Артур шопенгауэр - биография, информация, личная жизнь. Артур Шопенгауэр: «великий пессимист» с чувством юмора

Испытавшие влияние:

Один из самых известных мыслителей иррационализма , мизантроп . Тяготел к немецкому романтизму , увлекался мистикой , изучал философию Иммануила Канта и философские идеи Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишады , а также стоиков - Эпиктета , Овидия , Цицерона и других, критиковал своих современников Гегеля и Фихте . Называл существующий мир, в противоположение софистическим , как он сам выражался, измышлениям Лейбница , - «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма » .

Основной философский труд - «Мир как воля и представление» (1819), комментированием и популяризацией которого Шопенгауэр занимался до самой своей смерти.

Произведённый Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию (именно он впервые употребил этот термин) и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше , Рихарда Вагнера , Людвига Витгенштейна , Эрвина Шрёдингера , Альберта Эйнштейна , Зигмунда Фрейда , Отто Ранка , Карла Юнга , Льва Толстого и Хорхе Луиса Борхеса .

Биография

Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр, был образованным человеком, ценителем европейской культуры. Часто ездил по торговым делам в Англию и Францию. Его любимым писателем был Вольтер . Мать Артура, Иоганна , была моложе своего мужа на 20 лет. Она была писательницей и хозяйкой литературного салона.

В 9 лет отец увёз Артура во Францию и оставил в Гавре на 2 года, в семье знакомого.

Свободно владел немецким, латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками.

Больше всего времени проводил в кабинете своей двухкомнатной квартиры, где его окружали бюст Канта, портреты Гёте , Декарта и Шекспира , бронзовая позолоченная тибетская статуя Будды, шестнадцать гравюр на стенах с изображением собак .

Шопенгауэр, как и многие другие философы, много времени проводил за чтением книг: «Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние…». В его библиотеке было 1375 книг. Однако Шопенгауэр весьма критически относился к чтению - в своём произведении «Parerga und Paralipomena» он писал, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения заимствует чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы додумался до них сам, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает черпать идеи из внешних источников, а не из собственной головы. Шопенгауэр с презрением относится к «философам» и «учёным», деятельность которых в основном состоит из цитирования и исследования книг (чем, например, известна схоластическая философия) - он выступает за самостоятельное мышление .

Из книг у Шопенгауэра наибольшей любовью пользовались Упанишады в переводе с санскрита на латынь .

Философские идеи

Теоретические источники идей Шопенгауэра - философия Платона , трансцендентальная философия Канта и древнеиндийские трактаты Упанишады . Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур. Трудность этого синтеза в том, что западный стиль мышления - рационален, а восточный - иррационален. Иррациональный стиль мышления носит ярко выраженный мистический характер, то есть основан на вере в существование не подчиняющихся неподготовленному разуму сил, управляющих жизнью. Эти теории объединяет присутствующая в античной мифологии идея о том, что мир, в котором мы живем, не является единственной реальностью, что существует другая реальность, которая не постигается разумом и наукой, но без учета влияния которой становится противоречивой наша собственная жизнь.

Опираясь на учение Канта, Шопенгауэр пишет:

Кантовский идеализм показывает, что весь материальный мир с его телами, протяженными в пространстве и находящимися посредством времени в отношении причинности друг к другу, и всем с этим связанным, не есть нечто существующее независимо от нашего интеллекта, но имеет свои основные предпосылки в функциях нашего мозга, за счёт которых только и возможен такой объективный порядок вещей, поскольку время, пространство и причинность, на которых основаны все реальные и объективные процессы, сами есть не что иное, как функции мозга.

Поэтому есть мир, как он есть на самом деле, и есть мир, как он нам видится. Но это нельзя понимать как «вся мировая наука есть иллюзия». И этому Шопенгауэр даёт пояснение:

Ничто не истолковывается на протяжении столь долгого времени и вопреки всем объяснениям столь неправильно, как идеализм, ибо его понимают так, будто он отрицает эмпирическую реальность внешнего мира. … Непосредственно сознаваемое ограничено пределами кожи или, точнее, самыми крайними окончаниями исходящих из церебральной системы нервов. За этими пределами лежит мир, о котором мы знаем только посредством образов в нашем мозгу. Вопрос в том, соответствует ли и насколько соответствует этим образам мир, существующий независимо от нас.

Шопенгауэр предлагает синтезировать рациональное и интуитивное мышление, так как это единые составляющие человеческого познания. Кроме внешнего опыта и основанного на нём рационального познания существует внутренний опыт, причем интуитивное познание возникло раньше логического, поэтому разум должен основываться на интуиции и должен быть дополнен ею.

Чем же является нам мир в интуиции? Наряду со всеми законами природы и общественной жизни, за ними, мы воспринимаем мир, прежде всего, как некое единство, обладающее особенностью: как мир в целом, так и любой его фрагмент, процесс, частица, каким бы законам они ни подчинялись, - всем им присуще вечное и постоянное движение и изменение, то есть вечная вибрация (постоянное движение), которую Шопенгауэр называет «мировой волей».

«Именно в интуиции нам является сущность бытия как мировая воля, как единое метафизическое начало мира, которое раскрывает себя в многообразии случайных проявлений».

