Внушение. Внушение в состоянии естественного сна Гипноз для детей во время сна

Как внушить человеку что-либо, не обладая навыками гипноза? Есть простое и эффективное решение - внушение во сне!

Как и обещал в предыдущей статье, сейчас я расскажу, как легко и просто внушить человеку то, что ему необходимо, не обладая навыками гипнотического воздействия.

Недалекие люди могут попытаться воспользоваться этим, как руководством для воплощения грязных идей.

Спешу успокоить всех остальных, что это обычно оканчивается ничем, ибо такого рода внушения, даже если и сработают, то не будут прочными. А иногда могут вызвать и ответную реакцию.

Сведущие люди об этом знают, поэтому ерундой не занимаются , а получают разрешение на внушение во сне, и согласовывают с клиентом и процедуру, и текст.

Тем более это актуально , если вы будете делать такое внушение своему ребенку. Вы же не хотите, чтобы он испугался, если вдруг проснется во время ваших опытов, да?

Итак, о технике безопасности я вас предупредил, теперь непосредственно сам опыт!

Для того, чтобы внушить человеку что-либо во сне , надо сделать следующее:

  1. Определить задачи, которые необходимо решить с помощью внушения;
  2. Написать текст внушения;
  3. Проверить этот текст на экологичность;
  4. Согласовать процедуру с клиентом;
  5. Дождаться подходящего момента и сделать внушение;
  6. Утром опросить клиента;
  7. Повторить внушение столько раз, сколько потребуется до достижения результата.

Объясню на примере:

Например , у вашего ребенка отставание по английскому языку. И он, и вы понимаете, что ему сложно запоминать и воспроизводить слова на иностранном языке .

  1. Задача - улучшить запоминание слов на английском языке ;
  1. Текст внушения может быть таким:

«Сейчас ты спишь глубоко, крепко. Тебе снится приятный, расслабляющий сон. И в этом сне ты слышишь мой голос.

Я говорю тебе: «Ты обожаешь английский язык! Ты испытываешь настоящее удовольствие и наслаждение, когда думаешь, говоришь, пишешь и читаешь на английском языке, когда слушаешь и свободно понимаешь чужую речь.

Каждый текст внушения подбирается по ситуации, исходя из личных особенностей и задач.

Закончить внушение можно так:

«Ты запомнил(а) все установки, которые я сказал(а) тебе во сне.

Твое подсознание сделает все возможное, чтобы ты смог(а) усвоить эти установки максимально эффективно, с удобной для себя скоростью, используя все скрытые резервы твоей памяти!

А сейчас, пока ты продолжаешь крепко спать, твое подсознание помогает тебе усвоить эти установки также крепко, и убирает все то, что мешает тебе легко и свободно учить английский язык » и т.п.

Надо понимать, что это всего лишь фрагмент реальной установки, которую можно сделать во сне.

  1. Под проверкой на экологичность подразумевается элементарная процедура.

Напишите текст внушения, потом отложите его на 15-30 минут в сторону. После вернитесь к тексту и прочитайте.

Если текст не вызвал у вас внутренний дискомфорт, а мысль внушения понятна и проста , то его можно использовать.

  1. В нашем примере стоит согласовать процедуру внушения и сам текст с ребенком. Расскажите ему, что, как и когда вы собираетесь делать.

Какие результаты можно получить от такого внушения, насколько это может быть полезно и продуктивно .

Безусловно, на все эти опыты необходимо согласие ребенка!

  1. Внушение во сне наиболее эффективно во время быстрой фазы сна.

Определить ее можно по быстрому движению глаз под закрытыми веками. Это значит, что спящий видит сон.

Наступает эта фаза у всех в свое время (примерно, через 40 минут как человек заснет) и в начале сна непродолжительна (около пяти минут). Поэтому вам придется понаблюдать за спящим.

Просто сидите рядом (на стуле, но не на кровати!) и наблюдайте за глазами спящего.

За время наблюдения вы, находясь в полумраке и сконцентрировав внимание на глазах спящего, сами погрузитесь в то состояние , которое необходимо для успешного внушения.

Поэтому ничего дополнительно, как советуют многие, делать не надо! Не нужны ни «подстрока», ни «ведение», которые так любят нлписты и эриксонисты.

Вы уже будете в нужном состоянии к началу сеанса , сами собой, без лишних усилий!

Напоминаю, что внушение не должно быть долгим , не более пяти минут, ибо начальные фазы быстрого сна довольно непродолжительны.

  1. Утром , непосредственно после пробуждения, опросите ребенка.

Спросите, как ему спалось. Какие сны он видел, что запомнил.

Не огорчайтесь, если он не помнит ваше внушение. Ваша цель другая - активизировать внутренние резервы его психики.

Главное , чтобы он не испытывал какой-либо дискомфорт от внушения.

  1. Для того, чтобы внушение было эффективным, надо менять его формулы время от времени.

В данном примере я бы сделал пять внушений подряд с одной формулировкой, потом пять с другой.

Всего цикл из десяти внушений через ночь. При правильном подходе этого вполне достаточно, чтобы получить зримые, ощутимые результаты .

Будут вопросы , задавайте либо на емейл [email protected] либо в комментариях.

Пробуйте, экспериментируйте! У вас все получится!

PS. А в следующей статье я расскажу, как выучить иностранный язык с помощью гипноза , да-да! Это не враки, не фантастика, и не разводилово для лохов! Это есть и это работает! Проверено моими клиентами!

Внушение во сне

Сон, по И. П. Павлову,- это состояние торможения ко­ры головного мозга, спускающееся и на его нижележа­щие отделы. Согласно современным воззрениям, это не тотальное торможение, так как около половины нейро­нов мозга во время сна активны. Сон наступает в ре­зультате активной функции таламо-кортикальных син­хронизирующих аппаратов мозга.

Нейрофизиологические исследования, проведенные в последние годы, показали, что можно различать два ви­да сна: 1) обычный, или медленный, сон, при котором с состоянием полного покоя отмечается замедление ритма дыхания и сердечной деятельности, а также по­явление на электроэнцефалограмме медленных волн; 2) парадоксальный, или быстрый, сон или сон со сно­видениями. Во время этого сна наблюдаются быстрые движения глазных яблок, изменчивость, нерегулярность вегетативных проявлений (пульса, дыхания). Электро­энцефалограмма приближается к наблюдаемой во вре­мя бодрствования, хотя и имеет некоторые особенности (вспышки альфа-волн в затылочной области по частоте на 1-2 гц меньше, чем во время бодрствования; обна­руживается низковольтная активность; вспышки острых волн частотой 2-3 в секунду в центральной области коры, длящиеся несколько секунд и связанные по вре­мени с быстрыми движениями глаз). Во время парадок­сального сна наблюдаются сновидения.

По всей вероятности, во время медленного сна проис­ходит консолидация следов, т. е. перевод их в долговре­менную память, а также освобождение емкостей опера­тивной памяти, во время быстрого сна «отреагирование» переживаний.

Парадоксальный сон чередуется с медленным. Он сменяет его 4-5 раз в течение ночи и длится каждый раз 6-8, реже 15-20 минут, занимая около 20-25% всего времени поведенческого сна. Первый период пара­доксального сна наступает через 45-90 минут после засыпания. Этот вид сна регулируется древними меха­низмами ствола мозга. При его депривации наблюдают­ся невротические проявления. Как для обычного медлен­ного, так и для парадоксального сна характерен «пере­рыв непрерывности потока сознания», с утратой способ­ности отдавать себе отчет в месте, времени и окружаю­щем. При сновидениях, кроме того,- переживание иной ситуации.

Между состояниями сна и бодрствования существует целая гамма переходов. Сон может быть частичным, а глубина сонного торможения - различной. В связи с этим, по мнению И. П. Павлова, могут возникать раз­личные гипнотические (фазовые) состояния (уравни­тельная, парадоксальная, ультрапарадоксальная и нар­котическая фазы). Во время естественного сна у спяще­го нередко обнаруживают избирательную чувствитель­ность к определенным раздражителям, в то время как другие, даже более сильные, раздражители, могут за­метного влияния не оказывать. Это возможно в тех случаях, когда во время сна участки бодрствования обра­зуют «сторожевой пункт». Через него спящий может поддерживать контакт - раппорт (от франц. rapport - отношения, связь, сношения) с внешним миром. Естест­венно, что сон со «сторожевым пунктом» будет частич­ным. Поскольку явления раппорта являются важной предпосылкой, обеспечивающей возможность лечения внушением во время сна, остановимся на них несколько подробнее.

