История египетских фараонов. Уникальные постройки на плато Гиза

Происхождение фараонов, периоды истории Древнего Египта. Списки фараонов

До нашего времени дошли обломки древнеегипетской летописи, высеченной на камне примерно в середине III тысячелетия до н. э. В тексте летописи перечислены египетские правители. (Их, кстати сказать, не всегда величали фараонами. Имя и титул фараона считались священными, поэтому их избегали называть и уточняли имя конкретного фараона только в том случае, когда это было крайне необходимо. Это, разумеется, не облегчает труд историков.) С середины II тысячелетия египтяне называли своего правителя «пep-o» – «большой дом». От этого определения и произошло позднее слово «фараон».

В летопись каждый год вносились записи о правлении царя. Перечисленным в летописи царям в IV тысячелетии до н. э. предшествовали многочисленные племенные вожди и цари, владевшие областями Северного и Южного Египта. В летописи приводятся также имена царей северной части Египта, о которых уже в III тысячелетии не сохранилось никаких сведений, только имена и приблизительная последовательность правления.

О древнейшей эпохе Египта осталось довольно много памятников материальной культуры и даже письменные источники, но они очень краткие, отрывочные, неполные, начертаны на очень древнем языке, с трудом поддающемся расшифровке. По этой причине о происхождении первых египетских фараонов известно совсем немного. Было бы гораздо проще, если бы древние летописцы указывали хотя бы даты рождения и смерти своих царей, но летосчисления, похожего на современное, у древних египтян не было, поэтому в истории Древнего Египта существует так много загадок, а в египтологии существуют разные хронологии.

История фараонов Древнего Египта настолько длинная, что историки для удобства разделили ее на несколько периодов, каждый из которых сопоставим по продолжительности с историей любой европейской державы.

Древнее царство (2707-2170 до нашей эры) – эпоха великих пирамид.

Среднее царство (2119-1793 до н. э.) – развитие письменности.

Новое царство (1550-1069 до н. э. – время великих зодчих.

Позднее царство (715-332 до н. э.) – период персидского господства.

После окончания каждой великой эпохи наступало время хаоса, разделения Египта на две части. Эти времена характеризуются как Периоды распада:

Первый период распада (или Первый переходный период) – 2170-2019 до н. э.

Второй период распада (или Второй переходный период) – 1794/93-1550 до н. э.

Третий период распада (или Третий переходный период) – 1070/69-714 до н. э.

Но вообще история египетских фараонов началась в доисторическую эпоху, которую принято определять как Додинастический период, вслед за которым настало время Ранних династий – ок. 3100-2700 гг. до н. э. (I и II династии – 3100-2700 гг. до н. э.). В те очень давние времена Египет постепенно развивал свою высокую культуру. Окончательно оборвались династии Древнего Египта при греческих фараонах Птолемеях (332-30 до н. э.). В 30 году до н. э. Египет стал римской провинцией. Знаменитая царица Клеопатра считается последней правительницей на троне фараонов.

Первый фараон Аха (или Менес) правил примерно с 3032 до 3000 года до н. э. и сумел объединить две части страны – Верхний и Нижний Египет.

Все эпохи разделяются на династии, правившие три тысячи лет – в общей сложности 31 династия. Все хронологии Древнего Египта довольно условные, потому что за давностью лет и при отсутствии точных данных историкам приходится пользоваться косвенными указаниями, сопоставлять разные источники. Поэтому даты правления фараонов даны предположительно – в разных исторических источникам можно встретить данные, различающиеся на целые десятилетия.

Списки фараонов Древнего Египта обнаружены в храмах. Самый древний такой список относится к Пятой династии (2498-2345 гг. до н. э.) – так называемый Палермский камень. На плите из черного базальта, расколотой на несколько кусков разных размеров, высечен перечень фараонов Древнего Египта за шесть или семь столетий, начиная с доисторического периода, то есть с конца IV тысячелетия до Новой эры. На одном из кусков упоминаются некоторые из последних египетских царей Додинастического периода (примерно до 3150 года до н. э.). Заканчивается список фараоном Нефериркаром, который правил в середине Пятой династии. Примечательно, что на «Палермском камне» называются не только имена фараонов, но и описываются важнейшие события, случившиеся при их правлении.

В другом списке фараонов – из храма Карнак – названы все царственные предки фараона Тутмоса III (XVIII династии). Не хватает только нескольких фараонов из Второго периода распада.

Самый известный перечень древнеегипетских фараонов содержит так называемый Абидосский список, который выбит на каменных стенах храма Сети I в Абидосе. Там изображен фараон Сети I, который показывает своему сыну Рамзесу II длинные ряды картушей 76 египетских царей, начиная с Менеса и заканчивая Сети I. Правители из Второго периода распада, иначе называемого Вторым переходным периодом, там тоже пропущены, как и в Карнаке.

В Абидосском списке отсутствуют также пять царей XVIII династии: Хатшепсут, Эхнатон, Сменхкар, Тутанхамон и Эйе (царица Хатшепсут была исключена, по всей вероятности, по приказу Тутмоса III, а четверо остальных фараонов относились к Амарнскому периоду и были прокляты как вероотступники).

В Списке Саккара имеется 47 картушей (первоначально было 58), и там названы фараоны от Анеджиба из Первой династии до Рамзеса II. Фараонов Второго переходного периода там тоже нет.

Самым подробным списком признан знаменитый Туринский канон. Возраст его составляет, по оценкам специалистов, около 1200 лет. Первоначально этот список содержал триста имен фараонов, но папирус при транспортировке был сильно поврежден, и многие его фрагменты не сохранились. Это тем более досадно, что пропали части скрупулезно составленного документа, где были проставлены даты правления с точностью до месяца и дня.

Огромный вклад в историю Древнего Египта внес Манефон Семеннитский – единственный известный древнеегипетский историк. Манефон написал «Историю Египта», которая дошла до нас фрагментарно, в виде цитат в трудах других историков древности – Иосифа Флавия, Секста Африкана, Евсебия Кесерейского и других, которые пользовались его сочинениями для восполнения собственных знаний о Египте. Манефон был, по всей вероятности, жрецом или верховным жрецом при Птолемее I (306/304-283/282 гг. до н. э.). Он пользовался храмовыми документами и архивами и располагал большими возможностями, по сравнению с историками нового времени, для ознакомления с древнеегипетскими историческими источниками. Манефон разделил всю историю Древнего Египта на 30 династий, и этот принцип разделения сохранился до сих пор (хотя сейчас принято насчитывать 31 династию).

Некоторые сведения о египетских фараонах были почерпнуты из трудов историков и летописцев других стран, например, греческих историков V века до н. э. Геродота и I века до н. э. Диодора, которые тоже уделяли внимание историческим событиям в такой крупной и важной стране как Египет.

Все списки указывают последовательность правления фараонов и их имена. Однако эти списки неполные, фараонов переходных периодов они, как правило, пропускают. А в списке Манефона, как и в текстах Геродота и Диодора, приводятся греческие варианты имен фараонов. Египетские имена фараонов можно найти только в древнеегипетских текстах.

Указания на продолжительность правления фараонов находят на оттисках печатей на глиняных сосудах для вина. О возрасте фараона иногда можно судить по результатам исследования с помощью радиоуглеродного метода.