Мировая воля есть некая сила, некое движение, творящее все вещи и процессы. Иногда, в некоторых нам непонятных случаях, эти процессы приобретают направленный, последовательный характер. Так происходит тогда, когда воля предстаёт перед оком познания. Так, в зависимости от степени сознательности, мы фиксируем четыре основных ступени проявления «мировой воли»: силы природы, растительный мир, животное царство и, собственно, человек, единственный из всех одарённый способностью к абстрактному представлению в понятиях:

  • силы природы (тяготение, магнетизм) - слепое, бесцельное и совершенно бессознательное, лишённое всякого познания стремление.
  • растительный мир, представляющий уже более ясное обнаружение воли, в котором хотя и отсутствует способность к наглядному представлению, отсутствует, собственно говоря, познание, - уже отличается от предыдущей ступени наличием чувствительности, например, к холоду или свету, - неким подобием мира представления. Растительный мир всё ещё слепой, но уже более сознательный для познающих существ (человека), более понятное обнаружение воли.
  • Животное царство, представители которого имеют способность к интуитивному, ограниченному животной натурой, представлению реальности: это далеко от сознательности человека, но уже даёт право заключить о том, что животное обладает рассудком, то есть способностью к познанию причинно-следственной связи явлений, есть величайший прогресс на пути эволюции. В отличие от растений животное уже способно видеть, ощущать и активно действовать в окружающем его мире.

На этой ступени уже более ясен характер воли и её противоречивость: каждое животное существует за счёт пожирания другого животного и, оставляя потомство, спешит, переродившись в своём потомстве, к бесконечному повторению того же.

  • Человек как высшая ступень объективации воли - единственный, благодаря отвлечённому мышлению, получает возможность действительно осмыслить себя и свои стремления, осознать свою смертность, трагичность своего бытия: он видит и уже вполне ясно понимает, насколько он вообще отстает от предыдущей ступени объективации воли к жизни и может осознать, - войны, революции, бессмысленные кровопролития, ложь, обман, разврат и пр.

Человек - есть осознанная воля к жизни, пожирающая природу в целом, но благодаря приходящей, для нужд воли разума способности к абстракции, получает возможность уничтожить саму себя и обрести искупление от мира.

«Основное свойство мировой воли состоит в том, что она ни к чему не направлена, нет никакой конечной цели, то есть, нет никакого смысла».

Закон объективации: «Чем более совершенный и сознательный уровень обнаружения мировой воли достигается, тем более трагический характер он приобретает». Шопенгауэр: «Чем умнее и глубже человек, тем труднее и трагичней его жизнь». В противоречие входят две силы: стихия «мировой воли» и человеческий разум. В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла - иллюзии, придумывание занятий. Человек - это существо, в котором «мировая воля» борется сама с собой. Способы достойной жизни (поиск «тихих гаваней»):

  • Искусство, которое создает прочную иллюзию красоты.
  • Этический (моральный) аскетизм: отказ от соблазнов, то есть бессмысленной траты энергии.
  • Философия, которая выясняет подлинную причину трагичности бытия.

Цель искусства состоит в освобождении души от страданий жизни. Искусство освобождает нас от традиционной суеты жизни.

Воля к жизни реализуется в человеке путем эгоизма (утверждение собственного существования). Но при этом воля проявляет себя двояко. С одной стороны, она - источник безудержного эгоизма, а с другой - реализует себя в свободе. И поэтому человек может пойти против эгоизма по дороге самопожертвования. Нужно относиться к другому как к самому себе, и обогащать свой духовный мир. Но этот удел только для редких и избранных. Шопенгауэр: «И мы видим очень много людей, - трудолюбивых, занятых приумножением богатства».

Произведения

  • «О четверояком корне закона достаточного основания» (Über die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde, )
  • «О зрении и цветах» (Über das Sehn und die Farben, )
  • «Мир как воля и представление » (Die Welt als Wille und Vorstellung, )
  • «О воле в природе» (Über den Willen in der Natur, )
  • «О свободе воли» (Über die Freiheit des menschlichen Willens, )
  • «Об основе морали» (Über die Grundlage der Moral, )
  • «Две основные проблемы этики» (нем. Die beiden Grundprobleme der Ethik , )
  • «Parerga und Paralipomena» ( , - два тома), в составе которого опубликованы, в частности, «Афоризмы житейской мудрости»
  • «Новые Paralipomena» ()

В честь сестры философа Адели назван астероид (812) Адель (англ.) русск. , открытый в 1915 году российским астрономом Сергеем Белявским .

См. также

Примечания

Литература

  • Фишер К. Артур Шопенгауэр. - СПб. : Лань, 1999. - 608 с. - (Мир культуры, истории и философии). - 3000 экз. - ISBN 5-8114-0142-6
  • Ялом, Ирвин Дэвид . Шопенгауэр как лекарство. - ЭКСМО , 2006. - 544 с. - 6100 экз. - ISBN 5-699-19601-2
  • Гардинер Патрик. Артур Шопенгауэр. Философ германского эллинизма. Пер. с англ. О. Б. Мазуриной. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 414 с. - ISBN 5-9524-0676-9 .
  • Андреева И. С., Гулыга А. В. Шопенгауэр. М.: Молодая гвардия , 2003. - 367 с. (ЖЗЛ , Вып. 846) - ISBN 5-235-02551-2 .

