Красивая пора очей очарованье. Унылая пора, очей очарованье…

Киберева Елизавета

Одной из тем на уроке «Слушание музыки» был разговор про времена года. Мне особенно понравилось время года осень и, выполняя домашнее задание, я решила поближе познакомиться с темой «Осень» в живописи, литературе и музыке.

Начав работу, я обнаружила, что мало знаю стихотворений про осень, почти не знакома с картинами, а из музыкальных произведений вспомнилось лишь одно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

НГ МБОУ ДОД «ДМШ им. В.В. Андреева»

Городской конкурс исследовательских проектов «История одного шедевра»

Номинация «Музыкальное искусство»

Унылая пора, очей очарованье…..

Кибирева Елизавета

учащаяся 1 класса

вокального отделения

Руководитель:

Королькова М.А.

преподаватель

теоретических дисциплин

Нефтеюганск, 2013.

  • Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
  • Основная часть. . . . . . . . . . . . . . . 4
  • Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
  • Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Введение.

В сентябре этого года, я, как и многие дети моего возраста пошла в первый класс. Моей давней мечтой было научиться петь и играть на инструменте, поэтому поступила в музыкальную школу имени Василия Васильевича Андреева и стала ученицей вокального отделения. Кроме уроков вокала, я посещаю сольфеджио и слушание музыки, учусь играть на фортепиано.

Одной из тем на уроке «Слушание музыки» был разговор про времена года. Мне особенно понравилось время года осень и, выполняя домашнее задание, я решила поближе познакомиться с темой «Осень» в живописи, литературе и музыке.

Начав работу, я обнаружила, что мало знаю стихотворений про осень, почти не знакома с картинами, а из музыкальных произведений вспомнилось лишь одно. Тогда я решила провести опрос среди своих товарищей и задать им такие вопросы.

Знаете ли вы стихи про осень?

Знаете ли вы картины про осень?

Знаете ли вы музыкальные произведения, песни про осень?

После опроса был сделан вывод, что мои товарищи знают очень мало стихотворений (двое из 14), совсем не знают картин (ни одного положительного ответа из 14), чуть больше знают песен (три из 14).

Основная часть.

Осенью природа притихает, как будто готовится к зимнему сну, кажется усталой, утомлённой. Деревья скидывают с себя листву. Птицы покидают нас и летят в тёплые страны. Когда смотришь на эту увядающую осеннюю природу, тебя охватывают разные чувства: нежность, удивление от любования красотой, и грусть от того, что прощаешься с летом, теплом, что красота осени уходит. Если сравнить время года с временем дня, то весна – это утро, ведь всё просыпается, приходит в движение, лето – это середина дня, а осень – сумерки, вечер, конец дня.

Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа разукрашена разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи.

Чтобы нарисовать картину, у художника есть краски, у поэтов - слова, у композитора - только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать, как это делает Пётр Ильич Чайковский. В певучей мелодии Чайковского «Осенняя песнь» - расставание с уходящим летом, сожаление об увядающей природе. В произведении преобладают грустные интонации – вздохи. Мелодия навевает воспоминания, ностальгию. В ней грустный осенний пейзаж и настроение человека слиты воедино. Слушая "Осеннюю песнь" легко представить себе пустую веранду, усыпанную пожухлыми листьями, и доносящиеся издалека звуки рояля... Это мое самое любимое произведение.

Вероятно похожими чувствами был переполнен С. Ю. Жуковский, создавая свою картину "Осень. Веранда" (Приложение №1).

Одним из самых известных художников, который так любил писать осень является Исаак Ильич Левитан. Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей множество картин.

Картина «Золотая осень» - одно из лучших творений художника, яркие краски, торжественный покой создают ощущение величия природы. Глядя на картины, так и хочется воскликнуть: «Унылая пора! Очей очарованье!», «Пышное природы увяданье», «В багрец и в золото одетые леса». Как точно и метко Пушкин описывал своё любимое время года в знаменитых стихах, а художник изобразил осень, вложив в картины шквал чувств, переживаний (Приложение №2).