Явления раппорта свойственны не только человеку. Они встречаются и в животном мире, являясь биологи­чески целесообразными. В связи с этим способность к сохранению сторожевого пункта во время сна, возник­шая в процессе приспособления организма к условиям внешней среды, должна была закрепиться путем есте­ственного отбора. В. Н. Сперанский следующим образом объяснял происхождение раппорта: «Сторожевое живот­ное бдительно охраняет стадо. В случае приближения опасности оно издает особый звук, сигнал, и этого до­статочно, чтобы все стадо было на ногах, готовое к бегству, защите и т. п., в зависимости от характера сиг­нала. Никакие другие шумы, наполняющие лес, не тре­вожат сон стада. Между сторожем и стадом поддерживается раппорт. Если бы его не было, стадо погиб­ло бы».

Интересное наблюдение приводит Л. А. Орбели: «Го­ловоногий моллюск-осьминог обладает сменой сна и бодрствования. Он укладывается на дне аквариума, подбирает вокруг себя ноги, закрывает глаза и спит. Но из восьми ног одну ногу он оставляет дежурной. Семь ног опутаны вокруг туловища, а восьмая торчит кверху и проделывает все время вращательные движе­ния. Интересно, что если во время сна какой-нибудь палочкой тронуть у него туловище или конечность, он не просыпается, но если вы прикоснетесь к дежурной лапе, то просыпается, выпускает черную краску и вооб­ще проявляет соответствующую активную реакцию». Очевидно, во время сна моллюска сохраняется стороже­вой пункт, через который и осуществляется контакт (раппорт) с внешним миром.

Б. Н. Бирману удавалось экспериментально получать у собак сон с явлениями раппорта. Для этого у живот­ного вырабатывался условный рефлекс на строго опре­деленный тон (до -265). Затем животное погружалось в глубокий сон действием отрицательных, дифференцировочных, инактивных раздражителей. Теперь при дей­ствии тона до -265, сочетавшегося ранее всегда с под­кармливанием, животное немедленно пробуждалось, в то время как оно почти или совсем не реагировало на другие раздражители (свист, бульканье, сильный стук в дверь). «Очевидно,- указывает Б. Н. Бирман,- в за­торможенной коре собаки один пункт сохранял свою возбудимость, оставался бодрствующим. Этот пункт, ре­агировавший на тон до -265, сохраняет, таким образом, связь эффекторных аппаратов с этим раздражителем, тогда как связь с остальными внешними раздражителя­ми была прервана, выключена. Благодаря существова­нию такого сторожевого пункта сон мог бы быть глу­боким, но не был полным - это был сон с частичным бодрствованием».

Благодаря наличию сторожевого пункта во время сна спящий может поддерживать контакт с внешним ми­ром. Восприятие речи во время сна возможно только при наличии сторожевого пункта, через который осуще­ствляется раппорт. Сон со сторожевым пунктом может быть естественным, гипнотическим и неглубоким нарко­тическим, что позволяет лечить внушением.

^ ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ ЕСТЕСТВЕННОГО СНА

Уставшая мать может крепко заснуть возле ребенка и не реагировать на шум, доносящийся с улицы, звонки или стук из соседней комнаты. Однако достаточно по­явиться малейшему шороху, исходящему от ребенка, как она услышит и сразу же проснется. Солдат может крепко спать, не пробуждаясь от доносящихся громких звуков стрельбы, однако сразу же проснется, как толь­ко услышит сигнал тревоги, поданный часовым. Анало­гичным образом капитан на корабле может проснуться, как только прекратится монотонный стук машины, мель­ник- если остановится мельница и перестанет доно­ситься стук колес. Во всех этих случаях во время естест­венного сна имеется сторожевой пункт, через который поддерживается раппорт со строго определенным раз­дражителем. «Пункт» этот по существу является слож­ной системой, включающей устройство, обеспечивающее прием сигнала, его сличение и эффекторный механизм, способный вызвать полное или неполное пробуждение.

Как было показано нами (1940), сторожевой пункт во время естественного сна может возникнуть, если человек засыпает при восприятии речи и связь между ним и ис­точником речи продолжает сохраняться (особенно если при этом произносятся фразы «Спите спокойно, не про­сыпайтесь... Слушайте и запоминайте слова... Наутро бу­дете все помнить...») или если он перед сном настроит себя на восприятие речи, внушит себе, что будет спать и слушать речь не просыпаясь. Можно образовать сторо­жевой пункт и при помощи других приемов, например предварительного внушения наяву или в гипнотическом сне. Оказалось, иногда можно не только воспринимать речь (например, слова иностранного языка), но и сохра­нять ее в памяти в актуальном либо латентном виде. В первом случае человек может усилием воли актуали­зировать, т. е. вспомнить, воспринятое, во-втором - не может, но необычно легко выучивает его по пробуж­дении.

Сам процесс восприятия речи во время сна не осозна­ется. Испытуемые не отдают себе отчета в том, что они слушают речь, которая переживается как мысли, неиз­вестно как попавшие в голову, спонтанно появившиеся или же возникшие по логическому ходу действий, раз­вернувшихся в сновидении (А. М. Свядощ, 1940, 1962-1965).

Согласно современным воззрениям, при восприятии в состоянии бодрствования сигнал от органа чувств по­ступает в мозг - корковую проекционную зону данного анализатора - и несет информацию о характере раздра­жения. Одновременно сигнал от органа чувств поступа­ет в ретикулярную формацию. Отсюда по «неспецифи­ческому» пути с запозданием на несколько миллисекунд направляются импульсы, активирующие кору. Во время глубокого естественного сна и даже в состоянии нарко­за звуковой сигнал от органов чувств поступает в кору мозга и вызывает реакцию на электроэнцефалограмме. Однако импульсов из ретикулярной формации не посту­пает. Сигнал остается изолированным, не связанным с другими участками мозга, и человек, проснувшись, не может его вспомнить. Ведь сотни людей спят в то вре­мя, когда кто-нибудь разговаривает или идет радиопе­редача, однако наутро обычно не помнят того, о чем го­ворилось во время их сна. Не трудно добиться поступ­ления сигнала в кору мозга, трудно добиться его усвое­ния - возможности воспроизведения по пробуждении 1 . Последнее оказалось невозможным во время глубокого сна (когда на электроэнцефалограмме доминируют мед­ленные волны) и удается лишь при неглубоком сне.

Как не любая речь, воспринятая в состоянии бодрст­вования, так и не всякая речь, воспринятая во время сна, оказывает внушающее действие. Если для целей обучения во время сна (гипнопедии) очень важно, чтобы воспринятое не подвергалось амнезии, т. е. чтобы по пробуждении человек мог вспомнить воспринятое во время сна, то для целей внушения этого не требуется. Наоборот, практика гипнотерапии показывает, что вну­шения особенно действенны, если по пробуждении от сна они подвергаются амнезии. Это относится и к вну­шениям во время сна естественного. Поэтому техника внушения во время естественного сна отличается от тех­ники, применяемой с целью гипнопедии.

Внушением во время естественного сна путем нашеп­тывания фраз спящему пробовали лечить детей Н. В. Вяземский, Burdon, Coué и др. Особенно широкое распространение этот метод нашел в США. Эффект от внушения во время естественного сна нередко не усту­пал эффекту при глубоком гипнозе. Дети иногда разго­варивают во время естественного сна, и с ними удается установить речевой контакт. Однако он обычно быстро утрачивается, и попытки внушить им что-либо в таком состоянии удаются редко. В общем установить рап­порт с человеком, спящим естественным сном, трудно.

^ Техника внушения во время естественного сна . Внуше­ния во время сна проводятся тихим голосом, внушаю­щим тоном. Чаще всего они начинаются словами: «Спи­те глубже, не просыпайтесь. Засыпайте глубже и глуб­же... С каждым днем вы себя чувствуете лучше и лучше, лучше и лучше...» Далее следует лечебное внушение, повторяемое с паузами до 5 секунд несколько раз (се­рия внушений). Она чередуется со словами «Спите глуб­же, глубже... С каждым днем чувствуете себя все луч­ше и лучше...» За сеанс проводятся 5-6 серий внуше­ний. Возможны различные варианты техники внушения во время сна.

