Кулачный бой на Руси: негласные правила. Кулачный бой

Кулачные бои на Руси в Масленицу.

Кулачные бои - устраивались зимой в период святок на масленицу и иногда в Семик . При этом предпочтение отдавалось масленице, разгульный характер которой давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество. Команды составлялись по признаку социальной или территориальной общности участников. Друг с другом могли биться две деревни, жители противоположных концов одного большого села, «монастырские» крестьяне с помещичьими и т. д. Кулачные бои готовились заранее: команды сообща выбирали место для битвы, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов. Кроме того, была необходима моральная и физическая подготовка бойцов. Мужики и парни парились в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали силу и смелость.

Некоторые участники прибегали к различного рода магическим приемам для увеличения бойцовской храбрости и мощи. Так, например, в одном из русских старинных лечебников содержится следующий совет: «Убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори». Обеспечить победу в кулачном бою старались и с помощью заговора, полученного от колдуна: «Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян-морю, и на том святом Окияне-море стоит стар мастер муж, и у того святого Окияна-моря сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, так же бы и от меня валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь! Аминь! Аминь! И тем моим словам ключ в море, замок на небе, отныне и до века». Кулачные бои в России могли проходить не только на кулаках, но и на палках, при этом чаще выбиралась борьба на кулаках. Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар.

Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку » и «сцеплялка-свалка ».

При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давлением «стенки» противника. Это был бой, в котором использовались различного рода тактические военные приемы. Бойцы держали фронт, шли клином - «свиньей», меняли бойцов первого, второго, третьего ряда, отступали в засаду и т. п. Бой кончался прорывом «стенки» противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее XVIII в.

При битве «сцеплялка-свалка» каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим. Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил, к которым относились следующие: «не бить лежачего», «не биться по-увечному», «мазку не бить», то есть в случае появления у противника крови заканчивать с ним бой. Нельзя было наносить удары сзади, с тыла, а биться только лицом к лицу. Важным моментом кулачного боя было и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины - «сильные бойцы». Такой порядок поддерживал равенство сторон. Бой начинался с прохода главных бойцов, то есть парней и мужиков, в окружении подростков по деревенской улице к выбранному месту боя. На поле парни становились двумя «стенками» -командами друг против друга, демонстрируя свои силы перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя соответствующими выкриками. В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялку-свалку», готовясь к будущим боям. Затем раздавался клич атамана, за ним общий рев, свист, крик: «Даешь боя», и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце. Наблюдавшие за кулачным боем старики обсуждали действия молодых, давали советы тем, кто еще не вступил в бой. Завершался бой бегством противника с поля и общей веселой попойкой участвовавших в нем парней и мужиков. Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков.

Подробное описание битв «добрых молодцов кулашных бойцов» дали иностранцы, побывавшие в Московии в XVI-XVII вв. Кулачные бои воспитывали у мужчин выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках, передавались из уст в уста, нашли свое отражение в удалых песнях, былинах:

Да съехались оны с копьями -
Только копья-ты в кольцах попригнулисе.
Да съехались богатыри палками -
Только палки по щербням отвернулисе.
Соскочили они со добрых коней,
Да схватились оны на рукопашный бой.

Традиционным русским боевым искусством являлся кулачный бой. То, что человеку непосвященному со стороны могло показаться обычным мордобитием, было настоящим мастерством со своими премудростями и у англичан называлось Russian fist fight. Кулачный бой упоминается во многих исторических свидетельствах.

Кулачный бой в Средние века

Впервые кулачные бои упоминаются в величайшем памятнике Древней Руси «Повести временных лет». Автор, будучи человеком образованным и православным, критикует это грубое «языческое» действо. Несмотря на такой неодобрительный отзыв о кулачных боях, именно он указал, что это древний «поганский» (языческий) обычай. Покровителем единоборства русичи считали Перуна.

Проводились кулачные бои по большим праздникам: на Масленицу или после Рождества до Святой Троицы. Древнейшим видом кулачного боя является так называемая «сцеплялка-свалка», или «сцепной бой». Этот вид единоборства - своеобразная разновидность панкратиона , только в русской интерпретации. Бойцы выходили друг против друга целыми группами. Стоять приходилось против каждого конкретного противника и против всех сразу.

