Русские крейсера второй мировой войны. Боевые корабли времен второй мировой

Вторая Мировая Война стала золотым веком линкоров. Державы претендовавшие на господство в море, в предвоенные годы и несколько первых военных лет заложили на стапелях несколько десятков гигантских бронированных кораблей с мощными орудиями главного калибра. Как показала практика боевого применения «стальных монстров», линкоры очень эффективно действовали против соединений вражеских боевых кораблей даже находясь в численном меньшинстве, способных наводить ужас на конвои из грузовых судов, однако практически ничего не могут противопоставить самолетам, которые несколькими попаданиями торпед и бомбами могут пусть многотонных гигантов ко дну. Во время Второй Мировой Войны немцы и японцы предпочитали не рисковать линкорами, держа вдалеке от основных морских сражений, бросая в бой в только критические моменты, используя очень неэффективно. В свою очередь американцы, в основном использовали линкоры для прикрытия авианосных групп и высадки десантов в Тихом океане. Встречайте десять самых больших линкоров Второй Мировой Войны.

10. Ришелье, Франция

Линкор «Ришелье» одноименного класса, имеет вес 47.500 тонн и длину 247 метров, восемь орудий главного калибра калибром 380 миллиметров размещенных в двух башнях. Корабли этого класса создавались французами для противодействия итальянскому флоту в Средиземном море. Судно был спущен на воду в 1939 году, было принят на вооружение военно-морских сил Франции через год. «Ришелье» фактически не принимал участия во второй мировой войне, если не считать столкновения с британской авианосной группой в 1941 году, во время американской операции против сил вишистов в Африке. В послевоенный период линкор был задействован в войне в Индокитае, прикрывая морские конвои и поддерживая огнем французских войска во время десантных операциях. Линкор был выведен из состава флота и списан в 1967 году.

9. Жан Бар, Франция

Французский линкор «Жан Бар», класса «Ришелье»,был спущен на воду в 1940 году, однако к началу Второй Мировой Войны, так и не был введен в состав флота. На момент нападения Германии на Францию судно было готово на 75% (была установлена только одна башня орудий главного калибра), линкор своим ходом смог добраться из Европы в марокканский порт Касабланки. Несмотря на отсутствие части вооружения, «Жан Бар» успел поучаствовать в боевых действиях на стороне стран «Оси», отражая атаки американо-британских сил во время высадки десанта союзников в Марокко. После нескольких попаданий орудий главного калибра американских линкоров и авиационных бомб, судно легло на дно 10 ноября 1942 года. В 1944 году «Жан Бар» был поднят и отправлен на верфи для ремонта и доворужения. Судно вошло в состав ВМС Франции только в 1949 году, никогда не принимало участие ни в одной военной операции. В 1961 году линкор был выведен из состава флота и отправлен на слом.

8. Тирпиц, Германия

Немецкий линкор «Тирпиц» класса «Бисмарк», спущенный на воду в 1939 году, принятый на вооружение в 1940 году, имел водоизмещение 40.153 тонны и длину 251 метров. Восемь главных орудий калибром 380 миллиметров были размещены в четырех башнях. Суда этого класса были предназначены для рейдерских операций против торгового флота противника. Во время Второй Мировой Войны после потери линкора «Бисмарка», немецкое командование предпочитало не использовать тяжелые корабли на морском театре военных действий, во избежание их потери. «Тирпиц» почти всю войну простоял укрепленных норвежских фьордах, приняв участие только в трех операциях по перехвату конвоев и поддержке высадки десанта на острова. Линкор ушел на дно 14 ноября 1944 года во время налета британских бомбардировщиков, после попадания трех авиационных бомб.

7. Бисмарк, Германия

Линкор «Бисмарк», принятый на вооружение в 1940 году, единственный корабль из этого списка, который принял участие в действительно эпическом морском сражении. На протяжении трех суток «Бисмарк», в Северном море и Атлантике, противостоял в одиночку практически всему британскому флоту. Линкор смог в бою потопить гордость британского флота, крейсер «Худ», и серьезно повредил несколько кораблей. После многочисленных попаданий снарядов и торпед, линкор ушел под воду 27 мая 1941 года.

6. Висконсин, США

Американский линкор «Висконсин», класса «Айова», водоизмещением 55.710 тонн имеет длину 270 метров, на борту, которого находятся три башни с девятью 406 миллиметровыми орудиями главного калибра. Корабль был спущен на воду в 1943 году, был принят на вооружение в 1944 году. В 1991 году судно был выведен из состава флота, но оставался в резерве ВМС США до 2006 года, став последним линкором, стоящим в резерве военно-морских сил США. Во время Второй Мировой Войны корабль был задействован для эскорта авианосных групп, поддержке десантных операций и обстреле береговых укреплений японской армии. В послевоенный период участвовал в войне в Персидском заливе.

5. Нью-Джерси, США

Линкор «Нью-Джерси», класса «Айова», был спущен на воду в 1942 году и принят на вооружение в 1943 году. Судно прошло несколько срьезных модернизаций, в итоге было списан из состава флота в 1991 году. Во время второй мировой войны использовался для эскорта авианосных групп, но толком участвовало ни в одном серьезном морском сражении. В следующие 46 лет участвовал в корейской, вьетнамской и ливийской войне как корабль поддержки.

4. Миссури, США

Линкор «Миссури» класса «Айова» был спущен на воду в 1944 году, и в этом же году вошел в состав Тихоокеанского флота. Корабль был выведен из состава флота в 1992 году, и превращен в плавучий корабль-музей, который сейчас доступный для посещения любого желающего. Во время второй мировой войны линкор был задействован для эскорта авианосных групп и поддержке высадки десанта, и не участвовал ни в одном серьезном морском сражении. Именно на борту «Миссури» был подписан пакт о капитуляции Японии, поставивший точку во Второй Мировой Войне. В послевоенный период, линкор участвовал только в одной серьезной военной операции, а именно войне в Персидском заливе, во время которой «Миссури» оказывал огневую поддержку многонациональных сил с моря.

3. Айова, США

Линкор Айова, одноименного класса, был спущен на воду в 1942 году и был принят на вооружение через год, воевал на всех океанских фронтах Второй Мировой Войны. Вначале патрулировал северные широты Атлантического побережья США, после чего был переброшен в Тихий океан, где прикрывал авианосные группы, оказывал поддержку десанту, наносил удары по береговым укреплениям противника и участвовал в нескольких морских операциях по перехвату ударных групп японского флота. Во время Корейской войны оказывал поддержку артиллерийским огнем действия наземных сил с моря В 1990 году «Айова» был списан и превращен в корабль-музей.

2. Ямато, Япония

Гордость японского императорского флота линкор «Ямато» имел длину 247 метров, весил 47.500 тонн, имел на борту три башни с 9 орудиями 460 миллиметровыми главного калибра. Корабль был спущен на воду в 1939 году, но был готов выйти в море в боевой поход только в 1942 году. За все время войны линкор принял участие только в трех настоящих сражениях, из которых только в одном смог вести огонь по кораблям противника из орудий главного калибра. Ямато был потоплен 7 апреля 1945 года авиацией противника, после попадание 13 торпед и 13 бомб. На сегодняшний день, суда класса «Ямато» считаются самыми большими линкорами в мире.