Ссылки

  • О Шопенгауэре в Новой философской энциклопедии на сайте ИФ РАН
  • Шопенгауэр, Артур в библиотеке Максима Мошкова

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 22 февраля
  • Родившиеся в 1788 году
  • Родившиеся в Данциге
  • Умершие 21 сентября
  • Умершие в 1860 году
  • Умершие во Франкфурте-на-Майне
  • Философы по алфавиту
  • Выпускники Йенского университета
  • Антинатализм
  • Философы немецкой философской школы
  • Философы XIX века
  • Философы Германии
  • Эстетики

Wikimedia Foundation . 2010 .

Артур Шопенгауэр (нем. Arthur Schopenhauer). Родился 22 февраля 1788 года в Данциге, Пруссия - умер 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне, Германский союз. Немецкий философ.

Один из самых известных мыслителей иррационализма, мизантроп. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, очень высоко оценивал основные работы , называя их «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка ), Упанишад, а также , и других. Критиковал своих современников и . Называл существующий мир, в противоположность софистическим, как он выражался, измышлениям , - «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».

Основной философский труд - «Мир как воля и представление» (1818), комментированием и популяризацией которого Шопенгауэр занимался до самой смерти.

Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр, был образованным человеком, ценителем европейской культуры. Часто ездил по торговым делам в Англию и Францию. Его любимым писателем был Вольтер. Мать Артура, Иоганна, была моложе своего мужа на 20 лет. Она была писательницей и хозяйкой литературного салона.

В 9 лет отец увёз Артура во Францию и оставил в Гавре на 2 года, в семье знакомого. В том же 1797 году родилась сестра Артура, Луиза Аделаида Лавиния, или Адель.

В 1799 году Артур поступил в частную гимназию Рунге, где обучались сыновья самых знатных граждан, готовясь к занятиям коммерцией.

В 1803 году около полугода обучался в Уимблдоне (Великобритания).

В январе 1805 года начал работать в конторе торговой компании в Гамбурге. Весной того же года отец Артура погиб при загадочных обстоятельствах.

В 1809 году (после двухлетней подготовки) поступил в Гёттингенский университет на медицинский факультет, а затем перешёл на философский. В Гёттингене прожил с 1809 по 1811 год. Затем переехал в Берлин, где посещал лекции Фихте и Шлейермахера.

В 1812 году Йенский университет заочно удостоил его звания доктора философии.

В 1820 году получает звание доцента и начинает преподавать в Берлинском университете.

В 1831 году из-за эпидемии холеры покидает Берлин и поселяется во Франкфурте-на-Майне.

В 1839 году получил премию Королевского норвежского научного общества за конкурсную работу «О свободе человеческой воли» .

В 1840-х годах Шопенгауэр стал одним из пионеров появлявшихся тогда в Германии первых зоозащитных организаций.

В 1843 году Шопенгауэр переиздаёт трактат «Мир как воля и представление» и добавляет к нему второй том.

В годы реакции Шопенгауэр получил долгожданное признание. Рихард Вагнер посвящает ему свой оперный цикл «Кольцо нибелунга» .


Был старым холостяком, славился своей внутренней и душевной свободой, пренебрегал элементарными субъективными благами, здоровье ставил на первое место, отличался резкостью суждений.

Был крайне честолюбив и мнителен. Отличался недоверием к людям и крайней подозрительностью.

Временами его охватывал по разным поводам страх: то он бежит из Неаполя из страха перед оспой; то покидает Верону из опасения, что ему подсунули отравленный нюхательный табак; то спит с оружием в руках и прячет в потайные углы ценные вещи из страха перед грабителями.

Шопенгауэр, как и многие другие философы, много времени проводил за чтением книг: «Не будь на свете книг, я давно пришёл бы в отчаяние…». В его библиотеке было 1375 книг. Однако Шопенгауэр весьма критически относился к чтению - в своём произведении «Parerga und Paralipomena» он писал, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения заимствует чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы додумался до них сам, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает черпать идеи из внешних источников, а не из собственной головы. Шопенгауэр с презрением относился к «философам» и «учёным», деятельность которых в основном состоит из цитирования и исследования книг (чем, например, известна схоластическая философия) - он выступает за самостоятельное мышление.

Из книг у Шопенгауэра наибольшей любовью пользовались Упанишады в переводе с санскрита на латынь.

21 сентября 1860 года Шопенгауэр скончался от пневмонии. На могильном камне философа всего два слова: «Артур Шопенгауэр».

Произведения Шопенгауэра:

«О четверояком корне закона достаточного основания» (Über die vierfache Wurzel des Satzes vom zureichenden Grunde, 1813)
«О зрении и цветах» (Über das Sehn und die Farben, 1816)
«Мир как воля и представление» (Die Welt als Wille und Vorstellung, 1819)
«О воле в природе» (Über den Willen in der Natur, 1836)
«О свободе воли» (Über die Freiheit des menschlichen Willens, 1839)
«Об основе морали» (Über die Grundlage der Moral, 1840)
«Две основные проблемы этики» (нем. Die beiden Grundprobleme der Ethik, 1841)
«Parerga und Paralipomena» (1841, 1851 - два тома), в составе которого опубликованы, в частности, «Афоризмы житейской мудрости»
«Новые Paralipomena» (1860).