Радиоуглеродный метод датирования биологических останков, предметов и материалов биологического происхождения основан на измерении соотношения содержания в материале изотопов углерода. Углерод присутствует в земной атмосфере в виде стабильных изотопов C-12 и C-13 и радиоактивного изотопа C-14. Углерод постоянно подвергается воздействию проникающего в атмосферу космического излучения, и при этом образуется радиоактивный изотоп С-14. Когда организм погибает и разлагается, стабильные изотопы сохраняются, а радиоактивный изотоп распадается с периодом полураспада 5568 + 30 лет, поэтому его содержание в останках постепенно убывает. Зная исходное содержание изотопа в тканях и выяснив, какое количество осталось, можно узнать, какое количество радиоактивного углерода распалось и, таким способом, установить время, прошедшее с момента прекращения жизнедеятельности организма.

Принцип радиоуглеродного датирования предложил американский физик и химик Уиллард Либби еще в 1946 году. С тех пор методика его применения в различных условиях и для различных органических материалов была усовершенствована, чтобы уменьшить погрешность. В настоящее время радиоуглеродный анализ считается одним из самых надежных способов определения возраста органических останков, хотя не все ученые это признают.

Применительно к мумии фараона радиоуглеродный анализ дает возможность получить довольно достоверные данные о датах его рождения и смерти. Если фараон умер очень молодым (как, например, Тутанхамон), специалисты рассматривают также состояние его скелета и так называемых «зубов мудрости».

Степени родства древнеегипетских фараонов установить сложно. Генетический анализ мумий проводится редко, а в тех случаях, когда он все-таки был проведен, результаты были положительные – фараоны и их супруги находились в кровном родстве. Но генетические исследования осложняются тем, что для лучшей сохранности мумии подвергали облучению гамма-лучами, и это облучение повлияло на результаты. Генетическое исследование костного мозга и зубной ткани некоторых мумий успешно проведено. Но, вероятно, сложность анализа и сомнительные результаты охлаждают пыл исследователей.

В списках фараонов указана последовательность, но не даты правления и годы жизни каждого отдельного фараона. Поскольку в Древнем Египте не было точного летоисчисления, то более или менее точное датирование всегда создавало большие сложности. Не удивительно, что данные, какие можно встретить в работах ученых-египтологов, очень сильно различаются, иногда на сто лет. Новейшие датировки основаны на современных исследованиях, но и новизна не является гарантией точности.

Представить себе, как выглядели фараоны Древнего Египта, несколько проще, потому что сохранились многочисленные изображения, в том числе подписанные. Даже если учесть, что портретное сходство могло вовсе отсутствовать, что автор рисовал идеальное изображение божественного властителя Египта, он все-таки основывался на реальных чертах своих современников, хотя и приукрашивал их. Видел ли художник, хотя бы издали, свою царственную модель, неизвестно. Авторы изображений фараонов наверняка руководствовались, подобно иконописцам, установленными канонами, но вовсе не исключено, что эти каноны, возможно, предполагали внесение некоторых индивидуальных черт. В лицах всех фараонов есть определенное сходство, но все-таки проглядывают и различия, так что можно предполагать наличие портретного сходства с конкретными фараонами.

Внешний облик фараонов в течение тысячелетий практически не изменился. Из-за жаркого климата на них иногда не было надето никакой другой одежды, кроме напоминающей фартук набедренной повязки схенти из тонкого льняного полотна, перетянутой на талии поясом. По особым случаям к этому поясу прикрепляли звериные хвосты – обычай, оставшийся, вероятно, с тех времен, когда правители Египта были племенными вождями и главными охотниками племени. У племен, добывавших себе пропитание охотой, существовал обычай надевать на себя во время ритуалов звериные шкуры или носить на себе клыки, хвосты или другие части тел убитых животных. Иногда во время ритуалов фараоны, тоже по давней традиции, носили на плечах накидку из меха или целую шкуру пантеры. В более поздние века вместо набедренной повязки фараоны носили туники из тончайшего полотна. Грудь полностью закрывали широкие массивные золотые ожерелья с драгоценными камнями и жемчугом. В торжественных случаях царственную особу украшали золотые пряжки, ожерелья, диадемы, заколки, подвески, и все это великолепие весило не один килограмм.

На голове фараону полагалось носить корону или платок. Иногда в будничной обстановке фараоны ограничивались только платком или париком. Голову обычно брили, а париков было много – будничные и парадные, завитые разными способами или заплетенные в косички. Поверх платка или парика фараоны носили урей – золотую диадему в виде готовящейся к нападению кобры.

Корона была не одна, а несколько разных: хеджет – корона Верхнего Египта в виде высокого белого колпака, напоминающего кеглю; дешрет – красная корона Нижнего Египта, цилиндрическая спереди с длинным выступом сзади; пшент – двойная комбинированная корона Верхнего и Нижнего Египта. Для ритуальных целей фараоны надевали корону атеф – искусно выполненный тростниковый колпак, иногда снабженный рогами. Синюю округлую корону в виде шлема стали носить фараоны XVIII династии.

Полосатый платок фараонов немес повязывали на голову, почти закрывая лоб, два конца соединяли сзади, два другие свободно и симметрично выпускали на плечи и грудь. Существовал и более простой вариант завязывания платка-клафта, при котором концы связывали на затылке или скрепляли золотыми заколками и выпускали на спину. На коронах и платках фараона обязательно присутствовал урей надо лбом – изображение кобры, которая являлась знаком власти правителей Египта. Змея всегда была представлена развернувшейся, готовой к нападению, с поднятой головой, что должно было обозначать готовность к борьбе против сил зла.

Фараон, вероятно, не мог самостоятельно одеться, правильно надеть свои головные уборы, и для парадного облачения ему необходимы были слуги.

Типичной деталью внешности фараона являлась приставная бородка. Фараоны, как и простые египтяне, брили усы и бороду. Искусственная борода, тщательно завитая или заплетенная в косички, уложенная в форме трапеции или совсем прямая, прикреплялась к подбородку тесемками, привязанными к парику. Египетских богов изображали с бородками, значит, и у фараона должна быть такая же, чтобы подчеркнуть его божественность.

В Древнем Египте существовал обычай подводить глаза, наносить на лицо грим. Декоративную косметику накладывали щедро. В гробницах фараонов археологи находили большое количество шкатулок, пузырьков и мисочек с целым запасом различных мазей, красок, белил, ароматических веществ. Некоторые снадобья, должно быть, оказывали целебное действие. На всех изображениях фараонов глаза у них ярко обведены и подрисованы черной краской. Возможно, это связано с убеждением, что черная краска предохраняет от глазных болезней, которые были широко распространены, или хранит от злых духов.

Фараоны часто изображены с перекрещенными на груди скипетром и плетью. Возможно, эти царские регалии достались фараонам от их далеких предшественников, племенных вождей. Для вождя племени скотоводов посох и плеть были обычными атрибутами и знаками власти. Скипетр фараона, должно быть, символизировал пастушеский посох и обязанность фараонов заботиться о своем народе, стеречь его, как пастух стережет свое стадо, защищать от врагов, побивая их могучей дланью, вооруженной плетью для битья, символом оружия. Загадочная плеть одновременно сильно напоминает веер от мух – необходимый в быту предмет. Скипетры могли иметь разную форму – например, с головой бога Сета, которая символизировала власть и могущество фараона.

Бог Сет царствовал в пустыне и, по мнению ученых, прообразом его головы послужила голова пустынной землеройки, которая и сейчас водится в саваннах и полупустынях от Марокко до западной Ливии.