Более распространенным видом боя являлась «стенка на стенку», когда противники выходили двумя рядами и каждый участник защищал себя и своих побратимов. У «стенки» обязательно был вожак, который громкими выкриками вдохновлял и направлял бойцов своей группы.

Правила русского кулачного боя

Сражаться можно было только голыми руками. Удары наносились костяшками пальцев (назывался такой удар «укол орудием»), ребром согнутой в кулак ладони («рубящий удар») или тыльной стороной основных фаланг («обухом»). Разрешено было бить только в корпус и голову. Запрещены были удары в пах и ноги. Также нельзя было бить поверженного на землю противника. Отсюда пословица «Лежачего не бьют». Также запрещалось нападать на противника, у которого открылось сильное кровотечение

Обычно бойцы стремились нанести удар в голову, под ребра или в солнечное сплетение. Такая тактика позволяла быстро вывести противника из строя. Категорически запрещено было любое оружие (на то он и кулачный бой). За нарушение правил судьи, зрители или сами участники могли сурово наказать нечестного бойца.

Несмотря на то, что сражались на Руси голыми руками, травмы были очень серьезными, а схватки - исключительно зрелищными. Случались и летальные исходы. Народ обожал кулачные бои и удовольствием за ними наблюдал, громкими криками подзадоривая бойцов. Победители боев пользовались огромным почетом.

Дальнейшая история кулачных боев

После принятия христианства на Руси началась усиленная борьба с этим языческим и «богомерзким» обычаем. Начало было положено в 1274 году на соборе во Владимире. На нем митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников кулачных боев. Дошло до того, что убитых в схватках запретили отпевать и хоронить по церковному канону. Такие резкие меры возымели свое действие: в XVI веке бои не проводились вообще.

Через некоторое время эта традиция опять стала возрождаться, поэтому в XVII веке князь Михаил Федорович постановил подвергать участников таких игрищ судебному преследованию. Ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные городы».

Возрождение русского кулачного боя пришлось на царствование Петра I. Царь очень любил эту потеху, которая показывала удаль русского народа. Екатерина II тоже была ярой поклонницей кулачных боев. Ее фаворит, граф Орлов, частенько участвовал в таких состязаниях и слыл отличным бойцом. В 1832-ом «вредные языческие забавы» были опять запрещены указом Николая I. После революции кулачные бои были полностью искоренены как позорный пережиток царского режима.

Словосочетание “кулачные бои” вызывает множество ассоциаций. Плотные ряды бородатых мужиков на замёрзшей глади озера или реки, нарастающее напряжение перед дракой, страх в сердцах тех, кто пришёл биться в первый раз, готовность к бою и желание показать себя перед бывалыми бойцами. Так чем же на самом деле являлись кулачные бои? Диким обычаем, военной подготовкой или, может, неотъемлемой частью праздников? Давайте попробуем вместе и по порядку со всем разобраться.

Итак, речь в статье пойдёт о кулачных боях, а точнее, о кулачных боях на Руси. Этот обычай имеет глубокие корни в русской истории и представляет собой большое значение для нашего народа. Возможно именно поэтому эта исконная традиция, пусть и в видоизмененной форме, и сегодня пользуется такой популярностью. Кто-то называет её дикостью и варварством, мы же называем её Околофутболом. Однако обратимся к прошлому. Хорошо известно, что бои были частью языческих праздников, таких, как Красная горка или же всем известная Масленица (Комоедица). Есть все основания предполагать, что изначально бои составляли часть ритуалов в честь языческих богов – покровителей воинов.

Однако это не единственная их функция, известны случаи, когда кулачные бои были “судебным средством” и помогали подтвердить свою правоту. Впрочем в таких делах предпочтение чаще отдавалось поединкам с оружием. Труды летописца Нестора говорят о существовании боёв ещё в далёком X веке, в Англии же, к примеру, первая письменная информация об английском боксе появляется лишь в начале XIII века. Оно и понятно – на земле наших предков войны шли одна за другой, и иметь навыки боя было осознанной необходимостью.