1. Мусаси, Япония

«Мусаси» младший брат линкора «Ямато», имеет схожие технические характеристики и вооружение. Корабль был спущен на воду в 1940 году, был принят на вооружение в 1942 году, но был готов выйти в боевой поход только в 1943 году. Линкор участвовал только в одном серьезном морском сражении, пытаясь помешать союзникам высадить десант на Филиппины. 24 октября 1944 года, после 16 часового боя, «Мусаси» затонул в Сибуянском море, после попаданий нескольких торпед и авиационных бомб. «Мусаси», на пару со своим братом «Ямато», считается самым большим линкором в мире.

» (6х280-мм орудий в двух 3-х орудийных башнях и 8х150-мм орудий в одноорудийных башенноподобных установках - по 4 на каждый борт) и британскими крейсерами «Эксетер» (тяжелый, 6х203-мм орудий в трех 2-х орудийных башнях), «Аякс» и «Ахиллес» (легкие, по 8х152-мм орудий в четырех 2-х орудийных башнях; «Ахиллес» - новозеландский).

Тяжелый крейсер "Шпее", целехонький еще.

Если британские крейсера были типичными представителями «договорных» кораблей межвоенного периода, то их немецкий противник - весьма необычная конструкция. Он был создан в рамках версальских ограничений для замены устаревших броненосцев времен периода русско-японской войны (более крупные корабли немцам иметь не разрешалось). Правда, предел в 10.000т в/и немцам удержать не удалось, но результат оказался неплох - новые корабли превосходили по силе все «договорные крейсера» и были быстрее большинства линкоров, т.е. в теории могли уничтожить первого и убежать от второго. Лишь 5 кораблей в 1939 году представляли для них опасность - 3 британских («Худ», «Рипалс» и «Ринаун», соответственно 8 и 6х 381-мм орудий) и 2 французских («Дюнкерк» и «Страсбург», 8х330-мм), имевших превосходство в скорости и бронировании. Особенно необычной была ГЭУ корабля - 8 (!) дизелей обеспечивали скорость в 26 уз. Бронирование было посредственным. Сами немцы использовали для классификации традиционный термин «броненосец» (позднее перевели в крейсера), британцы придумали термин «карманный линкор» (встречал и термин «дизельный линкор»). Всего немцы построили 3 корабля этого типа ("Шпее" - 3-й), их основное предназначение - рейдерские операции на морских коммуникациях противника. И вот судьба распорядилась довольно скоро проверить на практике теоретические расчеты.

«Шпее» вышел в море еще до начала войны и приступил к операциям в южной части Атлантического и Индийского океанов после того как исчезли надежды на заключение мира между Германией и Британией. Нельзя сказать что его охота была удачной - он уничтожил всего 9 британских «купцов», критически ценного груза ни на одном из них не было. Для поимки рейдера британцы сформировали несколько поисковых групп, одна из к-рых - коммодора Г.Харвуда (флаг на «Аяксе») - и сыграла свою роль (кроме упомянутых выше крейсеров в группу входил еще тяжелый крейсер «Камберленд» - 8х203-мм орудий, но в момент боя он ремонтировался на Фолклендах). Харвуд верно угадал время и р-н «встречи» - у устья Ла-Платы и распорядился действовать в бою двумя группами - «Эксетер» отдельно и два легких крейсера вместе, с целью разделения огня противника. Для «приманивания» броненосца британцы использовали случайно встреченного голландского купца, силуэтом похожего на немецкое вспомогательное судно снабжения«Уссукума» (везло для «Шпее» з/ч и пр.), перехваченное и уничтоженное ими ранее.

В 6:10 утра 13 декабря стороны обнаружили друг друга, причем немцы неверно идентифицировали противника (как тяжелый крейсер и 2 эсминца - сказались однотрубные силуэты британских легких крейсеров типа «Линдер» и неисправность самолета броненосца) и командир «Шпее» Г.Лангсдорф быстро пошел на сближение (говорят сказалось его торпедно-катерное прошлое). Нек-рые считают это его ошибкой, но это не так - британские корабли превосходили броненосец в скорости (на 4-6 уз) и могли бы выбирать дистанцию в любом случае. В 6:18 броненосец открыл огонь, британские корабли начали отвечать в 6:20/23. Уже в 6:23 «Эксетер» получил первое попадание (немцы стрелять умели!). А вот свою ПЕРВУЮ ОШИБКУ Лангсдорф совершил в 6:30 - он разделил огонь главного калибра (т.е. сделал то, чего и добивались британцы) - стрельба 150-мм орудий броненосца, не имевших центральной наводки была абсолютно неэффективной (планировалось, что с их помощью будут топить неподвижные или медленно идущие торговые суда) и он решил использовать против легких крейсеров британцев одну из двух башен 280-мм…

К 7:30 на «Эксетере» были выведены из строя все орудия ГК и он вышел из боя, имея крен, пожары на борту и скорость упавшую до 18 уз. Тут Лангсдорф совершил свою ВТОРУЮ ОШИБКУ - не добил противника («Эксетер» дойдет до Фолклендов, где пройдет минимально необходимый ремонт, за к-рым последует уже основательный 13-месячный в Британии - и лишь для того, чтобы попасть на Восток и быть потопленным японцами в 1942 году…) - а ведь Харвуд не прошел бы мимо барахтающихся в воде моряков - даже для сброса спасательных средств нужно время!

"Шпее" после боя - видны надводные пробоины в носовой части

Повреждения получил и «Шпее» (включая топливную систему), для их исправления Лангсдорф и решил зайти в нейтральный порт, выбрал Монтевидео - ТРЕТЬЯ ОШИБКА (аргентинцы к немцам относились лучше). В 7:40 бой практически закончился, хотя стороны изредка обменивались залпами. В ночь с 13-го на 14-е декабря броненосец вошел в порт Монтевидео, где и получил разрешение находиться 72 часа. Тут британцы мастерски развернули информационную войну - создали у немцев впечатление, что к ним присоединились линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройял» и еще 3 крейсера (на самом деле они могли прибыть только 19-го, а 14-го вечером с Фолклендов подошел только «Камберленд», но боевой дух немцев из-за этих липовых новостей сильно упал). Лангсдорф вел интенсивные переговоры с Берлином, но в результате лишь совершил ЧЕТВЕРТУЮ ОШИБКУ - 17-го вышел на рейд Монтевидео (на набережной в предвкушении зрелища морского боя собрался весь город, радиокомментаторы вели прямые репортажи) и там покинул и взорвал свой корабль - считают, что повлияла контузия, полученная во время боя (напомню - устье Ла-Платы шириной ок. 100 км, с тремя основными проходами, британцы физически не в состоянии были их перекрыть тремя кораблями, особенно в темное время суток)… Экипаж перешел на вспомогательный корабль «Такома», на к-рой пришел в Буэнос-Айрес, где и интернировался.

Взорванный броненосец горел 3 дня

Противники "Шпее":

"Эксетер" до и после боя (на Фолклендах)


"Аякс" до и после боя

Колокол "Аякса" в порту Монтевидео. Крейсер пережил войну (2 года, правда, стоял в ремонте - с перерывом на полутонную немецкую бомбу), списан в 1948 году

"Ахиллес" получил в бою наименьшие повреждения

Одна из башен "Ахиллеса" в Окленде (Н.Зеландия), крейсер тоже пережил войну, в 1948 году продан Индии, там списан только в 1978 г.

