Речь: механизмы речи. Анатомо-физиологические механизмы речи

Анатомо-физиологические механизмы речи.

На доске написать слова: периферический, иннервация, проприорецепторы, барорецепторы, резонаторы, альвеолы

План:

  1. Понятие анатомо-физиологических механизмов речи.
  2. Строение центрального речевого аппарата
  3. Строение периферического речевого аппарата
  4. Соотношение деятельности центрально и периферического речевого аппарата.

1. Понятие анатомо-физиологических механизмов речи.

Анатомо-физиологические механизмы речи – это изучение строения и функционирования организации речевой деятельности.

Необходимость их изучения определяется:

  1. позволяет представить сложный механизм речи в норме
  2. дифференцированно подходить к анализу речевой патологии
  3. правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит (чему?) деятельности головного мозга.

В начале 20 в была распространена точка зрения по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время исследования П.К. Анохина, А.Р. Лурии установили, что основой всякой ВПФ являются не отдельные центры, а сложные функциональные системы, которые расположены в разных областях ЦНС и объединены между собой единством действия. Для того, чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем они д/б автоматическими, т.е. осуществлялись без специальных усилий.

Речевой аппарат состоит из 2 тесно взаимосвязанных между собой частей: центрального (или регулирующего) и периферического (исполнительного).

2. Строение центрального речевого аппарата

Центральный речевой аппарат находится в левом полушарии головного мозга. Он состоит из:

  1. Коры г.м
  2. Подкорковых узлов
  3. Проводящих путей
  4. Ядер ствола (продолговатого мозга)
  5. Нервов, идущих к дыхательным, голосовым, артикуляционным мышцам.

1. Некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли левого полушария (у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) – являются двигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока )

Височные извилины (верхние) – являются речеслуховой областью, куда поступают слуховые раздражения (центр Ве рнике). Обеспечивают восприятие чужой речи.

Теменная доля коры – понимание речи

Затылочная доля – зрительная область, которая обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие букв при чтении и письме). Зрительное восприятие артикуляции взрослых обеспечивает ребенку развитие собственной артикуляции.

2. Подкорковые узлы или ядра отвечают за темп, ритм и выразительность речи.

3. Проводящие пути.

Кора головного мозга связана с органами речи (периферическими) двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные Центростремительные
Противоположны по функции
(двигательные) нервные пути. Начинаются в коре головного мозга в центре Брока и соединяют кору с мышцами, регулирующими Д периферического реч. аппарата. Являются общими регуляторами деятельности речевых органов. Начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы –находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях движущихся органов. Функция: контроль мышечной деятельности Барорецепторы – возбуждаются при изменениях давления и находятся в глотке.
Идут от коры к периферии и дают сигнал к осуществлению действия. Идут от периферии к центру, т.е от речевых органов к коре гол. мозга и дают сигнал о выполнении действия.

4. В ядрах ствола продолговатого мозга берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (обеспечиваются нервными волокнами) черепно-мозговыми нервами.

5. Черепно-мозговые нервы:

1. Тройничный – иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть.

2. Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и вытягивание щек.

3. Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Он является чувствительным нервом зыка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

4. Добавочный нерв – иннервирует мышцы шеи

5. Подъязычный нерв – снабжает мышцы языка двигательными нервами

3. Строение периферического речевого аппарата

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

  1. Дыхательный
  2. Голосовой
  3. Артикуляционный или звукопроизводящий.


Дыхательный отдел

состоит: грудная клетка, легкие, трахея, бронхи.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо газообмена). Особенности дыхания в момент речи:

  1. выдох длиннее вдоха
  2. число дыхательных движений меньше
  3. объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в 3 раза увеличивается.
  4. выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц).

Гортань – широкая, короткая труба, состоящая из хрящ0ей и мягких тканей. Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). Между гортанью и глоткой находится надгортанник, который имеет форму языка или лепестка. Передняя его поверхность обращена к языку, задняя к гортани. Функция: предохраняет при глотании гортань от попадания пищи и слюны.

Механизм голосообразования: При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемог7о воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, срединное положение, с тем, чтобы в результате продолжающего давления воздушной струи снова раздвинуться. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратиться давление голосообразующей дыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания осуществляются в поперечном, а не продольном направлении, т.е голосовые складки перемещаются квнутри – кнаружи, а не кверху – книзу.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕЧИ

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Речевой аппарат человека состоит из центрального отдела и периферического.

Центральный (регулирующий)

периферический (исполнительный)

Речевой аппарат Строение речевого аппарата: 1- головной мозг; 2 - носовая полость; 3 - твердое нёбо; 4 - ротовая полость; 5 - губы; 6 - резцы; 7 - кончик языка; 8 - спинка языка; 9 - корень языка; 10 - надгортанник; 11 - глотка; 12 - гортань; 13 - трахея; 14 - правый бронх; 15 - правое легкое; 16 - диафрагма; 17 - пищевод; 18 - позвоночник; 19 - спинной мозг; 20 – мягкое нёбо.

Строение и функции центрального отдела речевого аппарата

Левое полушарие Правое полушарие 1.Понимание смысла слов. 2.Понимание смысла музыкальных произведений. 3. Понимание общего содержания картин. 4. Классификация видимых объектов, объединение их в категории. 5. Произвольное запоминание. 6. Формирование понятий о времени, пространстве, причинности. 1. Восприятие голоса, интонаций, мелодии речи. 2. Восприятие мелодии. 3. Восприятие деталей картин без понимания общего содержания. 4. Изолированное восприятие объектов. 5. Непроизвольное запоминание. 6. Восприятие пространственных отношений предметов.

Строение и функции периферического отдела речевого аппарата Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного; голосового (фонаторного); артикуляционного (звукопроизносительного).

В речевом акте можно рассматривать три связанные друг с другом функции: образование воздушной струи; голосообразование (фонация); образование звуков речи (артикуляция).

Дыхательный отдел составляет энергетическую основу речи, обеспечивая речевое дыхание, и включает в себя: грудную клетку с легкими, межрёберные мышцы, мышцы диафрагмы.

Виды дыхания

Физиологическое дыхание

Речевое дыхание выдох намного длиннее вдоха (вне речи они примерно одинаковы); в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании; 3) в момент речи значительно увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза); 4) вдох при речи становится более коротким и более глубоким.