Вариант 1 . Садятся у изголовья спящего. Прикасаются к его пальцу и слегка удерживают последний так, чтобы не разбудить спящего (при этом все же глубина сонного торможения у спящего уменьшается). Далее в течение 2-3 минут тихим шепотом, в ритм дыхания, повторяют слова «Спи-те глуб же, спи-те глуб-же», за­тем начинают то несколько замедлять ритм слов, то несколько ускорять его. Если при этом ритм дыхания спящего также начнет соответственно то ускоряться, то замедляться, контакт установлен и можно переходить к лечебным внушениям. До их производства целесообразно сказать спящему «Мой голос вас не будит, не про­буждает, .спите все глубже, глубже и глубже...». В случае, если при попытке установления раппорта спящий проснется, можно прибег­нуть к описываемой ниже обычной технике гипнотизации -лучше всего легкими пассами и внушением наступления сна при помощи речи. Просить больного открыть глаза и фиксировать взглядом ка­кой-нибудь предмет нецелесообразно, так как это может привести к рассеиванию просоночного состояния, если пробуждение от сна было неполным. Ориентировочная реакция проснувшегося и его недоумение по поводу происходящего делают погружение в гипно­тический сон взрослых людей, заранее не предупрежденных об этом, весьма затруднительными

Вариант 2 . Больному днем разъясняют лечение внушением во время сна. Текст внушения записывают на ленту магнитофона и начало его (первые 1-2 минуты) дают прослушать в бодрствую­щем состоянии, чтобы в дальнейшем ослабить ориентировочную ре­акцию (если больной настаивает, разрешают прослушать весь текст). Предлагается поставить на ночь магнитофон или динамик от него недалеко от изголовья спящего и включить, когда тот будет

Лежать в постели и захочет спать. Больной должен заснуть под звуки передачи (после ее окончания магнитофон отключается либо автоматически, либо лицом, проводящим лечение).

На ленте записывается текст примерно следующего содержания, во многом напоминающий формулы гипнотизации: «Засыпайте спо­койным сном. Ни о чем постороннем не думайте. По счету 30 буде­те спать. Раз... два... три...» и т. д. считают до 30 медленным, моно­тонным голосом - полушепотом, с паузами в 3-4 секунды между словами. «Спите спокойно, не просыпайтесь... С каждым днем чув­ствуете себя все лучше и лучше...» и далее следуют формулы ле­чебного внушения. Они произносятся тихим голосом, но внушаю­щим тоном. Формулы повторяются с паузами в 3-4 секунды 5-6 раз. После этого следуют слова: «Спите спокойно, не просыпайтесь. С каждым днем чувствуете себя все лучше и лучше», далее вновь идет серия внушений и так 5-10 раз. В заключение говорится: «Спите спокойным глубоким сном. Наутро будете себя чувствовать бодрым, хорошо выспавшимся». Сеансы повторяются ряд ночей подряд.

Внушение может проводиться и непосредственно врачом без применения магнитофона или он может включаться и выключаться помощником врача. Наступающий естественный сон сочетается с элементами сна гипнотического. Поддерживаемый речевой контакт при засыпании облегчает восприятие речи.

Вариант 3 . Внушение делают ночью в течение первых 15-40 минут сна и далее под утро за 1-2 часа до пробуждения. Садятся на расстоянии метра от спящего (обычно ребенка) и тихим голосом произносят слова: «Спи глубже, глубже... Не просыпайся.» Далее 20 раз повторяют слова внушения. Например, ребенку с ночным недержанием мочи говорят: «Теперь ты можешь удерживать мочу всю ночь. Твоя кроватка всегда сухая и чистая». Если ребенок проснулся, переносят сеанс на следующую ночь. Воспринятое под­вергается амнезии. У некоторых больных с навязчивыми страхами или мыслями, или лиц, страдающих от дурной привычки, может во время сна происходить избирательное восприятие речевых сигналов, адресующихся к имеющемуся у них «больному пункту», в то время как усвоения речи нейтрального содержания может и не быть. Су­дить о том, что речь была воспринята, приходится по терапевтиче­скому эффекту (критерий не надежен). Иногда с этой целью можно предложить больному запомнить те или иные слова, например 10 русских слов, которые многократно повторяют, или 2-3 фразы, рисующие какую-либо сцену («Вы на берегу мо­ря...»). При этом говорится: «Будете помнить эти слова. Наутро сможете их рассказать». Наутро предлагают один раз прослушать 20 слов, среди которых даны в разбивку 10 читавшихся во время сна, и сравнивают, какие слова лучше запомнились (воспроизвести их спонтанно обычно не удается) или же выясняют, не нашла ли речь, воспринятая во время сна, отражения в сновидении. Невоз­можность воспроизведения речи нейтрального содержания не опро­вергает возможности восприятия внушений. Запоминание речи во время сна вслед за терапевтическими внушениями иногда в силу интерференции может ослабить терапевтический эффект внушения, поэтому оно нежелательно.

Вариант 4 . Предварительно днем во время гипнотического сна или наяву внушают больному: «Сегодня ночью вы заснете под звуки моего голоса и услышите то, что я вам скажу. Будете спать и слышать, не просыпаясь», В остальном лечение проводится, как в варианте 3. При другой модификации больному предварительно аналогичным образом внушается, что он будет ночью спать спокой­ным сном. Сквозь сон услышит счет до 12 и внушения, которые ему сделают. Далее ночью проводится лечение, как в варианте 3, но начинают сеанс со счета от 1 до 12. Считают тихим голосом, со скоростью примерно одного слова в секунду. Применение счета об­легчает настройку на заданный сигнал.

Вместо предварительного внушения предварительная настройка на восприятие речи может быть достигнута путем самовнушения. Для этого предлагается испытуемому сесть или лечь в удобной позе и мысленно несколько раз повторять слова: «Буду спать и слышать, спать и слышать, спать и слышать, не просыпаясь».

Самовнушение более эффективно, если оно осуществляется в со­стоянии релаксации, вызванном аутогенной тренировкой.

Вариант 5 . Больного переводят из состояния сна в просо-ночное состояние, с ним устанавливают речевой контакт, затем да­ют вновь заснуть. Для этого кладут руку на голову спящего, он слегка пробуждается и ему предлагают выполнить простейшие дей­ствия (говорят: «Поднимите руку... выше... выше. Продолжайте спать... Спите глубже, глубже...»). Далее переходят к лечебным внушениям.

Сеансы внушения во время естественного сна могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. В нашей клинике В. А. Сухаревым они проводятся кол­лективно при лечении больных хроническим алкоголиз­мом и неврозами. Применяется главным образом вари­ант 5 методики. Коллективные сеансы гипнотерапии днем сочетаются с коллективными сеансами внушения во время естественного ночного сна. Динамики установ­лены в палатах. Внушение проводится путем воспроиз­ведения звукозаписи. При коллективных сеансах внуше­ния во время естественного сна больным неврозами внушается покой и общее хорошее самочувствие («С каж­дым днем чувствуете себя все лучше и лучше. Совершен­но спокойны. Настроение ровное, хорошее. Полны бод­рости, силы, энергии»).

Для проведения коллективных сеансов внушения во время ночного сна может быть рекомендован предло­женный нами вариант методики, получивший название никтосуггестии (от греч. «никтос» - ночь и «суггес­тия»- внушение). При нем первоначально проводится сеанс коллективной гипнотерапии или внушения наяву, во время которого вырабатывается «сторожевой пункт», обеспечивающий восприятие речи во время ночного сна. Для этого больному предварительно внушается, что но­чью он будет спать, не просыпаясь, но сквозь сон услы­шит сигнал (счет до 12) и далее слова внушения. Ночью включается магнитофон с записью голоса врача. Боль­ной слышит сигнал (счет до 12) и далее фразы: «Спите глубже, не просыпайтесь... Дыхание ровное, спокойное... Засыпайте все глубже и глубже...». Затем следуют слова лечебного внушения. В заключение больному внушает­ся, что он будет продолжать спать глубоким сном.

При этом варианте методики в большинстве случаев больные во время внушения продолжают спать, не про­сыпаясь. Если же кто-либо из них проснется, то методи­ка фактически предусматривает гипнотизацию проснув­шегося с последующим переводом гипнотического сна в естественный ночной.