На картине мы видим березовую рощу в медно-золотом осеннем убранстве. В глубине луга теряется река, на левом берегу которой стоят стройные бело-желтые березки и две осинки с уже почти опавшими листьями. Земля укрыта желтеющей увядшей травой. А на правом берегу реки - ряд еще зеленых ив, которые будто сопротивляются осеннему увяданию. Речная гладь кажется неподвижной и холодной. Осенний день, изображенный художником, полон света.

То же богатое осеннее убранство предстает перед нами в картине В.Д. Поленова "Золотая осень" (Приложение №3).

К этой картине удивительно подходит стихотворение Сергея Есенина:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком…

По настроению перекликается с этой картиной музыкальное произведение «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди. Слушая музыку, мы можем представить себе такую картину: осенние листья, падая, кружатся в вальсе, светит солнышко, птицы плавно взмахивая крыльями, улетают на юг.

Оба музыкальных произведения и картина «Золотая осень» изображают спокойную осеннюю погоду.

Эти произведения меня очень впечатлили и мне тоже захотелось изобразить осень, передать в рисунке свое настроение, навеянное мелодией Приложение №4, №5).

Но ведь осень бывает не только золотой с ясным лазурным небом! Осенняя погода может быть грустная и весёлая, солнечная и пасмурная, золотая и серая.

На уроках вокала я познакомилась с песней «Осень» на стихи А. Плещеева. Лад минорный, мелодия возвращается к одной и той же ноте. В ней изображается картина осенней непогоды:

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели,

В теплые края.

Этому стихотворению созвучна "Осенняя мелодия" А. Рыбникова. В музыке выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное неуютной, безрадостной картине увядающей природы. Музыка монотонная, жалобная, слышатся даже какие-то тревожные нотки. Нотки сожаления по уходящему теплу и красоте.

Именно такой увидел осень Исаак Левитан, в своей картине "Осень" (Приложение №6).

А в картине "Осень" Станислава Юлиановича Жуковского и вовсе разыгралась настоящая осенняя непогода! (Приложение №7).

Глядя на этот неуютный пейзаж так и слышится шум ветра, несущего вдаль последние мокрые листья и серые облака, сливающийся с беспокойными нотками произведения «Буря» Л. В. Бетховена.

Заключение.

Характер осени композиторы, поэты и художники видят по-разному, и по-разному передают свои впечатления с помощью красок, интонаций, сравнений: композиторы – в музыке, поэты – в стихах, художники – в своих картинах.

"Унылая пора" или "очей очарование"... Так или иначе осень во все времена вдохновляла поэтов, художников и музыкантов на великие шедевры. Такая разная осень: в одних произведениях - праздник красок и торжество природы, в других - светлая грусть, ностальгия, ненастье.

Осень - время волшебного преображения природы, которая щедро дарит последние лучики тепла, готовясь на долгие месяцы уснуть под пушистым зимним покрывалом.

Осень – время года, которое не оставляет никого равнодушным. Поэтому такие замечательные строки посвящали осени поэты и писатели. Художники написали множество картин осенней природы, которые являются шедеврами и не перестают радовать нас. Богатством своих красок осень привлекала к себе внимание великих композиторов, воспевших ее красоту.

Я люблю осень, быть может потому, что я родилась в октябре. Возможно потому, что "Осенняя песнь" П.И. Чайковского одно из любимых произведений для меня и моей мамы. Я мечтаю научиться играть на фортепиано и исполнить "Осеннюю песнь" для нее в один прекрасный октябрьский вечер...

Приложение.

Литература.

Осень (З. Фёдоровская)

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила:

Пожелтел орешник и зарделись клёны,

В пурпуре осеннем только дуб зелёный.

Утешает осень:

Не жалейте лето!

Посмотрите - роща золотом одета!

*** (А. Пушкин)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора…

Осень (В. Авдиенко)

Ходит осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди

И нет просвета.

