Конспект урока биологии на тему «деление клетки. митоз


Тема: "Деление клетки. Митоз"
Цели урока: Формирование знаний о механизмах клеточного деления (митозе) и его биологической роли.Раскрытие особенностей протекания каждой фазы митоза.Закрепление знакомых понятий по данной теме и формирование новых, усвоение терминологии; формирование интереса к предмету, формирование интереса к предмету, развитие коммуникативных качеств учащихся.Развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся.
Оборудование: Таблица « Митоз», электронное пособие «Деление клетки. Митоз».
Ход урока.
I.Организационный момент. Слайд 1-5 В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма.Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию.В их основе лежит способность клетки к делению и специализации.Как происходит процесс деления клеток?Одинакова ли продолжительность жизни разных типов клеток в многоклеточном организме?Какое значение имеет деление клеток?Вот далеко не полный перечень вопросов, на которые нам сегодня предстоит дать ответ.Слайд 6-8 Тема урока: Деление клетки. Митоз. Размножение - важнейшая функция живых организмов, которые обеспечивают сохранение видов в ряду поколений. К размножению способны все без исключения живые организмы - от бактерий до млекопитающих.В связи с дифференцировкой, т.е. разделением на разные типы, клетки многоклеточного организма имеют неодинаковую продолжительность жизни.Нервные клетки перестают делиться еще во время внутриутробного развития. Однажды возникнув, больше не делятся клетки, образующие поперечно – полосатые мышечные ткани у животных и запасающие ткани у растений.Ежедневно погибает около 70 млрд клеток кишечного эпителия и 2 млрд эритроцитов. Продолжительность жизни клеток кишечного эпителия 1 – 2 дня.
II.Тема урока: Деление клетки. Митоз.
Cлайд12-13 Митоз (от греческого mitos – нить) – непрямое деление клетки, наиболее распространенный способ воспроизведения клеток, обеспечивающий тождественное распределение генетического материала между дочерними клетками преемственность хромосом в ряду клеточных поколений. Является самым распространенным способом деления клеток. Он обеспечивает равномерную передачу наследственной информации материнской клетки двум дочерним.Именно благодаря этому виду клеточного деления образуются практически все клетки многоклеточного организма. Кроме того, благодаря митотическому делению, происходит бесполое размножение организмов, (а у высших растений и половые клетки, гаметы, образуются в результате митоза!).Впервые митоз у растений наблюдал И.Д.Чистяков в 1874 г Детально процесс был описан нем. ботаником Э.Страсбургером (1877) и нем. зоологом В.Флемингом (1882) Беседа по слайду15-17
Беседа по слайду № 18-20 Период жизни клетки от момента ее возникновения в процессе деления до гибели или конца последующего деления называется жизненным циклом.Продолжительность жизненного цикла у разных клеток очень сильно различается (у амебы – 36 часов, а бактерии могут делиться каждые 20 минут).
Беседа по слайду №21 Митотический цикл – совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению, а также на протяжении всего митоза.Митотический цикл состоит из интерфазы и митоза. Длительность митотического цикла у разных организмов сильно варьирует. Непосредственно на деление клетки уходит обычно 1–3 ч, то есть основную часть жизни клетка находится в интерфазе.
Интерфазой называют промежуток между двумя клеточными делениями.Продолжительность интерфазы, как правило, составляет до 90% всего клеточного цикла.Интерфаза состоит из трех периодов: пресинтетический, или G1; синтетический, или S; постсинтетический, или G2.Начальный отрезок интерфазы – пресинтетический период (2n2с, где n – количество хромосом, с – количество ДНК), период роста, начинающийся непосредственно после митоза.Синтетический период по продолжительности очень различен: от нескольких минут у бактерий до 6–12 ч в клетках млекопитающих. Во время синтетического периода происходит самое главное событие интерфазы – удвоение молекул ДНК. Каждая хромосома становится двухроматидной, а число хромосом не изменяется (2n4с).Постсинтетический период . Обеспечивает подготовку клетки к делению и также характеризуется интенсивными процессами синтеза белков, входящих в состав хромосом; синтезируются ферменты и энергетические вещества, необходимые для обеспечения процесса деления клетки.
Митоз . Для удобства изучения происходящих во время деления событий митоз разделяют на четыре стадии: профазу, метафазу, анафазу, телофазу.Слайд 22 Профаза (2n4с). В результате спирализации хромосомы уплотняются, укорачиваются. В поздней профазе хорошо видно, что каждая хромосома состоит из двух хроматид, соединенных центромерой. Хромосомы начинают передвигаться к клеточному экватору. Формируется веретено деления, ядерная оболочка исчезает, и хромосомы свободно располагаются в цитоплазме. Ядрышко обычно исчезает чуть раньше.Слайд 23 Метафаза (2n4с). Хромосомы выстраиваются в плоскости экватора, образуя так называемую метафазную пластинку. Центромеры хромосом лежат строго в плоскости экватора. Нити веретена прикрепляются к центромерам хромосом, некоторые нити проходят от полюса к полюсу клетки, не прикрепляясь к хромосомам.Слайд 24 Анафаза (4n4с). Начинается с деления центромер всех хромосом, в результате чего хроматиды превращаются в две совершенно обособленные, самостоятельные дочерние хромосомы. Затем дочерние хромосомы начинают расходиться к полюсам клетки.Слайд 25 Телофаза (2n2с). Хромосомы концентрируются на полюсах клетки и деспирализуются. Веретено деления разрушается. Вокруг хромосом формируется оболочка ядер дочерних клеток, затем происходит деление цитоплазмы клетки (или цитокинез).Слайд 26 При делении животных клеток на их поверхности в плоскости экватора появляется борозда, которая, постепенно углубляясь, разделяет материнскую клетку на две дочерние. У растений деление происходит путем образования так называемой клеточной пластинки, разделяющей цитоплазму. Она возникает в экваториальной области веретена, а затем растет во все стороны, достигая клеточной стенки.