Что касается обуви, то в Древнем Египте почти все ходили босиком, не исключая знати и даже самого фараона. Фараон надевал сандалии из папируса или из кожи только для торжественных выходов за пределы дворца, а в своих покоях, по всей вероятности, ходил босиком по гладким каменным плитам. Простые люди не имели права надевать такую обувь, как у правителей и сановников, да и не имели в ней нужды. Чтобы в самый зной на работе защитить ноги от раскаленных острых камней и песка, они иногда привязывали ремнями к ступням подошвы из твердой кожи или плетеной соломы, но, как правило, египтяне ступали по земле босыми ногами.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

Глава 4. Эпоха второй половины XIV – XVI веков новой эры в истории «древнего» Египта. Атаманская – Отоманская империя 1. Общий обзор истории 18-й «древне»-египетской династии Знаменитую 18-ю династию египтологи относят к периоду 1570-1342 годы до н.э. , с.254. Согласно нашей

Из книги Русско-Ордынская империя автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи используют введенное Манефоном деление правлений египетских царей на тридцать династий. Первый царь этой последовательности – Менес – правил около XXXI в. до н. э. и, судя по всему, завершил

Из книги Русь и Рим. Славяно-тюркское завоевание мира. Египет автора Носовский Глеб Владимирович

автора

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

Из книги Египетская империя автора Андриенко Владимир Александрович

автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о первом переходном периоде в истории Древнего Египта: Манефон – египетский историк, верховный жрец в Гелиополе. Жил в царствование фараона Птолемея Первого (305-285 гг. до н.э.). Автор истории Египта на греческом языке.Туринский

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

7.2. Странные периодические «возрождения» в истории «древнего» Египта В томе «Числа против Лжи», гл. 1 мы уже говорили, что хронология Египта - одна из самых молодых исторических наук. Она создана на основе уже сложившейся скалигеровской истории Рима и Греции, а потому

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

Война и мир в истории Древнего Египта Менес - объединитель ЕгиптаОдин из первых оазисов человеческой цивилизации - Древний Египет - пережил в своей военной истории многое, что впоследствии повторялось в судьбах других государств и народов.В самом своем рождении

Из книги Древний Восток автора

Источники по истории Древнего Египта Первые известия о египетской и других восточных цивилизациях появились у обитателей Европы еще до становления античной цивилизации, во II тысячелетии до н. э. Собственно говоря, Египет и другие страны Востока были своего рода фоном и

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Периодизация истории и хронология Древнего Египта Современные египтологи продолжают использовать в периодизации истории Древнего Египта последовательность правления 30 династий египетских царей, введенное еще Манефоном. Первый царь в этом ряду, Менес (или Мина), правил

Из книги Когда Египет правил Востоком. Пять столетий до нашей эры автора Штайндорф Георг

Глава 1 Как был найден потерянный ключ к истории Древнего Египта 19 мая 1798 года французский флот под командованием молодого генерала Бонапарта отплыл из Тулона, чтобы бросить вызов английскому владычеству в Египте. Наполеон надеялся, завоевав эту страну, создать оплот на

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Воссоединение Египта под властью саисских фараонов Следует отметить, что Ассирия установила свое господство в Египте не только потому, что она обладала военным превосходством. Среди прочих причин, о которых мы можем лишь догадываться или судить по сохранившимся

В незапамятные времена на территории современного Египта в долине Нила возникла цивилизация, оставившая после себя множество тайн и загадок. Она и сейчас привлекает к себе внимание исследователей и обывателей своим колоритом, своей необычностью и богатым наследием.

Тридцать династий правителей Египта

Точно не известно, когда охотничьи племена зашли в долину Нила и обнаружили там много пищи и широкую реку как надёжный источник воды. Шли годы. Сельские общины, организованные здесь, увеличивались в размерах и становились богаче. Затем они разделились на два царства - Нижнее (на юге) и Верхнее (на севере). А в 3200 году до н. э. правитель Менес смог завоевать Нижний Египет и организовал первую династию фараонов, под контролем которой находилась одновременно и дельта, и долина великого Нила.

Карта единого Древнего Египта

В династический период Древний Египет часто становился главенствующим государством в регионе. Это государство обладало сложной социальной структурой, продвинутыми для тех времён технологиями, мощной армией и развитой внутренней торговлей. Кроме того, фантастических успехов египтянам удалось добиться в сфере строительства - они смогли возвести эффективные ирригационные системы на берегах Нила, огромные храмы и пирамиды, поражающие воображение даже современного человека. Кроме того, египтяне изобрели иероглифическую систему письма, организовали эффективную судебную систему и сделали ещё много других важных и удивительных вещей.


Всего, начиная от 3200 года до н. э., до момента завоевания египтян персами в 342 году до н. э. было тридцать династий правителей Египта. Это истинно египетские династии - то есть их представители сами были египтянами, а не завоевателями из далёких земель. Последним фараоном тридцатой династии являлся Нектанеб II. Когда персы вторглись в его государство, он собрал свои сокровища и бежал на юг.

Впрочем, на этом история Древнего Египта, как считают многие, ещё не заканчивается. Потом Александр Македонский смог отбить у персов Египет, и впоследствии этим регионом стал править Птолемей, военачальник Александра. Птолемей I провозгласил себя царём Египта в 305 году до н. э. Он использовал местные традиции, сохранившиеся от древних фараонов, чтобы закрепиться на троне. Это (а также то, что он умер своей смертью, а не в результате заговора) показывает, что Птолемей был достаточно умным правителем. В итоге ему удалось создать свою особую династию, которая правила здесь ещё более 250 лет. Кстати, последней представительницей династии Птолемея и последней царицей Египта была легендарная КлеопатраVII Филопатор.

Некоторые легендарные фараоны

Фараоны стояли на вершине социальной лестницы и считались равными богам. Фараонам воздавались великие почести, они считались настолько могущественными, что до них буквально боялись дотронуться.


На шее фараоны традиционно носили анх - магический символ и талисман, которому египтяне придавали большое значение. Фараонов за века и тысячелетия существования Египта было много, но о нескольких из них стоит сказать особо.

Чуть ли не самый известный египетский фараон - Рамзес II . Он взошёл на престол, когда ему было около двадцати лет, и правил страной почти семь десятилетий (с 1279 по 1213 год до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений. И многие из живших в конце правления Рамзеса II египтян верили, что он - настоящее бессмертное божество.


Ещё один фараон, достойный упоминания - Джосер . Он правил в XXVII или XXVIII веке до н. э. Известно, что во время его правления столицей государства окончательно стал город Мемфис. Впрочем, Джосер вошёл в историю прежде всего тем, что построил самую первую пирамиду в Древнем Египте (она же - первое во всём мире каменное архитектурное сооружение). Точнее говоря, её построил визирь Джосера - человек с выдающими способностями по имени Имхотеп. В отличие от более поздней пирамиды Хеопса, пирамида Джосера состоит из ступеней. Изначально она была обнесена стеной с 15 дверьми, причём отворялась из них лишь одна. На данный момент от стены уже ничего не осталось.


В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов . Одна из них - Хатшепсут, правившая в XV веке до н. э. Её имя можно перевести как «находящаяся впереди благородных дам». Отстранив от трона малолетнего Тутмоса III и объявив себя фараоном, Хатшепсут продолжила восстановление Египта после набегов гиксосов, воздвигла большое число памятников на территории своего государства. По количеству проведённых прогрессивных реформ она превзошла многих фараонов-мужчин.

