Что изучает конфликтология? Основные современные направления конфликтологии.

Основные направления развития западной конфликтологии

Психологические направления
Психоаналитическое З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм Причины конфликта лежат в сфере бессознательного (освобождение от чувства неполноценности, желание доминировать, недостаток доброжелательности, невозможность реализовать свои потребности)
Социотропное У. Мак-Даугалл, С. Сигеле Распространение идеи инстинкта борьбы за выживание на человеческое общество (людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения)
Этологическое К. Лоренц, Н. Тинберген Причина конфликтов –агрессивность человека и толпы. Агрессия – постоянное состояние живого организма.
Теория групповой динамики К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей Источник конфликта –нарушение равновесия между индивидом и средой (неблагоприятный стиль управления)
Фрустрационно-агрессивное Д. Доллард, Л. Берковетц, Н. Миллер Взаимосвязь агрессивности и социальной фрустрации (агрессия всегда следует за фрустрацией и т.д.)
Поведенческое А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс Причины конфликта в социальном окружении, которое изменяет врождённые качества индивида в процессе взаимодействия
Социометрическое Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич В основе взаимодействия людей – эмоциональные отношения (избежать конфликты возможно с помощью учёта эмоциональных предпочтений)
Интеракционистское Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель Причины конфликта возникают в процессе социального взаимодействия. Попытки приспособиться к среде вызывают напряжение
Современные психологические направления
Теоретико-игровое М. Дойч Причина конфликта- несовместимость целей участников конфликта (два основных типа поведения кооперативное и конкурентное)
Теория организационных систем Р. Блейк, Дж. Мутон Изучение стилей конфликтного поведения в реальных условиях (конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество)
Теория и практика переговорного процесса Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер Изучение условий ведения конструктивных переговоров
Политологические теории
Теории политических групп В. Парето, Г. Моска, Ж.Сорель Борьба между элитами и их смена составляет сущность любого общества. Деградация управляющей элиты преодолевается в революционных изменениях
Теории политической стабильности Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет Поиск факторов, стабилизирующих общественную систему
Этнополитические теории М. Гектер, Т. Нейрн Увязывание проблем неравномерности социально-экономического развития и этнических различий населения
Социологические направления
Социал-дарвинизм Г. Спенсер, У. Бэджгот, У. Самнер Общество и организм сходны, что позволяет объяснить социальную жизнь биологическими законами (борьба за выживание)
Марксизм К. Маркс К причинам конфликтов относятся неравенство и социальная поляризация (основа экономический фактор)
Функциональная теория конфликта Г. Зиммель Конфликт является естественной движущей силой общественного развития
Структурный функционализм Т. Парсонс Конфликт является социальной аномалией. Необходимо поддерживать бесконфликтное взаимодействие между структурными элементами общества
Теория позитивно-функционального конфликта Л. Козер Положительная роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем
Конфликтная модель общества Р. Дарендорф Невозможно избежать конфликтов в обществе, нужно влиять на специфику их протекания
Общая теория конфликта К. Боулдинг Конфликт есть универсальное явление, присущее всему живому, его нельзя избежать, но можно регулировать

1.1. Современная конфликтология: объект, предмет, задачи, методы

Источниками конфликтологических знаний являются:

· Философские взгляды мыслителей древности и средневековья.

· Подходы к проблеме конфликта в рамках мировых религиозных учений.

· Осмысление проблемы конфликта в литературе, музыке и других видах искусства.

· Накопление в человеческой практике опыта жизнедеятельности в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом.

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения и развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приёмы управления ими.

Исходя из объекта и предмета науки, можно сформулировать определение конфликтологии.

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приёмах их конструктивного регулирования.

Функции конфликтологии:

· познавательная функция, в рамках которой реализуется познание сущности социального конфликта, выстраивается своя понятийная система, развиваются возможности получения информации и её анализа;

· прогностическая функция позволяет формировать на основе существующих представлений научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных противоречий и вероятных изменениях, связанных с управлением социальными конфликтами;

· практическая функция обеспечивает применение разработанных форм и методов конфликтологии управления конфликтным взаимодействием;

· просветительская функция расширяет представления о социальном конфликте, управлении им и возможностях социального взаимодействия в решении возникающих противоречий.

Усилия конфликтологии сконцентрированы сегодня на решении следующих теоретических задач:

1. выявление сущности конфликтов;

2. установление основных форм конфликтов, своеобразие каждой из них;

3. определение наиболее эффективных методов регулирования конфликтных ситуаций, а также способов предупреждения конфликтов;

4. создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе.

Изучение конфликтов основано на научных принципах исследования. В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов современной наукой, признаются следующие:

(1) принцип детерминизма , устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно-следственных связей всех явлений действительности;

(2) принцип системности , требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической;



(3) принцип развития , т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.

Основными методами, обеспечивающими сбор данных в конфликтологии, являются:

1. Структурно-функциональный метод - выявляет основные элементы конфликтного взаимодействия и роль каждого из них. Явления рассматриваются в состоянии статики.

2. Процессуально - динамический - определяет основные этапы, стадии развития конфликта, дополняет структурно-функциональный метод.

3. Типологизация (классификация конфликтов) – обеспечивает группировку, классификацию форм конфликта.

4. Прогнозирование – предвидение возможности конфликта, возможного будущего конфликта.

Разрешительный метод – особенный метод конфликтологии, который формирует:

· основные стратегии и тактики улаживания конфликтов;

· стратегию ухода от конфликта;

· стратегию силового подавления конфликта и т.д.

