Пророк божий илия. Известные церкви во имя Ильи пророка

Ответ редакции

2 августа Православная Церковь отмечает день памяти святого пророка Илии . Почитают его не только в христианстве и иудаизме, но и в поздних протестантских церквях и исламе, а следы его образа присутствуют и в язычестве.

Житие пророка Илии

Пророк Илия (переводится с иврита «Мой Бог») родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. Согласно преданию, когда родился Илия, его отцу было таинственное видение: «мужи благообразные приветствовали младенца, пеленали его огнём и питали пламенем огненным ».

Илия с малых лет посвятил себя Богу, жил в пустыне, проводил время в посте и молитве. Его пророческое служение пришлось на правление царя Ахава , которого жена Иезавель убедила принять язычество.

Поэтому в стране культивировалось поклонение языческому богу Ваалу . По преданиям, для вразумления царя и развращённого им израильского народа пророк Илия поразил землю трёхлетней засухой. Через некоторое время, по молитве пророка Илии, Господь послал на землю обильный дождь, засуха кончилась.

Пророк Илия также упоминается в Новом Завете: во время Преображения Господня он вместе с пророком Моисеем прибыл на гору Фавор, чтобы беседовать с Иисусом Христом.

Пророк Илия совершал множество чудес. Однажды он отправился в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая не пожалела последней горсти муки и масла, поэтому мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы. Тогда же пророк Илия совершил ещё одно чудо: он оживил недавно умершего сына вдовы.

Как в иудаизме, так и в христианстве считается, что Илия был взят на Небо живым: «вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понёсся Илия в вихре на Небо» (4Цар. 2:11). Согласно Библии, до него живым на небеса был взят лишь Енох , живший до Потопа (Быт. 5:24). Впрочем, в православном богословии есть мнение, что Енох и Илия были вознесены не на небо, но в некое сокровенное место, в котором и ожидают дня Второго пришествия Иисуса Христа.

Второканоническая книга, Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова , описывает это событие так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах. 48:12). Согласно ей, Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив её тому уже с огненной колесницы.

Почитание пророка Илии на Руси

Пророк Илия был одним из первых святых, которых стали почитать на Руси. В его честь ещё в начале IX века при князе Аскольде был воздвигнут соборный храм в Киеве. Княгиня Ольга во имя пророка Илии поставила церковь на севере Руси.

После принятия Русью христианства образ Ильи-пророка заменил бога-громовержца Перуна, почитавшегося древними славянами. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, связаны как с образом Перуна, так и с тем, что пророк Илия живым попал на небо в огненной колеснице.

Ильин день

После принятия христианства день памяти пророка Илии стал приурочен к традиционному народному празднику восточных и южных славян. Празднество получило название Ильин день.

Илия пророк с житием и деисусом. Из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова. Конец XII века. Фото: Commons.wikimedia.org

Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день называли серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей. В этот день начинали пользоваться плодами нового урожая. Славяне связывали праздник со свадьбой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.

Отмечать этот праздник начинали ещё накануне - с четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье, или с Марины лазоревой, когда переставали заниматься полевыми работами.

Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии.

В этот день совершались молебны в поле и в церквях, и часовнях, посвящённых Илье-пророку (установленных часто по обету); кое-где крестьяне постились всю предшествующую неделю; окуривали дом и постройки ладаном, выносили из дома или прятали все блестящие, сверкающие предметы, чтобы обезопасить себя от гнева Ильи.

На Руси почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого, на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньям молодёжи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.

Ильин день считался календарной границей сезонов, когда в природе появлялись первые признаки осени и менялось поведение зверей, птиц и насекомых.

В Ильин день категорически запрещалось:

  • работать — труд в этот день не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику. Работающего в этот день останавливали и наказывали его же односельчане: в Калужской губернии, например, выпрягали лошадь из телеги, на которой он собирался возить сено, а конскую упряжку относили в кабак и сообща пропивали;
  • купаться - потому что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос — с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк).

Поговорки и приметы Ильина дня:

  • Илья грозы держит.
  • Не мечи на Илью копны — небесным огнём пожжёт.
  • Пётр (29 июня) — с колоском, Илья — с колобком.
  • С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.
  • Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
  • До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
  • На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
  • На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
  • После Ильи комары перестают кусаться.

Ахав — царь Израильского царства в 873- 852 гг до н. э., сын и наследник Омри. История его правления подробно изложена в Третьей книге Царств.

Енох — потомок Сифа, сын Иареда и отец Мафусаила, седьмой патриарх начиная от Адама. В пятой главе Книги Бытие говорится, что Енох «ходил пред Богом» и прожил 365 лет, после чего «не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:22-24).

*** Ваал — божество в ассиро-вавилонской этнокультуре, почитавшееся в Финикии, Ханаане и Сирии как громовержец, бог плодородия, вод, войны, неба и солнца. Ваал создал из первобытного хаоса небо и землю, светила, животных, а из смеси земли со своей кровью создал человека.

**** Князь Аскольд (умер в 882 году) — киевский князь (по одной из версий — правил совместно с князем Диром).

Справка :

В Москве есть православный храм в честь пророка Илии Храм Илии Пророка Обыденного. Он располагается по адресу: 2-й Обыденский переулок, 6. Храм был построен в 1702 - 1706 годах на Остожье. Настоятель со 2 ноября 2012 года — протоиерей Максим Юрьевич Шевцов.