Во времена Хатшепсут считалось, что фараоны - это воплощения бога Хора в земном мире. Дабы не сеять смуту в народе, жрецы сообщили, что Хатшепсут - дочь бога Амона. Но на многих церемониях Хатшепсут всё же появлялась в мужском одеянии и с фальшивой бородкой.

В современной западной культуре за царицей Хатшпсут закрепился образ умной, энергичной, наделённой аналитическими способностями женщины. Место для Хатшепсут нашлось, например, и в знаменитой экспозиции художницы Джуди Чикаго «Званый ужин», посвящённую великим женщинам, повлиявшим на историю человечества.


Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э. - ещё одна популярная фигура в истории Древнего Египта. Он провёл по-настоящему революционные религиозные реформы. Он решил сделать ранее незначительного бога Атона, ассоциирующегося с солнечным диском, центром всей религии. При этом культы всех других богов (в том числе и Амона-Ра) были запрещены. То есть фактически Эхнатон решил создать монотеистическую религию.

В своих преобразованиях Эхнатон опирался на людей, занимавших высокие посты в государстве, но происходивших из простолюдинов. С другой стороны, большая часть потомственной жреческой знати активно сопротивлялась реформам. В конечном счёте Эхнатон проиграл - после его смерти в повседневность египтян вернулись привычные религиозные практики. Представители новой XIX династии, пришедшей к власти спустя десять лет, отказались от идей Эхнатона, эти идеи были дискредитированы.


Фараон-реформатор Эхнатон, который, по мнению многих учёных, просто опередил своё время

И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год. Это была действительно незаурядная и, видимо, очень привлекательная женщина. Известно, что у неё был роман сначала с Юлием Цезарем, а позднее и с Марком Антонием. От первого она родила сына, а второго - двух сыновей и дочек.


И ещё один интересный факт: Марк Антоний и Клеопатра, когда поняли, что не смогут противостоять императору Октавиану, жаждущему захватить Египет, стали устраивать бесконечные попойки и праздничные пиры. Вскоре Клеопатра объявила о создании «Союза смертников», члены которого (а вступить в него было предложено всем приближённым) дали клятву, что умрут вместе. В этот же период Клеопатра испытывала на рабах яды, желая узнать, какой из них может принести смерть быстро и без сильной боли.

В общем в 30 году до н. э. Клеопатра, как и её возлюбленный Антоний, покончила с собой. А Октавиан, установив свой контроль над Египтом, превратил его в одну из провинций Рима.

Уникальные постройки на плато Гиза

Пирамиды на плато Гиза являются единственным из так называемых семи чудес света, сохранившимся до нашей дней.


Наибольший интерес у египтологов и обывателей вызывает пирамида Хеопса . Её строительство продолжалось около двух десятков лет и завершилось, вероятно, в 2540 году до н. э. Для её возведения понадобилось 2 300 000 объёмных каменных блоков, их общая масса составляла семь миллионов тонн. Высота пирамиды сейчас составляет 136,5 метров. Архитектором этой пирамиды называют Хемиуна, визиря Хеопса.

За фараоном Хеопсом закрепилась слава классического деспота. В некоторых источниках сообщается, что Хеопс жёсткими мерами принуждал население к работам по возведению пирамиды. Само имя Хеопса после того, как он умер, якобы было запрещено к произношению. А ресурсы Египта в результате его правления были так истощены, что это привело к ослаблению страны и концу Четвёртой династии.

Вторая по величине древнеегипетская пирамида на том же плато - пирамида Хефрена , сына Хеопса. Она действительно чуть-чуть меньше, но при этом расположена более высоком холме и имеет более крутой уклон. Пирамида Хефрена имеет форму правильной четырехугольной фигуры со сторонами 210,5 метров. Внутри находится одна погребальная камера площадью 71 м 2 , в которой когда-то хранился саркофаг фараона. К этой камере можно попасть по одному из двух тоннелей.

Третья пирамида - пирамида фараона Микерина - была возведена позже двух других. Её высота едва достигает 66 метров, длина квадратного основания равна 108,4 метрам, а объём - 260 тысячам кубометров. Известно, что когда-то нижняя часть пирамиды была отделана красным асуанским гранитом, чуть выше гранит сменял белый известняк. И наконец на самом верху вновь применялся красный гранит. К сожалению, облицовка не сохранилась, в средние века мамелюки её забрали отсюда и использовали для своих нужд. Погребальная камера в данной пирамиде расположена на уровне земли.

Рядом с тремя пирамидами каждый может увидеть Большого сфинкса - статую льва с человеческим лицом. Длина этой статуи 72 метра, а высота 20 метров. Некогда между передними лапами располагалось святилище. Точное время создания Сфинкса неизвестно - насчёт этого ведутся споры. Кто-то считает, что его возвёл Хефрен, другие говорят, что это был Джефедра - ещё один сын Хеопса. Есть также версии, что Сфинкс появился значительно раньше, около двенадцати тысяч лет назад (якобы древние египтяне просто откопали его в династический период), и совсем уж сомнительные версии о том, что сфинкс создан инопланетянами.


Особенности общества и образа жизни древних египтян

Египтяне считали, что после смерти их ждёт суд бога Озириса, который положит на разные чаши специальных весов их дурные и добрые дела. И чтобы добрые дела перевесели, в земной жизни необходимо вести себя подобающим образом.


Кроме того, жителям Древнего Египта было важно, чтобы их загробная жизнь была похожа на жизнь земную. Поэтому к переходу в иной мир нужно было тщательно готовиться. Состоятельный египтянин заранее строил для себя загробный дом. Когда же умирал фараон, в его гробницу помещали не только его тело, но и множество вещей, которые могли пригодиться в иной жизни - одежду, украшения, мебель и т. д. Важное значение в связи с этим приобретает тот факт, что первые пирамиды были ступенчатыми - вероятно, ступени требовались для того, чтобы фараон как бы мог подняться в мир богов.

Египетское общество состояло из нескольких сословий и социальный статус здесь имел большое значение. У египтян из богатых сословий в моде были парики и замысловатые головные уборы, а от своих волос они избавлялись. Таким способом решалась проблема вшей. А вот бедным людям приходилось несладко - среди них было не принято стричься «под ноль».

Основной одеждой египтян была обычная набедренная повязка. Но богатые люди, как правило, носили ещё и обувь. А фараонов везде сопровождали носильщики сандалий - была такая специальная должность.

Ещё один забавный факт: долгое время в Египте среди состоятельных женщин были популярны прозрачные платья. Кроме того, для демонстрации социального положения египтянки (да и египтяне тоже) надевали на себя ожерелья, браслеты и прочие подобные аксессуары.


Некоторые профессии в древнегреческом обществе - воин, чиновник, жрец - наследовались. Впрочем, добиться значимой должности, благодаря своим талантам и умениям, тоже было вполне реально.

Больше всего трудоспособных египтян было занято в земледелии, ремесленничестве или сфере обслуживания. А в самом низу социальной лестницы находились рабы. Они обычно выполняли роль слуг, но при этом имели право покупать и продавать товары, получать свободу. А став свободными, они со временем даже могли войти в знать. О гуманном отношении к рабам свидетельствует и тот факт, что на рабочем месте им полагалась медицинская помощь.

Вообще египетские врачеватели были очень просвещёнными для своего времени. Они отлично разбирались в особенностях человеческого организма и осуществляли весьма сложные операции. Согласно исследованиям египтологов, даже пересадка некоторых органов для местных врачевателей не являлась проблемой. Интересно и то, что в Древнем Египте некоторые из инфекционных недугов лечили с помощью хлеба, покрытого плесенью - это можно считать своеобразным аналогом современных антибиотиков.