Конечно, такой оборот событий негативно сказался на общественном мнении в Германии - надо вспомнить, что шла «странная война» - т.е. после Польши особых событий не было - гибель броненосца в бою была бы, несомненно, достойнее. 19 декабря, видимо осознав, что он совершил Лангсдорф застрелился… Результат то совсем неважный - против 9 британских торговых судов (50.000т) и 2 поврежденных крейсеров («Ахиллес» практически не имел повреждений) - 1.000 интернированных моряков (в бою погибло 72 британца и 36 немцев), потерянный броненосец (один из всего 10 немецких тяжелых кораблей в войну) и 3 вспомогательных судна (кроме «Уссукумы» и «Такомы» британцы перехватили в норвежских водах в феврале 1940 года «Альтмарк» с частью экипажей судов, потопленных «Шпее» - этот инцидент подтолкнул Гитлера к захвату Норвегии). В 1940 году головной корабль серии - "Дойчланд" был переименовпн в "Лютцов" (Гитлер не хотел услышать что Германия утонула).

Кстати, говорят в юности соседом Лангсдорфа был сам адмирал фон Шпее, что и повлияло на выбор профессии. Напомню, что сам Шпее погиб со своей эскадрой и двумя сыновьями в той же самой Южной Атлантике (у Фолклендов) за 25 лет до описанных событий - об этом напишу отдельно.

Из почти 1.000 немцев из экипажа броненосца, интернированных в Аргентине нек-рые так там и остались, но был и другой пример - главный артиллерист «Шпее» П.Ашер сумел вернуться в Германию, стал 1-м офицером штаба адмирала Лютьенса на «Бисмарке» и погиб на нем в мае 1941 года - как вам «типичная» судьба «еврейского паренька» (а Ашер именно такой!) в гитлеровской Германии?!

В 1956 году британцы сняли фильм о бое - The Battle of the River Plate - он переведен на русский язык. Немцы там чуть ли не друзья британцев (надо вспомнить что это за время - их только в НАТО приняли, общий враг - мы), «Шпее» «играет» американский тяжелый крейсер «Салем», а вот «Ахиллес» - настоящий (в это время он уже служил в индийском флоте под именем «Дели»). В фильме вовсю присутствует типичный британский юмор - например при осмотре повреждений «Аякса» Харвуд делится со своим штабом: «хорошо стреляет, на деревенской ярмарке он бы получил плюшевого мишку».

С 1940 года предпринимались попытки подьема отдельных частей «Шпее» (особенно британцев интересовал радар), последние - в 2006 году. Часть поднятого установлена в порту и музее Монтевидео, кое-что я сфотографировал… Есть даже проект подьема остатков корабля целиком - но это фантастика уругвайских масштабов.

P .S . На первый взгляд эпизод схож с нашим «Варягом», но не стоит забывать о том, что японцы имели изначально подавляющее превосходство в силах, ТТЭ кораблей, на их стороне были особенности места боя.



Дальномер "Шпее" в порту Монтевидео - мое фото (вообще об этом исключительно комфортном городе см. тут: http://nosikot.livejournal.com/1547592.html + по ссылкам внутри)

Линкоры Второй мировой войны не сыграли важной роли в ходе масштабных морских сражений, сотрясавших небеса над морями и океанами ровно шесть лет, с первого сентября 1939 по второе сентября 1945 года. Они не выполнили своей функции, не оправдали возлагавшихся на них больших надежд. А ведь на их постройку были потрачены огромные деньги, немалые средства расходовались и на их содержание. Судьба этих мнимых «хозяев моря», орудий несостоявшегося господства, очень поучительна, и может служить примером неверного расчета, неправильного прогнозирования грядущего характера стратегии и тактики и нерационального расходования экономических ресурсов.

Состояние морской тактической мысли в межвоенный период

С тех пор, как на морях гремели англо-голландские морские сражения, и до середины XX века в сознании командования флотов всего мира существовало и практически не менялось представление об идеальном корабле. Главный тактический прием сформировался тогда же, в XVII столетии, и состоял он в том, чтобы выстроить все силы в кильватерную колонну, а затем открыть огонь из всех стволов. Кто потопит больше вражеских единиц, тот и победил. Некоторое смятение в умы флотоводцев внесло в 1916 году Ютландское сражение, прошедшее по несколько иному сценарию. Выполняя энергичное маневрирование, немецкая эскадра причинила британским силам, обладавшим количественным и качественным превосходствам, существенный ущерб, понеся вдвое меньше потерь и «обыграв по очкам» (выражаясь спортивной терминологией) противника. Впрочем, о победном исходе битвы поспешили объявить и англичане, не потрудись произвести анализ своих, в общем-то, неудачных действий. А задуматься следовало. Возможно, тогда линкоры Второй мировой войны оказались бы более эффективным оружием в борьбе с фашизмом, или, по крайней мере, их было бы меньше, что высвободило бы ресурсы для других, более важных оборонных программ. Впрочем, правильных выводов не сделали и победители Ютланда, немцы. Они (по крайней мере, Гитлер и его непосредственное окружение) тоже считали мощь и размеры приоритетным фактором в одолении противника. Да и другие страны, которым предстояли тяжелые бои на морях и океанах, придерживались сходных взглядов. Все они ошибались.

Что такое линкор?

Вопрос нелишний, и для ответа на него следует вернуться к истории, к тем временам, когда корабли (тогда еще парусные, а позже и паровые) противников выстраивались в кильватерные порядки (то есть друг за другом), и гарантией победы было преимущество артиллерийского вооружения. Строй представлял собой прямую линию, это диктовалось главным принципом боя, иначе возникали бы помехи на линии огня, и мощь пушек не могла бы использоваться в полной мере. Корабли, обладавшие наибольшим числом орудий, выстроенных на палубах, получили определение «линейных». На русском флоте прижилось сокращение «линкор», состоящее из корней двух слов «линейный» и «корабль».

Паруса уступили место паровым двигателям и турбинам, но принцип и назначение большой артиллерийской плавучей батареи, защищенной броней и быстроходной, оставался неизменным. Сочетать все требуемые боевые качества можно было только при условии больших размеров. По этой причине линкоры Второй мировой войны имели чудовищное водоизмещение.

Линкоры и экономика

Кораблестроители тридцатых годов, выполняя заказы флотов и правительств, старались обеспечить их самым мощным и разрушительным в истории человечества оружием. Не каждая страна могла себе позволить иметь хоть один корабль этого класса, помимо оборонной функции он исполнял и роль престижного фетиша. Владея линкорами, государство утверждалось в собственной мощи и демонстрировало ее соседям. Сегодня обладатели ядерного оружия или авианосцев составляют некий особый клуб, доступ в который разрешен лишь некоторым странам с экономическим потенциалом соответствующего уровня. В тридцатые годы символом военного могущества служили линейные корабли. Такое приобретение, мало того, что стоило очень дорого, но еще требовало и дополнительных ассигнований на постоянное техническое обслуживание, содержание и обучение экипажей и инфраструктуры. В составе флотов присутствовали единицы, пережившие предыдущий глобальный конфликт, но спускались на воду и новые. Линкоры Второй мировой войны, то есть построенные в период с 1936 по 1945 год, являлись средоточием всех последних достижений технической мысли своего времени. Их наличие служило своеобразной гарантией новой всемирной бойни. Создавать столь мощное и дорогое оружие можно было лишь в том случае, если его предстоит применить, причем в самое ближайшее время. Иначе в нем нет смысла.