Святой Илья - наиболее почитемый людьми из пророков, так как является вторым, через которого Господь обращался к земным жителям. Первым был Моисей. Также он один их тех, кого Бог забрал к себе, не оставив свидетелей этого действия. Воздушно-десантные войска считают святого Илью своим покровителем и заступником.

Икона способствует удачному исходу любого начатого дела, но считается, что больше всего святой помогает в сельскохозяйственных делах. К нему обращаются с просьбой послать дождь при засухе или ясную погоду при проливных дождях. Также пророк может избавить молящегося перед его иконой от тревожащих болезней. Он выводит злость из людских сердец и способствует мирной семейной атмосфере.

В каких храмах есть икона Святого пророка?

"Святой Илья Пророк" - икона, значение которой настолько велико, что делает ее самой известной и почитаемой. Расположена она в храме, названном в честь этого же святого в Москве в Обыденском переулке. На 20 клеймах, украшающих образ, сохранены самые важные жизненные моменты. Икона является главной в храме. Здесь же находится и еще одна, не менее почитаемая православная икона Ильи Пророка, которую создали на двухсотлетнюю годовщину храма в начале 20 века. Название иконы - "Святок пророк Илья в пустыне".

Храм Пророка Божия Илии, расположенный в Новгородской области, - еще одно место, где чтят святого. Здесь находятся 2 иконы, одна их которых была сотворена более двух веков назад, именно ее несут во время крестного хода. А другой иконе всего 15 лет (дата создания - 2000 год), но местные жители очень ее любят, называя чудотворной.

Храм Ильи Пророка на в Израиле

Уже несколько веков подряд паломники всего мира пребывают на гору Кармил, чтобы прикоснуться к святыням, связанным с пророком. Место для храма было выбрано не случайно, ведь именно в пещере этой горы Илья длительное время прятался от преследователей, и здесь же он победил языческого жреца. Храм построили прямо над пещерой в форме креста.

Во внутреннем дворе есть небольшой алтарь, схожий с тем, какой в свое время создал Илья. Рядом же стоит аккуратная статуя пророка, который занес руку с клинком над языческим жрецом. Когда арабская армия мусульман вела войну с евреями, то они отрубили статуе руку, считая, что она помогает всему народу в войне. Храм построен относительно недавно - в первой четверти 20 века, в день памяти Святого Ильи. Ежегодно сюда стекаются верующие, чтобы помолиться или покрестить детей.

Как и почему почитали Святого Илью на Руси

Он стал одним их первых, кому поклонялись на Руси. В его честь возводились храмы, первый в Киеве еще в 9 веке, а распорядилась о строительстве церкви в северной части Руси, в селе Выбуты. Илью считали и продожают считать исконно понимающим проблемы и печали его народа.

Празднуемый верующими 2 августа, считается разграничением сезонов. Хотя это еще и лето, но в средней полосе Росии после этой даты не купаются в водоемах и, как правило, резко холодает, становится дождливо. В этот день просили у святого хорошего урожая, а девушки молили подарить им суженого, с которым они пойдут под венец.

Как помогает икона "Илья Пророк"?

Во все времена русские крестьяне молились Илье, чтобы он благословил их на вспахивание земли. Святой Илья Пророк, икона которого была в каждом доме, всегда считался великим чудотворцем, громовержцем, который может управлять стихиями, особенно дождем. Когда люди переживают за богатство урожая, чтоб тот не высох или же, наоборот, не был затоплен, то усердно молятся пророку Илье.

Икона "Илья Пророк" помогает справиться с любыми трудностями, будь то нехватка материальных благ, психические и физические болезни. Также она способна отвести от человека внезапную смерть. В этом постоянно убеждаются верующие.

Иконы с изображением пророка

Самая первая икона "Илья Пророк" была написана еще в ранневизантийский период. На ней святой предстает суровым мужчиной с карих глаз, одетым в шерстяной плащ. У пророка длинные волосы и пышная борода. Часто Илье надевали шапку из шерсти, а в руки вкладывали кинжал, передавая таким образом его силу и ярость, обращенную к иноверам. В те времена практически каждого святого изображали с оружием в руках.

Существует два кардинально разных образа написания пророка, так как они привязаны к различным периодам его жизни. Одни иконописцы изображают его в раздумьях, а именно сидящим на камне в пустыне и смотрящим по сторонам, в то время как ворон добывает ему еду. В легенде, написанной по этому поводу, говорится, что суть этой картины заключается в том, что Святой Илья слышит Божественный голос сквозь толщу земных проблем и дум.

Другой вариант - это Илья Пророк в момент перехода в Небесное Царство. Он изображается парящим с облаком в ногах, взгляд его обращен в небеса, но иногда он смотрит и на покидаемую землю. Именно на таких иконах пророк передает свою плащенницу самому надежному последователю - Елисею. "Святой Илья Пророк" - икона, значение которой заключается в том, чтобы в одном изображении отразить все ключевые моменты жизни, пишется с множественными клеймами, на которых можно увидеть разговор с Господом, победу над жрецами-язычниками, оживление человека.