У нас существовали три разновидности кулачного боя: “один на один”, “сцеплялка” и “стенка на стенку”. Как такового свода правил боёв не существовало. Основным правилом было взаимное уважение и желание, в первую очередь, проявить Дух Воина и показать молодецкую удаль, а не выместить злобу на своём одноплеменнике. На руки бойцы надевали меховые варежки или голицы (кожаные рукавицы без подкладки), которые смягчали удар. Сброшенные с рук, они означали, что бой перестал быть состязанием и превратился в драку – стало некого беречь от кулаков. Лежачих или присевших на корточки не били (“не бей лежачего”), в кулаки ничего не зажимали, ниже пояса удары не наносились, ногами не дрались. Так что, популярные нынче добивания, равно как и удары ногами в голову, вряд ли были бы высоко оценены. Кстати, в партере тоже не бились. Когда бой заканчивался, все весело расходились по домам, прощались по-дружески. Ну, почти все – кто-то отлёживался после удара “под микитки” (под рёбра, по почкам и печени), некоторые стирали снегом кровь с лица, приходя в себя. Тем не менее, жалобы и стоны чаще заглушались дружным смехом с обеих сторон. Чаще всего бои проводились зимой, летом они случались редко, и то – по приглашению бояр.

Один на один – название говорит само за себя. Самые почётные бои. В них зачастую участвовали дворяне, а поражение не считалось бесчестием. Редкой разновидностью боя “один на один” был поединок “удар на удар”. Один из таких боёв описал М.Ю. Лермонтов в своей известной Песне “Про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Сам поединок заключался в поочерёдном обмене ударами, от которых нельзя было уклоняться. Разрешалось лишь закрывать руками наиболее уязвимые места. Кому принадлежало право нанести удар первым – решал жребий. Так продолжалось до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побеждённым или не падал.

“Сцеплялка” – сцепная драка. Каждый бился сам за себя и, соответственно, против всех. Боец старался выбрать себе равного по силе противника и не отступал до полной победы, после чего “сцеплялся” с другим. Проводились “сцеплялки” редко и особой популярностью не пользовались.

Но наиболее зрелищным, распространённым и самым любимым всегда считался бой “стенка на стенку” (привет, Околофутбол!). О таких боях договаривались заранее, согласовывая место встречи и количество бойцов. Количество не всегда было равным, но разница была незначительна. Бились “деревня на деревню”, “улица на улицу”, “купцы против грузчиков” и т.д. В каждой команде выбирали предводителя (“атамана”, ”боевого старосту”). Поведение “стенки” воспроизводило построение и маневр древнего рукопашного боя. В сельской местности предпочитали плотный строй, а в городе выстраивались в одну или две шеренги. Движение происходило “широким плечом” или единым фронтом, разрыв своей линии был недопустим – за ним следовал прорыв неприятеля. Каждая команда старалась иметь резервы, своего рода засадные полки, иногда скрытые от противников и вступавшие в бой в решающий момент. (Вспомним Куликовскую Битву – сражение русских княжеств против войск Мамая, состоявшееся 8 сентября 1380 года, тогда удар именно засадного полка русских в тыл ордынцев стал решающим и принес нашим предкам важнейшую победу). Стоит особо выделить “надежа-бойцов”, которые первоначально в схватке не участвовали, но наблюдали за ней со стороны. Они предназначались для того, чтобы разорвать строй соперника, вырывая оттуда по нескольку бойцов. Во время такого прорыва “надежа-бойцы” срывали с себя шапки и плотно зажимали их в зубы – кап в то время ещё не было. Против этих богатырей использовалась особая тактика: стенка расходилась, впуская “надежу” внутрь, где его уже встречали специально отобранные воины, которые, кстати, были мастерами боя “один на один”. Среди “надеж” было немалое количество “записных бойцов” – известных наемников, зарабатывающих себе на жизнь боями. В некоторых источниках говорится, что они иногда участвовали в охране торговцев. Всё это обязывало их уметь вести рукопашный бой против безоружного и вооружённого противника.