Сколько их было всего

За весь период, называемый предвоенным (на самом деле война уже шла, в Испании и на Дальнем Востоке, например), и все годы «горячей фазы» мирового конфликта наиболее развитые страны, стремящиеся утвердить или восстановить свое региональное (или мировое) доминирование построили двадцать семь единиц кораблей, относящихся к классу линейных.

Больше всего спустили на воду американцы, целых десять. Это свидетельствует о вполне серьезных намерениях США поддерживать уровень своего влияния в отдаленных районах Мирового океана, впрочем, без масштабного непосредственного участия сухопутных сил, на тот момент вполне скромных.

Второе место занимает Британия со своими пятью единицами. Тоже неплохо.

Германия, только что отвергшая условия Версаля, спустила на воду четыре.

Италия, претендовавшая во времена правления Дуче Муссолини на роль регионального средиземноморского лидера, смогла осилить три крупнотоннажные единицы. Такое же количество дредноутов успела произвести Франция.

Японские линкоры Второй мировой войны представлены двумя единицами серии «Ямато». Относительно по сравнению с другими участниками «клуба» небольшое количество императорский флот собирался компенсировать циклопическими размерами кораблей.

Приведенные цифры являются фактическими. Планы были куда обширнее.

Советские линкоры Второй мировой войны были заложены еще в царской России. Перед Мировой войной отечественный флот стремительно развивался, программа модернизации, запущенная тогда, стала основой для роста на долгие годы, уже после революции.

Линкоров было три: «Парижская коммуна» («Севастополь»), «Марат» («Петропавловск») и «Октябрьская революция» («Гангут»), все одного проекта. Они пережили лихолетье, хоть и с повреждениями, и служили некоторое время и после 1945 года. Тридцатилетний возраст для боевого корабля не считается преклонным, а в 1941-м им исполнилось как раз столько. Таким образом, СССР на момент вступления в войну, после нападения Германии, обладал тремя достаточно современными единицами кораблей линейного класса, доставшимися «по наследству» от царского режима. Но это не означает, что планов по усилению ВМФ у руководства СССР не было. Они были, и не только планы, но и вполне конкретные действия. Сталин готовил самый масштабный проект за всю историю отечественного кораблестроения.

Планы СССР

Согласно правительственной судостроительной программе, принятой в 1936 году, за семь ближайших лет советские верфи должны были спустить на воду ни много ни мало 533 флотские единицы. Из них линкоров - 24. Может быть, их строить собирались в соответствии с возможностями, поменьше и поскромнее, так сказать, в «эконом-варианте»? Нет, планируемое водоизмещение - 58,5 тыс. тонн. Бронирование - от 375 мм (пояс) до 420 (основание орудийных башен). Проект «А» (№ 23) рассчитывался с помощью американских инженеров, приглашенных в СССР в 1936 году с соответствующей оплатой труда. От итальянских специалистов, с которыми пробовали сотрудничать вначале, отказались, и не потому, что фашисты (это обстоятельство не помешало покупке «голубого крейсера»), они просто «не тянули» масштабности замысла. Орудия заказали заводу «Баррикады» (г. Сталинград). Девять гигантских пушек главного калибра 406-мм должны были стрелять снарядами по 11 центнеров каждый. Три бронепалубы. Поспорить с такой мощью могли только новейшие линкоры Японии периода Второй мировой войны, но о них никто тогда не знал, они были глубоко засекречены, и стали неприятным сюрпризом для американских ВМС в декабре 1941 года.

Почему планы не сбылись?

Линкор «Советский Союз» проекта «А» был заложен в Ленинграде заводом № 15 летом 1938 года, две единицы («Советская Белоруссия», «Советская Россия») начали строиться в Молотовске (сегодня этот город называется Северодвинском), еще одна - в Николаеве («Советская Украина»). Так что в прожектерстве и маниловщине И. В. Сталина упрекнуть никак нельзя, планы, поставленные партией, выполнялись неуклонно. Другой вопрос, что существовали объективные трудности, за которые, вполне возможно, субъективно ответили перед законом некоторые товарищи, не справившиеся с заданием. На момент германского нападения строящиеся корабли находились в разной степени готовности, но не более чем на пятую часть общего объема работ. Самые современные линкоры СССР Второй мировой войны так и не встали в боевой строй, послужив донорами для других важных оборонных программ. Использовались их орудия, броневые плиты, но сами они в море так и не вышли. Не хватило времени и опыта, отработка технологий заняла слишком долгий период.

А если бы успели?

И. В. Сталина часто упрекали (и продолжают это делать) в том, что он не подготовил страну к отражению немецкого нашествия. В чем-то эти претензии можно считать обоснованными. Однако, учитывая сложившуюся в первые месяцы гитлеровской агрессии обстановку, сегодня можно сделать вывод о том, что даже самые современные и большие советские линкоры Второй мировой войны не могли бы повлиять на ход боевых действий, происходивших преимущественно на сухопутном фронте. Уже летом 1941 года оперативный район Балтийского моря, в силу у его географической особенности (закрытости), был закрыт минными заграждениями и блокирован подводными силами кригсмарине. Бывшие в строю линкоры СССР периода Второй мировой войны использовались в качестве стационарных батарей, аналогичных береговым. Своими тяжелыми орудиями главного калибра они наносили наступающему врагу ущерб, но авиация и дальнобойная артиллерия преуспела в этом больше. К тому же выход в море такого огромного корабля сопряжен с огромным риском. Он, как магнит, привлекает к себе все силы противника, который успокаивается, только пустив его ко дну. Скорбным примером могут служить многие линкоры периода Второй мировой войны, ставшие стальной могилой для своих экипажей.

Немцы и их линейные корабли

Гигантоманией страдал не только Сталин, но и его главный оппонент, канцлер Германии. На немецкие линкоры Второй мировой войны он возлагал огромные надежды, их постройка обошлась слишком дорого, но именно они должны были сокрушить морскую мощь надменной Британии. Этого, однако, не случилось. После потери «Бисмарка» в 1941 году, расстрелянного превосходящим противником, к «Тирпицу» фюрер относился как к дорогому и породистому бойцовому псу, которого запускать в обычную собачью свалку жалко, а кормить приходится все равно, и его используют в качестве средства устрашения. Долгое время второй линкор досаждал англичанам, пока те не расправились с ним, разбомбив в безвестном норвежском фьорде красу и гордость кригсмарине.

Так упокоились на дне линкоры Германии. Во Второй мировой войне им досталась роль огромных зверей, затравленных сворой меньших, но более проворных хищников. Сходная судьба ожидала и многие другие корабли этого класса. Их потеря влекла огромные человеческие жертвы, они часто гибли вместе с экипажами в полном составе.