Икона Ильи Пророка своими руками

В современные дни готовые иконы в различных исполнениях можно приобрести повсеместно: в церковных лавках, в ювелирных магазинах, можно заказать ее у иконописцев на интернет-сайтах, а можно выполнить самостоятельно. Выполненная икона бисером "Илья Пророк" - это лучшее, что может сделать почти каждый в дань памяти святого. Главное, о чем следует помнить, что перед началом такой работы необходимо получить церковное благословение. А эскиз, по которому нужно работать, можно приобрести в лавках при цервки или в интернет-магазинах. После того как икона будет готова, следует ее освятить и зарядить церковной силой. Во время рукоделия можно читать молитвы Илье Пророку. Нет никаких сомнений, что икона, сотворенная собственными руками, будет обладать не меньшей чудотворной силой, чем те, что находятся в храмах или продаются в церковных лавках.

Один из самых известных библейских персонажей, борец за святость и чистоту веры - наиболее чтимый святой не только в Православии, но также в иудаизме, католичестве, исламе. Илья пророк упоминается множество раз как в Ветхом, так и в Новом Завете. Подобное уважение вполне заслужено - праведник прожил необычную жизнь, показывал подвиги веры, был живым примером святости, совершил много чудес.


Житие Ильи Пророка

Происхождение столько великого человека остается для историков загадкой - возможно, Господь неслучайно сокрыл эту часть его жизни. Прославился Илья во время правления царя Ахава, чье имя стало нарицательным. Он был отступником от веры предков, построил идолов и служил им, изгнал из Израиля многих праведников. Но Господь стоял на страже своего великого пророка Ильи. Он оставался тверд, обличал грешников, возвещал им Божью волю.

В наказание за упорство в грехе на страну была послана великая засуха, которая продолжалась несколько лет. И только великий слуга Божий смог исправить ситуацию.

  • Он пригласил жрецов Ваала, предложил сложить 2 жертвенника.
  • На один язычники возложили жертву, на другой - святой Илья пророк.
  • Поджигать было нельзя - свети огонь предлагалось с неба при помощи молитвы.

Расчет был простой - чей бог первым попалит жертву, тот и есть истинный Господь. Сколько ни старались язычники, их жертвенник стоял нетронутым. А по молитве Илии была сожжена не только жертва, но и сам каменный престол, выжжена яма с водой, окружавшая его. Народ-отступник тут же покаялся в своих грехах, а пророк свел на землю долгожданный дождь.


Другие известные чудеса Ильи

Многие знатоки богословия говорят про Илью пророка как о прообразе Спасителя Иисуса Христа. В их биографиях действительно можно найти схожие черты.

  • Одно время Илие пришлось жить у бедной вдовы, которая имела языческое происхождение - подобно Христу, его не принял собственный народ.
  • Когда у женщины умер единственный сын, пророк воскресил его. Иисус тоже неоднократно воскрешал мертвых во время Своего земного служения.
  • Пока Илия жил в доме вдовы, у ней в кувшине всегда было масло, не заканчивалась и мука. Господь насыщал своих детей, подобно тому, как многократно умножил рыбу и хлеб в пустыне после проповеди Христа.

За свои великие дела святой получил достойную награду. Когда пришло время, с неба сошла огненная колесница, на которой он был доставлен прямо в небесные обители. Считается, что перед концом земли Илья будет повторно послан к людям, чтобы обличить антихриста. Также он сумеет обратить в христианство оставшихся иудеев.


Иконы Ильи Пророка

Столь почитаемый праведник часто изображается на иконах. Илья Пророк имеет вид старца с длинной седой бородой. Одежды его просты, ноги босые, либо может быть обут в сандалии. В руках часто пророк держит длинный свиток.

Присутствует он на иконе Преображения - известный библейский сюжет, когда три апостола стали свидетелем явления Божественной славы Христа. Рядом с Ним были Моисей и Илия.

На личных иконах изображается по-разному:

  • может стоять в центре житийного образа, вокруг самые известные сцены из Писания;
  • сцена взятия на небо - Илья на огненной колеснице;
  • пребывание в пустыне - сидит на камне, с неба слетает птица (ворон), держащая в клюве кусок хлеба.

Для домашней молитвы подойдет любой образ, купленный в церковной лавке.

Почитание

На иконах святого Ильи пророка можно найти атрибуты ветхозаветных праведников, каждый имеет собственное значение.

  • Плащ - до сих пор его носят в пустынях, ведь он дает хорошее укрытие от зноя днем, а ночью сохраняет тепло. В те времена многие святые долго находились на молитве, для чего часто покидали суетливые города, удаляясь в пустыню. Плащ означает также странника, ведь по жизни пророк идет как Божий глашатай, отказываясь от собственной жизни.
  • Шапочка (либо капюшон или повязка) - имеет практическое значение, защищая голову от солнечных лучей. В богословском понимании это обозначение Божественной благодати, которая посылается святому, символ его избрания и славы.
  • Длинные волосы - этот атрибут пришел в иконографию неслучайно. В древности существовала секта назареев. Они посвящали себя Богу: не вступали в брак, не употребляли вино, много молились и постились. Один из обетов включал обещание не стричь волосы. Вот почему растительность на лице стала со временем ассоциироваться со служением Господу.
  • Свиток - пророки приходили не просто так, они говорили от Бога. Их поучения оказались очень важны для многих людей. Обычно в качестве текста берется одна из известных цитат данного праведника.

