Боевые и сторожевые башни. Ахтынские минеральные источники


На очередном этапе автоэкспедиции ее участники проехали по маршруту Махачкала - Кизляр - Буйнакск - Чиркейская ГЭС - Кубачи - Ашты - Дербент - Хасавюрт.

Автомобильная экспедиция «Кавказ неизвестный» состоялась осенью и зимой 2017 года. Ее участники дважды объехали весь Северный Кавказ, преодолев в общей сложности 14 тысяч километров и посетив в том числе и самые отдаленные горные районы.

РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН

Махачкала - Кизляр - Буйнакск - Чиркейская ГЭС - Кубачи - Ашты - Дербент - Хасавюрт

Дагестан ― самая большая и удаленная республика нашего Северного Кавказа, при этом самая загадочная и многим до сих пор непонятная. О современной жизни Дагестана у большинства россиян представления весьма смутные и сумбурные. Восток, мечети, паранджа; борцы, боксеры и ваххабиты; коньячные заводы и контртеррористические операции; осетровая икра и кинжалы. Еще из рекламы телезрители узнали, что в Дагестане «растет гранат».

Махачкала. Первое, что бросается в глаза, хаотичный стиль вождения, чем-то напоминающий движение в Каире. Ездят как-то лихо! Именно в Махачкале нам вспомнился анекдот про джигита, который проехал перекресток на красный свет:

― Скажи, дорогой, а почему при зеленом сигнале светофора ты вдруг остановился?

― А потому, что сбоку, на красный свет, может ехать другой джигит…

Но пешеходов здесь уважают, да и друг другу водители легко уступают дорогу. При этом нет той нервозности и озлобления, которые присущи автомобилистам в Москве.


Поселив нас в здании духовно-просветительского центра на территории Успенского кафедрального собора, архиепископ Варлаам приглашает на следующий день отправиться в город Кизляр.

― В Кизляре самая большая в республике русская община, ― объясняет владыка Варлаам, ― и каждый год накануне Дня города мы проводим там большой крестный ход.

Чтобы успеть к началу, выезжаем в 6 утра. От Махачкалы до Кизляра 150 километров, рассвет встречаем в дагестанской степи. Незнакомая легковушка, следующая по пятам за нами, начинает вызывать беспокойство. Предупредив по рации второй экипаж о «хвосте», резко набираем скорость и отрываемся от преследователей.

Крестный ход в Кизляре ― событие очень яркое и знаковое для всей республики. На него собирается несколько тысяч жителей: все духовенство епархии во главе с архиереем, главы администраций, казачество, старики и семьи с детьми. Много молодежи.

Шествие растягивается на несколько километров. Впереди на грузовике, оглашая город праздничным звоном, движется импровизированная мобильная колокольня. На всякий случай по всему маршруту выставлено оцепление: сотни полицейских, спецназ. Параллельно с процессией перемещается кинолог с собакой, проверяя обочину и газоны на предмет СВУ. Из соседних домов и магазинов выходят мусульмане, с любопытством провожая православное шествие.

По окончании крестного хода нас окликает знакомый священник отец Сергий Абасов из Грозного.

― Вы меня не узнали? Это я за вами утром на трассе пристроился, ― улыбается отец Сергий, ― но вы потом так рванули, что я не смог за вами угнаться.

― Так это вы были, батюшка? ― смеемся. ― А мы-то думали, что нам на «хвост» какие-то бандиты сели. Вот мы и припустили.




Дагестан - самая многонациональная республика России. Здесь говорят как на своих родных языках, так и на русском. Нет такой национальности «дагестанец». Регион исторически включает в себя множество народов и этнических групп: аварцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, горские евреи ― перечислять можно очень долго. Иногда жители из разных селений (особенно в горах), чтобы понять друг друга, в разговоре переходят на русский, который в Дагестане давно стал интернациональным. В одном из районов Махачкалы есть даже памятник Русской учительнице.

