Полное житие преподобного сергия радонежского. Преподобный Кирилл Белозерский

Большинству из нас известно, кто такой Сергий Радонежский. Биография его интересна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это Троице-Сергиева лавра), много сделал для Русской церкви. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Нам стало известно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрого под названием «Житие Сергия Радонежского», написанная им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни святого. Все остальные рукописи, появившиеся позднее, представляют собой, в основной своей массе, переработки его материалов.

Место и время рождения

Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего, — это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать — Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея.

Детство и первые чудеса

В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые жизненные трудности. О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.


Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом. Затем он поспешил со своим гостем к родителям, чтобы обрадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что означает сие удивительное явление, они узнали от гостя, что их сын Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе матери. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве матери прокричал три раза, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрого нашел отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Первые подвиги

Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого сообщает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие дни питался только водой и хлебом. По ночам же отрок часто не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора между родителями мальчика. Марию смущали эти первые подвиги сына.

Переселение в Радонеж

Вскоре семья Кирилла и Марии обеднела. Они вынуждены были перебраться на жилье в Радонеж. Произошло это примерно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой произошло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только татары тогда грабили народ нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая регулярные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из русских князей править в том или ином княжестве. И это было не менее тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к населению. Об этом нередко рассказывал сам Сергий Радонежский. Биография его — яркий пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло великому князю московскому Ивану Даниловичу. Отец будущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая оградить себя и близких от разбоев и нужды.

Монашеская жизнь

Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Теперь на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и слишком сурового образа жизни в лесу. На новом месте он затем станет игуменом.

А Варфоломей, оставшись совершенно один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Теперь он был известен, как монах Сергий. В тот момент жизни ему было 23 года. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши дни называется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал здесь вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример большого трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и запретил инокам делать это, призывая жить лишь плодами труда рук своих. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до города Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю за добродетельное житие и посоветовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим рекомендациям, радонежский игумен ввел в своей обители общинножительный устав. Позднее он был принят во многих монастырях Руси.

Служение Отечеству

Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со дня его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и значимой для всей России даты. Почему придается такое значение житию святого на государственном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны — в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в Куликовской битве внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси.

Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину — дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Монастыри святого

Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. Особенно больших торжеств по этому случаю стоит ожидать в основанных им храмах и обителях. Кроме Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг следующие монастыри:

Благовещенский в городе Киржач во Владимирской области;

Высоцкий монастырь в городе Серпухове;

Старо-Голутвин близ города Коломны в Московской области;

Георгиевский монастырь на реке Клязьме.

Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.

Чудотворения

Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Необычные явления сопровождали святого на протяжении всего его бытия. Первое из них было связано с его чудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, матери святого, во время литургии в храме прокричал три раза. И это слышали все люди, находящиеся в нем. Второе чудо – научение отрока Варфоломея грамоте. О нем подробно было рассказано выше. Еще известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой Сергий начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.

А настоятель велел подняться ему с колен, объяснив, что чуда здесь нет: просто отрок озяб и ослабел, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил диво. В наши дни находится немало скептиков, сомневающихся в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация зависит от мировоззренческой позиции истолкователя. Вероятно, что человек, далекий от веры в Бога, предпочтет не заострять внимания на подобной информации о чудесах святого, найдя им иное, более логичное объяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особое, духовное значение. Так, например, многие прихожане молятся о том, чтобы их дети постигли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, поначалу также никак не мог одолеть даже азы учебы. И лишь усердное моление Богу привело к тому, что свершилось чудо, когда мальчик дивным образом научился грамоте.

Старость и смерь преподобного

Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.

Почитание преподобного

Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали воспринимать Сергия как праведника. Некоторые ученые склоняются к мнению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. День Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В них он повествует о том, что в этот день были обретены мощи великого святого.

За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стены только в случае серьезной угрозы извне. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили причиной выноса мощей святого из обители. Когда русские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В настоящее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) — день Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.

Храмы в честь преподобного

Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов. Только в Москве их насчитывается 67. Среди них такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из них построены еще в XVII-XVIII веках. Существует множество церквей и соборов в различных областях нашей Родины: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и так далее. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Среди них храм преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городе Румия, в Черногории.

Изображения преподобного

Стоит вспомнить также множество икон, созданных в честь святого. Самое древнее его изображение – это шитый покров, выполненный в XV веке. Сейчас он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Одна из самых известных работ Андрея Рублева – «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также присутствуют 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только иконы, но и картины. Среди советских художников здесь можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Сергий Радонежский. Краткая биография его вряд ли сможет рассказать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для своей Отчизны. Поэтому мы подробно остановились на жизнеописании святого, сведения о котором взяты преимущественно из работ его ученика Епифания Премудрого.

Основано 40 монастырей. Из них, в свою очередь, вышли основатели еще 50 обителей. Последователи преподобного стремились к уединению, но в любую глушь к ним стекались люди. Монахи снова бежали в глухие леса, но каждый раз, как следы на снегу, оставались позади них монастыри. Корреспондент «НС» отправилась по этим следам.

Несмотря на разветвленную сеть железных дорог, Россия - страна, где царствуют рейсовые автобусы. Жители какого-нибудь Судиславля говорят о Рыбинске, Тотьме или Ярославле, как москвичи говорят между собой о Новокосине, ВДНХ или Лефортове. И в какие только закоулки не забираются эти дребезжащие допотопные машины по песчаным и глинистым дорогам! Я следовала на них от села к селу, толкалась в очередях к окошечкам автовокзальных касс, движимая неодолимым стремлением хоть разочек увидеть настоящего отшельника.

Авраамий

В XIV веке ученики Сергия Радонежского разошлись от него пешком, чтобы вдали от своего учителя распространить по всей русской земле дух особого, сергиевого монашества, дух пустынножительства, соединенный с любовью к людям. Авраамий Галицкий одним из первых принял от преподобного. Сергия Радонежского монашеский постриг. По свидетельству жития, скончался Авраамий в 1375 году в «глубокой старости», значит, он был намного старше Сергия, которому в то время было около 56 лет.

Уйдя по благословению на поиск уединенной жизни, преподобный Авраамий пришел в Галич. Обойдя большое озеро, на котором стоял городок, он нашел место под высокой горой, где решил отдохнуть и помолиться. Несколько дней Авраамий просил Божию Матерь, чтобы она указала место его отшельничества. И вот, наконец, он услышал голос, который звал его на гору. Взойдя на нее, Авраамий увидел на дереве икону Божией Матери «Умиление». Он еще усердней начал молиться и… «икона подвижеся на древе и сниде на руце преподобнаго, никим же носима». На этом месте Авраамий выкопал себе землянку и остался жить.

Недолго Авраамий оставался в безвестности. Князь галичский Дмитрий Федорович скоро узнал о нем и прислал Авраамию приглашение к себе в город. Естественно, с иконой. От иконы в Галиче совершались многие чудеса, и князь расщедрился на землю и деньги для монастыря. Этот первый Авраамиев монастырь, в честь Успения Божией Матери, практически занимался тем, что просвещал местный народ - чудь. Когда обитель стала многолюдной, Авраамий опять ушел, но ученики снова его нашли. Так Авраамий был вынужден основать второй монастырь в семидесяти километрах от Галича, в честь положения Ризы Богородицы. Вскоре история повторилась, и Авраамию пришлось основать третий монастырь на реке Вига во имя Собора Богоматери. Наконец, в последний раз преподобный совершил попытку жить в уединении, но и тут к нему пришли ученики. В двадцати километрах от третьего монастыря на высоком берегу Чухломского озера близ городка Чухлома возник четвертый Авраамиев монастырь в честь Покрова Богородицы. Он и остался до сего дня.