Храмы Ильи Пророка в России

На Руси храмы Ильи пророка стали строиться стразу после принятия христианства. Первый был возведен в Киеве, затем святая Ольга возвела церковь в его честь у себя на родине, во Псковской области.

Известный храм находится в Москве, дата возведения - начало 18 в. Небольшое здание с высокой колокольней находится в Обыденском переулке. Изначально храм был деревянным, но затем возвели каменный, сохранив первоначальный стиль. В церкви есть довольно древние иконы Спасителя и Казанской Божией Матери, чудотворный образ «Нечаянная радость». Здесь венчался А. Солженицын. История прихода замечательна тем, что храм не закрывался даже в годы советской власти.

Кому оказывает покровительство

Согласно народным верованиям, седовласый старец умеет управлять молниями, огнем, помогает земледельцам. Нередко в народном сознании пророк путается со святым воином - Ильем Муромцем. 2 августа в России отмечается день ВДВ, поскольку он совпадает с церковным днем Ильи пророка, то этот великий святой считается покровителем десантников.

Такое совпадение, возможно, не случайно, ведь праведник совершал в жизни очень мужественные поступки. Однако, прежде всего он защищает всех, кто верно служит Богу, может наставить на путь истины, вразумить тех, кто заблуждается. Обратиться к нему могут те, кто хочет сохранить целомудрие и чистоту - ведь праведник не состоял в браке.

Молитва Ильи Пророка

Величание Пророку Илии

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.

Тропарь Пророку Илие

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак Пророку Илие, глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

Молитва

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена) , дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.

Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.

Про Илью Пророка - храмы и иконы was last modified: Июнь 11th, 2017 by Bogolub

ПРОРОК ИЛИЯ

21 сентября 950 г. до н.э. родился пророк ИЛИЯ .

Его родители были простыми земледельцами. Кроме Илии, в семье были два старших брата и младшая сестра.
Илия рос задиристым ребёнком и не боялся ребят гораздо старше себя. Отличался крепким и коренастым телосложением, выше среднего роста. В зрелом возрасте до самой смерти своей ходил с бородой и длинными волосами почти до пояса. Не боялся ни жары, ни стужи, почти всегда был практически раздет.
В шестнадцать лет решил, что каждому человеку уготован свой путь и он не должен быть привязан к дому. Покинув отчий дом, Илия отправился путешествовать.
Он посетил те места, где сейчас находится современная Сирия, Персия, Италия, Греция и Индия. В Индии он пробыл около двух лет. Почти год юноша прожил в одном селении, обучаясь у своего учителя искусству медитации, материализации предметов и левитации.
На севере Индии в другом селении Илия вновь поселился, получил знания по йоге, овладел секретами многих фокусов и познал искусство врачевания.
В 25 лет он вернулся в Израиль. Илия часто приходил на гору Кармель, чтобы помолиться в тишине и одиночестве. На горе Кармель во сне Ангел указал ему путь в пещеру. Илия стал лечить тяжелобольных людей на горе и иногда оживлял мёртвых. Также он занимался предсказаниями будущего. Он творил чудеса: вызывал дождь, кормил голодающих, его доброта не знала границ. Илия доказывал жрецам Израиля, что боги не нуждаются в жервоприношении, но жрецы его не слушали.
Илия жил в пещере Хорива - там где Моисей впервые повстречался с Ангелом Божиим.
Много добрых дел совершил Илия.

Постепенно созрела оппозиция. Центром её был клан рихавитов, которые, подобно назореям, не только строго держались веры в Яхве, но и частично отрицали всю ханаанскую цивилизацию. В знак протеста они отказывались от вина, жили в шатрах, не обрабатывали земли. Эта попытка остаться вольными пастухами в земледельческой стране была формой пассивного сопротивления тлетворному влиянию языческой цивилизации.
Этим сопротивление не ограничивалось. Вновь появились общины пророков, именовавшиеся, как и встарь, "Бене-ха-Небиим", Сынами пророческими. Члены общин ставили своей задачей ниспровержение Мелькарта и восстановление чистоты веры. Вскоре царица приказала схватить и казнить бунтовщиков, а алтари Яхве, сооружённые ими, разрушить. Только некоторые из пророков были спасены богобоязненным царедворцем Авдием, который укрыл их в горах и тайно снабжал продовольствием.
Но Иезавель не достигла главного: не был схвачен вождь мятежников Илия Фесвитянин. Он когда-то пришёл с Востока, с границ пустыни. С непостижимой быстротой переходил с места на место. Никто не знал, откуда он появился и где проводил большую часть времени. Тщетно искали его слуги царицы - он оставался неуловимым... Вид его поражал с первого взгляда: смуглое лицо, обрамлённое косматой гривой волос, простая пастушеская власяница; движения его стремительны, он резок, импульсивен, весь в порыве, в огне и буре. Его имя Илия означает "Мой Бог-Яхве".

Когда Изавели удалось расправиться со всеми поборниками Бога Израилева, он выступил один против царицы и царя, против Ваала и соблазнённого народа.
В первом сказании Илия появляется перед Ахавом после расправы царицы над пророками. "Клянусь Яхве, Богом Израилевым, перед Которым я стою, в эти годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по слову моему!" Произнеся это грозное пророчество, Илия скрывается за Иорданом.