К частным методам в конфликтологии относят: наблюдение; самоанализ; устный и письменный опрос; анкетирование; тестирование; деловые игры и т.д.

Урегулированием конфликтов в межличностных и общественных отношениях людей занимается наука конфликтология. Когда проблема обсуждается на ранней стадии ее развития, спорная ситуация разрешается с пользой для каждой из сторон. Профессиональное и детальное изучение этих вопросов ведут конфликтологи.

Что такое конфликтология?

При взаимодействии нескольких взаимосвязанных сторон может возникать противоборство по причине разных взглядов на одно и то же событие, различия интересов и позиций. Конфликтология как наука изучает пути возникновения конфликтных ситуаций, их динамику и способы урегулирования. Объектами изучения становятся , спорные ситуации в сфере психологии. Изучаемые субъекты – это личность, общественные группы и институты. Предметом исследования становится их поведение в обстановке конфликта.

Цели конфликтологии

Для получения достоверных сведений о природе конфликта ведется тесное взаимодействие со смежными отраслями наук: экономикой, политологией, социальной психологией, этиологией. Это позволяет более точно конкретизировать истоки и закономерности развития ситуаций, в которых возникает противостояние. Основные задачи конфликтологии – это:

  1. Изучение конфликтов, как общественного явления, влияющего на судьбу отдельной личности, социальных групп и страны в целом.
  2. Распространение в общественных сферах знаний о конфликтологических исследованиях.
  3. Воспитание культурных навыков в межличностном и деловом общении.

Методы конфликтологии

Интенсивное развитие и пополнение теоретической базы, тщательная систематизация данных, применение научных открытий на практике – это основы конфликтологии, которые позволяют определять пути и способы преодоления конфликтных ситуаций. Полные и достоверные сведения ученые получают путем использования разных научных направлений. Например, для сбора информации проводятся опросы, тестирования, игровые задания, которые относятся к психологическим способам исследования. Другие методы конфликтологии на этапе обработки данных:

  • наблюдение;
  • изучение документации;
  • опрос;
  • искусственное моделирование конфликтных ситуаций.

Когда собран определенный объем информации, конфликтология предполагает дальнейший тщательный исторический и компаративный анализ. Сведения систематизируются, устанавливаются средние величины количественных и качественных признаков (статистика). Современная конфликтология на практике упреждает развитие реальных конфликтов в различных жизненных сферах, способствуют удержанию равновесия между враждующими сторонами благодаря их конструктивному взаимодействию.

Конфликтолог – что это за профессия?

Постоянная востребованность конфликтологов объясняется тем, что на профессиональном уровне решаются сложные спорные ситуации, которые в противном случае могли бы превратиться в жесткую конфронтацию враждующих сторон. Если семейная конфликтология способна уладить спор между членами семьи, то на уровне государства специалисты способны предотвратить сложные конфликты, которые инициируются работниками управленческого аппарата.

Профессия конфликтолог появилась в мировом сообществе в 60-х годах 20 века. На данный момент существуют целые организации, основной деятельностью которых является улаживание конфликтов любой сложности в разных сферах. Например, медиаторы-профессионалы занимаются урегулированием конфликтных ситуаций в гражданской сфере вне суда, что значительно сокращает время рассмотрения гражданских исков. Конфликтология специальность, которая предполагает тесное взаимодействие с психологами, политиками, работниками судебных и социальных служб.

Кем работают конфликтологи?

Работать конфликтолог может как в коллективах различных предприятий, так и в специализированных консультативных организациях. Выпускников ВУЗов приглашают для работы в частных и государственные центры, в HR-службы. Они консультируют людей на «горячих» линиях», предотвращая сложные и опасные ситуации. В сфере политики – это востребованные специалисты, помогающие уладить конфликты путем переговоров.

Лучшие книги по конфликтологии

Сложный и вместе с тем интересный процесс усвоения этой науки касается как теоретических основ, так и прикладных знаний. Литература по конфликтологии – это и учебники, и хрестоматии, и практические руководства. Книги используются профессионалами и обычными людьми, постигающими искусство улаживания конфликтов в повседневной жизни. Полезное чтиво для читателей:

  1. Гришина Н.Е. «Психология конфликта (2-е издание)».
  2. Емельянов С.М. «Практикум по конфликтологии».
  3. Карнеги Д. «Как найти выход из любой конфликтной ситуации».

Особенности развития конфликтологии в России.

Российской конфликтологии более 18 лет. В 1988 году собрание американских медиаторов приехала в Санкт-Петербург по приглашению Верховного Совета СССР для представления практических технологий по разрешению конфликтов и споров в социальной и политической сферах. С тех пор прошло не мало лет и время от времени в различных регионах Российской Федерации предпринимаются попытки образовать собрания и центры по решению и управлению конфликтными ситуациями.

Анализ практики становления отечественной конфликтологии показывает, что она подчиняется общесоциальным закономерностям. Так, поскольку высокую степень остроты и массовидный характер на территории бывшего Союза приобрели прежде всего межнациональные конфликты, они и стали предметом пристального внимания и практических усилий со стороны конфликтологов. Можно сказать, что в области отечественной социологии конфликта идет интенсивный процесс осмысления реального предмета изучения и работы конфликтологии, равно как и развития ее теории. Значимость и актуальность проблемы конфликтов, огромный интерес к ней, однако, позволяют надеяться на быстрое развитие исследований в этой области. Вместе с тем, в отличие от западной конфликтологии, которая является междисциплинарной областью и, как уже говорилось, проявляет большой интерес к психологии и ее возможностям в работе с конфликтами, отечественная социология конфликта в настоящее время развивается в основном в рамках чисто социологических подходов, недостаточно связанных с психологией и ее возможностями.