Кулачные бои имели огромную популярность, но и проблем с ними тоже хватало. После крещения Руси (988 год) языческий обычай оказался под запретом. Церковь называла бои “богомерзкой забавой”, а их участники наказывались отлучением, проклятьями и прочим. Но когда запреты останавливали бойцов? Естественно, бои продолжались. Широкое распространение кулачный бой вновь получил при Иване Грозном (1533-1584). Царь любил развлечь себя видом кулачных поединков. Суровый был правитель. А бои всё же запретили официально, и случилось это в середине XVII века. Но “кулачки” вновь возродились в народе, и, как следствие, это сыграло важную роль в победе русских над шведами под Полтавой летом 1709 года. Победа была одержана именно благодаря силе и умениям русских в рукопашном бою. Шведы тогда потеряли свыше 9 тысяч убитыми и свыше 18 тысяч пленными. С нашей же стороны потери составили менее полутора тысячи убитыми, и примерно в два раза больше оказалось раненых. Английский капитан Джон Перри, бывавший в России во времена правления Петра Первого, объяснял победы над шведами той закалкой и выносливостью, которые приобретал русский человек, упражняющий свои силы в кулачных боях с юных лет. Однако церковь продолжала давить и добилась своего: указом от 24 июля 1726 года Благодетельное правительство запретило бои, как “зловредную потеху”. В Европе же местные виды боёв быстро развивались и не испытывали никаких ограничений со стороны своих духовенств. На Руси дух был силён всегда, и стоит ли говорить, что, несмотря на очередной запрет, кулачные бои снова возродились и успешно продолжались? После большевистской революции 1917 года русский кулачный бой опять оказался в опале и был отнесён к “прогнившему наследию проклятого царизма”, в виду чего не нашёл своего законного места среди спортивных видов борьбы. Да и идеология кулачного боя, основанная якобы на церковно-христианской морали (хотя мы знаем, что духовенство всеми силами стремилось запретить “кулачки”), и сплочённость общины шла в разрез с коммунистической идеологией.

Впрочем, старая идея русского кулачного боя всё же нашла своё место в боевой подготовке двадцатого века. “Групповой бокс”, прообразом которого являлся бой “стенка на стенку”, практиковался в армейских частях. Схватки по правилам бокса проводились между двумя командами. В составе каждой было по 10 человек, то есть – стрелковое отделение. Нападать разрешалось только спереди и сбоку – как по одному, так и нескольким бойцам одновременно. Участник, заступивший за предел боевой площадки или сбитый на землю, выбывал из схватки. По времени бои продолжались не более десяти минут. Также большую ценность народных боевых традиций замечали такие выдающиеся спортсмены, как Харлампиев – один из основоположников САМБО. Между прочим, его дед был знаменитым смоленским кулачный бойцом.

В наше время энтузиасты пытаются возродить традиции, проводят поединки, но и мы сами в силах возродить наследие наших пращуров. Столетиями кулачный бой верно служил нашему народу. Обязательно пригодится и нам!

Спорт, конечно, штука полезная, но небезопасная. Его вечный спутник - травмы.

Пальму первенства здесь держат, разумеется, боевые искусства. А среди них, наверное, рукопашные единоборства, как бы их ни называли - хоть бокс, хоть «кулачки».

Как бить лежачего

Последнее, то есть русский традиционный кулачный бой, многим сейчас кажется исключительно гуманной дисциплиной. По какой-то загадочной причине его портрет чрезмерно зализан и залакирован - тут и «лежачего не бить», и запрет на удары в голову и ниже пояса, и толстые мягкие «щадящие» рукавицы, и полная остановка боя при первой же крови, и общее рыцарское благородство всех участников.

Исторические источники - от свидетельств иностранцев до рассказов очевидцев и популярных лубков - рисуют совсем другую картину. Веселее прочих, конечно же, лубочные гравюры с характерными надписями вроде: «А вот боец, удалой молодец, хочет сделать супротивника дураком - бьёт его по глазу кулаком». Или: «Се - молодцы, кулашны бойцы, встали до драки, разбивают друг другу сраки».

Отзывы иностранцев не столь веселы. Наоборот, иной раз полны ужаса, но зато куда более информативны. Вот, например, австриец Сигизмунд Герберштейн , побывавший у нас в начале XVI столетия: «Начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют руками и ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям, и, вообще, каким только можно способом, состязаясь взаимно о победе».

