей. Ранее он рассчитывался по всем знакомому принципу "каков приход, таков и доход". Документ, утверждающий права священников в получении материальной помощи от епархий, был принят в этом же году. При этом РПЦ распорядилась создавать специальные комиссии при каждом приходе, которые бы и рассчитывали сумму материальной помощи.

Стереотип, сложившийся о Церкви (в общем понимании этой организации), намекает на её очень хорошее положение положение в финансовом плане. Причин для этого предостаточно: это и золото в обрамлении храмов и стоимость разного рода треб, которые по идее должны быть бесплатными. Эти средства, однако, идут не в карман самим священникам, а порой самим настоятелям приходится платить взносы за свое содержание.

Как уже было сказано выше, зарплата священников в России зависит от их вышестоящего начальника. Специально созданный в 2009 году фонд Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии, отвечающий за экономику РПЦ, по уровню законспирированности и закрытости может соперничать с ФСБ. В числе открытых для общего ознакомления положений о работе фонда в частности и РПЦ в целом документ, регламентирующий вопросы, связанные с получением довольствия (зарплат) священников в России. Из этого документа мы узнаем, что священники должны быть социально защищены, а их семьи - материально поддержаны церковью. «Положение о материальной поддержке священнослужителей», опубликованное в своде законов Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии, дает нам понять, что священники получают зарплату, примерно равную средней зарплате в регионе, в котором они находятся . И это при условии отсутствия второй работы, которую можно было бы отнести к разряду постоянной.

Хоть это и кажется смешным на первый взгляд - у священников есть трудовые книжки, номера соцстрахования, за них платятся взносы в пенсионный фонд России и у них есть медицинская страховка. В трудовых книжках, в частности, прописывается должность, на которой состоит священнослужитель. Это может быть "клирик" или "настоятель прихода". Сама отчетная бухгалтерия не доступна глазу простого человека, однако в налоговые исправно платятся отчисления за работающих священников.

При всех попытках подвести вопрос о заработной плате священников в России к среднестатистическим показателям, в конечном итоге она зависит от решения настоятеля, "главного" по церкви. По словам некоторых священнослужителей, иной раз доходит до странностей: некоторые настоятели, которые не утруждают себя походами в магазины, не бывают там по нескольку лет, как архиереи, поэтому оценивать экономическую обстановку в стране здраво не могут, назначая священникам очень маленькие зарплаты, на которые еле-еле получается сводить концы с концами. Само же благосостояние настоятелей также зависит от решения вышестоящих чинов, которые берут за основу все ту же рекомендацию поддерживать сотрудников материально, сообразно средним ставкам зарплат соцработников по региону.

Основной доход любого храма состоит в первую очередь из пожертвований прихожан, оплаты ими треб (венчание, крещение, молебны, панихиды, отпевания умерших, молитвы за упокой), покупки атрибутики (свечи, курения, иконки) и прочих финансовых вливаний. И только ничтожная часть от общих сумм идет на зарплаты священников, остальное отправляется в головную организацию РПЦ, находящуюся в Москве.

Поделиться