Голосообразующий аппарат Голосообразующий аппарат: 1-гортань, 2 – глотка, 3 – носоглотка, 4 – полость рта, 5 – полость носа и придаточные пазухи. I, II, III -- позиции голосовых складок при нормальном голосе, при молчании, при шепоте.

Артикуляционный отдел

Артикуляция согласных Отличительной особенностью артикуляции согласных является то, что при их образовании на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая эти препятствия, воздушная струя производит шумы, которые и определяют акустические особенности большинства согласных. Характер звучания отдельных согласных зависит от способа образования шума и места его возникновения.

Классификация согласных В основе классификации согласных лежат следующие признаки: 1) участие шума и голоса; 2) способ артикуляции; 3) место артикуляции; 4) отсутствие или наличие палатализации, иначе говоря - твердость или мягкость

Артикуляция гласных Общим для всех гласных звуков признаком, отличающим их артикуляцию от артикуляции всех согласных звуков, является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. Возникший в гортани звук в надставной трубе усиливается и воспри­нимается в виде чистого голоса без примеси шумов. Артикуляционная классификация гласных строится с учетом: участия или неучастия губ; степени подъема языка и места подъема языка. признаками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков подростков с учётом анатомо-физиологических и психологических особенностей пубертатного периода.

Как известно, пение - сложный психофизический процесс, результат функционирования всех жизненно важных систем организма. На певческую нагрузку реагируют не только певческие органы, но и сердечно...

Урок 27.Анатомо – физиологические особенности человека в подростковом возрасте. (7 класс)

Презентация иллюстрируют материал из учебника «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» – под ред. А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова (Стресс, его влияние на человека). Согласно календарн...

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"

Презентация по ОБЖ для учащихся 7-х классов Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте"...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Для того, чтобы правильно представлять сложный механизм речевой деятельности в норме, дифференцированно подходить к анализу речевых нарушений и грамотно определять пути и направления коррекционной работы, необходимо знание анатомо-физиологических механизмов речи.

3 слайд

Описание слайда:

Речь – одна из сложных высших психических функций человека, которая обеспечивается деятельностью головного мозга. Исследованиями П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и др. установлено, что основой всякой высшей психической функции являются сложные функциональные системы, в формировании которых принимают участие различные участки мозга, объединенные механизмом рефлекса. Речевой аппарат состоит из центрального и периферического отделов.

4 слайд

Описание слайда:

Строение речевого аппарата 1 – головной мозг; 2- носовая полость; 3 – твердое небо; 4 – ротовая полость; 5 – губы; 6 – резцы; 7 – кончик языка; 8 – спинка языка; 9 – корень языка; 10 – надгортанник; 11 – глотка; 12 – гортань; 13 – трахея; 14 – правый бронх; 15 – правое легкое; 16 – диафрагма; 17 – пищевод; 18 – позвоночник; 19 – спинной мозг; 20 – мягкое небо.

5 слайд

Описание слайда:

К центральному отделу речевого аппарата относится головной мозг – его кора, подкорковые узлы, проводящие пути и ядра соответствующих нервов. Главенствующее значение в образовании речи имеет лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого). Лобные извилины являются речедвигательной областью и участвуют в образовании устной речи (центр Брока). Височные извилины, будучи речеслуховой областью (центр Вернике), отвечают за восприятие чужой речи.Теменная доля коры мозга обеспечивает понимание речи, а затылочная, являясь зрительной областью, имеет значение для усвоения письменной речи. Подкорковые ядра отвечают за ритм, темп и выразительность речи. Проводящие пути связывают кору головного мозга с периферическими органами речи. От центра к периферии идут центробежные пути, а от периферии к центру – центростремительные нервные пути.

6 слайд

Описание слайда:

В иннервации мышц речевого аппарата принимают участие следующие черепно-мозговые нервы: Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, которые осуществляют движение губ, щёк; Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Языкоглоточный нерв также является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца; Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи; Подъязычный нерв дает возможность совершать языку разнообразные движения.

7 слайд

Описание слайда:

Периферический речевой аппарат состоит из дыхательного, голосового и артикуляционного отделов. Дыхательный отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, голосовой– для образования голоса, артикуляционный – образует характерные звуки нашей речи в результате деятельности органов артикуляционного аппарата. Дыхательный отдел включает в себя грудную клетку с лёгкими, бронхами и трахеей. Речь образуется в фазе выдоха, поэтому во время речи выдох намного длиннее вдоха (1:20 или даже 1:30). Длительный выдох нуждается в большем запасе воздуха. Поэтому в момент речи объём вдыхаемого и выдыхаемого воздуха увеличивается почти в 3 раза. У ребенка речевое дыхание вырабатывается постепенно, в процессе речевого развития. Вначале ребенок пользуется в речи навыками жизненного дыхания. Такое дыхание остается в случаях рано возникающей речевой патологии. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой трубку конусообразной формы, состоящую из нескольких хрящей. Вверху гортань граничит с глоткой, а внизу – с трахеей.

8 слайд

Описание слайда:

В основе механизма голосообразования лежит колебание голосовых складок гортани, на которые воздействует воздух, поступающий под определенным давлением из бронхов и лёгких. Колебания передаются в окружающую среду, и мы воспринимаем их как звуки голоса. Основными органами артикуляционного отдела являются: язык, губы, верхняя и нижняя челюсти, твердое и мягкое нёбо, зубы, альвеолы, язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть – это подвижные органы артикуляции; зубы, альвеолы и твердое нёбо – неподвижные, которые не изменяют своего положения, но также участвуют в образовании звуков.

9 слайд

Описание слайда:

Профиль органов артикуляции 1 - губы, 2 – резцы; 3 – альвеолы; 4 – твердое небо; 5 – мягкое небо; 6 – голосовые складки, 7 – корень языка; 8 – спинка языка; 9 – кончик языка.

10 слайд

Описание слайда:

Язык – самый активный и подвижный орган артикуляции, система мышц языка даёт возможность менять его форму, положение и степень напряжения. Язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Передняя часть языка подвижна и в ней различаюткончик, передний края, боковые края и спинку. Задняя часть языка фиксирована и называетсякорнем языка.