Русский патриарх Иоасаф показывает, что бывает после таких ударов: «Многие люди, не токмо что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства».

Однако проходит ещё полтораста лет, и картина вроде бы меняется. Иностранцы, бывавшие в России времён Екатерины Великой , оставляют совершенно другие свидетельства о кулачных боях. Как, скажем, англичанин Уильям Кокс, историк и педагог , видевший тренировки и показательные поединки в имении графа Алексея Орлова. «На руках бойцов были толстые кожаные перчатки. Они никогда не наносили ударов прямо, а большею частью кругообразно и били только в лицо и голову. Но их обычаи в бою мешали несчастному случаю, также мы не заметили переломов руки или ноги, которыми обычно кончаются бои в Англии».

Смягчению нравов и возникновению более-менее внятного регламента способствовала целая серия указов на высочайшем уровне. Участников боёв предполагалось бить сначала батогами, вторично пойманных - кнутом, а на третий раз - «кнутом без пощады, и, выправя на них судебные издержки, ссылать в украйные города на вечное житьё».

Впрочем, запретительные меры никакого эффекта не возымели. И тогда было принято одно из самых мудрых решений. Если не можешь уничтожить какое-то явление - возглавь его. Делает это Екатерина I. Её указ от 21 июня 1726 года впервые вводит то самое правило, которое считается «исконным». Вот оно: «Осмотреть рукавицы, дабы никаких инструментов к увечному бою не было, а кто упадёт, лежащих никого не били б».

Капустка, дёготь, мясо

Случаев смертоубийств действительно стало меньше. Однако травматизм никуда не делся. Да, за вложенную в рукавицу свинчатку наказывали очень жестоко. Но московские кулачные бойцы нашли остроумный выход. Их секрет раскрыл мемуарист Пётр Страхов : «Рукавицы намачивали водой, а потом замораживали. Подобной перчаткой можно было нанести тяжкие сотрясения».

В.Васнецов «Кулачный бой» Фото: Commons.wikimedia.org

Разумеется, тех, кому не повезло, лечили. С первой помощью проблем не было - бои обычно проводились на Масленицу, снега и льда хватало, так что к синякам и ушибам приложить было что. Более серьёзные повреждения, например сотрясение мозга, врачевали на первый взгляд варварски, как это описано у литератора Ивана Шмелёва :

«- Антошка с Глухим как, лежат?

Уж в бане парились, целы. Иван Иваныч фершал смотрел, велел тёртого хрену под затылок. Уж капустки просят…»

Между тем «капустка» здесь очень кстати - в старинных лечебниках от «головного удара и трясения» как раз рекомендуют настой капустного сока на льняном семени. Правда, курс лечения - целых две недели.

От синяков и шишек эффективно помогал берёзовый дёготь. Кстати, он используется и сейчас, поскольку содержится в мази Вишневского с её «антиотёчным и противовоспалительным действием».

Зато готовились к поединкам необычно. Сохранились воспоминания одного из самых отчаянных московских бойцов XIX столетия, Ивана Киреева. «Водили нас в баню и разминали силу - нарочитые были на то мастера по брюхомяльному делу. Потом, конечно, угощение «с водоворотом», покуда с катушек не свалимся. На другой день, чтоб сразу похмелиться-поправиться - ни-ни. И сидели голодом, чтобы, значит, застервенеть как полагается. А уж как до боя час ли, два ли, тут дают полный стакан, да закусить слегка - студню там, или ещё чего».

Современным людям иногда кажется, что все старинные традиции достойны возрождения. Следовать заветам наших предков – что может быть правильнее? Однако некоторые обычаи было бы неплохо оставить в прошлом, особенно если они прямо противоречат Уголовному кодексу РФ. Речь идет о кулачных боях – удалой молодецкой забаве, которой в нашей стране тешились испокон веков. Откуда взялась эта традиция? И почему гибель человека в результате такого побоища оставалась безнаказанной?

Жертвоприношение Перуну

В каждом человеке есть агрессия, и она периодически требует выхода. Желание проявить свою «силушку богатырскую», если нет другой возможности отличиться, вполне естественно для мужчин. И сегодня тысячи людей с интересом следят за поединками единоборцев: боксеров, каратистов, сумоистов и т.п.