Биологическое значение митоза.Слайды 27- 31 1. В результате митоза образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.2. В нормальных условиях никаких изменений генетической информации не происходит, поэтому митотическое деление поддерживает генетическую стабильность клетки.3. Митоз лежит в основе роста4. Митоз лежит в основе вегетативного размножения.5. Благодаря митозу осуществляются процессы регенерации и замены отмирающих клеток.
Вывод. Слайд 32

    В основе размножения и индивидуального развития организмов лежит деление клеток- митоз. Перед делением происходит интерфаза, главным событием которой является редупликация ДНК. Митоз состоит из 4 фаз: профазы, метафазы, анафазы, телофазы. В процессе митоза происходит точное и равномерное распределение хромосомного материала между дочерними клетками. Благодаря митозу наблюдается генетическая стабильность видов.
Ш.Закрепление 1. Просмотр анимации «Митоз»2.Просмотр видео материала Митоз в клетках растений и животных

Деление клетки. Формы размножения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз.

Тип урока – изучение нового материала.

Цели:

    Изучить процесс деления клетки путём митоза.

    Показать основные этапы жизненного цикла клетки

    Рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль

    Познакомить с понятиями:

    Митоз

    Жизненный цикл клетки

    Интерфаза

    Профаза

    Метафаза

    Анафаза

    Телофаза

    Редупликация

    Хроматиды

    Центромера

    Веретено деления

План урока.

    Орг. момент - 5 мин.

    Устный опрос – 15 минут.

    Объяснение нового материала – 55 мин.

    Постановка д.з. – 5 мин.

Ход урока.

      Орг.момент.

      Устный опрос.

      Объяснение нового материала.

Размножение

Размножение – воспроизведение себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

Это одно из важнейших свойств живых организмов.

Благодаря размножению происходит:

1. Передача наследственной информации.

2. Сохраняется преемственность поколений.

3. Поддерживается длительность существования вида.

4. Увеличивается численность вида и расширяется территория (ареал) проживания.

В основе размножения лежит клеточное деление, обеспечивающее увеличение количества клеток и рост многоклеточного организма.

Жизненный цикл клетки

Период существования клетки от одного деления до другого называется митотическим, или жизненным циклом клетки.

Клеточный цикл у растений продолжается от 10 до 30 часов. Деление ядра (митоз) занимает около 10% этого времени.