Сегодня сложилась ситуация, когда конфликтная проблематика актуализирована и в реалиях общественной жизни, и в сознании общества. Осознается необходимость создания механизмов и институтов регулирования конфликтов, осуществления контроля над конфликтным процессом. Как никогда велика потребность людей в помощи психологов по самым разнообразным вопросам общественной и личной жизни. Это создает новые, не существовавшие ранее возможности для исследовательской и практической работы в области конфликтов.

Конфликтология в системе наук. Отрасли конфликтологии.

Конфликтология в целом представляет собой комплексную, междисциплинарную по предмету и методам науку, поскольку исследует конфликты, возникающие как между отдельными людьми и даже внутри единой личности (внутриличностный конфликт - между сторонами ее психики или се социальными ролями), так и между группами, социальными слоями и классами, религиозными конфессиями и политическими партиями, социальными институтами и организациями, различными поколениями, этносами и нациями, наконец, государствами. В предмет также входят конфликты и противоречия между ментальными данностями - идеями, идеалами и ценностями, когда реальными сторонами конфликта выступают личности и группы, исповедующие и пропагандирующие эти идеалы и ценности. Таким образом, конфликтология непосредственно граничит с психологией в исследовании внутриличностных конфликтов; с общей и социальной психологией в изучении межличностных конфликтов; с социологией - если речь идет о социальном конфликте. Вообще с конфликтологией тесно связаны практически все науки гуманитарно-обществоведческого цикла. Ведь все категории конфликтов, возникающих в сфере человеческого взаимодействия, формируются, развиваются и затухают на почве столкновения экономических, социальных, групповых и индивидуальных интересов; их непосредственными поводами служат соответствующие категории событий; конфликты часто получают правовое оформление и разрешение, следовательно, затрагивают сферу правовых отношений в обществе. Поэтому конфликтологические дисциплины исследуют свой предмет, соприкасаясь с экономикой, политологией, правоведением. В то же время межэтнические конфликты исследуются этнологией, этносоциологией, этнопсихологией. Таким образом, и эти дисциплины граничат с конфликтологией и обогащают ее своими концепциями и подходами. В конечном счете конфликтология всегда вступает в непосредственное соприкосновение с той наукой (науками), которая является базовой в исследовании сферы возникновения и развития конкретного изучаемого конфликта.

Рисунок 1. – Конфликтология в системе наук

Конфликтология стремится не только помочь сохранить здоровье, благосостояние и жизнь людям, ежегодно несущим огромный ущерб в результате разрушительных последствий конфликтов. Она призвана способствовать лучшему пониманию самого себя и своего места в этом мире. Открывая новые пути к взаимопониманию, осознанию социальных установок, стереотипов, роли конфликтов в жизни отдельного человека (индивида) и группы (семьи, ученического коллектива, государства, общества). Развитие разнообразных аспектов данного знания привело к созданию специальной науки - конфликтологии, занимающейся изучением, прогнозированием и регулированием конфликтов.

Конфликтология уходит корнями в философию и активно взаимодействует с другими дисциплинами (рис. 1). На сегодняшний момент самая большая доля исследований в русле конфликтологии принадлежит социологии и психологии. Хотя эти две науки и являются взаимопроникающими, между социологическим и психологическим подходами к конфликту существуют различия. Если социология ориентирована в первую очередь на рассмотрение конфликтов в обществе, в системе общественных отношений, то психология изучает внутриличностные и межличностные противоречия, а также занимается поиском средств, способствующих разрешению конфликтов. В данном учебнике используется социально-психологический подход.

Конфликт является специфическим предметом изучения уже более десятка дисциплин, кроме социологии и психологии: философии, педагогики, социобиологии, политических наук, правоведения, военных и исторических наук, математики, искусствоведения.

Развитие этих дисциплин в отечественной науке шло неравномерно. Наибольшее количество публикаций и сегодня принадлежит психологии (26,5 %) и социологии (16,9 %), что вполне понятно. Это ведущие дисциплины, откуда черпает конфликтология не только знания, но и идеи, на которые опирается в своем развитии, на чьи запросы и потребности реагирует молодая еще наука.

Конфликтология как наука в настоящее время постепенно приобретает статус самостоятельной научной дисциплины, имеющей комплексный характер.

Однако самостоятельность конфликтологии относительна. Она пользуется данными, теоретическими моделями, методами и приемами любых наук, если это помогает ей в изучении конфликтов. Особенно тесно она связана с теми областями знаний, от древа которых она, собственно, и «отпочковывается», - социологией и психологией. Многие другие отрасли науки – история, культурология, экономические науки, правоведение, педагогика, политология, военная наука - дают ей фактический материал и служат полем приложения ее концепций. Из философии она заимствует общие принципы понимания конфликта как разновидности противоречия, столкновения и взаимодействия противоположностей.

ОТРАСЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ

– частные конфликтологические науки, изучающие не конфликты в целом, а отдельные их уровни, характеристики, виды. Первыми в 1924 г. конфликты как самостоятельное явление стали изучать правоведение и социология. К концу ХХ в. конфликты стали объектом исследования еще 14 наук: военной, географии, искусствоведения, истории, математики, медицины, педагогики, политологии, психологии, социобиологии, технических, филологии, философии и экономики. Эти научные сферы являются О. к. Все они, за исключением социобиологии, изучают отдельные уровни либо характеристики конфликтов. Социобиология исследует самостоятельный тип конфликтов – зооконфликты. Во всех О. к. в ХХ в. защищено 607 диссертаций, из них 62 – докторские. Общее число публикаций превышает 3 тыс. работ. Лидирующее положение в изучении конфликтов занимают психология (26,5 % публикаций), социология (16,9 %) и политология (14,7 %). Представителями этих О. к. подготовлено более 58 % от общего числа публикаций по проблеме конфликта. Интеграция О. к. осуществляется на основе принципа их равенства. Роль не главной, но системообразующей науки в настоящее время объективно играет психология. Это определяется тем, что: а) психология – единственная наука, изучающая все типы конфликтов; б) объектом психологии выступает реальный человек, являющийся центральным звеном конфликтов всех уровней; в) психологи занимают выраженное лидирующее положение по объему исследований конфликтов; г) только в психологии в 1992 г. поставлена, а затем проработана проблема формирования конфликтологии на стыке 16 отраслей знаний. Установлено, что междисциплинарные и внутридисциплинарные взаимодействия у конфликтологов слабы. Исследуя конфликты, авторы диссертаций используют примерно 10 % общего количества публикаций, имеющихся по проблеме на момент защиты диссертаций в той науке, которую они представляют. Доля использования публикаций, имевшихся на момент защиты диссертаций, в др. науках, изучающих конфликт, составляет около 1 %. Междисциплинарные связи у отраслей российской конфликтологии пока не имеют тенденции к усилению. Задачей конфликтологов является более широкое знакомство с результатами работы коллег во всех 16 отраслях конфликтологии.

ЛЕКЦИЯ «ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КОНФЛИКТОЛОГИИ» (ТЕМА 1).

Возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной научной дисциплины предшествовал достаточно продолжительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов сначала в рамках философии, а позднее – в рамках социологии, психологии, педагогики и других наук.

В науке пришло понимание того факта, что конфликты, противоречия и кризисы, переживаемые человеком, являются одним из источников развития личности, определяют ее конструктивный или деструктивный жизненный сценарий. Соответственно, проблема изучения конфликтов является фундаментальной для всей психологической науки.

1. Проблематик, предмет, задачи и методы конфликтологии .

· Конфликтология – это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Иногда конфликтологию называют психологией конфликтных отношений.

Конфликтология представляет собой отрасль социальной психологии, нацеленной на доскональное исследование психологических особенностей различных конфликтов и выявление наиболее эффективных путей их разрешения.

Исторически сложилось так, что начало изучения конфликтов в науке связано с социальными конфликтами. Так, Р. Дарендорф в 1962 году выдвинул теорию социального конфликта, получившую название «конфликтная модель общества». Он утверждал, что наличие конфликтов в социальных процессах естественно и необязательно угрожает системе. Конфликт присущ всем уровням и сферам жизни социальных систем и не может рассматриваться. Ни как девиантное поведение, ни как патология; конфликт не является альтернативой порядку. В связи с этим было предложено выделить три уровня анализа социальных конфликтов:

а) Философско-социальный уровень, который предполагает изучение социального конфликта как определенного этапа развития социального противоречия. Этот уровень представляет собой общую методологическую основу, определяющую направленность исследований социального конфликта на всех других уровнях;

б) Социологический уровень предполагает изучение причин и динамики конфликтов больших общностей – слоев, групп;

в) Индивидуально-психологический (личностный) уровень предусматривает изучение психофизиологических особенностей и характеристик отдельной личности, их влияние на возникновение конфликта и динамику поведения личности в конфликте.

· Предметом конфликтологии являются не сами по себе конфликты, а конфликтное взаимодействие участников, а также причины и способы разрешения различных конфликтов.

Основными задачами конфликтологии , как науки являются:

1. Изучение основных прикладных аспектов конфликтов разного рода, составляющих предмет специальной конфликтологии ;

2. Изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечением математических моделей и компьютерной техники;

3. Разработка систем контроля и диагностики развития конфликтов и вариантов их разрешения;

4. Определение предмета и содержания самого понятия конфликта;

5. Анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений;

Для решения перечисленных задач конфликтология использует разнообразные методы, которые условно можно разделить на четыре группы:

1) Методы изучения и оценки личности:

1.1. наблюдение;

1.2. опрос;

1.3. тестирование»;

2) Методы изучения и оценки социально-психологических явлений в группах:

2.1. наблюдение;

2.2. опрос;

2.3. социометрический метод;

3) Методы диагностики и анализа конфликта:

3.1. наблюдение;

3.2. опрос;

3.3. анализ результатов;

3.4. метод экспертного интервью;

4) Методы управления конфликтами:

4.1. структурный метод;

4.2. метод картографии.

Особое внимание следует уделить определению места конфилктологии в системе наук.

2. Конфликтология в системе наук.