Над мощами преподобного Авраамия, почивающими в подклете Покровского храма, проносились годы, менялись учреждения: монастырь, детский дом, машинно-тракторная станция, школа и вот опять монастырь. В двадцатые годы чудотворная икона «Умиление», сопровождавшая Авраамия в его трудах и путешествиях, исчезла. Осталась особо почитаемая современной братией монастыря поясная икона преподобного Авраамия, с чудотворной иконой «Умиление» в руках. Еще сохранились крест с вериг преподобного, древний вышитый покров с его раки и икона Божией Матери «Казанская», которая, по наблюдениям монахов и прихожан, сама собой обновляется. Вид у нее действительно необычный. Как будто кто-то старательно оттирал копоть с лика, но пока еще не смог оттереть до конца.

Прибыв в Галич, пересаживаюсь на рейсовый автобус до Чухломы. Ехать недалеко, но долго. Разбитые дороги и заброшенные храмы в лесу сопровождают северный пейзаж за окном.

Солнечная весна 2012-го. Озеро разлилось широко. Далеко на водной глади видны заросли ивняка. Исполняющий обязанности настоятеля архимандрит Михаил идет на службу в Успенский храм и по дороге благословляет паломников: «Вы за водичкой? Должен вас предупредить: вода весной грязная, так что умываться можно, но пить не советую». Особый подвиг монахов Авраамиего монастыря - носить воду из колодезя преподобного в гору в монастырскую поварню. Гора очень крутая. Зимой это особенно тяжело. В девяностые годы XX века этот подвиг выглядел так же, как и при преподобном Авраамии. Сейчас над колодезем стоит часовня, по склону устроена лестница со скамейкой для отдыха, но дух монашеского подвига никуда из монастыря не делся. Встречают путешественников строго, но с любовью. Женщинам придется смиряться, в трапезной их накормят только после мужчин.

Сейчас в обители около 30 насельников. Огромные желтые кресты с пятиглавого Покровского храма, построенного в1607 году «по вере и обещанию» царя Василия Шуйского над мощами преподобного, стоят в земле за алтарем, как богатыри на заставе. «Когда нашли их, не знали, куда приспособить, вот и поставили на монастырском кладбище», - рассказывает монах-экскурсовод. Среди погребенных в обители - княжна Елена Долгорукова (сестра первой жены царя Михаила Федоровича), основатель дворянского рода Лермонтовых Джордж Лермонт и все его потомки.

Сумрак маленького, бесстолпного Успенского храма с узенькими окошками-бойницами. Два монаха поют «Величит душа моя Господа». Поют в унисон, гулкими строгими голосами. На «Честнейшую херувим…» голоса вдруг, как два крыла, раскидываются в разные стороны, и песня кружит прекрасной птицей под куполом древнего храма.

Из обителей, основанных Авраамием Галицким, сохранился только Покровский монастырь близ городка Чухлома. Здесь в подклете монастырского собора покоятся мощи преподобного. На фото: Покровский собор, надгробие над местом захоронения святого Авраамия

Казанская икона Божией Матери в Покровском соборе. По наблюдениям монахов и прихожан, образ сам собой обновляется

Кирилл

Племянник окольничего Димитрия Донского Косьма очень хотел стать монахом. Москвич, образован, впереди карьера, и вдруг такое. Все боялись его постригать: окольничий разгневается. Решился только игумен Махрищского монастыря Стефан. И вот Косьма стал иноком Московского Симонова монастыря Кириллом. Часто в монастырь наведывался игумен Радонежский Сергий. Он приходил в гости к своему племяннику, настоятелю Симонова монастыря архимандриту Феодору. Но часто, минуя келью настоятеля, игумен Сергий сперва направлялся в хлебню к Кириллу и подолгу там с ним беседовал.

Однажды Кирилл услышал голос Божией Матери: «Кирилле, иди на Бело езеро. Там уготовано место тебе». Он вышел из монастыря и направился в леса Белозерской стороны, чтобы найти уединенное место для молитвы. С ним пошел уроженец тех мест будущий преподобный Ферапонт. Кириллу тогда было 60 лет. Место, которое они нашли, оказалось труднодоступно и почти со всех сторон окружено водой озера Сиверского. Это и было нужно. Они поставили крест, выкопали землянку и срубили себе часовню, а когда начали к ним стекаться люди, монахи решили построить первый каменный храм в обители в честь Успения Пресвятой Богородицы. Шел 1397 год.

Сейчас Кирилло-Белозерский монастырь представляет собой два монастыря. Как матрешка в матрешке, внутри Успенского находится маленький Иоанновский монастырь. В годы опричнины ссыльные бояре щедро жертвовали на обитель, и территория вокруг первого каменного Успенского храма стала обрастать зданиями и церквями, а Святая горка, место первых трудов преподобного, на которой было только два храма - в честь Рождества Иоанна Предтечи и преподобного Сергия, - так и осталась за своей оградой.

«Вот по этой тропе братия приходила к Кириллу в келью. Сначала надо было заглянуть в часовенку, может быть, отец там молится, - мы с монахом Даниилом поднимаемся на Святую горку - так теперь называется самая древняя часть обители, где начинал свое жительство Кирилл. Отец Даниил отпирает замок каменного футляра-часовни, под которым уже шесть столетий стоит деревянный неказистый сруб. - Это та самая часовенка, которую преподобный срубил для себя собственными руками». В часовню нельзя войти, можно только нырнуть под низкий косяк маленькой дверки, сделав таким образом поклон почти до земли. В полумраке перед вошедшим предстает крест, сильно потесанный и потерявший форму по краям. «Это паломники. Знаете… Ну, погрызли они его, вот решили его тоже в футляр поставить. Правда, не очень помогает», - как бы извиняясь за почитателей преподобного, говорит отец Даниил. Крест стоит посередине часовенки, занимая почти все пространство. Отец Даниил так и не входит внутрь. Он стоит на коленях в проеме двери и, повинуясь какому-то внутреннему приказу, запевает торжественную мелодию тропаря: «Кресту твоему поклоняемся Владыко…»

За 30 лет управления Кирилла в монастыре собралось 60 человек братии. Скончался Кирилл в 1427 году, оставив обитель процветающей. Братия скорбела и просила Кирилла взять их с собой в мир иной. В течение следующего года по разным причинам 30 человек из братии скончались. Над мощами святого построили храм в честь Кирилла Белозерского, как раз рядом с первым Успенским собором обители, а внутри храма поставили тяжелое и богатое серебряное надгробие. К началу XVIII века при монастыре образовалась целая слобода, из которой вырос впоследствии город Кириллов.