Лечение внушением во время естественного сна не все­гда легко осуществимо. Иногда сон слишком чуткий, по­верхностный и пробуждение наступает легко или очень резко выражена ориентировочная реакция и требуется ряд повторных сеансов, чтобы ее угасить. Иногда, нао­борот, сон слишком глубок и добиться раппорта со спя­щим не удается. Наиболее широкое применение этот метод нашел при лечении фобий и истерических симпто­мов у детей. Используется он также для борьбы с она­низмом, ночным недержанием мочи и некоторыми вред­ными привычками у детей. При лечении навязчивых со­стояний у взрослых, а также явлений невроза ожидания иногда наблюдается ослабление навязчивых страхов и улучшение общего самочувствия (внушается «не ду­мать о болезненном симптоме; если и вспомните, не вол­нуйтесь, будьте совершенно спокойны...»).

^ ВНУШЕНИЕ В СОСТОЯНИИ ГИПНОТИЧЕСКОГО СНА

Слово «гипноз» происходит от греческого «hypnos - сон. Термин этот был впервые предложен в 1843 г. ан­глийским хирургом Braid. Явления гипноза были извест­ны еще жрецам Древнего Египта и Индии, однако при­влекли к себе внимание лишь с 70-х годов XVIII столе­тия, со времени опытов венского врача Mesmer.

Во времена Mesmer p медицине еще широко применялось лече­ние магнитами. Горячим сторонником этого лечения являлся Парацельс, который полагал, что магнит обладает особыми загадочными свойствами. Так же, как магнит может притягивать железные опил­ки, он якобы может оказывать влияние и на ткани человека, «вы­тягивая» болезнь и устраняя боли. Лечение магнитом сводилось к тому, что им водили вдоль больной части тела (делали пассы), причем нередко отмечалось, что боли при этом исчезали. Mesmer заметил, что одними движениями своей руки вдоль тела больного ему удается достигнуть такого же эффекта, как при лечении магни­том. Не распознав явлений внушения, лежащих в основе этого, Mesmer пришел к ошибочному выводу о том, что он обладает той же особой «силой», что и магнит, и назвал эту будто бы присущую ему силу «животным магнетизмом».

Приехав из Вены в Париж, Mesmer стал широко лечить там больных «животным магнетизмом». Когда число желающих лечить­ся настолько возросло, что он не мог всех их лечить «магнетиче­скими пассами» лично, Mesmer попытался собрать якобы присущий ему «животный магнетизм» в чан с водой, просто опустив в него для этого свои руки. Оказалось, что эта «намагниченная» вода могла оказывать такое же лечебное действие на больных, как и сам Mes­mer. Тогда он стал «намагничивать» различные предметы - тарел­ки, кровати, деревья, железные опилки - и пропускать «магнетиче­скую силу» по трубам. Нередко больные, державшиеся за эти тру­бы, впадали в состояние оцепенения (каталепсии); многие после «лечения» начинали чувствовать себя лучше.

Исходя из фантастических астрологических представлений, ши­роко распространенных в ту эпоху 1 . Mesmer создал целую теорию, согласно которой в мире якобы разлита особая невидимая жид­кость- «магнетический флюид», наличием которой будто бы объясняется влияние небесных тел друг на друга, на судьбы людей, а также явления «животного магнетизма».

Многочисленные шарлатаны, которые стали ездить по разным юродам и демонстрировать публике «чудеса магнетизма», продол­жали пропагандировать эти взгляды Mesmer. Пережитком подоб­ных взглядов являются сохранившиеся кое-где и до наших дней представления о том, что явления гипноза окружены ореолом таин­ственности, что личность гипнотизера излучает какие-то особые силы («флюиды»), гипнотизировать может только тот, кто обладает «осо­бой силой воли», «особым взглядом», черными глазами и т. п.

По И. П. Павлову, гипнотический сон - это условно-рефлекторный сон, вызванный внушением и характери­зующийся наличием сторожевого пункта, через который поддерживается контакт между загипнотизированным и гипнотизером. Гипнотический сон является частичным сном.

Нельзя согласиться с мнением, согласно которому «сон не есть гипноз и гипноз это не внушенный сон, не модификация сна и не что-либо промежуточное между сном и бодрствованием» (Bass). Против этого взгляда говорит то, что если во время гипнотического сна не про­изводятся какие-либо внушения, то не только всем сво­им обликом загипнотизированный не отличается от чело­века, спящего естественным сном, но и многие соматиче­ские изменения в организме в обоих случаях сходны. Во время как гипнотического, так и естественного сна заме­дляется ритм дыхания, уменьшается частота сердцебие­ний, наступают одинаковые изменения моторной хронаксии мышц-антагонистов (Ф. П. Майоров, А. П. Слободяник), уменьшается безусловная секреция слюны (Н. И. Красногорский, С. Л. Левин, Jennes, Hackman), замедляется обмен веществ (Grafe, Traumann). При по­гружении больного в глубокий гипнотический сон электро­энцефалограмма, как отмечают Dynes и др., остается сходной со снятой в состоянии бодрствования. Однако сходство с состоянием бодрствования отмечается и во время парадоксального сна, хотя принадлежность ко сну не вызывает сомнения. По М. П. Невскому, до опреде­ленной глубины как гипнотический, так и естественный сон проявляются сходными изменениями биоэлектриче­ских потенциалов мозга: наблюдаются фазы уравнива­ния ритма, альфа-веретен, минимальной электрической активности и медленных волн с дельта-ритмом 4-7. От­личия между ними сводятся к следующему: 1) смена биоэлектрических фаз в состоянии естественного сна происходит гораздо быстрее; 2) биоэлектрические изме­нения при естественном сне не ограничиваются теми фа­зами, которые отмечены в гипнозе, а претерпевают по­следовательные, еще более глубокие изменения с появ­лением низкочастотных биоэлектрических колебаний (от 1 до 3 гц), которые имеют регулярный характер и высокое напряжение потенциалов (до 300-500 мкв). Они характеризуют глубокое торможение при физиоло­гическом сне и не обнаруживаются даже при самом глу­боком гипнотическом сне.

По А. А. Меграбяну и М. А. Мелик-Пашаяну, с углуб­лением гипнотического она наступает сдвиг фаз колеба­ний биопотенциалов между лобной и затылочными обла­стями коры головного мозга от 180° к 0°. Синфазность раньше возникает в правом полушарии, чем в левом. Если она становится более резкой слева, то обычно на­ступает утрата раппорта и переход гипнотического сна в естественный. Очевидно, раппорт связан с наличием концентрированного возбуждения в левом полушарии, в речедвигательном анализаторе.

Чешский исследователь Krakora отмечает, что у субъ­ектов, находящихся в состоянии гипнотического сна, пока гипнотизер говорит или пока они выполняют какие-либо приказания, электроэнцефалограмма такая же, как и у бодрствующих. Через некоторое время после послед­него внушения появляется запись, типичная для нор­мального сна, хотя раппорт не утрачивается. Она воз­никает и в тех случаях, когда загипнотизированный дли­тельно сохраняет приданное ему положение. Эти наблю­дения свидетельствуют, по мнению автора, о нестойкости глубины торможения во время гипнотического сна. По нашим данным, в начале гипнотизации отчетливо высту­пает альфа-ритм, что характерно для состояний бодрст­вования (покоя). При погружении больных в глубокий гипнотический сон ритм волн несколько замедляется. Кривая электроэнцефалограмм все же близка к таковой в состоянии бодрствования. Лишь при оставлении боль­ного в состоянии гипнотического сна значительное вре­мя без производства каких-либо внушений появлялась запись, характерная для неглубокого естественного сна. Если на электроэнцефалограмме альфа-ритм исчезает и начинают доминировать медленные волны, т. е. возни­кает картина, характерная для глубокого естественного сна, раппорт утрачивается. Во время как естественного, так и гипнотического сна при электроэнцефалографиче­ском исследовании с применением ритмических световых раздражений обнаруживается снижение уровня лабиль­ности корковых нейронов.

В пользу взгляда на гипноз как на частичный сон го­ворит то, что если загипнотизированного человека оста­вить в таком состоянии и не поддерживать с ним рап­порта, то вскоре гипнотический сон переходит в обычный без сторожевого пункта. Из этого состояния сна испыту­емый может быть либо выведен обычными приемами, которыми пробуждают спящих естественным сном, либо через некоторое время он выходит из него самостоя­тельно.