Вместе с президентом фонда «Православные инициативы» Оксаной Тихомировой и руководителем АНО «Кавказ ― Дом мира» Дмитрием Баранниковым вновь встречаемся с архиепископом Махачкалинским и Грозненским. Именно владыка Варлаам впервые предложил нам, журналистам, самим проехать по всему Кавказу, повстречаться с лидерами ислама и иудаизма, своими глазами увидеть жизнь кавказских народов.

Важно показать людям, что христианство на Кавказе имеет очень древние корни, что и сегодня здесь живут наши братья и сестры, в храмах совершаются богослужения. Православные, как и прежде, бок о бок сосуществуют с мусульманами и иудеями - и нет между нами тех конфликтов, о которых часто приходится слышать в других регионах, - сказал глава Махачкалинской епархии.

Мы изъездили Дагестан вдоль и поперек. В сопровождении священника Григория Фомина, настоятеля воинского храма в Буйнакске, побывали на Чиркейской ГЭС. В красивейшем Сулакском каньоне расположена одна из самых высоких в России плотин.

Чтобы узнать колорит республики, нужно побывать в отдаленных селах, где живут старики и сохраняется дух и старый быт Кавказа.

Дахадаевский район, села Кубачи и Ашты. 60 километров без асфальта по горным дорогам в тумане, и мы попадаем в прошлое. Развалины древних селений, старые камни с отверстиями для выделки шкур.

Бабушки-даргинки в национальных одеждах поразительно напомнили фотографию Прокудина-Горского, сделанную в Дагестане сто лет назад. Если не считать электричества, здесь мало что изменилось.

Нам интересно все: крепость Ахульго и битва имама Шамиля (великого и смелого предводителя Кавказа) с царскими войсками, «норвежские фьорды» в горах Дагестана, мечети и синагоги, быт мусульман и горских евреев.

По совету архиепископа Варлаама отправились в гости к главному муфтию Дагестана шейху Ахмаду-хаджи Абдулаеву и его супруге Айне. Красивая и радушная семья!

― История ислама в России начинается с Дагестана, ― рассказывает Ахмад-хаджи. ― Неслучайно Дербент называют «воротами», через него в Россию пришел ислам. Городу больше 2000 лет, его считают колыбелью трех цивилизаций.

― Здесь и старые кладбища сохранились: мусульманские, иудейские, христианские, ― добавляет супруга муфтия Айна. ― И спустя века мы продолжаем жить вместе, уважая веру соседа.


Дербент. Отец Николай, старейший в Дагестане священник, везет нас к своим знакомым ― сначала в синагогу, потом в Джума-мечеть VIII века, самую древнюю в России и СНГ. Диковинно наблюдать, как на улице батюшку приветствуют мусульмане, здоровается раввин и спешит обняться муфтий. Они выросли вместе, в Дербенте: раввин, муфтий и православный протоиерей. Им и сегодня нечего делить.

С трудом лавируя по узким улочкам старого города, мы почему-то вспомнили о Палестине и Святой Земле. По своему колориту Дербент очень похож на Иерусалим, Вифлеем, Назарет. Архитектура, звуки, запахи, люди. Соседство мечетей, синагоги и православного храма.

Кстати, о храмах. По версии археологов, именно в дагестанском Дербенте, возможно, находится самый древний на территории России христианский храм. Долгие годы подземное сооружение в крепости Нарын-кала считалось «крестообразным водохранилищем» XVIII века, но археолог Александр Кудрявцев, проводивший исследования цитадели, пришел к выводу о том, что это именно храм, а построен он еще в V-VII веках.

С учетом возраста самого города (а Дербенту уже не менее 2000 лет) и переплетения древних культур и религий, версия Кудрявцева выглядит вполне убедительно. Есть в Дагестане и еще один древний храм ― Датунский. Он находится где-то в горах центрального Дагестана, но лишь немногие знают к нему дорогу.


Покидая Дагестан, спешим напоследок заехать в город Хасавюрт. В нем находится один из самых больших православных храмов Северного Кавказа ― Знаменский. 10 декабря, в день иконы Божией Матери «Знамение», в Хасавюрте престольный праздник. Нужно успеть к началу литургии, посмотреть, сколько людей и какого возраста придут на службу, остались ли вообще русские и православные в этом дагестанском городе.