Также египтяне фактически придумали мумификацию. Этот процесс выглядел следующим образом: внутренние органы извлекали и помещали в сосуды, а на само тело наносили соду, чтобы оно не разлагалось. После высыхания тела его полости заполнялись льном, пропитанным специальным бальзамом. И наконец на последнем этапе тело перебинтовывали и закрывали в саркофаге.


Отношения между мужчинами и женщинами в Древнем Египте

В Древнем Египте мужчины и женщины обладали практически равными юридическими правами. При этом главой семьи считалась мать. Родословная велась строго по материнской линии и земельная собственность тоже переходила от матери к дочери. Конечно, супруг имел право распоряжаться землёй, пока жива супруга, но когда она умирала, всё наследство получала дочь. Выходит, что брачный союз с наследницей престола вполне мог дать мужчине право управлять страной. В том числе и по этой причине фараон брал в жёны своих сестёр и дочерей - он таким образом ограждал себя от других возможных претендентов на власть.


Браки в Древнем Египте были в основном моногамными. Однако богатый египетский мужчина, наряду с законной женой, мог содержать наложницу. С другой стороны, женщину, имевшую более одного мужчин, могли и наказать.

Брак в Древнем Египте не освящался жрецами, пышных свадебных гуляний египтяне тоже не устраивали. Чтобы свадьба была признана состоявшейся, мужчина должен был сказать «Я беру тебя в жёны», а женщина должна была ответить «Ты берёшь меня в жёны». Здесь важно добавить, что именно египтяне первыми стали носить обручальные кольца на безымянном пальце - этот обычай у них потом переняли греки и римляне.


Древнеегипетские молодожёны также обменивались между собой подарками. Причём при разводе свой подарок можно было вернуть (очень хороший обычай). А в поздние периоды истории Древнего Египта достаточно распространённой практикой стало заключение брачных договоров.

Документальный фильм «Древний Египет. История создания древнеегипетской цивилизации»

Древний египтяне не называли правителей «фараонами». Это слово было использовано греками и евреями. Наука не может указать точное количество правителей Древнего Египта, поскольку история этой великой цивилизации достаточно разорвана и бывали случаи, когда в одно и то же время правили несколько царей в разных регионах.

Преддинастический период

II династия Древнего Египта

3890 — 2686 гг. до н.э.

Хетепсехеиви (Хотепсехемви)
Ренеб (Небра)
Нинетжер (Найнетджер)
Перибсен (Сет — Перибсен)
Хасеземви

Древнее Царство Египта

Древние Египта и Даншур построены в этот период.

III династия Древнего Египта

Санахте (Небка) 2650 — 2630 гг. до н.э.
Нетдерихет (Джосер) 2630 – 2611 гг. до н.э.
Сехемхет (Джосер Тети) 2611 – 2603 гг. до н.э.
Хаба 2603 – 2599 гг. до н.э.
599 – 2575 гг. до н.э.

IV династия Древнего Египта

Снефру 2575 – 2551 гг. до н.э.
2551 — 2528 гг. до н.э.
Джедефре 2528 — 2520 гг. до н.э.
Хафра (Хефрен) 2520 — 2494 гг. до н.э.
Микерин (Микерина) 2490 — 2472 гг. до н.э.
Шепсескаф 2472 — 2467 гг. до н.э.

V династия

Усеркафа 2465 — 2458 гг. до н.э.
Сахура 2458 — 2446 гг. до н.э.
Нефериркара Какаи 2477-2467 гг. до н.э.
Шепесескаре Ини 2426 — 2419 гг. до н.э.
Неферефре 2419 — 2416 гг. до н.э.

Менкаухор 2422 — 2414 гг. до н.э.
Джедкаре Изези 2375 — 2345 гг. до н.э.

VI династия

Тети 2345 — 2333 гг. до н.э.
Пепи I (Мерир) 2332 — 2283 гг. до н.э.
Меренра Немтиемзаф 2283 2278 гг. до н.э.
Пепи II (Неферкаре) 2278 — 2184 гг. до н.э.

Первый переходный период

Это время было очень тревожным в истории Древнего Египта. Власть была разделена между несколькими царями. Монтихотеп установил собственный порядок в столице Фивы.

VII -VIII династии Древнего Египта

(2150 – 2135 гг. до н.э.)
Нетрикаре
Менкаре
Неферкаре II
Неферкаре III
Джедкаре II
Неферкаре IV
Меренхор
Менкамин
Никаре
Неферкаре V
Неферкахор
Неферкаре VI
Неферкамин II
Иби
Неферкауре
Неферкаухор
Нефериркара II
Ваджекаире
Сехемкаре
Ити

Ису
Йитену

IX — X династии Древнего Египта

2135 – 1986 гг. до н.э.
Неферкаре
Несколько царей по имени Хети
Мери – Хатхор

XI династия

Иниотеф I (Сехертави) 2134 – 2117
Иниотеф I (Ваханх) 2117 – 2068
Иниотеф I (Нахтнебтепнефер) 2069 — 2060

Этот период истории Древнего Египта отмечен бурным развитием внешней торговли и крупных строительных проектов. Была разработана технология изготовления ювелирных изделий. Процветание страны длилось достаточно длительное время, но проблемы внутренней политики Египта стали очевидными.

Ментухотеп II 2055 -2004
Ментухотеп III (Санхкаре) 2004 — 1992
Ментухотеп IV (Небтавире) 1992 — 1987

XII династия Древнего Египта


Сенусерта I (Хеперкаре) 1956 — 1911
Аменемхета II (Нубкауре) 1911 — 1877
Сенусерта II (Хахеперре) 1877 — 1870
Сенусерта III (Хакаре) 1836 — 1817
Аменемхета III (Нимаатре) 1817 — 1772
Аменемхета IV (Маахеруре) 1772 — 1763
Neferusobek (Собеккаре) 1763 — 1759

Второй переходный период

Гиксоны вторглись на территорию Древнего Египта и завоевали его. Часть фиванских князей захватили власть. В конце XIII династии фараон Камоса вернул власть египетским царям.

XIII династия Древнего Египта

Вегаф 1783-1779
Аменемхета — Сенебеф
Сеземре — Хутави
Аменемхет V
Сехетепибре
Юфни
Аменемхет VI
Семенкаре
Сехетепибре II
Севаджкаре
Неджемибре
Собехотеп
Ренисенеб
Нор
Аменемхет VII
Собехотеп II
Хенджер
Имир — Меша
Антеф IV
Сет
Собехотеп III
Неферхотеп 1696 — 1686
Сихатор 1685 — 1685
Собехотеп IV 1685 — 1678
Собехотеп V 1678 — 1674
Иаиб 1674 — 1664
Ай 1664 — 1641
Ини
Севаджти
Инед
Хори
Собехотеп VI
Дедумес
Иби II
Нор II
Сенебмуи
Сеханре
Мерхеперре
Мерикаре

XIV династия Древнего Египта

Нехеси
Хатире
Небфауре
Сехабре
Мериджефаре
Севаджкаре
Херибре
Санхибре
Канефертемре
Неферибре
Анхкаре

XV династия Древнего Египта

Салитис
Апахнан (Хиан)
Апофис (Аусерре Апепи)
Хамуди

XVI династия Древнего Египта

Анат – Хер
Усер – Анат
Семкен
Закет
Бака
Кап
Пепи III
Бебанх
Небмаатра
Никаре II
Аахотепре
Аанетерире
Нибахре
Нубусерре
Хаусерре
Хаммуре
Якоб – Ваала
Якбам
Йоам
Аму

XVII династия

Антеф V
Рахотеп
Собекемзаф
Джехути
Ментухотеп VII
Небирау
Небирау II
Семененр
Собекемзаф II
Антеф VI
Антеф VII
Тао (Сенахтенре)
Тао II (Секененре)
Камоса (Ваджхеперре)

Новое царство

В этот период отмечается процветание и возрождение искусства и грандиозных строительных проектов. К концу правления XIX династии фараонов Древнего Египта силы священства набирают силу и фактически управляют государством. При XX династии гробницы правителей разграбляются должностными лицами. Жрецы начинают приобретать светскую власть.