15 сентября 1918 года, Кириллов. Несколько человек идут по старой Горицкой дороге. Впереди епископ Кирилловский Варсонофий (Лебедев), с посохом и в клобуке, за ним монахиня и еще четверо мирян. Их сопровождают человек двадцать красноармейцев, толкают прикладами. Вот поворот на учебное стрельбище, к горке Золотухе. Больше сомнений быть не может. «Нас ведут на нашу голгофу», - спокойно говорит епископ. Выстроили всех в ряд. Воздев руки к небу, владыка молится. Вокруг звучат выстрелы и падают люди, епископ читает над их телами молитву на исход души от тела. Его самого пули пока не достают. «Да опусти ты свои руки!» - подбегает раздраженный красноармеец. Владыка поворачивается к нему лицом, опускает руки: «Аминь. Я закончил. Теперь заканчивайте вы». Красноармеец расстреливает епископа в упор.

Тело владыки Варсонофия верующим не отдали, похоронили его в общей могиле на стрельбище. К началу Великой Отечественной войны в Кириллове не осталось ни одного священника и монаха.

В девяностые годы началось возрождение монастыря. Первую литургию совершили в храме преподобного Сергия Радонежского. Ныне монастырь сосуществует с музеем, из храмов действуют Сергиевский (только летом) и Кирилловский (круглый год). Места для приема и размещения большого количества паломников в монастыре пока нет. Одной из новых традиций обители стал ежегодный крестный ход 15 сентября к месту расстрела епископа Варсонофия Кирилловского, причисленного к лику святых.

Сегодня большой Успенский Кирилло-Белозерский монастырь функционирует как музей. На его территории, как матрешка в матрешке, находится действующий Иоаннов монастырь

В Кирилло-Белозерском музейном комплексе часто проходят городские гулянья. Звуки шумного веселья проникают и за стены Иоаннова монастыря, но монахи уверяют, что им это не мешает

Часовня, срубленная шесть столетий назад преподобным Кириллом Белозерским. Чтобы войти сюда, приходится сгибаться, делая поклон почти до земли

Посередине часовенки, занимая почти все ее пространство, стоит крест, сильно обломанный по краям слишком ревностными паломниками

Сувенирная торговля перед стенами музея - резные странники, схимники, расписные яйца...

Судиславль. Для паломника, направляющегося по следам учеников преподобного Сергия, этот провинциальный городок - узловая станция. Через него проходят дороги и в Галич, и в Чухлому

Павел

Значительно удалившись от указателя со стрелочкой на Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь, автобус Вологда-Рыбинск останавливается на трассе, в часе езды от городка Грязовец. Стрелочка указывает в лес, но туда ведут два поворота. Попробуй выбрать, куда сворачивать, если проверить свой выбор можно будет, только пройдя километров пять. Собственно, на этом расстоянии от трассы и находится древний монастырь, основанный преподобным Павлом Обнорским в 1414 году.

Дождливый промозглый вечер. На трассе - никого, только девушки на обочине. Время не ждет: надо успеть пройти пешком пять километров, все посмотреть в монастыре, вернуться пешком на трассу и перехватить автобус в обратную сторону. Иначе на московский поезд я не попадаю. «Девчонки! Не подскажете, как до монастыря дойти?» - обращаюсь я к ним. «Ой, да вы не туда поворачиваете! Вам вот на Косиково надо. Так прямо пойдете и в монастырь упретесь!» - орут мне девицы сквозь шум автострады.

Лесная дорога делает плавный изгиб, теряется под горой и выныривает из глубокого оврага, открывая стройный сосновый бор на противоположной стороне и небольшой поселок с несколькими каменными строениями. Эти строения и есть Павло-Обнорский монастырь, в прошлом один из самых больших монастырей Русского Севера. В 1924 году основной Троицкий храм монастыря был уничтожен, а его иконы, некоторые из которых написаны самим Дионисием, конфискованы в Третьяковскую галерею, Русский музей и Вологодский музей-заповедник.

Преподобный Павел был родом из Москвы. Он тоже один из первых учеников игумена Радонежского, как и Авраамий, даже одно время нес послушание у него в келье. 15 лет Павел жил отшельником недалеко от Троицкой обители, но к нему стали стекаться люди, и он испросил у преподобного Сергия благословение удалиться еще дальше в непроходимые леса. Согласно житию, три года Павел прожил в Комельских лесах в дупле огромной липы, прежде чем, «Богом водимый», отправился по реке Нурме и нашел на ее берегах пустынное место для нового жительства.

В XIV веке северные леса были наполнены отшельниками. Еще один ученик преподобного Сергия, Сергий Нуромский, нашел Павла, безмятежно кормящим лесных птиц. Некоторые из пташек запросто сидели у Павла на голове. С тех пор началась у Павла с Сергием дружба, в память которой в Павло-Обнорском монастыре впоследствии поставили часовню. Вскоре в лесное уединение Павла опять пришли любители безмолвия. Делать нечего, не хотел сначала Павел их пускать к себе, но вспомнил, что Сергий, его учитель, наставлял всех любить и никому не отказывать в помощи, и решил основать монастырь в честь Святой Троицы. Поставив во главе обители другого монаха, он продолжал жить в своей келье. В январе 1429 года преподобный Павел скончался.

Настоятель игумен Амфилохий, инок и четыре трудника стоят на половичках перед скромным надгробием преподобного Павла в деревянной часовне на месте взорванного в 1930 году храма преподобных Павла Обнорского и Сергия Радонежского. Молебен у мощей после вечерней службы длится недолго, потом все прикладываются к надгробию, под которым лежат мощи преподобного. На пути от часовни к трапезной настоятель распутывает поручи, складывает их в карман, внимательно слушает рассказ о цели позднего визита. «Фотографировать - пожалуйста. А ночевать мы женщин не оставляем», - решение настоятеля сурово, но справедливо. Не для того живут в лесу четыре монаха, чтобы женщинам приют давать.

Выхожу за ворота монастыря. Надо скорее на трассу. Дождь уже промочил куртку насквозь и темной завесой окутывает лес. С приближением ночи растет вероятность ночевки в лесу. Одна надежда на преподобного, авось как-нибудь все устроит. Из-за горы выезжает машина.

Не подкинете до трассы?

Может, вас сразу в Грязовец отвезти? Вам там куда, к вокзалу или на автобус?

…Вечерний грязовецкий вокзал. До поезда на Москву два часа. Сижу на вокзале, поедаю вкуснейшие плюшки, полученные в дар от добрых людей, подобравших меня на дороге. Про себя молюсь - благодарю преподобных за благополучное завершение моего экстремального путешествия. Главное - не сомневаться и положиться на наших святых. Они уж точно не подведут!

Ирина СЕЧИНА

Сергий Радонежский, один из самых чтимых русский святой, основал за свою жизнь десяток монастырей, а многочисленные ученики продолжили его дело и основали ещё 40 обителей.
Сергий(Варфоломей) совершил одно из великих дел: способствовал преодолению смуты и раскола в Московии, воссоздал
настоящую русскую христианскую церковь в противовес Римско-Византийской религии.
У этих учеников были свои ученики, многие из которых также основывали монашеские общины - в XV веке Московская Русь сделалась страной монастырей, а русским девизом многие века оставалось "С нами Бог!".

Мы собрали все (или почти все) сохранившиеся и даже плохо сохранившиеся монастыри, основанные Сергием Радонежским и его учениками.

Ферапонтов монастырь, Кирилловский район, Вологодская область


Ферапонтов монастырь гораздо меньше, но древнее (в нём вообще нет зданий моложе середины XVIIвека), и входит во Всемирное наследие ЮНЕСКО благодаря комплексу фресок Дионисия в соборе Рождества Богородицы (1490-1502).