Конфликтология имеет тесную связь с философией, социологией, общей психологией, политологией, историей и экономической теорией, этикой, правоведением. Связь конфликтологии с другими науками может быть рассмотрена в двух аспектах , а именно:

1. Конфликтология опирается на принципы познания , выработанные в рамках философии и других наук, они позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. К таким принципам относятся:

1.1. Принцип всеобщей связи;

1.2. Принцип детерминизма;

1.3. Принцип развития;

1.4. Принцип системного подхода;

1.5. Принцип социально-деятельностного контекста;

1.6. Принцип личностного подхода;

1.7. Принцип дополнительности;

2. Конфликтология творчески использует методы исследования других наук. Наряду с этим можно отметить и обратное влияние конфликтологии на смежные науки. Например, изучение конфликтологических проблем в сфере межличностных отношений стимулирует решение многих псиъхологических , социологических, правовых и нравственных проблем, в частности проблем межличностного общения, социально-психологического климата, психологической совместимости.

Изученный материал позволяет сделать вывод:

· Конфликтология представляет собой относительно новую, бурно развивающуюся отрасль социальной психологии. Эта самостоятельная наука имеет свой специфический предмет исследования, задачи, методы исследований. Она использует достижения смежных наук и сама влияет на развитие социально-ориентированных исследований.

Конфликтология как наука.

Проблема классификации конфликтов

Что такое конфликт - наверняка известно каждому. Ссоры, конфронтации, жесткая конкуренция, обострение отношений, непреодолимая личная неприязнь, противоборство с целью захвата инициативы или достижения односторонних преимуществ.

Эти очень непростые ситуации в жизни и деятельности, являющиеся проявлениями конфликтов, сопровождают человека практически всегда, с младенческого возраста до глубокой старости .

Конфликты, независимо от степени их сложности, вида и содержания, отличаются еще и тем, что подавляющее большинство их участников воспринимают данный феномен как весьма негативное явление, связанное с сильными отрицательными эмоциями, стрессами, переживаниями, разочарованиями и потерями. Те, кто вовлечен в конфликтное противоборство, как правило, находятся в сложных психических состояниях, поэтому совершенно справедливо считается, что у конфликтов очень высокая психологическая «цена».

Конфликтующие стороны, независимо от вида конфликта, количества его участников и их интеллектуального статуса, действуют практически примерно по одним и тем же схемам, используют одни и те же тактики и приемы конфликтного противоборства, причем, что самое интересное, в строго определенной последовательности .

Естественно, что отсюда возникают и неизбежные вопросы:

Как распознавать истинные причины возникновения конфликтов?

Как научиться предвосхищать их появление?

Как правильно вести себя с конфликтующими сторонами?

Как научиться управлять ими и разрешать их на справедливой и конструктивной основе?

Необходимость ответа на данные вопросы потребовала углубленного изучения самих конфликтов, разработки системы специальных знаний о конфликтах. В результате произошло формирование и оформление новой науки - конфликтологии

В настоящее время конфликтология определяется как система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конфликтология - особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия (Н.В.Гришина, 2000, с. 34).

Считается, что конфликтология сформировалось как самостоятельное направление в социологии в середине 50-х годов XX века, хотя научные исследования по социологи конфликта были опубликованы Г. Зиммелем еще в начале века. Такая точка зрения связана с публикацией известных работ Р. Дарендорфа и Л. Козера. Однако многие идеи, послужившие теоретической основой конфликтологии, высказывались очень давно.

В настоящее время можно констатировать, что сформировалось несколько относительно самостоятельных направлений конфликтологии :

    организационная,

    юридическая,

    педагогическая,

    производственная,

    экономическая конфликтология,

которые тесно взаимодействуют с общей теорией конфликтов.

Происходит процесс интенсивного становления и других направлений. В частности, исследования М. Шерифа, Д. Раппопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотта, Н. В. Гришиной и других авторов обусловили развитие психологии конфликтов как важнейшего самостоятельного направления, где именно субъективным факторам конфликтов уделяется приоритетное внимание.

В этот же период начали активно разрабатываться научно-методические основы конфликтологической практики, базирующиеся на психологических знаниях (Ш. Боуэр, Г. Боуэр, Г. Келман, Р.Фишер, У. Юри и др.).

Каждое из отмеченных направлений конфликтологии обладает своей высокой научной и практической значимостью.

Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания.

Первыми исследователями, сформировавшими традицию изучения конфликтов как реакции на внешние воздействия, стали работы по изучению агрессии и созданию концепции фрустрационной детерминации агрессии. Начало этим разработкам было положено серией исследований, выполненных в 30-50-х годах группой специалистов Йельского университета (Дж.Доллард, Л.Дуб, Н.Миллер, А.Бандура идр.).

Рассмотрение понятия конфликт представляет интерес с позиции двух подходов: социологического и социально-психологического . Принципиальное различие этих подходов заключается в том, что

    первый ориентирован на анализ общественных конфликтов и их роли в социальной жизни;

    второй - на взаимодействия, межличностные отношения.

Социологический подход к исследованиям конфликта представлен взглядами Т.Парсонса, Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа, К.Маркс, Э.Мэйо, Р.Мертон и др.

Т. Парсоснс - основоположник функциональной («равновесной») модели общества - рассматривал общество как единую, стабильную систему, состоящую из множества функционально взаимосвязанных элементов. Автор развивал идею гармонизации в социальной структуре общества.

С точки зрения Т.Парсонса, конфликт - это социальная болезнь, которую необходимо лечить. Решающая роль в стабилизации социальной системы принадлежит социальным институтам (правовым, религиозным и т.д.), которые осуществляют регуляцию в обществе через социальный контроль, ограничения, запреты. Таким образом, для Т.Парсонса конфликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Нормой же, с его точки зрения, является бесконфликтность, гармония социальной системы, снятие социальной напряженности.