XVIII династия Древнего Египта

Яхмос (Небрехтире) 1539 — 1514
Аменхотеп I (Джесеркаре) 1514 — 1493
Тутмос I (Ахеперкаре) 1493 — 1481
Тутмос II (Ахерепенре) 1491 — 1479
1473 — 1458
Тутмос III (Менхеперре) 1504 — 1450
Аменхотеп II (Ахеперуре) 1427 — 1392
Тутмос IV (Менхеперуре) 1419 — 1386
Аменхотеп III (Небмаатре) 1382 — 1344
1350 — 1334
Сменхкара (Анхехперуре) 1336-1334
1334 — 1325
Ай (Хеперхеперуре) 1325 — 1321
Хоремхебе (Джесерхеперуре) 1323 — 1295

XIX династия

Рамсес I (Менпехтире) 1295 — 1294
Сети I (Менмаатре) 1394 — 1279
1279 — 1213
Мерепнптах (Баенрехотехирмаат) 1213 — 1203
Аменмессе (Менмире) 1203 — 1200
Сети II (Усерхеперуресетепенре) 1200 — 1194
Сиптах (Ахенресетепенре) 1194 — 1188
Таусерт (Ситремеритамун) 1185-1187

XX династия Древнего Египта

Сетахт (Усерхаумериамун) 1186 — 1184
Рамсес III (Усермаатремериамун) 1184 — 1153
Рамсес IV (Хекамаамреметепенамун) 1153 — 1147
Рамсес V (Усеермаатресехеперенре) 1147 — 1143
Рамсес VI (Небмаамтпемериамун) 1143 — 1136
Рамсеса VII (Усепмаамресетепенре) 1136 — 1129
Рамсес VIII (Усермаамтрихенамун) 1129 — 1126
Рамсес IX (Неферкаресетепенре) 1126 — 1108
Рамсес X (Хепермаамтресетепенре) 1108 — 1099
Рамсеса XI (Менмаамтреметепенртах) 1099 — 1069

Третий переходный период

Столица Древнего Египта была перемещена в , а затем обратно в Фивы.

XXI династия Древнего Египта

Правители Верхнего и Южного Египта в Фивах:
Смедес (1070 – 1044) Херихор (1080 – 1074)
Аменемнису (1040) Пианх (1074 – 1070)
Псусеннес (1040 – 992) Пинеджем (1070 – 1032)
Аменопе (993 – 984) Масахерта (1054 – 1046)
Осохор (984 – 978) Менхеперре (1045 – 992)
Сиамун (978 – 959) Смендес II (992 – 990)
Псусеннес II (959 – 945) Пинеджем II (990 – 969)
Псусеннес III (969-945)

XII династия Древнего Египта

Шешонк I 945-924
Осоркона 924-909
Такелот 909 (?)
Шешонком II 883
Осоркона II 883-855
Такелот II 860-835
Шешонком III 835-783
Пами 783-773
Шешонком IV 773-735
Осоркона IV 735-712

XXIII династия Древнего Египта

Педубасте 828-803
Осоркон IV 777-749
Пефджаувибаст 740-725

XXIV династия Древнего Египта

Шепсеспе Тефнахт 725-720
Вахкаре Бакенраниф 720-715

Позднее Царство Древнего Египта

В древнюю Нубию вторгаются ассирийцы. Греки пытаются восстановить порядок. В период XXV династии отмечается возврат к старому стилю правления в Древнем Египте.

XXV династия Древнего Египта

Пийе 747-716
Шебака 712-698
Шебитку 698-690
Тахарка 690-664
Тантамани 664-657

XXVI династия Древнего Египта

Псамметиха I (Псам — Тик) 664-610
Некау (Нехо) II 610-595
Псамметиха II 595-589
Априес 589-570
Амасис 570-526
Псамметиха III 526-525

XXVII династия Древнего Египта

Камбиз 525-522
Дарий I 521-486
Ксеркс I 486-466
Артаксеркса I 465-424
Дарий II 424-404

XXVIII династия Древнего Египта

Амиртаиос 404-399

XXIX династия Древнего Египта

Неферитес 399-393
Псаммутис 393
Накорис 393-380
Неферитес II 380

XXX династия

Последние фараоны египетского происхождения
Нектанеб 380-362
Теос 365-360
Нектанеб II 360-343

Второй Персидский период (343-332 до н.э.)

XXXI династия

Основатель Манефон
Ох (Артаксеркса III) 343-338
Задницы 338-336
Дарий III Кодоманнус 335-332

Греко-римский период (332 г. до н.э. — 395 г. н.э.)

Македонские цари в Древнем Египте

Александр Македонский 332-323
Филипп Аррхираус 323-316
Александр IV 316-304

Династия Птолемеев

Птолемея I Сотера I 323-285
Птолемей II Филадельф 282-246
Птолемей III Euergeter я 246-222
Птолемей IV Филопатором 222-205
Птолемея V Епифана 205-180
Птолемей VI Филометора 180-164 163-145
Птолемей VII Neos 145 Филопатором
Птолемей VIII Эвергет II 170-163 и 116-145
Клеопатра и Птолемей III IX Сотера II 116-107 и 80 — 88
Клеопатра III и Птолемея X Александра I 107 — 88
Клеопатра Беренис 81 — 80
Птолемей XI Александр II 80
Птолемей XII Неос Дионис 80 — 58 и 55 — 51
Береника IV 58 — 55
Клеопатра VII и Птолемея XIII 51 — 47
Клеопатра и Птолемей XIV 47 — 44
и Птолемея XV Цезарион 44 — 30 до н.э.

Римские императоры в Древнем Египте

Август 30 г. до н.э. — 14 г. н.э.

Тиберий 14 — 37
Гай Калигула 37 — 41
Клавдия 41 — 54
Неро 54 — 68
Гальба 68 — 69
Отон 69
Вителлий 69
Веспасиан 69 — 79
Тит 79 — 81
Домициан 81 — 96
Нервы 96 — 98
Траян 98 — 117
Адриан117 — 138
Антонин Пий 138 — 161
Марк Аврелий 161 — 180
Люциус Веррусс
Коммод 180 — 192
Пертинакс 193
Дидиуса Юлианус 193
Септимий Север 193 — 211
Каракаллы 211 — 217
Macrinus 217 — 218
Гелиогабала 218 — 222
Александр Север 222 — 235
Максимин 235 — 238
Пупиенус 238
Гордиан 238 — 244
Филипп 244 — 249
Деции 249 — 251
Галлус 251 — 253
Валерианус 253 — 260
Галлиена 260 — 268
Клавдий II 268 — 270
Аврелиан 270 — 275
Тацит 275 — 276
Флорианус 276
Проб 276 — 282
Карус 282 — 283
Нумерианус 283 — 284
Диоклетиан 284 — 305
Галерий 305 — 311
Лициний 308 — 324

Византийский христианский период

Период правления коптских патриархов начался с правления Константина I.