    П1 - пресинтетический период

    С - синтетический период

    П 2 - постсинтетический период

Амитоз

Амитоз – это деление интерфазного ядра путем перетяжки без образования веретена деления.

Распространенность в природе:

2. Большое ядро инфузорий

3. Эндосперм

4. Клубень картофеля

5. Роговица глаза

6. Хрящевые и печеночные клетки

Патология:

    При воспалениях

    Злокачественные новообразования

    Значение: экономичный (мало энергозатрат) процесс воспроизводства клеток

Митоз

Митоз (лат. Mitos – нить) –такое деление клеточного ядра, при котором образуется два дочерних ядра с набором хромосом, идентичных родительской клетки.

Митоз = деление ядра + деление цитоплазмы

Впервые митоз у растений наблюдал И.Д. Чистяков в 1874 г., а детально процесс был описан нем. ботаником Э.Страсбургером (1877) и нем. зоологом В.Флемингом (1882)

Интерфаза
-подготовка клетки к делению

1,2 – предсинтетический период; 3 – синтетический и постсинтетический период; 4 – метафаза.

1. В предсинтетический период клетка растет : происходит синтез белка, РНК и увеличивается количество органических веществ.

2. В синтетический период происходит репликация ДНК (удвоение).

С этого момента каждая хромосома состоит из двух хроматид.

3. В постсинтетический период идет интенсивный синтез белка и АТФ, необходимых для деления клетки.

Профаза

    Увеличивается объем ядра

    Ядерная мембрана распадается;

    Хромосомы спирализуются, укорачиваются, становятся четко различимыми в микроскоп, они состоят из двух хроматид, соединенных в зоне центромеры;

    Микротрубочки и центриоли участвуют в образовании веретена деления (в клетках животных).

Метафаза

    Хромосомы располагаются в районе экватора клетки;

    Нити веретена деления прикрепляются к центромерам

Анафаза

    Центромеры делятся;

    Хроматиды транспортируются с помощью прикрепленных к центромерам нитей веретена деления к противоположным полюсам клетки

Телофаза

    Формируются новые ядра;

    Хромосомы деспирализуются (раскручиваются);

    Вновь появляется ядрышко и образуется ядерная оболочка;

    В области экватора возникает перетяжка и образуются две дочерние клетки

Цитокинез –разделение цитоплазмы

    Образование двухмембранной перегородки по экватору клетки с последующим полным отделением дочерних клеток.

    У растений по экватору клетки формируется клеточная стенка.

Совокупность хромосом (число, форма и размер) в соматической клетке называется кариотипом. Кариотип содержит двойной (диплоидный) набор хромосом (2 n ), постоянный для каждого вида организмов.

Значение митоза

    Генетическая стабильность, т.е. точное распределение генетического материала между дочерними клетками.

    Постоянство строения и правильность функционирования органов и тканей многоклеточного организма.

    Рост.

    Основа эмбрионального развития.

    Основа бесполого размножения.

    Регенерация утраченных частей, восстановление органов и тканей.

Конспект урока: «Деление клетки. Митоз»

Разработка урока «Деление клетки. Митоз» рассчитан на учеников 9 класса с базовым уровнем образования. В этой методической разработке применены технология критического мышления и сингапурские структуры. Материал этого урока требует от учащихся знания ранее изученного Урок посвящён изучению нового материала и его первичному закреплению.

Цель урока. Создать условия для развития творческой и познавательной активности учащихся на уроке с учетом индивидуальных особенностей средствами технологии критического мышления и сингапурских структур.

Задачи:

Основные понятия: жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, цитокинез, веретено деления.

Тип урока. Изучение нового материала.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Результаты урока.

1. Предметные результаты: жизненный цикл клетки, интерфаза, фазы митоза, амитоз.

2. Метапредметные: литература, химия.

3. Личностные: умение взаимодействовать в группе, парах, личностная значимость темы для себя.

Здравствуйте, ребята сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости- учителя со всех школ района.

И наш урок мне хотелось бы начать словами Г.Э. Лессинга:

Спорьте, заблуждайтесь,

и криво, да сами".

