Образец типовое положение соут в образовательных организациях. Положение о соут в организации

Специальная оценка условий труда (СОУТ) проводится в компании на основании положений закона 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Однако, в компании также может самостоятельно разрабатываться собственное Положение об оценке. Наличие такого локального акта не является обязательным, так как организация данного мероприятия может происходить исключительно в рамках законодательства. Положение о СОУТ в организации необходимо в том случае, если порядок оценки в настоящей организации имеет определенные аспекты, требующие регламентации, а в законе она не предусмотрена.

Что такое специальная оценка труда

Специальная оценка условий труда (СОУТ) представляет собой такие мероприятия, которые направлены на выявления состояний рабочих мест работником для выявления наличия опасных, либо вредных для здоровья факторов. Такая процедура проводится на регулярной основе и основной ее целью является выявление угроз для сотрудников, которые могут возникнуть на их рабочих местах.

Обычно, подобная оценка проводится только раз в пять лет. Но если в организации планируется внедрение каких-либо новшеств, либо по требованию госинспекции труда или профсоюза, проведение оценки возможно досрочно. Под внедрением понимают внедрение новых методов работы или нового оборудования. Оценку проводят комиссия, которая создается внутри организации и сторонние эксперты. При этом комиссия осуществляет подготовку к процедуре оценки, а также принимает итоговое решение, а экспертная группа со стороны под наблюдением комиссии проводит непосредственную оценку рабочих мест.

Важно! Специальная оценка условий труда представляет собой мероприятия по выявлению действительного состояния рабочих мест сотрудников.

Положение о СОУТ

Важно! Для проведения данной процедуры в организации разрабатывается Положение о СОУТ. Данный акт не является обязательным и компании при проведении оценки могут ориентироваться на нормы закона 426-ФЗ.

Положение о СОУТ представляет собой локальный правовой акт, регламентирующий порядок проведения данного мероприятия. Составляется данный документ в соответствии с действующим законодательством, а именно законом 426-ФЗ. Несмотря на то, что сама процедура СОУТ практически для всех организаций (исключение составляют компании, в которых сотрудники трудятся удаленно), положение о СОУТ обязательным для составления не является. Без данного документа можно спокойно обойтись, если руководство организации считает, что для регулирования процесса оценки будет достаточным норм закона 426-ФЗ .

Но все же, в некоторых организациях данная оценка имеет довольно сложный характер, поэтому целесообразным является составление данного документа. Специально разработанного бланка для Положения о СОУТ нет, организации вправе разработать его самостоятельно и утвердить во внутренних локальных актах.

Структура положения о СОУТ

Как правило, разрабатывает положение юридический отдел компании. Структура положения включает в себя следующие разделы:

Разделы положения Что включают в себя
Первый раздел Содержит общие положения. В нем указывается понятие СОУТ, права и обязанности работников и работодателя при проведении данной процедуры. Кроме того, в данном разделе также указывается, что оценка проводится самой компанией и специализированной организацией совместно.
Второй раздел В данном разделе описывается процесс подготовки в СОУТ. Предусматривается порядок создания комиссии по проведению СОУТ, устанавливается число участников оценки, выделяется лицо, возглавляющее комиссию и иные вопросы.
Третий раздел В третьем разделе прописывают сам процесс проведения оценки. Проводит оценку сторонняя компания, а в данном разделе описываются все этапы ее работы.
Четвертый раздел Описывает порядок интерпретации результатов оценки, проводит которую комиссия компании. В данном разделе приводят действия, которые комиссия вправе предпринимать по результатам оценки.

Порядок проведения СОУТ

Внутренняя комиссия компании проводит практически все этапы оценки, за исключением непосредственно самого анализа рабочих мест. Данная комиссия принимает конечное решение, а также определяет, какие из рабочих мест будут оцениваться. После подготовки, комиссия допускает в компанию экспертов и занимается обеспечением их работы.

По итогам проверки эксперты дают определенную оценку и отчет, а комиссия утверждает его и решает каким зонам присвоить тот или иной класс опасности. Сторонние комиссии необходимы для проведения самого анализа. В привлекаемой организации должны быть лаборатории с госаккредитацией, в которой проводится исследование взятых с места образцов.