Во время гипнотического сна, по мнению И. П. Павлова, положительный тонус коры резко снижен вследствие широкой иррадиации торможения. Когда на такую кору в определенный пункт как раздражитель направляется слово-приказ гипнотизера, то этот раздражитель кон­центрирует раздражительный процесс в соответствую­щем пункте и сейчас же сопровождается отрицательной индукцией, которая благодаря малому сопротивлению распространяется на всю кору. Поэтому слово-приказ является совершенно изолированным от всех влияний и делается абсолютным, неодолимым, роковым образом действующим раздражителем даже и потом, при возвра­щении субъекта в бодрствующее состояние.

«Многообъемлемость слова,- писал И. П. Павлов,- делает понятным то, что внушением можно вызвать в гипнотизированном человеке так много разнообразных действий, направленных как на внешний, так и на внут­ренний мир человека... Факт, что гипнотизируемому мо­жно внушить все противоположное действительности и вызвать реакцию, прямо противоположную действи­тельным раздражениям: сладкий вкус вместо горького, необыкновенное зрительное раздражение вместо самого обыкновенного и т. д., без натяжки можно было бы по­нять как парадоксальную фазу в состоянии нервной си­стемы, когда слабые раздражения имеют больший раз­дражительный эффект, чем сильные. Реальное раздра­жение, например, от сладкого вещества, идущее прямо в соответствующую нервную клетку, надо думать, больше сравнительно с раздражающим словом „горький", переходящим из соответствующей звуковой клетки в клетку, отвечающую реальному раздражению горьким, как условный раздражитель первого порядка всегда сильнее условного раздражителя второго порядка» 1 .

Сторонниками психоанализа давно было подмечено что в возникновении гипнотического сна могут играть роль отношения, возникающие между гипнотизером и гипнотизируемым. Эти отношения толковались ими в плане «перенесения» (трансфера) подавленного полового влечения к отцу или матери на личность гипнотизера. С этим нельзя согласиться, но то, что отношение к врачу и те эмоции, которые он вызывает, могут иметь значение при гипнотизации,- бесспорно. Возникающие иногда при гипнотизации неосознаваемые, смутные эрозитические переживания могут способствовать возник­новению торможения двигательной сферы (может быть оживление старых инстинктов сексуального подчинения), особенно, например, при гипнотизации лиц противоположного пола. С детства воспитанная вера в авторитет родительского слова, учителя, начальника, привычка подчиняться им также могут способствовать тому, что по ассоциации аналогичное отношение возникает и к действиям гипнотизера.

Время на чтение: 4 мин

Внушение – это процесс воздействия одним человеком на подсознание другого, при котором совершается некритическое восприятие последним установок, которые насаждаются. Внушение являет собой особо сформированные эмоциональные или словесные конструкции. Психологическое внушение блокирует мышление человека и изменяет его поведение. Многие люди твердо убеждены, что только они контролируют свое поведение и собственные мысли. Но многие специалисты утверждают и доказывают, что существуют такие явления: внушение, телепатия, гипноз. Именно с помощью этих техник одними людьми совершается воздействие над другими, внушение им своих мыслей и желаний. Без внушения не обходится ни единая сфера человеческой деятельности, многие процессы общества происходят только благодаря нему.

Внушение на человека происходит при общении, воспитании, в работе, в отношениях. Иногда данный процесс воздействия на человека применяется с корыстной целью, выгодой, психологическое внушение используется ради вспомогательной терапии, например, при установок на благополучие.

Вместе с понятием внушение используется термин , а человека, использующего суггестию, называют суггестором.

Искусство внушения включает обладание вербальными и невербальными методами воздействия. Часто человек и не понимает, что при общении на него воздействуют, навязывая свои , настроение и мнение.

Сила внушения приумножается при неоднократном повторении воздействия. Нужно несколько раз повторять внушаемую человеку информацию, поскольку он с первого раза не сможет запомнить её и воспринять, как должную информацию.

Сила процесса воздействия зависит от нескольких факторов: настроенности внушаемого, его эмоциональной стойкости, характера воздействия, условий проведения, авторитета внушаемого, податливости , стихийных бедствий и других факторов.

Внушение, техника метода основывается на готовности индивида на подсознательном уровне принять передаваемую информацию, поэтому оно часто эффективнее способа убеждения, который основывается на логических доказательствах.

Психологическое внушение прививает человеку чужие идеи и мысли, чувства и даже ощущения, не используя при этом никакие доказательства или логические объяснения. Данному процессу воздействия очень хорошо подвержены личности, которые проявляют себя, как духовно слабые, робкие, пугливые и стеснительные, те, кто некритически воспринимают других, слишком доверчивые и простодушные, склонные к зависимости от других.

Внушению тяжело поддаются сильные личности, владеющие деловой активностью, инициативные, энергичные; высокомерные и самолюбивые; малообщительные и угрюмые; эксцентричные; слишком откровенные; не зависящие от остальных или имеющие кого-то в собственной зависимости.

Проведению внушения будут способствовать такие факторы:

Внутренняя зависимость;

Переутомление и психофизическое истощение объекта;

Психологическая напряженность;

Неожиданность сообщения информации;

Неоднократное повторение сообщения;

Специфичная эмоциональность и абсолютная логичность суггестора;

Внушение человеку может не осуществиться, если его проведению мешают внутренние барьеры, среди них:

Критически-логический – человек отвергает то, что считает необоснованным логически;

Интуитивно-аффективный – индивид не воспринимает информацию, не вызывающую подсознательного доверия;

Этический – человек не принимает материал, противоречащий его нравственным и этическим законам.

Преодоление описанных барьеров предполагает не направленность на их устранение, а подстраивание. Например, чтобы воздействовать на индивида с небольшим , нужно воздействия сочетать с сильными негативными эмоциями, если данная личность интеллектуально развитая, то использовать позитивные эмоции.

Если объект неуверен или подавлен, к нему лучше всего подойти с повелительным тоном, используя жесты и мимику.

Внушение мыслей

Зачастую самое близкое окружение может из самых доброжелательных побуждений использовать внушение на человека, и сделать так, что он посчитает, что это восприятие его собственное.

При воздействии абсолютно не обязательно использовать только словесный или тактильный контакт, чтобы навязать информацию человеку, можно сделать это и находясь на расстоянии.

Внушение человеку, в отличие от подавляющих феноменов, о которых современные мистики заявляют, как о реальных, являются объективным фактом действительности. Ученые называют его гипнозом. Гипноз способен изменить состояние сознания. Индивид, который пребывает в бодром состоянии или, наоборот, в спящем, плохо поддается гипнотизированию. Чтобы гипнотическое внушение сумело подействовать, надо чтобы индивид был в состоянии дремоты или транса. Сознание в таком промежуточном состоянии приобретает специфичные свойства. У индивида резко падает степень критичности сознания, ослабевает механизм формирования критичной оценки материала, поступающего извне и процесс фильтрации данных, которые не сходятся с его опытом, убеждениями, законами логики, привычками, предубеждениями, следовательно, он будет воспринимать всё, о чём ему будут говорить.

Также в данном состоянии повышается воздействие воображения и фантазии на сознательные процессы. Вещи, которые ранее могли регулироваться логическими механизмами, теперь начинают подчиняться только эмоциональному восприятию, так, если ранее все решения принимались, руководствуясь исключительно критериями правильно или нет, выгодно – невыгодно, теперь они меняются: нравится и не нравится. Именно поэтому главную роль здесь отыграет сама личность внушающего гипнотизёра и уровень доверия.

Сначала гипнотический процесс воздействия рассматривался, как инструмент, благодаря которому допустимо внушить человеку что угодно, любые мысли. Постепенно психотерапевты, которые практиковали , пришли к итогу, что гипнотическое внушение будет действенным, если внушенная информация будет соответствовать потребностям человека.

Если же внушенные мысли являются противоречащими потребностям и установкам личности, тогда у неё может развиться внутренний конфликт, образоваться депрессия, нервное расстройство, срыв. В связи с возможными последствиями, гипнотическое внушение используют только посредством применения эриксоновского гипноза, при котором не внушаются готовые решения и мысли. Пациент получает возможность прокрасться в собственное , там обнаружить причину личных проблем и благодаря опытному врачу найти их решение.