Япония

Кто построил самые большие и современные линкоры Второй мировой войны? Япония. «Ямато» и второй корабль серии, ставший последним, «Мусаси», имели титаническое водоизмещение (полное), превышающее 70 тыс. тонн. Эти гиганты были и вооружены самыми мощными орудиями главного калибра 460 мм. Броня также не знала равных - от 400 до 650 мм. Чтобы уничтожить такого монстра требовались десятки прямых попаданий торпед, авиабомб или артиллерийских снарядов. У американцев нашлись все эти смертоносные средства поражения в достаточном количестве, и обстоятельства сложились так, что они смогли их применить. Они были злы на японцев за Перл Харбор и жалости не ведали.

США

Линкоры США Второй мировой войны представлены кораблями различных проектов, в том числе и новейшими, спущенными на воду в период с 1941 по 1943 год. К ним в первую очередь относится класс «Айова», представленный, помимо головной единицы, еще тремя («Нью-Джерси», «Висконсин» и «Миссури»). На палубе одного из них, а именно «Миссури», была поставлена последняя точка в шестилетней мировой войне. Водоизмещение этих гигантских кораблей - 57,5 тыс. т, они обладали превосходными мореходными качествами, но для современного морского боя были, после появления ракетного оружия, практически непригодны, что не мешало применять их артиллерийскую мощь в карательных целях против стран, не имевших возможности эффективно им противостоять. Служили они долго, и воевали у разных побережий:

- «Нью Джерси» - у Вьетнамского и Ливанского.

- «Миссури» и «Висконсин» - у Иракского.

Сегодня все три последние линкоры США Второй мировой войны стоят у причалов и принимают посетителей-туристов.

– они оказались незаслуженно забыты и погребены под прахом времени. Кому сейчас интересен погром у острова Саво, артиллерийские дуэли в Яванском море и у мыса Эсперанс? Ведь все и так убеждены, что морские сражения на Тихом океане ограничены налетом на Перл-Харбор и сражением у атолла Мидуэй.


В реальной войне на Тихом океане крейсеры были одной из ключевых действующих сил ВМС США и Императорского флота Японии – на этот класс пришлась крупная доля потопленных кораблей и судов с обеих противоборствующих сторон. Крейсера обеспечивали ближнюю ПВО эскадр и авианосных соединений, прикрывали конвои и выполняли дозорные задачи на морских коммуникациях. При необходимости использовались в качестве бронированных «эвакуаторов», выводя на буксире поврежденные корабли из зоны боевых действий. Но главная ценность крейсеров открылась во второй половине войны: шести- и восьмидюймовые орудия не смолкали ни на минуту, «окучивая» японский оборонительный периметр на островах Тихого океана.

В светлое и темное время суток, при любых погодных условиях, сквозь непроницаемую стену тропического ливня и молочную пелену тумана, крейсера продолжали лить свинцовый дождь на голову несчастного противника, запертого на крошечных атоллах посреди Великого океана. Многодневная артподготовка и огневая поддержка десанта – именно в этой роли ярче всего засветились тяжелые и легкие крейсеры ВМС США – как на Тихом океане, так и в европейских водах Старого Света. В отличие от чудовищных линкоров, количество участвовавших в боях американских крейсеров приближалось к восьми десятками (одних «Кливлендов» янки наклепали 27 единиц), а отсутствие на их борту артиллерии особо крупного калибра компенсировалось высокой скорострельностью восьмидюймовок и более «мелких» пушек.

Крейсеры обладали огромной разрушительной мощью – 203 мм снаряд орудия 8"/55 имел массу 150 килограммов и покидал срез ствола с быстротой, превышавшей две скорости звука. Темп стрельбы морской пушки 8"/55 достигал 4 выстр./мин. Всего же тяжелый крейсер «Балтимор» нес девять подобных артиллерийских систем, размещенных в трех башнях главного калибра.

Помимо впечатляющих наступательных возможностей, крейсера обладали хорошим бронированием, отличной живучестью и очень высокой скоростью хода до 33 узлов (>60 км/ч).
Высокая скорость и защищенность была по достоинству оценена моряками. Неслучайно на крейсерах так часто держали свой флаг адмиралы – просторные рабочие помещения и изумительный набор радиоэлектронной аппаратуры позволяли оборудовать на борту корабля полноценный флагманский командный пост.

USS Indianapolis (CA-35)


Под конец войны именно крейсеру «Индианаполис» была доверена почетная и ответственная миссия по доставке ядерных зарядов на островную авиабазу Тиниан.

Крейсеры, принявшие участие во Второй мировой войне, делятся на две большие категории: построенные до и после войны (подразумевается конец 30-х годов и позже). Что касается довоенных крейсеров, великое множество конструкций объединяло одно важное обстоятельство: большинство крейсеров предвоенной постройки стали жертвами Вашингтонских и Лондонских морских соглашений. Как показало время, все страны, подписавшие договор, так или иначе, совершили подлог с водоизмещением строящихся крейсеров, превысив положенный лимит в 10 тыс. тонн на 20 и более %. Увы, все равно ничего путного не получили – Мировую войну предотвратить не смогли, зато извели миллион тонн стали на ущербные корабли.

Как и все «вашингтонцы», американские крейсеры постройки 1920-х - первой половины 1930-х годов имели перекошенное соотношение боевых характеристик: низкая защищенность (толщина стенок башен ГК крейсера «Пенсакола» едва превышала 60 мм) в обмен на огневую мощь и солидную дальность плавания. Вдобавок, американские проекты «Пенсакола» и «Нотрхэмптон» оказались недогруженными – конструкторы так увлеклись «ужиманием» кораблей, что не смогли эффективно использовать весь резерв водоизмещения. Неслучайно на флоте эти шедевры кораблестроения получили красноречивое название «жестянки».


Тяжелый крейсер "Уичита"

Американские «вашингтонские» крейсеры второго поколения – «Нью-Орлеан» (построено 7 единиц) и «Уичита» (единственный корабль своего типа) оказались гораздо более сбалансированными боевыми единицами, однако, также не лишенными недостатков. На этот раз конструкторы смогли сохранить приличные скорость, бронирование и вооружение в обмен на такой неосязаемый параметр, как «живучесть» (линейное расположение ГЭУ, более плотная компоновка – корабль имел высокие шансы погибнуть от попадания единственной торпеды).

Вспыхнувшая мировая война в одночасье аннулировала все мировые договоры. Сбросив с плеч оковы всевозможных ограничений, кораблестроители в кратчайшие сроки представили проекты сбалансированных боевых кораблей. Вместо прежних «жестянок» на стапелях появились грозные боевые единицы – подлинные шедевры кораблестроения. Вооружение, броня, скорость, мореходность, дальность плавания, живучесть – инженеры не допускали компромиссов ни в одном из перечисленных факторов.

Боевые качества этих кораблей оказались столь великолепны, что многие из них продолжали эксплуатироваться в составе ВМС США и других стран даже спустя три-четыре десятка лет после окончания войны!

Откровенно говоря, в формате открытого морского сражения «корабль против корабля», каждый из представленных ниже крейсеров окажется сильнее любого из своих современных потомков. Попытка «стравить» какой-нибудь ржавый «Кливленд» или «Балтимор» с ракетным крейсером «Тикондерога» окажется плачевной для современного корабля – приблизившись на пару десятков километров, «Балтимор» разорвет «Тикондерогу», как грелку. Возможность применения «Тикондерогой» ракетного с дальностью стрельбы 100 и более километров в данном случае ничего не решает – старые бронированные корабли маловосприимчивы к столь «примитивным» средствам поражения, как БЧ ракеты «Гарпун» или «Экзосет».