Важно! Конечные результаты деятельности сторонних экспертов передаются комиссии, организованной внутри компании. То есть сторонние эксперты не принимают окончательного решения.

Ответственность за непроведение СОУТ

Компаниям и предпринимателям следует помнить, что в случае непроведения оценки труда в компании, они несут административную ответственность со следующими размерами штрафов:

  • 5 000 – 10 000 рублей – на должностное лицо;
  • 60 000 – 80 000 рублей – на юридическое лицо.

Помимо этого, работодателям также грозит административная ответственность за отсутствие аттестации рабочих мест. Если это нарушение имеет какие-либо последствия (ущерб здоровья работников компании или иных лиц), то ответственность уже классифицируется как уголовная. В соответствии со статьей 143 УК РФ , нарушителю грозит штраф до 400 000 рублей, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Ответы на распространенные вопросы

Вопрос: Кому не требуется проводить СОУТ?

Ответ: Процедура СОУТ должна проводиться в каждой организации. Не требуется она только в том случае, если в компании трудятся дистанционные или надомные сотрудники, либо если в качестве работодателя выступает физлицо (не ИП). То есть, у ИП, как у организаций, обязанность по проведению оценки труда также существует.

Вопрос: Как часто нужно проводить СОУТ?

Ответ: Оценку каждая компании должна проводить как минимум раз в пять лет. Но в некоторых случаях проведение оценки возможно досрочно, например, если вводится новое оборудование или новая технология производства. Также досрочную оценку проводят в том случае, если планируется использование нового материала, либо производилось оборудование новых рабочих мест. Запрос на проведение внеплановой оценки может поступить от профсоюза, либо от трудинспекции. Необходимость в досрочной оценке также возникает после произошедших несчастных случаях на производстве, а также при наличии пострадавших.

Вопрос: Все ли рабочие места подлежат проверке?

Ответ: Нет, большая часть рабочих мест, как правило, расположена в смежных зонах и имеют похожие параметры. Поэтому при СОУТ не нужна оценка всех рабочих мест. Проводят проверку только одной четвертой части всех рабочих мест компании (то есть 25%), но при этом число мест не должно быть меньше двух.

Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда (приложение к постановлению Госкомтруда ЛЬ 387/22-78 от 3.10.1986 г.)

В целях обоснованного определения размеров доплат за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда рекомендуется следующий порядок оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах и применения отраслевых перечней работ, на которых могут производиться указанные доплаты.

1. Оценка состояния условий труда на рабочих местах.

1.1. Фактическое состояние условий труда оценивается на рабочих местах, где выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденные министерством, ведомством по согласованию с ЦК профсоюза.

1.2. Оценка фактического состояния условий труда производится на основе данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров условий факторов производственной среды, которые отражаются в «Карте условий труда на рабочем месте» 1 (см. приложение I).

Если показатели фактического состояния факторов производственной среды равны или ниже показателей предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ), то в «Карте условий труда» (графа 4) против соответствующих факторов ставится прочерк.

1.3. Степени вредности факторов производственной среды и тяжести работ устанавливаются в баллах по критериям, приведенным в «Гигиенической классификации труда», которая утверждена Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. под № 4137-86 (см. приложение II).

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается нарушением норм и правил по охране труда, что не исключает возможности использования техническими инспекторами труда профсоюзов предоставленных им прав.

Число баллов по каждому значимому фактору проставляется в «Карте условий труда» (графа 5). При этом для оценки влияния данного фактора на состояние условий труда учитывается продолжительность его действия в течение смены. Баллы, установленные по степеням вредности факторов и тяжести работ, корректируются по формуле Хфактич = ХСтТ, где Хст - степень вредности фактора или тяжести работ, установленная по показателям «Гигиенической классификации труда» (приложение 2 к настоящему типовому положению), которая указывается в графе 5 «Карты условий труда»; Т - отношение времени действия данного фактора к продолжительности рабочей смены.

Если время действия этого фактора составляет более 90 % рабочей смены, то Т = 1.

Пример оценки фактического состояния условий труда приводится в приложении III.

