Какие языки относятся к индоиранской языковой группе. Индоарийская группа

Тема: Индоари́йские языки и Индоиранском языке

Основная мысль: узнать о древнеарийском и индоиранском языке

Задачи: Узнать об истории индоарийского и если возможно индоиранского языков; узнать их проблемы; узнать об их современном положении.

Индоари́йские языки (индийские) - группа родственных языков, восходящих к древнеиндийскому языку. Входит (вместе сиранскими языкамии близкородственнымидардскими языками) виндоиранские языки, одну из ветвейиндоевропейских языков. Распространены в Южной Азии: северная и центральнаяИндия,Пакистан,Бангладеш,Шри-Ланка,Мальдивская Республика,Непал; за пределами этого региона -цыганские языки,домариипарья(Таджикистан). Общее число говорящих около 1 миллиарда чел. (оценка, 2007).

Островная (сингальская) подветвь: сингальский язык,мальдивский язык.

Материковая подветвь

Центральная группа: западный хинди,урду

Восточная группа: ассамский язык,бенгальский язык,раджбанси,бишнуприя,Ория,Бихарский язык(бихари) ,Халби(халеби),Восточный хинди-промежуточный между восточной и центральной группами

Северо-западная группа: восточный панджаби(пенджаби) - близок хинди,лахнда(западный панджаби,ленди), кхетрани,гуджури(годжри),догри,западный пахари,думаки,Синдхи

Западная группа: гуджарати,бхили,кхандеши,ахирани,паври,савраштра,раджастхани- близок хинди,ламбади

Юго-западная группа: маратхи,конкани

Северная группа (пахари):центральный пахари(кумауниигархвали),непальский язык(восточный пахари)

парья- в Гиссарской долине Таджикистана

Периодизация

В индоарийской семье языков в этом отношении ситуация такова. За язык-основу, к которому восходят н.-инд. языки, принимают санскрит. Это допущение требует особых пояснений. Термин санскрит имеет узкое и широкое толкование. в узком смысле он обозначает язык классической литературы и науки, следовавший предписаниям грамматики Панини (приблизительно IV в. до н.э.), - классический санскрит (расцвет - IV в. н.э.), а язык эпоса "Махабхараты" и "Рамаяны" - эпический санскрит (III - II вв. до н.э.), отличающийся рядом отклонений от норм грамматики Панини. В широком смысле слова термин "санскрит" обозначает также язык вед и комментаторской литературы к ним, т.е. метрические мантры и прозу (ведийский санскрит), охватывающий период условно от второй половины II тысячелетия до н.э. до III - II вв. до н.э.

Ведийский язык и особенно санскрит различаются хронологически, лингвистически, диалектной базой. Эпический санскрит тесно связан со среднеиндийскими диалектами и, как полагают некоторые ученые, имеет среднеиндийскую основу, подвергнувшуюся санскритизации.

Среднеиндийский период

Среднеиндийский период представлен многообразием языков и диалектов: пали и пракритами, а поздний его этап - апабхранша. На уровне терминов существует противопоставление: санскрит - пракрит, - которое можно толковать двояко: 1) санскрит - имеющий основой (санскрит) и 2) искусственный - естественный. Так или иначе, но к тому времени, от которого до нас дошли пракриты, они уже не были разговорными языками и представляли собой определенную обработку языка для употребления его в делопроизводстве, проповедях или в литературных целях. Пали - наиболее архаичный из среднеиндийских языков вообще, видимо, представлял собой койне, на котором был записан буддийский канон (pa:li "линия, текст").

Поздние пракриты - апабхранша (apabhramca "падение, деградация") (приблизительно V - X вв.), предшествовавшие н.-инд. этапу развития, классифицируются скорее по жанрово-социальному признаку, чем по географическому.

Новоиндийский период

Н.-инд. период, начинающийся не ранее X в., представлен множеством языков и диалектов, соотнесенность которых с тем или иным пракритом прослеживается лишь в самом общем виде, поскольку современное разнообразие языков вынужденным образом возводится генетически к нескольким апабхранша.

В итоге можно сказать, что периодизация истории развития индоарийских языков основана прежде всего на лингвистической характеристике этих языков, хронологический критерий отступает на задний план под воздействием различных экстралингвистических условий, и языки, принадлежащие к разным этапам лингвистического развития, могут сосуществовать на протяжении веков в литературном употреблении и как средства коммуникации. Обращаясь к истории, исследователь большей частью имеет дело с различными синхронными срезами не на одном стволе, и это затрудняет строгое и последовательное применение сравнительно-исторического метода к индоарийскому материалу.

При всех объективных недостатках материала нельзя недооценивать значения столь длительной непрерывной традиции фиксирования литературного языка, как это имеет место в Индии.

Большую помощь в изучении древнеиндийского языка оказывает туземная лингвистическая традиция, обладающая большой степенью достоверности.

История изучения Индоари́йского языка

В 20-е годы нашего столетия классификация Хёрнле была поддержана и лингвистически разработана Дж. А. Грирсоном, под руководством которого был создан одиннадцатитомный "Лингвистический обзор Индии" . Этот гигантский труд представляет собой единообразное описание огромного количества н.-инд. языков и диалектов и их классификацию. С его выходом в свет начинается новый этап в изучении н.-инд. языков. Создается также новая основа для развития сравнительно-исторической грамматики этих языков. В научный обиход вводится огромное количество новых фактов: описаны десятки ранее неизвестных языков и их говоров. Дается генеалогическая классификация языков Индии. Уточняется понятие индоарийских языков.

Индоиранскую ветвь Грирсон разделяет на три семьи: 1) иранскую, 2) индийскую и 3) дардскую, занимающую промежуточное положение между двумя первыми (территориально - Кашмир и северо-западная часть пограничных районов, включающая районы Пакистана и Афганистана). Следует заметить, что вопрос о третьей семье в пределах индоиранской языковой общности возникал в дальнейшем и в иной связи - в связи с интерпретацией древних арийских слов в языках Малой и Передней Азии. Современные же дардские языки ряд ученых рассматривает как особую группу внутри индоарийской семьи языков (Ж. Блок, Г. Моргенстьерне, Р.Л. Тёрнер).

Сравнительно-исторической грамматикой индоарийских языков, полностью сохранившей свое значение и в настоящее время, является книга французского ученого Жюля Блока "Индоарийский от вед до нашего времени", вышедшая в свет более сорока лет тому назад . При всем своем лаконизме книга эта представляет собой своего рода энциклопедию в области истории развития, сравнения и даже типологии индоарийских языков вообще (н.-инд. материал занимает в ней подобающее ему место). Цель свою Ж. Блок видел в историческом описании, в исторической ретроспективе современного состояния. В понятие индоарийских языков включены также и современные дардские языки. Работа Блока имеет важное преимущество, что история развития индоарийских языков представлена в его работе системно, а не в виде истории развития отдельных фактов, как у Бимза.