Между тем бедствие превзошло все ожидания. В условиях того края засуха - это неизбежный и страшный голод. Зной выжигает нивы Эфраима. Выгорают луга, высыхают источники, гибнет скот. Даже до царскогодворца добирается голод. Ахав вынужден был покинуть дом и отправиться со своей свитой в поисках пропитания для своей кавалерии.
Илия тем временем живёт в пустыне, на берегу потока Хорафа, и ворон приносит ему пищу. Когда поток высыхает, он удаляется в Финикию и там живёт инкогнито у бедной вдовы. Пребывание в её доме человекаБожия становится благословением для финикиян. Чудесным образом не истощаются запасы в доме, а когда умирает её сын, Яхве по молитве Илии возвращает ему жизнь...
Наконец, силы народа истощились, и все стали понимать, что над землёй тяготеет проклятие. В это время Ахаву объявляют: "Илия здесь". Пророк и царь встречаются лицом к лицу.
"Ты ли это, губитель Израиля?"- мрачно спросил Ахав. "Не я губитель Израиля,- резко ответил пророк,- а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Яхве и идёте вслед ваалам". В этом лаконическом ответе весь Илия со своей решимостью биться до конца. Он, не колеблясь, бросил вызов Ахаву и предложил созвать прорицателей Ваала для того, чтобы они показали силу своего бога. Будут воздвигнуты два жертвенника один Ваалу, другой - Богу Израилеву. На чей жертвенник снизойдёт огонь-тот истинный Бог.

Великое состязание пророков совершилось на горных склонах Кармила. Толпы народа робко окружили Илию, прислушиваясь к каждому его слову. Прошли времена, когда они беззаботно смотрели на нововведения царя и сами курили фимиам перед изображениями чужеземных богов. "Долго ли вы будете хромать на оба колена?- воскликнул Илия, обращаясь к народу.
- Если Яхве есть Бог, то последуйте Ему, а если Ваал - то ему последуйте". Это было решительное и окончательное осуждение религиозного синкретизма, воцарившегося в Израиле.
Все в смущении хранили молчание, чувствуя свою вину. Страшный голод заронил в сердца сомнение относительно всемогущего Ваала и его жрецов.
"Я один остался пророк Яхве,- продолжал говорить Илия, напоминая народу о том, что никто не вступился за преследуемых,- а пророков вааловых четыреста пятьдесят человек. Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца и рассекут его и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают. А я приготовлю другого тельца и огня не подложу; и призовите имя бога вашего, а я призову имя Яхве-бога моего. Тот бог, который даст ответ посредством огня, есть Бог". "Пусть будет так",- закричала толпа.

Эта картина нарисована в Библии широкими смелыми мазками; Илия одиноко стоит перед десятками ожесточённых языческих жрецов и перед полуязыческой толпой, жаждущей чуда. Внизу, у подножия горы, расстилается сухая, раскалённая долина...
И вот прорицатели Мелькарта начали свой священный танец. Они скакали и кружились вокруг жертвенника много часов подряд, неустанно выкликая:
"Ваале, Ваале, услышь нас! "Но по-прежнему неподвижное небо оставалось безоблачным, по-прежнему неумолимо жгло солнце... "Кричите громче,- иронически заметил Илия, наблюдавший их заклинания,- может быть он задумался и занят чем-нибудь, или в дороге, а может быть он спит, так он проснётся". Но жрецам было не до шуток. Нестерпимый жарпалил их головы, они еле передвигали ногами от усталости, чувствуя на себе насмешливые и недоверчивые взгляды толпы. Наконец, в исступлении они стали прыгать вокруг жертвенника, с громким криком поражая себя ножами. Их кровь стекала на горячие камни. "Они бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха".

И тогда пророк Илия приступил к жертвеннику. Это был решающий момент. Он должен был показать народу силу своего Бога, Его торжество над Ваалом. Он знал, какая участь ждёт его, если Господь не услышит его молитвы. Народ был беспощаден к лжепророкам, считая, что в них вселился демон. "Господи Боже Авраамов, Исааков и Израилев!- воскликнул пророк.
- Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне. Да познают ныне эти люди, что Ты один Бог в Израиле, и что я, раб Твой, сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня. Да познает народ сей, что Ты, Яхве-Бог, и Ты обратишь сердца их".

Он призывал Бога "в огне", ибо огонь был той стихией, через которую чаще всего проявлялось присутствие Яхве.Блеск молнии ослепил присутствующих, и все увидели, как чёрный дым поднялся над опалённойжертвой. Поражённые израильтяне пали ниц, восклицая: "Яхве есть Бог! А с моря тем временем потянул ветер, и показалась туча. "Иди домой, ешь и пей,- обратился Илия к потрясённому Ахаву, - ибо слышен шум дождя"...

Для жрецов Ваала состязание на Кармиле кончилось плачевно. Вооружённая толпа стащила их вниз к берегу Кисеона, и там они были убиты. В расправе принимал участие и Илия, сам подавший сигнал кистреблению лжепророков.

Умер Илия в 876 г. до н.э.