Троице-Сергиева Лавра. Сергиев Посад, Московская область

Главный русский монастырь Сергий основал, еще будучи набожным мирянином Варфоломеем: с братом-монахом Стефаном поселился на холме Маковец в Радонежском бору, где своими руками построил церковь Святой Троицы.

Пару лет спустя Варфоломей принял монашество с именем Сергий, а дальше вокруг него сложилась иноческая община, оформившееся к 1345 году в монастырь с общежительным уставом. Сергий был чтим при жизни, ходил по Руси и мирил враждующих князей, и наконец в 1380 году благословил на битву с ордынцами Дмитрия Донского и дал ему в помощь двух иноков-воинов Александра Пересвета и Родиона Ослябю.

В Троицком монастыре в 1392 году Сергий и преставился, а тридцать лет спустя были обретены его мощи, к которым потянулся народ. Монастырь рос и хорошел вместе с Россией, пережил в 1408 году разорение ордой Едигея, а в 1608-10 годах - осаду польско-литовским войском пана Сапеги.

В 1744 году монастырь получил статус лавры - второй на Руси после Киево-Печерской. Ныне это грандиозный архитектурный комплекс, достойный крупнейших российских кремлей - около 50 зданий за неприступной стеной длиной 1,5 километра.

Старейшие храмы - Троицкий собор (1422-23) и Свято-Духовская церковь-колокольня (1476), причём именно для первого Андрей Рублёв написал свою великую "Троицу". Успенский собор (1559-85) - один из самых больших и величественных на Руси. Колокольня (1741-77) выше Ивана Великого, и на ней висит крупнейший в России 72-тонный Царь-колокол. Храмы, жилые и служебные палаты, учебные и административные заведения, мощи и могилы исторических личностей, музей с уникальными экспонатами: Лавра - это целый город, а также "градооборазующее предприятие" немаленького города Сергиев Посад.

Благовещенский Киржачский монастырь. Киржач, Владимирская область

Порой Сергий покидал Троицкий монастырь на несколько лет, но где бы он ни поселился - возникала новая обитель. Так, в 1358 году на реке Киржач Сергий и его ученик Симон основали Благовещенский монастырь, где остался игуменом другой ученик Роман.
Ныне это небольшой уютный женский монастырь на высоком берегу - с одной стороны город Киржач, с другой - бескрайние луга. В центре - белокаменный Благовещенский собор начала XVI века и церковь Всемилостивого Спаса (1656).

Бобренев монастырь. Коломна, Московская область

Один из героев Куликовской битвы Дмитрий Боброк-Волынский приехал в Москву из мест, ныне известных как Западная Украина и сблизился с князем Дмитрием настолько, что они вместе готовили план битвы с Мамаем. Боброку отводилась военная хитрость: когда через 5 часов боя русские начали отступать, его засадный полк ударил в тыл татарской рати, тем самым решив исход сечи.
Возвращаясь с победой, Боброк с благословением Сергия основал монастырь у Коломны. Ныне это небольшая уютная обитель в поле между Новорязанским шоссе и Москвой-рекой с собором Рождества Богородицы (1757-90) и другими постройками XIXвека. К монастырю лучше всего пройти из Коломенского кремля по живописнейшему пути через Пятницкие ворота и понтонный мост.

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Коломна, Московская область

Большой монастырь на окраине Коломны хорошо виден с железной дороги, привлекая внимание тонкими ложно-готическими башенками ограды (1778), похожими на минареты. Его Сергий основал в 1385 году по просьбе Дмитрия Донского, и оставил игуменом своего ученика Григория.
До 1929 года в монастыре был родник, по легенде забивший там, где сказал Сергий. В Средние века обитель была крепостью на дороге в Степь, но большинство нынешних построек, включая Богоявленский собор, относятся к XVIIIвеку.

Свято-Троицкий монастырь, Рязань(Переславль-Рязанский)

Часовня "Святые врата" Свято-Троицкого монастыря

Одной из миссий Сергия была своего рода «дипломатия общего авторитета» - он ходил по Руси, примиряя враждующих князей и убеждая их в единстве русского дела. Самым непокорным был Олег Рязанский: с одной стороны,

Рязань соперничала с Москвой за лидерство, с другой - была открыта ударам Орды, и потому Олег вёл двойную игру на грани предательства. В 1382 году он пособил Тохтамышу, отхватил у Дмитрия Коломну… Дело шло к новому распаду Руси, но в 1386-ом в Рязань(Переславль-Рязанский) пришёл Сергий и каким-то чудом предотвратил войну, а в знак мира основал малый Троицкий монастырь.
Ныне это скромная городская обитель с декоративной оградой и церквями XVII(Троицкая), XVIII(Сергиевская) и XIX(иконы Божьей Матери "Знамения-Кочемная") веков.

Борисоглебский монастырь. Пос. Борисоглебский (Борисоглеб), Ярославская область

Ещё несколько монастырей Сергий основал как бы "в соавторстве" - не с учениками, а с монахами своего поколения. Например, Борисоглебский в 18 верстах от Ростова, где Сергий родился, - вместе с новгородцами Феодором и Павлом в 1365 году.
Позже живший здесь затворник Иринах благословлял Кузьму Минина на защиту Руси. Великолепный архитектурный комплекс сложился в XVI-XVIIвеках, и снаружи, особенно при взгляде на ворота (коих у обители двое), башни или трёхпролётную звонницу, напоминает слегка упрощённый Ростовский кремль. Внутри несколько церквей, в том числе собор Бориса и Глеба 1520-х годов.

Богородице-Рождественский монастырь. Ростов Великий

Эту обитель ученик Преподобного Сергия инок Фёдор основал на родине учителя, и в сказочном пейзаже Ростова она заняла своё место за квартал от кремля. Первую каменную церковь основал митрополит Иона Сысоевич в 1670-ом году.
Ныне это большой, но на первый взгляд не слишком зрелищный (тем более на фоне Ростовского кремля!) ансамбль храмов, корпусов и ограды XVII-XIXстолетий. Тем более стоит к нему приблизиться и присмотреться.

Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород, Московская область

После смерти Сергия новый игумен Троицкого монастыря Никон почти сразу ушёл в шестилетний затвор, оставив настоятелем другого Сергиева ученика Савву. Сразу после возвращения Никона в 1398 году Савва ушёл в Звенигород и по просьбе местного князя основал монастырь на горе Сторожка.

Как видно из названия, место было стратегическим, и в XV-XVIIвеках монастырь превратился в мощнейшую крепость. Но эту обитель особо чтили русские цари, порой уединявшиеся в ней для молитв и покоя: дорога сюда из Москвы называлась Царский путь, а ныне это не что иное, как Рублёвка.

Монастырь стоит в чрезвычайно живописном месте, и за неприступными стенами скрывает образцовый "сказочный город" времён Алексея Михайловича - вычурные палаты, изящные звонницы, кокошники, шатры, изразцы, бело-красная гамма ансамбля.
Есть тут даже свой Царский дворец, а также отличный музей. А в центре - маленький белый собор Рождества Богородицы, освящённый в 1405 году, при жизни Саввы-чудотворца.