Одним из источников сравнительно-исторической грамматики н.-инд. группы языков являются исторические грамматики отдельных языков этой группы. Традиции таких грамматик в индоарийском языкознании начинаются с конца XIX в., когда Е. Трумпп создал свою "Грамматику языка синдхи" , в которой пытался объяснить исторически ряд фонетических и морфологических особенностей этого языка, притом что основная цель автора заключалась в синхронном описании. За грамматикой синдхи вскоре последовала грамматика хинди С. Келлогга , неоднократно переиздававшаяся в дальнейшем. Грамматика Келлогга представляет собой синхронное описание литературного хинди, которое дается на широком фоне сравнения с западными и восточными диалектами этого языка, а также с раджастани и непали и сопровождается экскурсами в область истории развития отдельных классов слов вплоть до древнеиндийского состояния.

Первой научной историей развития отдельного н.-инд. языка явилась "История языка маратхи" Ж. Блока, вышедшая в 1920 г. . Это прекрасно документированная книга, базирующаяся на памятниках старого маратхи, современного литературного языка и его диалектов, в которой последовательно рассматривается на всех уровнях (синтаксис тоже есть, хотя и краткий) развитие системы языка маратхи от позднего апабхранша до современного состояния. Со свойственным ему даром Ж. Блок сумел в частном увидеть общее и, оставаясь в рамках диахронического описания одного языка, привлечь внимание к тем проблемам, которые важны и для других н.-инд. языков. При описании истории языка маратхи также принимается во внимание влияние на этот язык соседних дравидийских языков тегулу и каннада. История маратхи Блока послужила образцом для целого ряда историй н.-инд. языков.

Лучшей из них является двухтомная история бенгальского языка, написанная выдающимся индийским учеником Ж. Блока - С. Чаттерджи - "Происхождение и развитие бенгальского языка" . Эта книга написана с несколько иных позиций, чем книга Блока. Если Блок ставил целью создать "внутреннюю" историю маратхи, то Чаттерджи к истории бенгальского языка стремился применить сравнительно-исторический метод, что заставляет автора трактовать очень широкий круг вопросов, традиционно не относящихся к работам такого жанра. В результате факты бенгальского языка постоянно рассматриваются в двух планах: в историческом развитии и в сравнении с другими н.-инд. языками (восточными в первую очередь, но также и со всеми прочими н.-инд. языками). Столь глубокая и широкая перспектива делает книгу С.К. Чаттерджи незаменимой и при изучении сравнительной грамматики н.-инд. языков.

Еще один аспект сравнительно-исторического изучения н.-инд. языков представлен сравнительными и этимологическими словарями этих языков. Их создание связано с именем сэра Р.Л. Тёрнера. Первым шагом в этой области явилось издание в 1931 г. "Сравнительного и этимологического словаря непальского языка" , в котором сквозь призму непальской лексики пропущена вся соответствующая лексика н.-инд. языков и выделены пласты заимствований из соседних не-индоарийских языков.

Около полувека Тёрнер вел подготовительную работу к большому "Сравнительному словарю индоарийских языков", вышедшему в конце 60-х годов и открывшему новую эпоху в сравнительно-историческом изучении этой группы языков . Этот труд поражает грандиозностью масштаба. Словник составлен по историческому принципу: он включает в себя все древнеиндийские слова, нашедшие отражение в н.-инд. языках. По мере надобности привлекаются параллели из других индоарийских языков, прежде всего из языков восточного ареала: иранских, тохарского, армянского.

ИНДИЙСКИЕ ПИСЬМЕННОСТИ .

Общеиндийская модель слогового письма построена в соответствии с фонетической системой индоарийских языков (в частности санскрита). Все графические единицы распадаются на две категории: самостоятельные и несамостоятельные знаки. Самостоятельные – это буквы, которые обозначают слоги, состоящие либо из одной гласной, либо из согласной с присущей гласной «а» : अ – а ; प – p а ; त – t а и т.д. Несамостоятельные знаки употребляются только в сочетании с буквами.

Общеиндийская модель огласовок основана на т.н. «треугольнике основных гласных». Значки в виде диакритики приписываются слева, справа, сверху и снизу буквы. Тем самым они показывают, что за согласным следует гласный, отличный от «а» . Причем, как правило, надписная огласовка маркирует гласный «i» (реже «е» ), подписная – гласный «u» : पे – ; पु – pu ; पि – pi . Не редкость, когда огласовка сопряжена с буквой (или т.н. акшарой, что переводится как «нетленное»). Сложная система таких сопряжений сложилась в дравидийскихписьменностях.

Отсутствие присущей гласной при букве обозначается специальным маркером: प – ; प् – n .

Однако, в современном знаком – вирамой (от индийского рам – «остановка» письме деванагари вирама встречается редко (ввиду утраты конечного «а» в языке хинди).

Отличительная черта большинства индийских письменностей – матрика (верхняя горизонтальная линия или дополнительный элемент). Можно найти, как минимум, два объяснения этому явлению:

а. Матрика – универсальный каллиграфический прием, свидетельство развитости письма. (Сравните появление верхних дополнительных засечек в латинском и руническом письме).

б. Матрика – застывшая форма огласовки для обозначения краткого «а».

Из специальных знаков во многих индийских письменностях применяются следующие финалеграммы: висарга ः (буквально «выдох») - h ; анусвара ° -n ; знаки препозиции r- и постпозиции -r : प्र – prа ; र्प – rp а .

Буквы в индийском силлабарии располагаются с учетом места и способа образования по варгам (группам). Поэтому индийский силлабарии обычно представляется в виде таблицы, порядок букв, в которой определяется не традицией (как в семитскихалфавитах) и не магической практикой (как в руническом и огамическом алфавитах), а грамматическими соображениями. (В виде таблиц размещались буквыкорейскогоалфавита ияпонскогосиллабария, испытавших влияние индийской языковедческой традиции).

В индийском силлабарии 5 чистых варг. В шестую, нечистую варгу заключены последние 8 букв – это сонанты и спиранты. Порядок их следования друг за другом определен условно.

Буква «а» в некоторых силлабариях (тибетском, тайском, кхмерском, лаосском, бирманском) иногда включается в таблицу, как согласный. В них она обозначает отсутствие согласного (нулевую инициаль, а не звук «а» в чистом виде. В этих силлабариях гласная начала слога стала передаваться как буква «а» + огласовка (например,อ a , อิ i , อุu ) и не имеет самостоятельной графемы.

Индийские письменности можно классифицировать по нескольким принципам.

1 Этнический принцип

Современный ареал распространения индийского письма можно разделить на «индоарийский костяк» (гурмукхи, гуджарати, деванагари, бенгали, ория, сингали) и «инородную периферию» (тибетское, бирманское, кхмерское, тайское и др. письмена). Отличные от индоариев письменные народы образуют языковые семьи:дравидийскую, малайскую, тибето-бирманскую,мон-кхмерскую. Однако, редко когда можно применить этнический принцип для характеристики группы письменностей. Наиболее далеки от общеиндийской модели периферийные письменности тамили, тибетская и кхмерская. Современная грамматологическая ситуация в Южной Азии такова, что ядром индийской системы является письмо деванагари – наиважнейший представитель индоарийских письмен. Многообразие разновидностей неиндоарийских письменностей наблюдается только на Востоке Индии (на Западе – жесткое соприкосновение с ареалом арабского письма).