11 слайд

Описание слайда:

От середины нижней поверхности языка ко дну ротовой полости спускается складка слизистой оболочки (так называется уздечка), которая ограничивает крайние движения языка. У некоторых детей эта уздечка укороченная от рождения. В грудном возрасте это затрудняет сосание, а позднее мешает правильно произносить звуки. В раннем возрасте уздечку подрезают. В более позднем возрасте необходима помощь логопеда и специальные упражнения для языка, помогающие растянуть уздечку.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО) «ЧГПУ»

Факультет коррекционной педагогики

Кафедра спец. педагогики, психологии

и предметных методик

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Выполнила студентка группы 552/41

специальность «Логопедия»

Вахитова Гузель Николаевна

Проверила: Голодинская Н.В,

ст. преп. кафедры СПП и ПМ

Челябинск, 2010

Введение……………………………………………………………………………..

1. Анатомо-физиологические механизмы речи……………………………………...

1.1 Центральный речевой аппарат…………………………………………………

1.2 Периферический речевой аппарат……………………………………………..

2. Артикуляционный аппарат………………………………………………………...

2.1 Рот……………………………………………………………………………….

2.2 Губы……………………………………………………………………………...

2.3 Щеки……………………………………………………………………………..

2.4 Твердое небо…………………………………………………………………….

2.5 Мягкое небо……………………………………………………………………..

2.6 Язык……………………………………………………………………………...

2.7 Подъязычная кость……………………………………………………………...

2.8 Зубная система………………………………………………………………….

2.9 Надставная труба……………………………………………………………….

3. Заключение………………………………………………………………………….

4. Список литературы…………………………………………………………………

Введение

Речь – это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык – это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов.

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, то есть строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, представлять сложный механизм речи в норме, дифференцированно подходить к анализу речевой патологии и правильно определять пути коррекционного воздействия.

Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека.

Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Еще в начале ХХ века была распространена точка зрения, по которой функцию речи связывали с существованием в мозгу особых «изолированных речевых центров». И.П. Павлов дал новое направление этому взгляду, доказав, что локализация речевых функций коры головного мозга не только очень сложна, но и изменчива, почему и назвал ее «динамической локализацией».

В настоящее время благодаря исследованиям П.К. Анохина, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурии и других ученых установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные «центры», а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными и точными. Вместе с тем эти движения должны быть автоматическими, то есть такими, которые осуществлялись бы без специальных усилий. Так и происходит на самом деле. Обычно говорящий следит только за течением мысли, не задумываясь над тем, какое положение должен занять его язык во рту, когда надо вдохнуть и так далее. Это происходит в результате действия механизма произнесения речи. Для понимания действия механизма произнесения речи необходимо хорошо знать строение речевого аппарата.

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенной формой общения, присущей только человеку. Но поскольку речь - особая высшая психическая функция, обеспечиваемая головным мозгом, любые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранен слух. Еще одно непременное условие - полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.

1. Анатомо – физиологические механизмы речи

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

Строение речевого аппарата.

      Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из коры головного мозга (преимущественно левого полушария), подкорковых узлов, проводящих путей, ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга) и нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляционным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается на основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария (у левшей правого). Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брокка). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути. Кора головного мозга связана с органами речи двумя видами нервных путей: центробежными и центростремительными.

Центробежные (двигательные) нервные пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брокка.

От периферии к центру, то есть от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути.

Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах. Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставных поверхностях двигающихся органов. Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Главные из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный. Они иннервируют мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть, мимическую мускулатуру, мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба, а также мышцы шеи, мышцы языка.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому.

      Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового и артикуляционного.

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного. Выдох намного длиннее вдоха. Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном дыхании.

Голосовой отдел состоит из гортани и находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей. Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею). На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя - к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны. У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18-20 мм, у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм. Голосовые складки своей массой почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель.

Как же осуществляется голосообразование (или фонация)? Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии. Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а также под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. срединное, положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу. В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

    Артикуляционный аппарат.

Артикуляционный аппарат-анатомо-физиологическая система органов, включающая гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое нёбо, (ротоглотку), зубы верхней и нижней челюсти (см. прикус),губы, носоглотку (верхняя часть глотки, расположенная позади полости носа, сообщающаяся с ней посредством хоан и условно ограниченная от ротовой части глотки плоскостью, в которой лежит твердое небо) и резонаторные полости, участвующих в порождении звуков речи и голоса.

Часть нарушений артикуляционного аппарата является нарушением прикуса. Нормальным считается прикус ортогнотический.

Артикуляция – это деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Органы речевой артикуляции – органы, которые обеспечивают движение ротовой полости.

Уклад (артикуляционный) – положение, которое органы занимают (принимают) при движении.

Особое значение для артикуляции имеют органы ротовой полости и сама ротовая полость. Именно в ней голос многократно усиливается и дифференцируется на определенные звуки, то есть обеспечивается возникновение фонем. Здесь же, в ротовой полости, образуются звуки нового качества – шумы, из которых впоследствии формируется членораздельная речь. Способность дифференцировать голос в определенные фонемы происходит потому, что органы ротовой полости и образующие ротовую полость структуры находятся в движении. Это приводит к изменению размера и формы ротовой полости, к образованию определенных затворов, которые либо замыкают, либо суживают ротовую полость:

При замыкании поток воздуха задерживается, чтобы потом с шумом прорваться через этот затвор и это способствует возникновению одних определенных звуков речи;

При суживании возникает достаточно длительный шум, который происходит в результате трения воздушного потока о стенки суженной полости и это вызывает возникновение другого рода речевых звуков.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое небо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными. В основном это органы, которые располагаются в ротовой полости.

В анатомическом соотношении рот делится на две части: преддверие рта и собственно полость рта.

Преддверие рта представляет собой щелевидное пространство, ограниченное снаружи губами и щеками, изнутри – зубами и альвеолярными отростками челюстей. В толще губ и щек заложены мимические мышцы; снаружи они покрыты кожей, а со стороны преддверия полости рта – слизистой оболочкой. Слизистая оболочка губ и щек переходит на альвеолярные отростки челюстей, при этом на серединной линии образуются складки – уздечки верхней и нижней губы. На альвеолярных отростках челюстей слизистая оболочка плотно сращена с надкостницей и называется десной.