Внушение мыслей будет иметь положительные результаты, если соблюдать определенные правила. Так, объект воздействия должен оставаться в этом состоянии до отключения критического мышления и трезвого логического анализа информации.

Осуществляющий внушение мыслей человек, должен верить в информацию, которую внушает подопечному. Если он не сможет этого сделать, тогда внушаемый не сможет довериться и процесс будет неудачным. Также внушаемый не должен ощущать недовольство собой в процессе сеанса воздействия иначе результата не добиться. Стоит выполнять все данные обещания внушаемому. Чтобы улучшить свое искусство внушения нужно часто тренироваться.

Методы внушения

Для склонения человека к желанному действию, блокировки нежелательного способа поведения или образа мышления; быстрого распространения слухов и нужной информации необходимы методы внушения.

Виды внушения имеют несколько классификаций, в одной из них выделяются такие: вербальные, невербальные, ненамеренные и намеренные.

Вербальное воздействие реализовывается с помощью словесных формулировок.

Невербальное внушение осуществляется бессловесно, посредством интонаций, поз и взглядов. Невербальное воздействие имеет три подвида: каталепсия, пауза и левитация.

Внушение ненамеренное – это, когда суггестор, не имея конкретных целей что-то внушить объекту влияния, не прилагает сознательных усилий этому. Такой вид воздействия эффективен тогда, когда объект внутренне расположен к навеваемой информации.

Намеренное внушение – это, когда суггестор имеет цель воздействия и ясно осознаёт, что именно собирается и будет внушать, и применяет все шаги, чтобы достигнуть поставленной цели.

Виды внушения по содержанию: положительное – позволяет достичь положительных изменений состояния объекта, его характера, эмоций и образа поведения.

Отрицательное внушение – представляет собой психологическое воздействие негативного характера, после которого проявляются отрицательные состояния, действия, свойства и чувства.

Некоторые мастера выделяют следующие виды внушения:

Воздействие, когда клиент бодрствует, когда его сознание вполне активно;

В релаксирующем состоянии индивида, при котором появляется мышечное и психологическое расслабление;

Гипнотическое внушение, при котором объект воздействия оказывается в изменённом психофизиологическом состоянии;

Мысленное внушение, проводящееся без прямого контакта с личностью;

Метафизическое внушение является объединением разговора о реальности «Я» личности и неделимости Вселенной с мыслительным процессом воздействия. Данный способ применяется для психического или физического излечения клиента.

Есть также другие виды внушения: давление, сильное уговаривание, эмоционально-волевое влияние.

Косвенные внушения являются таким воздействием, при котором индивид имеет собственный выбор отвергнуть или все же принять оказываемое воздействие. Такое влияние необходимо для направления действий, эмоций и мыслей человека в сторону, какую он пытается избежать. Косвенные внушения разделяются на такие виды:

Последовательность принятия: когда суггестор перечисляет утверждения, которые индивид воспринимает, и в конце перечисления произносится установка, которую нужно принять;

Импликация: суггестор твердо говорит о возможных последствиях, и клиент настраивает себя именно на предсказываемый итог;

Двойная связка: клиенту предлагается сделать один выбор между двумя сходными вариантами;

Внушение, в котором суггестор озвучивает перечень возможных вариантов ситуации, при этом упуская самое значимое событие. Впоследствии к нему привлекается больше всего внимание индивида, и он фиксирует свое сознание на определенном аспекте.

Гипнотическое внушение является таким воздействием, которое погружает клиента в состояние изменённого сознания. Человек с помощью манипуляций суггестора углубляется в гипнотический сон, а пребывая в состоянии этого сна, он оживленно реагирует на высказывания гипнотизёра. Критическая оценка информации отсутствует, поэтому команды проходят в само подсознание, пропуская мимо осознанный анализ. Затем происходит воздействие на поведение, здоровье и психоэмоциональное состояние.

Согласно еще одной классификации бывают следующие виды внушения:

Механическое: над клиентом реализовывается воздействие посредством вещей и явлений, какие обладают монотонным эффектом (звуком, светом);

Психическое внушение, такое же, как и вербальное - воздействие словом;

Магнетическое внушение – основанное на применении лечебного магнетизма.

Специалисты полагают, что наилучший эффект достигается при сочетании магнетического и психического воздействия.

Психологическое внушение выделяется отдельно от других видов, его часто соотносят с бытовым внушением. В психологическом внушении используется специальное психологическое воздействие суггестора на суггерента, который применяет вербальные и невербальные способы коммуникации. Качество доводов суггестора не является столь высоким, критичность мыслей суггерента небольшая. Выходит, что суггерент вникает в слабые доводы суггестора, и зачисляет их к своим, не требуя для этого доказательств. Здесь суггерент подвергается не настолько воздействию источника, формы внушения и содержания, как личности суггестора, вызывающей безоговорочное доверие.

Установки, которые внушаются суггестором и закладываются в подсознании суггерента, становятся частью его личности. В дальнейшем индивид, который был подвержен влиянию, меняет свой привычный образ поведения согласно к полученным установкам.

Внушение на расстоянии – это способ, при котором индивиду навязываются установки, когда он находится не в ближайшей зоне действия. Этот метод способен изменять убеждения и образ поведения.

Внушение на расстоянии связывают с такими явлениями, как гипноз и телепатия.

Внушение на расстоянии

Внушение мыслей на неопределенной дистанции не признают скептики. Они не признают даже возможности его наличия, однако, это реально и уже доказано. О гипнозе знают многие, верят в него, но помимо гипноза еще существует гипнотическая телепатия, благодаря ней становится возможным оказывать мощное влияние на расстоянии, то есть без наличия визуального контакта.

Техника внушения мыслей на расстоянии базируется на воздействии посредством сигналов, что идут от коры мозга. Те, на кого ориентирован данный сигнал не подозревают себе о влиянии, какое оказывается на них, полагая, что мысли в голове принадлежат только им.

Существует теория, по которой все мысли – это радиоволны определенных частот. Человек считается радиоприемником и в соответствующих условиях он сможет уловить чужие мысли на расстоянии.

Метод мысленного влияния на расстоянии – это телепатическое внушение, которое называют телегипнозом. Телепатия не имеет количественных или пространственных ограничений, в отличие от силового или материального влияния, не имеет зависимости от внешних условий и может влиять на кого либо, вне зависимости размера разделяющего расстояния.

Можно сделать даже такое, что другим кажется совершенно невероятным – заставить индивида позвонить. Даже когда интересуемая персона находится на дистанции до тысячи километров, но сможет уловить передаваемую мысль о том, что вы просите её перезвонить. Человеческая мысль, передаваемая мозгом движется куда быстрее, нежели скорость света и способна достигнуть любую точку Земли за мгновение. Нужно просто понять, что мысль – это волна, что способна передвигаться в пространстве без ограничений и передаваться другим.

Индивид, который полагает, что телепатические способности отсутствуют у него, должен хорошо проанализировать собственную жизнь, и суметь вспомнить, когда хотя бы раз использовал телепатические способности. Например, не трудно вспомнить такой случай, как вы собрались позвонить человеку и вдруг, как взяли телефон, раздался звонок телефона именно от человека, которому нужно было позвонить.

Второй пример, вы долго размышляете о человеке, вскоре его встречаете, как будто совершенно случайно. Также, когда в разговоре вы вдруг произносите одновременно с собеседником одну фразу.

Нередко телепатия встречается среди самых близких людей. Услышав слова близкого человека, вы понимаете, что наверняка знали, что тот произнесёт. Примеров случаев довольно много есть у каждого. Ведь бывает, что вы долго и пристально наблюдаете за человеком, который не видит вас, и вдруг он оборачивается и ловит с вами зрительный контакт.

Порой случается, что вдруг в голову приходят такие мысли, которые человеку обычно совсем несвойственны, и он их чувствует, как чужеродные. Действительно так есть, не свойственные вам мысли, могут оказаться не вашими, их внушил другой человек.

Мозг человека – это мощная радиостанция и одновременно радиоприёмник. В некоторых состояниях сознания, после изменения электро-волновой активности, можно услышать чужие мысли и также транслировать их на расстоянии.