(Готхольд Эфраим Лессинг)(слайд 1)

Ход урока

Сегодня мы продолжаем работу над разделом "Размножение и индивидуальное развитие организмов". Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке.

1 этап. Актуализация знаний.

1. Что такое размножение?

2. Какие типы размножения вам известны? Дайте им определения?

3. Перечислите примеры бесполого размножения? Приведите примеры.

4. Биологическое значение бесполого размножения?

5. Какое размножение называется половым?

6. Какие половые клетки вам известны?

7. Чем гаметы отличаются от соматических клеток?

8. Что такое оплодотворение?

9. Что такое зигота?

10. В чем заключается преимущества полового размножения по сравнению с бесполым размножением?

В ходе работы проводится коррекция знаний. Итак, вы успешно справились с вопросами, и мы переходим к изучению нового материала.

2 этап. Изучение нового материала.

Мы продолжаем изучение свойств живого организма.

Назовите ещё раз все свойства живых организмов?

О каком свойстве пойдёт речь сегодня, вы узнаете из задания.

Сопоставьте следующие факты и сделайте вывод, о каком процессе, характерном для клетки, говорится в этих примерах:

    если наступить на хвост ящерицы, то она его отбрасывает, но через некоторое время хвост отрастает снова;

    клетки кожи человека обновляются через 1-2 недели;

    рост человека увеличивается до 18-23 лет;

    в половом процессе размножения принимают участие женские и мужские половые клетки; (деление клетки) (слайд 2)

- Итак, о каком процессе идет речь?

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите словосочетание "деление клетки"? (например, размножение, ядро, хромосомы, рост).

Как вы думаете, я вам задала эти вопросы случайно? Да, действительно, это связано с темой нашего сегодняшнего урока. Каким образом можно сформулировать тему сегодняшнего урока? (Учащиеся предлагают разные варианты). Учитель обобщает их варианты и предлагает тему урока.

Тема Урока. "Деление клетки. Митоз. (слайд 3)

Что вы хотели узнать на данном уроке? (Высказывания учеников)

Сегодня с вами мы рассмотрим, что такое жизненный цикл клетки? Митоз и его биологическую роль.

Задачи урока:

    Рассмотреть основные этапы жизненного цикла клеток. Формировать знания о фазах митоза; создать представления об амитозе;

    Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

    Развивать умение работать с различными источниками информации: текстом учебника, схемами, таблицами, интернет- ресурсами.

И так, что же это за процесс - митоз?

Для начала нам надо вспомнить современное положение клеточной теории.

Как вы уже знаете, одно из положений клеточной теории звучит:

Новые клетки могут возникать
только из предшествующих клеток. Р. Вирхов

Откуда мы взялись, соседка?” –

Спросила как-то клетка клетку.

Та не услышала вопрос –

Она делилась! Шел ……….!”(Митоз) (слайд 4, 5)

Структура: «Эй ар гайд» Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте вспомним, что вам уже известно о делении клетки. Перед вами лежит приложение №1. Посмотрите на утверждения в первой графе и ответьте на них. Высказывания учеников.

Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы второй графы. (Митоз)

1.Узнали ли вы что-то нового о делении клети? (для удобства процесс деления клетки делится на фазы, каждая фаза имеет свое название)

2.Изменилось ли ваше мнение после просмотра видеофрагмента?

(информация, которая изменила их мнение: термин - митоз, фазы митоза, процессы идущее в клетке и.т.д.) Приложение №1

Сейчас мы будем работать по учебнику, у Вас на партах лежат задания

1 задание раздел «Клеточный цикл, интерфаза », над ней будут работать Д. Ризат, М. Женя, С. Арстан.

2 задние раздел "Фазы митоза профаза ", над ней работают М. Эльсияра, К. Мирхат, А. Азамат

3 задание раздел "Фазы митоза метафаза" над ней будут работать А. Ариза, М. Нурсултан, К. Аман.

4 задание раздел " Фазы митоза анафаза ", над ней будут работать К. Эльдар, И. Адема, Ш. Рамиль.

5 задание раздел " Фазы митоза телофаза", над ней работают Т. Амира, Р. Увайдат, Д. Мирхат.

6 задание вывод о биологическом значении митоза, ее готовят Д. Ислам, С. Индира, А. Магомед.