Собственно полость рта ограничена сверху твердым и мягким небом, снизу – диафрагмой рта, спереди и с боков – зубами и альвеолярными отростками, я сзади через зев сообщается с глоткой.

2.2. Губы

Губы представляют собой очень подвижное образование. Губы, в основном, образованы круговой мышцей рта, которая обеспечивает:

Определенное состояние ротовой полости (открытое, закрытое).

Обеспечивает способность удовлетворить потребность в пище (сосание).

Круговая мышца имеет расположение волокон вокруг отверстия (нет начала, конца), таким образом образуется очень хороший сфинктер. Мышца прикрепляется к ротовому отверстию сзади.

Губы в своем составе имеют еще несколько мышц – это квадратная мышца нижней губы, подбородочная мышца, резцовая мышца, треугольная, квадратная мышца верхней губы, скуловая мышца (собачья), мышцы, поднимающие верхнюю губу и угол рта. Эти мышцы обеспечивают подвижность круговой мышцы – они одним концом прикрепляются к кости лица черепа, а другим концом они вплетаются, а определенном месте в круговую мышцу рта. Не образуя основу губ, они обеспечивают подвижность губ в разном направлении.

Губы покрыты слизистой оболочкой с внутренней поверхности, а снаружи еще покрыты эпидермисом. Круговая мышца рта обильно кровоснабжена и поэтому имеет более яркий цвет.

Роль губ в звукопроизношении.

Губы являются специальным затвором определенной группы звуков, губы активно участвуют в артикуляции других звуков, которым соответствуют тот или иной уклад языка. Но и очертания губ тоже обеспечивают артикуляцию. Губы способствуют изменению размера и формы преддверия рта и тем самым оказывает влияние на резонирование всей ротовой полости.

Большое значение в речевой деятельности имеет шейная мышца (мышца трубачей). Она, являясь достаточно мощным образованием, замыкающим ротовую полость по бокам, имеет достаточно видную роль и в артикуляции звуков:

Она образует определенный уклад совместно с круговой мышцей рта для произнесения некоторых звуков;

Она изменяет величину и форму ротовой полости, обеспечивая изменение резонанса при артикуляции.

2.3. Щеки

Щеки, как и губы, являются мышечным образованием. Щечная мышца покрыта снаружи кожей, а изнутри – слизистой оболочкой, являющейся продолжением слизистой оболочки губ. Слизистая оболочка покрывает изнутри всю полость рта, за исключением зубов. К системе мышц, изменяющих форму ротового отверстия, следует отнести также группу жевательных мышц. К ним относятся собственно жевательная мышца, височная мышца, внутренняя и наружная крыловидные мышцы. Жевательная и височная мышцы поднимают опущенную нижнюю челюсть. Крыловидные мышцы, сокращаясь одновременно с обеих сторон, выдвигают челюсть вперед; при сокращении этих мышц на одной стороне челюсть движется в противоположную сторону. Опускание нижней челюсти при открывании рта происходит главным образом в силу ее собственной тяжести (жевательные мышцы при этом расслаблены) и отчасти вследствие сокращения шейных мышц. Мышцы губ и щек иннервируются лицевым нервом. Жевательные мышцы получают иннервацию от двигательного корешка тройничного нерва.

      Твердое небо

К органам артикуляции относится также и твердое небо.

Твердое небо – это костная стенка, отделяющая полость рта от носовой полости, является одновременно крышей полости рта и дном носовой полости. В передней (большой) своей части твердое небо образуется небными отростками верхнечелюстных костей, а в заднем отделе – горизонтальными пластинками небных костей. Слизистая оболочка, покрывающая твердое небо, плотно сращена с надкостницей. По средней линии твердого неба виден костный шов.

По своей форме твердое небо представляет собой выпуклый кверху свод. Конфигурация небного свода у разных людей значительно варьирует. В поперечном сечении он может быть более высоким и узким или более плоским и широким; в продольном направлении небный свод может быть куполообразным, пологим или крутым.

Твердое небо является пассивным компонентом язычно-небного затвора, оно различно по конфигурации и форме и от его конфигурации в значительной степени зависит то напряжение, которое требуется от мускулатуры языка для продуцирования того или иного уклада. Конфигурация твердого неба отмечается многообразием. Существует определенная классификация твердого неба:

1. По величине ширины, длины и высоты небного свода (большой, средний и малый размеры свода).

2. По взаимоотношениям показателей длины, высоты, ширины.

3. По профилю десневой дуги (линии), то есть эта часть верхней челюсти, которая содержит ячейки для зубов. В горизонтальном сечении различают три формы неба: овальная, притупленный овал и заостренный овал яйцевидной формы.

Для речевой артикуляции особенно существенна кривизна небного свода в сагиттальном направлении. При различных формах свода существуют определенные методики формирования различных укладов.

2.5. Мягкое небо

Мягкое небо – это образование, которое служит продолжением твердого неба, образованного костями.

Мягкое небо представляет собой мышечное образование, покрытое слизистой оболочкой. Задняя часть мягкого неба называется небной занавеской. При расслаблении небных мышц небная занавеска свободно свисает вниз, а при их сокращении поднимается кверху и кзади. В середине небной занавески имеется удлиненный отросток – язычок.

Мягкое небо находится на границе ротовой полости и глотки и служит вторым язычковым затвором. По своей структуре мягкое небо представляет собой эластичную мышечную пластинку, которая очень подвижна и при определенных условиях может закрывать вход в носоглотку, поднимаясь кверху и кзади и открывая ее. Эти движения регулируют величину и направление воздушного потока из гортани, направляя этот поток либо через носовую полость, либо через ротовую полость, при этом голос звучит по-разному.

Когда мягкое небо опущено – воздух попадает в носовую полость, и тогда голос звучит приглушенно. Когда же мягкое небо поднято – оно соприкасается со стенками глотки и это обеспечивает отключение звукообразования из носовой полости и резонируют только ротовая полость, полость глотки и верхняя часть гортани.

2.6. Язык

Язык – это массивный мышечный орган.

При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя часть фиксирована и носит название корня языка. Различают кончик и передний край языка, боковые края языка и спинку языка. Спинка языка условно делится на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Это деление носит чисто функциональный характер, и никаких анатомических границ между указанными тремя частями не имеется.