С древнейших времен во всех странах развивались различные стили боевых искусств. Русские кулачные бои помогали подросткам и молодежи освоить навыки, которые впоследствии могут пригодиться в жизни. Но изначально такие поединки были обрядовым действом, проводившимся на языческих праздниках, свадьбах, похоронах и во время других важных мероприятий. Даже появилась поговорка - «Без бойца – нет венца».

Сражаясь в кулачных боях, жители Древней Руси отдавали дань уважения верховному божеству славянского пантеона – Перуну. Далекие предки верили, что он управляет молниями и громом, покровительствует доблестным воинам – князю и его боевой дружине.

Обрядовые действия в честь Перуна представляли собой смертельные поединки, все погибшие в которых считались жертвоприношением грозному богу. Участие в боях было своеобразным доказательством храбрости и доблести воинов, которые таким образом заслуживали покровительство божества.

Подражание Топтыгину

Интересно, что даже в XIX веке жители Российской империи придавали обрядовое значение кулачным состязаниям. Например, перед поединками многие бойцы совершали нечто, напоминающее ритуальный боевой танец – так называемое «ломание». Мужчины начинали двигаться, подражая действиям медведя, собирающегося вступить в схватку с противником. Бойцы символически призывали на свою сторону силы природы, которым поклонялись в языческие времена. Например, в Псковской области такое ломание называли «пляской горбатого», опасаясь даже упоминать имя тотемного животного.

После утверждения христианства на Руси Церковь начала борьбу с языческими обрядами. Под ее прицелом оказалась и традиция проведения кулачных боев. Но этот "бой" она проиграла, так же, как и в случае с Масленицей: слишком сильны были данные верования в народе.

Примечательно, что сам легендарный летописец Нестор сурово осуждал такую языческую потеху. В «Повести временных лет» (XII в.) есть такие строки: «Себо не погански ли живемъ...нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще от беса замышленаго дела». Наряду со скоморохами и музыкантами христианский автор, сторонник аскетического образа жизни, порицает участников различных массовых игрищ, которые «пихают» (то есть бьют) друг друга, поскольку полагает, что все это идет «от беса».

Еще в 1274 году на Владимирском соборе митрополит Кирилл запретил священникам отпевать погибших в результате кулачных боев, а их участников было приказано отлучать от церкви.

Трупы на льду

Разумеется, никто никогда не путал кулачные бои с банальными драками. Как и любые обрядовые действия, они всегда проводились по правилам, в предусмотренное время и в специальных местах. Особенно много таких поединков устраивали на Масленицу и другие праздники. Примечательно, что подобные проявления агрессии сопровождались увеселительными мероприятиями: выступлениями музыкантов и ярмарочными гуляньями. Желающих понаблюдать за схватками всегда было достаточно.

В столице бои проводились на льду Москвы-реки, на Воробьевых горах и на других площадках массовых гуляний. Ареной питерских баталий были берега Невы и Фонтанки. В других российских городах тоже имелись особые места, где по праздникам сходились в рукопашной схватке представители всех сословий: дворяне, купцы, мещане, крестьяне, мастеровые. Здесь все считались равными.

Бойцы могли сражаться один на один или стенка на стенку, существовал и третий вид противостояния - свалка-сцепляка – нечто вроде современных стычек футбольных фанатов. В такой борьбе соблюдение правил практически невозможно было отследить, поэтому на льду после побоищ оставались лежать убитые и покалеченные люди. За их гибель и страдания никого не привлекали к ответу. Считалось: во-первых, человек знал, на что шел, и, во-вторых, вычислить конкретного убийцу было сложно. К тому же никакой личной вражды между бойцами не предполагалось.

Божья кара

На Руси издревле существовала такая форма народной юстиции, которую называли «поле». Когда простой люд еще мог отстаивать свои права, а дворяне не переняли западную традицию решать разногласия на дуэлях, разобраться со своим обидчиком можно было, вызвав его на честный бой, который велся до смерти одного из оппонентов.

Если ранее погибшего в ходе состязания в честь Перуна приравнивали к жертвоприношению, то покинувшего бренный мир «на поле» автоматически зачисляли в виноватые. Дескать, его постигла Божья кара за совершенные злодеяния.