Николо-Пешношский монастырь. Село Луговое, Дмитровский район, Московская область

Один из красивейших монастырей Подмосковья, основанный в 1361 году Сергиевым учеником Мефодием, оказался незаслуженно забыт - с 1960 года в его стенах обитал психоневрологический интернат, закрытый для посторонних.
Внутри скрыты Никольский собор начала XVIвека, очень изящная колокольня, еще несколько храмов и палат. Интернат сейчас в процессе переезда, а храмы - в начале реставрации.

Спасо-Прилуцкий монастырь. Вологда

Вологодчину называли Северной Фиваидой за обилие уединенных и сказочно красивых монастырей, основанных в годы расцвета Русского Севера - страны купцов, рыбаков и монахов. Прилуцкий монастырь на окраине Вологды своими мощными гранеными башнями похож на кремль куда больше самого Вологодского кремля.

Его основатель Дмитрий повстречал Сергия в 1354 году, будучи основателем и игуменом Никольского монастыря в Переславле-Залесском, и не без влияния Сергиевых идей ушёл на Север, надеясь обрести уединение где-нибудь в лесной глуши. В 1371 году он пришёл в Вологду и построил там большой монастырь, средства на который выделил сам Дмитрий Донской, и все последующие века обитель оставалась одной из богатейших в России.

Отсюда Иван Грозный брал святыни в поход на Казань; в Смуту обитель трижды разоряли; в 1812 году сюда эвакуировали реликвии подмосковных монастырей. Главные святыни - икона Дмитрия Прилуцкого с житием и принесенный им же из Переславля Киликийский крест, ныне хранятся в вологодском музее. За мощными стенами 1640-х годов - Спасский собор (1537-42),

Введенская церковь с трапезной палатой и крытыми галереями (1623), ряд зданий XVII-XIXвеков, пруд, могила поэта Батюшкова, деревянная Успенская церковь (1519), принесенная 1962 году из закрытого Куштского монастыря - старейший шатровый храм России.

Павло-Обнорский монастырь. Грязовецкий район, Вологодская область

Монастырь в верховьях реки Обноры в Вологодской области основал в 1389 году Сергиев ученик Павел, за плечами которого было 15-летнее затворничество. Он и здесь 3 года прожил один в дупле старой липы.
Когда-то Павло-Обнорский монастырь был одним из крупнейших на Руси, но ему особенно не повезло при Советах: погиб Троицкий собор (1510-1515) с иконостасом Дионисия (уцелели 4 иконы, разошедшиеся по музеям), обезглавлена Успенская церковь (1535).

В уцелевших постройках находился детский дом, позже пионерлагерь - поэтому и село, где стоит монастырь называется Юношеским. С 1990-х годов обитель возрождается, на месте Троицкого собора построена деревянная часовня с ракой мощей Павла Обнорского.

Воскресенский Обнорский монастырь. Любимовский район, Ярославская область

Небольшой монастырь в глухих лесах на реке Обноре в 20 километрах от городка Любим основал Сергиев ученик Сильвестр, проживший на этом месте много лет в уединении и случайно обнаруженный заблудившимся крестьянином, после чего молва о пустыннике разнеслась, да потянулись туда другие монахи.
Монастырь упразднён в 1764 году, сохранились святой источник Сильвестра Обнорского да Воскресенская церковь (1825).

Спасо-Преображенский Нуромский монастырь. Спас-Нурма, Грязовецкий район, Вологодская область

Ещё один монастырь на реке Нурма в 15 километрах от Павло-Обнорского основал в 1389 году Сергий Нуромский, ученик Сергия Радонежского. Упразднен в 1764, Спасо-Сергиевская церковь в стиле "северного барокко" построена в 1795 уже приходской.
Сейчас монастырская жизнь в этом лесной заброшенной обители постепенно возрождается, постройки восстанавливаются.

Высоко-Покровский монастырь. Боровск, Калужская область

В калужском Боровске наиболее знаменит, конечно, Пафнутьев монастырь, но его основатель вышел из другого, ныне исчезнувшего Покровского монастыря в предместье Высокое, основанного в 1414 году Сергиевым учеником Никитой, и упразднённого опять же в 1764 году. Осталась лишь деревянная Покровская церковь XVIIвека на монастырском кладбище.

Спасо-Андроников монастырь. Москва

"Совместный проект" Сергия - Андроников монастырь на Яузе, ныне почти в центре Москвы. Его основал в 1356 году митрополит Алексий в честь чудесного спасения от шторма по пути в Константинополь.
От Сергия он получил благословение да в помощь ученика Андроника, ставшего первым игуменом. Ныне Андроников монастырь известен своим белокаменным Спасским собором (1427) - старейшим сохранившимся зданием всей Москвы.

В те же годы одним из иноков обители был Андрей Рублёв, а ныне здесь действует Музей древнерусского искусства. Вторая крупная церковь Михаила Архангела - образец барокко, 1690-ых годов, также в ансамбль входят стены, башни, корпуса и часовни XVI-XVII веков, и немного новостроек, точнее, восстановленных построек.

Симонов(ский) монастырь, Москва

Мужской монастырь, основанный в 1370 году вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником Сергия Радонежского — Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, принявший иночество с именем Симон, от чего и происходит название монастыря.
С Симоновым монастырем связаны многие ключевые события русской истории .

В январе 1930 года были взорваны пять из шести церквей, в том числе Успенский собор, колокольня, надвратные церкви, а также башни Сторожевая и Тайницкая с прилегавшими к ним постройками. Были разобраны все стены монастыря, кроме южной, а также стерты с лица земли все могилы на территории обители. На этом месте в 1932—1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

Богоявленско-Анастасиин монастырь. Кострома

Детище ученика Сергия - старца Никиты - Богоявленский монастырь в Костроме. Не столь известный, как Ипатьевский, он древнее и в самом центре города, а его святыня - Фёдоровская икона Богоматери.

Обитель пережила многое, в том числе разорения Иваном Грозным и поляками в Смуту, но фатальным стал пожар 1847 года. В 1863 году храмы и палаты передали женскому Анастасьинскому монастырю. Собор состоит теперь из двух частей: белокаменный старый храм (1559) превратился в алтарь краснокирпичного нового (1864-69) - у этой конструкции 27 главок!
На месте угловых башен - Смоленская церковь (1825) и шатровая колокольня. Если удастся заглянуть внутрь - можно увидеть бывшую трапезную (ныне семинарию) XVIIвека и очень красивый настоятельский корпус.

Троице-Сыпанов монастырь. Нерехта, Костромская область

Живописный монастырь на Сыпановом холме в 2 километрах от городка Нерехта основал в 1365 году Сергиев ученик Пахомий - как и многие другие ученики, и сам учитель, он ушёл в леса искать уединения, выкопал келью… и вскоре монастырь вокруг него сложился сам собой.
Ныне это по сути просто Троицкая церковь (1675) в ограде (1780) с башнями и часовней - в 1764-1993 годах это и был приходской храм вместо упразднённой обители. А теперь - снова монастырь, женский.

Иаково-Железноборовский монастырь. Село Борок, Буйский район, Костромская область

Село Борок близ города Буй - крупного железнодорожного узла - в старину называлось Железным Борком, так как здесь добывали болотные руды. Основанный Сергиевым учеником Иаковом в 1390 году монастырь сыграл роль в двух русских Смутах: в 1442-м Василий Тёмный сделал его своей "базой" в походе на Дмитрия Шемяку, а в начале XVIIвека тут принял постриг Гришка Отрепьев - будущий Лжедмитрий I.
Ныне от обедневшей в XIXвеке обители остались церкви Рождества Богородицы (1757) и Рождества Иоанна Предтечи (1765), колокольня - "карандаш" между ними, ограда и кельи.