Клеточный цикл включает два этапа: интерфазу и митоз. (слайд 7)

Презентация результатов работы в группах. Учащиеся вывешивают на доске свои схемы и объясняют их. Все предложенные схемы, выводы, определения, записываются в тетрадь (информационные листы)

1. Интерфаза . Период подготовки клетки к делению. Удвоение ДНК, после которого каждая хромосома состоит из идентичных половинок – хроматид, формирование рибосом, органоидов, синтез АТФ, белков. (слайд 8)

Митотический цикл состоит из 4-х фаз: 1.профаза.2. метафаза.3. анафаза. 4. Телофаза. (слайд 9)

МИТОЗ

2.ПРОФАЗА - спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам, и формируется веретено деления. (слайд 10)

3.МЕТАФАЗА - хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид, соединённых центромерой. (слайд 11)

4.АНАФАЗА - центромеры делятся; дочерние хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки. (слайд 12)

5.ТЕЛООФАЗА - формируется оболочка новых ядер; деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки – цитокинез (слайд 13)

6 . Значение митоза (слайд 14)

Теперь запишем определение митоза. Митоз- это непрямое деление клетки.

Физкультминутка (слайд 15)

Учитель. У вас на партах лежит приложение2: Статья «Амитоз» Предлагаю прочитать текст и сделать в нем соответствующие пометки.

Митоз - наиболее распространенный, но не единственный тип деления клеток. Практически у всех эукариотических организмов обнаружено так называемое прямое деление ядер, или амитоз. При амитозе делится только ядро, причем без образования , поэтому наследственный материал распределяется случайным образом. Цитокинез не всегда следует за делением ядра, поэтому в результате амитоза обычно возникают . Амитотические деления характерны для клеток, заканчивающих развитие: отмирающих эпителиальных клеток, фолликулярных клеток яичников и т. д. Встречается амитоз при патологических процессах: воспалении, злокачественном росте и др. После амитоза клетки не способны приступить к митотическому делению.

Для пометок

" V "- уже известно

"--"- противоречит представлению

"+" - является интересным и неожиданным

"?" - не ясно, возникло желание узнать больше.

Учитель. А сейчас обсудим прочитанную статью.

1. Что стало известно из этой статьи.

2. Какой материал был для вас новым.

Учитель: Впервые амитоз был описан немецким биологом Р. Ремаком в 1841г., А сам термин амитоз был предложен гистологом В Флемингом позднее в 1882.

Также дополнительную информацию об амитозе нам подготовили Эльсияра, Женя и Увайдат, давайте их послушаем.

Теперь запишем определение амитоза. Амитоз- это прямое деление клетки.

А в чем сходство и различие митоза и амитоза.

Учитель. А сейчас минутка психологической разгрузки. Стадии митоза легко запомнить с помощью шуточного стихотворения, которое вам приготовили и расскажут ваши товарищи.

Сценическое представление шуточного стихотворения "Жизненный цикл клетки".

Цикл жизни клетки - интерфаза и митоз,

А как он протекает?- это главный вопрос.

Об этом не скажешь ведь в двух словах,

Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

Интерфаза длится дольше, чем само деление,

Очень быстро происходит ДНК удвоение.

Идет биосинтез, активны ферменты.

Клетка растет, образует органоиды и элементы

Затем следует митотическое деление,

Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.

Внимательно на них ты посмотри.

Каждая фаза как член большой и дружеской семьи.

Глава семьи - папа (всем ясно сразу),

И первая фраза митоза - профаза.

Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,

Но на этом рано еще ставить точку.

Хромосомы укорачиваются, утолщаются,

В компактные формы превращаются.

И затем без промедления -

Появляются нити веретена деления.

Мама - солнышко наше, тепло, доброта.

Метафаза - вторая фаза митоза всегда.

Дети для мамы равны без дозатора,

Хромосомы лежат в области экватора

Дочка - Аня в семье - просто принцесса.

Анафаза - третья фаза процесса.

Убедиться в этом ты можешь сам-

Нити веретена деления оттягивают

хроматиды к различным полюсам.

Сынок в семье Толя - ну, как по заказу

Четвертая фаза митоза - телофаза.