1.4. Министерства и ведомства могут по согласованию с соответствующими центральными комитетами профсоюзов вводить в отраслевые положения об оценке условий труда, разрабатываемые на основе настоящего типового положения, дополнительно к факторам, предусмотренным в «Карте условий труда» (см. приложение I), другие факторы, наиболее полно учитывающие специфику работ, выполняемых на предприятиях данной отрасли.

1.5. Для предприятий, имеющих ограниченные возможности проводить инструментальные замеры уровней факторов производственной среды, допускается, в порядке исключения, применение метода экспресс-оценки состояния условий труда по критериям, приведенным в приложении IV.

1.6. Размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда устанавливаются руководителями объединений, предприятий и организаций по согла-сованию с профсоюзным комитетом по шкале, приведенной в табл. 2.2.

1.7. Доплаты устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим только за время фактической занятости на этих местах.

1.8. Руководители объединений, предприятий и организаций при переводе рабочих на новые условия оплаты труда могут, в порядке исключения, устанавливать по согласованию с профсоюзным комитетом на отдельных рабочих местах, где производилась оплата труда по повышенным тарифным ставкам (окладам) и выполнялись работы, предусмотренные в отраслевом перечне работ, который указан в п. 1.1 настоящего «Типового положения», временно сроком до одного года размеры доплат за условия труда выше, чем они были определены по шкале, приведенной в п. 1.6 настоящего «Типового положения». При этом размеры доплат не должны превышать 12 % от тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и 24 % - на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

2. Порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут -устанавливаться доплаты рабочим за условия труда.

2.1. Министерства и ведомства на основе типовых перечней работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденные Госкомтруда СССР и ВЦСПС по отраслям народного хозяйства, разрабатывают и по согласованию

с центральными комитетами профсоюзов утверждают соответствующие отраслевые перечни работ.

2.2. Объединения, предприятия, организации с учетом отраслевого перечня работ, указанного в п. 2.1 настоящего типового положения, и результатов аттестации рабочих мест разрабатывают перечень рабочих мест и конкретных работ, на которых устанавливаются доплаты рабочим за условия труда с указанием размеров этих доплат в соответствии с п. 1.6 настоящего Положения. Указанный перечень утверждается по согласованию с профсоюзным комитетом, включается в коллективный договор с мероприятиями по улучшению условий труда и ежегодно пересматривается с учетом проведенной работы по рационализации рабочих мест, механизации ручного труда, совершенствованию его организации и условий. При последующий рационализации рабочих мест составляются новые «Карты условий труда», на основании которых доплаты уменьшаются или отменяются полностью.

2.3. Трудовые коллективы объединений, предприятий, организаций в случаях устранения на рабочих местах вредных производственных факторов или улучшения условий труда могут принимать решения о переводе соответствующих видов работ из раздела с особо тяжелыми и особо вредными в раздел с тяжелыми и вредными условиями труда, или относить их к работам с нормальными условиями труда, независимо от того, что они предусмотрены в отраслевом перечне работ, указанном в п. 2.1 настоящего «Типового положения».

2.4. Министерства и ведомства на основании предложений объединений, предприятий, организаций в случаях внедрения новых технологических процессов могут вносить совместно с соответствующими центральными комитетами профсоюзов и по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС в отраслевой перечень работ, указанный в п. 2.1 настоящего «Типового положения», дополнительно работы, на которых современными техническими и другими средствами и методами не представляется возможным устранить вредные производственные факторы.

Таблица 2.2. Доплаты в зависимости от состояния условий труда

Работа

Число фактиче­ских баллов

Размеры доплат к тарифной ставке (окладу), %

С тяжелыми и вредными

До двух

4

условиями труда

2,1-4,0

8

4,1-6,0

12

С особо тяжелыми и осо­

6,1-8,0

Требования закона о специальной оценке условий труда, примерная структура положения

По смыслу действующего трудового законодательства СОУТ (специальная оценка условий труда) должна проводиться на всех предприятиях. Исключение составляют удаленные работники и физические лица, которые не являются предпринимателями.

Порядок проведения процедуры регулирует закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ). Этим правовым источником не установлено обязанности работодателя по изданию положения о СОУТ, однако процедура оценки достаточно сложна, поэтому в некоторых организациях рассматриваемый нами нормативный локальный акт существует.