Философ-пессимист, иррационалист, отрицающий большинство концепций и идей, - именно таким предстал Шопенгауэр Артур широкой публике. Но что же сделало его таким? Подтолкнуло именно к этому мировоззрению? Он всегда считал, что воля - краеугольный камень жизни, та движущая сила, которая вдохнула в нас жизнь и повелевает разумом. Без воли не было бы познания и интеллекта, развития человека в то, что он представляет собой сейчас. Так что же подтолкнуло его на этот путь размышлений?

Детские годы

Будущий философ Артур Шопенгауэр, дата рождения которого приходится на 28 февраля 1788 года, появился на свет в семье коммерсанта и писательницы. С юных лет отец пытался привить мальчику любовь к его работе, но не преуспел в этом. Образование Артур получал эпизодически: несколько месяцев в Гавре, у партнера по бизнесу его отца в возрасте 9 лет, затем обучение в Рунге, в элитной школе - в 11, и к 15 годам юноша переезжает учиться в Великобританию. Но переезды на этом не закончились, и за короткий промежуток он побывал еще в нескольких европейских странах в течение 2 лет.

Семья

Отношения родителей Шопенгауэра были сложными. В конце концов, отец его ушел из семьи, а позже покончил жизнь самоубийством. Мать же была настолько легкомысленная и жизнерадостная особа, что у пессимиста Артура также не хватает терпения жить с ней бок о бок, и в 1814 они разъезжаются, но продолжают поддерживать дружеские отношения. Это помогает молодому философу завести много интересных и полезных знакомств среди богемы того времени.

Взрослая жизнь

Имея довольно крупную сумму на банковском счету и живя на проценты, Шопенгауэр Артур поступает учиться в Геттингенский университет на врачебную специальность. Но уже через два года переводится в Берлинский университет и меняет факультет на философский. Нельзя сказать, что он был прилежным учеником. Лекции его не привлекали, и посещение оставляло желать лучшего, но те вопросы, которые действительно волновали будущего философа, он изучал во всех плоскостях, пытаясь добраться до сути проблемы. Такими, например, были идея свободы воли Шеллинга или теория вторичных качеств Локка. Особого внимания удостоились диалоги Платона и построение Канта. В 1813 году Шопенгауэр Артур защищает докторскую диссертацию о И после этого принимается за работу над своим основным произведением.

Философские труды

Стоит учесть, каким необычным человеком был философ Артур Шопенгауэр. Интересные факты открылись исследователям, которые разбирали его личные записи. Как оказалось, профессиональная неудовлетворенность, жажда известности и слабы приводила писателя в бешенство, отчего из-под его пера появлялись обидные и зачастую несправедливые нападки в адрес предполагаемых конкурентов.

В 1818 году выходит первая книга «Мир как воля и представление», однако она прошла совершенно незамеченной ни для широкой публики, ни для научного сообщества. Издатель понес убытки, а философ получил уязвленное самолюбие. Для того чтобы реабилитироваться в собственных глазах, молодой немецкий философ Артур Шопенгауэр решает читать лекции в Берлинском университете. Но так как в это же время там преподавал Гегель, студенты игнорировали молодого доцента с его мрачным взглядом на жизнь. Не желая быть объектом насмешек или жалости, писатель уезжает в Италию, подальше от университетской суеты. Но через год снова возвращается, чтобы снова попытать счастья на учительской стезе. Даже смерть противника в 1831 году не сделала курс популярнее, и молодой человек уходит из преподавания навсегда.

Переезд. Жизнь с чистого листа

Покинув Берлин из-за эпидемии холеры и переехав во Франкфурт-на-Майне, «рождается» новый холостяк - Артур кратко и редко, но все-таки мелькала в его жизни. Так, он получил премию Норвежского научного королевского общества за свою статью. Публикации его все также не пользовались популярностью, а переиздание книги, теперь разбитой на два тома, опять оказалось провальным. Негативизм, мизантропия и отчаянье все больше росло в Шопенгауэре. Он стал ненавидеть всех философов оптом и каждого в отдельности, особенно Гегеля, который заразил своими идеями всю Европу.

Революция

«А завтра была война…». Нет, конечно, никакой войны не было, но после революции 1848-1849 годов мировоззрение людей, их проблемы, цели и взгляды сильно изменились. Они стали более трезво и пессимистично смотреть на окружающую их действительность. Это позволило появиться возможностям, которыми не преминул воспользоваться Артур Шопенгауэр. Философия кратко смогла поместиться в афористических выражениях и советах, которые пришлись по душе соотечественникам. Издание этой книги принесло философу известность и славу, о которой он так мечтал.

Поздняя слава

Теперь Шопенгауэр Артур мог быть доволен своею судьбой. Его дом был полон, совершались целые паломничества по местам его жительства. Университеты читали лекции, посвященные его философии, были и персональные ученики. В 1854 году Вагнер посылает ему свою знаменитую тетралогию «Кольцо Нибелунгов» с автографом, этот знак внимания биографы считали особенно важным.