Техника внушения мыслей на расстоянии не настолько тяжела, как кажется. Наверное, многие представляют, что для этого должен быть магический ритуал, но каждый желающий сможет его провести просто у себя дома. Технику лучше всего осуществлять ночью, как раз тогда сознание человека лучше подвергается внушению, оно максимально расслабляется, или спит. Именно сон является самым подходящим моментом для внушения, поскольку подсознание лучше всего открыто для воздействия. Можно мысли передать на расстоянии, и человек воспримет их за собственные. Благодаря данному методу можно внушить человеку любовь, желание и эмоцию.

Техника внушения мыслей на расстоянии начинается с принятия самого удобного положения, лечь или стать. Как только удобно устроились, нужно расслабить все мышцы тела, прочувствовать это ощущение. Глубоко вдохнуть и выдохнуть три раза. Далее необходимо продумать короткий, хорошо воспринимающийся текст, формулировку, соответствующую потребностям, которая будет посылаться человеку.

Нужно максимально сосредоточиться на ощущении человека, которому планируется внушение. Для этого стоит закрыть глаза, вообразить его ярко, и максимально реально, как можно четче и высказать уже придуманный текст, мысленно повторять несколько раз, предельно внимательно, в голове не должно больше быть ни единой лишней мысли.

Далее нужно визуализировать момент, как он выполняет приказ, который был задан в тексте. Например, он уверенно берёт телефон, набирает номер и звонит. Внушаемые мысли проникают через энергетические каналы в мозг и делают необходимое – внушение доносится до объекта. Мысли суггестора стают мыслями суггерента, он возьмёт телефон, думая, что сам хочет позвонить вам. Можно развивать свое искусство внушения, упражняясь, каждый день по 15 минут.

Встречаются разные люди, с некоторыми из них бывает сложно договориться. Как осуществить внушение мыслей эффективно? Откройте в себе способность к телепатическому гипнозу!

Могущественные возможности гипноза!

Гипноз¹ — это особое состояние сознания, в котором человек обладает очень высокой внушаемостью. Все, что будет произнесено, внедряется в подсознание и влияет на поведение человека.

На этом основаны некоторые методики избавления от вредных привычек или коррекции характера, когда, к примеру, находящаяся в подсознании установка вызывает неприятие курения или блокирует какие-то панические страхи.

Однако, способностью к гипнозу обладает каждый человек. В этой статье описана эффективная методика по внедрения нужной мысленной установки в другого человека с помощью телепатии!

Телепатический гипноз — это самая могущественная система гипнотического воздействия. С помощью него можно внушить любые мысли другому человеку.

Передача мыслей на расстоянии — это вещь реальная, и ученые постепенно приближаются к признания этого. Мысль — это волна; направленная фокусированно, она всегда достигает конечный объект и влияет на него.

С помощью этой техники вы сможете осуществлять внушение мыслей в других людей, побуждать их делать то, что вам нужно. Это очень поможет в тех ситуациях, когда нельзя договориться нормальным образом.

С практикой этого способа вы разовьете свою и научитесь влиять на других людей практически мгновенно!

Самое главное, что этот способ не нарушает свободу воли: просто человек неожиданно начинает придерживаться выгодной вам точки зрения и действует, исходя из нее.

Внушение мыслей на расстоянии: техника

Данная практика осуществляется преимущественно ночью, когда сознание объекта внушения расслабленно или спит. Это самый благоприятный момент, так как во время сна подсознание человека максимально открыто для воздействия.

Именно в этих условиях нужно проводить телепатическое внушение мыслей другому человеку: так он примет чужие мысли за свои собственные.

Данный метод позволяет внушить любовь, здоровье, любую эмоцию любому человеку, также можно внедрить мыслеобраз с определенной командой.

Перед началом практики требуется составить нужный образ или текст внушения, заучить его, чтобы в нужный момент произнести.

1. Практик занимает положение сидя или лежа, закрывает глаза и расслабляет все мышцы своего тела и лица. Постепенно это введет человека в расслабленное медитативное состояние.

2. Он сохраняет осознанность и погружается еще глубже. Для этого человек концентрируется на своем дыхании, наблюдает за процессом и не вмешивается.

3. Спустя некоторое время сосредоточения практикующий поймет, что ход своих мыслей остановился, и он находится в глубоком трансе.

4. Человек вспоминает то лицо, которому нужно внушить мысль. Образ его нужно представить, как можно ярче. Полезно воспроизвести ощущение, которое появляется при живой встрече с ним. С практикой это будет создавать эффект присутствия и повышать результативность методики!

5. Практикующий начинает мысленно повторять заученный текст для внушения, представляя, как выстраивается энергетический канал, как он соединяется с головой человека и как туда внедряется мысль, многократно повторенная.

Повторять необходимо сосредоточенно, не отвлекаясь ни на какую постороннюю мысль! Количество повторений текста внушения строго индивидуально для каждого практика: в какой-то момент он почувствует, что достаточно. По практике, повторять команду нужно не менее 20-ти раз.

6. После человек воображает, как объект внушения исполняет ту мысль, тот приказ, который был ему внедрен: например, как он подходит к телефону, набирает нужный номер и звонит.

Все эти образы нужно отсылать по энергоканалу в голову объекта.

7. В конце практик представляет, как в голове объекта внушенные команды трансформируются в его личные мысли и желания.

Практику нужно проводить по 15 мин. ежедневно.

Результаты потрясут вас. Вскоре вы научитесь делать мощные гипнотелепатические внушения кому угодно и наблюдать, как люди выполняют то, что вам нужно!

Внимание!

Необходимо помнить, что все ваши действия учитываются высшими силами и находятся на вашей ответственности!

Следует учитывать закон кармы³ (причинно-следственной связи): все, что вы делаете в отношении другого человека, возвращается к вам в трехкратном размере. Любой негатив вернется, можете быть уверенными в этом!

Потому нужно осмысленно создавать тексты внушения, исходя из принципа «не навреди».

С регулярными занятиями вы сможете развить мощную силу мысли, сделать свою способность телепатического внушения очень сильной. В противовес обычному гипнозу, телепатическому гипнозу не может противостоять практически никто!

В каких сферах деятельности/бизнеса вас ждет наибольший успех? Узнайте это в своей личной бесплатной диагностике жизненного предназначения. Затребуйте ее на свой e-mail! Для этого просто перейдите по ссылке >>>

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Гипноз - вызванное самовнушением или воздействием гипнотизёра временное состояние сознания, характеризующееся резкой фокусировкой внимания и высокой подверженностью внушению (Википедия).

² Узанйте методику самогипноза

Родительский гипноз через естественный сон ребенка

Эта психотехнология предназначена для самых трудных случаев воспитания, коррекции и лечения ребенка в домашних условиях. Осуществляется усилиями самих родителей. ВНИМАНИЕ! Все действия в рамках этой методики должны быть хорошо продуманы и при возможности согласованы с курирующим врачом-психоневрологом и/или детским психологом или дефектологом.



Описываю самые общие и главные шаги этого тонкого дела. (По тексту из моего письма маме одного трудно развивающегося четырехлетнего малыша).



1. Заготовка формулы.


Заранее - хорошо продумайте и запишите либо на бумаге, либо просто в памяти то, что вы хотите внушить ребенку, что привнести в его настроение, чувства, поведение, отношение к себе и другим, характер...


В словесном виде это должно свестись не более чем к двум-трем коротким фразам или даже отдельным точным словам. К примеру, "Кушаешь хорошо", "Говоришь легко", "Тебе хорошо", "Спокоен"...


Слова должны быть только положительного содержания, без употребления частицы "не".


Нельзя: "Ты больше НЕ будешь бояться" (или, скажем, драться) или "Ты НЕ будешь отказываться от еды".


Можно: "Ты дружелюбен", "Тебе нравятся ребята", "Ты хорошо кушаешь", "Тебе нравится еда". А если ребенок слишком много ест: "Ты легко наедаешься, тебе достаточно есть помалу".



ВНИМАНИЕ! - Важно не только свести формулу внушения к точным словам в минимальном количестве, но и хорошо, образно представить себе то, что вы хотите внушить - увидеть внутренним взором, услышать внутренним слухом, прочувствовать это внутри себя как уже свершающееся действие и ПОВЕРИТЬ в то, что это МОЖЕТ совершиться. А в момент самого внушения - свято верить в то, что это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО осуществляется. Опережающая безусловная вера - в этом и состоит волшебство внушения: "По вере вашей да будет".