Три последних года он провёл в полном одиночестве в горах. За полчаса до ухода он поднялся навозвышенность и сделав последний вдох, умер. Дикие звери растащили на куски бренное его тело. Спустя 400 лет о нём вспомнили и его жизнь стала обрастать небылицами. Пророческие записи, что он сделал в пещере, были неправильно расшифрованы.

Ильин День

Ильин день (болг., макед. Илинден, серб. Илиндан) - традиционный народный праздник у восточных и южных славян, приуроченный к церковному дню памяти пророка Илии, одного из наиболее чтимых на Руси святых. Отмечается 20 июля (2 августа).

Другие названия дня:
Громобой, Держатель гроз, Громовержец, Перунов день, Обжинки, Сухой и мокрый, Морковник, Богатые соты, Бараний рог, Илья-грозный, Илья-пророк.

Истоки праздника

Судя по всему, обрядность праздника имеет языческие корни. С принятием христианства образ языческого Громовержца-Перуна заменился в народном сознании Ильёй-пророком, который принял на себя все функции Громовержца. Видимо, языческий праздник, посвящённый Перуну, во время христианизации был «закрыт» христианским праздником Ильи-пророка, однако в народном сознании сменилось только имя главного героя.

Традиции

Отмечать этот праздник начинали ещё с его кануна - с четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье. Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали разнообразные меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии. В Ильин день была категорически запрещена любая работа - она не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику.

С Ильина дня, по народным поверьям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться. Купаться запрещалось по причине того, что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос - с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк). Поэтому купание становится чревато появлением нарывов и фурункулов на теле, а в отдельных случаях вообще утоплением нечистью.

Почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньями молодежи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.

Поговорки и приметы

Илья грозы держит.
Илья словом дождь держит и низводит.
Илья наделяша (наделяет хлебом).
Не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт.
Не коси - сено от молний сгорит.
До Ильина дня сено сметать - пуд мёду в него накласть, после Ильина - пуд навозу.
Илья-пророк - косьбе срок.
Сенокос надобно кончать до Ильина дня: после Ильи на вилах сено суши.
Пётр (29 июня) - с колоском, Илья - с колобком.
Пророк Илья куда ни махнёт, всюду жито растёт.
Ильинская соломка - деревенская перинка.
Новая новина на Ильин день - спят на Ильинской (новой) соломе.
На Илью до обеда - лето, после обеда осень.
На Ильин день олень копыто обмочил: вода холодна.
С Ильина дня воды стынут: «Олень в воду лапу обмакнул - вода в реках делается холодной».
Илья-пророк ездит на конях по небу, и от быстрого бега одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу холодеет.
На Илью и купаться нельзя.
До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет.
На Ильин день и камень прозябнет (утренники).
До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня против.
До Ильи поп дождя не умолит; после Ильи баба фартуком нагонит.
Ильин день без гроз не стоит.
Илья пророк разъезжает по небу на огненной колеснице.
С Перунова дня собирают горох.
Во что Илья, в то и Воздвижение (14 сентября).
На пророка Илью баранью голову на стол (Вологодская губерния).
До Ильи хоть одним зубом подери.
К Ильину дню заборанивай пар.
К Ильину дню хоть кнутом прихлыстни, да заборони.
До Ильи пасёт батожок, а с Ильи пастушок.
Илья Пророк три часа приволок.
Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом.
В Ильин день с утра облачно - сев должен быть ранний и ожидай хорошего урожая; облачно в полдень - средний сев; а вечером облачно - сев поздний и урожай плохой.
Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (18 августа), а коли рожь поспевает позже, то и сев позже, до Семёна-дня (1 сентября).
На Илью - первое подрезывание сотов на пчёльнике.
На Ильин день не выгоняют скот в поле на пастбище.
То и веселье ильинским ребятам, что новый хлеб.
«Дождь слепой, - гласили деревенские святцы. - Ему говорят: „Иди, куда тебя просят". А он пошёл, где сено косят. Ему говорят: „Иди, где ждут". А он пошёл, где жнут».
Докучлив, как ильинская муха.
Изба ильинским тёсом крыта (то есть соломой).


Святой пророк Илия. Икона середины XV в., Новгород. Государственная Третьяковская Галерея.

Огненное восхождение пророка Илии. Икона XVII в., Ярославль.

Илия пророк в пустыне

Молитвы святому пророку Илии

Молитву Илье Пророку произносят в помощь о даровании дождя во время засухи, о достаточно хорошем урожае и о весьма благополучном разрешении совершенно любых начинаний.

Величание Пророку Илие

Величаем тя, / святый славный пророче Божий Илие, /и чтим (еже на Небеса /на колеснице огненней, /преславное восхождение твое.

Тропарь Пророку Илие

Во плоти Ангел, / пророков основание, / вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, /свыше пославый Елисееви благодать / недуги отгоняти/ и прокаженныя очищати, /темже и почитающим его точит исцеления.

Кондак Пророку Илие, глас 2:

Пророче и провидче великих дел Бога нашего, Илие великоимените, вещанием твоим уставивый водоточныя облаки, моли о нас единаго Человеколюбца.