Малайские письменности, почти полностью вымершие, заменяются латиницей.

Индоарийские письменности образуют пятичленную схему: слабые придатки письма деванагари, которое ввиду экономического, демографического и некоторых, других факторов занимает центральное место в южноазиатском регионе и оказывает заметное давление на смежные письменности.

Обособление многих индоарийских письменностей не в последнюю очередь вызвано религиозным фактором. Так, письмо гурмукхи используют в основном сикхи, деванагари– индуисты, сингали – буддисты Тхеравады. Формированию оригинальных письменностей гуджарати и бенгали в немалой степени способствовали джайны и тантристы соответственно.

2. Географический принцип. Индийские письменности можно подразделить на северные (большей частью индоарийские), южные (дравидийскиеи малайские) и восточные, или индокитайские.

Северные силлабарии за редким исключением (например, письмо ория) характеризуются угловатостью очертаний и наличием матрики. К северной ветви относятся: гупта, тибетское, деванагари, кашмири, невари, бенгальское, ория, гуджарати, гурмукхи письмена.

Южные силлабарии отличаются округлыми и размашистыми формами, а также атрофированной метрикой. К ним относятся: грантха, каннада, телугу, малаяли, тамили. Письменности, обслуживающие малайские языки (чамское,кави, чаракан,бугийское,батакское,реджанг,лампонг?, а такжефилиппинскиеписьмена) образуют особую подгруппу. Они характеризуются простотой буквенных форм, граничащей с примитивностью. Подавляющее большинство восточных силлабариев является многорегистровым. В частности, в кхмерском итайскихязыках некоторые звуки с течением времени исчезли в произношении, что привело к избыточности букв силлабария. Это породило создание системы двух (в лао и тайской – трех) регистров, которая была использована для передачи более богатого, чем в санскрите вокализма. Здесь прямое соотношение между фонемой и графемой нарушено (дублетность одних графем и многозначность других). Кроме того, письменная система восточных силлабариев усложнена разросшейся системой диакритических знаков.

Формы букв характеризуются ломаными очертаниями и отсутствием матрики. Некоторые кхмерские графемы с 8 в. утяжеляются специфическим верхним элементом::,.

Письменности сингали и пали причисляют к восточным силлабариям формально: первая тяготеет скорее к южным силлабариям, обнаруживая с тамили структурное единство, а вторая – к северным.

Индийские письменности можно также условно разделить на островные (малайские, мальдивскоеи сингальское письмена) и континентальные (все остальные). Все островные письменности (кроме сингальской) были вытесненыарабскимили желатинскималфавитами.

Рассмотрим происхождение языков: когда то количество языков было небольшим. Это были так называемые «протоязыки». Со временем протоязыки начали распространяться по Земле, каждый из них стали родоначальником своей языковой семьи. Языковая семья это самая крупная единица классификации языка (народов и этносов) по признаку их языкового родства.

Далее родоначальники языковых семей распались на языковые группы языков. Языки, которые произошли от одной языковой семьи (то есть произошли от одного «протоязыка») называют «языковой группой». Языки одной языковой группой сохраняют много общих корней, имеют похожесть грамматического строя, фонетические и лексические совпадения. Сейчас насчитывается более 7000 языков из более чем 100 языковых семей языков.

Лингвисты установили более ста основных языковых семей языков. Предполагается что языковые семьи не связанны друг с другом, хотя имеется гипотеза о едином происхождении всех языков от единого языка. Основные языковые семьи приведены ниже.

Семья языков Число
языков
Всего
носителей
языка
%
от населения
Земли
Индоевропейская > 400 языков 2 500 000 000 45,72
Сино-тибетская ~ 300 языков 1 200 000 000 21,95
Алтайская 60 380 000 000 6,95
Австронезийская > 1000 языков 300 000 000 5,48
Австроазиатская 150 261 000 000 4,77
Афразийские 253 000 000 4,63
Дравидийская 85 200 000 000 3,66
Японская (японо-рюкюсская) 4 141 000 000 2,58
Корейская 78 000 000 1,42
Тай-кадайская 63 000 000 1,15
Уральская 24 000 000 0,44
Прочие 28 100 000 0,5

Как видно из списка ~45% населения Земли говорит на языках индоевропейской семьи языков.

Языковые группы языков.

Далее родоначальники языковых семей распались на языковые группы языков. Языки, которые произошли от одной языковой семьи (то есть произошли от одного «протоязыка») называют «языковой группой». Языки одной языковой группы имеют много совпадений в корнях слов, в грамматическом строе и фонетике. Имеется и более мелкое деление групп на подгруппы.


Индоевропейская семья языков - самая распространённая в мире языковая семья. Число носителей языков индоевропейской семьи превышает 2,5 млрд. человек, которые живут на всех обитаемых континентах Земли. Языки индоевропейской семьи произошли в результате последовательного распада индоевропейского праязыка, начавшегося порядка 6 тысяч лет назад. Таким образом все языки индоевропейской семьи происходят от единого праиндоевропейского языка.

Индоевропейская семья включает в себя 16 групп, включая 3 мертвые группы. Каждая группа языков может делиться на подгруппы и языки. В таблице, представленной ниже, не указаны более мелкое деление на подгруппы, а так же отсутствуют мертвые языки и группы.

Индоевропейская семья языков
Языковые группы Входящие языки
Армянская Армянский язык (восточноармянский, западноармянский язык)
Балтийская Латышский, Литовский
Германская Фризские языки (Западнофризский, Восточнофризский,Севернофризский языки), Английский язык , Шотландский (англо-шотландский) язык, Нидерландский язык, Нижненемецкий язык, Немецкий язык , Еврейский язык (идиш), Исландский язык, Фарерский язык, Датский язык, Норвежский язык (Ландсмол, Букмол, Нюнорск), Шведский язык (Шведское наречие в Финляндии, Сконское наречие), Гутнийский
Греческая Новогреческий язык, Цаконский язык, Итало-румейский язык
Дардская Глангали, Калаша, Кашмири, Кхо, Кохистани, Пашаи, Пхалура, Торвали, Шина, Шумашти
Иллирийская Албанский язык
Индоарийская Сингальский, Мальдивский, Хинди, Урду, Ассамский, Бенгальский, Бишнуприя-манипури, Ория язык, Бихарские языки, Панджаби, Лахнда, Гуджури, Догри
Иранская Осетинский язык, Ягнобский язык, Сакские языки, Язык пушту Памирские языки, Белуджский язык, Талышский язык, Бахтиярский язык, Курдский язык, Диалекты Прикаспия, Диалекты Центрального Ирана, Зазаки (язык заза, димли),Горани (гурани), Персидский язык (фарси), Хазарейский язык, Таджикский язык, Татский язык
Кельтская Ирландский язык (Ирландский гэльский), Гэльский язык (Шотландский гэльский), Мэнский язык, Валлийский, Бретонский, Корнский языки
Нуристанская Кати (камката-вири), Ашкун (ашкуну), Вайгали (калаша-ала),Трегами (гамбири), Прасун (васи-вари)
Романская Аромунский, Истрорумынский, Мегленорумынский, Румынский, Молдавский, Французский , Нормандский, Каталанский, Провансальский, Пьемонтский, Лигурский (современный), Ломбардский, Эмилиано-романьольский, Венетский, Истророманский, Итальянский , Корсиканский, Неаполитанский, Сицилийский, Сардинский, Арагонский, Испанский , Астурлеонский, Галисийский, Португальский , Мирандский, Ладино, Ретороманский, Фриульский, Ладинский
Славянская Болгарский язык, Македонский язык,Церковнославянский язык, Словенский язык,Сербско-хорватский язык (штокавский), Сербский язык (экавский и иекавский), Черногорский язык (иекавский), Боснийский язык, Хорватский язык (иекавский), Кайкавское наречие, Молизско-хорватский, Градищанско-хорватский, Кашубский, Польский, Силезский, Лужицкая подгруппа (Верхнелужицкий и Нижнелужицкий, Словацкий, Чешский, Русский язык , Украинский язык, Полесский микроязык, Русинский язык, Югославско-русинский язык, Белорусский язык