Большинство мышц, составляющих массу языка, имеет продольное направление – от корня языка к его кончику. Вдоль всего языка по средней линии проходит волокнистая перегородка языка. Она сращена с внутренней поверхностью слизистой оболочки спинки языка.

При сокращении мышц языка на месте сращения образуется заметная канавка. Мышцы языка.

Мышцы языка делят на две группы. Мышцы одной группы начинаются от костного скелета и заканчиваются в том или ином месте внутренней поверхности слизистой оболочки языка. Мышцы другой группы обоими своими концами прикрепляются к различным участкам слизистой оболочки. Сокращение мышц первой группы обеспечивает движение языка как целого; при сокращении мышц второй группы изменяются форма и положение отдельных частей языка. Все мышцы языка парные.

К первой группе мышц языка относятся:

1. подбородочно-язычная мышца: начинается на внутренней поверхности нижней челюсти; волокна ее, расходясь веерообразно, идут вверх и назад и прикрепляются к спинке языка в области его корня; назначение этой мышцы – выдвигать язык вперед.

2. подъязычно-язычная мышца: начинается от подъязычной кости, расположенной ниже языка и кзади от него; волокна этой мышцы идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка; назначение – осаживать язык книзу.

3. Шилоязычная мышца: начинается в виде тонкого пучка от шиловидного отростка, находящегося на основании черепа, идет вперед, входит в край языка и направляется к средней линии навстречу одноименной мышце противоположной стороны; эта мышца является антагонистом первой: она втягивает язык в полость рта.

Во вторую группу мышц языка входят:

1. верхняя продольная мышца языка, расположенная под слизистой оболочкой спинки языка; волокна ее заканчиваются в слизистой оболочке спинки и кончика языка; при сокращении эта мышца укорачивает язык и загибает кончик его кверху.

2. нижняя продольная мышца языка, представляющая собой длинный узкий пучок, располагающийся под слизистой оболочкой нижней поверхности языка; сокращаясь, сгорбливает язык и загибает кончик его книзу.

3. поперечная мышца языка, состоящая из нескольких пучков, которые, начавшись на перегородке языка, проходят через массу продольных волокон и прикрепляются к внутренней поверхности слизистой оболочки бокового края языка; назначение мышцы – уменьшать поперечный размер языка.

Сложно переплетенная система мышц языка и разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и напряжение языка, что играет большую роль в процессе произношения звуков речи, я также в процессах жевания и глотания.

Дно полости рта образуется мышечно-перепончатой стенкой, которая идет от края нижней челюсти к подъязычной кости.

Слизистая оболочка нижней поверхности языка, переходя на дно полости рта, образует на средней линии складку – уздечку языка.

Двигательную иннервацию язык получает от подъязычного нерва, чувствительную – от тройничного, вкусовые волокна – от языкоглоточного.

      Подъязычная кость

Подъязычная кость выполняет активную роль в процессе моторики языка, так как подъязычная кость является одним из опорных пунктов языка. Она располагается по средней линии шеи, чуть ниже и кзади от подбородка. Эта кость служит местом прикрепления не только скелетных мышц языка, но и мышц, которые образуют диафрагму или нижнюю стенку ротовой полости.

Подъязычная кость вместе с мышечными образованиями обеспечивают изменение ротовой полости по ее форме и величине, а значит, принимают участие в резонаторной функции.

      Зубная система

Зубная система является непосредственным продолжением небного свода – это система коронок зубов.

Зубы располагаются в виде двух дуг (верхней и нижней) и укреплены в альвеолах (ячейках) верхней и нижней челюстей.

В каждом зубе различают коронку, выступающую из челюстной ячейки, и корень, сидящий в ячейке; между коронкой и корнем имеется слегка суженное место – шейка зуба. По форме коронки зубы делятся на резцы, клыки, малые коренные и большие коренные. Резцы и клыки относятся к передним, или фронтальным, зубам, коренные – к задним. Передние зубы – однокоренные, задние – двух или трехкоренные.

Зубы впервые появляются на 6-8 месяце после рождения. Это так называемые временные, или молочные, зубы. Прорезывание молочных зубов заканчивается к 2,5-3 годам. К этому времени их оказывается 20: по 10 в каждой челюстной дуге (4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных зуба). Смена молочных зубов на постоянные начинается на 7-м году и заканчивается к 13-14 годам, за исключением последних коренных зубов, так называемых зубов мудрости, которые прорезываются на 18-20 году, а иногда и позже.

Постоянных зубов – 32 (по 16 зубов в каждой челюстной дуге, в том числе 4 резца, 2 клыка, 4 малых коренных и 6 больших коренных).

Процесс формирования зубов оказывает влияние на конфигурацию небного свода. Так, при преждевременном выпадении молочного зуба и задержке прорезывания постоянного приводит к нарушению развития зубной дуги и зубного отростка. При задержке выпадения молочных зубов, при своевременном прорезывании постоянного идет искривление десневой дуги, что приводит к выступлению отдельных зубов из верхнего ряда. Нередко нарушается и прикус (это взаиморасположение верхнего и нижнего зубных рядов при сомкнутых челюстях).

Виды прикуса:

1. Ортогнатия. Наблюдается, когда передние зубы выдвигаются над задними. При этом ряды верхней и нижней челюсти контактируют между собой. Это наиболее благоприятный вид прикуса для речевой деятельности.

2. Прогнатия. Наблюдается, когда верхние передние зубы выступают вперед, а нижние четь отодвинуты назад.

При этом зубы не контактируют между собой, а между ними при смыкании образуется пространство с выходом вниз.

3. Прогения. Наблюдается, когда нижняя челюсть выдвинута вперед, а верхняя в своей передней части отодвинута назад. Верхние передние зубы не доходят до нижних и при смыкании между ними образуется щель.

4. Открытый прикус – возникает пространство между передними верхними и нижними зубами. При этом боковые зубы своими поверхностями не контактируют между собой.

5. Прямой прикус – зубы находятся абсолютно симметрично и контактируют между собой по всей длине зубного ряда.

6. Открытый боковой прикус – боковые зубы имеют определенные щелевидные пространства, при этом передние зубы могут иметь нормальное соотношение.