Через пять лет выходит повторное издание «Мира как воли и этики», а еще через год переиздаются его статьи, очерки и афоризмы. Но автор их уже не увидел. Пневмония застала его внезапно, и 21 сентября 1860 года умер Артур Шопенгауэр. Краткая биография, изданная позже, сумела передать свою правдивость слов покойного философа: «Закат моей жизни стал зарей моей славы».

Пессимистическая философия стала популярна во второй половине девятнадцатого века. Именно в этот момент воля стала значить много для людей, выживших в огне Революции. Согласно этим постулатам, страдание - это благо, а удовлетворение - зло. Объяснял философ такую позицию достаточно просто: только неудовлетворенность позволяет нам острее чувствовать свои потребности и желания. Когда потребность удовлетворяется, то страдание пропадает не какое-то время, но нельзя убрать его навсегда, а значит жизнь - череда страданий от рождения к смерти. И как вывод из всего этого философская идея Шопенгауэра гласит, что в таком мире, как этот, лучше вообще не появляться на свет. Она оказала значительное влияние на мировоззрение и восприятие исторических событий таких личностей, как Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альберт Эйнштейн и Лев Толстой. Каждый из этих людей так или иначе повлиял на развитие общества, изменил мнение своих современников о том, какой должна быть жизнь. И этого всего могло не произойти, если бы не отвергнутый и забытый в юности Артур Шопенгауэр.

Он проповедовал аскетизм и вегетарианство, но позволял себе мясо, любил вино, женщин, обожал искусство и путешествия. Таков был этот выдающийся немецкий философ, в число приверженцев которого входил Лев Толстой.

Портрет 29-летнего Артура Шопенгауэра кисти Л. Руля

Господин Шопенгауэр, что такое жизнь?

"Господин Шопенгауэр, давайте обратимся к экзистенциальным вопросам. Скажите, что такое жизнь? - Жизнь каждого, в общем и целом, представляет собой трагедию, но в своих деталях она имеет характер комедии. - Значит, вся наша борьба за достижение высоких целей смехотворна? - Мир все равно что ад, в котором люди, с одной стороны, мучимые души, а с другой - дьяволы. - Неужели все так плохо? - Человек, в сущности, дикое ужасное животное. Мы знаем его лишь в укрощенном и прирученном состоянии, которое называется цивилизацией" .

Вот такой диалог ведет некий журналист с Артуром Шопенгауэром. Эта беседа озвучена в аудиокниге, которую выпустил мюнхенский философ Андреас Бельве (Andreas Belwe). Журналист - вымышленный. А в качестве "ответов" Шопенгауэра Андреас Бельве представил подлинные цитаты философа.

"Думаете, человек никогда не изменится? - Человек в своей свирепости и беспощадности не уступит ни одному тигру и ни одной гиене. - Вполне вероятно, что так оно и есть. Когда заглядываешь в историю и видишь, на что способен человек, теряешь всякую веру в него... - Дело может зайти так далеко, что иному, быть может, особенно в минуты ипохондрического настроения, мир покажется с эстетической стороны музеем карикатур, с интеллектуальной - желтым домом, а с моральной - мошенническим притоном".

"Наше спасение - в умении сострадать"

По Шопенгауэру, жизнь подобна маятнику, раскачивающемуся между страданием и праздностью. Один из способов спастись от боли философ видел в умении сострадать другим, причем не только людям, но и растениям, животным. По словам Шопенгауэра, "сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными ".


Шопенгауэр с пуделем (карикатура Вильгельма Буша)

Против научных экспериментов над животными он начал выступать, еще будучи студентом. Кстати, уже тогда, в годы учебы, он практически везде появлялся в сопровождении очаровательного пуделя. Его последнюю собаку (тоже пуделя) звали Буц. Шопенгауэр так ее любил, что завещал на ее содержание довольно крупную сумму денег.

Шопенгауэр был убежден, что лишь сострадание может побороть эгоизм, что именно оно - основа любой этики. И в этом смысле его жизненная философия близка к буддизму. Его даже нередко называли "франкфуртским Буддой".

Аскетизм "а ля Шопенгауэр"

Впрочем, Шопенгауэр нередко противоречил самому себе. Так, он проповедовал аскетизм и вегетарианство, однако порой позволял себе мясо и очень любил вино.

Он презрительно высказывался в адрес женщин. "Единственный мужчина, который не может прожить без женщин, это гинеколог" , - любил, к примеру, говорить философ, который, к слову, никогда не был женат. Тем не менее, в дополнении к своему завещанию, сделанному за полтора года до смерти, Шопенгауэр указал, что пять тысяч талеров (то есть одну шестую часть своего состояния, а для того времени это была весьма значительная сумма) он оставляет в наследство некой госпоже Каролине Медон (Caroline Medon).