Хромосомы раскручиваются, у них выход один-

Снова превратиться в хроматин.

После деления цитоплазмы и органоидов клетки.

Появляются две прелестные, чудные детки,

Имеют диплоидный набор дочерние клетки

И в точности похожи на материнскую клетку.

Встречаются ли в этом шуточном стихотворении термины, которые мы изучали раннее (ДНК, ядро, цитоплазма, органоиды клетки)? Таблица "Клеточное строение".

Закрепление: задание «Угадай стадию митоза» Приложение 3, рисунки со стадиями митоза.

Рефлексия. Запишите в тетрадях свое мнение:
Почему я должен запомнить значение и фазы митоза.
Несколько мнений учитель просить высказать (можно по желанию)

Примерные причины:

1.Митоз является основой размножения и роста организмов.

2.Мне теперь стало понятно, почему мой организм растет, увеличивается в размере.

3.Расширился мой кругозор. Интересно было узнать, как все это происходит.

4.Я могу, объяснить другим как все это происходит.

5.Я собираюсь, в дальнейшем продолжить обучение в этой области и эти знания мне обязательно пригодятся.

Вывод: И в конце урока я хотела бы вернуться к высказыванию немецкого поэта Лессинга: Спорьте, заблуждайтесь,

ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя

и криво, да сами".

И хотела бы, чтобы эти слова стали девизом каждого нашего урока.

Смысл этих слов в том, что на всё нужно иметь своё мнение, а мнение рождается в размышлениях, пользы будет больше для твоего развития, чем если кто-то что-то сделает за тебя

3.Домашнее задание: изучить параграф 14, письменно ответить на вопрос: чем отличается митоз у растений и животных?

Творческое задание для сильных учащихся: подготовить сообщение, используя ресурсы сети Интернет, о причинах нарушений протекания процесса митоза.

Урок окончен. Отличного дня! Я была, рада встретится с вами!

Цель урока: Изучить основные этапы деления клетки.

Задачи урока:

  1. Продолжить формирование навыков решения проблемных вопросов.
  2. При решении проблем использовать накопленные знания учащихся.
  3. Продолжить формирование навыков работ в группе.

Оборудование:

  1. “Черный ящик”.
  2. Таблица: “Деление клетки”.
  3. Листы ватмана или бумага формата А-4.
  4. Магниты.
  5. Таблички с новыми словами и определениями.
  6. Глобус.

Ход урока.

Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Черный ящик

Вступительное слово учителя: - Внимание - черный ящик. Ребята вам сейчас вам предстоит узнать, что находится в черном ящике, я вам буду давать подсказки. Внимательно слушайте. Старайтесь понять о чем же идет речь?

  1. Это самый крупный органоид клетки.
  2. Это управляет работой клетки.
  3. Это отвечает за деление клетки.
  4. Это можно увидеть в микроскоп.

Молодцы! Правильно! Это ядро клетки. Что же находится внутри ядра? Кто из вас знает? Хорошо подскажу. В переводе с греческого это означает - цветное тело (“хрома” цвет, “сома” - тело). Это хромосомы. (слово написанное на табличке прикрепляю на доске магнитами)Какое значение имеют хромосомы в клетке? (слушаем ответы учеников) Хромосомы содержат наследственную информацию о клетке и о всем организме в целом. В классе много цветов, информация о папоротнике находится в хромосомах ядра клетки папоротника (в 6 классе не называем молекулу ДНК)

А сейчас давайте посмотрим, как же выглядят хромосомы? (разворачиваю фольгу - Хромосомы сделаны из тонкой проволоки, 2 хромосомы закручены в спираль, 2 не закручены). Посмотрите хромосомы состоят из тонких нитей. У одних хромосом нити закручены в спираль, а у других нет. Выскажите ваши предположения. Почему хромосомы разные? (Слушаем высказывания учеников. Они могут быть самые невероятные).

  • Каким хромосомам легче двигаться? (показать движение на моделях хромосом) Тонкие не спирализованные нити хромосом запутываются, а спирализованные хромосомы более маневренны.) Оказывается хромосомы перед делением закручиваются то есть спирализуются, такие хромосомы хорошо заметны в микроскоп им легче передвигаться по клетке во время деления клетки.