Классифиция языков объясняет причину сложности изучения иностранных языков. Носителю славянского языка, который относятся к славянской группе индоевропейской семьи языков, легче изучить язык славянской группы, чем язык другой группы индоевропейской семьи, такие как языки романской группы (французский) или германской группы языков (английский). Еще сложнее изучить язык другой языковой семьи, к примеру китайский язык, который не входит в индоевропейскую семью, а относится к сино-тибетской семье языков.

Выбирая иностранный язык для изучения, руководствуются практической, а чаще экономической стороной дела. Для получения хорошо оплачиваемой работы, выбирают в первую очередь такие востребованные языки, как английский или немецкий языки.

Аудиокурс VoxBook поможет вам в изучении английского языка

Дополнительные материалы по языковым семьям.

Ниже представленя основные языковые семьи и языки входящие в них. Индоевропейская языковая семья разобрана выше.

Сино-тибетская (китайско-тибетская) языковая семья.


Сино-тибетская - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает более 350 языков, говорящих более 1200 млн. чел. Китайско-тибетские языки делят на 2 группы, на китайскую и тибето-бирманскую.
● Китайскую группу образует китайский язык и его многочисленные диалекты, число носителей языка более 1050 млн. человек. Распространен в Китае и за его пределами. и миньские языки с числом носителей языка более 70 млн. человек.
● Тибето-бирманскую группа включает около 350 языков, с числом носителей около 60 млн. человек. Распространены в Мьянме (бывшая Бирма), Непале, Бутане, юго-западном Китае и северо-востоке Индии. Основные языки: бирманский (до 30 млн. говорящих), тибетский (более 5 млн.), каренские языки (более 3 млн.), манипури (более 1 млн.) и другие.


Алтайская (гипотетическая) языковая семья включает тюркскую, монгольскую и тунгусо-манчжурскую языковые группы. иногда включают Корейскую и Японо-рюкюскую языковые группы.
● Тюркская языковая группа - широко распространённых в Азии и Восточной Европе. Число говорящих более 167,4 млн человек. Делятся на следующие подгруппы:
・ Булгарская подгруппа: чувашский (мертвые - булгарский, хазарский).
・ Огузская подгруппа: туркменский, гагаузский, турецкий, азербайджанский (мертвые - огузский, печенежский).
・ Кыпчакская подгруппа: татарский, башкирский, караимский, кумыкский, ногайский, казахский, киргизский, алтайский, каракалпакский, карачаево-балкарский, крымско-татарский. (мертвые - половецкий, печенежский, золотоордынский).
・ Карлукская подгруппа: узбекский, уйгурский.
・ Восточно-хуннская подгруппа: якутский, тувинский, хакасский, шорский, карагасский. (мертвые - орхонский, древнеуйгурский.)
● Монгольская языковые группа включает несколько близкородственных языков Монголии, Китая, России и Афганистана. Включает современный монгольский (5,7 млн. чел.), халха-монгольский (халха), бурятский, хамниганский, калмыцкий, ойратский, шира-югурский, монгорский, баоаньско-дунсянский кластер, могольский язык - Афганистан, дагурский (дахурский) языки.
● Тунгусо-маньчжурские языковая группа родственные языки в Сибири (включая Дальний Восток), Монголии и севера Китая. Число носителей 40 - 120 тысяч человек. Включает две подгруппы:
・ Тунгусская подгруппа: эвенкийский, эвенкский (ламутский), негидальский, нанайский, удэйский, ульчский, орочский, удэгейский.
・ Маньчжурская подгруппа: маньчжурский.


Языки австронезийской языковой семьи распространены в Тайване, Индонезия, Явы - Суматры, Бруней, Филиппины, Малайзия, Восточный Тимор, Океании, Калимантана и Мадагаскара. Это одна из крупнейших семей (число языков свыше 1000, число говорящих свыше 300 мил. чел.). Делятся на следующие группы:
● западные австронезийские языки
● языки восточной Индонезии
● океанийские языки

Афразийская (или семито-хамитская) языковая семья.


● Семитская группа
・ Северная подгруппа: айсорский.
・ Южная группа: арабский; амхарский и др.
・ мертвые: арамейский, аккадский, финикийский, хананейский, древнееврейский (иврит).
・ иврит (возрожден государственный язык Израиля).
● Кушитская группа: галла, сомали, беджа.
● Берберская группа: туарег, кабил и др.
● Чадская группа: хауса, гвандараи др.
● Египетская группа (мертвая): древнеегипетский, коптский.


Входят языки доиндоевропейского населения полуострова Индостан:
● Дравидийская группа: тамильский, малалаям, каннара.
● Группа андхра: телугу.
● Центральноиндийская группа: гонди.
● Язык брахуи (Пакистан).

Японо-рюкюская (японская) семья языков распространены на Японском архипелаге и на островах Рюкю. японский - это изолированный язык, который иногда относят к гипотетической Алтайской семье. В состав семьи входят:
японский язык и диалекты.


Корейская языковая семья представлена одним единственным языком - корейским. Корейский - это изолированный язык, который иногда относят гипотетической Алтайской семье. В состав семьи входят:
・японский язык и диалекты.
・рюкюские языки (амами-окинавский, сакисимский и йонагунский язык).