Авраамиев Городецкий монастырь. Село Ножкино, Чухломской район, Костромская область

Одним из ярчайших продолжателей Сергиева дела был монах Авраамий, основатель четырех монастырей в глухой галицкой стороне (речь, конечно, не про Галицию, а про Галич Костромской области).

Сохранился лишь Авраамиев Городецкий монастырь в селе Ножкино, где святой упокоился. Храмы видны из Чухломы и с солигаличской дороги за озерной гладью: Покровская и Никольская церкви XVIIвека и собор иконы Божьей Матери "Умиление" с колокольней, построенные Константином Тоном в стиле его московского "шедевра".
Руины двух церквей еще одного Авраамиева Новоезерского монастыря сохранились напротив Галича, в селе с ласковым названием Умиление.

Череповецкий Воскресенский монастырь. Череповец

Сложно поверить, что индустриальный гигант Череповец когда-то был тихим купеческим городком, выросшим в XVIIIвеке у монастыря, основанного Сергиевыми учениками Феодосием и Афанасием. Монастырь упразднили в 1764 году, но его Воскресенский собор (1752-56) остаётся старейшим зданием, историческим сердцем Череповца.

Кирилло-Белозерский монастырь. Вологодская область, Кирилловский район

В 1397 году в Белозерское княжество пришли двое иноков Симонова монастыря - Кирилл и Ферапонт. Первый вырыл келью у Сиверского озера, второй - между озёрами Пасским и Бородавским, и с годами из этих келий выросли самые известные монастыри Северной Фиваиды.

Кирилло-Белозерский монастырь ныне крупнейший в России, и на площади в 12 гектар размещается полсотни построек, в том числе 10 церквей, из которых лишь две моложе XVIвека.

Монастырь так велик, что делится на "районы" - Большой Успенский и Ивановский монастыри слагают Старый город, к которому примыкает обширный и почти пустой Новый город. Все это - под защитой мощнейших стен и неприступных башен, а когда-то в обители была и своя цитадель Острог, служившая также "элитной" тюрьмой.

Еще тут множество палат - жилых, учебных, больничных, хозяйственных, также почти сплошь XVI-XVIIстолетий, одну из которых занимает музей икон. В Новом городе - деревянные мельница и очень старая (1485) Ризоположенская церковь из села Бородавы.

Добавьте сюда славную историю и красивейшее расположение - и получается одно из самых впечатляющих мест России. Кирилло-Белозерский монастырь дал больше всего "учеников третьего порядка": его иноками были идеолог "нестяжательства" Нил Сорский, основатель Соловецкого монастыря Савватий и другие.

Лужецкий Ферапонтов монастырь. Можайск, Московская область

Белозерский князь Андрей Дмитриевич владел несколькими городами на Руси, в том числе Можайском. В 1408 году он попросил инока Ферапонта основать там монастырь, и Сергиев ученик вернулся в Подмосковье.
Ныне Лужецкий монастырь на окраине Можайска - небольшой, но очень цельный ансамбль с собором Рождества Богородицы (1520), ещё парой церквей помоложе и шатровой колокольней за декоративными, но внушительными стенами и башнями.

Успенский Боровенский монастырь. Мосальск, Калужская область

Самый южный монастырь Сергиевых учеников основал тезка «северного» Ферапонта - инок Ферапонт Боровенский.
Калужская земля в те времена была неспокойной окраиной, на которую покушались то Литва, то Орда, и уйти сюда жить беззащитному монаху - уже был подвиг. Монастырь, однако, пережил все войны… чтобы закрыться в 1760-е годы.

Заложенную в 1740-е Успенскую церковь, одну из красивейших на Юге, освятили уже как приходскую. Ныне она стоит среди полей, заброшенная, но незыблемая, и внутри видны росписи, сделанные украинскими мастерами, в том числе "Всевидящее Око" на сводах.

Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь. Усть-Вымь, Республика Коми

Стефан Пермский родился в купеческом Великом Устюге в семье батюшки и крещёной зырянки (так в старину называли коми), и в историю вошел тем, что в одиночку присоединил к России целый край - Малую Пермь, страну коми-зырян.
Приняв постриг и поселившись в Ростове, Стефан выучился наукам, и не раз беседовал с Сергием Радонежским, перенимая его опыт, а затем вернулся на Север и пошёл за Вычегду

Коми тогда были народом воинственным, с миссионерами их разговор был короткий, но когда они связали Стефана и стали обкладывать хворостом, его спокойствие так потрясло зырян, что они не только пощадили его, но и вняли к его проповедям.
Так, обращая в Христову веру село за селом, Стефан дошёл до Усть-Выми - столицы Малой Перми, и там встретился с памой - верховным жрецом.

По преданию, исход решило испытание: прикованные друг к другу цепью инок и жрец должны были пройти сквозь горящую избу, нырнуть в прорубь на одном берегу Вычегды и вынырнуть на другом…
По сути они шли на верную смерть, и в готовности к ней была суть: пама убоялся, отступил и тем самым спас и Стефана… но враз потерял доверие своего народа. Это было в год Куликовской битвы.

На месте капища Стефан построил храм, и ныне в центре Усть-Выми стоит небольшой, но очень ландшафтный монастырь из двух церковок XVIIIвека (и третьей 1990-ых годов) и деревянной монашеской обители, похожей на маленькую крепость

Из двух других монастырей Стефана выросли нынешние Котлас и Сыктывкар.

Высоцкий монастырь. Серпухов, Московская область

Монастырь на окраине Серпухова - одна из главных достопримечательностей древнего города. Его основал в 1374 году местный князь Владимир Храбрый, но для выбора места и его освящения позвал Сергия с учеником Афанасием, который и остался за игумена
Монастырь невелик, но красив: стены с башнями XVIIвека, изящная надвратная колокольня (1831), Зачатьевский собор времен Бориса Годунова и еще несколько церквей и корпусов.
Но более всего обитель славится иконой "Неупиваемая Чаша", избавляющей от алкоголизма, наркомании и прочих пагубных пристрастий.

Прп. Сергий Радонежский и его ближайшие ученики

Одной из самых значительных фигур истории Русской церкви и монашества является преподобный Сергий Радонежский. Преп. Сергий заступник, молитвенник и печальник земли Русской (так его звали ещё при жизни). С его именем связана целая эпоха. Основатель Троице-Сергиева монастыря, он возрождает традиции православного монашества: непрестанной умной молитвы, совершенного самоотречения и нестяжания (отречения от любой собственности), послушания. Он упорядочивает монашескую жизнь вводом общежительного устава - совместного жительства монахов в полном отречении от мира и собственности в абсолютном послушании игумену (начальнику монастыря).

Преподобный Сергий вырастил много учеников подвижников. Один писатель: «Сергий открыл не только свой монастырь и не только из него одного действовал. Если Сергиеву Лавру возвёл собственноручно, если сам построил Благовещенский монастырь на Киржаче, то бесчисленные обители, возникшие по его благословению, основанные его учениками, пропитанные духом его. Куда бы из Москвы не двинулся - везде Сергий». Ближайшими учениками его были преп. Михей и преп. Никон, которые были погребены в обители. Ученики преподобного Сергия основали множество монастырей недалеко от Москвы: прп. Савва Сторожевский основал монастырь Рождества Пресвятой Богородицы возле Звенигорода, прп. Мефодий основал под Дмитровом Николо-Пешношский монастырь, прп. Афанасий Высоцкий - За чатьевский Серпуховский монастырь, и другие примеры.