Молитва 1

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земли равноангельским житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господу Богу Вседержителю, еще же знамении и чудесы преславными, таже по крайнему благоволению к тебе Божию преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на небо, сподобльшийся беседовати с преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй престолу Небесного Царя!
Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходотайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими, да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.
Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православней вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели.
Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобной брани.
Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотруднем подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими.
Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Богу, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и о послушании своем рачение.
Да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков.
Аминь.

Молитва 2

О святый славный пророче Божий Илие, великий закона Божия ревнителю. Ты изрядный и храбрый во убиении Вааловых жерцев отмститель был еси: яко славу Божию не умоляему, но умножаему во веки видети восхотел еси, и толико многороднаго их неистовства не убоялся еси, яко Иезавелины жерцы на потоце Киссове ножем заклал еси, последи же яко вихрем на огненней колеснице взят быв, на высоту небесную со славою возшел еси. Сего ради мы, недостойнии и грешнии, смиренно молимся тебе, честный Божий пророче: сподоби достойно славити и воспевати пречестное твое заступление, да обретше тя великаго ходатая, богатыя милости от Господа сподобимся.
Темже и ныне, славно ублажающе тя, молим: огради миром державу нашу, и избави нас от всякого навета вражия, от глада, и труса, и огня молниина, и не забуди ны, грешныя, пресветлую память твою праздующия и непрестанно славящия прославльшаго тя Господа во веки веков.
Аминь.

Молитва 3

О великий и преславный пророче Божий Илие, ревности ради твоея по славе Господа Бога Вседержителя не терпевый зрети идолослужения и нечестия сынов Израилевых, обличавый законопреступного царя Ахава, и в наказание тех трилетний глад на землю Израилеву молитвою твоею от Господа испросивый, да, отвергше мерзкия идолы и отступльше от неправд и беззаконий, обратится ко единому истинному Богу и исполнению святых Его заповедей, вдовицу Сарептскую в гладе пречудно препитавый и сына ея умерша молитвою твоею воскресивый, по прошествии же пронареченнаго времене глада, собранный на гору Кармильскую народ Израильский в богоотступстве и нечестии укоривый, таже огнь молитвою на жертву твою с небесе испросивый, и чудом сам Израиля ко Господу обративый, студныя же пророки Вааловы посрамивый и умертвивый, по сих же молитвою паки небо разрешивши и обильный дождь на землю испросивый, и люди Израилевы возвеселивый! К тебе, предивный угодниче Божий, усердно прибегаем, грешнии и смирении, томими бездождием и зноем; исповедуем, яко недостойни есмы милости и благодеяний Божиих, достойни же паче лютых прещений гнева Его, скорби же и нужды, и всяких зол и болезней. Не бо ходихом в страсе Божиим и в путах заповедей Его, но в похотех развращенных сердец наших и всякий вид греха безчисленно сотворихом; беззакония наша превзыдоша главу нашу, и несмы достойни явитися пред лице Божие и зрети на небо.
Исповедуем, яко и мы, якоже древний Израиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то беззаконьми нашими, и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом, то раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу корыстолюбия и честолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене.
Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися аки медяно, яко заключися сердце наше от милосердия и истинныя любве ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася безплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворныя росы Богомыслия; сего ради увяде всяк злак и трава сельная, яко изсеше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися студными помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми.
Исповедуем, яко и тебе, пророче Божий, просити мы недостойны есмы.
Ты бо, подобострастен быв нам человек, Ангелом в житии твоем уподобился еси и, аки безплотный, на небо восхищен еси; мы же студными помыслы и деяньми нашими безсловесным скотом уподобихомся, и душу нашу яко плоть сотворихом.
Ты постом и бдением удивил еси Ангелов и человеков, мы же, предающеся невоздержанию и сластолюбию, скотом немысленным уподобляемся.
Ты презельною ревностию о славе Божией выну горел еси, мы же небрежем о славе нашего Творца и Господа, и стыдимся исповедовати достопокланяемое имя Его.
Ты нечестие и злыя обычаи искоренял еси, мы же рабствуем духу века сего, поставляюще богопротивныя обычаи мира паче заповедей Божиих и уставов святыя Церкве. И кий грех и неправду не сотворихом мы окаянии? Истощихом беззаконьми нашими долготерпение Божие. Темже правосудный Господь прогневася на нас, и во гневе Своем наказа нас.
Обаче ведуще велие дерзновение твое пред Господем и надеющеся на любовь твою к роду человеческому, дерзаем молити тя, прехвальне пророче: милостив буди к нам, недостойным и непотребным, умоли великодаровитаго и всещедраго Бога, да не до конца прогневается на ны и не погубит нас со беззаконьми нашими, но да ниспослет на жаждущую и изсохшую землю дождь обильный и мирный, да дарует ей плодоносие и благорастворение воздуха; преклони действенным твоим ходатайством на милость Царя Небеснаго, аще не ради нас грешных и скверных, но ради избранных рабов Его, не преклонивших колена своя пред Ваалом мира сего, ради незлобивых и несмысленных младенцев, ради безсловесных скотов и птиц небесных, страждущих за наша беззакония и истаевающих от глада, зноя и жажды.
Испроси нам твоими благоприятными молитвами от Господа дух покаяния и сердечнаго умиления, дух кротости и воздержания, дух любве и терпения, дух страха Божия и благочестия, да тако, возвратившеся от стезей нечестия на правый путь добродетели, ходим во свете заповедей Божиих и достигнем обетованных нам благих, благоволением безначального Бога Отца, человеколюбием Единороднаго Сына Его и благодатию Всесвятаго Духа, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

Молитва 4

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наша дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение.
Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков.
Аминь.