Затерялось где-то лето.

Ходит осень,

Бродит осень.

Ветер с клёна листья

Сбросил.

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый -

Кленовый.

*** (А. Плещеев)

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца,

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости

Осень к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!

*** (А.С. Пушкин)

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Осень (А.Н. Майков)

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холода щёки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слышать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлёк:

Сорван последний орех,

Сорван последний цветок;

Мох не приподнят, не взрыт

Грудой кудрявых груздей;

Около пня не висит

Пурпур брусничных кистей;

Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как-то глядит

Ясность прозрачных небес…

Осень (К. Бальмонт)

Поспевает брусника,

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море,

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся.

Нет в цветах благовонья.

Скоро осень проснётся

И заплачет спросонья.

Осенние сказки и рассказы.

И. С. Тургенев Осенний день в берёзовой роще (отрывок из рассказа “Свидание” из цикла “Записки охотника”). Действие многих рассказов “Записок охотника” тоже происходит осенью.

И. С. Соколов-Микитов Короткие рассказы про осень: Осень, Листопадничек Сказка, Лес осенью , Осень в лесу , Пролетело жаркое лето , Осень в Чуне .

Н. Г. Гарин-Михайловский Осень Стихотворение в прозе .

И. А. Бунин Антоновские яблоки .

К. Г. Паустовский Жёлтый свет , Подарок Рассказ про осень, Барсучий нос , Прощание с летом , Какие бывают дожди (Отрывок из повести “Золотая роза”), Мой дом , Словарь родной природы .

В. Сухомлинский Я хочу сказать своё слово .

К. Д.Ушинский Рассказы и сказки Осень .

М. М. Пришвин Поэтические миниатюры об осени .

Н. И. Сладков Осень в лесу , Осень на пороге , Лесные тайнички Сентябрь (Осень на пороге, На великом пути, Паучок, Время, Птицы, Белкин мухомор, Крылатая тень, Сова, которую позабыли, Хитрый одуванчик, Друзья-товарищи, Лесные шорохи), Октябрь (Швейня, Страшный невидимка,

Фазаний букет, Деревья скрипят, Тайна скворечника, Старый знакомый, Сорочий поезд, Осенняя ёлочка, Упрямый зяблик, Лесные шорохи, Волшебная полочка), Ноябрь (Почему ноябрь пегий? Курорт “Сосулька”, Пороша, Трясогузкины письма, Отчаянный заяц, Синичий запас, Скворцы прилетели, Лесные шорохи).

Г. А. Скребицкий Осень (Рассказ из книги “Четыре художника”).

Г. Я. Снегирев Черничное варенье .

В. Г. Сутеев Яблоко .

В. В. Бианки

Цели:

  • Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует картины осени.
  • Познакомиться с новыми литературными приёмами, позволяющие автору передать всю полноту чувств.

План урока

(На слайдах меняются картины осени, и (учитель в записи читает) звучит стихотворение А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!” на фоне музыки Чайковского “Времена года”. См. Приложение 1 , Приложение 2 ).

– Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8 строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора! Очей очарованье!”.

– На уроке мы должны:

1) Проанализировать стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует картины осени.
2) Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю полноту чувств.

– Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке? (Научиться анализировать стихотворение. Познакомиться с новым литературным приёмом.)

Откроем учебник на с. 70-й, прочитаем стихотворение и более пристально рассмотрим созданные автором лирические образы.

(Читает ученик.)

– Давайте ещё раз выясним, какова основная задача лирического произведения? (Основная задача лирического произведения – передать чувства).
– Какие чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень уходит).
– Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик читает всё стихотворение.)
– То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом ЛЮБЛЮ.

А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы. Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.

– Прочитайте по себя одно предложение, состоящее из шести строк с интонацией перечисления. (читают про себя)

– А теперь прочитаем вслух.

(Читают 2–3 ученика.)

– Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите внимание, что автор больше всего любит в осени?