Каждый монастырь был рассадником духа, веры, духовного просвещения. Впервые за всю историю русской святости, когда мы говорим о преп. Сергии, применимо такое понятие как ученики преп. Сергия и ученики учеников преп. Сергия, как бы духовные внуки и правнуки.

Ученики и современники преподобного Сергия (собеседники): прп. Дмитрий Прилуцкий, прп. Кирилл Белозерский и прп. Ферапонт, прп. Евфимий Суздальский, прп. Стефан Махрищский (постригший в монашество прп. Кирилла Белоезерского), свт. Алексий Московский, свт. Стефан Пермский.

Павло-Обнорский монастырь

Один из ближайших учеников прп. Сергия - прп. Павел основал Обнорскую обитель в Вологодской области, откуда традиции монашеского делания распространялись далее на Север.

Постриженник Павло-Обнорского монастыря прп. Лонгин Коряжемский основал в 1539 году общежительный Коряжемский монастырь, после обустройства которого, он переселился в вечные обители 10 февраля 1540 года.

Ученик и постриженник прп. Лонгина - прп. Христофор Коряжемский, Сольвычегодский основал Богородицкую пустынь в 20 верстах к югу от Коряжемского монастыря.

Прп. Симон Сойгинский, постриженник прп. Корнилия Комельского с прп. Лонгином отправился к Сольвычегодску, где в устье Коряжмы помог устроить келью и часовню прп. Лонгину, уже находящемуся в преклонных летах. Затем, преподобный отправился вверх по Вычегде, и в 60 верстах от Коряжмы построил келью и храм во имя Преображения Господня, освященный 17 мая 1541 года, куда привлек многих учеников и основал Спасо-Преображенскую Сойгинскую пустынь.

Итак, мы можем сказать, что выходцы Павло-Обнорского монастыря Вологодской области, связанные монашеской традицией с прп. Сергием Радонежским. основывали монастыри на юге ныне Архангельской области,


Ошевенский и Антониево-Сийский монастыри

Ученики прп. Сергия прпп. Кирилл и Ферапонт Белоезерские вышли из Симоновской обители, где пользовались наставлениями прп. Сергия. Они основали самые значительные обители Вологодской области - Кирилло-Белоезерский и Ферапонтов монастыри.

Одним из учеников прп. Кирилла Белоезерского был прп. Александр Ошевенский - основатель Ошевенской обители на территории ныне Каргопольского района Архангельской области. Александро-Ошевенский монастырь имел громадное значение для местного края и воспитал другие шесть обителей. Из него вышел прп. Пахомий Кенский, воспитавший прп. Антония Сийского; прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие свои давно уже не существующие обители. Ошевенская обитель находилась в тесной духовной связи с обителью прп. Дамиана (в схиме Диодора Юрьегорского).

Прп. Антоний Сийский стал основателем одной из самых замечательных северных обителей. Антониево-
Сийский мужской монастырь расположен в 160км от Архангельска на полуострове Большого Михайловского озера, из которого берет начало река Сия. Основанный прп. Антонием в 1520 году, монастырь очень быстро начинает развиваться. Известна челобитная прп. Антония Сийского 1540 года, где он описывает свою обитель: «60 монахов, «опричь детей», церкви во имя Троицы, Благовещенья и Сергия Радонежского».

Таким образом, мы видим, что прп. Антоний, духовный правнук учеников прп. Сергия Радонежского, прямо соотносил себя с опытом прп. Сергия, старался устроить свой общежительный монастырь по образцу общежительной Троицкой обители преподобного, и каждодневно обращался к нему с молитвами. Как и обитель прп. Сергия вблизи Москвы, Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь стал впоследствии духовно-просветительским центром на Русском Севере.

Соловецкий монастырь

Воспитанником прп. Кирилла Белоезерского был и прп. Савватий Соловецкий чудотворец. Совместно с прпп. Зосимой и Германом, он стал основателем общежительного монастыря на далеком северном Соловецком острове. Заветы преподобного Сергия, переданные им прп. Кириллом, и здесь усердно исполнялись иноками. Соловецкий монастырь отличался особенно строгим подвижничеством, что было обусловлено суровыми условиями пустынного острова. В каноне преподобному Савватию на утрене поется:

«Избегая шума многомятежного мира, мудрый Савватие, ты поселился на пустынном острове, и в ладье
телесной, при кротком дыхании всеоживляющего Духа, легко переплыл пучину житейскую, в которой мы теперь подвергаемся бурям и напастям; молись о душах наших». Соловецкий монастырь воспитал многих иноков и святителей, прославленных Церковью: свт. Филипп Московский, Вассиан и Иона Пертоминские, Елеазар Анзерский, Иринарх, Иоанн, Василий, Онуфрий другие Соловецкие преподобные.

Основание новых монастырей на Русском Севере также было связано с подвижниками Соловецкой обители. Преподобные Вассиан и Иона Пертоминские - ученики святого митрополита Филиппа, когда тот был игуменом на Соловках. В 1561 году они за послушание игумену отправились за известью на твердую землю, и на обратном пути в устье Двины буря разбила их суда, а тела подвижников были выброшены на берег Унской губы, где были обретены нетленными их мощи. Над мощами была построена часовня, затем стали приходить подвижники и образовалась Пертоминская обитель в 120 верстах от Архангельска.

Схожа история основания Яренского монастыря, находившегося в 143 верстах к северо-западу от Архангельска. Прпп. Иоанн и Лонгин Яренские также были учениками святителя Филиппа в Соловецком монастыре, и в том же 1561 году они потонули в буре, возвращаясь с материка. Тела их были обретены нетленными на Карельском берегу и положены в часовне у приходской церкви села Яренги. Слава чудес от святых мощей привлекла к ним иноков, которые основали Яренский общежительный мужской монастырь.


Заключение

Однажды преподобному Сергию было видение множества птиц - будущих иноков его Свято-Троицкой обители и связанных с нею других монастырей: «Сергие! Молишися о своих чадехь, и Господь моление твое приятъ; смотри опасно и виждь множьство инокь, въ имя святыя и Живоначалныя Троица съшедшихся въ твою паству. Святый възревъ, и видит множьство птиць зело красныхъ, прилетевшихъ не токмо въ монастырь, но и округъ монастыря; и гласъ убо слышашеся, глаголющь: имъ же образомь виделъ если птица сиа, тако умножится стадо ученикъ твоихъ и по тебе не оскудеютъ, аще въсхотят стопамъ твоимъ последовати». Исполнение сего дивного видения мы ясно видим в дальнейшей истории нашего русского северного монашества. Ученики преподобного Сергия умножились в Свято-Троицком монастыре и многие из них в поисках совершенного монашеского безмолвия уходили на север, распространяя идеалы служения Богу через Вологодскую область и до самых северных пределов Архангельского края, они сохранили духовные заветы своего отца и наставника и прославили Святую Троицу в многочисленных созданных ими обителях.