Идее «социального равенства» была противопоставлена идея «социального изменения». Георг Зиммель утверждал, что конфликт в обществе неизбежен, что у людей существует изначальная потребность во враждебности , которая оказывается специфической формой или основой человеческих отношений, и личность не способна утверждать себя иначе, как через оппозицию. Исходя из этих утверждений, конфликт понимается не как столкновение идей, а как выражение враждебности в отношениях между людьми. Он говорит о том, что наряду с симпатией существует «естественная враждебность между человеком и человеком», которая является «основой человеческих отношений» (1994, с. 116). По мнению Г.Зиммеля, в мире постоянно происходит борьба, и часто в самых разрушительных её проявлениях.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф , развивая идеи Г.Зиммеля, определяет социальный конфликт как «любое соотношение элементов, которому присуши объективные («скрытые») или субъективные («явные») противоположности. Конфликт называется социальным, если его можно вывести из структуры социальных единиц, то есть если он не индивидуален (1974). Р. Дарендорф считал, что конфликты всегда были и будут присущи любому обществу в силу неизбежного различия интересов, которые вырастают из противоречий, возникающих в обществе.

Идеи Зиммеля нашли удачное воплощение в теории позитивно-функционального конфликта, разработанной американским ученым Л.Козе-ром. Критикуя подход Парсонса, он отмечает, что конфликты являются продуктом внутренних изменений в обществе, результатом взаимодействия различных элементов социальной системы. Конфликт, но его мнению, не препятствует стабильности.

Идее «социального равенства» Л.Козер противопоставил идею динамических социальных изменений, изобилующих конфликтами. Конфликт возникает из-за стремления отдельных членов общества ли групп повысить свою долю вознаграждения.

Социальный конфликт Л.Козер определяет как борьбу из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы. В этой борьбе целями конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Успех Л.Козера, по мнению Н.В.Гришиной, не в попытках противопоставить теорию конфликта структурному функционализму, а «вписать» конфликт в идеи общественного порядка (2000, с. 29). Он признает конфликт в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений.

Социально-психологический подход.

Выделяют 2 теоретических подхода: мотивационный и ситуативный.

В рамках мотивационного подхода рассмотрение конфликта происходит как «конкурентного типа взаимодействия, заключающегося в реализации разной направленности ценностно-мотивационных ориентации субъектов путем их противодействия и формирования негативного отношения друг к другу. . Социальное взаимодействие не только может быть инициировано различными мотивами - оно может породить новые и погасить старые.

Интересные попытки собрать в рамках социальной психологии общую дескриптивную модель конфликта предпринимались А.А.Ершовым (1973), Л.А.Петровской (1977), Б.И.Хасаном (1996), Н.В.Гришиной (2000), Н.И.Леоновым (2002). Эти работы послужили хорошим основанием для разработки типологии стратегий и поэлементного анализа формальных моделей конфликтных ситуаций.

Исследования В.А.Соснина (1979), Т.А.Полозовой (1980), Н.И.Фрыгиной(1980), А.И.Донцова(1984), А.Я.Анцупова (2001) позволили отечественным прикладным психологам выполнить значительное количество практико-ориентированных разработок.

Большой вклад в исследование межличностных конфликтов внес М.Дойч. В его теории конфликт описывается как следствие объективного столкновения интересов . Он выделяет два типа взаимодействия: конкуренция и кооперация. Конфликтным, по мнению М.Дойча, является конкурентное взаимодействие, т.к. достижение целей одной стороны мешает достижению целей другой стороны. Соперничество вызывает использование тактики угрозы и хитрости; ограничение коммуникации; минимизацию осознания сходства в ценностях и увеличение чувствительности к противоположным интересам и т.д. Кооперация, напротив, является наиболее эффективным типом взаимодействия. Её отличает: открытость в коммуникации, усиление восприимчивости участников сходству и общности интересов, увеличение желания помогать другим и т.д.

Конфликт, как считает М. Дойч, может быть конструктивным или деструктивным.

    Конфликт является конструктивным, если его участники удовлетворены результатом конфликта. Конструктивная функция конфликта заключается втом, что он способствует личностному и социальному движению вперед; в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение; конфликт может приводить к формированию новых отношений и способствовать росту сплоченности группы.

    Признаками деструктивного конфликта являются: расширение и эскалация, т.е. конфликт становится независимым от исходных причин, и в случае устранения причин конфликт продолжается. В целом, продуктивное развитие конфликта М.Дойч видит в совместном усилии сторон для решения проблемы и сравнивает с решением творческих задач.

Теорию межгруппового конфликта более детально сформулировал Д.Кемпбелл: реальный конфликт интересов между группами обуславливает отношения конкуренции и ожидает реальной угрозы со стороны другой группы. Реальная угроза обуславливает: враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы; увеличение внутригрупповой солидарности; полное осознание индивидом своей групповой принадлежности; увеличение непроницаемости границ группового членства; уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм; увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до изгнания нарушителя из группы (1979).

Итак, в рамках мотивационной концепции были сформулированы основные представления о функциях, типологии конфликта, способах его регуляции.

Наряду с мотивационным подходом к изучению конфликтов широкое распространение получил ситуационный подход - как концепция, утверждающая, что оптимальное решение конфликта есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).