Въезжаем в старую часть города, лавируем среди автомобильных заторов по узким улочкам. Кругом восточный колорит: продуктовые лавки, базар, исламский университет, минареты. Наконец, объехав мечеть, по колокольному звону находим Знаменскую церковь.

Храм действительно огромен! Он построен в неовизантийском стиле терскими казаками в 1903-1904 годах. В советское время после пожара весь его интерьер и росписи были уничтожены, но и сегодня в нем необычайно тепло и уютно.

Несмотря на массовый отток русского населения, произошедший на Кавказе с начала 90-х, с удивлением видим, что на службе достаточно много людей. В Хасавюрте и сегодня остается немало русских ― не только старики, но и молодежь, семьи с детьми. Красивые лица, доброжелательные, в них не видно какой-то печали или затравленности.

Начинаем фотографировать, и снова удивляемся ― никто ни разу не сделал нам замечания, не спросил, откуда мы и для кого снимаем. Видимо, так по всей Махачкалинской епархии: священнослужители и прихожане давно привыкли к тому, что на праздник приходят местные журналисты, и к фотографам относятся спокойно и доброжелательно.

В центре храма выстраивается очередь к большой иконе «Знамение». В конце службы образ Богородицы понесут вокруг храма крестным ходом.

В Дагестане на днях выпал снег (здесь на юге он бывает нечасто, быстро тает) ― большая радость и развлечение для детей. После крестного хода детвора на церковном дворе пускается играть в снежки, а взрослые отправляются на общую трапезу.

― Пожалуйста, все гости, кто приехал издалека, ― оглашает священник с амвона, ― проходите первыми на трапезу.

Гостей сегодня тоже много. Кто-то приехал на богослужение из Кизляра, Кизилюрта, Буйнакска, а из Махачкалы от кафедрального собора специально был организован бесплатный автобус для всех желающих.

― У нас к этому привыкли, ― объясняет местный священник, ― многие прихожане Махачкалинской епархии, проживая в разных городах и селах, посещают престольные праздники соседей. Их никто не заставляет ехать специально, так сказать, «для массовости». Тут совершенно другое: любой престольный праздник ― это как день рождения у друга или соседа, и многим доставляет большую радость побывать на службе, увидеться со знакомыми, помолиться на литургии. И эти церковные праздники еще больше объединяют русское население Дагестана. Местные мусульмане к этому привыкли, и конфликтов между нами, слава Богу, не возникает.

Праздник закончился, и нам пора в обратный путь ― уже в Москву. На улицах Хасавюрта много полицейских, больше всего «лежачих» ― поэтому выезжать приходится медленно. Следуя рекомендациям навигатора, оказываемся на встречной полосе с односторонним движением. Бдительные сотрудники ДПС, до этого скучавшие на перекрестке, оживляются и радостно машут своей палочкой.

― Надо выписать протокольчик, вы же под «кирпич» проехали, ― сетует сотрудник дагестанской ДПС. ― Маленький такой протокольчик, на лишение прав...

― Никак нельзя этого допустить, ― честно признаюсь я. ― Мы журналисты, заблудились, просим проявить снисхождение.

Бросив взгляд на нашу машину, наглухо затонированную грязью с гор и торжественно замершую на встречной полосе с односторонним движением, полицейский призадумался...

― А что вы тут делаете? Куда едете-то? ― интересуется дагестанец.

― Так у вас сегодня в Хасавюрте праздник большой! ― не моргнув, докладываю я. ― День иконы «Знамение» Богородицы. Были в вашей Знаменской церкви. Мы ― гости. Только заблудились, вот.

Смеясь, сотрудники ДПС стали советоваться:

― Ну, что с ними делать-то? Гостей у нас принято уважать...

― Ладно, поезжайте. ― Вернув права, полицейский хитро подмигнул. ― Только мы не можем вас так просто взять и отпустить. Надо с нами по сто грамм выпить!