Иудейская пустыня. Монастырь св. Георгия Хозевита

Пещерный храм св. Илии Пророка в монастыре св. Георгия Хозевита


Русская православная церковь во имя Ильи Пророка на Кармиле

Пещера пророка Илии сейчас находится на территории кармелитского монастыря. Пещера эта невелика. Сохранилось предание, что в этой же пещере останавливалось и Святое семейство, возвращаясь в Назарет из Египта.
Над пещерой пророка Илии кармелиты построили храм в форме креста. Алтарь храма сложен из 12 камней, как бы воссоздавая тот жертвенник, который из 12 камней - по числу колен Израилевых - сложил на горе Кармил пророк Илия. Во дворе монастыря можно видеть и изваянную из камня статую пророка, заносящего руку с мечом над жрецом Вааловым. Руку статуи в конце 40-х годов прошлого столетия отрубили арабы, воевавшие с израильтянами, поскольку она якобы помогала противнику. Позже статуя была отреставрирована. Скульптурное изображение запечатлело эпизод торжества пророка: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар 18: 40).


Греческий монастырь Мар Элиас (пророка Илии)

Спасаясь от коварной Иезавель, пророк Илия ушел в пустыню, где и там прятался в пещерах. Одна из них находится на территории греческого монастыря пророка Илии (Мар Элиас), расположенного сегодня на земле киббуца Рамат-Рахель. В обители подвизается всего несколько греческих монахов, но сюда часто приходят помолиться православные арабы. По преданию, в тамошней небольшой пещере провел одну ночь пророк Илия, спасаясь от царицы Иезавели. По некоторым данным, монастырь на месте пещеры пророка Илии построен в VI веке.


Гора Хорив. Церковь пророка Илии и Елисея. Высота 2037 м.

Церковь во имя пророка Илии на горе Хорив, существовала уже в IV в. Она была построена рядом с пещерой, где пребывал пророк Илия, скрываясь от Иезавели, и где Господь явился ему как «веяние тихого ветра» и говорил с ним (3 Цар 19. 8-15). Эта церковь упоминается паломницей Эгерией (384), в тексте Commemoratorium de Casis Dei (ок. 808) и более поздними паломниками.

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Н емного найдется таких святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). Святой пророк первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого (3 Цар. 17, 20-23), и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).

Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина. По преданию, его отец Совах при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии.

После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства - Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала.

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка (3 Цар. 17, 1). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение - три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу-хлеб и мясо. По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, Господь повелел заботиться о пропитании пророка именно воронам для того, чтобы научить его быть более милосердным и снисходительным. «Смотри, Илия,- говорит святитель как бы от лица Самого Бога,- на их (воронов) человеколюбие; те, которые не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимны... Подражай перемене воронов, и будь снисходительным к иудеям».

Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17, 17-24).

По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.

Несмотря на горячую ревность пророка и обилие благодати Божией, укреплявшей его, он не был чужд и естественной человеческой немощи, особенно проявлявшейся в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя. Пророк Илия после совершенного чуда на горе Кармил ожидал обращения Израиля к Богу, но произошло иначе. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом и она грозила убить пророка за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены, и пророк Илия должен был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия, и в сильной печали он ушел в пустыню и там взывал к Богу: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19, 4). Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах - буре, землетрясении и огне - ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия, а грозные явления силы Божией способны привести скорее в ужас и отчаяние. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще семь тысяч человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз - чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар., 21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз - чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар., 1).

За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице. Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5, 24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «затворити небо, чтобы не шел дождь во дни пророчествия их» (Откр. 11,6). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня.

Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.

К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (до Крещения Руси) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т. е. главным. В Константинополе, где на службе у греческих императоров до X века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещеных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году.

После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая. О глубине почитания праздника пророка Илии свидетельствуют рукописные церковные месяцесловы (календари), в которых этот праздник называется «святое восхождение пророка Илии» или «огненное восхождение святого пророка Илии». Обычно в день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы.

Об истории установления одного из таких крестных ходов известно из отечественной истории следующее. В 1664 году Москву и ее окрестности постигла ужасная засуха, продолжавшаяся с 15 мая по 20 июля (по старому стилю). Достоверность этого события подтверждается историческими свидетельствами.

Происшедшее бедствие побудило москвичей к всенародной горячей молитве, и жители Москвы положили особенно чтить того святого, в день памяти которого прекратится засуха и ниспошлется дождь. 20 июля пошел обильный дождь, земля ожила и множество народа благодарило Бога за милосердие. Усматривая в этом событии Промысл Божий и дерзновенные молитвы святого пророка Илии, было положено совершать крестный ход из Успенского собора в церковь пророка Илии на Воронковом поле. При установлении этого крестного хода царь Алексей Михайлович сказал: «Как некогда пророк Илия ниспослал дождь на поля израильского царства, так же точно и ныне тот пророк оросил посохшие поля Российского государства».

Поделиться