Такой подход, акцентирующий внимание на изучении ситуации взаимодействия, получил наибольшее выражение в области исследования межгрупповых конфликтов в работах М. Шерифа. Исследователь видел проблемы межгруппового конфликта в факторах ситуации непосредственного взаимодействия между группами. В соответствии с этим он выстроил эксперимент, искусственно создав ситуации конкуренции и кооперации. В своей теории М.Шериф выдвинул положение о причинности межгрупповых конфликтов (1967).

Данный подход в исследовании конфликтов был реализован, прежде всего, в бихевиористюй традиции, сделавшей акценты на внешние детерминанты их возникновения.

Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию.

Сторонники ситуационного подхода сосредотачивают внимание на аспекте несоответствия цели и средств деятельности существующим условиям. Поэтому в рамках ситуационного подхода появляется возможность обсуждать проблему изменения и модификации деятельности, подстройки её под существующие условия.

K . Terhune приходит к выводу, что если ситуация проста и не содержит угрозы, большую роль играют личностные переменные; в сложных и стрессовых ситуациях превалируют ситуационные факторы (1980).

К.Левин выводил конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Ценность теории конфликтов К.Левина заключается в том, что он связывает внутриличностный конфликт и поведение.

Определяющее значение для возникновения межличностных конфликтов имеют факторы ситуации. В конкурентной ситуации, например, будучи в отношениях соперничества с партнером, либо просто сталкиваясь с его конкурентным поведением, человек оказывается перед необходимостью ответного реагирования. Он будет реагировать выбором конкурентного или кооперативного ответа (либо уходом от взаимодействия) главным образом в зависимости от различных факторов ситуации (характера проблемы, партнера и т.д.), которые могут быть наблюдаемы и описаны.

Ситуационный стиль взаимодействия учителя и ученика, по мнению Абрамовой Г.С., характеризуется тремя разновидностями:

    Ситуативный проявляется в том, что ученик воспринимается учителем, как средство решения педагогической задачи. Стиль по типу: «делай то, что делаю я».

    Операциональный стиль характеризуется принципом «делай таким же образом, как я», т.е. учит ребенка строить свою деятельность с учетом условий действия.

    Ценностный стиль взаимоотношений в общем виде может быть выражен так «человек - мера всего». Это обоснование действий не только с позиции их объективного строения, но и с позиции взаимозависимости в плане человеческой деятельности (1988).

В рамках управленческих процессов интересны исследования С.И.Ериной по изучению ролевого конфликта управленца первичной производственной группы. Ролевой конфликт понимается ею как состояние психологического конфликта, развивающегося у индивида в ходе выполнения социальной роли в условиях противоречивых или частично несовместимых требований, ожиданий к ролевому исполнению. При этом под термином «социальные ожидания» понимается система ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой выполняемой роли, посредством которой группа контролирует деятельность своих членов (2000).

Начало пересмотра однозначно деструктивной функции конфликта и, следовательно, обнаружение потребности в рассмотрении этого явления в другом психологическом ракурсе, можно связать с работами М.Фоллет (1942), а затем А.Филлей (1979), Н.В.Гришиной (1983), А.И.Донцова (1984), А.-Н.Перре-Клермон (1986), Д.Дена(1994), Б.И.Хасана (1996), А. Я.Анцупова (2001), Н.И.Леонова (2002).

Прикладное значение разработок проблем конфликта четко выразилось в двух областях:

I) методическое оснащение исследователей и преподавателей;

2) коррекция в практических ситуациях, социально-психологический тренинг, ориентированный на развитие специальных умений.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

В России конфликтология как наука сложилась только к последнему десятилетию ХХ века. Выделяют несколько этапов ее становления:

I этап – кон XIX – до 1924 гг.

Зарождение и развитие конфликтологических идей как практического знания принципов, правил, приемов поведения в конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, искусствоведения, филологии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

II этап – 1924-1972гг.

Зарождение и развитие частных конфликтологических наук. Конфликт выделили как самостоятельное явление в правоведении и социологии. Это вызвано:

    Степенью активности общества

    Зависимостью гуманитарных наук от политической обстановки в стране

    Связями с мировой наукой, возможностью изучения исследований в мире.

Первая публикация по теме «Конфликт» в России была в 1924 году, ее авторы П.О. Гриффин и М.И. Могилевский, « Социология трудового конфликта».

Второй этап включает 4 подэтапа:

    1924-1935гг. – Охватывает первую волну публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в праве, социологии, психологии, математике.

    1935-1949гг – Характеризуется практическиполным отсутсвием публикаций(репрессии и ВОВ).

    1949-1972 гг. – Конфликт как самостоятельное явление начинает изучаться в философии, педагогике, истории, политических науках. Защищены первые 25 кандидатских диссертаций, ежегодно публикуются работы по проблемам конфликтов.

    1972-1992гг.- Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблемам конфликта, защищаются первые докторские диссертации (3 по искусствоведению. по 1 по математике, педагогике, праву, психологии, политологии, философии = итого 9 докторов наук в стране к 1992году.)

III этап – 1992гг.- по настоящее время.

Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры по исследованию конфликтов. Ежегодное количество публикаций достигает 350 шт. Защищаются от 2 до 10 докторских и от 19 до 98 кандидатских диссертаций.

На сегодня 16 отечественных наук занимаются изучением конфликтов:

Лидерами среди наук, изучающих конфликты на сегодня являются

1 место – психология

2 место - Социология

3 место – политология.

Как самостоятельная наука конфликтология существует в России с 90-хгг ХХ века. Первый Конфликт-центр открылся в СПб в 1994 году (Гришина Н.В.).