Тема нашего урока: ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ

  • Зачем клетка делится? (Слушаем и обсуждаем ответы учащихся)
  • Правильно, за счет деления клеток организм растет.
  • Каждый организм состоит из клеток. В каждой клетке есть ядро. В ядре есть определенное количество хромосом. После деления клетки количество хромосом должно остаться прежним.
  • Может кто-то не согласен с моим высказыванием? Пожалуйста, высказывайте свои мысли (слушаем и обсуждаем ответы учащихся).
  • Как же сохранить количество хромосом при делении? Предположим, что клетка имеет 4 хромосомы, после деления новая клетка должна иметь тоже 4 хромосомы. Что же должно произойти с хромосомами? (слушаем и обсуждаем ответы учащихся)
  • Правильно, количество хромосом удваивается. (Показываю на модели) Теперь хромосома состоит из двух нитей, которые называются ХРОМАТИДЫ (слово написанное на табличке прикрепляю магнитами к доске). Благодаря удвоению хромосом количество хромосом останется прежним, таким же как до деления.
  • А теперь вы приступаете к работе в группах. Вам надо смоделировать деление клетки. На ватмане зарисуете деление клетки. Во время деления хромосомы ведут себя очень активно. Они передвигаются по клетке.
  • Слушайте внимательно мою подсказку.
  • Итак, подсказка перед вами - это географический глобус. Вспомните такие понятия как экватор и полюса. Это вам поможет правильно расположить хромосомы во время деления.
  • Подсказка вторая - каждая из образующихся при делении клеток должна получить ядро. А для этого ядро должно разделиться. И помните, делению предшествует удвоение каждой хромосомы.

Задания для работы в группах. (Продолжительность работы в группе 10-15 минут. В каждой группе клетка с 4 хромосомами)

  1. Зарисуйте 4 этапа деления клетки.
  2. Расположите хромосомы с учетом подсказки.
  3. У вас должно получится две клетки абсолютно похожие на материнскую.
  4. Количество хромосом должно быть такое же, как у материнской.
  5. Каждая клетка должна иметь ядро.

Учитель. Работа в группах закончилась, давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Класс заслушивает отчеты групп о проделанной работе и обсуждает) Идет проверка результатов по учебнику В.В. Пасечник. С.23 или по таблицам на доске. Можно прикрепить таблички с этапами деления клетки магнитами. Можно использовать материал учебного диска “Лабораторный практикум 6-11 Фрагмент митоза клетки.)

уРОК 4 . ДЕЛЕНИЕ КЛЕТкИ. МЕЙОЗ И ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Цели : изучить типы деления клеток, их роль в организме; изучить механизм процесса деления и получения клетками наследственной информации; сформировать умение обсуждать проблемные вопросы и делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный.

Оборудование : таблицы «Строение растительной клетки», «Схема строения

животной клетки», презентация «Деление клетки»

х од урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

    Орг. Момент.

    Проверка дом. задания (тест), затем взаимопроверка и выставление оценок.

    Актуализация знаний.

К числу свойств клетки как живой самоорганизующейся системы относится и способность к делению. Об этом наш сегодняшний урок.

Важнейшее свойство клеток – деление.

За счет чего растет организм – вырастают его клетки или возрастает их количество?

Откуда же берутся новые клетки на смену старым?

Таким образом, какой же можно сделать вывод ?

    Самостоятельное работа по учебнику

5. Основные типы деления клеток.

Все ли клетки делятся одинаково? Какие вы знаете типы деления клеток?

Оба эти названия процессов деления в основе своей имеют греческое происхождение. Вся жизнь клетки от момента ее возникновения в результате деления материнской клетки до ее собственного деления или гибели называется жизненным (или клеточным ) циклом

Поскольку мы будем изучать названные типы деления клеток, то наиболее рациональным станет изучение их в сравнении, а для этого я вам раздала сравнительную таблицу.

Записывают число и тему урока. Слушают учителя.

- Для поддержания своего нормального роста и развития организм должен производить новые клетки на смену старым.

Они появляются в результате деления предшествующей клетки .