Предлагаю читателям познакомиться с наиболее фееричными образцами американского кораблестроения военных лет. Тем более, посмотреть там есть на что…

Легкие крейсеры типа «Бруклин»

Количество единиц в серии – 9
Годы строительства – 1935-1939 гг.
Полное водоизмещение 12 207 тонн (проектное значение)
Экипаж 868 человек
Главная энергетическая установка: 8 котлов, 4 турбины Парсонса, 100 000 л.с.
Максимальный ход 32,5 узла
Дальность плавания 10 000 миль на 15 узлах.
Главный бронепояс – 140 мм, максимальная толщина брони – 170 мм (стенки башен ГК)

Вооружение:
- 15 х 152 мм орудий ГК;
- 8 х 127 мм универсальных орудий;
- 20-30 зенитных автоматов «Бофорс» калибр 40 мм*;
- 20 зенитных автоматов «Эрликон» калибра 20 мм*;
- 2 катапульты, 4 гидросамолета.
* типичное ПВО «Бруклинов» в 40-е годы

Близкое дыхание Мировой войны заставило пересмотреть подходы к проектированию кораблей. В начале 1933 года янки получили тревожные сведения о закладке в Японии крейсеров типа «Могами», вооруженных 15 шестидюймовыми орудиями в пяти башнях. В реальности японцы совершили крупный подлог: стандартное водоизмещение «Могами» было на 50% больше заявленного - это были тяжелые крейсера, которые, в перспективе, планировалось вооружить десятью 203 мм пушками (что и произошло с началом войны).

Но в начале 1930-х янки не ведали о коварных планах самураев и, дабы не отстать от «вероятного противника», бросились проектировать легкий крейсер с пятью башнями главного калибра!
Несмотря на действующие ограничения Вашингтонского договора и нестандартные условия проектирования, крейсер типа «Бруклин» получился чертовски удачным. Внушительный наступательный потенциал вкупе с отличным бронированием и неплохой мореходностью.

Все девять построенных крейсеров принимали активное участие во Второй мировой войне, при этом (впору удивиться!) никто из них не погиб в сражениях. «Бруклины» попадали под бомбовые и торпедные атаки, артиллерийский огонь и атаки «камикадзе» - увы, всякий раз корабли оставались на плаву и после ремонта возвращались в строй. У побережья Италии в крейсер «Саванна» попала немецкая управляемая супер-бомба «Фриц-Х», однако, и в этот раз, несмотря на колоссальные разрушения и гибель 197 моряков, корабль смог доковылять до базы на Мальте.



Крейсер "Феникс" у побережья Филиппин, 1944 год


Аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно" (ex-Феникс) с оторванной взрывом носовой частью, 2 мая 1982 года


Поврежденный крейсер "Саванна" у побережья Италии, 1943 год. В крышу третьей башни ГК ударила 1400-кг радиоуправляемая бомба "Фриц-Х"


Но самые удивительные приключения выпали на долю крейсера «Феникс» - этот шутник ловко ускользнул из-под японского удара в бухте Перл-Харбора, не получив при этом ни царапины. Но от судьбы уйти не сумел – спустя 40 лет он был потоплен британской подводной лодкой во время Фолклендской войны.

Легкие крейсеры типа «Атланта»

Количество единиц в серии – 8

Полное водоизмещение 7 400 тонн
Экипаж 673 человека
Главная энергетическая установка: 4 котла, 4 паровые турбины, 75 000 л.с.
Максимальный ход 33 узла
Дальность плавания 8 500 миль на 15 узлах
Главный бронепояс 89 мм.

Вооружение:
- 16 х 127 мм универсальных орудий;
- 16 автоматических зениток калибра 27 мм (т.н. «чикагское пианино»);
на последних кораблях серии заменены на 8 автоматов «Бофорс»;
- до 16 зенитных автоматов «Эрликон» калибра 20 мм;
- 8 торпедных аппаратов калибра 533 мм;
- к концу войны на кораблях появился сонар и комплект глубинных бомб.

Одни из самых красивых крейсеров Второй мировой. Специализированные корабли ПВО, способные за минуту обрушить на врага 10 560 кг раскаленной стали – залп маленького крейсера поражал воображение.
Увы, на практике оказалось, что ВМС США не страдали от недостатка 127 мм универсальных зениток (аналогичными орудиями вооружались сотни эсминцев), а вот артиллерии среднего калибра подчас не хватало. Помимо слабости вооружения, «Атланта» страдала от низкой защищенности – сказались малые размеры и слишком «тонкое» бронирование.

Как результат – из восьми кораблей в боях погибли два: головная «Атланта» погибла от торпед и артиллерийского огня противника в перестрелке у Гуадалканала (ноябрь 1942 г.). Еще один – «Джуно» погиб в тот же день: поврежденный корабль добила японская подводная лодка.

Легкие крейсеры типа «Кливленд»

Количество единиц в серии – 27. Еще 3 достроены по усовершенствованному проекту «Фарго», 9 – как легкие
авианосцы «Индепенденс». Оставшаяся дюжина недостроенных корпусов была сдана на слом в 1945 году - многие из крейсеров к тому времени были спущены на воду и достраивались на плаву (запланированное кол-во кораблей проекта – 52 единицы)

Годы строительства – 1940-1945 гг.
Полное водоизмещение 14 130 тонн (проект)
Экипаж 1255 человек
Главная энергетическая установка: 4 котла, 4 паровые турбины, 100 000 л.с.
Максимальный ход 32,5 узла
Дальность плавания 11 000 миль на 15 узлах
Главный бронепояс 127 мм. Максимальная толщина брони – 152 мм (лобовая деталь башен ГК)

Вооружение:
- 12 х 152 мм орудий главного калибра;

- до 28 зенитных автоматов «Бофорс»;
- до 20 зенитных автоматов «Эрликон»;

Первый по-настоящему полноценный крейсер ВМС США. Мощный, сбалансированный. С прекрасной защищенность и наступательными возможностями. Не обращайте внимания на приставку «легкий». «Кливленд» такой же легкий, как чугунный паровоз. В странах Старого Света подобные корабли без преувеличения классифицируются, как «тяжелые крейсера». За сухими цифрами «калибр пушек/толщина брони» скрываются не менее интересные вещи: удачное расположение зенитной артиллерии, относительный простор внутренних помещений, тройное дно в районе машинных отделений…

Но была у «Кливленда» своя «ахиллесова пята» - перегрузка и, как следствие, проблемы с остойчивостью. Ситуация была настолько серьезной, что на последних кораблях серии стали снимать боевую рубку, катапульту и дальномеры с башен №1 и №4. Очевидно, именно проблема с низкой остойчивостью послужила причиной короткой жизни «Кливлендов» – практически все они покинули ряды ВМС США до начала Корейской войны. Лишь три крейсера – «Галвестон», «Оклахома Сити» и «Литтл Рок» (на заглавной иллюстрации к статье) прошли обширную модернизацию и продолжили службу в качестве крейсеров-носителей управляемого ракетного оружия (ЗРК «Талос»). Успели принять участие в войне во Вьетнаме.