Тай-кадайския (тайско-кадайская, дун-тайская, паратайская) семья языков, распространена на полуострове Индокитай и в прилегающих районах Южного Китая.
●языки ли (хлай (ли) и цзямао)Тайские языки
・северная подгруппа: северные диалекты чжуанского языка, буи, сэк.
・центральная подгруппа: тай (тхо), нунг, южные диалекты чжуанского языка.
・юго-западная подгруппа: тайский (сиамский), лаосский, шанский, кхамти, ахомский язык, языки черных и белых тай, юан, лы, кхын.
●Дун-шуйские языки: дун, шуй, мак, тхен.
●Бе
●Кадайские языки: лакуа, лати, языки гэлао (северный и южный).
●языки ли (хлай (ли) и цзямао)


Уральские языковая семья, включает две группы - финно-угорскую и самодийскую.
●Финно-угорская группа:
・прибалтийско-финская подгруппа: финский, ижорский, карельский, вепсский языки, эстонский, водский, ливский языки.
・волжская подгруппа: мордовская язык, марийский язык.
・пермская подгруппа: удмуртский, коми-зырянский, коми-пермяцкий и коми-язьвинский языки.
・угорская подгруппа: хантыйский и мансийский, а также венгерский языки.
・саамская подгруппа: языки на которых говорят саамы.
●Самодийские языки традиционно делятся на 2 подгруппы:
・северная подгруппа: ненецкий, нганасанский, энецкий языки.
・южная подгруппа: селькупский язык.

Представлена в России всего одним народом - цыганами (152,9 тыс. чел.). Цыгане делятся на многочисленные этнографические группы, а цыганский язык име ет несколько диалектов. Самая крупная группа - русская рома, а среди других этнографических групп цыган можно назвать довари, еэлдэлари, синт, кишиневцев и др. Цыганское население живет дисперсно в "северо- западных, северных, центральных и восточных областях Европейской России, а также в Сибири, на Алтае.

Согласно переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало 262 тыс. цыган, но действительная цифра ближе к 600 тыс. Эта разница возникла из-за того, что многие цыгане до сих пор ведут кочевой образ жизни, затрудняющий точную оценку их численности; кроме того, родители часто регистрируют своих детей не как цыган. Согласно переписям, численность цыган за последние полвека более чем утроилась, несмотря на гибель многих тысяч на территориях, занятых немцами во время второй мировой войны, поскольку по немецкой расовой классификации кочевые цыгане относились к евреям.

Большинство цыган бывшего СССР сейчас проживает в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. Они мигрировали сюда двумя волнами. Первая волна двигалась с юга через Балканы в ХУ-ХУ1 вв., вторая - через Германию и Польшу в ХУ1-ХУП вв. Цыганский язык произошел от индоарийской ветви индоевропейской языковой семьи, хотя диалекты цыганского языка несут на себе отпечаток языка страны проживания. Из-за того что большая часть цыган прошла через Византию, их язык, «ром», несет на себе следы сильного балканского влияния. Хотя цыгане живут в общинах и широко рассеяны по многим странам мира, они повсюду успешно сопротивляются языковой ассимиляции.

Перед революцией цыгане в основном занимались торговлей лошадьми (мужчины) и гаданием на картах (женщины), а также были кузнецами, пастухами, лесорубами. Большинство цыган кочевали, но те из них, которые регулярно посещали крестьянские рынки и праздники, жили в столицах, где выступали как певцы, скрипачи и танцовщики.

Из-за того что у цыган нет рабочих традиций, для советских властей оказалось большой проблемой включить их в экономику. Все чисто цыганские колхозы, образованные в ходе коллективизации, вскоре распались, и даже в тех хозяйствах, где цыгане были смешаны с представителями других национальностей, их не удавалось удержать на одном месте. Тем не менее многие из них работают, отдают детей в школы, пользуются медицинской помощью и держат свои вклады в банках. Но большинство цыган многие десятилетия упорно сопротивляются попыткам устроить их на постоянную работу. И хотя указ Верховного Совета 1956 г. квалифицировал кочевую жизнь цыган как преступление, за которое они наказывались исправительно-трудовыми работами, даже эта мера не оказала значительного воздействия на их образ жизни.

Наиболее заметно цыганское влияние в российской музыкальной культуре. Мода на цыганские песни началась в конце XVIII в., когда фаворит Екатерины II Григорий Орлов привез цыганский хор из Молдавии для выступления перед императрицей, и в течение следующего XIX в. цыганские певцы, танцовщицы и музыканты оставались наиболее популярными исполнителями в дворянских домах и столичных ресторанах. Но на самом деле цыганский романс, наиболее известный жанр цыганской песни, - русское изобретение, не имеющее корней в народной традиции. После революции цыганские труппы стали критиковать как искусственное порождение старой аристократической культуры, но с конца 1920-х годов цыгане получили возможность развивать свою собственную культуру- выпускать журналы и школьные учебники на цыганском языке. Впрочем, это разрешение действовало недолго, и с конца войны вплоть до 1970-х годов публикации на цыганском языке не появлялись.

Источник: Ю. П. ПЛАТОНОВ. Народы мира в зеркале геополитики (структура, динамика, поведение): Учеб. пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, . - 432 с.. 2000 {original}

Еще по теме Индоарийская группа:

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Текст фокус-группы. Обсуждается принадлежность зачитанных групповых характеристик к той или иной этнической группе