С Каролиной Медон Шопенгауэр познакомился в 1830 году Берлине. Она уже успела побывать замужем и имела двоих сыновей. Каролина пела в хоре Берлинской оперы. Шопенгауэр даже подумывал о женитьбе, но когда заподозрил возлюбленную в неверности, прекратил с ней отношения. Связь возобновилась лишь многие годы спустя. Каролина была самой известной, но не единственной женщиной в жизни Шопенгауэра. Его биографы упоминают и о других связях, в том числе с красавицей Флорой Вайс (Flora Weiß), дочерью одного берлинского скульптора. Девушка была на 22 года моложе Шопенгауэра.

Но вот в чем Шопенгауэр абсолютно себе не отказывал, так это в путешествиях по разным странам и в наслаждении искусством. Он просто обожал живопись и музыку. Прекрасное он выделял как центральную категорию эстетики. Философ боготворил красоту.

Путь великого пессимиста

"Аскет" Шопенгауэр мог многое себе позволить. Он родился в 1788 году в Данциге (ныне Гданьск) в семье состоятельного коммерсанта и никогда не нуждался в деньгах. Отец Шопенгауэра был дисциплинированным педантом, но также очень образованным человеком и большим ценителем культуры. Мать - жизнерадостной, обожавшей искусство и талантливой поэтессой и писательницей. Ее салон всегда был полон интересных людей. Захаживать туда любил и великий Гёте.

В 15-летнем возрасте Артур Шопенгауэр поступил в частную коммерческую гимназию. Затем он начал учебу на медицинском факультете Геттингенского университета, но позже перешел на философский. После его окончания преподавал философию в Берлине, во Франкфурте-на-Майне. Он в совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками. Основной философский труд Шопенгауэра - "Мир как воля и представление". Философ комментировал его до самой своей смерти.

Артур Шопенгауэр умер 21 сентября 1860 года во Франкфурте-на-Майне. Девять лет спустя один из его горячих приверженцев, великий русский писатель Лев Толстой, написал: "Читая его, мне непостижимо, каким образом может оставаться его имя неизвестно. Объяснение только одно - то самое, которое он так часто повторяет, что, кроме идиотов, на свете почти никого нет ".

Цитаты «философа пессимизма» Артура Шопенгауэра

  • Кто не любит одиночества - тот не любит свободы.
  • Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.
  • Есть одна только врожденная ошибка - это убеждение, будто мы рождены для счастья.
  • Для каждого человека ближний - зеркало, из которого смотрят на него его собственные пороки; но человек поступает при этом как собака, которая лает на зеркало в том предположении, что видит там не себя, а другую собаку.
  • Самостоятельность суждений - привилегия немногих: остальными руководят авторитет и пример.
  • Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет.
  • К какому выводу в конце концов пришли Вольтер, Юм и Кант? - К тому, что мир есть госпиталь для неизлечимых.
  • Вежливость - это фиговый лист эгоизма.
  • В нас существует нечто более мудрое, нежели голова. Именно, в важные моменты, в главных шагах своей жизни мы руководствуемся не столько ясным пониманием того, что надо делать, сколько внутренним импульсом, который исходит из самой глубины нашего существа.
  • Внутренняя пустота служит истинным источником скуки, вечно толкая субъекта в погоню за внешними возбуждениями с целью хоть чем-нибудь расшевелить ум и душу.
  • Истинный характер человека сказывается именно в мелочах, когда он перестает следить за собой.
  • Между гением и безумным то сходство, что оба живут совершенно в другом мире, чем все остальные люди.
  • Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо - его природу.
  • Всякий замкнут в своём сознании, как в своей коже, и только в нем живет непосредственно.
  • Разумно было бы почаще говорить себе: «Изменить я этого не могу, остается извлекать из этого пользу».
  • Ты не можешь ничего поделать с окружающей тебя тупостью! Но не волнуйся напрасно, ведь камень, брошенный в болото, не производит кругов.
  • Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца, хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно, важнее того, что есть у человека.
  • Посредственность озабочена тем, как бы убить время, а талант - как бы время использовать.
  • Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг.
  • Одним из существенных препятствий для развития рода человеческого следует считать то, что люди слушаются не того, кто умнее других, а того, кто громче всех говорит.
  • Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать.
  • Каждый ребенок в какой-то мере гений, и каждый гений в какой-то мере ребенок.
  • Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.
  • Прощать и забывать - значит бросать за окно сделанные драгоценные опыты.
  • Смерть - вдохновляющая муза философии: без нее философия вряд ли бы даже существовала.
  • Не подлежит сомнению, что упрек оскорбителен лишь постольку, поскольку он справедлив: малейший попавший в цель намек оскорбляет гораздо сильнее, чем самое тяжкое обвинение, раз оно не имеет оснований.

Имя: Артур Шопенгауэр (Arthur Schopenhauer)

Возраст: 72 года

Деятельность: философ

Семейное положение: не был женат

Артур Шопенгауэр: биография

Крупнейший философ-иррационалист 19 века являлся крайне противоречивой натурой. Сторонник идей аскетизма ни в чем себя не ограничивал; будучи убежденным вегетарианцем – не помышлял о жизни без мяса; всем сердцем ненавидел женщин, но любил общество милых дам. По сей день это несоответствие между философией пессимизма и жадностью к наслаждениям жизни вызывает жаркие споры среди современников.