Труды святых учеников Преподобного Сергия Радонежского на землях Московской области (Преподобный Мефодий и Преподобный Савва)

Потапова Наталия Дмитриевна МБОУ Калиновская СОШ

Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года - 25 сентября 1392 года) - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси, один из выдающихся святых Русской православной церкви, оставивший после себя множество учеников, которые продолжали святые подвиги на земле русской. Их труды принесли нашей земле много чудес и благодати. В данной работе рассмотрено две личности - Преподобный Мефодий и Преподобный Савва.

Одним из первых учеников Сергия Радонежского был преподобный Мефодий. О его родителях, времени и месте рождения ничего неизвестно.

Преподобный Мефодий еще будучи совсем молодым, в числе первых, пришел к Преподобному Сергию и под руководством великого наставника провел несколько лет иноческой жизни. Желая жить в уединении, он по благословению Преподобного Сергия выбрал место для строительства кельи в глуши дубового леса за рекой Яхромой, в 25 верстах (26 км.670 м) от Дмитрова. В строгом посте и постоянных молитвах текла жизнь Преподобного, и его душа все более и более отрешалась от мира земного, стремясь в страны горные, небесные. Но, подвижническое житие святого Мефодия не укрыли болота и леса от желающих жить в уединении и молитвах, которые собрались, чтобы под его руководством стать достойными будущей награды, обещанной Господом всем верным Его последователям. В это время Преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном месте и благословил то самое место, где и была основана обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келлий, пешком носил деревья через реку, которую из-за этого назвали Пешношею, а обитель получила имя Пешношской.

С 1391 года Преподобный Мефодий стал игуменом своего монастыря. Поселившиеся здесь иноки вели трудолюбивый образ жизни, сами себе, добывая пропитание и исполняя все нужные для обители работы, так что эта обитель по преимуществу была обителью трудолюбия. Только частые посты и молитвы разнообразили жизнь пешношских иноков. Сам игумен подавал братии пример во всем - труд, молитвы, пост и через это самое воспитывал многих благочестивых иноков. Но, строгий по отношению к себе, Преподобный. Мефодий был нетребователен и милостив к братии, снисходя к их немощам и предостерегая от ошибок в будущем.

Но, не смотря на, ответственность, возложенную на Мефодия временами он, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и в уединении молился. Сюда же приходил к нему для духовных бесед Преподобный Сергий. Поэтому эта местность названа была «Беседа». Скончался Преподобный Мефодий 14 июня 1392 года. В день его смерти, собралось много людей - старцев, сирот и вдов - оплакивать кончину своего духовного отца. Нетленное тело святого Мефодия погребено в сооруженной им обители, где находится по сегодняшний день.

К лику святых Преподобный Мефодий причислен на Московском Соборе 1549 года. Слава о святой жизни Преподобного Мефодия даже после его смерти привлекала в основанный им монастырь верующих людей, бояр и великих князей.

Несмотря на многие невзгоды, благосостояние Пешношской обители неуклонно росло до начала XVIII века. 1700 год для истории монастыря стал переломным: в этом году царь Петр I совершал плавание по рекам Яхроме и Дубне к Волге и посетил Пешношу. Во время своего пребывания в обители, царь услышал жалобу от игумена Феофана с братией на непокорность крестьян и несправедливость со стороны гражданской власти в судебных делах. Дабы «сильной властью укротить непокорных и защитить обитель от несправедливостей», он своим именным указом повелел Пешношскому монастырю быть в ведении Троице-Сергиевой Лавры.

В 1766 году обитель включена в состав Переславской епархии. Отсюда начался период подлинного расцвета Николо-Пешношского монастыря, продолжившийся вплоть до смутных дней XX века. Пешношский монастырь был закрыт в 1927 году, а официальное открытие Николо-Пешношского мужского монастыря, в соответствии с решением Священного Синода от 21 августа 2007 года, состоялось 2 сентября 2008 года.

Еще одним учеников Сергия Радонежского был Преподобный Савва. Преподобный Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к преподобному Сергию Радонежскому и принял от него пострижение. В иноческом образе, когда идет подготовка к тому, что будет принят монашеский постриг, Савва все силы души направил на совершенствование - соблюдал чистоту, много времени проводил в молитвах, уединяясь и пребывая в молчании, никогда ни с кем не беседовал, боролся со страстями (жадностью, завистью, объедением, злостью, гордынею) и упражнялся в добродетелях.

Инок Савва для окружающих казался простым человеком, не обладающий никакими знаниями. На самом деле, он обладал великой мудростью, которая проявлялась в том, что он раньше всех входил в церковь и позже всех выходил из нее, правильно проводил божественное пение , так как испытывал там особое чувство умиления, что не мог удержаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы. Это считалось высокой духовной опытностью и божьей благодатью, за что не только пользовался уважением среди монахов, живущих рядом с ним в одной общине, но и впоследствии исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Ведя монашеский образ жизни, Преподобный Савва обрел добрую славу и уважение князей. Однажды Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель к преподобному Сергия и блаженному Савве и попросил его создать в его вотчине обитель (монастырь). После этого Савва покинул обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, в 50 верстах (53 км 340 м.) в Москвы; это место он выбрал для будущей обители – деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Здесь святой Савва жил в совершенном уединении ни с кем, не общаясь, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами стать их наставником в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью и наставлял, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности - мать всех пороков.

После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения каменного храма, и Савва воздвиг храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков. И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения.

В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, идти на войну против болгар. Перед выступлением в поход он пришел в обитель преподобного Саввы попросить у него благословения. Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески сказал: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество».

Став во главе великокняжеского войска, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в течение трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. После возвращения, Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и отблагодарил его за благословение, которое принесло ему победу.

Достигнув преклонных лет, святой Савва заболел, и, созвав братию, обратился к ним с наставлением: хранить телесную чистоту, молиться и соблюдать посты. После этого Преподобный, назначил игуменом одного из своих учеников и завещал всем монахам быть у игумена в послушании и повиновении.

Преподобный Савва Сторожевский преставился 3 (16 по новому стилю) декабря 1407 года. Звенигородского чудотворца почитали местно, а затем он был канонизирован по инициативе монастырской братии и митрополита Макария на церковном соборе 1547 года.

С монастырём и именем Саввы связано множество чудес, два из которых (посмертные) стали историческими. Первое - это спасение преподобным Саввой царя Алексея Михайловича от медведя во время охоты, а второе - явление преподобного пасынку Наполеона Бонапарта Эжену Богарне в дни захвата французами Москвы в 1812 году. Последнее событие знаменито тем, что Богарне, не разорив по просьбе старца монастырь, единственным среди главных полководцев Наполеона остался живым (как и предсказывал Савва), а его потомки породнились с русской царской семьёй и жили в России. Ныне по посещаемости паломниками монастырь стоит на третьем месте после Троице-Сергиевой Лавры и Серафимо-Дивеевской обители.

После Октябрьской революции 17 марта 1919 года мощи Саввы в Звенигородской обители были вскрыты VIII-ым (ликвидационным) Отделом Народного Комиссариата Юстиции и изъяты. Сама обитель была закрыта. До начала 1930-х годов мощи преподобного Саввы хранились на Лубянке, затем были переданы жителю Звенигорода М.М. Успенскому, который завещал вернуть их Церкви. Его наследники в 1985 году передали мощи в московский Даниловский монастырь, в августе 1998 года их торжественно перенесены в родную обитель - в Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, где они хранятся в настоящее время.


Поделиться