2. Самонастрой.


Перед тем, как приступить к внушению (дитя в это время может уже лежать в кровати, еще не спать или уже спать), настройте себя на спокойное, ласковое и уверенное общение с ребенком. Освободите свое дыхание, освободите все тело... Никакой спешки, никакого напряжения, никакой суеты - все размеренно, спокойно, свободно...


Настраивание может занять от минуты до получаса. При навыке можно и за пару секунд прийти в нужное состояние - обычно оно дает о себе знать легким чувством тепла, разливающимся по телу, какой-то особой свободой в груди...



3. Вхождение в гипнотический контакт (рапорт).


Два основных способа.


Первый - "засыпательный": непосредственно через погружение в сон, убаюкивание. Дети легко засыпают на руках у родителей, либо рядом - под какие-то слова, музыку, пение, легкую ласку, либо, самые маленькие - при укачивании... Мгновения засыпания могут быть более или менее растянутыми, и если вы что-то говорите ребенку в это время, слова могут просочиться вглубь, проникнуть в подсознание, не затрагивая или почти не затрагивая сознания. В лечебных сеансах гипноза со взрослыми этот момент тоже важен.


Я много раз убеждался, что даже мои бессловесные, мыслеобразные сосредоточения на каких-то важных для пациента пожеланиях именно в эти священные мгновения могут в него внедряться и производить последующие воздействия. Только важно соблюдать здесь бережность и осторожность. Никакого нажима и напряжения, никакого даже намека на приказной тон не должно быть ни в произносимых словах и интонациях, ни внутри - в сознании и подсознании внушающего. В "засыпательном" варианте темы трудные, тем паче болезненные для того, кому внушаешь, и особенно для ребенка, не должны затрагиваться прямым образом. Все, что должно войти и внедриться, пускай входит только через косвенные положительные обозначения, через "наводку", подтексты, намеки... Лучше всего в это время рассказывать ребенку какую-нибудь хорошую сказку, в которой сказочный персонаж легко осуществляет то, что вашему ребенку дается трудно или вовсе не получается или не хочется.


Это область самого сокровенного родительского творчества, и я призываю вас быть в нем смелой, верить, что у вас все получится, стоит только приступить к делу - образы и слова придут сами!..



Второй способ - "сквозьсонный". Внушение адресуется уже заснувшему человечку. И адресоваться должно точно вовремя. А именно: где-то в промежутке между пятнадцатой - восемнадцатой минутами после засыпания. Это обычное время перехода поверхностного и средне-углубленного сна в глубокий сон, который еще называют иногда "медленным" - по характеру электрических волн, появляющихся на энцефалограмме, так называемых дельта-волн. Во временных промежутках, правда, случаются индивидуальные вариации. Один из высоковероятных внешних признаков наступления "медленного сна" - движение глазных яблок под веками вправо-влево, не очень быстрые. Иногда эти движения хорошо заметны, иногда - почти нет. Но в общем, если вы начнете вступать в гипнотический контакт с ребенком где-то с пятнадцатой минуты после засыпания, то почти с гарантией не ошибетесь.



Как это сделать? Потихоньку подойти и встать или сесть рядом. Несколько секунд просто посидеть и слегка расслабиться, дышать ровно... Понаблюдать, как дышит ребенок и постепенно подстроить свое дыхание под ритм его дыхания, дышать с ним в унисон... Почувствовать себя как бы спящей вместе с ребенком - глубинной, детской частью своего существа... Когда вы войдете в это состояние хоть чуть-чуть, все дальнейшее облегчится и пойдет само собой. Вы можете почувствовать импульс тихонько дотронуться до плеча ребенка или даже положить руку ему на лоб, тихонько шепнуть: "Спи, маленький, это я... я с тобой..."


Почти со стопроцентной вероятностью ребенок не проснется, будет продолжать спать, и быть может, даже еще спокойней, чем спал до того... И в то же время он будет уже с вами в контакте, уже в общении, уже будет воспринимать ваше состояние и настроение, ваши мысли и внутренние образы, ваши слова... Будет слышать вас глубинным, сущностным слухом, ушами души. Вы войдете в непосредственное общение с его подсознанием. Спящий ребенок может дать вам об этом знать легким шевелением или мычанием, или даже какими-то словами, но будет продолжать спать. В том маловероятном случае, если начнет просыпаться, не пугайтесь и не огорчайтесь, просто поцелуйте, погладьте, скажите, что все хорошо - и продолжайте быть рядом - или отойдите, а через минуту-другую подойдите опять. И потихоньку снова вступите в гипнотическое общение...



4. Собственно внушение, оно же гипноз.


Все, что вы теперь скажете или даже только ярко представите себе, начнет впечатываться в глубинное подсознание ребенка и - раньше или позже - произведет воздействие на его состояние, на самочувствие, настроение, образ мыслей и поведение. Самый настоящий гипноз, в полном смысле этого слова. Результаты ваших гипновнушений могут появиться и на следующее утро, а могут и более чем через месяц.


Работая с пациентами, и взрослыми и маленькими, я убеждался, сколь могущественны бывают такие отсроченные внушения, произведенные через сонно-гипнотическое состояние. Так вылечивается у детей и подростков, например, упорное недержание мочи, а у взрослых - нарушения в сексуальной сфере или тяжелые навязчивые состояния...


Срок появления эффекта прогнозировать невозможно, но вероятность его достаточно высока и с продолжением внушения все более нарастает. Самые длительные, упорные внушения нужны, конечно, для работы со стойкими искривлениями характера и с нарушениями психического развития. Внушения не производят чудес, не творят нечто из ничего - но проторяют дорогу скрытым возможностям, готовят почву для того, что может произойти, поливают семена, которые могут взойти... А выражаясь программистским языком - снимают блоки и активируют внутренние программы, а в какой-то мере и создают новые.



Пожалуйста, будьте умеренны и осторожны в своих притязаниях на эффективность вашего гипнотического воздействия. Не ждите от них невозможного и опасайтесь пойти против природы ребенка. Если, например, вы хотите, чтобы у ребенка появился аппетит к тому, к чему у него стойкое отвращение, то прежде чем внушать ему этот аппетит, десять раз подумайте - а нужно ли это. С большой вероятностью ребенок избегает есть что-то потому, что организм его пытается избежать потенциальной вредности этого продукта, даже если этот продукт и нужен для энергетического питания и развития. Например, мясо: животный белок, конечно, желателен для роста и развития ребенка, но его организм может не располагать нужными ферментными системами для нейтрализации шлаков, образующихся при мясном питании, и дает об этом сигнал в виде стойкого нежелания мяса. Под влиянием ваших внушений ребенок может начать есть мясо, а как результат - начать болеть ангинами или еще чем-нибудь похуже... Есть ли такая угроза в вашем конкретном случае? Мы этого не знаем. Поэтому: если ребенок упорно отказывается от мяса, то внушения, касающиеся мяса, стоит формулировать очень общо и осторожно. Вроде: "Котлеты вкусные. Они тебе могут понравиться".



Сколько времени продолжать внушение? От двух до семи минут, с паузами секунд по 10- 15-20... Сколько раз повторять одно внушение за один сеанс? Раз пять-семь, для пущей верности девять, но ни в коем случае не больше двенадцати. Если повторяете какую-то фразу типа "Котлеты вкусные", то ее лучше произносить в разных интонациях и вариациях: "Котлеты хорошие", "Котлеты ароматные", "Котлеты чудесные", "Котлеты веселые"... Аккуратнее - что до котлет, то вы рискуете внушить сказанное и себе с такой силой, что тут же после сеанса уничтожите все котлеты, которые есть в доме на данный момент, в том числе и сырые:)



5. Завершение сеанса.


Это совсем просто: тихонько погладьте малыша, можно поцеловать, можно подержать руку на его лбу, плечике или ручке, благословить безмолвной молитвой...



Проводить внушения можно ежевечерне; однако, если вы проводите их в течение более чем двух недель, то лучше это делать с перерывами - через день. После 15 сеансов рекомендую делать не менее чем недельный перерыв. А после сорока - перерыв не меньше, чем в один месяц.


Уверен, у вас все получится.



С Богом!

в колонках: *** 2. Неизвестный исполнитель - Дорожка 2

Поделиться