Проект «Кливленд» вошел в историю, как наиболее многочисленная серия крейсеров. Однако, несмотря на свои высокие боевые качества и большое кол-во построенных кораблей, «Кливленды» прибыли слишком поздно, чтобы увидеть настоящий «дым морских сражений»; среди трофеев этих крейсеров числятся лишь японские эсминцы (стоит заметить, янки никогда не страдали от недостатка техники – в первой фазе войны активно сражались крейсеры довоенной постройки, коих у американцев было целых 40 штук)

Основную часть времени «Кливленды» занимались обстрелом береговых целей – Марианские о-ва, Сайпан, Минданао, Тиниан, Гуам, Миндоро, Лингаен, Палаван, Формоза, Кваджалейн, Палау, Бонин, Иводзима… Трудно переоценить вклад этих крейсеров в разгром японского оборонительного периметра.


Пуск зенитной ракеты с крейсера "Литтл Рок"


За время боевых действий ни один из кораблей не пошел на дно, однако, серьезных потерь избежать не удалось: сильно пострадал крейсер «Хьюстон» - получив в борт две торпеды, он принял 6000 тонн воды и едва дотянул до передовой базы на атолле Улити. Но особенно тяжело пришлось «Бирмингему» - крейсер помогал тушить пожары на борту поврежденного авианосца «Принстон», когда на авианосце произошла детонация боекомплекта. «Бирмингем» был едва не опрокинут взрывной волной, на крейсере погибло 229 человек, более 400 моряков получили ранения.

Тяжелые крейсеры типа «Балтимор»

Количество единиц в серии – 14
Годы строительства – 1940-1945 гг.
Полное водоизмещение 17 000 тонн
Экипаж 1700 человек
ГЭУ - четырехвальная: 4 котла, 4 паровые турбины, 120 000 л.с.
Максимальный ход 33 узла
Дальность плавания 10 000 миль на 15 узлах
Главный бронепояс - 150 мм. Максимальная толщина брони – 203 мм (башени ГК)

Вооружение:
- 9 х 203 мм орудий главного калибра;
- 12 х 127 мм универсальных орудий;
- до 48 зенитных автоматов «Бофорс»;
- до 24 зенитных автоматов «Эрликон»;
- 2 катапульты, 4 гидросамолета.

«Балтимор» - это не кетчуп с кусочками спелых овощей, эта штука гораздо оаснее. Апофеоз американского кораблестроения в классе «крейсер». Сброшены все запреты и ограничения. В конструкции внедрены последние достижения американского ВПК военных лет. Радары, чудовищные пушки, тяжелая броня. Супер-герой с максимумом достоинств и минимумом недостатков.

Как и более легкие крейсера типа «Кливленд», «Балтиморы» прибыли лишь к «шапочному разбору» на Тихом океане - первые четыре крейсера вступили в строй в 1943 , еще один – 1944, остальные девять – в 1945 году. В результате большая часть повреждений «Балтиморов» пришлась на шторма, тайфуны и навигационные ошибки экипажей. Тем не менее, определенный вклад в победу они внесли – тяжелые крейсера буквально «выдолбили» атоллы Маркус и Уэйк, поддерживали огнем десант на бесчисленных островках и атоллах Тихого океана, участвовали в рейдах к Китайскому побережью и нанесению ударов по Японии.


Ракетно-артиллерийский крейсер "Бостон". Пуск зенптной ракеты "Терьер", 1956 год
Война закончилась, а «Балтиморы» не думали отправляться на покой – тяжелая морская артиллерия вскоре пригодилась в Корее и во Вьетнаме. Ряд крейсеров данного стали первыми в мире носителями зенитных ракет – уже к 1955 году «Бостон» и «Канберра» получили на вооружение ЗРК «Терьер». Еще три корабля прошли глобальную модернизацию по проекту «Олбани» с полным демонтажем надстроек и артиллерии и последующей конверсией в ракетные крейсера.


Всего через 4 дня после того, как "Индианаполис" доставил атомные бомбы на о. Тиниан, крейсер был потоплен японской подлодкой I-58. Из 1200 человек экипажа спаслись всего 316. Катастрофа в океане стала крупнейшей по числу жертв в истории ВМС США

Крейсер – класс многоцелевых больших быстроходных надводных артиллерийских кораблей, способных выполнять различные задачи обороны и нападения, как самостоятельно так и в составе соединений кораблей. Разнообразность задач, выполняемых крейсерами, породила целый ряд подклассов — специализированных кораблей. Так во время войны различали: линейные крейсера, тяжелые и легкие, броненосные и бронепалубные, минные и противовоздушные, авианосные и учебные. Меньше трети крейсеров всех видов было построено в период войны, треть были довоенной постройки, а остальные принимали участие еще в Первой мировой войне.

Ориентировочное количество крейсеров, использовавшихся в войне в разрезе стран и видов кораблей (без трофейных и переданных/полученных)

Страны

Виды крейсеров (всего/погибло) Всего
Линейные Тяжелые Брон. 1) Легкие

Прочие

Аргентина 2 4 1 7
Бразилия 2/1 2/1
Великобритания 3/2 18/6 80/26 7/3 108/37
Германия 6/5 6/5 12/10
Греция 1 1/1 2/1
Испания 1 5 6
Италия 11/11 1 13/4 25/15
Нидерланды 5/4 5/4
Перу 2 2
Польша 2/1 2/1
СССР 9/2 1/1 10/3
США 2 30/6 52/3 84/9
Турция 1 2 3
Франция 7/4 10/5 2/1 19/10
Чили 3 3
Швеция 4 4
Югославия 1/1 1/1
Япония 4/4 18/17 4/3 22/21 3/2 51/47
ИТОГО 10/6 93/49 16/4 210/73 17/7 346/138

1) Броненосные и бронепалубные

В дополнение к приведенным данным следует учесть, что 3 легких крейсера Великобританией проданы Австралии, 1 – передан Канаде.

Под приведенной выше классификацией крейсеров следует понимать такое.

Линейный крейсер — класс артиллерийских кораблей, имеющих вооружение, близкое к линкорам, но обладающих большей скоростью хода при более лёгком бронировании. Они появились как развитие броненосных крейсеров и должны были составлять авангард главных сил флота, а в бою играть роль его быстроходного крыла. Фактически линейные крейсера занимали промежуточное положение между линкорами и тяжёлыми крейсерами. На них возлагались следующие задачи: разведка боем; поддержка и содействие меньшим крейсерам-разведчикам; самостоятельные экспедиции с целью окружить вражеские рейдеры; преследование отступающего флота врага и по возможности постановка его в безвыходное положение путём сосредоточения огня на отставших кораблях; быстрое окружение противника в ходе боевых действий. Все корабли были довоенной постройки, являлись несбалансированными по ТТХ и в силу своего промежуточного положения между классами, стали ненужными флотам. В итоге, «вымирающие» корабли в период войны каких либо существенных результатов не достигли.

Тяжёлый крейсер — боевой надводный корабль, подкласса тяжеловооруженных артиллерийских скоростных крейсеров, предназначенных для действий на дальних расстояниях с целью нарушения морских коммуникаций, ведения морского боя в составе соединений, защите своих морских путей, обеспечения высадки морских десантов, постановке минных заграждений и других задач. В системе морских вооружений он занимал промежуточное место между лёгким и линейным крейсером. Корабль имел развитую бронированную защиту, рассчитанную на противодействие артиллерии крейсера противника. Водоизмещение крейсеров находилось в пределах 10 -28 тыс. т, вооружение состояло из 6 — 9 орудий 203 — 305-мм калибра, 8 — 12 орудий среднего калибра (100-127-мм), 80 — 90 зенитных автоматов и пулеметов.