Сегодня конфликтологическая проблематика очень востребована в обществе. Преобладает интерес к практическим вопросам управления конфликтами, а наиболее перспективным в науке является междисциплинарный подход к исследованию конфликтов.

Виды конфликтов (классификация).

Небольшой обзор литературы показывает, что в настоящий момент исследователи выделяют иерархические единицы конфликтов (типы, виды уровни, классы), однако отсутствуют

    единый подход к типологии и классификации конфликтов,

    работы по выявлению методологических оснований классификации конфликтов, с точки зрения управления конфликтами

Также можно зафиксировать, что у исследователей сформировалось представление о невозможности единого подхода к классификации конфликтов Один и тот же конфликт относится то к виду, то к типу Поэтому сложно начинать проводить диагностику конфликта при отсутствии целостного взгляда на конфликт и отнесения его к определенному типу, виду, классу и т д

Конфликты, как узловые точки, в которых переплетены многообразные процессы жизнедеятельности людей, могут быть описаны и систематизированы в иерархические структуры, фиксирующие устойчивые признаки сходства и различия конфликтов

То есть анализ конфликта начинается не с выявления причин, интересов, форм конфликтного взаимодействия и т д, а с отнесения конфликта к тому или иному типу и классу конфликта

Проблема создания типологий конфликта всегда связана с выбором основания, с опорой на которое осуществляется выявление сходства и различий свойств и характеристик конфликта.

Практическая ценность типологизации заключается в том, что методы регулирования конфликтной ситуации напрямую зависят от типа конфликта и типа личности (группы), вовлеченной в конфликт.

Конфликт является очень сложным явлением, имеющим психологические, экономические, социальные, нравственные, юридические, организационные и иные проявления, именно поэтому выбор единого универсального основания представляется весьма затруднительным.

Если подходить к созданию классификаций конфликтов на высоком уровне обобщения, то универсальным основанием может стать системная классификация конфликта (по-Гришиной).

1. По сферам проявления.

    экономические,

    социальные,

    политические,

    этнические,

    производственные,

    семейно-бытовые,

    организационные,

    психологические,

    нравственные и пр.

2. По субъектам

1. Внутриличностный конфликт.

2. Межличностный конфликт.

3. Межгрупповой конфликт.

4. Конфликт «личность-группа (коллектив)».

3. Соотношение в конфликте предмета и объекта.

    Деловой конфликт (то есть его причина объективная).

    Эмоциональный конфликт (он базируется на предмете, например, как правило, сложных межличностных отношениях и других неявных субъективных факторах).

Практика свидетельствует, что немало конфликтов начинаются именно как деловые, но если они длятся долго и не разрешаются на справедливой основе, то неизбежно превращаются в эмоциональные. При разрешении таких конфликтов с помощью психологических воздействий оппонентов надо вернуть в «исходное состояние», а сам конфликт - к его деловой основе.

4. По продолжительности конфликта.

    Кратковременные конфликты.

    Затяжные конфликты.

5. По характеру последствий конфликтов .

    Конструктивные(созидательные)

    Деструктивные (разрушительные)

6. По особенности развития конфликта .

    Стихийные конфликты возникают вследствие эмоционального реагирования на имеющиеся противоречия.

    Запланированные конфликты возникают вследствие расчета ситуации, анализа особенностей оппонентов, их резервов, когда считается, что именно конфликт в его конкретном проявлении способен устранить существующее острое противоречие.

7. По возрастной периодизации.

В этом случае изучаются весьма характерные для различных возрастных групп конфликты (в дошкольной среде, среди школьников младшего, среднего и старшего возрастов и т. д.).

Виды конфликтов по М.М. Кашапову.

Целевой конфликт возникает при рассогласовании целей участников взаимодействия. Это противоборство в достижении цели.

Информационный конфликт неизбежен тогда, когда у противоборствующих сторон не совпадают знания, представления, проявляется разница в интерпретации информации.

Операциональный конфликт связан с несовпадающими и противоречивыми (не конгруэнтными) средствами интеракции.

Мотивационный конфликт характеризуется несовместимостью намерений и интересов людей. Разные мотивы предполагают прямо противоположные действия для их реализации.

Непосредственный конфликт - конфликт «лицом к лицу», общение, когда каждый участник вступает в контакт с другим (другими), используя все средства общения, и когда существует возможность получения немедленной обратной связи.

Опосредствованный конфликт - конфликт, осуществляемый с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей и т.п.

Статусный конфликт - борьба за приоритет. В статусном конфликте обязательно присутствуют различные мотивы.

Классификация по С.М. Емельянову

Основание

По сфере проявления

Экономические, идеологические,

Социальные

Семейно-бытовые

По длительности и напряженности

Бурные быстрые (стычка)

Острые длительные

Слабые вялотекущие

Слабые быстрые (спор)

По субъектам

Внутриличностные

Межличностные

Межгупповые

Личность-группа

По социальным последствиям

Конструктивные

Деструктивные (вымещение внутренних проблем)

По предмету

Реалистические (имеют четкий предмет)

Нереалистические (конфликты без предмета,)

Классификация по –А.И. Шипилову

Ресурсный конфликт – возникает из-за наличия одного ресурса, на который претендуют несколько субъектов.

Статусно- ролевой конфликт - по сути борьба за власть и влияние, оспаривание статуса в группе, роль в межличностных отношениях.

Конфликт идей, норм и принципов - это конфликты духовных убеждений вызванные расхождением смысло-жизненных оринтаций.

Поделиться