― Ага... Чтобы еще один «маленький протокольчик» составить, ― подмигиваю я в ответ.

Полицейские расхохотались, пожали руку и показали дорогу.

― Только не по встречке, пожалуйста! ― попросили напоследок.














Автоэкспедиция «Кавказ неизвестный» организована Фондом «Православные инициативы» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Организационный партнер проекта - Махачкалинская епархия Русской православной церкви.

Прекрасный и живописный Дагестан воспет известными поэтами и изображен знаменитыми художниками. Название «Дагестан» впервые упоминается в рукописях 17 века и означает «горная страна». Ее величественная история, своеобразный быт, незабываемые пейзажи, ценные достопримечательности и многогранная культура всегда воспринималась с восхищением всеми, кто хоть один раз посещал эту страну.

Крепость Нарын-Кала

В Дагестане находится один из старейших городов мира – Дербент, которому насчитывается больше пяти тысяч лет. На территории этого города расположена удивительная крепость Нарын-Кала, что дословно переводится как «Солнечные ворота».

Данная достопримечательность является основной частью старинного комплекса, который был сооружен еще в 6 веке шахом Кавадом. Крепость сложена в несколько рядов и отличается массивными стенами, а также внушительной высотой. Прочная кладка стен выдержала множество вражеских нападений. Это сооружение занимает около 4,5 га земли. Крепость Нарын-Кала сегодня получила статус памятника мирового значения. На данный момент на территории комплекса сохранилась также Джума-мечеть, сооруженная в 8 веке, и комплекс стен с башнями и воротами, которые датированы 6-15 веком.

Кала-Корейш

В Дагестане, на высоте более тысячи метров над уровнем моря, было расположено поселение Кала-Корейш. Главная крепость поселения была сооружена еще в 7 веке курейшитами – потомками пророка Мухаммеда. В средние века крепость Кала-Корейш являлась столицей большого феодального владения и не знала себе равных по количеству культурных ценностей. Через время равнинные участки Дагестана начали активнее заселяться, и высокогорные поселения начали уменьшать свое влияние. Уже в середине 20 века в поселении Кала-Корейш не осталось не одного жителя. Сегодня на территории бывшего поселения продолжаются работы по восстановлению сохранившихся достопримечательностей.

Боевые и сторожевые башни

По всему Нагорному Дагестану расположено большое количество боевых и сторожевых башен, так как жители данного региона постоянно защищались от вражеских набегов. При этом башенная архитектура средневекового зодчества отличалась идеальной пропорциональностью и зеркальной симметрией всех ее частей. Кроме того, сторожевые башни на территории страны соединялись в единую систему сторожевых сооружений. Самые древние сторожевые башни сохранились в Ицари и в ауле Корода. Данные достопримечательности были сооружены в 17-18 веке для борьбы с захватчиками.

Ахтынские минеральные источники

Недалеко от селения Ахты расположены уникальные минеральные источники, воды которых обладают целебными свойствами в лечение многих заболеваний. Данная природная достопримечательность Дагестана пользуется большой популярностью у местных жителей и туристов. Ведь Ахтынские источники содержат в себе сероводородные, йодо-бромные и радоновые минеральные воды. При этом температура воды колеблется в диапазоне от 38 до 68°C.

Краеведческий музей

Особое место среди достопримечательностей Дагестана занимает известный Ахтынский краеведческий музей, который признан наилучшим среди сельских музеев России. Здесь сконцентрировано большое количество экспонатов, которые отражают особенности культуры и богатую историю Ахтынского района.

Центральная Джума-мечеть

Настоящей жемчужиной столицы Дагестана признана знаменитая Джума-мечеть, которая имеет идентичные внешние параметры с известной Голубой мечетью в Стамбуле. Данная достопримечательность была сооружена в 1996 году благодаря финансовой поддержке одной состоятельной турецкой семьи. На территории мечети может одновременно находиться около 17 тысяч человек, поэтому Джума-мечеть получила статус самой большой в Европе.