К началу войны в составе флотов ведущих морских стран насчитывалось следующее количество тяжёлых крейсеров: по 18 в Англии, США и Японии, по 7 в Италии и Франции, 5 — в Германии.

Будучи важной силой всех крупных флотов, тяжёлые крейсера использовались очень интенсивно, однако результаты их деятельности оказались неоднозначными. Британские крейсера хорошо проявили себя в роли защитников коммуникаций. Их автономность обеспечивала длительные операции на океанских просторах и позволила нанести серьёзный ущерб вражескому судоходству и перехватить ряд рейдеров. Весьма полезны оказались эти корабли и при эскортировании полярных конвоев. Однако при столкновении с адекватным противником, слабая защиты и примитивная система управления огнём крайне ограничивали их боевые возможности. Также крайне уязвимыми они были для атак с воздуха ввиду слабой системы ПВО.

Американские крейсера понесли тяжёлые потери от японских одноклассников и эсминцев. Наиболее полезными они оказались в качестве кораблей огневой поддержки десантных операций, а новейшие крейсера и как корабли ПВО.

Высокоскоростные итальянские тяжелые крейсера оказались неспособны добиться успеха в бою на больших дистанциях, а идти на сближение опасались из-за слабого бронирования. Они редко выходили в море, в том числе и из-за нехватки топлива, и никаких успехов не достигли. При этом они серьёзно пострадали от авиации и подлодок противника, а также британских человеко-торпед.

Немецкие тяжёлые крейсера тоже не лучшим образом выступили на поле боя. Карманные линкоры использовались по своему рейдерскому назначению лишь в первый период войны, когда каждый из них совершил по одному океанскому походу. В дальнейшем их результативность была низкой, а гибель пришла от британской авиации. Более тяжёлые крейсера Германии также не оправдали затраты на свое строительство.

Японские тяжёлые крейсера превосходно показали себя на первом этапе войны, легко расправляясь с сопоставимым противником. За всё время войны японцы потеряли от артиллерийского огня лишь один тяжёлый крейсер, и то устаревший. В дальнейшем их главными противниками стали авиация и подводные лодки, противостоять которым они не смогли. В целом японские тяжелые крейсера потопили 6 тяжелых и 3 легких крейсера, эскортный авианосец, 8 эсминцев и два десятка вспомогательных судов и транспортов союзников.

Бронепалубный крейсер - корабль, защита механизмов и орудийных погребов которого состояла из броневой палубы, плоской либо выпуклой. Броненосный крейсер — корабль оснащенный броневым поясом по ватерлинии. Корабли этих подклассов представляли собой устаревшие суда Первой мировой войны. Их остатки применялись во Второй мировой войне в качестве вспомогательных кораблей.

Лёгкий крейсер — боевой надводный артиллерийский корабль с развитой броневой защитой, водоизмещением до 15 тыс. т. и вооруженный артиллерией среднего калибра (до 152-мм). К началу войны в составе флотов ведущих морских стран насчитывалось следующее количество легких крейсеров: Великобритания имела 47 кораблей, Япония — 20, США — 19, Италия — 13, Франция — 12, СССР — 7, Германия — 6 и Нидерланды — 4. Массовое строительство крейсеров в годы войны смогли позволить себе только США (38) и Великобритания (13). Незначительное количество кораблей этого класса было построено в Италии (3), СССР (2) и Японии (4).

Легкие крейсера разных стран в период войны принимали участие практически во всех операциях, однако их эффективность оказалась разной. Немецкие лёгкие крейсера показали крайне низкую мореходность и командование было вынуждено перевести их на Балтику, где они без особых успехов действовали до конца войны.

Итальянские лёгкие крейсера не смогли использовать на практике свою высокую скорость, броневая защита была явно недостаточной, а артиллерия — несовершенной. В итоге, после первых поражений итальянские крейсера действовали крайне осторожно, но даже в этих случаях несли потери, причём опасными для них оказались и британские эсминцы.

Общая устарелость большинства японских лёгких крейсеров не позволяла им рассчитывать на успех в открытом бою с однотипными американскими кораблями. Однако, действуя в составе соединений с более крупными кораблями, они достигли успеха. Часто лёгкие крейсера применялись для эскортирования отрядов десантных кораблей и транспортов. Основные потери японские корабли этого класса понесли от атак подводных лодок и авиации.

Лёгкие крейсера Великобритании успешно сражались даже с более сильным противником. Более того, эти корабли доказали, что в определённых обстоятельствах могут быть опасны даже для кораблей формально более мощного класса. По мнению ряда авторов, британские корабли типа «Фиджи» могут считаться идеальным лёгким крейсером Второй мировой по критерию «стоимость/эффективность». Основные потери в ходе войны британские корабли этого класса понесли от действий авиации.

Новейшие лёгкие крейсера США с 12-15 орудиями 152-мм вступали в ночные артиллерийские дуэли с тяжелыми японскими крейсерами и нередко выходили победителями за счет огневой производительности.

Высокой эффективности достигали легкие крейсер и в качестве судов ПВО.

Советские лёгкие крейсера в ходе войны использовались отнюдь не в том ключе, какой предполагался при их строительстве. Крейсера Балтийского флота практически всю войну провели в качестве плавучих батарей, поддерживавших защитников Ленинграда. Черноморские крейсера активно применялись для решения самых разнообразных задач, включая даже непосредственную высадку десантов. Основной угрозой для них стала немецкая авиация, и с 1943 года крупные корабли Черноморского флота не участвовали в боевых операциях, опасаясь потерь.

Во флотах Великобритании и Франции получил некоторое развитие класс крейсеров — минных заградителей. Например, британские корабли были вооружены лишь универсальной артиллерией, но брали на борт до 156 мин и отличались необычной для британских кораблей ставкой на максимально возможную скорость — более 39 узлов. Легкобронированный французский корабль, способный принять до 200 мин, имел полноценное вооружение крейсера из девяти 152-мм орудий и развивал на испытаниях скорость более 30 узлов. Флоты других стран специализированных крейсеров-минных заградителей не строили, но нередко предусматривали возможность размещения мин на кораблях обычных типов.

В 1930-х годах в ряде флотов появились специализированные крейсера, впоследствии именовавшиеся крейсерами ПВО. Они строились на базе небольших, но бронированных крейсеров с универсальной артиллерией главного калибра, способных и бороться с воздушным противником и выступать в качестве лидеров эсминцев. В британском флоте такими кораблями были крейсера типа «Дидо». Американский флот пополнился крейсерами типа «Атланта». Однако в целом новый класс себя не оправдал. Слишком слабые для морского боя с серьёзным надводным противником, эти крейсера, вместе с тем, не показали себя и как оплот флотской ПВО. Британским крейсерам не хватало огневой мощи и скоростей наводки, американские имели проблемы с количеством систем управления.

ТТХ основных видов крейсеров в разрезе стран изложено ниже.

Поделиться