Работая по учебнику, самостоятельно формулируют ответ:

Деление – важнейшее свойство клеток, без него были бы невозможны рост и развитие многоклеточного организма, замена и восстановление отдельных клеток, тканей и целых органов.

Нет, не все клетки делятся одинаково.

Есть обычное деление, называется митоз, и деление, в ходе которого образуются половые клетки, это деление называется мейоз .

6. Интерфаза.

Сначала дочерняя клетка готовится к делению. В ней образуются белки, удваиваются органоиды.

Чтобы при делении содержимое материнской клетки было поделено поровну между дочерними.

Этот процесс подготовки клетки к делению носит название интерфаза . . которая может продолжаться до 20 часов.

7. Основные фазы митоза.

А теперь перейдем непосредственно к фазам митоза. Как мы выяснили, их 4..

Рассмотрим процессы, происходящие в фазах митоза.

Как будет выглядеть процесс деления клетки в живых клетках в жизни.

В чем биологический смысл митоза?

Дочерние клетки, которые образуются в результате деления материнской, получают наследственную информацию, которая идентична материнской.

В основе каких процессов лежит митоз?

Слушают объяснение учителя.

Записывают определение интерфазы и клеточного цикла в тетрадь.

Записывают названия фаз

Митоз лежит в основе роста организмов, вегетативного размножения, зарастания ран, восстановления утраченных органов и т. д.

с равнительная таблица

Пункты сравнения

Митоз

Мейоз

1. Тип деления

Бесполое

Половое

2. Продолжительность

1–2 часа

3. Количество этапов

1 этап

2 этапа

4. Количество фаз

4 фазы:

1. Профаза.

2. Метафаза.

3. Анафаза.

4. Телофаза

4 фазы в каждом делении

5. Результат деления

2 дочерние клетки

4 клетки

6. Количество хромосом в дочерних клетках

Идентичное материнскому

Вдвое меньше, чем
в материнской клетке

8. Мейоз.

Продолжим работу по заполнению таблицы. – Мейоз более сложный процесс, чем митоз. Поэтому рассмотреть его надо детально.
– Чем отличаются этапы мейоза друг от друга?

Что происходит с «гомологичными», т. е. парными, соответствующими друг другу хромосомами в 1-м делении?

Как выстраиваются гомологичные хромосомы по экватору клетки ?

Как расходятся хромосомы к полюсам?

Слушают учителя.

Работают с текстом учебника и рисунками.

Заполняют вместе с учителем таблицу.

п еред 1-м делением происходит удвоение хромосом, а перед 2-м делением не происходит.

Они образуют пары, тесно прилегают друг к другу, перекручиваются по всей длине, обмениваются участками и разделяются.

Они выстраиваются попарно.

Из каждой пары отходит хромосома, состоящая из двух хроматид. Расхождение происходит независимо от хромосом других пар.

В чем биологическое значение мейоза?

Да, все это верно, но это не все о биологическом значении мейоза. Вы обратили внимание на то, что образовавшиеся клетки несут половинный, или одинарный набор хромосом. А что получается при слиянии этих половых клеток ?

А что это будет за наследственный материал в хромосомах? Что с этими хромосомами происходило в 1-м делении мейоза?

Можно ли сказать, что образовавшиеся в ходе мейоза клетки будут похожи на материнскую?

Таким образом, биологическое значение мейоза заключается в том, что организмы, образующиеся в ходе полового размножения, сохраняют и передают по наследству свои хромосомы и в то же время приобретают новые признаки, что помогает им приспосабливаться и выживать в изменяющихся условиях жизни.

м ейоз связан с половым размножением, формированием половых клеток у растений, животных .

Число хромосом при слиянии двух клеток во вновь образовавшейся клетке удваивается и становится снова двойным (2п).

Они обменивались между собой участками.

Нет, нельзя. Клетки получаются с наследственной информацией, отличающейся от материнской, более разнообразной.

Слушают учителя. Делают записи в тетрадях.

6. Закрепление. Итоги урока.

Предлагает учащимся задания 10(с. 28, учебник).

Отвечают на вопросы учебника.

Работают с рисунком учебника, опознают изображенное на нем деление.

Домашнее задание. Изучить § 4 ,ответить на вопросы с. 28

Поделиться