Бархан Сары-Кум

На территории Дагестанского заповедника расположена природная достопримечательность — бархан Сары-Кум, который признан самым крупным в Евразии. Его высота достигает 262 метра, а площадь – около 600 га. Состоит бархан из желтого песка, который образует четыре вершины. Под воздействием ветра они постоянно изменяют свою форму, приобретая необычные, причудливые очертания.

Крепость семи братьев и одной сестры

В местечке Харба-Гуран на высоком холме сохранились остатки крепости, которая известна под названием «Крепость семи братьев и одной сестры». Данная достопримечательность была возведена в 17-18 веке в качестве оборонительного сооружения, которое выгодно отличается от других местных построек уникальной кладкой стен правильными рядами. При этом длина одной стены крепости составляет около 50 метров. Крепость семи братьев и одной сестры окружена таинственными легендами и сказаниями.

Водопад Тобот

В горном Дагестане водопад Тобот является доступной и яркой достопримечательностью, которая находится недалеко от Хунзахской крепости. Высота данного водопада – 70 метров. Вода с сильным грохотом падает в каньон, пролетая мимо скал и играя всеми цветами радуги в лучах солнечного света. При этом создается красивая и живописная картина. Далее водопад Тобот расширяет каньон и образует множество порогов.

Закрытие мечетей в Дагестане

С сентября 2015 года в Дагестане были убиты два имама, смещены три. Одновременно сотрудники правоохранительных органов закрыли ряд салафитских мечетей. Официальные власти Дагестана уже давно с подозрением относятся к салафизму и рассматривают мечети в качестве возможных центров по подготовке террористов. В отдельных селах возмущенное население протестует. "Кавказский узел" предлагает читателям краткую хронику конфликтов за последние несколько лет .

Хроника событий

2017

20 декабря представители прокуратуры Кизилюртовского района и УФСБ, а также рабочая группа по противодействию экстремизму и терроризму проверила мечеть в селении Чонтау. После проверки было вынесено решение о необходимости запрета использования здания мечети .

7 сентября вечером в Махачкале неизвестные насильно посадили в автомобиль 18-летнего сына имама махачкалинской салафитской мечети "Тангъим" и нагрубили ему, а когда молодому человеку удалось от них убежать, скрылись, сообщил сам имам Нигматулла Раджабов.

30 сентября посетители салафитской мечети "Тангъим" в Махачкале заявили о задержании около 500 человек после пятничного намаза .

13 сентября Верховный суда Дагестана сообщил, что принято решение закрыть медресе имени шейха Саадухаджиясул Мухаммада-афанди в Буйнакске из-за отсутствия у медресе лицензии на образовательную деятельность, хотя руководство мусульманского учебного заведения уже направило необходимые для регистрации документы в Минобрнауки.

5 августа сотрудники полиции после пятничного намаза задержали около 70 человек у салафитской мечети на улице Венгерских бойцов в Махачкале. Среди задержанных есть несовершеннолетний, сообщил корреспондент "Кавказского узла".

22 сентября члены суфийской общины по согласованию с полицией закрыли салафитскую мечеть в селе Новый Куруш, задержав при этом ее имама и 20 прихожан. Мечеть оставалась закрытой и в конце октября.

Мечети

Мечеть "Ахлю-сунна" находится на Аэропортовском шоссе на окраине Дербента . Здесь собирается салафитская община " Шах-Салах", существующая с начала 2000-х годов. Ранее салафиты из "Шах-Салах" собирались в Джума-мечети (VIII в.) - древнейшей мечети в России. В 2005 году салафиты после конфликта с шиитами были вынуждены покинуть Джума-мечеть. В 2012 году они построили свой дом молитвенных собраний, который назвали "Ахлю-сунна" (Люди Сунны).

В селе Новый Куруш существовали две мечети - одна суфийская, вторая - салафитская. Село появилось в 1952 году и было заселено лезгинскими переселенцами из села Куруш Докузпаринского района Дагестана. В 2010-х годах среди прихожан появились салафиты, нередко вступавшие с суфиями не только в словесные баталии. В 2012 году мусульманская община разделилась на две части - большую суфийскую часть и меньшую салафитскую, которая заняла центральную мечеть. После убийства имама Хидирова прихожане на сельском сходе пришли к решению о закрытии салафитской мечети.