7. Глубокий прикус – опускание верхней челюсти вниз, при этом наблюдается контакт внутренней поверхности зубов верхней челюсти и наружными поверхностями зубов наружной челюсти.

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

      Надставная труба

Надставная труба – это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных полости глотки и рта связанны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она выполняет важную функцию речевого резонатора.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и форме. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения надставной трубы и создают явление резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие – заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при произнесении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и , наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом, носовом).

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).

Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные.

При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произношении всех звуков русского языка.

Таким образом, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Заключение

Для того чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляторной программы. Артикуляторная программа реализуются в исполнительной части речедвигательного анализатора – в дыхательной, фонаторной и резонаторной системах.

Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируются устная (или экспрессивная) речь.

Нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но имеется и обратная связь. Как же она осуществляется? Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому и слуховому пути. Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль: 1) с помощью слуха; 2)через кинестетические ощущения. При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен. Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать ее. Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируется, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс - о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу - импульсы идут от центра к периферии и далее - от периферии к центру. Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система. Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей - динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. – М.: АСТ, 2006.

    Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М., 1958.

    Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Волковой Л. С. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 704 с.: ил.

    Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И.Селиверстова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.- 400 с.

    Правдина О.В.Логопедия.- М.: Просвещение, 1973.- 272 с.

    Руденко В. И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей/ В. И. Руденко. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

Речь – это сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, предназначенная для общения между людьми. Она является орудием интеллектуальной деятельности, конкретного и абстрактного мышления. Речь возникла как средство общения или коммуникации и поэтому для реализации этой функции необходимо наличие минимум двух субъектов – говорящего и слушащего.

Речь говорящего или экспрессивная речь начинается с мотива высказывания, общей мысли, которая с помощью внутренней речи кодируется в речевые схемы, превращающиеся в развернутую речь по определенным законам грамматики.

Речь слушащего или импрессивная речь – восприятие чужой речи, декодирование ее, выделение существенных элементов, сокращение их до некоторой речевой схемы, превращение затем при помощи внутренней речи в общую мысль, высказывание с соответствующим смыслом. По последнему определяется мотив, стоящий за этим высказыванием.

Прежде чем рассматривать некоторые, пусть даже общие вопросы, касающиеся речевого развития, как сознательной формы деятельности человека, посмотрим как же происходит формирование и развитие тех субстратов коры головного мозга, которые в дальнейшем получили название корковых речевых зон или речевых центров.

У новорожденного речевые области начинают развиваться в правом и в левом полушариях. Однако, затем по мере развития ребенка, речевые функциональные центры концентрируются и хорошо развиваются в левом полушарии. Левое полушарие становится доминантным. Места бывших речевых центров в правом полушарии приобретают другое функциональное значение. В результате этого левое полушарие обеспечивает функцию речи и специализируется на логическом мышлении, а правое – на пространственных и геометрических связях.

Речь и логическое мышление из-за скорости процессов их осуществления потребовали кратчайших связей между ансамблями нейронов, что послужило причиной их локализации в одном полушарии головного мозга. В то же время, наличие больших площадей речевых центров в обеих полушариях препятствовало осуществлению других видов деятельности мозга. В истории развития человека шел отбор мутаций, которые упрочивали локализацию речевых функций в одном полушарии, и именно таким, доминантным полушарием оказалось левое полушарие. Однако, даже при такой генетически детерминированной ассиметрии мозга, проявляются его компенсаторные возможности.

Например: если у ребенка в раннем детстве поражается левое полушарие, то центры речи развиваются в правом. Кроме того, у 15% людей речевые функции развиваются и в правом и в левом полушарии.

Как показали исследования больных при нейрохирургических вмешательствах, коды словесных импульсов не воспринимаются правым полушарием. Вместе с тем оба полушария вполне понимают друг друга. Восприятие через правое полушарие обеспечивает получение информации, которая способна реализовываться в левом в виде символической логики. Восприятие через левое полушарие передает информацию, которая способна формировать невербальное сознание.

Речь каждого отдельного человека возникает, формируется и развивается на основе языка окружающей его среды. Из этого языка личность черпает слова, характерные для языка звуки речи, грамматические правила речи. Тембр речи, некоторые особенности интонаций, темп, ритм и плавность речи определяются индивидуальными свойствами человека и придают речи каждого человека своеобразие. Не может быть понята речь вне ее связи с языком, вне ее зависимости от языка. Язык обобщает речевой опыт всех поколений и обеспечивает возможность использования в речи отдельного человека этого опыта как продукта общественно-исторического развития отдельного народа и человечества в целом.

Речь возникает в процессе общения человека с окружающими людьми на основе унаследованных им анатомической структуры и физиологических функций некоторых органов. У человека нет специфических, специально созданных для речи органов. Для продуцирования звуков речи человеком в основном используются органы дыхания, жевания, глотания, которые у него несколько отличаются по строению и физиологическим свойствам от соответствующих органов его предшественников в филогенетическом ряду. Благодаря этому только у человека эти органы вполне пригодны для того, чтобы стать периферическими органами речи в соответствии с исторически возникшими потребностями социального общения.

В продуцировании громкой речи участвуют дыхательные, фонационные то есть связанные с голосовым аппаратом и артикуляционные мышцы. Как инструмент голоса большое значение имеют гортань и система резонаторов. К последней относятся: гортань, ротовая полость, носовые ходы, придаточные пазухи носа и др., которые приходят в состояние колебания под влиянием источника звука.

К периферическим органам формирования звуков речи и процесса артикуляции относятся: язык, губы, зубы, ротовая и носовая полости. Различные звуки речи возникают в результате того, что периферическим органам формирования звуков речи придается специальное для каждого звука состояние и положение, определяющее форму и объем этих органов.

Например: при произношении звука «а», рот широко раскрыт, а глотка узка. При произношении звука «и» соотношение между раскрытостью полостей рта и глотки противоположно тому, которое имеет место при произношении звука «а».

Среди согласных имеются такие, для произношения которых необходимо смыкание губ – «п», «б». для произношения других согласных важное значение имеет правильное строение зубного ряда. У многих лиц, неправильно произносящих отдельные звуки, особенно звук «с», отмечается деформация зубов.