Одни видят в Шопенгауэре «мученика», пытающегося найти способ преодолеть трагизм жизни. Другие уверены, что маэстро являлся эгоистом, любящим гиперболизировать проблемы окружающей действительности, возводя их в ранг абсолюта. Но никто и не будет отрицать того, что мысли и наблюдения Артура оказали влияние на культуру философии, став отправной точкой для новых концепций.

Детство и юность

22 февраля 1788 в городе Данциг в зажиточной семье Шопенгауэров на свет появляется мальчик. Отец и мать дают имя младенцу Артур.

Генрих Флорис Шопенгауэр, отец Артура, потомственный купец, который гордился делом, доставшимся по наследству. Поддерживая репутацию семейства, он делал все возможное, чтобы бизнес процветал, и его жена с детьми ни в чем не нуждались. Генрих являлся не только грамотным коммерсантом, но и человеком богатой душевной организации.


Люди, имевшие с ним дело, отмечали присущую ему принципиальность, неподкупность и справедливость, за что отец философа заслужил уважение в родном городе. В 38 лет Генрих берет в жены 18-летнюю Иоганну-Генриетту Трозинер. Чувств в этом союзе не было, был расчет. Пытливая и холодная Генриетта верила в то, что в этом браке ей придется беспокоиться лишь о том, какое платье надеть сегодня на бал. Генрих понимал, что не вечен, и ему нужны наследники.

Артур прожил в родном городе ровно пять лет. В 1793 году Данциг подвергся блокаде прусских войск и перестал быть вольным городком. Свободолюбивое семейство не хотело пресмыкаться перед захватчиками и в марте переселилось в Гамбург. На протяжении 12 лет Шопенгауэры не меняли места жительства. Генрих мечтал дать сыну достойное образование.


В 9 лет Шопенгауэр старший отправляет Артура во Францию к своему другу в Гавр. На протяжении двух лет мальчик обучается у лучших преподавателей города. Вернувшись домой, юный Шопенгауэр в совершенстве говорил на французском, а родной немецкий язык давался будущему философу с трудом. В 11 лет мальчик поступает в гимназию Рунге, где воспитывали исключительно детей коммерсантов. В этой школе кроме общепринятых предметов преподавали фехтование, рисование, игру на флейте и танцы.

В январе 1805 года по наставлению отца Артур поступает торговую контору коммерсанта и сенатора Иениша. Там мальчик понимает, что торговля - это не то, чем бы он хотел заниматься в будущем.

Ко всему прочему, весной 1805 года погибает отец Артура. Генрих упал из окна чердака в водный канал и утонул. Злые языки поговаривали, что это было самоубийство. Назывались разные причины: одни утверждали, что Генрих предвидел скорое банкротство и не смирился с этой мыслью, вторые говорили, что дело в проблеме со здоровьем. Мальчик, любивший отца, тяжело переживал его смерть, и даже если бы одна из этих «причин» была правдивой - он никогда не смог бы это принять.


После смерти главы семейства, власть в доме перешла к Иоганне. Мать философа без зазрения совести окружить себя литераторами, художниками и политическими деятелями, открывает в Веймаре салон. Среди гостей женщины появлялись именитые персоны: Виланд, братья Шлегели, и даже сам Гетте. Пока Иоганна вела праздный образ жизни, Артур продолжал обучаться коммерческому делу. Обучался юноша до тех пор, пока новый друг Иоганны не убедил ее отдать сына в Геттингенский университет.

Медицинский факультет сразу привлек внимание Артура, но под влиянием преподавателя Г. Шульца юноша сфокусировался на философии, перейдя на соответствующий факультет В Геттингене Шопенгауэр пробыл с 1809 по 1811 года. В 1811 году Артур переезжает из Веймара в Берлин. Там жил философ Фихте,находящийся в тот момент на пике популярности. Юный Шопенгауэр посещал лекции, коллоквиумы и не раз вступал в конфронтацию с мэтром. Со временем уважение к Фихте испарилось, зато пришли пренебрежительное отношение и насмешка.


Артур с усердием изучает естественные науки: химию, астрономию, физику, зоологию, геогнозию. Юноша прослушал курс по скандинавской поэзии, изучал творчество писателей эпохи Возрождения, тяготел к средневековой философии. Только юриспруденция и богословие не привлекали студента. Сосуд остальных наук юному Артуру хотелось осушить полностью.

В 1813 году юный мыслитель должен был получить докторскую степень в Берлине. Но его планы подкорректировала военная обстановка. Над конструкцией сочинения «О четверояком корне закона достаточного основания» Артур работал на протяжении лета.

В начале октября старания Шопенгауэра были оценены по достоинству: Иенский университет провозглашает Артура доктором философии.

Литература

«Мир как воля и представление» – Центральная работа Артура Шопенгауэра. В книге собраны воззрения мэтра относительно жизни, его видение воспитания, одиночества и долга. При написании этого произведения Шопенгауэр вдохновлялся работами Эпиктета и . Мыслитель хочет донести до читателя мысль о том, что вне зависимости от внешних благ, внутренняя целостность человека и гармония с самим собой, а также физическое здоровье тела - единственной причина счастья.