Мечеть "Ан-Надырия" в Махачкале , расположенная на улице Ивана Котрова, считается в Дагестане главным духовным центром приверженцев салафизма.

Мечеть на улице Венгерских бойцов в Махачкале .Значительную часть прихожан мечети составляют жители поселка Тарки. Мечеть построена в 2000-х годах при участии Камиля Султанахмедова, члена Ассоциации ученых "Ахлю-сунны" в Дагестане.

Салафитская мечеть - одна из трех, имеющихся в поселке Шамхал (в 15 км к северо-западу от Махачкалы). Около 40% жителей поселка придерживаются салафитского направления. В середине 2000-х годов между салафитами и суфиями были очень напряженные отношения.

Мечеть "Северная" в Хасавюрте . По данным властей, она возведена на месте, отведенном под индивидуальное жилое строительство.

"Кавказский узел " внимательно следит за развитием ситуации в регионе.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.

— Да вы голые! Голые в мечеть зашли! Немедленно уходите отсюда! Я сейчас позову охрану! Как вы смеете, вы не уважаете наш дом, нашу религию, вы никого не уважаете, немедленно убирайтесь, пошли прочь… Бесстыдницы!!!

В тот момент я была одета примерно вот так.

Я попыталась что-то возразить, но коллеги меня одернули. Разговаривать явно было бессмысленно.

Какие ко лично мне были претензии у истерящей мадам я так и не поняла. Хотя в потоке её брани мы уловили, что основное негодование вызвали:


  • Волосы



  • Фигура

— Да, у меня, блин, есть шея… И что теперь??? — огрызался кто-то. Проблема, конечно, была не в наличии шеи, как таковой, а в том, что она не была плотно замотана каким-нибудь платком.

Возможно у меня тоже мелькали отдельные кусочки кожи пониже локтя, когда я делала фото, чем и был вызван праведный гнев. Уточнять это я не стала, мы решили, что разговаривать с негодующей особой бессмысленно и проще будет удалиться.

— Как вам ни стыдно, — комментировали мы, спускаясь по лестнице вниз с женского балкона. — Любая религия - это принятие, это уважение, это смирение.

— Пошли прочь, потаскухи! — доносилось сверху тоном близком к ультрозвуковому.

Я была зла. Я была очень зла.

С моей точки зрения, мы проявили максимальное уважение к чужой религии, и даже если что-то было сделано не совсем по какону, почему нельзя было просто объяснить нам нашу ошибку и помочь ее исправить???

— Понимаете, люди разные, мы не можем нести ответственность за всех, кто приходит в мечеть, — оправдывался местный имам, с которым по стечению обстоятельств мы встретились во дворе мечети сразу же после этого эпизода.

— Т.е. если бы эта женщина вызвала охрану, как грозилась, охрана встала бы на нашу сторону?

— Да, разумеется. Если вы действительно были одеты так, как показали мне на фото.
(В мечете мы успели сфотографироваться и могли показать, как именно выглядели в момент нападения.)

Да уж. О сумасшедших церковных бабках известно всем, но я никогда не задумывалась, что такие же есть и в мечетях.

Хотя, если подумать, это вполне естественно. Особенно, если речь идет о центральной мечети большого города, такой мечеть Джума в Махачкале, где собственно всё это и произошло.

Это главная мечеть и Махачкалы и всего Дагестана. У нее всего два минарета, и внешне она выглядит довольно скромно. Но внутри она огромна. Говорят, она построена по образу Голубой мечети в Стамбуле, но мне показалось, что она даже больше.


2.


3.


4.

А какие там роскошные люстры из дамасского стекла.


5.