ИНДИЙСКИЕ (ИНДОАРЙЙСКИЕ) ЯЗЫКИ - группа генетически родственных языков, восходящих к древнеиндийскому языку и вместе с дардскими языками и иранскими языками к индоиранской языковой общности, входящей в индоевроп. семью языков (см. Индоиранские языки, Индоевропейские языки). И. (и.) я. распространены в сев. и центр. Индии [хинди, урду, бенгали, панджаби, маратхи, гуджарати, ория, ассами (ассамский), синдхи и др.], Пакистане (урду, панджаби, синдхи), Бангладеш (бенгали), Шри-Ланке (сингальский - на Ю. острова), Мальдивской Республике (мальдивский), Непале (непали); за пределами этого региона - цыганский и парья (диалект на терр. СССР в Гиссар-ской долине Таджикистана). Общее число говорящих 770 млн. чел. На 3. и С.-З. И. (и.) я. граничат с иранскими (белуджский, пушту) и дардскими языками, на С. и С.-В.- с тибетскими и гималайскими, на В.- с рядом тибето-бирм. и мон-кхмер. языков, на Ю.- с дравидийскими (телугу, каннада). В Индии в массив И. (и.) я. вкраплены языковые островки др. лингвистич. групп (мунда, мон-кхмер, дравидийские и др.).
Древнейший период развития И. (и.) я. представлен ведийским яз. (языком культа, функционировавшим условно предположительно с 12 в. до и. э.) и санскритом в нескольких его лит. разновидностях (эпическим -3-2 вв. до и. э., эпиграфическим - первые века н.э., клас-сич. санскритом - расцвет 4-5 вв. н. э.). Отд. индоарийские слова, принадлежащие диалекту, отличному от ведийского (имена богов, царей, коневодч. термины), засвидетельствованы начиная с 15 в. до н. э. в т. наз. мптанннйском арийском в документах из Малой и Передней Азии.
Для др.-инд. состояния иа фонетико-фонологич. уровне характерно наличие классов смычных шумных придыхательных и церебральных фонем (сохранившихся с нек-рымп изменениями вплоть до совр. состояния), фонологич. противопоставление простых гласных по долготе/краткости в слогах любого типа, допустимость согласного исхода слова наряду с гласным, наличие многочисл. сочетаний согласных, особенно сложных, в середине слова. В основе др.-инд. морфологии лежит система качеств, чередований гласного в корне и в суффиксе. Языку свойствен развитый синтетич. строй. Грамматич. значения передаются сочетанием многочисл. типов основ имени в глагола с той или иной серией окончаний. Имя имеет 8 падежей, 3 числа, глагол - 3 лица, 3 числа, 6-7 времен, 4-6 наклонений, 3 залога. Парадигма глагола представлена ми. десятками личных флективных форм. В словообразовании продуктивны префиксация и суффиксация, причем ряд суффиксов требует определ. ступени чередования корневого гласного. Морфологич. структура слова предельно ясна. В синтаксисе при преимущественном конечном положении глагольного сказуемого и препозитивности определения порядок слов свободный.
Ср.-инд. период развития И. (и.) я. представлен многочисл. языками и диалектами, бывшими в употреблении в устной, а затем и в письм. форме к сер. 1-го тыс. до н. э. Из них наиболее архаичен пали (язык буддийского Канона), за к-рым следуют пракриты (более архаичны пракриты надписей) и апаб-храиша (диалекты, сложившиеся к сер. 1-го тыс. н. э. в результате развития пракритов и являющиеся переходным звеном к новоинд. языкам). Для ср.-инд. состояния по сравнению с др.-индийским на фонетико-фонологич. уровне характерны резкие ограничения на сочетания согласных, отсутствие консонантного исхода слова, изменение интервокальных смычных, появление назализованных гласных фонем, усиление ритмич. закономерностей в слове (гласные противопоставляются по долготе/краткости только в открытых слогах). В результате этих фоне-тич. изменений утрачивается ясность морфемной структуры слова, исчезает система качественных морфонологич. чередований гласных и ослабевает различит, сила флексии. В морфологии проявляются тенденции к унификации типов склонения, к смешению именного и местоименного склонения, к сильному упрощению падежной парадигмы и развитию системы послелогообразных служебных слов, к исчезновению целого ряда глагольных категорий и сужению сферы употребления личных форм (начиная с пракритов в функции личных форм глагола в прош. вр. употребляются только причастия). В синтаксисе появляется ряд дополнит, ограничений, приведших к большей стандартизации структуры предложения.
Новоинд. период в развитии И. (и.) я. начинается после 10 в. Он представлен приблизительно двумя десятками крупных языков н большим кол-вом диалектов, иногда весьма отличающихся друг от друга. Классификация совр. И. (и.) я. предложена в 80-х гг. 19 в. А. Ф. Р. Хёрнле и лингвистически разработана в 20-х гг. 20 в. Дж. А. Грирсоном. В ее основе лежит различение «внешних» (периферийных) языков, обладающих рядом общих черт, и «внутренних», где соотв. черты отсутствуют (предполагается, что это деление отражает соответственно раннюю и позднюю волну миграции арийских племен в Индию, шедших с северо-запада). «Внешние» языки делятся на сев.-западные [лахнда (ленди), синдхи], южные (маратхи) и восточные (ория, бихари, бенгали, ассамский) подгруппы. «Внутренние» языки членятся на 2 подгруппы: центральную (зап. хинди, панджаби, гуджарати, бхи-ли, кхандеши, раджастхани) н пахари (вост. пахари - непали, центр, пахари, зап. пахари). В состав промежуточной подгруппы входит вост. хинди. Инд. лингвисты чаще следуют классификации С. К. Чаттерджи, отказавшегося от различения «внешних» и «внутренних» языков и подчеркнувшего сходство языков, занимающих смежные ареалы. По этой классификации, не противоречащей, по сути дела, грирсоновской, выделяются
сев., зап., вентр., вост. и юж. подгруппы. Особое место занимает цыган, яз., обнаруживающий ряд общих черт с языками сев.-зап. Индии и Пакистана. И. (и.) я. за пределами Индии (цыган, яз. в разных странах, диалект парья в Таджикистане, сингальский яз. на Шри-Ланке, мальдивский яз. в Мальдивской Республике) обнаруживают значит, влияние иноязычных систем.
Совр. И. (и.) я. объединяются рядом общих особенностей, к-рые в известной степени объясняются дальнейшим развитием тенденций, свойственных пракритам, и наличием межъязыковых контактов, приводящих к образованию разл. языковых союзов. Фонологич. системы этих языков насчитывают от 30 до 50 и более фонем (число фонем постепенно уменьшается в языковых ареалах с северо-запада на юго-восток). В целом для общеинд. фонологич. модели характерно наличие согласных придыхательного и церебрального рядов. Наиболее распространенная модель консонантизма включает 5 четырехугольников: к-g, kh-gh; с-j, ch- jh; t-d, th-dh; t-d, th-dh; p-b, ph- bh (хинди, ория, бенгали, непали, маратхи и синдхи - в последних двух языках общая модель представлена в разросшемся виде: в маратхи за счет аффрикат, в синдхи за счет имплозивных). В панджаби это не четырех-, а трехчленное противопоставление (к-g-kh и т. д., как в дард-ских), в сингальском и мальдивском - двоичное (k-gHT. д., как в тамильском), в ассамском модель та же четырехчленная, но нет квадратов церебральных и палатальных. Оппозиция придыхательности у звонких согласных трактуется в ряде совр. И. (и.) я. на грани ингерентной и просодической (в панджаби, ленди, диалектах зап. пахари и вост. бенгалв это просодич. оппозиция тонов). В большинстве языков (кроме маратхи, сингальского и мальдивского) для гласных фоноло-гична оппозиция назальности, противопоставление по долготе/краткости не фо-нологично (кроме сингальского и мальдивского). Для совр. И. (и.) я. в целом характерно отсутствие начального сочетания согласных фонем.
В области морфологии совр. И. (и.) я. представляют разные стадии последоват. процессов: утрата старой флексии - выработка аиалитич. форм - создание на их базе новой агглютинативной флексии или новой сиитетич. флексии, выражающей меньший круг значений, чем старая флексия. На основании типологич. изучения морфологич. строя совр. И. (и.) я. Г. А. Зограф делит их на 2 типа: «западный» и «восточный». В «зап.» типе грамматич. значения передаются флективными и аналитич. показателями, причем вторые наращиваются ва первые, образуя двухъ- и трехъярусные системы формантов (у имен - косвенная основа + послелоги, первичные и производные; у глагола - сочетание причастий или отглагольных имен с вспомогат. глаголами, первичными и вторичными). В «вост.» типе эти значения передаются преимущественно агглютинативными показателями, на к-рые могут наращиваться аналитические, напр. у имен - основа (= прямому падежу) + [аффикс определенности или множественности] + аффикс падежа + [послелог]; у глаголов - основа (= корню) + аффикс времени + аффикс лица. В «зап.» типе есть грамматич. категория рода, включающая обычно два рода, реже - три (маратхи, гуджарати), в «восточном» такой категории нет. В «зап.» типе прилагательные делятся на 2 подкласса: изменяемые и
невзменяемые, в «восточном» они всегда неизменяемы.
В синтаксисе для совр. И. (и.) я. характерно фиксированное положение глагола (в конце предложения) и связанных с ним слов, широкое распространение служебных слов (в «зап.» типе - послелоги, в «вост.» типе -особые частицы). Для «зап.» типа характерно развитие эргативной или разных вариантов эрга-тивообразной конструкции; «вост. > типу они несвойственны.
В лексике совр. И. (и.) я. принято различать слова тадбхава (букв.- «происходящий от него», т. е. от санскрита) - осн. ядро исконных, незаимствованных слов, прошедших через пракриты к совр. состоянию; татсама (букв.- «подобный ему», т. е. санскриту) - заимствования из санскрита, дешья (букв.- «местный») - слова, не имеющие санскрит, источника, диалектизмы др.-инд. периода, заимствования из неарийских языков Индии. Среди внеш. заимствований выделяются арабские, персидские, английские и др.
В разных местах ареала, занимаемого совр. И., (и.) я., на общую модель накладываются местные особенности. Отчетливо противопоставляются на всех уровнях вост.-инд. языки и более раздробленная группа языков, условно иаз. зап.-индийской. Черты языкового союза объединяют нек-рые И. (и.) я. с дравидийскими: сингальский с тамильским, маратхи с каннада. Синдхи, панджаби, пахари обнаруживают ряд общих черт с др. языками «гималайского» языкового союза, в частности с дардскими и тибетскими.