(Читают про себя.)

– Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)

– Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

– Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это слово со словом пышное , автор получает совершенно другой образ.
– Что значит пышное? (Красивое, яркое, торжественное.)
– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и прочитайте эти строки.

(Ученик читает 4–8 строки)


В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

– Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.)
– В багрец и в золото одетые леса.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? (Багрец.)

(На слайде появляется слово БАГРЕЦ).

– Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.

Багрец –
1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.

– Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка, багровая.)
– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.
– А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье.)
– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

Унылая пора! Очей очарованье!

– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.)

– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром.)

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не увидим такого буйства красок.

Прощальная краса . Вот ещё одно словосочетание.

– Что интересного вы заметили? (Слова не сочетаются.)

Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный приём под названием ОКСЮМОРОН, т. е. сочетание несочетаемого.

Физкультминутка

(Исполняется под музыку.)

– А сейчас представьте одинокий падающий лист. Давайте встанем, и покажем сначала левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой ).
– Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением листа.
– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.

– Читаем стихотворение ещё раз про себя и представляем картину, которую создаёт автор.

(Чтение учащимися про себя)

– Давайте представим образный ряд, выраженный именами существительными. Назовите их. (Леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы).
– Итак, леса, ветра шум, небеса, солнца луч, морозы, зимы угрозы.

(Ученик читает, а на экране мелькают слайды).

Физкультминутка

(Ещё один способ запомнить стихотворение, прочитать его при помощи мимики и жестов).

Унылая пора! Очей очарованье! (правая рука к груди)
Приятна мне твоя прощальная краса – (машем рукой – имитируем “прощай”)
Люблю я пышное природы увяданье, (развести руки в стороны, рука вниз)
В багрец и в золото одетые леса, (руки вверх)
В их сенях ветра шум (покачивание) и свежее дыханье,(вдох)
И мглой волнистою покрыты небеса, (мимика, глаза, брови свели)
И редкий солнца луч, (улыбка, брови натянуть) и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы (рука вверх, кулачок с поднятым указательным пальцем).

– Ну а сейчас, после такого прочтения стихотворения, наверное, есть желающие прочитать это стихотворение наизусть, используя предложенную схему (схема не мелькает, а находится на экране вся).

Домашнее задание:

  1. Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина на с.70;
  2. Вырезать осенний лист и на нём:

1-й вариант – написать известное стихотворение А. С. Пушкина, т. е. подобрать ещё одно стихотворение;
2-й вариант – написать самому стихотворение об осени.

Итог урока

– Итогом урока сегодня послужит тест. Возьмите лист, на котором вы будете фиксировать ответы теста. Вы ставите номер вопроса и букву ответа.

1. Какие произведения называются лирическими?

а) выражающие различные мысли и чувства;
б) предназначенные для постановки на сцене;
в) имеющие в своей основе вымысел.

2. Какова основная мысль данного лирического произведения?

а) радость наступления осени;
б) грусть осеннего увядания;
в) тоска наступающей зимы.

3. Назовите основной прием, используемый автором в построении стихотворения.

а) наличие сложных предложений;
б) наличие большого количества глаголов;
в) наличие однородных членов предложения и повторяющегося союза И.

4. Что такое оксюморон?

а) прием, заключающийся в замене одного слова или понятия другим;
б) художественный приём; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном произведении;
в) основной вопрос, поставленный в литературном произведении.

– Назовите устаревшие слова, используемые автором в стихотворении.

____________________________________
____________________________________

– Передайте ваши ответы, они будут оценены, но чтобы вы уже могли сами себя оценить, мы проверим тест сейчас (проверка на слайдах).

Рефлексия

  • поднимите лист зелёного цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке высоко;
  • поднимите лист жёлтого цвета, если вы работали на уроке хорошо;
  • и лист красного цвета, если вы считаете, что работали, не достаточно и могли бы лучше.

– Спасибо за работу на уроке.

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?

Державин.

Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стёклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя -
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице ещё багровый цвет.
Она жива ещё сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят - я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн - таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несёт,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промёрзлый дол и трескается лёд.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит - то яркий свет лиёт,
То тлеет медленно - а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир - и в сладкой тишине
Я сладко усыплён моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем -
И тут ко мне идёт незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.

Стихотворение в октавах «Осень» А. С. Пушкина написано осенью в 1833 году во время второго приезда поэта в с. Болдино, по возращению с Урала.

Как в прозе, так и в стихах А. С. Пушкин неоднократно писал, что осень – его любимая пора года, время его вдохновения, творческого подъема и литературных трудов.

Поэт неспроста был рад осени и считал ее временем своего расцвета: вторая осень А. С. Пушкина в имении Болдино протяженностью в полтора месяца оказалась не менее плодотворной и богатой на произведения, чем первая, эпохальная, Болдинская осень 1830 года.

Наиболее известен отрывок «Унылая пора! Очей очарованье!», являющийся VII октавой стихотворения «Осень», принадлежит к пейзажной лирике А. С. Пушкина. Строки отрывка являют собой законченную картину, реалистически точно передавшую пробуждение поэзии в душе вдохновленного любимой порой поэта.

Стихотворный размер отрывка – шестистопный ямб; строфа стихотворения – октава.

Унылая пора! очей очарованье!

Произведение «Осень», и в частности отрывок, не было опубликовано при жизни автора, впервые его издал В. А. Жуковский в посмертном собрании произведений А. С. Пушкина в 1841 году.

Предлагаем Вашему вниманию и текст стихотворения полностью:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,

Когда под соболем, согрета и свежа,

Она вам руку жмет, пылая и дрожа!

Как весело, обув железом острым ноги,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!

А зимних праздников блестящие тревоги?..

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,

Ведь это наконец и жителю берлоги,

Медведю, надоест. Нельзя же целый век

Кататься нам в санях с Армидами младыми

Иль киснуть у печей за стеклами двойными.

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;

Лишь как бы напоить, да освежить себя —

Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,

И, проводив ее блинами и вином,

Поминки ей творим мороженым и льдом.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье родной

К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

Из годовых времен я рад лишь ей одной,

В ней много доброго; любовник не тщеславный,

Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Как это объяснить? Мне нравится она,

Как, вероятно, вам чахоточная дева

Порою нравится. На смерть осуждена,

Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

Улыбка на устах увянувших видна;

Могильной пропасти она не слышит зева;

Играет на лице еще багровый цвет.

Она жива еще сегодня, завтра нет.

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русской холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят — я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн — таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

Махая гривою, он всадника несет,

И звонко под его блистающим копытом

Звенит промерзлый дол и трескается лед.

Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

То тлеет медленно — а я пред ним читаю

Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Плывет. Куда ж нам плыть?. . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . .

1 ведущий.
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса… -
так когда-то выразил своё восхищение осенней природой Александр Сергеевич Пушкин. А мне захотелось выразить свои чувства именно словами великого поэта.
2 ведущий. А мне хочется продолжить словами другого известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина:
Лес, словно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
1 ведущий. Осень… Золотое время года, поражающее богатством цветов, плодов, фантастическим сочетанием красок: от ярких, бросающихся в глаза, до размыто-прозрачных полутонов.
2 ведущий. А ведь и правда, оглянитесь вокруг, всмотритесь: кованым золотом сверкает листва, ярко вспыхивают разноцветные фонарики астр и хризантем, капельками крови застыли на деревьях ягоды рябины, и бездонное осеннее небо удивляет обилие и яркостью рассыпанных по нему звезд.
1 ведущий. Грустный октябрь протягивает свою визитную карточку, где бесцветными чернилами туманов написаны строки гениального русского поэта:
Октябрь уже наступил - уже роща отряхает
Последние листья с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний холод - дорога промерзает.
………………………………………………..
Но пруд уже застыл…
2 ведущий. За окнами сейчас осень… По-разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень - прекрасно время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учебы в школе, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы там ни было на улице: холодно или тепло - родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! И народная мудрость гласит: «Осень печальна, а жить весело». Так пусть в этот октябрьский день звучит прекрасная , льётся рекой безудержный весёлый смех, ваши ноги не знают усталости в , пусть вашему веселью не будет конца!
Все ведущие. Мы открываем наш праздник «Осенний бал».
1 ведущий. А теперь давайте дадим клятву участников «Осеннего бала».
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Веселиться от души!
Все. Клянёмся!
1 ведущий. Танцевать до упада!
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Смеяться и шутить!
Все. Клянёмся!
1 ведущий. Участвовать и побеждать во всех конкурсах.
Все. Клянёмся!
2 ведущий. Делить радость победы и полученные призы с друзьями.
Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
1 ведущий. Мы долго говорили, но совершенно позабыли, что на балу надо танцевать.
Нам хотят представить свои танцы …
2 ведущий. А теперь мы начинаем конкурсную .
1 конкурс - литературный. Сейчас прозвучат строки русских поэтов, а вы назовите их авторов.
a) Славная осень! Здоровый, ядреный воздух
Усталые силы бодрит,
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар лежит.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор! -
Листья поблёкнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр. (Н.А. Некрасов)

Б) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф.И. Тютчев)

В) Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась… (А.С. Пушкин)

Г) Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят.
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин… (А.К. Толстой)
1 ведущий. А сейчас конкурсная программа прерывается. Давайте посмотрим …
2 ведущий. Уважаемые гости, прослушайте, пожалуйста, небольшое объявление. Параллельно с нашей конкурсной программой проходит конкурс на звание Короля и Королевы «Осеннего бала». У каждого из вас есть листочки с номерами. Каждый из присутствующих может подойти к корзинке и записать номер того, кого считает претендентом на это звание.
1 ведущий. От танцев отдохнуть пора. Для этого у нас есть игра.
2 ведущий. Все вы, наверное, любите яблоки. Надеюсь, наши участники тоже.
Игра «Кто быстрее съест яблоки».
Яблоки привязаны на веревке и задача участников - съесть яблоко без рук.
1 ведущий. А теперь приглашаем всех, посмотреть танец …
2 ведущий. А сейчас мы приглашаем по 2 представителя от группы. Все знают, какой вкусный и полезный картофель. Очень часто всем нам приходится как садить его, так и убирать. Я предлагаю следующим участником игры собрать урожай. Игра называется «Собери картошку».
Условия конкурса: на пол разбрасывается много картошки, и участники игры с завязанными глазами должны быстро за одну минуту собрать урожай. Побеждает тот, кто больше всех соберет картошки в ведро.

1 ведущий. Напоминаем, что конкурс на звание Короля и Королевы продолжается.
Спешите сделать свой выбор Короля и Королевы. Так как конкурсная программа проходит к концу
2 ведущий. А сейчас последний конкурс нашего бала. Приглашаются две участницы от каждой группы. Конкурс «Венок из листьев».
1 ведущий. А пока участники трудятся над венками, мы предлагаем вам выступление …
2 ведущий. Говорят, что осень - это грусть, сплошные дожди, пасмурная погода … Не верьте, друзья! Осень по-своему прекрасна и привлекательна. Она несет душе щедрость, сердцу - тепло от человеческого общения, вносит в нашу жизнь неповторимую красоту!
1 ведущий. Объявляется, кто стал Королем и Королевой бала. (На них одевают венки из листьев)
2 ведущий. Осень сегодня полностью вступила в свои права, и мы отметим ее приход. Мы благодарим эту осень за то, что она собрала нас всех на «Осенний бал». Впереди зима, весна, лето … А потом снова осень. Сколько их еще будет в нашей жизни! Мы надеемся, что еще не раз зажгутся для всех нас в нашей школе золотые огни праздника «Осенний бал». До новых встреч!

Поделиться