При произношении тех или иных звуков необходимо, чтобы разные участки языка поднимались, касаясь при этом твердого или мягкого неба. Артикуляция при произношении разных звуков и их комплексов характеризуется разной степенью сложности. Наиболее сложно артикулируемые звуки, например «р» и «л», позднее формируются у ребенка, и в то же время их произношение намного легче нарушается при некоторых формах патологии.

Речевой процесс осуществляется в сложной системе единства разных уровней нервной системы, а именно коры головного мозга, подкорковых образований, проводящих путей, ядер черепно-мозговых нервов. Все вместе они составляют центральную часть речевого аппарата. Речь развивается как самостоятельная функциональная система на базе условно-рефлекторной деятельности. Для развития речи ребенка необходим определенный уровень созревания корковых структур и воздействие окружающей среды, а именно оптимальные зрительные, слуховые и тактильные раздражения. Очень важно, чтобы раздражения, приходящие в кору головного мозга, совпадали по времени. Благодаря сочетаниям раздражений, приходящих в кору головного мозга одновременно, формируются закономерные связи между отдельными долями мозга. На основе этих связей в последующем развивается восприятие и воспроизведение речи.

Поэтому для маленького ребенка очень важное значение имеет речевая среда, в которой он развивается. Все движения артикуляционных органов, верхних и нижних конечностей фиксируются в теменной доле головного мозга и определяются как произвольные, заученные движения.

Между слуховым и зрительным отделом головного мозга образуются внутренние связи, являющиеся базой для формирования пассивного словаря.

Наиболее сложную речевую и психическую функции выполняет лобный отдел коры. Они надстраивается над всеми отделами коры, объединяет их, получая информацию из всех ее областей. Значение данного образования состоит в том, что, соединяясь с речевыми отделами коры, он делает речь осмысленной, а мышление речевым, абстрагированным. В этой области коры создается программа речевого высказывания или внутренняя речь, программы волевой деятельности, планирования поведения.

Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит рефлекторный характер, в котором участвуют многие уровни нервной системы. Высшим отделом, обуславливающим формирование речи, является кора головного мозга, каждый из отделов которой выполняет свою функцию.

Так, в слуховую область коры головного мозга поступают звуковые раздражения. Наибольшее значение имеет левая височная доля. Здесь звуки анализируются, благодаря чему осуществляется сложный процесс понимания чужой речи. Двигательная область коры, а именно нижние лобные извилины участвует в формировании продуктивной речи то есть лексики и лексико-грамматической структуры. Теменная доля мозга анализирует и фиксирует все кинестезии от артикулярных органов и обеспечивает автоматизацию двигательного речевого акта. Зрительная область затылочной доли обеспечивает восприятие графических изображений звуковых сигналов. Особое значение в продуцировании и регулировании речи играет кинестетический анализатор. Этот анализатор обеспечивает обратную сигнализацию от периферических органов речи в кору головного мозга и участвует таким образом в контроле и регулировании выполнения речевых заданий из центра.

Импульс к речи подается из коры головного мозга, а реализуется на периферии. В его реализации принимают участие органы дыхания, голосообразования и артикуляции, тесно связанные между собой.

Первой точкой приложения импульса, являющегося сигналом к началу говорения, является дыхательная система. В выдохе участвуют диафрагма и межреберные мышцы, которые регулируются импульсом, обеспечивающим плавный и протяжный выдох, необходимый для произнесения слова, словосочетания или целой фразы. Эту область называют энергетической, так как сила выдыхаемой струи воздуха обеспечивает голосообразование.

Вторая точка приложения нервного импульса – голосовые связки, от которых зависит закрытие голосовой щели, модуляция голоса, повышение давления ниже голосовых связок, которое в свою очередь приводит к вибрации голосовых связок и обеспечивает образование голоса.

Третьей точкой приложения нервного импульса на периферии является ротовая полость. В ротовой полости благодаря движению языка, губ и мягкого неба образуются щели и зазоры, дифференцируются звуки речи, что необходимо для четкого их произношения. В резонаторной системе, к которой относятся полости рта и носа, придаточные пазухи, гортань и глотка голос усиливается и ему придается индивидуальная окраска.

К органам артикуляции подходят также волокна экстрапирамидного пути, несущие импульсы от подкорковых образований и мозжечка. Они обеспечивают темп, ритм, плавность и эмоциональную окраску речи.

Под влиянием двух потоков обратной связи – слуховой и кинестетической – в коре головного мозга происходит запоминание правильного произношения определенных слогов конкретного языка, происходит образование речедвигательного словаря.

Требования общественного бытия человека и возможности, заложенные в его организме, привели к тому, что в норме основной формой речевого общения стала громкая речь. В патологических условиях врожденного отсутствия слуха или потери слуха в доречевом периоде развития ребенка возникает глухонемота с компенсацией дефекта жестовой речью. Жесты и мимика включаются и в звуковую речь здорового человека в качестве ее подкрепления: они усиливают эмоциональную выразительность речи, иногда могут заменить слово, подчеркнуть его значение, взять на себя функцию указания. Мимика и жесты унаследованы человеком от животных с их выразительными движениями, входящими в систему инстинктивного поведения. Как и всякая другая форма инстинкта, унаследованная человеком от животных, мимика и жесты приобретают у человека свои, собственно человеческие черты, образуя с речью теснейшую связь. Жесты и мимика могут у человека включаться в речь как сознательно, намеренно, так и в той или иной мере бессознательно, ненамеренно.

Следует отметить, что животные также могут издавать звуки, побуждающие животных того же вида к той или другой форме поведения, определенным образом на них воздействующие. Эта возможность воздействия на других животных сближает такие звуки со звуками речи, но между ними имеется коренное различие. Выразительные звуки животных передаются по наследству, по биологическим законам и являются инстинктивными. Звуки же речи, слова и их значение, их сигнальная роль определяются средой, в которой находится человек и в которой он овладевает речью и развивает ее.

Ребенок в раннем, доречевом, периоде развития также издает звуки, однако они, как и сходные звуки у животных, являются врожденными, одинаковыми для детей всех народов с их различными языками, с их различной культурой. По этим звукам, предшественникам речи, мать может понять, что ребенок голоден, что у него что-то болит. Но этим звукам его никто не обучал; он их издает не потому, что хочет ими нечто сообщить, ребенок ими лишь непроизвольно выражает свое состояние.