Джума (в переводе с арабского языка означает «собрание», «пятница») или, как правильно, «Юсуф Бей Джами» была построена совсем в 1997 году, но уже в 2005 её перестроили и значительно расширили, добавив дополнительные крылья по бокам. Но несмотря на эти изменения, внутри мечеть выглядит естественно и гармонично. Сейчас она считается одной из самых больших мечетей в Европе, в ее залах могут одновременно собираться до 15 тысяч человек.

Первый этаж - полностью мужской. Женская половина - на втором этаже, на балконе. Для того, чтобы можно было совершать намаз, не мешая друг-другу на ковер нанесены специальные узоры — горизонтальные полосы, в соответствии с которыми молящиеся занимают свои места.


6.

Но жизнь махачкалинской мечети выходит далеко за рамки одних только богослужений. Это большой культурный центр, здесь проводятся проповеди, которые транслируется по республиканскому каналу, оказывается поддержку нуждающимся.


7.

Там так же действует учебный центр и воскресная школа для детей.


8.

А еще у нее очень оригинальная ночная подсветка. Сами по себе цвета необычны для освещения религиозного сооружения, так они еще и меняются, плавно переливаясь из одного в другой.


9.

Дагестан глубоко религиозен, и жизнь мечети - это важная часть жизни этого региона. И не только этого. Везде, где ислам является основой духовной жизни, посещение мечетей - важная часть знакомства с культурой.

Так как же простому путешественнику вести себя в мечети, чтобы не вызвать возмущение окружающих. Что можно, а что нельзя на самом деле, а не по мнения сумасшедших «церковных бабок»?

Вот несколько советов, как правильно вести себя в мечети:


  • Входите только там, где положено входить людям вашего пола. Женщинам не стоит пытаться проникнуть в мужскую часть и наоборот (особенно наоборот!). Мужской вход обычно центральный. Женщинам стоит поискать где-нибудь сбоку.


  • Не рекомендуется входить во время общей молитвы. Или если вы всё-таки вошли, просто тихонько постойте сзади. Не стоит ломиться вперед, перешагивая через ряды совершающих намаз, лучше подождите, пока они разойдутся.


  • Обувь при входе обязательно нужно снять. Обычно в больших мечетях есть специальные шкафчики для обуви. Если вы боитесь, что ее украдут, сложите к себе в сумку.



10.

  • Мужчинам не рекомендуется входить в мечеть в шортах и с голым торсом.


  • Женщинам нужно быть обязательно с покрытой головой. Одежда должна прикрывать ноги ниже колена и руки по локоть. Во многих мечетях (как на самом деле и в храмах) при входе можно найти платки и специальные юбочки, для соблюдения всех норм приличий. В некоторых мечетях есть даже особые халаты. Но в целом, так как вы не являетесь мусульманами, с вас не вправе требовать прятать шею или скрывать фигуру. На истерики местных «церковных бабок» просто не нужно обращать внимание. Хотят вызывать охрану, имама, аллаха - пусть вызывают!



11.

  • Фотографировать можно, но НЕ людей. Во всяком случае, исподтишка. В исламе есть запрет на изображения людей. Именно поэтому стены мечетей украшены лишь узорами и цитатами из Корана. Но в современном мире этот запрет постепенно стирается и, во всяком случае, в Дагестане людям скорее нравится фотографироваться.


  • Стоит воздержаться от похода в мечеть в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

А за что всё-таки могут выгнать из мечети?

На самом деле всего лишь за одну вещь: если вы будете сильно шуметь и откровенно мешать людям, совершающим намаз.

Даже если вы войдёте в мечеть с крестом на всё пузо или будете истово креститься в углу мечети, вас вряд ли немедленно вышвырнут вон (хотя могут просто подойти поговорить). Религия - это смирение и принятие. Это прощение и понимание. Кто бы что ни говорил.


12.

На следующий день, вооружившись знаниями и готовые к бою, мы снова отправились в мечеть. Но нам «не повезло» козырнуть своей эрудированностью, так как к нам больше никто никаких претензий не имел. Лишь стайки любопытных девчушек, учениц воскресной школы, где как раз началась переменка, носились вокруг и цепляли вопросами.

Но это уже совсем другая история…

Поделиться