Как уже говорилось ранее, разрабатывается положение о специальной оценке условий труда самостоятельно работодателем и, как все локальные документы, утверждается руководителем. Так как типового образца законодательством не установлено, при составлении акта целесообразно пользоваться положениями Закона № 426-ФЗ.

Не знаете свои права?

Структура положения может выглядеть таким образом:

  1. Общие положения.
  2. Организация и подготовка к СОУТ.
  3. Проведение СОУТ.
  4. Подведение итогов СОУТ.

Какую именно информацию следует включить в описываемый локальный акт? Если отталкиваться от норм Закона № 426-ФЗ, то содержание разделов документа будет следующим:

  1. В первой части фиксируются вводные теоретические сведения о СОУТ, права и обязанности работников и работодателя, связанные с процедурой оценки. Также здесь следует оговорить, что комиссия проводится совместно работодателем и специализирующимся по СОУТ учреждением.
  2. Далее указывается обязанность работодателя обеспечить и профинансировать проведение комиссии, определяется периодичность оценки и факторы, в связи с которыми осуществляется внеплановая процедура. В этом же разделе необходимо уделить внимание описанию порядка избрания комиссии по СОУТ, перечислить ее функции, задачи, полномочия, четко прописать регламент работы и принятия решений.
  3. В третьем разделе можно перечислить основные этапы проверки, а именно: выявление вредных факторов и условий труда, проведение замеров и других исследований, классифицирование условий труда, оформление результатов. Все эти манипуляции осуществляются экспертами организаций, которые специализируются по СОУТ, на основании установленных законом методик и требований. При этом описываемые процессы от предписаний принятого на предприятии положения не зависят.
  4. Последней главой устанавливается порядок утверждения отчета специализированной организации комиссией по СОУТ, а также перечисляются действия работодателя по информированию работников о результатах оценки, передаче данных контролирующим органам, проведению рекомендованных экспертным учреждением мероприятий в целях улучшения условий труда.

Таким образом, издание на предприятии положения о СОУТ позволяет упорядочить процесс оценки условий труда и облегчить его контроль. Разработка данного документа должна производиться специалистами в области охраны труда. В качестве ориентира можно использовать Закон № 426-ФЗ, в котором подробно излагаются все вопросы, касающиеся порядка проведения спецоценки.

Госкомтруда СССР

и Секретариата ВЦСПС

Типовое положение
об оценке условий труда на рабочих местах и порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочих за условия труда

2. Порядок применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда Приложение 1. Карта условий труда на рабочем месте Приложение 2. Гигиеническая классификация труда (по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса) Приложение 3. Пример оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах Приложение 4. Критерии для экспресс-оценки состояния условий труда

В целях обоснованного определения размеров доплат за работу с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда рекомендуется следующий порядок оценки фактического состояния условий труда на рабочих местах и применения отраслевых перечней работ, на которых могут производиться указанные доплаты.

1. Оценка состояния условий труда на рабочих местах

1.1. Фактическое состояние условий труда оценивается на рабочих местах, где выполняются работы, предусмотренные отраслевым перечнем работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным министерством, ведомством по согласованию с ЦК профсоюза.

1.2. Оценка фактического состояния условий труда производится на основе данных аттестации рабочих мест или специальных инструментальных замеров уровней факторов производственной среды, которые отражаются в Карте условий труда на рабочем месте (Приложение N 1).

Если показатели фактического состояния факторов производственной среды равны или ниже показателей ПДК и ПДУ, то в Карте условий труда (гр. 4) против соответствующих факторов ставится прочерк "-".

1.3. Степени вредности факторов производственной среды и тяжести работ устанавливаются в баллах по критериям, приведенным в Гигиенической классификации труда, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 12 августа 1986 г. N 4137-86 (Приложение N 2).

Превышение ПДК и ПДУ на рабочих местах считается нарушением норм и правил по охране труда, что не исключает возможности использования техническими инспекторами труда профсоюзов представленных им прав.