Для возникновения звуковой, моторной или экспрессивной речи необходимо наличие достаточно высокого уровня слухового восприятия. Даже неполная потеря слуха, разные степени тугоухости могут отрицательно влиять на развитие речи у детей. Систему восприятия речи называют сенсорной или импрессивной речью. Экспрессивная и импрессивная речь в совокупности составляют коммуникативную речь, а на их основе у человека возникает внутренняя речь или речь для себя. Эта форма неозвученной речи имеет важнейшее значение для развития сознания и мышления, для регуляции действий и поступков человека. Внутренняя речь существенно отличается от коммуникативной. Она не является средством общения, однако и во внутренней речи, как показывают результаты электромиографии, участвуют двигательные компоненты речи.

На стадии относительно значительного развития экспрессивной, импрессивной и внутренней речи ребенок приобретает возможность обучаться письменной речи то есть овладевать чтением и письмом. Письменная речь теснейшим образом связана со всеми иными формами речи, но вместе с тем отличается и некоторыми особенностями анатомо-физиологической и психологической основы.

Развитие речи у ребенка совершается в двух направлениях:

Артикуляция звуков речи, моторная или экспрессивная речь,

Восприятие смыслового содержания словесных сигналов, сенсорная или импрессивная речь.

Произношение звуков речи обеспечивается координацией движений губ, языка, ротовой полости, глотки, гортани, легких. Эта так называемая система периферических нервно-мышечных механизмов находится под контролем так называемых моторных зон речи.

Развитие восприятия смыслового содержания словесных сигналов является функцией всей коры головного мозга. Так называемая речевая сенсорная зона играет преимущественную, но не исключительную роль в развитии восприятия речи.

В период формирования высшей нервной деятельности ребенка моторная речь начинает развиваться ранее сенсорной. Новорожденный младенец может издавать лишь некоторые непроизвольны звуки.

Первые попытки артикуляции звуков речи отмечаются у ребенка уже на 2-3 – м месяце жизни, понимание же речевых сигналов, то есть выработка правильных реакций на них, начинается не ранее 8-го месяца.

Двигательная функция речевых органов совершенствуется путем длительных тренировок: бесконечного повторения одних и тех же звуков, слогов, слов. В этом процессе чрезвычайно большое значение имеет степень и характер речевого общения с окружающими взрослыми людьми.

Если ухаживающие за ребенком лица не будут поддерживать появляющиеся у ребенка попытки гуления и лепета, то такие попытки скоро угаснут, а существенные фазы в развитии функции речевых органов выпадают. Поэтому при отсутствии достаточного общения ребенка со взрослыми у детей не только задерживается развитие артикуляционных механизмов, но и сама артикуляция впоследствии оказывается менее совершенной. Следовательно, развитие функции речевых органов начинается с выработки условных связей между кинестетическими и слуховыми раздражениями.

В ранний период развития речи происходит объединение звукового и двигательного компонентов слова в единое целое с превалирующим значением двигательного компонента. По мере роста и развития ребенка роль речевых кинестезий несколько уменьшается, а у подростка и взрослого человека звуковой компонент слова является более сильным.

И.П.Павлов придавал особое значение в развитии второй сигнальной системы речевым кинестезиям. Развитие восприятия смыслового содержания речевых сигналов очень тесно связано с двигательной функцией речевых органов. В конце 1-го начале 2-го года жизни ребенок обозначает словами ряд предметов, лиц и действий. Комплекс получаемых при этом раздражений от соответствующего объекта – тактильных, зрительных и слуховых связывается с определенным словом: его звуковым и кинестетическим компонентом. Постепенно слово начинает замещать собой весь этот комплекс раздражений. Слухо-кинестетические связи, получаемые в процессе артикуляции слова, связываются с комплексом раздражений, получаемых от соответствующего предмета.

Физиологической основой слова как сигнала сигналов является развитие условно-рефлекторных связей на данное слово. Эти факты показывают, что слово как сигнал сигналов не есть нечто неизменное. Оно находится в постоянном развитии. В этом заложены безграничные возможности развития высшей нервной деятельности.

Таким образом, речь в общем, и язык в узком смысле этого слова, являются системой для кодирования общения, а следовательно развитие речи происходит в социальном контексте. Речевая деятельность означает, прежде всего, вокально-моторный способ общения. И пусть первые слова, сказанные ребенком, необязательно являются первой попыткой речи, но они обязательно представляют собой, пусть и не первые, но акты общения.

Следовательно, в развитии речи можно выделить как бы два основных периода:

Доречевые вокализации и жестикуляции.

Появление первых слов и развитие фразовой речи.

Мышечно-эластическая.

Нейромышечная.

Согласно мышечно-эластической теории голосообразования началу любого звукопроизношения предшествует смыкание голосовых связок в результате чего повышается внутритрахеальное и внутрибронхиальное давление. Как только повышенное давление превысит силу напряжения голосовых связок при разговоре или пении, происходит периодический прорыв внутритрахеального воздуха через голосовую щель. Голосовые связки начинают вибрировать, приводя в колебательное движение воздух, находящийся выше них. Возникают звуковые волны. Различная частота колебания голосовых связок, а следовательно, и разная частота возникающих при этом звуковых волн в единицу времени обусловлена неодинаковым напряжением и различной длиной голосовых связок, вовлеченных в вибрационное колебание. Все это в свою очередь зависит от степени вовлечения в функциональное состояние разных мышц гортани, которые могут влиять на характер вибрации голосовых связок.

Нейромышечная теория голосообразования утверждает, что число колебаний истинных голосовых связок в единицу времени полностью совпадает с числом поступающих в мышцы, участвующие в продуцировании голоса, импульсов по соответствующим нервам из центральной нервной системы. При этом передача импульсов по нерву может осуществляться по всем его волокнам одновременно. Это так называемая однофазная передача импульсов. Передача нервных импульсов может идти раздельно. При этом одна часть нервных волокон функционирует, а другая отдыхает – двухфазная передача нервного импульса. И наконец, в передаче нервного импульса участвует только одна треть нервных волокон, а две трети отдыхают. Это трехфазная передача.

Таким образом, для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга. При поражении различных отделов коры головного мозга могут возникнуть разнообразные речевые расстройства. Характер этих расстройств зависит от локализации патологического процесса и от времени поражения.

Поделиться