Образование времени perfect. Present Perfect Tense – настоящее совершенное время в английском языке

О том, что дии были князьями-волшебниками, можно судить по тому, что все ваны, которых Один произвел в этот сан, стали правителями Швеции. Так, третьим верховным правителем Швеции стал сын Ньёрда Фрейр, то есть «Господин», или, как иногда еще переводят его имя, «Господь». Но у него было и иное, родовое имя.

Этот ван сделал столицей своей державы Упсалу и построил там святилище. Город Старая Упсала как религиозный и политический центр упоминается в хрониках, начиная с IX века. В XIII веке город сгинул в пламени пожара. Новая Упсала приняла на себя функции Старой. Здесь до 1719 года находилось традиционное место коронации правителей страны, располагалась резиденция архиепископа; в конце XV века был открыт первый в Швеции университет. Словом, Упсалу, основанную ваном Фрейром, по праву можно назвать первой столицей Швеции. Само же древнее святилище описал германский хронист Адам Бременский, который видел его спустя тысячу лет после постройки, в 1070 году.

Уппсальский университет в Швеции

Что же можно считать настоящей древностью в этом храме? Во-первых, это огромное дерево как символ Мирового Древа. В скандинавском варианте — ясеня Иггдрасиля. Вечнозеленые растения не характерны для северной Швеции. Скорее всего, его семя или саженец доставили сюда еще асы и ваны с южной прародины, из Асгарда. Второе — святой родник. Известно, что наши предки поклонялись святым источникам. Что же до испытания колдунов водой, то этот способ был известен и в средневековом Новгороде, хотя для этой цели использовались река Волхов или озеро Ильмень. Третье — сам храм. Он представляет синкретичную религию. В «Саге об Инглингах» нет ни слова о Торе. Между тем этот громовержец действительно был верховным божеством местного населения до того, как здесь появились асы и ваны. Естественно, что Фрейр не мог возвести храм и поставить статую самого себя и первого правителя Швеции, Одина. Значит, эти статуи были установлены в храме уже после его смерти. Заодно шведы пересмотрели иерархию богов. Во главу поставили своего исконного бога. При Фрейре в созданном им храме возникла традиция, которую назвали «Упсальским богатством». С древнейших времен в месяц гон (со второй половины февраля до середины марта) устраивались моления о процветании страны и ее конунгов. В это же время на неделю устраивали ярмарку, где не только торговали с выгодой, но и тратили деньги на развлечения. То есть русский правитель Швеции ввел ежегодные моления о благоденствии и узаконил веселые ярмарки.

Символ Мирового Древа

Храм Уппсалы .

Время правления Фрейра можно определить по тому, что тогда произошло еще одно событие, названное «миром Фродю». Речь идет о возникновении другого скандинавского государства — Дании, где первым правителем был сын Одина по имени Скьёльд. В «Малой Эдде» повествуется, что до него здесь жили готы. Возможно, Скьёльд частью покорил их, частью изгнал. Во всяком случае, он стал основателем первой датской династии Скьёльдунгов. Его внук стал преемником Фроди, установивший наконец мир в Дании. Это было в первые годы новой эры, то есть во времена жизни Христа. Однако Фроди не стал богом, а благоденствие его державы приписывали божеству плодородия Фрейру, восседавшему на шведском престоле. Кроме титула «Господню», Фрейр имел еще имя Ингви.

Возможно, вам также будет интересна статья:

Скорее всего, все же речь идет не об истинном имени Фрейра, которое было положено скрывать, дабы избежать порчи и колдовства. Ингви — это «конь», вернее, «Всадник», а если уж совсем точно — «небесный всадник». Небесной конницей Перуна после смерти становились «мужи крови» — герои, павшие в боях. Особо прославленный род Ньёрда и его детей, очевидно, еще при жизни на земле удостоился этого высокого звания. У Фрейра и его жены, местной уроженки Герд, родился сын Фьёлнир.