Представлена в России всего одним народом - цы­ганами (152,9 тыс. чел.). Цыгане делятся на многочис­ленные этнографические группы, а цыганский язык имеет несколько диалектов. Самая крупная группа- рус­ская рома, а среди других этнографических групп цыган можно назвать ловари, еэлдэлари, синт, кишиневцев и др. Цыганское население живет дисперсно в северо­западных, северных, центральных и восточных областях Европейской России, а также в Сибири, на Алтае.

Согласно переписи населения 1989 г., в Советском Союзе проживало 262 тыс. цыган, но действительная цифра ближе к 600 тыс. Эта разница возникла из-за того, что многие цыгане до сих пор ведут кочевой образ жиз­ни, затрудняющий точную оценку их численности; кроме того, родители часто регистрируют своих детей не как цыган. Согласно переписям, численность цыган за по­следние полвека более чем утроилась, несмотря на ги­бель многих тысяч на территориях, занятых немцами во время второй мировой войны, поскольку по немецкой расовой классификации кочевые цыгане относились к евреям.

Большинство цыган бывшего СССР сейчас прожива­ет в России, Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. Они мигрировали сюда двумя волнами. Первая волна двигалась с юга через Балканы в XV-XVI вв., вторая - через Германию и Польшу в XV1-XVII вв. Цыганский язык произошел от индоарийской ветви индоевропей­ской языковой семьи, хотя диалекты цыганского языка несут на себе отпечаток языка страны проживания. Из-за того что большая часть цыган прошла через Византию, их язык, «ром», несет на себе следы сильного балканско­го влияния. Хотя цыгане живут в общинах и широко рас­сеяны по многим странам мира, они повсюду успешно сопротивляются языковой ассимиляции.

Перед революцией цыгане в основном занимались торговлей лошадьми (мужчины) и гаданием на картах

(женщины), а также были кузнецами, пастухами, лесору­бами. Большинство цыган кочевали, но те из них, кото­рые регулярно посещали крестьянские рынки и праздни­ки, жили в столицах, где выступали как певцы, скрипачи и танцовщики.

Из-за того что у цыган нет рабочих традиций, для советских властей оказалось большой проблемой вклю­чить их в экономику. Все чисто цыганские колхозы, об­разованные в ходе коллективизации, вскоре распались, и даже в тех хозяйствах, где цыгане были смешаны с пред­ставителями других национальностей, их не удавалось удержать на одном месте. Тем не менее многие из них работают, отдают детей в школы, пользуются медицин­ской помощью и держат свои вклады в банках. Но боль­шинство цыган многие десятилетия упорно сопротивля­ются попыткам устроить их на постоянную работу. И хотя указ Верховного Совета 1956 г. квалифицировал кочевую жизнь цыган как преступление, за которое они наказывались исправительно-трудовыми работами, даже эта мера не оказала значительного воздействия на их об­раз жизни.

Наиболее заметно цыганское влияние в российской музыкальной культуре. Мода на цыганские песни нача­лась в конце XV11I в., когда фаворит Екатерины II Григо­рий Орлов привез цыганский хор из Молдавии для вы­ступления перед императрицей, и в течение следующего XIX в. цыганские певцы, танцовщицы и музыканты оста­вались наиболее популярными исполнителями в дворян­ских домах и столичных ресторанах. Но на самом деле цыганский романс, наиболее известный жанр цыганской песни, - русское изобретение, не имеющее корней в на­родной традиции. После революции цыганские труппы стали критиковать как искусственное порождение старой

аристократической культуры, но с конца 1920-х годов цыгане получили возможность развивать свою собствен­ную культуру- выпускать журналы и школьные учеб­ники на цыганском языке. Впрочем, это разрешение дей­ствовало недолго, и с конца войны вплоть до 1970-х го­дов публикации на цыганском языке не появлялись.

Тюркская группа

Около 90% тюркских народов бывшего СССР при­надлежат к исламской вере. Большая их часть населяет Казахстан и Среднюю Азию. Остальные мусульмане-тюрки живут в Поволжье и на Кавказе. Из тюркских на­родов не были затронуты исламом только гагаузы и чу­ваши, живущие в Европе, а также якуты и тувинцы, жи­вущие в Азии. Общих физических особенностей у тюр­ков нет, и объединяет их только язык.

Поволжские тюрки - татары, чуваши, башкиры - находились под длительным влиянием славянских пере­селенцев, и сейчас их этнические районы не имеют чет­ких границ. Туркмены и узбеки испытали на себе влия­ние персидской культуры, а киргизы - длительное воз­действие монголов. Некоторые кочевые тюркские наро­ды понесли значительные потери в период коллективи­зации, насильственно прикрепившей их к земле.

В Российской Федерации народы этой языковой группы составляют второй по численности «блок». Все тюркские языки весьма близки между собой, хотя обыч­но в их составе выделяется несколько ветвей: кыпчак-ская, огузская, булгарская, карлукская и т. д.

Татары (5522 тыс. чел.) сосредоточены в основном в Татарии (1765,4 тыс. чел.), Башкирии (1120,7 тыс. чел.),

Удмуртии (110,5 тыс. чел.), Мордовии (47,3 тыс. чел.), Чувашии (35,7 тыс. чел.), Марий-Эл (43,8 тыс. чел.), од­нако дисперсно проживают во всех регионах Европей­ской России, а также в Сибири и на Дальнем Востоке. Татарское население делится на три основные этнотер-риториальные группы: волго-уральских, сибирских и ас­траханских татар. Татарский литературный язык сфор­мировался на основе среднего, но при заметном участии западного диалекта. Выделяется особая группа крымских татар (21,3 тыс. чел.; на Украине, в основном в Крыму, около 270 тыс. чел.), говорящих на особом, крымско-татарском, языке.