Количество баллов по каждому значимому фактору проставляется в Карте условий труда (гр.5). При этом для оценки влияния данного фактора на состояние условий труда учитывается продолжительность его до действия в течение смены. Баллы, установленные по степеням вредности факторов и тяжести работ, корректируются по формуле:

Х фактич. = Х ст. x Т, где:

Х ст. - степень вредности фактора или тяжести работ, установленная по показателям Гигиенической классификации труда (Приложение N 2 к настоящему Типовому положению), которая указывается в графе 5 Карты условий труда;

Т - отношение времени действия данного фактора к продолжительности рабочей смены. Если время действия этого фактора составляет более 90 процентов рабочей смены, то Т = 1.

Пример оценки фактического состояния условий труда приводится в Приложении N 3 .

1.4. Министерства и ведомства могут по согласованию с соответствующими центральными комитетами профсоюзов вводить в отраслевые положения об оценке условий труда, разрабатываемые на основе настоящего Типового положения, дополнительно к факторам, предусмотренным в Карте условий труда (Приложение N 1), другие факторы, наиболее полно учитывающие специфику работ, выполняемых на предприятиях данной отрасли.

1.5. Для предприятий, имеющих ограниченные возможности проводить инструментальные замеры уровней факторов производственной среды допускается, в порядке исключения, применение метода экспресс-оценки состояния условий труда по критериям, приведенным в приложении N 4 .

1.6. Размеры доплат в зависимости от фактического состояния условий труда устанавливаются руководителями объединений, предприятий и организаций по согласованию с профсоюзным комитетом по следующей шкале:

1.7. Доплаты устанавливаются по конкретным рабочим местам и начисляются рабочим только за время фактической занятости на этих местах.

1.8. Руководители объединений, предприятий и организаций при переводе рабочих на новые условия оплаты труда могут, в порядке исключения, устанавливать по согласованию с профсоюзным комитетом на отдельных рабочих местах, где производилась оплата труда по повышенным тарифным ставкам (окладам) и на которых выполняются работы, предусмотренные в отраслевом перечне работ, указанном в п.1.1 настоящего Типового положения, временно сроком до одного года размеры доплат за условия труда выше, чем они определены по шкале, приведенной в п.1.6 настоящего Типового положения. При этом размеры доплат не должны превышать 12 процентов тарифной ставки (оклада) на работах с тяжелыми и вредными условиями труда и 24 процентов - на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда.

2. Порядок применения отраслевых перечней работ,
на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда

2.1. Министерства и ведомства на основе Типовых перечней работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденных Госкомтрудом СССР и ВЦСПС по отраслям народного хозяйства, разрабатывают и по согласованию с центральными комитетами профсоюзов утверждают соответствующие отраслевые перечни работ.

2.2. Объединения, предприятия, организации с учетом отраслевого перечня работ, указанного в п.2.1 настоящего Типового положения, и результатов аттестации рабочих мест разрабатывают перечень рабочих мест и конкретных работ, на которых устанавливаются доплаты рабочим за условия труда с указанием размеров этих доплат в соответствии с п.1.6 настоящего Положения. Указанный перечень утверждается по согласованию с профсоюзным комитетом, включается в коллективный договор с мероприятиями по улучшению условий труда и ежегодно пересматривается с учетом проведенной работы по рационализации рабочих мест, механизации ручного труда, совершенствованию его организации и условий. При последующей рационализации рабочих мест составляются новые Карты условий труда, на основании которых доплаты уменьшаются или отменяются полностью.

2.3. Трудовые коллективы объединений, предприятий, организаций в случаях устранения на рабочих местах вредных производственных факторов или улучшения условий труда могут принимать решения о переводе соответствующих видов работ из раздела с особо тяжелыми и особо вредными в раздел с тяжелыми и вредными условиями труда, или относить их к работам с нормальными условиями труда, независимо от того, что они предусмотрены в отраслевом перечне работ, указанном в п.2.1 настоящего Типового положения.

2.4. Министерства и ведомства на основании предложений объединений, предприятий, организаций в случаях внедрения новых технологических процессов могут вносить совместно с соответствующими центральными комитетами профсоюзов и по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС в отраслевой перечень работ, указанный в п.2.1

Поделиться