Когда Фрейр в положенное время отдал Богу душу, жрецы испугались, что с его кончиной благоденствие покинет Скандинавию, решили скрыть этот скорбный факт. Для этого они придумали хитрый способ. Насыпали высокий курган и тайно похоронили в нем правителя, но людям сказали, что он жив и избрал этот рукотворный холм местом для своего жилья. Теперь, мол, дань следует приносить сюда и ссыпать деньги в специально оставленные отверстия: в одно — золото, в другое — серебро, в третье — медяки. Таким образом, шведы, сами того не ведая, в течение трех лет уже не дань приносили верховному правителю, а совершали жертвоприношения умершему Фрейру как богу богатства и процветания.

Наконец жрецы сообщили шведам, что их владыка, став богом, отправился следом за Одином и своим отцом Ньёрдом в Асгард Небесный. Теперь нужно было избрать нового царя. Сын Фрейра, Фьёлнир, не мог претендовать на трон, ведь он был рожден простой женщиной. Между тем была еще жива настоящая ванка, то есть, по мнению шведов, богиня, — Фрейя, сестра Френра.

Бог Фрейр согласно эддическим текстам не уступал красотою самому , прекраснейшему из асов. Но сам Фрейр не ас, он - из рода ванов, древних богов, живших в Ванахейме и пришедших в этот мир задолго до Одина и его братьев. Фрейр - сын великого вана Ньерда, покровителя моря и ветра, а также брат-близнец прекрасной, но непостоянной Фрейи. Все они - ваны, и остались в Асгарде после заключения мира с асами как гости-заложники. При этом Ньерд стал приемным сыном Одина, и бог Фрейр, таким образом, номинально является внуком Одина (правда, тот факт, что и Фрейя - его внучка, не помешал Всеотцу иметь с ней весьма близкие отношения).

Бог Фрейр входит в триаду верховных управителей Асгарда наряду с Тором и Одном. Он - единственный из троицы, кто никоим образом не связан с войной и конфликтами. Но это относительно, ведь у древних скандинавов каждый мужчины был воином, особенно в случае опасности. Фрейр почитался как бог плодородия, лета, солнца и солнечного света. Его описание во многом близко к образу славянского Семаргла и египетского Сета. Но Семаргл и Сет - защитники Солнца, а Фрейр - его воплощение, персонификация.

Фрейр был хранителем многих выдающихся артефактов. В частности, ему принадлежит вепрь Гуллинбурсти (с древнескандинавского - «золотая щетина», либо, по другой версии, «острозубый»). Гуллинбурсти был создан из свиной шкуры благодаря хитрости Локи, который заставил представителей двух древнейших кузнечных династий Свартальвхейма спорить за первенство в своей профессии. Считается, что Гуллинбурсти уступает в скорости лишь Слейпниру. Фрейр может ездить верхом на Гуллинбурсти, но чаще просто идет с ним рядом, что подчеркивает их дружеские отношения. При этом символом бога Фрейра является вепрь или кабан.

Другой артефакт бога Фрейра - Скидбладнир (дословный перевод - «собранный из дощечек»). Это корабль, который при необходимости может складываться до столь незначительных размеров, что без труда влезает в карман. Скидбладнир мог вместить в себя все войско Асгарда (в «разложенном» состоянии, разумеется), а его паруса всегда наполнялись попутным ветром. Кроме того, удивительный корабль бога Фрейра может путешествовать не только по морю, но и по суше. По одной версии Скидбладнир для Фрейра сотворили мастера-кузнецы Ивальди, по другой - сам Двалин, владыка темных альвов. Изначально корабль мог принадлежать Локи, но тот отдал его Фрейру за то, что украл волосы Сиф, жены Тора, по наущению Фрейи.

Как любовь сгубила Фрейра…

Еще один уникальный артефакт, хранителем которого до поры до времени был бог Фрейр, это солнечный клинок. В эддических текстах у этого меча нет собственного названия, известно лишь, что он был идеальным оружием в битве с великанами, без труда рубил все, что преграждало ему путь. Однако в саге «Поездка Скирнира», которая входит во все списки Старшей Эдды, повествуется о том, что однажды бог Фрейр лишился своего чудесного оружия.