Башкиры (1345,3 тыс. чел.) проживают в Башкирии, а также в Челябинской, Оренбургской, Пермской, Сверд­ловской, Курганской, Тюменской областях и в Средней Азии. Вне Башкирии в РФ живет 40,4% башкирского на­селения, а в самой Башкирии этот титульный народ со­ставляет третью по численности, после татар и русских, этническую группу.

Чуваши (1773,6 тыс. чел.) в языковом отношении представляют особую, булгарскую, ветвь тюркских язы­ков. В Чувашии численность титульного населения со­ставляет 907 тыс. чел., в Татарии- 134,2 тыс. чел., в Башкирии- 118,6 тыс. чел., в Самарской области- 117,8 тыс. чел., в Ульяновской области - 116,5 тыс. чел. Однако в настоящее время чувашский народ обладает относительно высокой степенью консолидации.

Казахи (636 тыс. чел., общая численность в мире бо­лее 9 млн. чел.) делились на три территориальных коче­вых объединения: Семиречье - Старший Жуз (улы жуз), Центральный Казахстан - Средний Жуз (орта жуз), За­падный Казахстан - Младший Жуз (киши жуз). Жузо-вая структура казахов сохранилась до сих пор.

Азербайджанцы (в РФ 335,9 тыс. чел., в Азербай­джане 5805 тыс. чел., в Иране около 10 млн. чел., всего в мире около 17 млн. чел.) говорят на языке огузской ветви тюркских языков. Азербайджанский язык делится на восточную, западную, северную и южную диалектные группы. По большей части азербайджанцы исповедуют ислам шиитского толка, и лишь на севере Азербайджана распространен суннизм.

Гагаузы (в РФ 10,1 тыс. чел.) проживают в Тюмен­ской области, Хабаровском крае, Москве, С.-Петербурге;

большинство гагаузов живут в Молдавии (153,5 тыс. чел.) и на Украине (31,9 тыс. чел.); отдельные группы - в Болгарии, Румынии, Турции, Канаде и Бразилии. Гага­узский язык относится к огузской ветви тюркских язы­ков. Считают родным гагаузский язык 87,4% гагаузов. По вероисповеданию гагаузы православные.

Турки-месхетинцы (9,9 тыс. чел. в РФ) живут также в Узбекистане (106 тыс. чел.), Казахстане (49,6 тыс. чел.), Киргизии (21,3 тыс. чел.), Азербайджане (17,7 тыс. чел.). Общая численность в бывшем СССР - 207,5 тыс. чел., говорят на турецком языке.

Хакасы (78,5 тыс. чел.)- коренное население Рес­публики Хакасия (62,9 тыс. чел.), живут также в Туве (2,3 тыс. чел.), Красноярском крае (5,2 тыс. чел.).

Тувинцы (206,2 тыс. чел., из них в Туве 198,4 тыс. чел.). Проживают также в Монголии (25 тыс. чел.), Китае (3 тыс. чел.). Общая численность тувинцев- 235 тыс. чел. Они делятся на западных (горно-степные районы западной, центральной и южной Тувы) и восточных, или тувинцев-тоджинцев (горно-таежная часть северо-вос­точной и юго-восточной Тувы).

Алтайцы (самоназвание алтай-кижи) - коренное на­селение Республики Алтай. В РФ проживает 69,4 тыс.

чел., в том числе в Республике Алтай - 59,1 тыс. чел. Их общая численность- 70,8 тыс. чел. Существуют этно­графические группы северных и южных алтайцев. Ал­тайский язык распадается на северные (туба, кумандин-ский, ческанский) и южные (алтай-кижи, теленгит) диа­лекты. Большая часть верующих алтайцев- православ­ные, есть баптисты и др. В начале XX в. среди южных алтайцев распространился бурханизм - разновидность ламаизма с элементами шаманизма. При проведении пе­реписи 1989 г. 89,3% алтайцев назвали свой язык род­ным, а 77,7% указали на свободное владение русским языком.

Телеуты в настоящее время выделяются в отдельный народ. Они говорят на одном из южных диалектов алтай­ского языка. Их численность составляет 3 тыс. чел., при­чем большинство (около 2,5 тыс. чел.) живут в сельской местности и городах Кемеровской области. Основная часть верующих телеутов - православные, но среди них распространены и традиционные религиозные представ­ления.

Чулымцы (чулымские тюрки) проживают в Томской области и Красноярском крае в бассейне р. Чулым и ее притоков Яи и Кии. Численность - 0,75 тыс. чел. Ве­рующие чулымцы - православные христиане.

Узбеки (126,9 тыс. чел.) живут диаспоризованно в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге и в областях Сибири. Общая численность узбеков в мире достигает 18,5 млн. чел.

Киргизы (в РФ около 41,7 тыс. чел.) - основное на­селение Киргизии (2229,7 тыс. чел.). Живут также в Уз­бекистане, Таджикистане, Казахстане, Синьцзяне (КНР), Монголии. Общая численность киргизского населения мира превышает 2,5 млн. чел.

Каракалпаки (6,2 тыс. чел.) в Российской Федерации живут главным образом в городах (73,7%), хотя в Сред­ней Азии они составляют преимущественно сельское на­селение. Общая численность каракалпаков превышает 423,5 тыс. чел., из них в Узбекистане проживают 411,9 тыс. чел.

Карачаевцы (150,3 тыс. чел.)- коренное население Карачая (в Карачаево-Черкесии), где проживает большая их часть (свыше 129,4 тыс. чел.). Карачаевцы живут так­же в Казахстане, Средней Азии, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево-балкарском языке.

Балкарцы (78,3 тыс. чел.) - коренное население Ка­бардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казах­стане и Киргизии. Общая их численность достигает 85,1 тыс. чел. Балкарцы и родственные им карачаевцы - мусул ьмане-сун ниты.

Кумыки (277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс. чел., в Чечено-Ингушетии- 9,9 тыс. чел., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел.; общая численность- 282,2 тыс. чел.)- коренное население Кумыкской рав­нины и предгорий Дагестана. В большинстве своем (на 97,4%) сохранили родной язык - кумыкский.

Ногайцы (73,7 тыс. чел.) расселены в пределах Даге­стана (28,3 тыс. чел.), Чечни (6,9 тыс. чел.) и Ставро­польского края. Живут также в Турции, Румынии и неко­торых других странах. Ногайский язык распадается на караногайский и кубанский диалекты. Верующие ногай­цы - мусульмане-сунниты.

Шорцы (самоназвание шор) достигают численности 15,7 тыс. чел. Шорцы- коренное население Кемеров­ской области (Горной Шории), живут также в Хакасии и Республике Алтай. Верующие шорцы - православные христиане.

Поделиться