История египетских фараонов и Древнего Египта в целом захватывающа и таинственна. А деяния великих египетских правителей поистине грандиозны. Это время - время великих походов и масштабных сооружений, прославивших древнеегипетскую культуру на тысячелетия и ставших примером и основой для новаторских идей современности.

Немного о династиях

Сам термин "династия" применялся греками в отношении правителей Объединенного Египта. Всего насчитывается 31 династия египетских фараонов за все периоды существования государства до греко-римского. Они не имеют названий, а нумеруются.

  • В Раннединастический период насчитывается 7 правителей 1-й династии, 5 - 2-й.
  • В Древнеегипетском царстве - 5 фараонов 3-й династии, 6 - 4-й, 8 - 5-й, 4 - 6-й.
  • В Первый Переходный период в составе 7-8-й династий насчитывалось 23 представителя, а в составе 9-10-й - 3. В 11-й - 3, в 12-й - 8.
  • Во Второй Переходный в династическом списке египетских фараонов перечислено 39, входящих в состав 13-й, 11 - 14-й, 4 - 15-й, 20 - 16-й, 14 - 17-й.
  • Период Нового царства открыла одна из самых известных династий - 18-я, в перечне которой насчитывается 14 фараонов, из которых одна женщина. В 19-й - 8. В 20-й - 10.
  • В Третьем Переходном периоде в 21-ю династию входили 8 фараонов, в 22-ю - 10, в 23-ю - 3, в 24-ю - 2, в 25-ю - 5, в 26-ю - 6, в 27-ю - 5, в 28-ю - 1, в 29-ю - 4, в 30-ю - 3.
  • Второй Персидский период насчитывает всего 4 фараона 31-й династии.

В греко-римский период во главе государства обосновываются ставленники Александра Македонского, а затем римского императора. В эллинистический период после Македонского, Филиппа Архерауса и Александра IV это Птолемей и его потомки, причем среди правящих особ были и женщины (например, Береника и Клеопатра). В римский период это все римские императоры от Августа до Лициния.

Женщина-фараон: царица Хатшепсут

Полное имя этой женщины-фараона - Мааткара Хатшепсут Хенметамон, что означает "Лучшая из благородных". Ее отцом был знаменитый фараон XVIII династии Тутмос I, а матерью - царица Яхмес. Она была верховной жрицей самого бога солнца Амон-Ра. Из всех египетских цариц только ей удалось стать правительницей Объединенного Египта.

Хатшепсут утверждала, что она дочь самого бога Ра, что немного напоминает историю о рождении Иисуса: Амон сообщил собранию богов, правда, не через своего посланника, а лично, что у него вскоре родится дочь, которая станет новым правителем всей земли Та Кемет. И в ее правление государство будет еще больше процветать и возвышаться. Как знак признания этого, во время правления Хатшепсут ее часто изображали в облике потомка Амон-Ра Осириса - бога плодородия и властителя Подземного царства Дуат - с накладной бородкой и ключом от Нила - ключом жизни анхом, с царскими регалиями.

Правление царицы Хатшепсут прославил ее любимый архитектор Сенмут, построивший знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который известен в мировой истории как Джесер-Джесеру ("Святая Святых"). Храм отличается от знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке времен правления Аменхотепа III и Рамзеса II. Он относится к типу полускальных храмов. Именно в его рельефах увековечены такие важные культурные начинания царицы, как морская экспедиция в далекую страну Пунт, под которой, многие считают, скрывается Индия.

Также царица Хатшепсут особое внимание обращала на возведение грандиозных архитектурных памятников в государстве: она восстановила много разрушенных завоевателями - племенами гиксосов - зданий и монументов, возвела Красное святилище в храме Карнака и два обелиска из розового мрамора в его комплексе.

Интересна судьба пасынка царицы Хатшепсут, сына фараона Тутмоса II, и наложницы Исиды Тутмоса III. Находившийся почти двадцать лет в тени мачехи, создавшей для него унизительные условия существования, после смерти ее Тутмос резко изменил политику государства, а все, что было связано с Хатшепсут, постарался полностью уничтожить. В данном случае напрашивается параллель с восшествием на российский престол императора Павла I и памятью о его матери императрице Екатерины II.

Ненависть Тутмоса распространилась и на сооружения, которые сейчас составляют мировой культурный фонд. Прежде всего речь идет о храме в Дейр эль Бахри, в котором по указу Тутмоса III были варварски уничтожены все скульптурные изображения, имеющие портретное сходство с Хатшепсут, сколоты иероглифы, увековечивавшие ее имя. Это важно! Ведь по представлениям древних египтян имя человека ("рен"), является пропуском для него в поля Вечности Иалу.

В отношении жизни государства прежде всего интересы Тутмоса были направлены не на мир и спокойствие в родном Египте, а наоборот, на войну для увеличения и приумножения. За свое правление в результате большого количества захватнических войн молодой фараон достиг небывалого: он не только расширил границы Древнего Египта за счет государств Месопотамии и своих соседей, но и заставил их платить огромную дань, сделав свое государство могущественнейшим и богатейшим среди прочих на Востоке.

С именем египетского фараона Аменхотепа III связан один из удивительных уголков Санкт-Петербурга - пристань у Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. В 1834 году на ней были установлены скульптуры привезенных из Древнего Египта сфинксов, лица которых, по преданию, имеют портретное сходство с этим фараоном. Найдены они были греческим археологом Аттанази на средства, предоставленные ему английским консулом в Египте Солтом. После раскопок владельцем исполинов стал Солт, который выставил их на торги в Александрии. Писатель Андрей Николаевич Муравьев написал письмо о ценных скульптурах, но пока вопрос о приобретении сфинксов в России решался, их купила Франция, и лишь по случайности они все же попали в Санкт-Петербург. Случилось это из-за начавшейся во Франции революции. Невывезенные скульптуры французское правительство по большой уценке стало продавать, и вот тут-то Россия их смогла приобрести на гораздо более выгодных условиях, чем прежде.

Кто же такой - фараон Аменхотеп III, напоминанием о котором служат и по сей день эти скульптуры? Известно, что он был особым ревнителем искусства и культуры, и поднял статус государства на международной арене на невиданную высоту, не сравнимую даже с эпохой правления Тутмоса III. Особое влияние на деятельность фараона Аменхотепа III оказывала его энергичная и умная жена - Тийя. Она была родом из Нубии. Возможно, благодаря ней правление Аменхотепа III принесло в Египет мир и покой. Но нельзя умалчивать и о нескольких военных походах, которые все же состоялись в годы его власти: на страну Куш, на государство Унешеи, а также подавление мятежников в районе второго нильского порога. Все описания его военных доблестей указывают на высокий уровень владения воинской наукой.

Рамзес II: политические решения

Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами - шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны - широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно - разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.

С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город - Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.

Рамзес II и его "каменная" деятельность

Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.

Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам - Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты - изваяния Рамзеса II - по три с каждой стороны.

Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.

Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III - правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов - номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III - строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека - Крокодилополь.

Эхнатон-реформатор и царица Нефертити

Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком - он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее "Преданный Амону", он изменил на то, которое означало "Угодный Атону".