Книга «Эристика или искусство побеждать в спорах» написана в 19 веке, но именно сейчас она является крайне актуальной. В книге Шопенгауэр раскрывает секреты ведения беспроигрышных диспутов. Артур объясняет, как быть правым, даже если ты не прав. По мнению автора, для того, чтобы победить в споре, нужно правильно апеллировать фактами.

В книге «О ничтожестве и горестях жизни» Шопенгауэр пишет о том, что человечество находится в плену собственных желаний – с каждым днем потребности растут, ничто не в силах утолить наши страсти, каждый старый порыв рождает новый, более мощный.


Книга «Метафизика половой любви». Публикуемые тексты знакомят читателя с этическими воззрениями Шопенгауэра. Здесь преобладает сущность половой любви, принятие самого факта смерти и смертности человека. Непоколебимая жажда жизни, сила инстинктов, проявления иллюзорности мира, которые представлены в сюжетах книги, где каждый читатель сможет найти себя.

Личная жизнь

Шопенгауэр не был привлекательным: Философ был низкого роста, узкоплеч и имел непропорционально большую голову, которая из-за размеров тела смотрелась комично.

Несмотря на отсутствие внешнего лоска, парень одевался изящно. У него было собственное видение моды. Даже в подборе одежды мужчина являлся неисправимым индивидуалистом. Но мизантроп остается мизантропом, даже будучи одетым с иголочки.


Малообщительный юноша был чужд обществу и девушкам. Однако в редких беседах парень привлекал внимание не внешностью, а речами, которые, как литературный слог, были просты и точны.

Девушку, посеявшую в душе юного пессимиста зерно женоненавистничества, звали Каролина Джегерман. Шопенгауэр влюбился до беспамятства, решив создать семейный союз, навечно привязав красавицу к себе. Но возлюбленная оказалась не так проста: не захотев обременять себя узами брака, Каролина попросила юного философа оставить ее в покое. Артур не выяснял поэтапно, почему с ним так обошлись. Объяснение молнией пронеслось у него в голове: женщины по природе глупы и недалеки. Эти существа не способны строить будущее. Женщина – оплот греховности и порочности.


Молодой человек становился сексистом, но, несмотря на это прозрение, юноша проводил много времени в компании местных красавиц, флиртовал и, если повезет, предавался любовным утехам.

Каролина посеяла зерно, но корни проросли, когда в жизни Артура появилась знойная итальянка Тереза. Девушка была красива, богата и образована. Знакомство состоялось в 1822 году, в момент путешествия Шопенгауэра в Италию. Молодой человек был на седьмом небе от счастья и всерьез задумался о женитьбе. Один единственный эпизод разрушил планы философа: во время прогулки по городу влюбленные столкнулись с английским писателем лордом Байроном.


Спутница при виде именитого донжуана расчувствовалась и упала в обморок. Артур побоялся, что в будущем столь впечатлительная дама с легкостью наставит рога и поспешно отказался от свиданий с легкомысленной девушкой.

В дальнейшем Шопенгауэр встречался исключительно с легкодоступными девицами: получал то, что было нужно, и бросал их. Каждый новый «роман» был местью итальянской красавице.

Через год Артур вернулся в Дрезден и сообщил во всеуслышание, что семейная жизнь не для него и с любовью к женщинам покончено.

Смерть

Шопенгауэр отличался феноменальным здоровьем. Никакая болезнь не могла с ним совладать. Поэтому учащенное "апрельское" сердцебиение 1860 года и легкий дискомфорт в области груди в тот момент не вызвали в философе и капли опасения.

Через четыре месяца, 21 сентября, врач нашел бездыханное тело Шопенгауэра: болезнь застала "врасплох", когда мужчина пил кофе в гостиной. Пневмония легких стала посмертной спутницей философа.


Тело не вскрывали, ибо при жизни Шопенгауэр в письменной форме отказался от этой процедуры. При погребении на голову был возложен лавровый венок. Останки маэстро пессимизма предали земле 26 сентября на местном кладбище во Франкфурте.

Неприметная надгробная плита, увитая плющом, украшает последнее пристанище гения. Нет точки отсчета (даты рождения), нет точки невозврата (даты смерти). Только два слова высечены на той плите: Артур Шопенгауэр.

Цитаты

«Каждого человека можно выслушать, но не с каждым стоит разговаривать».
«Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством».
«Мир - это госпиталь для неизлечимо больных людей».
«Не будь на свете книг, я давно пришел бы в отчаяние».
«Когда люди вступают в тесное общение между собой, то их поведение напоминает дикобразов, пытающихся согреться в холодную зимнюю ночь. Им холодно, они прижимаются друг к другу, но чем сильнее они это делают, тем больнее они колют друг друга своими длинными иглами. Вынужденные из-за боли уколов разойтись, они вновь сближаются из-за холода, и так - все ночи напролет».

Библиография

  • «О четверояком корне закона достаточного основания» (1813)
  • «О зрении и цветах» (1816)
  • «Мир как воля и представление» (1819)
  • «О воле в природе» (1826)
  • «О свободе воли» (1839)
  • «Об основе морали» (1840)
  • «Две основные проблемы этики» (1841)
  • «Parerga und Paralipomena» (1841, 1851 - два тома)
  • «Новые Paralepomena» (1860)
Поделиться