Фрейр, сидя на престоле Хлидскьяльв (престол Одина, с которого можно в мельчайших деталях разглядеть все миры), увидел в Етунхейме красавицу Герд, дочь великана Гюмира. Фрейр полюбил ее (разумеется - с первого взгляда), но не мог покинуть Асгард, поэтому послал своего слугу Скирнира, чтобы тот привез Герд. Скирнир взял с собой яблоки вечной молодости, волшебное кольцо Драупнир и меч Фрейра. Герд отказалась от подарков, даже угроза Скирнира отсечь ей голову не возымела никакого эффекта. Затем Скирнир пообещал, что проклянет Герд и ее красота померкнет. Лишь тогда Герд согласилась, поехала с ним в Асгард и вышла замуж за Фрейра. За это благородный Фрейр подарил Скирниру свой меч. И нужно сказать, что это был крайне необдуманный поступок. Согласно «Прорицанию Вельвы» во время Рагнарека доблестный бог Фрейр выйдет биться с огненным великаном Суртом, предводителем войска Муспельхейма (да, это тот самый Сурт, который позже уничтожит все Девять Миров). И если бы у Фрейра был его меч, то исход поединка невозможно было бы предсказать. Но бог встанет против великана с голыми руками (по другой версии - с оленьими рогами) и будет повержен.

Фрейр: мифологический образ и эпоним

У бога Фрейра от великанши Герд родился сын по имени Фьельнир. В «Саге об Инглингах» (X век) сказано, что Фьельнир положил начало династии Инглингов, великих правителей Севера. Таким образом, население скандинавского полуострова (как минимум - «правящие классы») - это прямые потомки Фрейра из рода ванов. И сам Фрейр, и его сын Фьельнир, упоминаются во многих европейских хрониках, в частности - в «Деяниях данов» Саксона Грамматика (правда, под разными именами).

Согласно эддическим текстам Один поставил Фрейра правителем в Уппсале, где тот возвел величайшее капище и стал править (по другой версии в Уппсале правил не Фрейр, а его отец, Ньерд). Уппсала - один из древнейших городов Швеции, этот регион имеет старинную и богатую историю (долгое время Упсалла являлась религиозным, а позже - образовательным центром страны).

Фрейр (как историческое лицо) положил начало так называемому «миру Фроди», длительному периоду времени, который характеризовался полным отсутствием войн на Скандинавском полуострове. «Сага об Инглингах» говорит о том, что правление конунга Фрейра (он же, по всей вероятности, Фроди) ознаменовалось богатыми урожаями и общим повышением благосостояния населения. После смерти Фрейра его тело было тайно захоронено (почему-то не сожжено!) жрецами на некоем холме, который по легенде на протяжении трех лет «давал» золото, серебро и железо.

Бог Фрейр - уникальный образ. Он покровительствует миру, ненавидит и презирает войну, но обладает оружием исключительной мощи - мечом света. Тем не менее, как уже было упомянуто, он прощается с мечом ради любви (вероятно, Герд может выступать персонификацией земли, тогда Фрейр - персонификация неба, и этот миф описывается символический брак). Вероятно, это один из древнейших эддических сюжетов, который до сих пор вызывает массу вопросов.

Одно из наиболее распространенных имен Фрейра - Ингви. Предположительно, именно от него произошли знаменитые скандинавские имена (как мужские, так и женские) - Ингвар, Ингеборга, Ингмар, Ингрид. То есть Ингви - это знаковый эпоним, от которого, вероятно, произошло название упоминаемой Тацитом и Плинием группы ингевонов (германские племена VI века до нашей эры).

Став Глаз Фрейра - величайшее заблуждение

На сегодняшний день в среде эзотериков стала популярна некая руническая конструкция, якобы связанная с рунескриптами или банд-рунами, которая называется Глаз Фрейра. Многочисленные сетевые порталы сообщают, что став Глаз Фрейра - невероятно древний рунескрипт (или даже гальдрастав), который обладает могущественными защитными функциями. Трудно найти источник этого заблуждения. Тем не менее, важно отметить, что понятие «Глаз Фрейра» - это абсолютно точно современная реконструкция и стилизация. Нет ни одного исторического текста (в частности - ни одного гальдрабока), в котором упоминался бы некий став «Глаз Фрейра». И разуется, этот мифический став ни коим образом не связан с самим богом Фрейром. Посему использование данного конструкта в современной рунической практике выглядит, по меньшей мере, смешно.

Поделиться