И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены - царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.

Клеопатра - царица египетская

Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра - жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря - была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.

Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.

Фараон — это высшая должность в иерархии древнеегипетского общества. Само понятие «фараон» не было официальным титулом и использовалось для того чтобы не называть имя и титул царя. Этот эвфемизм впервые появился в Новом царстве. В переводе с древнеегипетского языка это понятие означает «великий дом», что подразумевало под собой дворец царя. Официально же в титуле фараонов отражалось их владение «обеими землями», то есть как Верхним, так и Нижним Египтом. В разные эпохи фараоны Древнего Египта имели различный статус, степень сосредоточения власти и влияния в государстве.

История фараонов Древнего Египта

Наивысшее влияние фараоны Египта имели во времена Древнего царства после того как Верхний и Нижний Египет были объединены в единое государство. Этот период характеризуется снижением деспотичности и агрессивности египетской монархии наряду с развитием бюрократии и переходом большинства отраслей государственного хозяйства под прямое управление царя. Власть фараонов в этот период стремительно сакрализировалась. Фараон считался единым в земной и божественной ипостасях, и был, таким образом, посредником между миром людей и богами. До IV династии фараонов считали земным воплощением бога Гора, в то время как после смерти их считали преображающимися в Осириса. В дальнейшем фараонов стали считать сыновьями бога солнца Ра.

Полубожественная сущность фараонов в представлении египтян налагала на них обязанность поддерживать мировой порядок (Маат) и всячески бороться с хаосом и несправедливостью (Исфет). Поэтому фараон наделялся свойствами напрямую общаться с богами посредством постройки храмов и святилищ и обильных жертвоприношений. В Древнем царстве авторитет фараонов был настолько велик, что траур после их смерти длился в стране девяносто дней, и смерть царя воспринималась как величайшее горе, нарушение порядка и устоев мироздания. Воцарение же нового законного наследника понималось как величайшее благо для страны и восстановление пошатнувшегося положения.

Максимальное могущество фараонов и их авторитет в египетском обществе держались в течение Древнего царства. После его падения и в ходе I переходного периода власть в стране в значительной степени перешла в руки жрецов и знати, из-за чего роль фараонов стала снижаться и больше не достигла такой же значимости, как при Древнем царстве. В дальнейшем в обществе Древнего Египта стали развиваться традиции индивидуализма, что отразилось на многих сферах жизни, в том числе и на восприятии фигуры фараона. Моральная и идеологическая зависимость жителей страны от правителя уже не была настолько большой, а свой авторитет фараоны начали поддерживать в основном путем завоевательных походов в другие страны.

Тем не менее, Новое царство, характеризовавшееся большим количеством завоеваний и серьезным расширением владений государства, распалось в результате все возрастающего влияния храмов, жрецов и правителей отдельных провинций, в результате чего власть фараонов совершенно перестала пользоваться таким же авторитетом, как ранее. Они перестали серьезно влиять на жизнь своих подданных и соседние государства, а их роль посредников между миром людей и миром богов совершенно нивелировалась. После того как Египет был завоеван персами, фараонами официально стали считать уже персидских царей, после них это звание принял Александр Македонский, а после его смерти - династия Птолемеев.

Титулование фараонов Египта

Как уже отмечалось, «фараон» не было официальным именованием правителей Древнего Египта. В действительности их называли «принадлежащими Тростнику и Пчеле» или «повелителями обеих земель», отражая в этих титулах их власть над обеими частями Египта - Верхним и Нижним.

Официальное именование фараона , начиная с времен Среднего царства и вплоть до начала римского владычества, обязательно состояло из пяти имен. Первое из них, самое раннее по времени возникновения, было связано с богом Гором и отображало веру народа в то, что фараон был его земным воплощением. Второе имя было связано с двумя богинями - Нехбет и Уаджет - которые считались покровительницами соответственно Верхнего и Нижнего Египта. Это имя символизировало власть фараона над ними, воплощало мощь монархии. Третье имя - золотое. Его значение не было выяснено, и две основные версии связывают его либо с солнцем (то есть фараон сравнивался с солнцем), либо с золотом, символизировавшим вечность. Четвертое имя фараона - тронное. Оно давалось ему в ходе коронации. Наконец, пятое имя египетского правителя - личное. Его будущий царь получал при рождении.

Фараоны ранних династий зачастую известны по Горову имени, так как эта часть титула появилась раньше остальных. Правители более поздних династий, относящихся к Среднему и Новому царствам, известны чаще всего по личным именам и упоминаются так же и в научных работах.

Атрибуты фараонов

Фараонам было запрещено появляться перед своими подданными без головного убора, поэтому в числе их атрибутов обязательно была корона. Чаще всего она представляла собой комбинацию из красной короны правителя Верхнего Египта и белой короны правителя Нижнего и называлась «пшент» (рис. 1). Обе эти короны символизировали также богинь-покровительниц обеих частей страны, которые часто изображались на единой короне царя. Помимо единой короны фараоны иногда надевали синюю корону для военных походов и золотую для проведения различных религиозных обрядов.

Рис. 1 - Пшент

Также фараоны носили на голове платок. Этот головной убор носили все жители страны, однако в зависимости от сословия он имел различные цвета. Фараоны носили золотые платки с синими полосами.

Еще одним атрибутом фараона был короткий жезл с крюком на верхней части. Это один из наиболее древних атрибутов царской власти, известный еще со времен Додинастического Египта и, согласно большинству исследователей, произошедший от пастушьего посоха. Также фараоны носили плеть, скипетр Уас, имевший раздвоенный нижний конец и навершие в виде головы собаки или шакала, и крест с петлей - анкх (рис. 2), символизировавший вечную жизнь.

Рис. 2 - Анкх

Также одним из атрибутов фараонов была накладная борода. Она всегда изготовлялась искусственно и носилась, чтобы подчеркнуть власть и мужскую силу правителя. Бороды носили и фараоны-женщины, например, Хатшепсут. Зачастую им приходилось надевать их для того чтобы притворяться мужчиной перед подданными.

Наиболее известные фараоны Египта

Родоначальником единого Египта считается фараон Менес , который, будучи царем Верхнего Египта, подчинил себе Нижний и первым надел двойную красно-белую корону. Несмотря на множество упоминаний Менеса в текстах египетских жрецов и греческих и римских историков, он может быть и мифологической фигурой.

Золотым веком Древнего Египта считается время правления фараона Джосера , второго представителя III династии. Именно при нем началось возведение пирамид - усыпальниц фараонов. Джосер провел также множество военных походов, подчинил Египту Синайский полуостров и провел южную границу государства по первому нильскому порогу.

Значительного расцвета Египет достиг и при царице Хатшепсут . Она снарядила торговую экспедицию в Пунт, занималась архитектурой, а также вела и завоевательную деятельность.

Фараон Эхнатон прославился как религиозный реформатор. Он пытался отменить культ старых богов, заменив его культом самого фараона, перенес столицу страны в новый город и остановивший возведение храмов. Реформы Эхнатона не были популярны, поэтому после его смерти они были в основном отменены, а имя фараона-реформатора было подвергнуто забвению.

Последним великим фараоном Египта был Рамсес II , который смог на некоторое время вернуть ему былое могущество в результате множества военных походов. Однако после его смерти Египет окончательно погрузился в пучину междоусобиц, восстаний и войн, что привело к его распаду и завоеванию.

Поделиться