Подобные случаи не были редкостью. Родовитые бояре, например, не желая рисковать жизнью и здоровьем, в случае необходимости могли выставить вместо себя специально нанятого бойца. Его поражение означало проигрыш в конкретной тяжбе: если спор касался земли или ценных вещей, то имущество отходило победившей стороне. В данном случае кулачный бой был аналогом судебного разбирательства, а дело рассматривали высшие силы. По крайней мере, так считали жители Руси.

Этот обычай нашел свое отражение в творчестве известного поэта Михаила Лермонтова. В поэме «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» описан поединок, поводом к которому послужила личная обида. Впрочем, после Смутного времени подобная форма народной юстиции попала под запрет. Представители династии Романовых не признавали никаких альтернативных методов решения споров, кроме соответствующих обращений к властям.

Свидетельства очевидцев

Идеализируя стародавние времена, многие люди рассматривают кулачные бои как простую забаву – безопасное развлечение, после которого все дружно веселились. Однако многочисленные очевидцы говорят об обратном. Например, патриарх Иоасаф I, возглавлявший Русскую православную церковь с 1634 по 1640 год, писал: «Многие люди, не токмо что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства». Впрочем, он был руководителем христианской церкви, которая выступала против языческих обрядов. Но вот свидетельство иностранца – австрийского дипломата Сигизмунда фон Герберштейна. В книге «Записки о Московии», изданной в 1549 году, он отобразил следующую картину: «Начинают они борьбу кулаками, а вскоре без разбору и с великой яростью бьют руками и ногами по лицу, шее, груди, животу и детородным частям, и, вообще, каким только можно способом, состязаясь взаимно о победе».

Но это было в XVI веке. Может, со временем нравы смягчились? Как выясняется, не особо. Советник правления Московского университета Михаил Назимов оставил рассказ о том, как проходила эта народная потеха в его родном Арзамасе. В работе «В провинции и в Москве с 1812 по 1828 год. Из воспоминаний старожила» можно прочесть, что в Арзамасе в кулачных боях на Масленицу участвовали примерно 500 человек, и проводились они при массовом скоплении людей. А местные власти ничего не могли с этим поделать. Некоторые чиновники даже высказывали мысль о пользе таких побоищ для «поддержания физической силы и воинственных наклонностей народа».

Очевидцы описывают кулачные бои XIX века крайне негативно. Иногда стенка на стенку сходились работники двух заводов, порой отношения выясняли городские и деревенские. Никто никаких правил, конечно, в пылу сражения не соблюдал. Трупы погибших прятали, а травмы объясняли несчастными случаями. Как и прежде, смерть в кулачном бою не считалась в народе криминальной.

Лежачего били кусками свинца

Первоначальные правила таких поединков не запрещали сжимать в руках камни или кусочки металла. Главное, чтобы эти предметы, увеличивающие силу удара, не были заметны. Во время зимних забав бойцы, как правило, прятали в рукавицы свинцовые бруски. Вопреки всеобщему заблуждению, также разрешалось бить лежачего противника, даже истекающего кровью.

Представители светской власти объявили такие развлечения вне закона только в XVII веке. Царь Михаил Федорович Романов (1596-1645 гг.) повелел земским приказам наказывать зачинщиков массовой кровавой бойни. Однако Петру I (1672-1725 гг.) кулачные бои были по душе, пользовались они популярностью и во время правления Екатерины II (1729-1796 гг.). Ее фаворит Григорий Орлов сам не раз участвовал в поединках.

Смягчению правил кулачных боев и уменьшению количества погибших россияне обязаны императрице Екатерине I (1684-1727 гг.), которая издала соответствующий указ 21 июня 1726 года. В его тексте говорится: «Осмотреть рукавицы, дабы никаких инструментов к увечному бою не было, а кто упадёт, лежащих никого не били б». Впрочем, удалые молодцы нашли выход из положения: перед побоищем они мочили рукавицы в проруби и оставляли их на морозе. Стоит ли говорить, что в пылу яростной борьбы посредством таких "перчаток" вполне можно было убить человека.

Поделиться